Научная статья на тему 'НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ТРАНЗИТА ВЛАСТИ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ТРАНЗИТА ВЛАСТИ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транзит власти / Центральная Азия / Казахстан / Киргизия / Таджикистан / Туркменистан / Узбекистан / президент. / transit of power / Central Asia / Kazakhstan / Kyrgyzstan / Tajikistan / Turkmenistan / Uzbekistan / President.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шамгунов Руслан Габдрашитович, Захарова Ольга Валерьевна

после распада СССР в Центральной Азии в условиях формирующихся политических институтов, при почти полном отсутствии демократических традиций, переход власти от одного лица к другому является серьёзной проблемой. Это связано с тем, что этот переход означает не просто передачу власти от одного лица к другому, а переход власти от одного клана к другому, даже враждебно настроенному. Учитывая, как уходящий в отставку президент и его ближайшее окружение нажили своё имущество, то переход власти сопряжён с переделом собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому передающий власть заботился о гарантиях сохранения своей собственности и неприкосновенности, что порождало особенности перехода власти в каждой из центральноазиатских стран. Целью статьи является выявление этих особенностей в условиях нового толкования термина «транзит власти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW INTERPRETATION OF TRANSIT OF POWER AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES

after the collapse of the USSR in Central Asia, in the context of emerging political institutions, with almost complete absence of democratic traditions, the transfer of power from one person to another is a serious issue. This is due to the fact that this transition means not just the transfer of power from one person to another, but the transfer of power from one clan to another, even hostile ones. Considering how the outgoing president and his inner circle have acquired their property, the transition of power is associated with the redistribution of property with all the consequences that follow from this. Therefore, the transferor of power cared of guarantees for the preservation of his property and inviolability, which generated to the peculiarities of the transition of power in each of the Central Asian countries. The purpose of the article is to identify these features in the context of a new interpretation of the term “transit of power".

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ТРАНЗИТА ВЛАСТИ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ТРАНЗИТА ВЛАСТИ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Шамгунов Р.Г.1, Захарова О.В.2

1Шамгунов Руслан Габдрашитович - кандидат исторических наук, доцент; 2Захарова Ольга Валерьевна - магистр международных отношений, эксперт отдела реализации программ и проектов в

сфере патриотического воспитания граждан, ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», г. Санкт-Петербург

Аннотация: после распада СССР в Центральной Азии в условиях формирующихся политических институтов, при почти полном отсутствии демократических традиций, переход власти от одного лица к другому является серьёзной проблемой. Это связано с тем, что этот переход означает не просто передачу власти от одного лица к другому, а переход власти от одного клана к другому, даже враждебно настроенному. Учитывая, как уходящий в отставку президент и его ближайшее окружение нажили своё имущество, то переход власти сопряжён с переделом собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому передающий власть заботился о гарантиях сохранения своей собственности и неприкосновенности, что порождало особенности перехода власти в каждой из центральноазиатских стран. Целью статьи является выявление этих особенностей в условиях нового толкования термина «транзит власти».

Ключевые слова: транзит власти, Центральная Азия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, президент.

A NEW INTERPRETATION OF TRANSIT OF POWER AND CENTRAL ASIAN

COUNTRIES Shamgunov R.G.1, Zakharova O.V.2

1Shamgunov Ruslan Gabdrashitovich - PhD in History, Associate Professor; 2Zakharova Olga Valerievna - master of international relation, expert of the Department for the implementation ofprograms and

projects in the field ofpatriotic education of citizens FEDERAL STATE BUDGETARY INSTITUTION RUSSIAN CHILDREN'S AND YOUTH CENTER,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: after the collapse of the USSR in Central Asia, in the context of emerging political institutions, with almost complete absence of democratic traditions, the transfer ofpower from one person to another is a serious issue. This is due to the fact that this transition means not just the transfer of power from one person to another, but the transfer ofpower from one clan to another, even hostile ones. Considering how the outgoing president and his inner circle have acquired their property, the transition of power is associated with the redistribution of property with all the consequences that follow from this. Therefore, the transferor ofpower cared of guarantees for the preservation of his property and inviolability, which generated to the peculiarities of the transition of power in each of the Central Asian countries. The purpose of the article is to identify these features in the context of a new interpretation of the term "transit of power".

Keywords: transit of power, Central Asia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan, President.

С момента обретения независимости в странах Центральной Азии решались одинаковые задачи: выбор будущего политического развития, укрепления политической стабильности, решение национального вопроса, выбор пути экономического развития, а значит, и экономических реформ. Особое положение было в Таджикистане, погрузившегося в гражданскую войну.

Если с проблемой укрепления своей власти действующие президенты справились довольно успешно, то вопрос её передачи оказался для большинства из них очень болезненным и не всегда завершался успехом.

Особенностям перехода власти от одного президента к другому и выявлению причин удачи или неудачи процесса, часто именуемого «транзитом власти», посвящена данная статья.

Обычно под транзитом власти подразумевают «переход власти от одного руководителя или группы руководителей к другому/другим» [1, с. 89]. И эти лица могут быть как физическими, так и юридическими. Но для авторов данной статьи такое определение не является полным по ряду причин.

