ПОСТСКРИПТУМ
Юридические события в датах
.0.
Британский юрист, историк, его называли «современный отец английской правовой истории», профессор Фредерик Мейтленд на заре XX в. ввел в оборот научное определение «Юридическое столетие (юридический век)», которое относил кXIX в. Это определение было скорее связано не столько с произошедшими юридическими событиями, хотя значимость их трудно переоценить, сколько с той плеядой имен величайших юристов, труды которых создавались в этот период. В начале века основной центр «научного взрыва» находился в Европе, несколько позднее, с середины XIX в., к нему подключилась Россия, а к концу XIX в. — и США. Вместе с именами рождаются и научные школы. Можно смело сказать, что не было более такого времени, которое за жизнь одного поколения породило бы такое количество «самородков», оставивших свои непревзойденные по охвату и глубине исследования, произведения для будущих поколений ученых.
В Европе это — Тибо, Савиньи, Густав Гуго Эйхгорн, Пухта, Дерн-бург, Вангеров, Виндшейд, Иеринг, Левин, Голдшмидт, Гирке, Зом, Мейтленд, Гзнри Мэн...
В России — С. И. Баршев, С. В. Пахман, К. П. Победоносцев, Б. Н. Чичерин, И. Е. Андреевский, В. И. Сергеевич, Н. Л. Дювернуа, А. Д. Гоадов-ский, Л. А. Комаровский, Н. С. Суворов, А. Я. Антонович, Ю. С. Гамбаров, С. А. Муромцев, П. Г. Виноградов, А. И. Каминка, Е. В. Васьковский, Г. С. Фельдштейн, В. Э. Гоабарь, Н. М. Коркунов, И. А. Покровский, Т. М. Яблочков, Н. А. Мандельштам, М. А. Таубе, Г. Ф. Шершеневич, Н. С. Таганцев...
Но все эти ученые были не только исследователями, но и участниками величайших юридических событий. Завершался очень большой период развития человечества, который историки называют Новым временем, оно уйдет с XIX веком, прихватив с собой 17 лет XX века. В этом выпуске «Вестника» мы завершаем обзор важнейших событий Нового времени. Впереди читателя ждет уже Новейшее время...
Юрий Григорьевич ШПАКОВСКИЙ,
главный редактор журнала «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук, профессор
125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
МЛ
Ирина Викторовна ПОТАПЧУК,
начальник редакционно-издательского отдела Федерального агентства по управлению государственным имуществом [email protected] 109012, Россия, г. Москва, Никольский пер., д. 9
© Ю. Г. Шпаковский, И. В. Потапчук, 2018
252
постскриптум
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
НОВОЕ ВРЕМЯ
XIX век — начало XX века
(Продолжение)1 РОССИЯ
1801 г., 8 (20) сентября
Манифест о присоединении Грузии к России.
1802 г., 8 (20) сентября
Манифест об учреждении министерств. Представлял собой нормативный
правовой акт, регламентирующий деятельность новых отраслевых органов управления в Российской империи. Одновременно утверждалось восемь министерств: военных и сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. По своей сути, новыми для России были министерства внутренних дел и народного просвещения. В 1811 г. внутренняя организация, порядок деятельности и права министерств были определены «Общим учреждением министерств». В целом министерская система в сложившемся виде сохранилась до 1917 г., когда была сменена народными комиссарами. Манифест явился важнейшим этапом в преодолении кризиса государственного управления, в реформировании системы центральной власти в России.
1803 г., 20 февраля
Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии (Указ о вольных хлебопашцах) — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка. Издан в рамках реформирования Российской империи, проходившего в 1800-е гг. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговоренные обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Тем не менее ничто не мешало помещику отпустить крестьянина безвозмездно — все определялось договором между крестьянином и помещиком. Крестьян, получивших таким образом волю, называли свободными или вольными хлебопашцами (отсюда и популярное название указа). За все 25 лет царствования Александра I лишь 47 тыс. крестьян (т.е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных) смогли таким образом купить себе свободу: большинство помещиков не помышляли о «раздаче своей собственности».
1809 г.
Введение к уложению государственных законов — план всеобщего государственного преобразования в Российской империи, подготовленный М. М. Сперанским.
1 Начало см.: Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 10, 12 ; 2018. № 1.
31 НО!
гвгоги иской
ЮГиИШииИ - / ■
Р0СС1И ГV ' ' •
у- ДЖ 4-
л
I
Обзорная карта России начала XX в. ЯЗЫК Н н НАР ГЬЧ I Я.|
йймн-к-10й337тый. ^^СвММТичшкЕи 3-^>ВЛв Л*1*Йю«1в иамнн: ЦББфтмс, '■Гливтискге илы-м* КШпв " —— ---шЛ~ "——
а) Фмнсрла «1 нря*!*: 1-5571»
Ьгги'ъш
'ЦЯ1
/ Я*1*,'
♦*Я1 (-1:1
Ж*
1г№
ЫТУртириТнарскм н ......т«.™
Ь'ЛВг
нзр-гъч • ■«. ¡36011
и*»
7
■Н ермампы* -мыл.нЛПт г ¡ЕнзещИЬ^г-
г--
Флгрыга* \
Л\
Ацц»**
;г I Ипушиыи НЛ1Л...1Я Ч0| —
г-С .
Ьм.Г.^- гчс
о о--г--—
'¿ШИЮ и^РГН«-
(шнй
| Р^мшии» <инд; 1451 .Чтисн ЛВ&*.' 4ниацииЛ»
Ртммигш яыАрмяивмй я1м>.11
д. К7.
^(РТСН-тКир 1 ----
Тт^*—'^¡Х** икупвямпм.и {фигнаДОч
],ЩБ%;, Киргв.п. КнИслцниг Й. '4"
ЬШараги* «амдасн**ц |ыеЯ"сг
и™™™ ¿'Чпркнсгшп «¡къ.и'Лв-шнсм!" И*вел лрь Я«.
