Научная статья на тему 'Новое законодательство об ограничении табакокурения в РоссийскойФедерации'

Новое законодательство об ограничении табакокурения в РоссийскойФедерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1127
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / HEALTH PROTECTION / ТАБАКОКУРЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ / ADMINISTRATIVE MEASURES. / TOBACCO SMOKING.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасименко Николай Федорович, Александрова Оксана Юрьевна, Биксолт Александра Моисеевна

На сегодняшний день употребление табака является в наиболее предотвратимым фактором риска смертности в мире. Ежедневно в мире выкуривается свыше 15 миллиардов сигарет. В 2012 году курение табака привело к смерти более пяти миллионов человек больше чем вместе взятые туберкулез, ВИЧ/СПИД и малярия. Без принятия эффективных мер в этом столетии табак унесет жизни одного миллиарда человек. В России курение убивает в от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является одной из причин демографического кризиса. В России курят 63% мужчин, 19% женщин. Ежегодно в России пробуют курить 400 тыс. школьников от 10 до 13 лет. В этой связи в Российской Федерации была пересмотрена законодательная база по ограничению курения табака. Первый в Российской Федерации Федеральный закон «Об ограничении курения табака» от 10.07.2001 № 87-ФЗ был принят в 2001 году. На федеральном уровне с 2001 года были законодательно закреплены меры по ограничению табакокурения в РФ. Вместе с тем, не все законодательно закрепленные нормы имели полноценный механизм реализации. С вступлением в силу Федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» от 24.04.2008 № 51-ФЗ Российская Федерация обязана реализовать требования этой Конвенции. В этих целях Государственной думой РФ принят ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Для установления административной ответственности за невыполнение запретов и ограничений, предусмотренных Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма», Государственной думой РФ принят Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации определены меры, направленные на защиту здоровья граждан посредством предотвращения воздействия табачного дыма на окружающих, а также на снижение потребления населением табака. Предусмотрены также и меры ответственности за нарушение требований настоящего закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасименко Николай Федорович, Александрова Оксана Юрьевна, Биксолт Александра Моисеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TOBACCO CONTROL LEGISLATION THE RUSSIAN FEDERATION

Today, tobacco use is the easiest preventable risk factor of mortality in the world. Every day the world smokes over 15 billion cigarettes. In 2012, tobacco smoking accounted for more than 5 million deaths more than mortality from TB, HIV/AIDS and malaria combined. Tobacco will kill over one billion peopls unless effective measures are taken. In Russia, smoking kills 330-400 thousand people yearly and is one of the causes of the demographic crisis. In Russia 63% of men and 19% of women smoke. Some 400 thousand school children aged 10-13 years try smoking. Therefore, the Russian legislative framework on tobacco control has been revised. The first Russian Federal Law #87 FZ “On limiting tobacco smoking” as of 10.07.2001 came into force in 2001. Therefore, measures aimed at limited tobacco smoking in Russia have been legislated since 2001. However, not all legislated norms were enhanced with a comprehensive implementation mechanism. With the entry into legal force of the Federal Law #51 FZ “On joining the Framework Convention on Tobacco Control” as of 24.04.2008 the Russian Federation has to implement the Convention requirements. For these purposes the State Duma adopted the Federal Law #15 FZ “On protecting population health from exposure to tobacco smoke and consequences of tobacco use” as of 23.02.2013. To impose administrative sanctions for non-compliance with prohibitions and restrictions envisaged by the Federal Law “On protecting population health from exposure to tobacco smoke and consequences of tobacco use” the State Duma adopted the Federal Law “On introduction of amendments into the Administrative Offence Code of the Russian Federation and the Federal Advertizing Law in connection with the adoption of the Federal Law #274 FZ “On protecting population health from exposure to tobacco smoke and consequences of tobacco use” as of 21.10.2013. Thus, the Russian legislation specifies measures aimed at protecting population health through prevention of exposure to tobacco smoke as well as reduction of tobacco use. Sanctions for violating the Law provisions have been envisaged as well.