Во-первых, при таком определении насильственное свержение действующего правительства\президента тоже является транзитом власти. Яркий пример тому - Великая Октябрьская социалистическая революция, когда власть от буржуазного ременного правительства перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И чем, в таком случае, термин «переход власти» хуже термина «транзит власти»?

Во-вторых, если рассматривать только варианты ненасильственного перехода власти, то мы сталкиваемся с вариантами при монархическом и республиканском правлениях, которые также не объясняют преимущество термина «транзита власти» над термином «переход власти».

Нам нужен термин, который не просто отличался от термина «переход власти» названием, но и означал в сжатом виде значение, дающее более полное определение особому виду перехода власти.

Под «транзитом власти» мы понимаем ненасильственный переход власти по договорённости от одного лица к другому, при котором передающий власть и его окружение сохраняли бы в будущем за собой собственность и привилегии, полученные за годы нахождения у власти, даже если они были приобретены незаконным путём. «По договорённости» означает, что передающий власть, но пока ещё находящийся на посту президента, гарантирует использование административного ресурса для победы «избранника» на грядущих президентских выборах. Естественно, что «транзит власти» применим только к республиканской форме власти.

Таким образом, впервые в отечественной науке даётся новое толкование термин «транзит власти».

Интерес к изучению различных путей перехода власти в бывших советских республиках в настоящее время не ослабевает. Особенно интерес возрос после январских событий 2022 г. В связи с грядущей сменой президента Таджикистана изучение особенностей различных вариантов перехода власти представляется весьма актуальным.

Проблемы внутриполитического развития стран Центральной Азии и особенности перехода власти, традиционно именуемого «транзитом власти», стали предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей. Формат статьи не позволяет провести подробный анализ историографии темы, поэтому остановимся на тех, работах, которые на наш взгляд наиболее полно соответствуют тематике статьи.

В целом работы по истории смены власти в Центральной Азии можно разделить на две группы: в первую группу входят работы, посвященные анализу «транзита власти» как таковому [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8], во вторую группу входят работы, уделяющие внимание анализу и выявлению особенностей «транзита власти» в отдельных странах Центральной Азии [9, 10, 11, 12, 13, 14].

Сразу стоит отметить, что, даже анализируя внутриполитическую ситуацию и борьбу за власть в странах региона, сравнительный анализ политических систем, внутриполитической борьбы в статье не производится. В нашей работе мы сравниваем только характерные особенности транзита власти и его результат в каждой из анализируемых стран.

Приступая к анализу транзита власти, необходимо дать краткую характеристику внутриполитической ситуации в странах центральноазиатского региона. В начале 90-х годов в Центральной Азии стали формироваться два варианта внутриполитического развития - демократический (Казахстан и Кыргызстан) и авторитарный (Туркменистан и Узбекистан). Но, спустя некоторое время, и Казахстан, и Киргизия свернули к авторитарному правлению. Развернувшаяся гражданская война в Таджикистане, отодвинула выбор формы внутриполитического развития до ее окончания в 1997 г., но и там выбор был сделан в пользу авторитарного варианта.

Для этого было и есть несколько причин.

Определяющим для Востока в целом и для Центральной Азии в частности является выражение «На Востоке власть не делят». В регионе не было примеров не только разделения властей, но и ограничения власти правителя каким-либо законно-совещательным органом, а единственным признаком хоть какой-то демократии был совет старейшин в кишлаках или махалля* в городах.

Говорить о единстве титульных наций в центральной Азии несколько преждевременно: клановое, а то и племенное деление там не только сохранилось, но и оказывает определенное влияние на внутреннюю жизнь государств. Даже в советские времена неуклонно соблюдалась ротация Первых секретарей ЦК республиканских компартий по клановому признаку. Этот пост дважды подряд не занимали выходцы из одного клана.

Национальный вопрос традиционно занимает особое место во внутренней политике центральноазиатских государств. Притеснения представителей нетитульных наций является обыденным явлением, к некоторым народам (например, уйгурам в Казахстане, белуджам в Туркменистане, таджикам в Узбекистане) отношение более жёсткое. В регионе отношение титульных наций к узбекам, проживающим на территории всех сопредельных с Узбекистаном государств, негативное. Это исторически вызвано тем, что узбеки покорили своих соседей, создав на территории современной Центральной Азии три государства -Бухарское ханство, Кокандский эмират и Хивинское ханство, существовавшие на момент присоединения региона к Российской империи. Кроме того, узбеки, как сельские жители занимали «исконные» казахские, киргизские, туркменские и таджикские земли. А большинство конфликтов в регионе происходили именно из-за земли и воды. Например, погромы в Фергане в 1989 г. или Ошские события 1990 г.

В таких условиях демократия с её плюрализмом мнений и разделением властей не могла не привести к внутриполитическим конфликтам.

Первоначальный выбор руководителей Казахстана и Киргизии в пользу демократических преобразований объясняется их стремлением ориентироваться на Россию и страны Запада, ожидая за это всестороннюю (особенно экономическую) помощь. Однако это привело к столкновению президента и парламента за распределение властных полномочий, которое эти республики пережили вслед за Россией, что повлекло за собой роспуск парламентов. А необходимость преодоления сопротивления оппозиции вызвало недемократические методы борьбы с нею и многочисленным нарушениям во время президентских и парламентских выборов. Киргизия, прозванная на Западе «островом демократии», пережила расстрел мирной демонстрации, свержение трёх президентов и межнациональный конфликт. Казахстан стал

* Часть города размером с квартал, жители которого в некоторых странах осуществляют местное самоуправление.