'. л!1" ь^Л1 ,
ШЛтКт АПниии.^ЙИЙ^Й:
мр^ш*.. Х^ ^БЯЕ, ____
—ф 4rtHtbM.ll --
¿■Ире ни«.! и наршчт нАмгннг.км ; нарпч.ОШт —
г^пшШ» М^чр' т-»- Гклжи-
—-9|щв1« 1Ияганск1н яаынь:5Л1ыс,
К»-®
ГППИ ИТ» Дйиииюми, /Лв.Нч-/
Имы* 1ЧГЛ. Г- ШИКГ.-Л ЛИтГ»
" фКт^-пы 100т.
ЗЯягнснп Кар«*<сн(ч яаыьь 2Эг.
ГТП«Т И|«||ЛП!Ыа иЛжиГвгс-и
НИИЙ пСЛ<мр41д[|в.
б Р И Д И Ч гп П
К И
ГП П
□
Б Ы
а
В ДАТАХ
>
254 постскриптум
I-и мени О.Е. Кугафина (МПОА)
1826 г.
Аккерманская конвенция между Россией и Турцией. Турция обязывалась соблюдать привилегии Молдавии, Валахии и Сербии. Россия получила право свободной торговли на территории Турции и право судоходства в ее водах.
1837—1841 гг.
Реформа управления государственными крестьянами в России (реформа П. Д. Киселёва (министр государственных имуществ Российской империи)). Реформа порядка управления государственными крестьянами включала: учреждение центрального органа, открытие местных палат, прием государственных имуществ, создание окружных, волостных и сельских управлений. Новая система была создана для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами, для заведывания сельским хозяйством.
1855 г., 26 января
Первый русско-японский договор «Симодский трактат» — о торговле и границах, подписан в г. Симода Е. В. Путятиным (русский адмирал, государственный деятель и дипломат), Масанори Цуцуи и Тосиакира Кавадзи. Договором устанавливались дипломатические отношения между странами. Во владениях обоих государств русские и японцы должны были пользоваться покровительством, защитой личной безопасности и неприкосновенностью собственности. Государственная граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп, причем первый отходил к Японии, а последний, как и другие Курильские острова, к северу, составляли владения России. Сахалин (Карафуто) оставался неразделенным. Для русского судоходства были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки. В двух первых портах разрешалась взаимная торговля и в одном из них могло быть открыто русское консульство. На русских подданных распространялись экстерриториальность и все права и преимущества, какие Япония представила и даст впоследствии другим нациям. Были установлены регулярные русско-японские дипломатические отношения.
1856 г., 18 марта
Подписание Парижского мирного трактата между Россией, Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией. Завершив Крымскую войну 1853—1856 гг., Россия возвращала Турции Карс, уступала Молдавскому княжеству устье Дуная и часть Южной Бессарабии. Черное море объявлялось нейтральным, Россия и Турция не могли держать там военный флот. Подтверждалась автономия Сербии, Дунайских княжеств.
1860 г.
Учреждение государственного банка. Учрежден в 1860 г. на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Основные положения процедуры реорганизации и устав Государственного банка были утверждены указом Александра II от 31 мая 1860 г., опубликованным 9 июня 1860 г.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1861 г., 19 февраля
Манифест 19 февраля 1861 г. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права. Основные положения документа были следующими: крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами. Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью. За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы. За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству.
1863 г., 18 июня
Университетский устав — правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университетах империи. Являлся одним из основных результатов университетской реформы в сфере образования, проводимой в общем контексте «Великих реформ» императора Александра II. Самый либеральный из университетских уставов дореволюционной России.
1863 г., 18 (30) июля
Валуевский циркуляр — предписание министра внутренний дел Российской империи П. А. Валуева, направленное в Киевский, Московский и Петербургский цензурные комитеты, о приостановлении печатания на украинском языке («малороссийском наречии» по терминологии того времени) литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения. К пропуску цензурой разрешались «только такие произведения на этом языке, которые принадлежат к области изящной литературы».
1864 г.
Основание Петербургского частного коммерческого банка — первого акционерного банка в России. Устав банка был утвержден Александра II 28 июля
(9 августа) 1864 г. Основной капитал банка определялся в 10 млн руб. (§ 3) и распределялся на 40 тыс. акций по 250 руб. каждая, из этих акций первоначальному выпуску подлежала половина, вторая половина могла быть выпущена позже по постановлению общего собрания акционеров и с разрешения министра финансов (§ 4). В § 1 Устава были указаны следующие учредители банка: барон Людвиг Гауф, Григорий Елисеев — коммерции советник, Роберт Клеменц — коммерции советник, Егор Брандт — коммерции советник, Ф. Мори — представитель торгово- и
го дома «Асмус Симонсен и К°», Эдуард Казалет — с.-петербургский 1-й гильдии И
купец. По рекомендации барона А. Л. Штиглица многие банкирские дома Берлина, Е
Лондона, Амстердама, Гамбурга, Парижа и Вены подписались на акции банка об- К
щей стоимостью 1 млн руб. Первым директором банка был назначен Е. Е. Брандт. В 1866 г было высочайше разрешено принимать акции банка в казенные залоги
□ Б
для обеспечения платежа рассроченного акциза за вино и таможенных пошлин.
В 1871 г. банку было высочайше разрешено проведение за свой счет операций Т
с государственными ценными бумагами, при этом сумма таких операций огра- И
ничивалась 4 млн руб. В датах
>
256 постскриптум
L-—^ и мени O.E. Кутафина (МПОА)
1864 г.
Земская реформа — одна из либеральных «великих реформ» Александра II, предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности — земских учреждений или просто земства. Главным актом реформы стало издание 1 января 1864 г. Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В ходе реформы создавались губернские и уездные земские собрания и земские управы — и те и другие выборные, на началах бессословности. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 десятин земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.
1864 г.