Текст научной работы на тему «Новое законодательство об ограничении табакокурения в РоссийскойФедерации»

- - ISSN 2071-5021

Электронный научный журнал Эл №ФС77-28654

«Социальные аспекты здоровья населения» ш^л^^.™^.™

27.05.2014 г.

Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Биксолт А.М.

Новое законодательство об ограничении табакокурения в Российской Федерации

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им И.М. Сеченова, Москва

N.F. Gerasimenko, O.Yu. Aleksandrova, A.M. Biksolt

New tobacco control legislation the Russian Federation

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

Резюме. На сегодняшний день употребление табака является наиболее предотвратимой причиной смерти в мире. Ежедневно в мире выкуривается свыше 15 миллиардов сигарет. В 2012 году курение табака привело к смерти более пяти миллионов человек - больше, чем вместе взятые туберкулез, ВИЧ/СПИД и малярия. Без принятия эффективных мер в этом столетии табак унесет жизни одного миллиарда человек.

В России курение убивает в год от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является одной из причин демографического кризиса. В России курят 63% мужчин, 19% женщин. Ежегодно в России пробуют курить 400 тыс. школьников от 10 до 13 лет. В связи с этим в Российской Федерации была пересмотрена законодательная база по ограничению курения табака.

Первый в Российской Федерации Федеральный закон «Об ограничении курения табака» был принят в 2001 году. На федеральном уровне с 2001 года были законодательно закреплены меры по ограничению табакокурения в РФ. Вместе с тем, не все законодательно закрепленные нормы имели полноценный механизм реализации.

С вступлением в силу Федерального закона от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация обязана реализовать требования этой Конвенции. В этих целях Государственной думой РФ принят Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Для установления административной ответственности за невыполнение запретов и ограничений, предусмотренных Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего дыма», Государственной думой РФ принят Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации определены меры, направленные на защиту здоровья граждан посредством предотвращения воздействия табачного дыма на окружающих, а также на снижение потребления населением табака. Предусмотрены также и меры ответственности за нарушение требований настоящего закона.

Ключевые слова: охрана здоровья; табакокурение; законодательство; административные меры.

Summary. Today, tobacco use is the easiest preventable risk factor of mortality in the world. Every day the world smokes over 15 billion cigarettes. In 2012, tobacco smoking accounted for more than 5 million deaths - more than mortality from TB, HIV/AIDS and malaria combined.

Tobacco will kill over one billion peopls unless effective measures are taken.

In Russia, smoking kills 330-400 thousand people yearly and is one of the causes of the demographic crisis. In Russia 63% of men and 19% of women smoke. Some 400 thousand school children aged 10-13 years try smoking.

Therefore, the Russian legislative framework on tobacco control has been revised.

The first Russian Federal Law #87 FZ "On limiting tobacco smoking" as of 10.07.2001 came into force in 2001. Therefore, measures aimed at limited tobacco smoking in Russia have been legislated since 2001. However, not all legislated norms were enhanced with a comprehensive implementation mechanism.

With the entry into legal force of the Federal Law #51 FZ "On joining the Framework Convention on Tobacco Control" as of 24.04.2008 the Russian Federation has to implement the Convention requirements. For these purposes the State Duma adopted the Federal Law #15 FZ "On protecting population health from exposure to tobacco smoke and consequences of tobacco use" as of 23.02.2013. To impose administrative sanctions for non-compliance with prohibitions and restrictions envisaged by the Federal Law "On protecting population health from exposure to tobacco smoke and consequences of tobacco use" the State Duma adopted the Federal Law "On introduction of amendments into the Administrative Offence Code of the Russian Federation and the Federal Advertizing Law in connection with the adoption of the Federal Law #274 FZ "On protecting population health from exposure to tobacco smoke and consequences of tobacco use" as of 21.10.2013.

Thus, the Russian legislation specifies measures aimed at protecting population health through prevention of exposure to tobacco smoke as well as reduction of tobacco use. Sanctions for violating the Law provisions have been envisaged as well.

Keywords: health protection; tobacco smoking; legislation; administrative measures.

