Научная статья на тему 'Новые акценты в развитии государственного макроэкономического планирования'

Новые акценты в развитии государственного макроэкономического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / методология планирования / национальная экономика / инвестирование / фондовый рынок / финансовый инструмент. / state regulation / planning methodology / national economy / investment / stock market / financial instrument.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые акценты в развитии государственного макроэкономического планирования»

Молчанова Н.П.

д.э.н., профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

НОВЫЕ АКЦЕНТЫ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ

Ключевые слова: государственное регулирование, методология планирования, национальная экономика, инвестирование, фондовый рынок, финансовый инструмент.

Keywords: state regulation, planning methodology, national economy, investment, stock market, financial instrument.

Объективная необходимость государственного регулирования экономики

Успешность развития и устойчивое социально-экономическое положение Российского государства на международной арене во многом определяется принятой системой государственного регулирования как совокупности его форм, а также применяемых методов и инструментов. В общем виде государственное регулирование экономики представляет собой применение правомочными властными структурами, организациями, учреждениями федерального и регионального уровней установленного перечня мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально ориентированных целей, непосредственно связанных с экономической политикой и способствующих её реализации. Принятая система государственного регулирования призвана способствовать стабилизации национальной экономики в условиях динамично изменяющейся конъюнктуры мирового рынка и ее приспособлению к изменяющимся условиям хозяйствования.

Определение всего комплекса причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования, позволяет систематизировать его объекты, под которыми понимаются первичные звенья (предприятия, организации различных форм собственности) сферы производства и сферы услуг, а также отрасли и регионы (субъекты федерации). Воздействию регулятивных инструментов подвергаются организационные, экономические и социальные аспекты экономической деятельности (которые рыночными механизмами не поддерживаются) в целях обеспечения условий для повышения сбалансированности и эффективности воспроизводственного процесса.

Состав нормативных правовых и методических документов, используемые формы и методы управления определяют особенности применяемого механизма государственного регулирования, а эффективность их воздействия зависит от выбранной модели социально-экономического развития и состояния национальной хозяйственной системы страны. В России в процессе трансформации административно-командной системы в рыночную получили распространение различные формы государственного регулирования: государственные заказы, прогнозирование, индикативное планирование, стратегическое планирование, экономическое программирование [1]. Однако до настоящего времени весьма ограниченно (для предприятий государственной формы собственности) сохраняются и элементы директивного планирования.

Особенности директивного планирования и его роль в управлении социалистической экономикой

Директивное планирование применялось для управления экономикой в СССР и других социалистических странах. Основной документ - план экономического и социального развития страны (региона, муниципального образования) - имел силу закона для всех звеньев народного хозяйства и после утверждения становился обязательным для исполнения. Объектом управления в рамках директивного планирования является производственно-хозяйственная деятельность предприятий, территорий в условиях централизованной регламентации внутриотраслевых, внутрирегиональных и внутрипроизводственных пропорций. Основным субъектом управления является федеральный уровень (органы государственной власти), другие же звенья хозяйственной системы (субъекты Федерации, предприятия, организации) выполняют функцию поставщиков информации для принятия решений.

Отличительные черты директивного планирования, которые сохраняют актуальность и в настоящее время, состоят в сочетании принципов пропорциональности, комплексности и выделения приоритетов («ведущих звеньев»), первоочередности учета интересов государства; основными рычагами в условиях ограниченности применяемых факторов производства являются бюджетные ассигнования, лимитирование инвестиций (капитальных вложений), фондирование материально-технических ресурсов, обоснование государственных (муниципальных) заказов. В условиях директивного подхода к планированию территориального развития план выступает как инструмент оперативного управления и становится обязательным для всех исполнителей документом.