Новое Положение о начальных училищах, в отличие от законов 1828 г., допускало финансирование правительственными ведомствами начальных школ. Вводилась новая система управления ими. Вместо единоличной власти директоров гимназий и смотрителей уездных училищ, были созданы коллегиальные училищные советы с участием представителей местного самоуправления. Гимназии были объявлены доступными для всех сословий (а не только дворян и детей чиновников по уставу 1828 г.). Контингент их учеников расширился за счет средних слоев. Вводилось преподавание богословия неправославных исповеданий. Гимназии были впервые разделены на два вида: классические и реальные. В первых основными предметами оставались древние языки, во-вторых делался упор на новые языки (французский и немецкий) и естественные науки. Доступ в университет открывали лишь первые, выпускники реальных гимназий могли поступать на конкурсной основе в технические и сельскохозяйственные институты. Был введен новый тип школ — прогимназии, включавшие 4 младших класса гимназии. Они обычно открывались в небольших городах и облегчали их жителям доступ к образованию. Также были отменены телесные наказания учеников, разрешено освобождать неимущих учеников от платы за обучение, допущено получение гимназического аттестата экстерном. Было отменено разделение гимназических учителей на старших и младших, повышено их жалование и внесен ряд других улучшений.
Положение о начальных училищах действовало до 1874 г., Устав гимназий — до 1871 г.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1864 г.
Судебная реформа Александра II — комплексная реформа судоустройства и судопроизводства. Разработана в 1861—1863 гг., утверждена в 1864 г. и проведена в 1866—1899 гг. Реформа предусматривала полное изменение судоустройства с созданием двух ветвей судов — мировых и общих судебных установлений, каждая из которых имела по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты) и Кассационных департаментов Сената как общей третьей инстанции. Реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия. Был создан институт присяжных, созывавшийся для суда над обвиняемыми в тяжких уголовных преступлениях. Рассмотрение дела в судах было ограничено двумя инстанциями (первой и апелляционной), для суда присяжных — одной инстанцией, и для всех дел — одной кассационной инстанцией. Судебная власть была полностью отделена от административной; судебное следствие было отделено от полицейского и стало процессуально независимым. Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи — выборными на срок. Кроме непосредственно суда, были реформированы судебное следствие, прокуратура, нотариат, создано сословие присяжных поверенных (адвокатура). Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 г. (Учреждение судебных мест, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями).
1865 г.
Цензурная реформа. Преобразование цензуры в России на основе Временных правил о печати. Вводила карательную цензуру вместо предварительной для ряда столичных изданий, устанавливала судебную ответственность за нарушение цензурных правил. В 1872 г. была урезана возобновлением преследования печати в административном порядке.
1866 г., 24 ноября
Закон «О поземельном устройстве государственных крестьян» — за р
сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на Д правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был
регламентирован законом от 12 июня 1886 г. При осуществлении этих реформ т
наделы государственных крестьян сократились на 10 % в центральных губерни- К
ях, на 44 % — в северных. Выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной т
податью на 45 %. Платежи были рассчитаны на 49^ лет и в некоторых случаях П
должны были вноситься до 1931 г., но были прекращены с 1 января 1907 г в рам- Б ках столыпинской аграрной реформы под влиянием Революции 1905 г.
б
сг
а
В ДАТАХ
>
____tn^^b i / i i LJt/tJS'
258 постскриптум
L-—^ и мени O.E. Кутафина (МПОА)
1867 г., март
Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки — сделка между правительствами Российской империи и Северо-Американских Соединенных Штатов, в результате которой за 7,2 млн долл. были проданы ее владения в Северной Америке общей площадью 1 518 800 кв. км. Впервые с предложением о продаже Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский в1853 г.
1870 г.
Реформа городского самоуправления — одна из либеральных реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать свое городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в 1862 г.,
но император выпустил Городовое положение 16 июня 1870 г. только спустя 8 лет.
1873 г.
Союз трех императоров — совокупность соглашений между Россией, Германией и Австро-Венгрией. Союз первоначально предусматривал военную помощь в случае нападения четвертой державы. Фактически утратил силу в 1885—1886 гг. из-за обострения австро-германо-русских противоречий в болгарском кризисе 1885—1887 гг.
1874 г.
Введение всеобщей воинской повинности (военная реформа). Военная реформа была одной из главных в ряде важных новаторских реформ Александра II. В качестве основной предпосылки к ее проведению стало поражение в Крымской войне. Данная правительственная неудача существенно подорвала доверие общества к правителю, обнажив все недостатки в армии: недостаток человеческих ресурсов, хаос в управлении армией, несвоевременное оснащение, плохая подготовка кадров и пр. Основной целью военной реформы было формирование армии, которая бы не требовала особых затрат на содержание и которая была бы в мирное время незначительной, однако могла бы мобилизоваться в период военных действий в короткий срок.
1876 г., 8 июля
Рейхштадское соглашение (секретное) между Россией и Австро-Венгрией.
Заключено в Рейхштадском замке, в Чехии. Стороны обязались в случае победы Турции в войне с Сербией и Черногорией требовать восстановления довоенного положения и административных реформ в Боснии и Герцеговине; в случае победы сербов и черногорцев — согласовать действия в целях урегулирования последствий войны.
1878 г.
Подписание Сан-Стефанского мирного договора между Россией и Турцией.
Завершил Русско-турецкую войну 1877—1878 гг. Болгария, Босния и Герцеговина получили автономию, Сербия, Черногория и Румыния — независимость. К России отходили Южная Бессарабия и крепости Ардаган, Карс, Батум и Баязит. Условия были пересмотрены на Берлинском конгрессе.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1880 г., 12 февраля
Учреждение Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Чрезвычайный государственный орган в России в феврале — августе 1880 г. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель — М. П. Лорис-Меликов.
1882 г.
Учреждение Крестьянского поземельного банка — государственное кредитное учреждение, работавшее в 1882—1917 гг. в Российской империи. Банк выдавал долгосрочные ссуды на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских, земель.