На сегодняшний день употребление табака является в наибольшей степени предотвратимой причиной смерти в мире. В 2012 году табакокурение привело к смерти более пяти миллионов человек - больше, чем вместе взятые туберкулез, ВИЧ/СПИД и малярия [10].

Если не будут приняты эффективные меры, в этом столетии табак унесет жизни одного миллиарда человек [2].

Впервые Всемирная организация здравоохранения приняла один фактор риска развития заболеваний — курение табака — как глобальную угрозу для населения всего мира. Разработка и принятие Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21 мая 2003 года вызвано доказанной нарастающей угрозой для здоровья людей со стороны распространяющейся по всему миру эпидемии табака [14].

Табак является единственным легальным потребительским товаром, способным причинить вред любому, кто подвергается его воздействию; он убивает примерно половину тех, кто его употребляет. Тем не менее, употребление табака широко распространено во всем мире, что обусловлено отсутствием осведомленности о связанных с ним опасностях, доступностью в связи с низкими ценами, агрессивным и повсеместным стимулированием сбыта, а также непоследовательностью государственной политики, направленной против его потребления. Ежедневно в мире выкуривается свыше 15 миллиардов сигарет [11].

Причинами распространения табакокурения являются не только наркотический характер никотиновой зависимости, но и реклама, маркетинг и лоббизм табачных компаний, стимулирующих табачную эпидемию по всему миру и препятствующих принятию эффективных антитабачных мер. К настоящему моменту накоплен огромный международный опыт борьбы против табака, и хорошо известно, какие именно меры государственной политики снижают распространенность курения. Четырьмя наиболее эффективными мерами являются: повышение акцизов, создание 100% бездымной среды в закрытых помещениях; полный запрет на любую табачную рекламу и спонсорство; размещение на пачках сигарет цветных фотографических предупреждений о вреде табака для здоровья.

Среди основных современных проблем общественного здоровья проблема последствий употребления табака для здоровья отдельного человека и общества в целом уникальна, поскольку ясны и доступны средства борьбы с этой проблемой.

Согласно опросу Фонда «Общественное мнение» курят 36% россиян, что значительно больше, чем в подавляющем большинстве стран мира [3].

Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является одной из причин демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов и более низкой производительности труда курильщиков [17]. В России курят 63% мужчин [16] и это один из самых высоких показателей в мире. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, лишь менее чем в 10% стран мира к курильщикам принадлежит более 60% взрослого мужского населения [21].

Доля курящих среди женщин растет. Если в 1992 г. в России курили 7% женщин, то в 2008 г. - уже 19% [4]. В мегаполисах курят около 30% женщин. С 1980-х гг. распространенность табакокурения среди женщин увеличилась в 3,3 раза. Число курящих выросло не только среди молодых женщин (20-39 лет), но и в более старших возрастных когортах: среди женщин в возрасте 40-49 лет - в 4,7 раза, 50-59 лет - в 3,7 раза. Эпидемиологическое исследование, проведенное в Москве, показало, что среди работающих женщин с высшим образованием распространение табакокурения составляет 33,7%, а среди женщин без специального образования - 50%. Среди молодых женщин в возрасте 18-19 лет курят 36% [13], что также указывает на рост распространенности курения среди женщин в России в будущем, а значит, - и рост вызываемых этим смертности и заболеваемости [11]. Это связано с тем, что табачная индустрия, осознав, что уровень курения среди мужчин в России предельно высок, направила основные маркетинговые усилия на молодых женщин и подростков.

Молодое население России крайне слабо осознает опасности, связанные с табакокурением. Исследование, проведенное в 2001 году, показало, что среди студентов медицинских высших учебных заведений распространенность курения даже выше, чем в среднем по стране - 40%.

По подростковому курению Россия также находится на одном из первых мест в мире [1]. Ежегодно в России пробуют курить 400 тыс. школьников от 10 до 13 лет [13], и практически одна треть молодых людей в России становятся постоянными потребителями табака. Две трети (66%) 13-16 летних российских подростков имеют опыт курения и 35,4% курят регулярно [1]. Это один из самых высоких показателей в Европе и в мире. В последние 10 лет отмечается тенденция выравнивания распространенности табакокурения среди мальчиков и девочек.

