ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ
М.В. Бучнев, к.х.н., технический специалист, ООО «Текнос»
НОВОЕ ЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ ТЕКЮОБ -МЕРТД 266. ЗАЩИТА РЕЗЕРВУАРА ОТ КОРРОЗИИ БЕЗ ВЛИЯНИЯ НА СВОЙСТВА АВИАТОПЛИВА
В жизни существуют сферы, где совсем нет места рискам. Одна из них - авиация. Можно много говорить о коммерциализации отрасли, однако когда речь заходит о человеческих жизнях, безопасность выходит на первое место. Авиационный транспорт считается на сегодня самым безопасным. Как же удалось этого добиться от самых скоростных аппаратов тяжелее воздуха? Ответ - в очень жестких прописанных требованиях, охватывающих все аспекты функционирования авиации. Например, из всех моторных топлив авиационный керосин проходит наибольшее количество испытаний, а показатели качества этого продукта напрямую влияют на безотказную работу топливной аппаратуры и двигателей самолетов. Однако мало произвести качественное топливо, его еще необходимо сохранить. В данной статье мы предлагаем решение проблемы хранения керосина в стальных резервуарах.
Производство авиакеросина в России составляет около 10 млн т в год и за последние три года неуклонно растет. Интересно отметить, что в цене топлива, заправляемого в самолет, примерно пятая часть призвана покрывать стоимость его транспортировки и хранения. Коррозионная активность внутри резервуара с авиационным керосином достаточно высока. Даже в современных требованиях к авиационным топливам, применяемым в гражданской авиации, допускается содержание серы на уровне нескольких десятых долей процента.
Соединения серы улучшают смазывающие свойства керосина, что важно для ресурса насосов и прочей топливной аппаратуры самолетов, однако они же способствуют ускоренной коррозии стали. Особенно сильной коррозионной нагрузке подвергаются крыша и днище резервуара. Пары нефтепродуктов, се-роорганические вещества, продукты их низкотемпературного окисления,атмосферный кислород и возможности конденсации атмосферной влаги создают благоприятную среду для развития коррозии в верхней части резервуара,
а подтоварная вода способствует коррозии днища. В зоне средних поясов, там, где стальные листы практически постоянно находятся под толщей керосина, скорость коррозии невелика. В России стальные резервуары обычно изготавливают из низколегированных сталей, склонных к коррозии. Продукты коррозии могут загрязнить хранимый авиакеросин механическими примесями, но также, что более опасно, соединения железа являются хорошими катализаторами низкотемпературного окисления углеводородов. При этом об-
II
42 \\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\
\\ № 11 \\ ноябрь \ 2013
\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\
№ 11 \\ ноябрь \ 2013
разуются кислородосодержащие органические соединения: спирты, кислоты, перекиси. В свою очередь, эти продукты не только снижают показатели качества топлива, такие как термоокислительная стабильность, но и ускоряют коррозию резервуара. Следовательно, необходимо не только защищать резервуар от коррозии, но и сохранять качество содержимого в нем топлива. Согласно ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», резервуары для хранения топлив должны иметь антикоррозионное покрытие, стойкое к воздействию нефтепродуктов. Также, чтобы избежать дополнительных мероприятий по обеспечению электростатической безопасности, покрытие согласно ГОСТ В 28569-90 должно иметь удельное объемное сопротивление не выше 109 Ом*м.Требованиям по химической стойкости, стабильности, защите от коррозии и электрическому сопротивлению полностью соответствуют эпоксидные материалы, наполненные графитом. Компания «ТЕКНОС», специализирующаяся на производстве промышленных лакокрасочных материалов, предлагает новый материал для окраски резервуа-
ров под авиатопливо - INERTA 266. Этот эпоксидный материал имеет высокий сухой остаток (82% об.), однако легко наносится обычным оборудованием безвоздушного распыления, образуя ровную глянцевую поверхность.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СИСТЕМА ОКРАСКИ:
1^ТА 266 коричневая - 150 мкм 1^ТА 266 темно-серая - 150 мкм Общая толщина - 300 мкм
Такая система в настоящее время успешно прошла всесторонние испытания и была одобрена как защита от коррозии без влияния на свойства авиатоплива.
СОГЛАСНО ПОЛУЧЕННЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЯМ, ВЫШЕУКАЗАННАЯ СИСТЕМА СООТВЕТСТВУЕТ:
• «Требованиям к антикоррозионным покрытиям резервуаров для хранения авиаГСМ» ФГУП ГосНИИГА;
• СТО ВНИИСТ 7.2-3152-0.036-2011 «Покрытия лакокрасочные для антикоррозионной защиты внутренней поверхности резервуаров для хранения светлых нефтепродуктов. Программа и методика испытаний»;
• ОТТ-23.020.00-КТН-102-12 «Антикоррозионные покрытия для защиты резервуаров»;
• РД-23.020.00-КТН-184-10 «Правила антикоррозионной защиты резервуаров для хранения нефти и светлых нефтепродуктов»
и рекомендуется для антикоррозионной защиты внутренней поверхности резервуаров для хранения авиатоплива и светлых нефтепродуктов на объектах ТЭК, нефтепродуктов на объектах ОАО «АК «Транснефть».
Удобное в работе покрытие INERTA 266 надежно защитит резервуары от коррозии и сохранит при этом свойства авиатоплива, а наши специалисты окажут высококвалифицированную техническую поддержку.
VTEKNOS
ООО «ТЕКНОС»
127055, г. Москва,
ул. Бутырский Вал, д. 68/70, стр. 4,
оф. 211
Тел./факс: +7 (495) 967-19-61 e-mail: [email protected] www.teknos.ru
VTEKNOS
Выбор продукции TEKNOS -
правильное решение по защите самых ответственных объектов
■ Промыллгнчм^ лнтин.эрроэийннк*= крйски'
* ■ -41-nlV-J 1^.4 ■■•■ ■■.iiOn • ifyJ(4.> b-ti-г- f ipyfi ■■ » -OlfLlTV-l LP11 ММ(1ЧМ1И1ТР^..#А F »ШП>1Н Г Г • rtfn'ipl rv~."y Vl
■ T^.KTil* Л.-Ч ' ! ХГОвКр И* Кряснк дгл UHkEpaneHbl* ПОВСрЛВДСТАг!
* ПСЩЦцЩЬЮ 1Ч*фЦТиН
4 К p;i г к л дг.■ рлпиптн.к длраг
■ KpiWMt ДЛЯ дар^вотфмбвтыиюшси промышленности
■ Арх«<гекгурь>о-строительны» it быто&ь« краги*
ООО "ТекноС. liTOSb, "Аккад, Бутьфкэин Бол, C&J0. сгр4, ар-ill +744ЗД Ki-lMl, пияиОшкпснcom
Краска, которой гордятся
www.tcknos.rj