1882 г., май
Закон об отмене подушной подати. Этот небольшой по объему документ завершал собой целую эпоху подушной подати в России, введенной Петром I. Согласно высочайше утвержденному мнению Государственного Совета с 1 января 1887 г. отменялась подушная подать для всех плательщиков Российской империи, кроме Сибири. Для основной территории Сибири (Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний) подушная подать была отменена С. Ю. Витте с 1 января 1899 г. законом 19 января 1898 г. Однако действие закона не распространялось на Алтайский округ Томской губернии, Приамурское генерал-губернаторство, Якутскую область, Киренский округ Иркутской губернии, Туруханский край Енисейской губернии, Нарымский край Томской губернии, Березовский и Сургутский округа Тобольской губернии.
1882 г., 1 июня
Закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12—15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах. Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов в неделю. ^
И
1885 г., 3 июня Д
Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная т работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шер- К
гп
стяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г Министр финансов мог распространять действие закона и на другие отрасли, но это было сделано только для вредных работ в фарфоровом и спичечном производствах. В 1897 г. закон ^
был распространен также на все текстильное производство, т.е. дополнительно Т
на предприятия льняной промышленности и по обработке смешанных тканей И
(хотя в административном порядке это было установлено еще с марта 1886 г.).
>
260 постскриптум
1887 г., 18 июня
«Перестраховочный» договор между Россией и Германией. Обиходное (в дипломатических кругах Германии и России) название тайного договора между Россией и Германией, подписанного канцлером Бисмарком и русским послом П. А. Шуваловым. В том же месяце ратифицирован обеими сторонами. В условиях развала (после Сербско-болгарской войны 1885—1886 гг.) «Союза трех императоров» Германия, стремясь избежать русско-французского сближения, пошла на заключение двустороннего соглашения с Россией. «Застраховавшись» для новой войны против Франции союзом с Австрией и Италией, Германия решила «перестраховаться» соглашением с Россией. В январе 1887 г. переговоры в Берлине начал Петр Шувалов вместе со своим братом Павлом Шуваловым, — первоначально со статс-секретарем ведомства иностранных дел Германии, старшим сыном Отто фон Бисмарка Гербертом Бисмарком. Петр Шувалов предложил Германии полную свободу действий в отношении Франции в обмен на непре-пятствование Германией овладению Россией проливами и восстановлению ею контроля над Болгарией; Отто Бисмарк был приятно удивлен предложениями Шувалова. После некоторого периода охлаждения отношений между Берлином и Петербургом, в мае 1887 г., возобновились переговоры между Павлом Шуваловым и Отто Бисмарком, закончившиеся подписанием тайного договора. По его условиям обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне одной из них с любой третьей великой державой, кроме случаев нападения Германии на Францию или России на Австро-Венгрию. К договору прилагался особый протокол, по которому Германия обязывалась оказать России дипломатическое содействие, если русский император найдет нужным «принять на себя защиту входа в Черное море» в целях «сохранения ключа к своей империи». Германия обещала также никогда не давать согласия на реставрацию князя Баттенбергско-го на болгарском престоле, что было для императора Александра III вопросом личного престижа и самолюбия.
1889 г., 12 июля
Положение о земских участковых начальниках. В 40 губерниях России, на которые распространялось Положение (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2 200 земских участков (примерно по 4—5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, который состоял из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась «отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти». Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7 500 руб.), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового су-
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
дьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того, министр внутренних дел «в особых случаях», в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян.
1890 г., 12 июня
Земская контрреформа. Пересматривались положения Земской реформы 1864 г. в сторону стеснения прав земств, усиления контроля администрации за их деятельностью (создание губернских по земским делам присутствий, предоставление губернаторам права решать вопрос о целесообразности постановлений земств и др.).
1892 г., 11 июня
Городская контрреформа. Принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.
В городах было ограничено избирательное право для несостоятельных слоев населения. Избирательных прав лишались не только рабочие, но и все, не имеющие недвижимой собственности: квартиронаниматели, приказчики, мелкие торговцы. Правительство отстранило от выборов в городские думы и тех домовладельцев, имущество которых оценивалось ниже 3 тыс. руб. в столицах и не менее 1,1—2 тыс. руб. в губернских городах. В 132 городах с населением более чем 9 млн человек избирательным правом на выборах в городские думы пользовались не более 100 тыс. человек. Положение 1892 г. расширило власть городского головы, который отныне считался состоящим на государственной службе.
1893 г., 14 декабря
Закон об ограничении права распоряжения надельными землями — ограничил право крестьян на проведение общих переделов сроком в 12 лет. Частные переделы вообще запрещались, однако попытки бюрократических регламентаций р
успеха не имели; крестьяне делили землю в обход закона. Д
Ч
1895—1897 г.
Денежная реформа (денежная реформа Витте) — установила золотой моно- К
торая прошла без ожидавшихся потрясений.
б
Ч гп
металлизм или свободный обмен кредитных билетов на золото (золотой стандарт). Реформа также означала девальвацию рубля по курсу «двух третей», коБ Ы
В ДАТАХ
>
1897 г., 2 июня
Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Этим законом было введено ограничение времени рабочего дня на фабриках и заводах 11,5 часами для мужчин, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами. Для женщин было установлено ограничение рабочего дня в 10 часов. Закон также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников (в 1900 г к ним было добавлено еще три). По «взаимному соглашению» рабочие могли работать в воскресный день взамен будничного. Вместе с тем сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить еще и сверхурочные работы по особому договору. Закон вступил в силу с 1 января 1898 г., был разом распространен на 60 губерний Европейской России и охватил все промышленные заведения и горные промыслы, частные и казенные (хотя на практике на казенных заводах уже и так в основном был установлен более короткий рабочий день).