Характерные особенности директивного планирования состоят в следующем: план выступает как совокупность командно-распорядительных решений, обязательных для исполнения всеми хозяйствующими субъектами; требуется строгое соблюдение плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов и должностных

лиц за своевременное выполнение плановых заданий. Обеспечивается контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра, происходит формирование устойчивых хозяйственных связей между поставщиками и производителями товаров, работ, услуг; хозяйствующие субъекты как исполнители плана лишены права самостоятельно принимать решения об объемах производства, номенклатуре выпускаемой продукции, ее качественных характеристиках, применяемой технологии и потенциальных потребителях.

Переход на рыночные основы хозяйствования коренным образом изменил отношение к общегосударственному планированию. Распространение в России в начале 1990-х годов идей либерализма, монетаризма, дерегулирования экономики, вместе с процессами приватизации государственной собственности, провозглашением свободы торговли и другими атрибутами рыночной экономики способствовало снижению роли директивного планирования в управлении экономикой. В настоящее время планирование, как одна из функций государства, концентрируется преимущественно в сфере финансов. Ведущей формой финансового планирования, которая сохраняет элементы директивности, является государственный бюджет. Например, Закон о федеральном бюджете разрабатывается ежегодно, проходит рассмотрение и одобрение в Государственной думе Федерального собрания РФ и утверждается в форме Федерального закона [2]. Аналогичная практика принята на региональном и муниципальном уровнях.

Трансформация макроэкономического планирования в рыночных условиях

Экономической наукой выработаны формулировки сущности планирования применительно к различным уровням (иерархиям) управления. Макроэкономическое (общегосударственное, народнохозяйственное планирование) есть процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации, включающий в себя выбор и научную проработку целей, определение средств (путей) их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Сущность макроэкономического планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредством использования системы плановых документов, принципов и методов планирования, общего и специального научного инструментария. Планирование подразумевает не только мыслительную, но и социальную деятельность людей, в процессе которой принимаются решения относительно будущего экономического развития страны и обеспечивается систематическая работа, связанная с подготовкой и обсуждением профессиональным экспертным сообществом законодательных актов, нормативных правовых документов, методических положений и инструкций, ориентированных на достижение общественно значимых целей.

Развитие научных основ планирования в период перехода к рыночной экономике закономерно привело к совершенствованию его форм и применяемых методов, к изменению содержания и состава разрабатываемых плановых документов. В настоящее время по форме проявления и содержанию различают, наряду с директивным, индикативное и стратегическое планирование. Поскольку индикативный план имеет рекомендательный характер, ограниченное количество обязательных заданий и не является директивным, он признан наиболее приемлемой формой государственного регулирования и широко распространен в мировой практике. В стратегическом плане определяются основные направления экономического и социального развития государства на длительный (от 10 до 25 лет) период, и поэтому стратегическое планирование, как искусство руководства, ориентировано на долгосрочную перспективу1.

Установка на системный подход к перспективному развитию содержится в базовом законе о стратегическом планировании [3], согласно которому развитие не только всей страны, но и отдельных отраслей и территорий регламентируется совокупностью прогнозно-плановых документов, разрабатываемых на различных уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном). В их состав в качестве основных входят: долгосрочный прогноз, стратегия социально-экономического развития, государственные и целевые программы, финансовые планы различной продолжительности. Данный порядок применяется и в управлении региональным развитием. Однако, несмотря на стремление к согласованной работе всех заинтересованных участников экономических отношений, всего общества, до настоящего времени не завершено создание целостного комплекса инструментов, опосредующих деятельность по управлению развитием административно-территориальных образований в долгосрочном и среднесрочном периодах, с ориентацией на достижение высоких социальных результатов. В решении этой задачи видное место принадлежит совершенствованию технологии применения различных методов и выстраиванию логистики экономических связей.