Убедительные научные доказательства вреда курения для здоровья были получены более 50 лет тому назад [5].

В табачном дыме выявлено более 4000 химических веществ, из них, как было установлено, по меньшей мере 250 опасны для здоровья и более 50 могут стать причиной рака [15]. Люди, находящиеся в местах, где разрешено курить, могут подвергаться значительному воздействию токсинов, поскольку загрязнение от табачного дыма может достигать уровней, существенно превышающих уровни других токсинов в окружающей среде, например, твердых частиц, обнаруживаемых в выхлопных автомобильных газах.

Вторичный табачный дым - это дым, выделяющийся из горящего кончика сигареты (побочный дым) или других табачных изделий, обычно в сочетании с табачным дымом, выдыхаемым курильщиком, и содержащий компоненты, аналогичные компонентам вдыхаемого (основного) табачного дыма [12].

Вторичный табачный дым может распространяться по помещениям здания, даже если двери в помещение для курящих закрыты. Токсические химические вещества, содержащиеся во вторичном табачном дыме, сохраняются в воздухе намного дольше, чем продолжается период активного курения, и затем проникают в ковры, занавески, одежду, пищу, мебель и другие материалы. Эти токсины могут оставаться в помещении неделями и месяцами после того, как в помещении кто-то курил [18], даже если комната проветривается и используются вентиляторы или воздушные фильтры. Фильтры могут не удалять химические вещества, а служить местом, где они оседают и откуда затем вновь попадают в воздух помещения. Табачные токсины, скапливающиеся со временем и покрывающие поверхности помещения, мебель и вещи курильщика, иногда называют «третичным дымом».

По оценкам, в целом около трети взрослых людей в мире регулярно подвергаются воздействию вторичного дыма [19]. В Европейском союзе 14% некурящих подвергаются воздействию вторичного табачного дыма у себя дома, а треть работающих взрослых подвергается такому воздействию на рабочем месте, по меньшей мере, в течение некоторого времени [22]. Установлено, что 700 миллионов детей в мире - около 40% всех детей -подвергаются воздействию вторичного табачного дыма у себя дома. В мире, в среднем, доля детей, у которых хотя бы один из родителей курит, согласно исследованию, которое проводилось в рамках Глобального обследования употребления табака среди молодежи (GYTS), составляет 43%. Данные GYTS показывают, что среди обследованных почти половина детей в возрасте от 13 до 15 лет, которые никогда не курили, подвергается воздействию вторичного табачного дыма у себя дома, аналогичный процент детей подвергается такому воздействию в общественных местах помимо дома. Вероятность того, что эти дети начнут курить, в 1,5-2 раза выше, чем у тех, кто не подвергался воздействию вторичного табачного дыма [11].

По оценкам ученых, вторичный табачный дым является причиной около 600 тыс. случаев преждевременной смерти в мире в год, примерно такое же количество людей ежегодно умирает от кори и столько же женщин ежегодно умирают во время родов [12].

По оценкам исследователей, в Европейском союзе воздействие вторичного табачного дыма на работе ежегодно является причиной около 7600 случаев смерти [20].

Первый в Российской Федерации Федеральный закон «Об ограничении курения табака» от 10.07.2001 № 87-ФЗ [9] был принят в 2001 году (далее - Закон № 87-ФЗ). Данным законом было регламентировано: регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий (статья 3); запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (статья 4); реклама табака и табачных изделий (статья 5); запрещение курения табака

на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти (статья 6); пропаганда знаний о вреде курения табака (статья 7); меры по ограничению курения табака (статья 8).

Закон № 87-ФЗ содержал следующие ограничительные нормы.

На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Нарушение данного положения влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством (статья 4).

В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством (статья 6).

Таким образом, на федеральном уровне с 2001 года были законодательно закреплены меры по ограничению табакокурения в РФ. Вместе с тем, не все законодательно закрепленные нормы имели полноценный механизм реализации.

