DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10018
И. Э. Астахов
Новые данные к жизнеописанию православных архиереев ХХ в. на примере биографии епископа НикодимА (Воскресенского)
Аннотация:
В истории Русской Православной Церкви XX в. запечатлены имена многих выдающихся людей. Биографии одних подробно раскрыты, других — довольно скудны. Последнее касается и жизнеописаний многих архиереев. Подобные пробелы могут быть восполнены посредством ранее не исследованных архивных материалов. В данной статье предпринята попытка исправления и дополнения биографии незаурядного деятеля Русской Православной Церкви конца XIX — нач. XX в. епископа Никодима (Воскресенского).
Ключевые слова: епископ Никодим (Воскресенский), Император Николай II, Сретенский монастырь, Никандрова пустынь, Псково-Печерский монастырь, Юрьев монастырь, митрополит Арсений (Стадницкий), епископ Алексий (Симанский)
В настоящее время в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской входят имена более 1 700 святых. Биографии одних хорошо известны, жизнеописания других довольно скудны. Кроме того, целый сонм подвижников XX в. еще не канонизирован, а их биографии полны неточностей и пробелов. Думается, что обнаружение и анализ новых архивных данных поможет в деле канонизации.
Важной причиной, которая побуждает подробно исследовать биографии священнослужителей, является то, что до 1917 г. практически все они занимались общественной деятельностью. Эта информация очень важна для анализа вклада Церкви в развитие регионов и для изучения истории края в целом.
В настоящем исследовании будет затронут вопрос поиска новых архивных данных о жизни и деятельности исповедников Русской Церкви XX в. Стоит отметить, что наличием многочисленных неточностей страдают даже биографии архиереев, не говоря уже о рядовых священниках и мирянах. В данной статье будет предпринята попытка уточнения и дополнения биографии епископа Никодима (Воскресенского). На этом примере будет
показано, как много ранее неизвестных биографических данных находится в архивах.
Общее жизнеописание владыки Никодима доступно в сети Интернет [5]. Поэтому в настоящей работе особое внимание будет уделено малоизвестным и неизвестным фактам жизни архипастыря. В основном это касается его служения в морском ведомстве, встреч с императором Николаем II, наград и общественной деятельности. Информация о перечисленных эпизодах была получена по большей части из ведомости Юрьева монастыря за 1918 г., которая хранится в Государственном архиве Новгородской области [2]. Кроме того, ряд малоизвестных фактов был добыт из книги архимандрита Тихона (Секретарева) [9, с. 65-72]. Для составления целостной картины все эти данные нужно рассматривать в контексте жизни епископа Никодима.
Николай Саввич Воскресенский происходил из духовного, а не военного сословия [2], как указано в его биографии [5]. Был холост [2]. В 1870 г., после окончания высшего отделения 4-го класса Тульского духовного училища, он был определен послушником в московский Сретенский монастырь [2]. 11 июня 1872 г. Николай Воскресенский был посвящен в стихарь [5], 22 января 1875 г. пострижен в монашество с именем Никодим, через полгода, 20 июля 1875 г., рукоположен во диакона [5], а 30 октября 1883 г. — в сан иеромонаха. [5]. С 1885 по 1892 г. отец Никодим находился в командировке по морскому ведомству [2], в 1886-1889 гг. участвовал в кругосветном путешествии на корвете «Витязь» под командованием капитана С. О. Макарова, в будущем знаменитого адмирала [4].
В 1890 г. отец Никодим был награжден золотым наперсным крестом. В 1891 г. получил диплом пожизненного члена и сотрудника Императорского Православного Палестинского общества с правом ношения темно-бронзового знака [2]. Видимо, иеромонах Никодим принимал активное участие в деятельности общества.
В 1890-1892 гг. отец Никодим являлся благочинным всех судов, плавающих в Тихом океане [2]. То было время, когда Россия решила твердо закрепиться в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Это ответственное назначение свидетельствовало о доверии, которым пользовался священник.
В 1891 г. началась стройка Транссибирской магистрали. В том же году был заложен ее конечный пункт — вокзал во Владивостоке. Кроме того, в 1890-1891 гг. свое путешествие на Восток совершал наследник престола цесаревич Николай Александрович. В апреле 1891 г. будущий император Николай II побывал в Японии. Иеромонах Никодим встречался с августейшим путешественником и сопровождал его [9, с. 70]. В 1891 г. цесаревич пожаловал священнику крест, украшенный драгоценными камнями.