Систематизация современных представлений о планировании происходит в увязке с особенностями макроэкономического развития как сложного явления, отражающего экономический рост, структурные изменения в экономике, рост уровня и качества жизни населения. Ключевая роль названных объективных процессов проявляется в их влиянии на создание благоприятных условий для производственной деятельности, повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг. Экономический рост находит отражение в увеличении реального и потенциального доходов (ВВП) в длительный период времени; увеличении суммарной стоимости всех произведенных товаров и услуг в национальной экономике за определенный период времени (как правило, за год). Положительная динамика индикаторов, показывающих рост уровня и качества жизни населения, свидетельствует о лучшем удовлетворении постоянно растущих индивидуальных и коллективных потребностей общества.

1 Стратегическое планирование - это процесс создания и претворения в жизнь программ, планов действий и мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

Современные тенденции развития финансового планирования

На микроуровне суть финансового планирования состоит в определении целесообразности выпуска товаров и производства услуг, пользующихся спросом на рынке, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий. Для коммерческих организаций основными источниками финансовых ресурсов, в том числе и для целей инвестирования, являются собственные (прибыль и амортизация) и заемные (кредиты банков) средства. В условиях свободного ценообразования и конкуренции, недостаток финансовых ресурсов может быть восполнен за счет повышения цен хозяйствующими субъектами на производимую продукцию (работы, услуги). Однако проведение такой политики может инициировать уменьшение спроса, затруднения с реализацией, спад производства и, наконец, банкротство. Для преодоления негативных последствий требуется разработка детального плана действий для каждой организации, который содержал бы комплекс специфических мер, направленный на достижение экономической стабильности. Кроме этого внимания требует работа по антиинфляционной защите амортизационного фонда и проведению регулярной индексации балансовой стоимости основных средств.

Особенности инвестирования хозяйствующих субъектов в контексте экономической безопасности

Инвестирование инновационных производственных проектов и социально значимых проектов в сфере услуг предусматривается в процессе разработки и реализации государственных и целевых программ посредством использования различных методов финансовых отношений. Для проектов в составе государственных программ основной источник финансирования - средства федерального и региональных бюджетов; для проектов в составе целевых программ - наряду с бюджетными ресурсами используются внебюджетные (частные) средства. Характерной тенденцией современного периода являются ограничения по объемам бюджетных ассигнований и переход к кредитованию1. В этой связи необходимо применение прогрессивных форм контроля за целевым использованием льготных кредитных ресурсов. Следует уделять особое внимание совершенствованию механизма долгосрочного банковского кредитования, которому отводится существенная роль в поддержании устойчивости национальной финансовой системы. Также требует внимания формирующийся порядок залога имущества и недвижимости. Из изложенного следует, что одним из основных источников инвестиционных ресурсов для российской экономики в перспективе должен стать банковский сектор, однако он предлагает ограниченный набор инструментов для развития. Например, кредиты реальному сектору экономики России со стороны банковского сектора в течение ряда последних лет составляют от 50 до 54% ВВП, что по сравнению с другими развивающимися странами существенно ниже и является недостаточным для поддержания устойчивых темпов экономического роста (рис 1.)

141,8 ■ 138,5 ■ 124,6 ■ 79,4 69,1 67,2 54,4 51,1 22,6

Китай Корея Малайзия Чили Бразилия ЮАР Россия Индия Мексика

Рисунок 1.

Кредиты реальному сектору экономики со стороны банковского сектора (2015 год, в % к ВВП) [4]

В данном контексте совершенствование макроэкономического планирования увязывается с необходимостью поддержания экономической безопасности государства. Академик Л.И. Абалкин сформулировал существо экономической безопасности как совокупность «условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию» [5]. Как область научного знания экономическая безопасность изучает состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

Инвестиционная безопасность и ее влияние на экономическое развитие

Экономическая безопасность традиционно включает ряд компонентов: сохранение платежеспособности; планирование будущих денежных потоков экономических субъектов; безопасность занятости. Однако в современных экономических условиях в ее состав правомерно включить в качестве самостоятельного компонента инвестиционную безопасность. Данную экономическую категорию можно понимать, с одной стороны, как способность органов государственной власти в рамках существующего правового поля оказывать непосредственное влияние на процессы инвестирования, протекающие в государстве, которые определяют конкурентоспособность и устойчивый рост националь-

1 Для бюджетного финансирования, как потенциального источника инвестиций, характерны безвозвратная и безвозмездная основы; кредитование, напротив, основано на принципах срочности, возвратности и платности.