Поскольку основным видом юридической ответственности за нарушение требований Закона об ограничении табакокурения является административная ответственность, внесение в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) соответствующих норм (санкций), по сути, являлось правовым механизмом реализации норм закона № 87-ФЗ.

Анализ правовых норм Закона № 87-ФЗ и необходимых корреспондирующих правовых норм КоАП РФ, имеющихся на 1 января 2013 года, представлен в таблице 1.

С вступлением в силу Федерального закона от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» [7] Российская Федерация обязана реализовать требования этой Конвенции.

В этих целях Государственной думой РФ принят ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [8] (далее - Закон № 15-ФЗ).

Законом определены меры, направленные на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака (статья 11).

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращением потребления табака, осуществляются:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства

табака;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Мероприятия по реализации данных мер раскрыты в последующих статьях Закона № 15-ФЗ (статьи 12-20).

В статье 12 Закона № 15-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень организаций, помещений и территорий, на которых запрещается курение табака. Данный перечень расширен по сравнению с перечнем, содержащимся в старом Законе № 87-ФЗ (таблица 2).

Таким образом, Законом определены меры, направленные на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака.

В целях установления административной ответственности за невыполнение запретов и ограничений, предусмотренных Законом № 15-ФЗ, в октябре 2013 года Государственной думой РФ принят Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" [6].

Федеральным законом № 274 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены следующие изменения:

Глава 6 дополнена статьей 6.23 «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака», статьей 6.24 «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» и статьей 6.25 «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Таблица 1

Административная ответственность, предусмотренная за нарушение норм Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», но

отсутствующая в КоАП РФ на 01.01.2013.

Федеральный закон от 10.07.2001 №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» Нормы, которые должны содержаться в Кодексе об административных правонарушениях в РФ

Статья 4. «Запрещение розничной продажи табачных Административная ответственность за продажу

изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет» 1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. 2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством. табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Нормы отсутствуют (на 01.01.2013 г.)

Статья 5. Реклама табака и табачных изделий Ограничения по рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров содержатся в статье 23 Федерального закона «О рекламе» от 2006 г. № 38-ФЭ. Административная ответственность за нарушение требований к рекламе табака и табачных изделий Нормы отсутствуют (на 01.01.2013 г.)

Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти. «...Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством». Административная ответственность за курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти. Нормы отсутствуют (на 01.01.2013 г.)

Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака «Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации. 1. Административная ответственность за демонстрацию курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла. Нормы отсутствуют (на 01.01.2013 г.) 2. Административная ответственность за демонстрацию курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации. Нормы отсутствуют (на 01.01.2013 г.)

Глава 14 дополнена статьей 14.31 «Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей» и статьей 14.53 «Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями»;

Законом № 274-ФЗ предусмотрены следующие санкции за нарушение требований, установленных Законом № 15-ФЗ (Таблица 3).

Таблица 2

Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

Статья 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» Статья 12 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

В целях снижения вредного воздействия табачного дымазапрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в 1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи): 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по

помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации определены меры, направленные на защиту здоровья граждан посредством предотвращения воздействия табачного дыма на окружающих, а также на снижение потребления населением табака. Предусмотрены также меры ответственности за нарушение требований Закона № 15-ФЗ.

Таблица 3

Санкции, предусмотренные КоАП РФ за нарушение норм Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Нормы Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» Размер административного штрафа Правовая норма, закрепляющая указанное административное правонарушение

Нарушения и санкции при вовлечении несовершеннолетних в процесс потребления табака

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака для граждан - от 1 до 2 тыс. руб. ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, совершенное родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего для граждан - от 2 до 3 тыс. руб. ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ

Нарушения и санкции, связанные с курением табака на определенных территориях

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением детских площадок для граждан - от 500 руб. до 1,5 тыс. руб. ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках для граждан - от 2 до 3 тыс. руб. ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ

Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения для должностных лиц -от 10 до 20 тыс. руб.; для юридических лиц - от 30 до 60 тыс. руб. ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака для должностных лиц -от 20 до 30 тыс. руб.; для юридических лиц - от 50 до 80 тыс. руб. ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ

Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности для индивидуальных предпринимателей - от 30 до 40 тыс. руб.; для юридических лиц - от 60 до 90 тыс. руб. ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ

Нарушения и санкции за стимулирование продажи табака

Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением специальных случаев (ч. 2 - 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ) для граждан - от 2 до 3 тыс. руб.; для должностных лиц - от 5 до 15 тыс. руб.; для юридических лиц - от 80 до 150 тыс. руб. ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое для должностных лиц -от 20 до 40 тыс. руб.; для юридических лиц - от 100 до 170 тыс. руб. ч. 2 ст. 14.3.1 КоАП РФ

другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле-и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака для должностных лиц -от 20 до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб. ч. 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей для граждан - от 3 до 4 тыс. руб.; для должностных лиц - от 10 до 25 тыс. руб.; для юридических лиц - от 150 до 600 тыс. руб. ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака для должностных лиц -от 10 до 20 тыс. руб.; для юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб. ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ

Нарушения и санкции в сфере оборота табачной продукции

Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями для граждан - от 2 до 3 тыс. руб.; для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб.; для юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб. ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ

Оптовая или розничная продажа насвая для граждан - от 2 до 4 тыс. руб.; для должностных лиц - от 7 до 12 тыс. руб.; для юридических лиц - от 40 до 60 тыс. руб. ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий для граждан - от 3 до 5 тыс. руб.; для должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб.; для юридических лиц - от 100 до 150 тыс. руб. ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ

Список литературы

1. Давайте вместе освободим нашу страну от табачной зависимости. Видеоблог Дмитрия Медведева. 2012. [Интернет]. URL: http://blog.da-medvedev.ru/post/258/transcript (Дата обращения 28.04.2014).

2. Доклад ВОЗ о Глобальной табачной эпидемии MPOWER, Комплекс мер MPOWER. Женева. ВОЗ. 2008. 340 с.

3. Здоровье или табак: Цифры и факты. Материалы Форума «Здоровье или табак?». Герасименко Н.Ф., Заридзе Д.Г., Сахарова Г.М., редакторы. Москва. 2007. 80 с.

4. Камардина Т.В., Глазунов И.С., Соколова Л.А., Лукичева Л.А. Распространенность курения среди женщин России. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2002; (1): 7-12.

5. Масленникова Г.Я., Оганов Р.Г. Влияние курения на здоровье населения: место России в Европе. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 2002; (6): 17-20.

6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ. [Интернет]. 2013. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=153470;dst=0;ts=7ADDEFCA7A03C5EF7394EFB8B709F11B;md= 0.7294399074744433 (Дата обращения 28.04.2014).

7. О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака: Федеральный закон от 24.04.2008 №51-ФЗ. [Интернет]. 2008. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=76462 (Дата обращения 28.04.2014).

8. Об ограничении курения табака: Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ. [Интернет]. 2001. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=93714;dst=0;ts=B7EA9628C7DBE045F68A0E7A173A9E8B;rnd=0. 08350388775579631 (Дата обращения 28.04.2014).

9. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ [Интернет]. 2013. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n= 142515 (Дата обращения 28.04.2014).

Ю.Оганов Р.Г., Деев А.Д., Жуковский Г.С. и др. Влияние курения на смертность от хронических неинфекционных заболеваний по результатам проспективного исследования. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 1998; (3): 13-15.

11.Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. 2005. [Интернет]. URL: http://whqlibdoc.who.int/publications/2003/9789244591017_rus.pdf?ua=1 (Дата обращения 28.04.2014).

12.Создание среды, свободной от табачного дыма: доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2009 год. [Интернет]. 2009. URL: http://whqlibdoc.who.int/publications/2010/9789244563915_rus.pdf?ua=1 (Дата обращения 28.04.2014).