В том же году отцу Никодиму был подарен золотой с драгоценными украшениями наперсный крест от чинов команды крейсера I ранга «Владимир Мономах» [2]. Все это, несомненно, свидетельствует о значительной работе, проделанной священником на столь ответственном посту.
В 1892 г. отец Никодим вернулся в Сретенский монастырь. Здесь в 1893 г. он был награжден набедренником. В следующем году священника приняли в Псковскую епархию и причислили к архиерейскому дому [2]. Отец Никодим оказался там неслучайно. В 1893 г. Псковскую епархию возглавил епископ Антонин (Державин), бывший в 1883 г. настоятелем Сретенского монастыря [3]. Именно в период его игуменства о. Никодим был рукоположен в сан иеромонаха, а после возведен в сан игумена и назначен настоятелем Никандровой пустыни [2].
Новый настоятель обители трудился не покладая рук. В 1895 г. Святейший Синод разрешил отцу Никодиму носить наперсный крест на красной нити, которым его наградил Патриарх Иерусалимский. В 1897 г. Псковская духовная консистория благословила игумена носить серебряный знак Императорского Российского общества спасания на водах. В том же году за устройство удобного и приличного помещения для богомольцев Ни-кандровой пустыни ее настоятелю было преподано архипастырское благословение [2].
В 1898 г. игумен Никодим был возведен в сан архимандрита. В 1900 г. ему было преподано архипастырское благословение с грамотою за постоянное примерное и ревностное попечение о благоустройстве и благосостоянии вверенной ему обители и благолепии храмов, находящихся в ней [2]. Вот как вспоминал о монастыре современник: «На первом плане высится отдельная каменная колокольня, за нею соборный храм Благовещения Пресвятыя Богородицы, с сияющими на главах золотыми звездами, и другие церкви. Массивное каменное двухэтажное здание — настоятельские кельи, трапезная и братские корпуса, каменная ограда с башнями с южной и западной сторон, как кольцом, окружают монастырь. Вне монастыря с западной стороны расположены монастырские службы и удобные гостиницы для богомольцев. Вся внутренность монастыря вокруг соборного храма с одной стороны занята плодовым садом, а с другой — против корпусов — цветочными клумбами, огороженными палисадником. Как приятно смотреть на все это! Везде видны благоустройство, попечение и порядок. Богослужение совершается по монастырскому уставу, без опущений, с ка-нонархом... Стройное пение иноков, внятное и неспешное чтение, тишина и полумрак невольно располагают каждого к умилительной и усердной молитве» [6].
Отец Никодим явно был на хорошем счету как у священноначалия, так и у гражданской власти. В 1903 г. при встрече императора Николая II
в псковском Мирожском монастыре архимандрит Никодим преподнес Государю икону-складень. Это икону Николай Александрович всегда брал с собой в путешествия [9, с. 70]. В 1904 г. отец Никодим был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а в 1905 г. всемилостивейше определен почетным членом Порховского уездного попечительства о детских приютах [2]. Наконец, в 1906 г. он был назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря. С епископом Арсением (Стадницким), возглавлявшим Псковскую епархию с 1903 г. [10], у отца Никодима сложились хорошие отношения.
В 1906 г. архимандрит Никодим был награжден орденом Святой Анны
4-й степени и в том же году резолюцией епископа Арсения утвержден в должности попечителя печерской церковно-приходской школы при монастыре и в должности почетного попечителя видилебской церковно-при-ходской школы. В 1908 г. в воздаяние за заботы и внешнее благоустройство Арсеньевской псаломщической школы в Псковской епархии владыке была объявлена архипастырская признательность с выдачей свидетельства [2].
5-13 июля 1909 г. архимандрит Никодим был участником Первого Всероссийского иноческого съезда в Троице-Сергиевой лавре [5].
24 января 1908 г. архимандрит Никодим был удостоен встречи с Николаем II. Владыка преподнес государю икону святителя Николая, а также альбом с описанием и видами Псково-Печерского монастыря. Наследнику цесаревичу Алексею владыка принес в дар нагрудный золотой образок Ангела Хранителя. Император вспомнил о путешествии на Дальний Восток в 1891 г., о встрече в 1903 г. и в конце сказал отцу Никодиму: «Я слышу о Вас все доброе, и что Вы трудитесь, и таланта, данного Вам от Бога, не зарываете в землю» [9, с. 70]. Архимандрит Никодим был глубоко тронут отношением государя к нему.