ной экономической системы; с другой стороны, как независимость от влияния иностранного капитала, вкладываемого в экономику России внешними инвесторами.

Изучение литературных источников позволяет определить угрозы инвестиционной безопасности для России и установить перечень характеризующих их индикаторов. Так, к угрозам инвестиционной безопасности относятся: 1) низкая эффективность производства; 2) неудовлетворительное состояние основных фондов; 3) низкая инвестиционная активность; 4) кризисное состояние инновационного потенциала; 5) неблагоприятная криминальная обстановка. В качестве индикаторов инвестиционных угроз экспертным путем определены предельные показатели инвестиционной деятельности, отражающие негативное воздействие экономических факторов. В частности, эффективность производства характеризуется следующими показателями: ВРП на душу населения; финансовые результаты в организациях и на предприятиях; удельный вес убыточных организаций. Инвестиционную активность [6] отражают показатели объема инвестиций в основной капитал на душу населения, отношение объема инвестиций к ВВП, темпы роста инвестиций в основной капитал; состояние инновационного потенциала - показатели числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки, численность исследователей и затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, средний возраст учёных в России; криминальную обстановку - число зарегистрированных преступлений.

Темпы роста экономики и социальной сферы, результаты экономического развития закономерно находят отражение в объеме и структуре валового внутреннего продукта (ВВП) в целом по национальному хозяйству и валового регионального продукта (ВРП) по субъектам Российской Федерации. Анализ ВРП города Москвы как субъекта Российской Федерации (данные за 2016 год) приводят к выводу о высоком удельном весе в его отраслевой структуре оптовой и розничной торговли (в совокупности с ремонтом автодорожных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) - 32%; операций с недвижимым имуществом - 23%; продукции обрабатывающих производств - 12% и, наконец, транспорта и связи - 9% [7]. Из представленных данных следует, что дальнейший рост ВРП Москвы может быть обеспечен за счет развития традиционных секторов экономики города и реализации начатых инфраструктурных проектов. Предполагается, что структурные изменения, направленные на повышение эффективности социальной инфраструктуры, приведут к росту валовой добавленной стоимости в сфере социальных услуг. Таким образом, Москва является городом, который сохраняет свою привлекательность для инвесторов в долгосрочной перспективе. В качестве приоритетных направлений бюджетного инвестирования, на которые следует ориентироваться практически всем российским регионам, экспертным сообществом рассматриваются транспортная инфраструктура, формирование удобной городской среды, стимулирование развития высокотехнологичных производств и модернизация традиционных секторов промышленности.

Обеспечение устойчивости национальной финансовой системы

Проблемы поддержания экономической и инвестиционной безопасности корреспондируют с обеспечением устойчивости национальной хозяйственной системы и ее важнейшей составной части - финансовой системы. Эти актуальные вопросы являются предметом исследования отечественных ученых и обсуждаются в экономической литературе [см., например, 8]. Ограниченные возможности государственного бюджета по осуществлению долгосрочных финансовых вложений в экономику России обусловливают поиск нетрадиционных источников финансовых ресурсов. Повышается интерес как к известным, так и к новым финансовым инструментам. Одним из наиболее эффективных способов привлечения финансовых ресурсов для предприятий путем выпуска ценных бумаг является первичное публичное размещение акций (IPO). По данным экспертной оценки, в 2016 году общий мировой объем IPO составил более 100 млрд. долларов США (для сравнения: двумя годами ранее данный показатель был на уровне 260 млрд. долларов США). Наибольший вклад внесли в 2016 году китайские компании, которые в общей сложности привлекли 29 млрд. долларов (208 компаний), далее следуют индийские - 3,1 млрд. долларов (56 компаний) и американские -13,4 млрд. долларов (68 компаний) [9].