примером социальных столкновений с введением чрезвычайного положения и открытием огня на поражение по протестующим и попытке государственного переворота в январе 2022 г.

Туркменистан и Узбекистан стали примером авторитаризма, однако, явив при этом политическую стабильность, при которой даже смерть первых президентов, под которых была заточена вся внутриполитическая система, не привела к внутриполитическим конфликтам и межплеменным столкновениям.

В конституциях всех центральноазиатских стран было прописан максимальный двукратный срок нахождения на посту президента [15, 16, 17, 18, 19]. Но очень скоро стало ясно, что в условиях становления государства, решения проблем кланового и национального характеров, борьбы с оппозицией, четырёх-пяти лет будет недостаточно для укрепления выбранного пути политического развития. Тем более, что президенты Казахстана и Киргизии решили повести свои государства по демократическому пути развития, что находилось в противоречии с традициями, принятыми в Центральной Азии.

Первым решил проблему президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. Он просто продлил срок своих полномочий без перевыборов на второй срок до 2002 г., проведя это решение через всенародный референдум в январе 1994 г. [20].

Примеру туркменского коллеги последовали все президенты Центральной Азии и подобные референдумы прошли 30 января 1994 года в Киргизии, 26 марта 1995 года в Узбекистане и 28 апреля 1995 года в Казахстане. В Таджикистане Эмомали Рахмон был переизбран на пост президента 6 ноября 1999 г. после окончания гражданской войны. Поэтому о продлении своих полномочий он позаботился только в 2003 г.

Но президент Туркменистана пошёл дальше. В декабре 1999 г. Халк Маслахаты (Народный совет) принял решение о предоставлении С. Ниязову особых полномочий находиться на посту президента без ограничения срока. А в 2002 г. принял решение сделать президентский срок Ниязова пожизненным [20].

Проблему продления пребывания на своём посту президенты остальных стран региона решили иначе -объявили, что срок первого президентства необходимо отсчитывать с момента принятия конституции уже независимой страны, попутно продлевая срок президентских полномочий до 7 лет [21, 22, 23]. Своим участием в президентских выборах граждане легитимизировали отказ об ограничении полномочий президента двумя сроками.

За время правления президенты не забывали об увеличении своего благосостояния, а также благосостояния своих ближайших родственников и людей из «близкого круга». Понятно, что это зачастую происходило с явными нарушениями законов страны. Взяточничество порой приобретало такой размах, что в Соединённых штатах Америки даже было открыто дело о коррупции в руководстве Казахстана, получившее название «казахгейт» [24].

Успешно решая вопрос о продлении сроков своей власти, президенты и их окружение столкнулись с очень серьёзной проблемой - будущим переходом власти.

Пускать на самотёк такой вопрос в условиях кланового противостояния было очень опасно, т.к. пришедший к власти представитель враждебного клана обязательно поставит вопрос о законности нажитого состояния со всеми вытекающими последствиями. Сменить действующего президента, в идеале, должен член семьи или, на худой конец, из близкого окружения президента. Т.е. должен произойти транзит власти и, желательно, династического характера.

На постсоветском пространстве было два примера транзита власти с разными результатами.

В Азербайджане на смену популярному в стране Гейдару Алиеву после его смерти пришёл его сын Ильхам. Страну задолго до кончины отца готовили к тому, что его сменит сын, хотя Азербайджан республика, а не монархия. Ильхам Алиев занимал руководящие посты в государственной нефтяной компании SOCAR и принимал участие в подписании «контракта века» - договора с иностранными нефтяными компаниями о разработке нефтяных месторождения на шельфе Каспия. Был депутатом Милли меджлиса (парламента) Азербайджана, руководил делегацией Милли меджлиса в Парламентской ассамблее Совета Европы, премьер-министром. В его деятельности не было провалов и народ видел в нём продолжателем дела своего отца. Поэтому в октябре 2003 г. он получил более 79% голосов. Т.е. произошёл типичный транзит власти династического характера.

Второй пример транзита власти явила Россия, когда на смену Б.Н. Ельцину пришёл В.В. Путин. Окружение Ельцина лихорадочно искала ему преемника, ввиду ухудшающегося здоровья и падения популярности первого президента России. В итоге выбор пал на главу Федеральной службы безопасности России В.В. Путина, ставшего премьер-министром страны. Но если для членов семьи Б.Н. Ельцина транзит власти произошёл без неприятных последствий, то для олигархов, окружавших Б.Н. Ельцина, последствия были очень неприятными.

Одна из проблем транзита власти в Центральной Азии заключалась в том, что представители титульной нации не были готовы принять в качестве главы государства женщину. Президентом может быть только мужчина. А вот у президентов Казахстана и Узбекистана сыновей не было. Да и с сыновьями президентов Киргизии, Таджикистана и Туркменистана было не всё однозначно.

Поэтому вопрос, кому передать власть, для президентов стран Центральной Азии был и остаётся очень болезненным.