1903 г., 22 марта
Уголовное уложение, в котором были учтены произошедшие в России изменения; характер и техника его нормативных установлений оказались таковы, что, несмотря на смену общественно-политического строя в 1917 г., они не утратили актуальности и оказали существенное влияние на содержание нормативных актов советского периода.
Уложение состояло из 37 глав, включавших 687 статей, из которых 72 относились к общей части, которая содержала положения о преступлении и наказании, области действия уголовного закона, формах вины, субъекте преступления, обстоятельствах, исключающих преступность деяния и других институтах. Уложение объединяло в себе нормы, ранее разнесенные на два кодекса — Уложение о наказаниях и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, и должно было полностью заменить оба этих закона.
Уложение 1903 г. устанавливало, что преступлением признается деяние, «воспрещенное во время его совершения законом под страхом наказания»; в числе других его новшеств следует упомянуть запрет на применение уголовного закона по аналогии, введение категоризации уголовно-наказуемых деяний на тяжкие преступления, преступления и проступки, норму о возрастной невменяемости, упрощение системы наказаний. Основными видами наказаний по Уложению были смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в тюрьме, арест и денежная пеня (штраф). Уложение так и не вступило в силу в полном объеме.
1903 г., 10 июня
Указ «Об учреждении старост в промышленных предприятиях». Первый в истории российского фабрично-заводского законодательства указ, признававший представительство рабочих. Он предоставлял право хозяевам заведений фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности, подведомственных фабричной и горной инспекции, разрешать рабочим выбирать старост для осуществления контактов с администрацией предприятий и властями по вопросам исполнения условий найма, организации быта рабочих.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1905 г., 6 августа
Высочайший Манифест об учреждении Государственной думы — законодательный акт верховной власти Российской империи. Манифест объявлял об
учреждении Государственной думы и определял принципы выбора ее депутатов. Одновременно было опубликовано Положение о выборах от 6 августа 1905 г. Государственная дума создавалась для предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений. Фактически, по мнению исследователей конституционализма, данным манифестом Дума учреждалась как законосовещательный орган, имеющий посредника между ней и государем в виде Государственного совета.
1905 г., 23 августа
Портсмутский мирный договор с Японией. Завершил Русско-японскую войну. По условиям договора Япония получила Квантунский полуостров с Порт-Артуром и южную часть Сахалина.
1905 г., 17 октября
Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Декларировал принципы буржуазного конституционализма, предопределившие особенности российского самодержавия вплоть до победы Февральской революции. Именно этот документ положил начало так и не завершившемуся, весьма противоречивому процессу превращения российской абсолютной монархии в монархию конституционную.
1905 г., 24 ноября
Именной высочайший указ Правительствующему сенату о временных правилах о повременных изданиях. Временные правила хотя и ограничивали свободу печати, но в сравнении с дореволюционным законодательством (имеется в виду Революция 1905 г.) стали значительным шагом вперед на пути к демократическому обществу. Ими была ликвидирована предварительная цензура для всех периодических изданий, выходящих в городах, отменены административные взыскания, министр внутренних дел лишился права воспрещать обсуждение в печати какого-либо вопроса, отмены правила о залогах для периодических изданий и некоторые другие ограничения. Регистрацию открывавшихся изданий осуществлял губернатор. Указ содержал перечень оснований для наложения
ареста и штрафов на издания. р
И Д
1905 г., 11 декабря Ч
Указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу. Зна- т
чительно расширялся круг избирателей. Правительство отказывалось от ряда К
уступок, сделанных в ходе революции. К трем куриям прибавилась четвертая — т
рабочие. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 П
лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило Б
избирательные права. По новому закону предусматривались 4 избирательные Т
курии: от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. Депу- И
таты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от в датах
б
>
каждой губернии и ряда крупных городов. Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз. Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими. Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупных городов. Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. Схема выборов уполномоченных от предприятий была следующей: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятий — 1 уполномоченный от полной тысячи рабочих. Таким образом, давалось преимущество мелким предприятиям и ограничивалось представительство от крупных, где был организованный пролетариат. Крестьянские выборы были четырехстепенными: первую степень образует волостной сход, вторую — съезд уполномоченных от волостей, третью — губернское избирательное собрание.
1906 г., 4 марта
Именной Высочайший указ Правительствующему сенату о Временных правилах об обществах и союзах. Документ был подготовлен в рекордный для российских законов четырехмесячный срок. Составление общей части Временных правил было возложено на Министерство юстиции, раздел о профессиональных обществах готовился в Министерстве торговли и промышленности. В Свод законов они вошли в качестве приложения к ст. 118 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, что вызвало критическую оценку в правовых кругах. Указ 4 марта различал «общества», под которыми понималось объединение лиц с определенной целью (просветительской, научной, благотворительной и др.), и «союзы» (объединение нескольких обществ). Провозглашалась замена концессионного порядка образования обществ явочным, согласно которому общества могли создаваться без разрешения правительственной власти. Между тем явочный принцип образования обществ оказался декларативным. Общества, желавшие получить права юридического лица (приобретать недвижимое имущество, иметь денежные средства, создавать капиталы, заключать договоры, являться истцом и ответчиком в суде, открывать свои учреждения и др.), подлежали обязательной регистрации в губернских (городских) по делам об обществах присутствий, причем последним предоставлялась возможность отказа в регистрации. Губернатору или градоначальнику предоставлялось право приостанавливать действия общественных организаций. Закрывались общества решением губернских (городских) по делам об обществах присутствий. В обязательном порядке проходили регистрацию союзы и общества, имевшие отделения. Указ способствовал расширению сферы общественной самодеятельности, усилению роли общества в решении важных вопросов жизни населения страны. Деятельность общественных организаций получила с его изданием правовую основу, впервые оформленную в едином юридическом акте.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1906 г., 4 марта
Именной Высочайший указ Правительствующему сенату о Временных правилах о собраниях. Согласно Временным правилам собрания подразделялись на частные и публичные. Указом разрешались публичные собрания по вопросам государственным, общественным и экономическим. Собрания публичные (доступные неопределенному числу лиц, а также лицам, лично неизвестным устроителям собрания) проводились с разрешения полиции или губернатора. О времени, месте и повестке дня собрания необходимо было предварительно предупредить полицию. На собраниях в обязательном порядке присутствовал представитель полиции, который был правомочен закрыть собрание. Собрания непубличного характера можно было устраивать без разрешения властей. Участники и устроители незаконных собраний подлежали уголовной ответственности.