Будучи настоятелем Псково-Печерского монастыря, отец Никодим занимался преимущественно строительством. В 1910-1911 гг. при нем был вырыт и укреплен артезианский колодец, проведено отопление в Успенском соборе. В 1912 г. владыка руководил строительством ряда городских зданий: больницы, богадельни, сиротского дома, городского рынка. В 1913 г. при его содействии Петровская башня святых ворот была украшена часами [9, с. 68].
Отец Никодим был ревнителем благочестия, истинным монахом и имел свое представление об устройстве монастыря. Благодаря его трудам в 1912 г. Псково-Печерский монастырь был переведен из штатных в общежительные [9, с. 72]. В 1910 г. архимандрит Никодим был назначен исполняющим должность благочинного монастырей епархии, а в 1911 г. утвержден в этой должности [2].
В 1911 г. отец Никодим был награжден орденом Святого князя Владимира 4-й степени. В том же году епископом Псковским Алексием,
вследствие особого удовольствия, высказанного Великой княгиней Елизаветой Федоровной при посещении Псково-Печерского монастыря 8-9 июля 1911 г. [9, с. 67], за образцовый порядок и благоустройство обители владыке Никодиму была выражена архипастырская благодарность.
В 1912 г. архимандрит Никодим состоял почетным блюстителем Пор-ховского духовного училища [2]. К тому времени он имел довольно широкую известность, в том числе среди членов императорской фамилии. Поэтому неслучайно, что 24 октября 1913 г. королевой эллинов Ольгой Константиновной (внучкой императора Николая I) владыка был избран членом Высочайше учрежденного комитета по сооружению храма святой Ольги в погосте Выбуты Псковской епархии [2]. Храм был заложен 11 июля 1914 г. в присутствии королевы Ольги Константиновны, но так и не был возведен до конца. То, что успели построить, было взорвано в 1930-е гг. [7].
В 1914 г. архимандрит Никодим был награжден орденом Святого князя Владимира 3-й степени, перемещен на должность настоятеля Юрьева монастыря и назначен благочинным монастырей Новгородской епархии [2]. Скорее всего, это произошло по инициативе архиепископа Арсения (Стадницкого), управлявшего Новгородской епархией с 1910 г. [10].
С началом Первой мировой войны отец Никодим состоял председателем монастырского комитета и членом епархиального комитета по содержанию помощи раненым воинам и их семьям. 15 декабря 1915 г. по предложению новгородского губернатора и с благословения митрополита Арсения владыка был утвержден попечителем инвалидного дома для беженцев, находящегося при Юрьевом монастыре [2].
Что касается епархиальной жизни, то архимандрит Никодим стал одним из доверенных лиц епископа Тихвинского Алексия (Симанского), который в то время фактически управлял Новгородской епархией из-за частого отсутствия митрополита Арсения. В феврале 1919 г. отец Никодим по поручению Патриарха Тихона помогал владыке Алексию при осмотре почитаемых останков местных святых в новгородском Софийском соборе и в Сковородском монастыре [5]. В 1920 г. архимандриту Никодиму было преподано Патриаршее благословение [2].
В конце 1920 г. и в феврале 1921 г. епископ Алексий и ряд священнослужителей и мирян, в числе которых был архимандрит Никодим, подверглись судебным преследованиям, как «контрреволюционные элементы». В первый раз было предъявлено обвинение в освидетельствовании мощей. Второй раз их обвиняли в продолжении работы Новгородского епархиального совета. Обвиняемые так и не были отправлены в тюрьму [5].