Конечно, пример Азербайджана являлся самым предпочтительным вариантом. С кланами можно договориться, на мнение оппозиции, не пользующейся поддержкой в стране, внимание можно не обращать. Но вот тут и проявляются те особенности, которые мы и анализируем в данной статье.

Президент Туркменистана С. Ниязов практически с самого начала своего правления попытался решить проблему транзита власти в своём стиле. По уверениям бывшего министра иностранных дел Авды Кулиева, С. Ниязов, едва продлив свои президентские полномочия, в 1994 г. вынашивал планы объявления себя шахом Туркменистана. Однако совет старейшин, представлявший кланы страны, негативно отнёсся к этой идее, и С. Ниязов вынужден был от нее отказаться [25].

Хотя 1999 г. Халк Маслахаты принял решение о пожизненном президентстве С. Ниязова, он сам говорил, что будет править до 2009 г., а до того времени подготовит себе преемника, а в будущем в стране должны действовать многопартийная система*[26]. Кого С. Ниязов готовил в свои преемники, так и осталось неизвестным.

За всё правление С. Ниязова в качестве его приемника ни разу не назывался его сын Мурад, который практически всё время проводил за пределами Туркменистана, занимаясь бизнесом. Репутацию Мурад приобрёл настолько негативную, что рассматривать его кандидатуру в качестве будущего главы государства С. Ниязов не решился. Более того, он даже не был гражданином Туркменистана.

Неожиданная смерть первого президента 21 декабря 2006 г. не привела к политической напряжённости в стране. Никто не стремился расшатывать ситуацию и дестабилизировать общественно-политическую обстановку. Было понятно, что должна сохраниться строгая вертикаль власти. Не было никаких сомнений, что преемник будет представителем ахалтекинского клана, самого влиятельного из пяти кланов Туркменистана. Выбор был между председателем Меджлиса Овезгельды Атаевым и заместителем председателя кабинета министров, министра здравоохранения и медицинской промышленности Гурбангулы Бердымухамедовым. Г. Бердымухамедов, по мнению оппозиционеров, производил впечатление человека безвольного и не имеющего никакого влияния, что означало возможность править за его спиной [27]. Поэтому выбор пал на него.

Приход к власти Г. Бердымухамедова фактически сопровождался переворотом, т.к. согласно конституции страны в случае смерти президента, исполняющим обязанности президента должен стать председатель Меджлиса Овезгельды Атаев. Но внезапно генеральная прокуратура Туркменистана возбудила против него уголовное дело, обвинив его в злоупотреблении служебным положением, грубом нарушении конституционных прав граждан Туркмении и проявлении родоплеменной розни, и он был арестован [28].

Однако транзита власти не произошло.

Вскоре после избрания выдвиженец стал избавляться от тех, кто его выдвинул. В июле 2007 г. Г. Бердымухамедов отстранил от должности начальника службы личной охраны президента Туркменистана Акмурада Реджепова, которого арестовали вместе с сыном, полковником национальной безопасности. По мнению экспертов, Реджеповы обладали информацией о выведенных С.Ниязовым средствах за рубеж [29]. Отставку и арест Акмурада Реджепова было воспринято как окончание эпохи Туркменбаши, поскольку, по общему мнению, главы президентской охраны являлся столпом режима Сапармурата Ниязова и главным гарантом сохранения прежнего курса [30]. В тот же день был арестован министр национальной безопасности Туркмении Гельдымурад Аширмухаммедов. [31]

Помогал Бердымухамедову избавиться от силовиков министр обороны Агагельды Мамедгельдыев, в благодарность за это он был отправлен в отставку в январе 2009 года [32].

Таким образом, приход к власти Г. Бердымухамедова является примером неудачной попытки транзита власти.

Пообещав возвращение к демократическим ценностям, Г. Бердымухамедов продолжил использовать методы правления, критикуемого им С. Ниязова.

Трижды избиравшись на пост президента, для чего Меджлис Туркменистана отменил ограничения на срок полномочий президента, Г. Бердымухамедов сумел настолько укрепить свою власть, что к концу своего второго срока не стал скрывать имя своего преемника. Им предсказуемо стал его сын Сердар, который с 2013 года стал занимать руководящие должности в различных государственных ведомствах. В отличие от Мурада Ниязова Сердар Бердымухамедов не нажил негативную репутацию и, достигнув сорокалетнего возраста, сменил своего отца на посту президента. Выдвижение Сердара Бердымухамедова был несколько неожиданным, в том смысле, что срок третьего президентства Г. Бердымухамедова истекал только в 2024 г. , а ему самому не исполнилось 65 лет, когда в феврале 2022 г. он объявил о необходимости «дать дорогу молодым» [33].

Можно сказать, что президент ждал, когда его сыну исполнится 40 лет, чтобы тот мог на законных основаниях баллотироваться в президенты. Одной из возможных причин такой спешки является состояние здоровья Г. Бердымухмедова. Сам Гурбангулы Бердымухамедов не ушёл с политической арены. Он возглавляет верхнюю палату парламента, фактически осуществляя контроль за политической жизнью в стране, страхуя деятельность своего сына, предоставляя тому возможность заниматься укреплением своей

* До 2010 года в стране действовала только Демократическая партия Туркменистана.

власти. Пока позволяет здоровье отца, сын должен управлять государством, чтобы в будущем ни у кого не возникало сомнений в его управленческих способностях.