13.Табачная эпидемия в России. Доклад. Москва. 2009. [Интернет]. 2009. URL: https://www.google.ru/url?

sa=t&rct=j &q=&esrc=s&source=web&cd= 1&ved=0CCYQFj AA&url=http%3A%2F %2Fwww.oprf.ru%2Ffiles

%2Ftabakokurenie.doc&ei=thpZU73xDMXy4gSEj4HAAw&usg=AFQjCNFmbAMIpEv9f YExEZczPW9q1WyniA&bvm=bv.65397613,d.bGE&cad=rjt (Дата обращения 28.04.2014).

14.Факты о влиянии на курение. 2011 г. [Интернет]. 2011. URL: https://www.smokefreerussia.ru/documents/newsletters/3172.pdf7vie (Дата обращения 28.04.2014).

15.Химия табачного дыма. В кн.: Табак и здоровье. 2009. С. 37-44. [Интернет]. 2009. URL: http://contacttobinfo.narod.ru/books/tob-health/37-44.PDF (Дата обращения 28.04.2014).

16.Щербакова Е. По доле курящих мужчин Россия - в числе мировых лидеров. Демоскоп 305-306. 15-28 октября 2007 г. [Интернет]. 2007. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0305/barom02.php (Дата обращения 28.04.2014).

17.Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП. 2012. [Интернет]. 2012. URL: http://www.erpenza.ru/6499.html (Дата обращения 28.04.2014).

18.Health Report: Respiratory health effects of passive smoking, 1992. [Интернет]. 1992. URL: file:///C :/Documents0/o20and0/o20Settings/ZaevAV.MZRF/0/oD0%9C%D0%BE %D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA0/oD10/o830/oD00/oBC%D0%B5%D0%BD %D 1%82%D 1%8B/Downloads/PAS SIVE_SM0KE%20(2).PDF (Дата обращения 28.04.2014).

19.Health Report: Prevalence, bans and exposure to second-hand smoke. 2007. [Интернет]. 2007. URL: http://www.thecochranelibrary.com/userfiles/ccoch/file/World %20No%20Tobacco%20Day/CD005992.pdf (Дата обращения 28.04.2014).

20.Navas-Acien. Secondhand tobacco smoke in public places in Latin America, 20022003. JAMA 2004; 291:2741-2745.

21.Noorhassim I, Rampal KG. Multiplicative Effect of Smoking and Age on Hearing Impairment. American Journal of Otolaryngology 1998; 19(4): 240-243.

22.Proposed identification of environmental tobacco smoke as a toxic air contaminant. Scientific Review Panel approved version. Part B - Health effects. 2005. [Интернет]. 2005. URL: http://oehha.ca.gov/air/environmental_tobacco/pdf/app3partb2005.pdf (Дата обращения 28.04.2014).

References

1. Let us together free our country from tobacco abuse. Dmitriy Medvedev Video blog. [Internet] 2012 [cited 2014 Apr 28]. Available from: http://blog.da-medvedev.ru/post/258/transcript (In Russia).

2. WHO report on Global tobacco epidemic MPOWER, MPOWER complex of measures. Geneva. WHO. 2008. 340 p. (In Russia).

3. Health or tobacco: Figures and facts. Proceedings of "Health or Tobacco?" Forum. Gerasimenko N.F., Zaridze D.G., Sakharova G.M., editors. Moscow. 2007. 80 p. (In Russia).

4. Kamardina T.V., Glazunov I.S., Sokolova L.A., Lukicheva L.A. Prevalence of tobacco in Russian women. Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 2002; (1): 7-12. (In Russia).

5. Maslennikova G.Ya., Oganov R.G. Tobacco influence on population health: Russia's place in Europe. Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 2002; (6): 17-20. (In Russia).

6. On amendments to the Codex of the Russian Federation on administrative violations and the Federal Law "On advertising" in connection with adoption of the Federal Law "On protection of population health from exposure of environmental tobacco and consequences of tobacco smoking: the Federal Law of 2013, October 21, № 274-FZ. [Internet] [cited 2014 Apr 28]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=153470;dst=0;ts=7ADDEFCA7A03C5EF7394EFB8B709F11B;rnd= 0.7294399074744433 (In Russia).

7. On the accession of the Russian Federation to WHO Framework Convention on tobacco control: the Federal Law of 2008, April 24 №51-FZ. [Internet] [cited 2014 Apr 28]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=76462 (In Russia).