В 1922 г. советская власть решила изъять ценности из монастырей и храмов, якобы для помощи голодающим. Большевики никак не могли обойти стороной богатейший Юрьев монастырь. По их мнению, в Юрьевом
монастыре хранилось драгоценностей на 6 млн руб. в довоенных деньгах. Все ценности большевики планировали вывезти в двух вагонах. 10 января 1922 г. в Юрьев монастырь без мандатов заявилась комиссия, которая сверила и опечатала имущество. На следующий день члены комиссии приступили к изъятию. Вот что пишет по этому поводу новгородская исследовательница И. Д. Савинова: «Сохранился подробный доклад архимандрита об этой первой экспроприации: "...иконы оставляли без окладов или без риз. Ризы с икон снимали, ломали руками. Которые было не под силу сломать руками, те сминались человеческими ногами, как обыкновенный предмет. Верующие, видя это гнусное дело и поступок русского человека, отворачивали лицо.". Архимандрит представил митрополиту Арсению два акта на изъятые ценности, в которых [было] 60 и 50 наименований. В их числе панагии с камнями (9), серебряные кресты, старинное столовое серебро. Были изъяты золотые часы датской работы, принадлежавшие графине Ор-ловой-Чесменской. На одном из актов в правом верхнем углу владыка Арсений оставил провидческую резолюцию: "1922 января 24/6 февраля. Хранить на память для истории. А, может быть, придется и беречь как действительность, свидетельствующую о положении Церкви"» [8, с. 36-37].
В феврале 1922 г. Патриарх Тихон писал в своем указе: «...Хвалим и лобызаем архимандрита Никодима, настоятеля Юрьева монастыря Новгорода, боговдохновенно отдавшего из монастыря ценности на многие миллионы рублей на священную войну против тевтонов (немцев). Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз и чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания Нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей. Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов...» [1, с. 191].
В феврале или марте 1922 г. патриаршим указом владыка Никодим был перемещен на новое место служения. На открытом судебном процессе в Барнауле в 1925 г. он упоминался как «бывший эконом Патриарха Тихона» [5].
4 декабря 1924 г. архимандрит Никодим был хиротонисан во епископа Барнаульского, викария Томской епархии. К тому времени ему было уже почти 70 лет. Несмотря на возраст, на новом послушании он проводил активную деятельность как представитель Патриаршей Церкви [5].
В 1925 г. владыка Никодим был назначен епископом Демянским, викарием Новгородской епархии. Однако на новое место служения он поехать не смог, так как был арестован. 15-25 ноября 1925 г. в Барнауле проводился громкий открытый судебный процесс над епископом Никодимом и группой духовенства. Их обвиняли в «использовании религиозных предрассудков с целью свержения советской власти, рассылке к/р писем и воззваний» [5].
Точных данных о последних годах жизни архипастыря обнаружить пока не удалось. Есть информация, что владыка Никодим был приговорен к ссылке в Новгородскую губернию. Умер он в 1930 г. [5].
Епископ Никодим был незаурядным и талантливым представителем Церкви. Имея лишь начальное духовное образование, он стал наместником крупнейших и важнейших монастырей, а после революции был возведен в сан архиерея. Несмотря на незнатное происхождение, отец Никодим был известен членам императорской фамилии и знаком с самим императором. Думается, что архивы хранят в себе еще немало информации об этом удивительном человеке.
Подводя итог, хочется отметить важность архивных исследований в деле изучения жизнеописаний исповедников и новомучеников Русской Церкви. Кому-то может показаться, что сведения о наградах или общественных достижениях не имеют большого значения. Однако эти данные важны для анализа миссионерской и просветительской деятельности Православной Церкви и отдельных ее представителей.
Благодаря малоизученным данным, хранящимся в Государственном архиве Новгородской области, в данном исследовании была расширена и дополнена новыми деталями биография одного из выдающихся деятелей Русской Церкви конца XIX — нач. XX в. епископа Никодима (Воскресенского). Однако многие данные, хранящиеся в архивах разных регионов, еще не изучены и не опубликованы. С уверенностью можно сказать, что это направление исследований на данный момент является одним из приоритетных.
Источники и литература
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917-1943) / сост. М. Е. Губонин. М.,1994.
2. Государственный архив Новгородской области. Ф. 481. Оп. 1. Д. 179. Л. 1-9об.
3. Григорьева, В. В. Антонин [Державин] / В. В. Григорьева // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/114024.html (дата обращения: 31.03.2020).
4. Еремеев, Л. М. Макаров Степан Осипович / Л. М. Еремеев // Сайт Вологодской областной универсальной научной библиотеки. URL: https://www.booksite.ru/ fulltext/1/001/008/072/743.htm (дата обращения: 29.03.2020).
5. Иванов, А. Никодим (Воскресенский) / А. Иванов // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/articles/version/171298.html (дата обращения: 28.03.2020).