Таким образом, в 2022 г. в Туркменистане был успешно реализован опыт Азербайджана по транзиту власти, но с важным отличием - приходу к власти Сердара Бердымухамедова не предшествовала смерть президента.

Правление президента Киргизии Аскара Акаева привело к усилению социальной напряжённости. Он, вопреки национальным традициям, решил строить демократическое государство, допустив разделение властей и многопартийность. Допущенный плюрализм мнений привел к традиционному поиску виноватых в плохих условиях жизни среди представителей других национальностей.

Практически сразу президент столкнулся и с другим следствием демократизации - критически настроенный к нему парламент было трудно уговорить поддержать политику президента, а оппозиция выискивала и раздувала недостатки его правления. Пришлось в 1994 г. распускать парламент. В некотором роде А. Акаев стал проводить противоречивую политику, схожую с политикой Б.Н. Ельцина в России, где декларируемая «демократизация» общества сливалась с авторитарными методами решения внутриполитических проблем лидера государства. В 1994 (дважды), 1996 и 1998 гг. проводились референдумы, уменьшавшие в пользу президента роль парламента и правительства [34, с.18-20], вызывая недовольство концентрацией власти и в руках президента.

Ни одни президентские выборы не обошлись без фальсификаций и давления на оппозицию [35, с. 116]. А. Акаев даже не пытался что-то противопоставить клановому делению общества, прекрасно понимая, что без поддержки своего клана он долго не продержится [36, с.5].

При этом сам А. Акаев оказался не без традиционных для любой власти грехов - коррупции и непотизма. По словам экономиста Андерса Аслунда, «масштаб коррупции при Акаеве был ужасающим» [37].

Положение президента облегчала слабость оппозиции. Созданные в стране партии являлись искусственными образованиями, построенными по европейским моделям. Идеологии у партий практически никакой не было. Фактически целью оппозиционеров было заставить А. Акаева поделиться властью и доходами [38, с.233]. Договориться между собой лидеры оппозиции были просто не в состоянии.

На Западе росло недовольство А. Акаевым за его недемократические действия, особенно продлением его правления вопреки конституции страны.

В принципе, напряжённость в обществе, антипрезидентские настроения в стране и недовольство Запада мог бы снизить транзит власти. У А. Акаева был* сын Айдар, который успешно трудился как в государственных органах (например, был советником министра финансов Киргизии), так и в сфере бизнеса. У глав кланов кандидатура Айдара Акаева возражений не вызывала по тем же причинам, по которым в 1612 году на русский трон была выдвинута кандидатура Михаила Романова. Оппозиция была бы довольна уходом в отставку ненавистного президента. Запад удовлетворялся бы формальной сменой президентов, тем более что сын Акаева продолжал бы проводить прозападную политику своего отца. Но Айдар родился в 1976 году, и он не соответствовал оговорённому конституцией страны минимальному возрастному цензу для кандидатов в президенты в 35 лет. Рискнуть, сократив в конституции минимальный возрастной порог, Аскар Акаев не решился.

А. Акаеву пришлось пожинать плоды «демократизации». Приглашенные им в страну зарубежные, в первую очередь американские, неправительственные организации, развернули активную деятельность, критикуя его за отход от демократических принципов. Он сам заявлял, что они «захотели повторить «цветные революции» по примеру грузинской в 2003-м и украинской в 2004-м» [39]. Пресечь их деятельность он не был готов, боясь испортить отношения с западными странами.

В 2005 году в республике случился первый переворот, когда правивший с момента получения независимости президент А. Акаев был свергнут в результате «тюльпановой революции».

Необходимо отметить один факт - А. Акаев не стал защищать власть, избранную гражданами страны. Последовать примеру чилийского президента Сальвадора Альенде, с оружием в руках защищавшего власть законно избранного президента, он не захотел. Сам Акаев объяснял своё поспешно бегство из страны «нежеланием проливать кровь» [40].

Для будущего Киргизии эта забота о жизнях, штурмующих президентский дворец, оказалась медвежьей услугой. Теперь толпа поняла, что власть можно свергать при малейшем желании, наплевав на незаконность своих действий.

Ещё с советских времён в Киргизии проводилась ротация республиканского руководства, согласно которой представителя «северян», т.е. представителя северных кланов, сменял «южанин» и наоборот. Тоже самое происходит в стране с 2005 г. Свергнувшие «северянина» Акаева оппозиционеры во главе с бывшим премьер-министром «южанином» Курманбеком Бакиевым сумела в сжатые сроки установить контроль над ситуацией.

Но правление К. Бакиева по своим негативным последствиям не отличалось от правления А. Акаева. Передать власть своему сорокалетнему сыну Марату он не успел. В результате нового переворота в апреле 2010 года К. Бакиев и его семья были вынуждены сбежать на юг республики, а потом покинуть страну [41].

* Умер 5 марта 2020 г.

Провозглашённая 3 июля 2010 президентом Киргизии переходного периода Роза Отунбаева исполняла обязанности президента до избрания нового президента. Так что передача власти избранному 30 октября 2011 года президентом страны «северянину» Алмазбеку Атамбаеву не была транзитом власти в нашем понимании. Четвёртый президент Киргизии удивил если не весь мир, то Центральную Азию точно, своим решением не баллотироваться в 2017 г. на новый срок. Впервые на постсоветском пространстве президент добровольно отказывался от участия в президентских выборах. В Киргизии же впервые была осуществлен транзит власти.