1906 г., 23 апреля
Высочайший Манифест об утверждении Основных государственных законов. Проект Указа подготовлен Государственной канцелярией и Советом министров. Указ подписан императором Николаем II 23 апреля 1906 г. В нем прямо указывалось на незыблемость самодержавной власти всероссийских императоров, которая, однако, не остается неизменной: теперь уже царь не может единолично осуществлять законодательную власть. Составленный с учетом утвержденных царем Основных государственных законов, Свод основных государственных законов отныне насчитывал 223 статьи, объединенные в два раздела. Первый раздел «Основные государственные законы» имел 11 глав: о существе верховной самодержавной власти; о порядке наследия престола; о совершеннолетии государя императора, о правительстве и опеке; о вступлении на престол и присяге подданства; о священном короновании и миропомазании; о титуле его императорского величества и государственном гербе; о вере; о правах и обязанностях российских подданных; о законах; о Государственном совете и Государственной думе и образе их действий; о Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями. Второй раздел — «Учреждение о императорской фамилии», как и прежде, включал в себя пять глав: о степенях родства в доме императорском; о рождении и кончине членов императорского дома и родословной оному книге; о титулах, гербе и прочих внешних преимуществах; о содержании членов императорского дома; о гражданских правах членов императорского дома. Основные законы 23 апреля 1906 г. — важный шаг по пути превращения России из феодальной монархии в монархию буржуазную, но шаг противоречивый, что и предопреде- р лило неоднозначную оценку в исторической и в юридической литературе. Но все Д
ученые сходятся на том, что данные законы — акт конституционного значения. Ч
т
1906 г., 9 ноября К
Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, т
касающихся крестьянского землевладения и землепользования» — поло- П
жил начало аграрной реформе, которая проводилась под общим руководством ^
председателя правительства П. Столыпина. Она оказалась основной в серии Т
столыпинских реформ, которые стали ответом самодержавия на вызов Первой И
российской революции 1905—1907 гг. В датах
б
>
266 постскриптум ^штштй,
L-—^ и мени O.E. Кутафина (МПОА)
1907 г., 3 июня
Положение о выборах в Государственную думу. Устанавливало порядок выборов в так называемую булыгинскую думу. Второй избирательный закон был установлен совокупностью нескольких законодательных актов, последовавших за Манифестом 17 октября 1905 г, в том числе и актом, принятым в декабре 1905 г., и не отмененных ими статей Положения 6 августа 1905 г. Вносило существенные изменения не только в избирательное право, но и в политическую систему общества. Положение о выборах 1907 г. и сохранившие силу закона статья Положения о выборах 1906 г., вошедшего в Свод законов, были объединены Государственной канцелярией в единый законодательный акт, под тем же названием вошедший в Свод законов издания 1907 г.
1910 г., 14 июня
Закон «Об изменении и дополнении некоторых положений о крестьянском землевладении». Содержал важные новации; явился следующим шагом в деле разрушения традиционной сельской общины. Все общины, в которых не было общих переделов с момента наделения их землей, признавались общинами с подворным землевладением. Все владельцы участков в общинах с подворным землевладением (включая и те общины, в которых подворное землевладение практиковалось ранее, и те общины, которые были причислены к ним данным законом) получили права частных собственников, даже если они и не заявляли такого желания. Для юридического закрепления права собственности крестьянину надо было получить удостоверительный приговор сельского схода, который сход должен был постановить в обязательном порядке в месячный срок, простым большинством голосов. При отказе схода выдать приговор необходимые документы выдавались земским начальником. Закон провозгласил частную собственность на весьма значительную часть надельных земель. В губерниях Европейской России наделы не производились с момента наделения землей в 58 % общин и селений, составлявших 3 716 тыс. домохозяйств площадью 33,7 млн десятин. В тех общинах, которые производили переделы, за каждым домохозяйством сохранялось право требовать укрепления земли в частную собственность на условиях, близких к закону 1906 г. Не претерпели существенных изменений и правила для крестьян, желающих получить отрубной участок. Закон представлял собой некоторое отступление от прежнего курса на выделение участков к одному месту, связанное с тем, что землеустроительные комиссии не справлялись с потоком заявлений на землеустроительные работы: в 1910 г. было подано около 450 тыс. ходатайств о землеустройстве, из которых удалось реализовать только около 260 тыс. Правительство было вынуждено предпочесть закрепление в собственность чересполосных владений (как требующее меньшего объема землеустроительных и организационных работ) отсрочкам в исполнении заявлений на полное разверстание.
1911 г., 6 августа
Постдамское соглашение между Россией и Германией. Неудачная попытка Германии оторвать Россию от Атланты, используя русско-английские противоречия. Германия признала Северный Иран сферой русского влияния. Россия обязывалась не препятствовать постройке Багдадской железной дороги.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1915 г., 18 марта
Англо-франко-русское соглашение — секретное соглашение между странами Антанты, по которому Великобритания и Франция соглашались разрешить вековой Восточный вопрос путем передачи Константинополя с черноморскими проливами Российской империи в обмен на земли в азиатской части Османской империи. В результате соглашения Османской империи впервые в истории противостояла коалиция из трех великих держав. Платой за Константинополь должна была стать развернутая Россией военно-морская Босфорская операция. Без участия русского флота Дарданелльская операция английского командования потерпела неудачу, но уже в 1917 г. министр иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюков добился от союзников подтверждения, что условия соглашения 1915 г. остаются в силе.