8. Limitation of tobacco smoking: the Federal Law of 2001, July 10 № 87-FZ. [Internet] [cited 2014 Apr 28]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?

req=doc;base=LAW;n=93714;dst=0;ts=B7EA9628C7DBE045F68A0E7A173A9E8B;rnd=0. 08350388775579631 (In Russia).

9. On protection of population health from exposure of environmental tobacco and consequences of tobacco smoking: the Federal Law of 2013, February 23. №15-FZ [Internet] [cited 2014 Apr 28]. Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=142515 (In Russia).

10.0ganov R.G., Deev A.D., Zhukovskiy G.S. et al. The effect of smoking on mortality from chronic non-communicable diseases by the results of a prospective study. Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 1998; (3): 13-15. (In Russia).

11.WHO Framework Convention on Tobacco Control. [Internet] 2005 [cited 2005 Feb 27]. Available from URL:

http://whqlibdoc.who.int/publications/2003/9789244591017_rus.pdf?ua=1 (In Russia).

12.Development of tobacco free environment: WHO report on global tobacco epidemic. [Internet] 2009 [cited 2014 Apr 28]. Available from:

http://whqlibdoc.who.int/publications/2010/9789244563915_rus.pdf?ua=1 (In Russia).

13.Tobacco epidemic in Russia. Report. Moscow. [Internet] 2009 [cited 2014 Apr 28]. Available from: https://www.google.ru/url?

sa=t&rct=j &q=&esrc=s&source=web&cd= 1&ved=0CCYQFj AA&url=http%3A%2F %2Fwww.oprfru%2Ffiles

%2Ftabakokurenie.doc&ei=thpZU73xDMXy4gSEj4HAAw&usg=AFQjCNFmbAMIpEv9f YExEZczPW9q1WyniA&bvm=bv.65397613,d.bGE&cad=rjt (In Russia).

14.Facts about the impact on tobacco smoking. [Internet] 2011 [cited 2011 Mar 24]. Available from: https://www.smokefreerussia.ru/documents/newsletters/3172.pdf7vie (In Russia).

15.Chemical composition of the tobacco. In: Tobacco and Health. 2009. p. 37-44. [Internet] [cited 2014 Apr 28]. Available from: http://contacttobinfo.narod.ru/books/tob-health/37-44.PDF (In Russia).

16.Shcherbakova E. Russia is among the world's leaders by the share of smoking men. Demoskop 305-306. 15-28 октября 2007 г. [Internet] 2007. [cited 2014 Apr 28]. Available from: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0305/barom02.php (In Russia).

17.Economic losses from tobacco smoking is about 3% GDP. [Internet] 2012 [cited 2014 Apr 28]. Available from: http://www.erpenza.ru/6499.html (In Russia).

18.Health Report: Respiratory health effects of passive smoking, 1992. [Интернет]. 1992 [cited 2011 Mar 24]. Available from: URL: file:///C:/Documents%20and %20Settings/ZaevAV.MZRF/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE %D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD

%D 1%82%D 1%8B/Downloads/PAS SIVE_SM0KE%20(2).PDF

19.Health Report: Prevalence, bans and exposure to second-hand smoke. 2007. [Интернет]. 2011 [cited 2011 Apr 28]. Available from:

http://www.thecochranelibrary.com/userfiles/ccoch/file/World%20No%20Tobacco %20Day/CD005992.pdf

20.Navas-Acien. Secondhand tobacco smoke in public places in Latin America, 20022003. JAMA 2004; 291:2741-2745.

21.Noorhassim I, Rampal KG. Multiplicative Effect of Smoking and Age on Hearing Impairment. American Journal of Otolaryngology 1998; 19(4): 240-243.

22.Proposed identification of environmental tobacco smoke as a toxic air contaminant. Scientific Review Panel approved version. Part B - Health effects. 2005. [Интернет]. 2011 [cited 2011 Apr 28]. Available from:

http://oehha.ca.gov/air/environmental_tobacco/pdf/app3partb2005.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.