Согласно мнению ряда исследователей, российский рынок ценных бумаг, как источник капитала, недостаточно развит: в 2016 году только шесть крупных компаний провели размещение IPO в размере 1,8 млрд. долларов США [10]. Из этого следует, что потенциал для роста отечественных коллективных инвестиций пока не достиг того уровня, при котором их роль на фондовом рынке будет весьма существенной. Так, по данным корпоративно-инвестиционного банка «Sberbank CIB», на долю иностранных инвесторов в 2016 году приходилось 85% объема торговли российскими акциями и 26% - облигациями федерального займа [11]. Капитализация рынка акций в России почти в 2 раза ниже среднего уровня по странам БРИКС, почти в 4 раза ниже среднемирового уровня и составляет около 29% по отношению к ВВП (рис. 2). Рынок акций характеризуется низкой ликвидностью. Так, на 10 эмитентов приходится около 57% среднегодовой торговли акциями, притом, что всего на Московской бирже 239 эмитентов [10]. Исправить сложившуюся ситуацию в определенной мере способны фонды прямых инвестиций (ФПИ)1, доля которых на мировом рынке IPO является значительной и составляет 27% от общего числа размещений (или 48% в денежном выражении). К примеру, на рынке IPO США их доля равна 63% в количественном (физическом) и 72% в денежном выражении [9].

1 ФПИ - одна из разновидностей схемы коллективных инвестиций, используемой преимущественно для вложений в различные типы акций компаний, которые не являются публично торгуемыми, в соответствии с выбранной инвестиционной стратегией. ФПИ являются обычно ООО с фиксированным сроком действия 10 лет (часто с возможностью ежегодной пролонгации).

г 79

Hill

KopL-i Чили Индия Китвй Индонгли Миши Polcecx Bpraira

Рисунок 2.

Капитализация рынка акций в отдельных развивающихся странах (в % к ВВП, данные на конец 2016 года) [4]

ФПИ осуществляют финансовые вложения в перспективные отрасли и компании посредством приобретения значительных (в том числе контрольных) пакетов акций и принимая активное участие в управлении. Это долгосрочные инвестиции в виде приобретения акций как уже существующих, так и новых (дополнительная эмиссия) компаний. Доход каждого ФПИ зависит от развития его инвестиционного портфеля, именно поэтому данные фонды заинтересованы в стабильном функционировании своих портфельных компаний. Срок инвестирования ФПИ колеблется в пределах от 3 до 7 лет. По прошествии данного периода ФПИ может реализовать свою инвестицию путем вывода компании на IPO, либо путем продажи своего пакета другим акционерам, самой компании или внешним инвесторам.

В России ФПИ можно разделить на несколько категорий (неисчерпывающий список): частные - «АФК Система», «Группа Сумма»; иностранные - «Baring Vostok Capital Partners», «UFG»; государственные - «Роснано», «RDIF»; финансовые институты (как отечественные, так и зарубежные) - «ВТБ Капитал», «GoldmanSachs», «Morgan Stanley», «Газпромбанк». По оценкам экспертов и аналитиков, активно принимают инвестиционные решения и работают на финансовом рынке от пяти до семи ФПИ; остальные более сдержанны в принятии стратегии и тактики долгосрочного инвестирования, а также в выборе финансовых инструментов1.

По оценочным данным [9], объем сделок основных ФПИ в России в 2016 году вырос на 125% по сравнению с 2015 годом и составил почти 2 млрд. долларов США ($1,934 млрд.). Однако по сравнению с Британией, где совокупные инвестиционные вложения ФПИ в 2015 году составили около 17 млрд. фунтов стерлингов, а инвестиции только в сектор услуг - 1,2 млрд., можно сделать предположение о недостаточном развитии рынка ФПИ в России.