В качестве своего сменщика киргизский президент выбрал действующего премьер-министра «южанина» Сооронбая Жээнбекова. Атамбаеву за счет агрессивной агитационной кампании удалось добиться победы своего ставленника с результатом 56% голосов [42].

Но данный транзит власти оказался неудачным по своим последствиям. С. Жээнбеков стал заниматься тем же, чем занимались все президенты в Центральной Азии - расставлять на знаковые и доходные места своих родственников. Со стороны А. Атамбаева последовала жесткая критика в адрес президента за установление семейно-кланового режима [43]. Этого С. Жээнбеков не простил. А. Атамбаев был лишён неприкосновенности и в июне 2020 года приговорён к 11 годам лишения свободы и конфискации имущества за «многочисленные нарушения закона» [44].

Урок двух первых президентов Киргизии не пошёл впрок для пятого президента. Со своей политикой он пришёл к аналогичному результату - в результате массовых протестов 15 октября 2020 г. он вынужден был уйти в отставку. И к власти пришёл «северянин» Садыр Жапаров.

Обладает своими особенностями смена власти Казахстане и Узбекистане, в которых оказался невозможен династический вариант, поскольку Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов официально не имели и не имеют сыновей.

Дочери Ислама Каримова Гульнара и Лола в основном продвигались по дипломатической линии. И хотя в 2008 году газета «Известия» рассматривала Гульнару возможной преемницей своего отца на посту президента страны [45], оснований для этого практически не было. Хотя бы в силу уже не раз упоминавшихся традиций. Ещё в 2005 г. один из авторов данной статьи впервые услышал о достигнутых договорённостях по кандидатуре преемника Ислама Каримова. Понятно, что в 2005 году никто не мог сказать, когда Ислам Каримов освободит президентское кресло, и кто к тому времени будет сильнее всех кандидатов (если, конечно, не скончается раньше президента), но однозначно кандидатура Гульнары не рассматривалась уже тогда.

Президент Узбекистана Ислам Каримов скоропостижно скончался 2 сентября 2016 года. Как и в Туркменистане, реальных претендентов на освободившийся пост было двое - представитель ташкентского клана, министр финансов с 2005 года Рустам Азимов и представитель самаркандского клана, премьер-министр республики с 2005 года Шавкат Мирзиёев. За кандидатуру Ш. Мирзиёева выступил влиятельнейший глава Службы национальной безопасности Рустам Инноятов. Согласно 96-й статье Конституции Узбекистана в случае смерти действующего президента, временно исполняющим обязанности президента должен был стать председатель сената. Но председатель сената Нигматилла Юлдашев взял самоотвод, и и.о. президента стал Ш. Мирзиёев [46].

4 декабря 2016 г. Ш. Мирзиёев победил на президентских выборах. Как и Г. Бердымухамедов, придя к власти, он отправил в отставку своего конкурента за власть Р. Азимова и своего благодетеля Р. Иноятова [47].

Деятельность Ш. Мирзиёева на посту президента настолько отличается от правления И. Каримова, что стала характеризоваться как «собственное наследие президента Шавката Мирзиёева» [48]. А на семью И. Каримова стало оказываться давление.

Процесс перехода власти в руки Ш. Мерзиёева позволяет нам характеризовать как неудачный транзит власти, поскольку его результаты оказались противоположными ожиданиям тех, кто гарантировал ему приход власти.

В соседнем Казахстане власть не менялась с момента обретения независимости в 1991 до 2019 года, а единственным главой государства оставался Нурсултан Назарбаев. Развитие политических процессов, укрепление личной власти Назарбаева, получение им всё новых статусов и полномочий давали основание для прогнозирования повторения узбекского сценария с выбором преемника закрытым решением элиты после смерти президента. Но о таком варианте заговорили лишь после того, как стало ясно, что следующим президентом будет не представитель семьи президента. Причём, семьи в прямом смысле слова.

Правление Н. Назарбаева не было безоблачным. Об этом говорят два факта. Первый - президентские выборы 1998 и 2005 годов были досрочными, чтобы у оппозиции не оставалось времени на подготовку к ним. Второй - ни одни президентские выборы в «демократическом» Казахстане не прошли без серьёзных нарушений, чего не скажешь про выборы президента в авторитарном Узбекистане.

На выборах 2005 г. стоит остановиться особо, т.к. теме данной статьи имеют непосредственное отношение.

Н. Назарбаев уже дважды избирался на пост президента, не считая продление президентских полномочий. В 1998 г. срок полномочий президента был увеличен с 5 до 7 лет, а 20 мая 2000 года конституционный совет Казахстана принял решение считать новый президентский срок для Назарбаева первым [49].

Но к грядущим в 2006 г. выборам стали готовить старшую дочь Н. Назарбаева Даригу. Вопрос о транзите власти стал насущным. Н. Назарбаеву в 2006 году должно было исполниться 66. Возраст не старый, но к следующим выборам в 2013 ему будет 73. Пора задуматься о подготовке преемника. Кроме того, в США разгорался скандал о коррупции в высших эшелонах власти Казахстана, известный как «Казахгейт». В причастности к коррупции подозревали и Н. Назарбаева [50]. И не было никакой уверенности в том, что США благосклонно отнесутся к избранию коррупционера на президентский пост на новый срок.