6. История обители Преподобного Никандра. Расцвет // Сайт Свято-Благовещенской Никандровой пустыни. URL: http://www.nikandrova-pustyn.ru/istoriya_nikandrovoj_ pustyni.php?ido=26&lang=rus (дата обращения: 29.03.2020).
7. Святая равноапостольная княгиня Ольга и Псков // Псков. История и архитектура. URL: http://pleskov60.ru/olga.html (дата обращения: 29.03.2020).
8. Савинова, И. Д. Лихолетье. Историческое исследование (приложение к журналу «Чело») [текст] / И. Д. Савинова. Новгород, 1998.
9. Тихон (Секретарев), архим. Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря [текст] / архим. Тихон (Секретарев). Печоры, 2008.
10. Фотий (Нечепоренко), иером. Арсений (Стадницкий) / иером. Фотий (Нечепорен-ко) // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/76250.html (дата обращения: 31.03.2020).
References
1. Gubonin M. E. (comp.). Akty Sviateishego Tikhona, Patriarkha Moskovskogo ivseia Rossii, pozdneishie dokumenty i perepiska o kanonicheskom preemstve vysshei tserkovnoi vlasti (1917-1943) [Acts of his Holiness Tikhon, Patriarch of Moscow and All Russia, the Latest Documents and Correspondence on the Canonical Reception of the Supreme Church Authority (1917-1943)]. Moscow, 1994.
2. Gosudarstvennyi arkhiv Novgorodskoi oblasti [State Archive of the Novgorod Region]. Stock 481. L. 1. Dos. 179.
3. Grigorieva V. V. Antonin (Derzhavin). Available at: http://www.pravenc.ru/text/114024. html (accessed: 31.03.2020).
4. Eremeev L. M. Makarov Stepan Osipovich. Available at: https://www.booksite.ru/ fulltext/1/001/008/072/743.htm (accessed: 29.03.2020).
5. Ivanov A. Nikodim (Voskresenskii). Available at: https://drevo-info.ru/articles/versi-on/171298.html (accessed: 28.03.2020).
6. Istoriia obiteliPrepodobnogo Nikandra. Rastsvet [History of the Monastery of the Monk Nikander. Flourishing]. Available at: http://www.nikandrovapustyn.ru/istoriya_nikan-drovoj_pustyni.php?ido=26&lang=rus (accessed: 29.03.2020).
7. Sviataia ravnoapostol'naia kniaginia Ol'ga iPskov [The Holy Equal-to-the-Apostles Princess Olga and Pskov]. Available at: http://pleskov60.ru/olga.html (accessed: 29.03.2020).
8. Savinova I. D. Likholet'e. Istoricheskoeissledovanie (prilozhenie kzhurnalu «Chelo») [Hard Times. Historical Research (Appendix to the magazine "Chelo")]. Novgorod, 1998.
9. Tikhon (Sekretarev), arkhim. [archimandrite Tikhon (Sekretarev)]. VrataNebesnye. Istoriia Sviato-Uspenskogo Pskovo-Pecherskogo monastyria [The Gates Of Heaven. History of the Holy Dormition Pskov-Pechersk Monastery]. Pechory, 2008.
10. Fotii (Necheporenko), ierom. [hieromonk Photius (Necheporenko)]. Arsenii (Stadnitskii) [Arseny (Stadnitsky)]. Available at: http://www.pravenc.ru/text/76250.html (accessed: 31.03.2020).
I. E. Astakhov
NovYE DANNYE v zHizNEopisANII pRAvosLAvNYKH ARKHIEREEv XX v. na primere biografii episkopa Nikodima (Voskresenskogo) [New Data in the Biography of Orthodox Heresies of the XX Century, on the Example of the Biography of Bishop Nikodim (Voskresensky)]
Abstract:
The history of the Russian Orthodox Church of the XX century has recorded the names of many outstanding people. Biographies of some are known in detail, others are rather
scant for information. This also applies to the lives of bishops. Such gaps can be filled with unexplored archival materials. This article attempts to correct and supplement the biography of an outstanding figure of the Russian Orthodox Church in the late XIX — early XX century, bishop Nikodim (Voskresensky).
Keywords: Bishop Nikodim (Voskresensky), emperor Nicholas II, Sretensky monastery, Nikandrova Pustyn, Pskovo-Pechersky monastery, Yuriev monastery, Metropolitan Arseny (Stadnitsky), bishop Alexy (Simansky)