ЕВРОПА
1804 г., 21 марта
Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс) — фундаментальный законодательный акт Франции, представляющий собой масштабную кодификацию гражданского права и давший мощный толчок для последующего кодификационного процесса во многих странах мира. Разработан по инициативе первого консула Французской республики Наполеона Бонапарта и действует с изменениями и дополнениями вплоть до наших дней. Целью составления Кодекса была замена действовавшего во Франции хаотичного и разрозненного массива источников гражданского права, включавшего как правовые обычаи, так и различные нормативные акты. Состоял из трех (в настоящее время — из пяти) книг, содержащих выстроенные по институционной системе правовые нормы о статусе физических лиц, брачно-семейных отношениях, вещах, наследовании и обязательствах. Принятый непосредственно после Великой французской революции являлся своеобразным компромиссом между различными источниками французского права — римским правом, обычаями, королевскими указами, а также революционным законодательством; кроме того, при его составлении широко использовались достижения юридической науки. Кодекс отверг существовавшие сословные различия и привилегии и послужил одной
дической техники Кодекс отличается стройностью изложения, гибкостью и четкостью формулировок и определений,что наря явилось одной из причин его ассимиляции пр стран Европы, Америки и других частей света.
б
из основ формирования нового буржуазного общества, закрепив в своих нор- р
мах секуляризацию семейных отношений, равенство участников гражданско- Д го оборота, неприкосновенность частной собственности, свободу заключения
гражданско-правовых договоров и в то же время — патриархальные взгляды т
на брак и семью, характерные для рубежа XVIII—XIX вв. С точки зрения юри- К
И
гп
костью формулировок и определений, что наряду с прогрессивными нормами
явилось одной из причин его ассимиляции правовыми системами десятков ^
Ы
а
В ДАТАХ
>
1806 г., 23 марта
Закон о запрещении работорговли — «О запрещении ввоза рабов английскими работорговцами в колонии иностранных держав и страны Америки». Запрещалось также отправление невольничьих судов чужих государств из английских портов. Запрещались и объявлялись незаконными любые торговые сделки, контракты и соглашения, касающиеся продажи, покупки, обмена, перевозки рабов или каких-либо лиц, предназначенных к использованию в качестве рабов. Запрещение действовало в том случае, если данные торговые сделки имели целью любые перевозки этих людей из Африки или с какого-нибудь острова, страны, территории в Вест-Индию или в другую часть Африки, которая не являлась владением его величества, а также в любую другую страну. Нарушивший закон должен был быть оштрафован. За каждого проданного или купленного раба полагалось уплатить 100 фунтов стерлингов. Половина этой суммы поступала в казну, другая — тому, кто сообщит о нарушении закона.
1808 г., 2 июля
Акт об унии Англии и Ирландии.
1815 г.
Принятие в Англии первого так называемого «Хлебного закона», по которому устанавливались высокие пошлины на ввоз импортного хлеба. Этот закон и все последующие «хлебные» законы (1815—1846 гг.) являлись торговым барьером, который защищал английских фермеров и землевладельцев от конкуренции с дешевым иностранным зерном. Барьеры были введены законом об импорте 1815 г. и отменены законом об импорте 1846 г. Эти законы часто рассматриваются как пример британского меркантилизма, и их отмена отмечается как значительный шаг на пути к свободной торговле. Хлебные законы увеличивали прибыль крупных землевладельцев-аристократов, обеспечивали занятость населения в сельском хозяйстве, но ограничивали рост прибыли крупных торговых компаний и уровень жизни городских нищих.
1819 г., 29 ноября
«Шесть актов» против свободы слова, собраний и печати в Англии. Британский парламент разом утвердил шесть законов, или, как их немедленно прозвали шутники, «Шесть актов для затыкания рта». Законы ограничивали свободу слова, собраний и печати, дабы затруднить агитацию в пользу реформы парламента и введения всеобщего избирательного права.
1825 г., 27 апреля
Закон о вознаграждении бывших эмигрантов за конфискованные у них во время Французской революции земли. Закон провел брат короля Людовика XVIII граф Д'Артуа, в 1824 г. вступивший на престол под именем Карла X, который провел в палатах закон, по которому всем, потерявшим свои земли в результате Революции, назначалось вознаграждение в 3-процентной ренте, всего на сумму 1 млрд франков. После Июньской революции данная рента была отменена (5 января 1831 г.).
'В
L-—^ i,
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1830 г., 14 августа
Опубликована во Франции новая конституционная хартия, которая юридически оформила победу финансовой буржуазии. Король объявлялся главой исполнительной, а не законодательной власти. Право законодательной инициативы предоставлялось парламенту. Должность пэра теперь не передавалась по наследству, как это было прежде; пэры должны были избираться так же, как и члены нижней палаты. Президент палаты теперь тоже избирался, а не назначался королем, как при Бурбонах. Заседания обеих палат объявлялись публичными (при правительстве Реставрации заседания палаты пэров были закрытыми). Срок полномочий членов палаты был сокращен с 7 до 5 лет. Возрастной ценз для избирателя составлял 25 лет, для избираемого — 30 лет. Имущественный ценз для избирателя устанавливался отныне в размере 200 франков годового налога, а право быть избранным получал плативший не менее 500 франков налога в год. Трудящиеся массы и даже широкие круги средней и мелкой буржуазии по-прежнему были лишены избирательных прав. Ряд других пунктов хартии гарантировал буржуазии основные политические свободы: совести, печати, собраний и т. д. Конституционная хартия 1830 г закрепила господство ограниченной группы класса буржуазии — его банковских и финансовых кругов. Франсуа Гизо — один из авторов новой конституции — откровенно признавался в том, что хартия 1830 г. предназначена для подавления революции и укрепления классового господства буржуазии.
1832 г., 4 июня
Парламентская реформа в Англии. В соответствии с биллем о реформе создавались новые избирательные округа, утверждался ряд других положений.
1833 г., 1 августа
Отмена рабства в английских колониях.