Однако выбор преемника осложнялся не только тем, что у Назарбаева не было сына, но и тем, что в самой семье Назарбаева было не всё благополучно. Зятья Н. Назарбаева в преемники не годились, как представители других родов. Но и родных племянников, Кайрата Сатыболды и Самата Сатыболдыулы Абиша, Н. Назарбаев, хотя и назначил на высокие должности в органах государственной безопасности, в качестве преемников не рассматривал. Более того, в 1998 г. двадцативосьмилетнего первого заместителя председателя Комитета национальной безопасности Кайрата Сатыболды из органов убрали, и в дальнейшем он успешно занимался бизнесом. Можно только предполагать, что между ним и дочерями Назарбаева установились не самые тёплые отношения, и от передела собственности приход Кайрата к власти мог не уберечь.

Поэтому Н. Назарбаев предпочёл попытаться выдвинуть в качестве преемника свою старшую дочь, не только успешного бизнесмена, но и доктора политических наук. Дарига Назарбаева стала всё чаще мелькать в медийном пространстве, выдвигая инициативы, выходившие далеко за рамки страны и ориентированные на поддержку в будущем со стороны российского руководства [51]. В 2003г. она стала основателем и главой Республиканской партии «Асар», которая уже на следующий год стала третьей по полученным голосам на выборах в парламент страны, отмеченных громкими скандалами. С февраля 2005 г. она стала руководителем депутатской группы «Аймак» [52].

Однако во внеочередных выборах Дарига Назарбаева участия не принимала. Очевидно, что для Нурсултана Назарбаева стало понятно, что при всей поддержке административного ресурса, победа его дочери не будет гарантирована. И он выдвинул свою кандидатуру. Его победа не вызвала сомнений и критики ни на Западе, ни в России. Многовекторность внешней политики Н.Назарбаева устраивала многих внешних игроков.

Безоговорочная победа в 2005 г. не сняла с повестки дня вопрос о преемнике. Он откладывался до того времени, когда Н. Назарбаев или умрёт, или окажется не в состоянии управлять страной.

Но примеры Туркменистана 2006 г. и Узбекистана 2016 г. подтолкнули Назарбаева к необходимости транзита власти. Эти примеры показали, что выбор преемника после смерти действующего президента ничем хорошим для его семьи и окружения не заканчиваются. Начался поиск кандидата, которому можно было доверить будущее семьи.

В марте 2019 г. президент Казахстана заявил, что он уходит со своего поста, сохранив за собой закрепленный в Конституции статус первого президента, главы Совета безопасности и лидера пропрезидентской партии «Нур Отан». В качестве своего преемника Назарбаев предложил кандидатуру своего давнего соратника — спикера Сената Касым-Жомарта Токаева. Поддержка первого президента и слаженная работа государственного аппарата позволили преемнику достаточно уверенно пройти легитимизацию через выборы. В ходе досрочного голосования в июне 2019 г. К-Ж. Токаев выиграл, набрав 70% голосов [53].

Но Назарбаев совершил серьёзную ошибку. Мало того, что Казахстане фактически сформировались два центра власти: формально главой государства был К-Ж. Токаевым, а фактически - глава Совета безопасности Н. Назарбаев, так Н. Назарбаев не стеснялся указывать Токаеву его второстепенность, посещая вместо него совещания глав государств СНГ. Авторитет К-Ж. Токаева как самостоятельного правителя подрывала и Дарига Назарбаева, ставшая спикером сената [54].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долго такое продолжаться не могло. К-Ж. Токаеву удалось добиться смещения Дариги с позиции спикера, и постепенно его политика стала менее зависеть от Н. Назарбаева [55]. Это не могло понравиться самому Н. Назарбаеву и его окружению. И в январе 2022 г. в стране произошли события, которые президент К-Ж. Токаев назвал попыткой государственного переворота [56]. И хотя в дальнейшем официальные власти массовые беспорядки в январе 2022 года, сопровождавшиеся столкновениями с силами правопорядка, старались выдать за протестные выступления, ряд казахстанских политологов однозначно охарактеризовали январские события как «попыткой силового захвата власти, государственного переворота, сопровождавшейся террором и мародерством» [57, 58]. Первым же происходящие события переворотом назвал сам Судя по тому, что ответный удар К-Ж. Токаева пришёлся по Н. Назарбаеву, членам его семьи и его окружению, он не испытывал сомнений в том, кто организовал эти «протестные выступления». Нынешний президент Казахстана сполна воспользовался плодами своей победы для укрепления своей власти.

В 1997 г. в Таджикистане закончилась гражданская война, и в 1999 г. на всеобщих президентских выборах победил действующий на тот момент президент страны Эмомали Рахмон.

За неполные 6 лет после избрания ему удалось избавиться от конкурентов за власть. Часть оппозиционеров, которая не погибла в ходе последовавших вооружённых выступлений, оказалась за решёткой, часть покинула Таджикистан, а часть, среди которой бывший лидер Объединённой таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури, покинула этот мир по естественным причинам.