Анализ изложенного приводит к выводу о том, что механизм отечественного фондового рынка нуждается в совершенствовании. Функционирующие на нем институты должны дополнять деятельность банковского сектора как потенциально главного источника капитала. Наряду с инвестированием экономики путем выдачи банковских кредитов, российский фондовый рынок становится альтернативным источником для привлечения инвестиционных средств. Одним из инструментов развития фондового рынка и всей финансовой системы служат ФПИ, которые априори способствуют повышению устойчивости реального сектора экономики, росту привлекательности отечественных компаний, улучшению показателей их финансово-хозяйственной деятельности и, в конечном счете, выводу их на фондовый рынок путем проведения IPO.

Заключение. Применение различных форм, методов и инструментов государственного регулирования в рыночной экономике объективно необходимо в целях большего учета межстрановых территориальных особенностей социально-экономического развития. Для повышения эффекта от учета специфики сложившейся структуры хозяйства Евразийского макрорегиона, в современных условиях целесообразно прибегнуть к актуализации различных регулятивных инструментов (административных и экономических) применительно к межгосударственному уровню управления. Регулирование темпов развития и макроэкономических пропорций на меж- и макрорегиональном уровнях правомерно рассматривать как комплекс форм и методов, направленных на достижение целевых установок и приоритетов глобального социально-экономического развития в увязке с необходимыми для их достижения организационными механизмами и использованием научного инструментария. Необходимо систематизировать весь арсенал научных методов и инструментов, которые можно использовать в целях регулятивного воздействия на макрорегиональное развитие и селективно применять их в практической деятельности; классифицировать нормативное и методическое обеспечение, усовершенствовать организацию разработки документации, регламентирующей деятельность по регулированию социально-экономического развития на уровне макрорегионов и экономических зон Российской Федерации. В состав законодательной базы следует включить совокупность государственных нормативных правовых актов, а также муниципальных постановлений, направленных на регулирование разнообразных вопросов территориального социально-экономического развития.

1 Основными типами сделок, которые проводятся на рынке ФПИ, являются Venture, Distressed, Growth Equity и Control. Venture - это инвестиции в компанию на ранней стадии (обычно с инновационными и высокотехнологичными разработками). Distressed - это инвестиции в компанию с дешевыми, недооцененными (проблемными) активами, в целях перестроить работу предприятия. Growth Equity - инвестиции в растущую компанию без приобретения контрольного пакета, то есть присоединение к грамотному менеджменту. Control - это инвестиции в компанию с целью покупки ее контрольного пакета для осуществления операционного контроля за фирмой. Обычно это покупка компании, которая имеет хорошие рыночные позиции.

Список литературы

1. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: учебное пособие / Тяглов С.Г., Черныш Е.А., Новикова А.А., Молчанова Н.П. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 1999. - 62 с.

2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 362-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс. - www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284360/

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. - http://base.garant.ru/70684666/#ixzz5Rj0VjK20

4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. - https://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016-18.pdf

5. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - М., 1994. - № 12.

6. Молчанова Н.П. Развитие методологических основ инвестиционной политики как составной части финансовой науки // Аудит и финансовый анализ. 2016. - № 5. - С. 239-246.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru/

8. Молчанова Н.П., Молчанов И.Н. Финансовая система в национальной экономике России: становление и развитие // Аудит и финансовый анализ. 2016. - № 1. - С. 217-225.

9. Официальный сайт аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young. - http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-3q-2016-global-ipo-trends-report/$FILE/ey-3q-2016-global-ipo-trends-report.pdf

10. Официальный сайт Московской биржи. - http://fs.moex.com/files/14127/

11. Официальный сайт корпоративно-инвестиционного банка Sberbank CIB. - http://sberbank-cib.ru/rus/about/news/press_index.wbp? number=2537

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.