1833 г., 28 августа
Акт о ликвидации Ост-Индской компании как торговой организации.
1833 г., 29 августа
Принятие в Великобритании закона об ограничении детского труда, который запрещал предприятиям (за исключением шелкоткацких фабрик) принимать на работу детей моложе 9 лет, детям 9—13 лет разрешалось работать не более р
8 часов, а труд подростков 13—18 лет ограничивался 12 часами. Д
Ч
1834 г., 14 августа m
Закон о бедных — английский закон в отношении бедных людей в Англии К
и Уэльсе. Закон радикально изменил существовавшее законодательство о бедных m
и централизовал систему социальной помощи. Были отменены пособия в денеж- П
ной форме и в виде пищи. Около 15 тысяч английских и уэльских приходов были ^
реорганизованы в союзы по закону о бедных (Poor Law Unions), в каждом союзе Т
в обязательном порядке открывался работный дом (если его еще не было), ко- И
торый становился основным каналом получения помощи. Социальную помощь в ддтдх
б
>
____а» Г".П77 If пп-_ r
270 постскриптум
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
за редкими исключениями можно было получить только в работном доме. Закон делал непривлекательным получение помощи и стигматизировал бедных, условия жизни в работном доме предусматривали: разделение семей (отдельное проживание мужчин, женщин, мальчиков и девочек), скудное и однообразное питание, тяжелую рутинную и бессмысленную работа (например, раскалывание камней), занятость детей на шахтах и фабриках, ношение униформы. Закон вводил новые должности, в частности должность чиновника по надзору над бедными (relieving officer), который в исключительных случаях мог предоставить помощь вне работного дома.
1841 г.
Принятие во Франции Закона об ограничении продолжительности рабочего дня для детей и подростков.
1847 г., 1 мая
Закон о 10-часовом рабочем дне для женщин и подростков в текстильной промышленности Англии. Это же правило распространялось на мужчин, работающих вместе с детьми и женщинами в одну смену.
1848 г., 4 ноября
Принятие Учредительным собранием Франции Конституции Второй Французской республики (конституция была разработана собранием). В отличие от всех предыдущих Конституций, в которых, как правило, упор делался на естественные права человека, в этой упор был сделан на общесоциальное назначение государства. Государство помогало неимущим, искало работу для безработных, существовали различного рода пособия. Основой республики признавались собственность, труд и семья. Впервые в истории Франции был введен институт президентства, который избирался на 4 года без права повторного переизбрания. Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 человек, избираемых на 3 года, на основе всеобщего прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являлись все граждане старше 21 года, избираемые — старше 25 лет. Депутаты являлись неприкасаемыми и неотзываемыми. Государственный совет формировался Национальным собранием сроком на 6 лет. Он предварительно рассматривал законопроекты, контролировал исполнение законов, создавал административные уставы. Конституцией 1848 г. было введено разделение властей, но не была введена система сдержек и противовесов, что в конечном счете привело к усилению президентства, упразднению некоторых статей Конституции, авторитаризму.
1850 г., 31 мая
Отмена всеобщего избирательного права во Франции. Законодательное собрание приняло новый избирательный закон, который устанавливал трехлетний ценз оседлости и другие ограничения, лишившие избирательного права в первую очередь крестьян.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
1864 г., 25 мая
Отмена закона Ле Шапелье во Франции. Переход к так называемой «либеральной империи». Рабочие получали право на стачки и союзы.
1867 г., февраль
Конституционная реформа в Австрийской империи. Империя превратилась в двухцентровую дуалистическую Австро-Венгрию с идентичными правами и обязанностями. 21 декабря на территории государства, за исключением Королевства Венгрии, была введена в действие Конституция, которая фактически явилась обобщенным наименованием пяти основных государственных законов и закона о представительстве. По своему характеру в значительной степени сходна с Великими реформами российского императора Александра II, проводившимися на протяжении 1860-х гг. По Конституции утверждались буржуазные принципы ответственности правительства перед парламентом, права и свободы, сохранялась монархия (император становился еще и королем Венгрии). Имущественный ценз при выборах в госсобрание и рейхсрат. «Общие министерства» — МИД и военное. Общая внешняя торговля, валюта, таможня. Не было единого правительства.
1867 г., 15 августа
Вторая парламентская реформа в Великобритании. Проведена по инициативе лидера консерваторов Дизраэли, крупного политического деятеля второй половины XIX в. Суть реформы — изменение избирательного закона, расширявшего права граждан и включившего в электорат мелкую буржуазию и часть рабочих.
1871 г., 16 апреля
Конституция Германской империи — действовала по 1919 г., основана на конституции Северогерманского союза. Предусматривала большое влияние короля Пруссии, по должности являвшегося также президентом союза, или германским императором. Предусматривала также наличие бундесрата (представительства государств — участников империи, а с 1911 г. и Эльзаса-Лотарингии, с правом вето Пруссии на изменения конституции) и рейхстага (избираемого всеобщим голосованием граждан мужского пола, согласно изначальной редакции конституции на 3 года, с 1888 г. — на 5 лет).
1875 г., 24—25 февраля
Конституция Третьей республики. Принята Учредительным собранием, не р
представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов: Д
— Закон об организации Сената; Ч
— Закон об организации государственной власти; т
— Закон об отношениях между государственными властями. К
Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов т
государственной власти. Отсутствие единого конституционного нормативного П
акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного ^
строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конститу- Т
ционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, И
парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским в ддтдх
б
>
272 постскриптум
L-—^ и мени O.E. Кугафина (МПОА)
правительством. Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности.
1882 г., 20 мая
Секретный союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, который положил начало разделу Европы на враждебные лагери и сыграл роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918). Государства взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Договор возобновлялся в 1887 и 1891 гг. (при этом вносились дополнения и уточнения) и автоматически продлевался в 1902 и 1912 гг.
1905 г., 13 августа
Референдум в Норвегии. Расторжение унии со Швецией.