Но и перед сравнительно молодым (1952 года рождения) президентом страны тоже стоит необходимость задуматься о транзите власти. Преемника необходимо подготовить, необходимо обеспечить не только его приход к власти, но и гарантию того, что он у власти удержится. Естественно, что транзит власти должен произойти по династическому сценарию, благо у Эмомали Рахмона два сына, старший из которых Рустам Эмомали 1987 года рождения.

Рустам Эмомали по примеру всех сыновей президентов, которых прочили в преемники, продвигался по властной вертикали, занимая на сегодняшний день пост председателя Национального совета Высшего собрания Республики Таджикистан - верхней палаты парламента страны. Рустам сопровождает отца на значимых публичных мероприятиях.

Подготовка к транзиту власти в Таджикистане началась в 2016 году. Эмомали Рахмон сделал то, на что не решился Аскар Акаев - в Конституцию страны были внесены поправки, согласно которым на президентский пост может претендовать кандидат не моложе 30 лет. Прежде нижняя возрастная планка составляла 35 лет [59].

Но кандидатура Рустама Эмомали не является однозначной. Он не запомнился сколько-нибудь значимыми инициативами на посту мэра Душанбе, за ним не числятся ощутимые успехи в роли главы таможни, будучи главой Агентства по борьбе с коррупцией он тоже выглядел не слишком убедительно.

Среди его конкурентов в борьбе за власть выделяется председатель Государственного комитета национальной безопасности Саймумин Ятимов. Поэтому действующему президенту приходится предпринимать шаги, направленные на укрепление своих позиций, а значит - и перспектив избрания Рустама. Для этого необходимо договариваться с действующими элитами, которые в обмен на обещание главы государства сохранить текущий уровень доходов обязуются поддержать преемника Эмомали Рахмона. А в условиях непростого экономического положения страны гарантировать текущий уровень доходов является проблематичным. Определённую проблему создаёт тот факт, что финансовые потоки в значительной степени контролируются представителями Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая в 2015 году была объявлена экстремистской и запрещена в стране. В 2021 г. Эмомали Рахмон объявил об амнистии капиталов и имущества [60], а также таджикистанцам, обвинённых в экстремизме, что можно рассматривать как первый шаг к примирению с ПИВТ.

Передавать власть кому-то не из семьи Эмомали Рахмон рисковать не будет. Тем более, что перед глазами пример Киргизии и Казахстана. Там преемники не из семьи оказались не способны соблюдать договоренности после своего прихода к власти. Поэтому наиболее вероятным представляется туркменистанский вариант транзита, при котором Э. Рахмонов, уйдя с поста президента, становится сенатором Маджлиси мили, продолжая контролировать страну, пока молодой президент будет набирать политический вес.

Таким образом, единственным на сегодняшний день успешным способом транзита власти является передача властных полномочий от отца к сыну, так называемый «династический способ». При этом в качестве обязательного условия является продолжение политической деятельности отцом, с одной стороны, контролирующего деятельность преемника, а с другой - способствующего укреплению его власти. Пока такой способ реализован только в Туркменистане при переходе власти от Г. Бердымухамедова к сыну Сердару. Второй страной с возможной реализацией «династического способа» может стать Таджикистан.

Все попытки передачи власти даже близкому соратнику без исключения завершались нарушением преемником достигнутых договорённостей с обязательным переделом собственности.

В тех случаях, когда вопрос о передачи власти решался после смерти действующего президента (Туркменистан, Узбекистан), новый президент избавлялся от тех, кто способствовал его приходу к власти, что, по сути, является обязательным условием укрепления личной власти и расчищал политическое поле, избавляясь от конкурентов. Благодарность в политике не пользуется популярностью.

Вариант с передачей власти в случае ухода действующего президента в отставку, но с сохранением за последним какого-либо государственного поста (Казахстан и Киргизия) в конечном результате приводил к неизбежному конфликту, т.к. двоевластие не длится долго, а действующий президент стремится избавиться от любого контроля за своей властью. Кроме того, у нового президента тоже есть семья и родственники, и им тоже хочется быстро разбогатеть.

Ожидать в краткосрочной перспективе появления другого варианта транзита власти кроме «династического» не приходится, т.к. традиции, которые насаждались веками, не исчезают за несколько лет, даже если их пытается изменить действующий глава государства.

Список литературы /References

1. Притчин С.А. Узбекистан и Казахстан: особенности транзита власти// Мировая экономика и международные отношения. 2021. т. 65. № 2. С. 89-99.

2. Притчин С.А. Династическая модель транзита власти в государствах с формирующимися политическими институтами на примере стран постсоветского пространства // Журнал политических исследований: сетевое издание. 2020. Т. 4, № 2. С. 106-115.

3. Марта Брилл Олкотт. Центральная Азия: перспективы смены власти // Pro et Contra. М., 2005 г., июль-август, С. 52-70.

4. Постсоветские государства на современном этапе: внутриполитическая динамика и поиск путей развития / отв. ред. Э.Г. Соловьев. - Москва: ИМЭМО РАН, 2024. - 209 с.

5. Иванов Е. А., Исаев Л. М., Шишкина А. Р. Центральная Азия. Риски транзита в стареющих режимах // Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. № 8. / Волгоград, 2017. С. 186-202.

6. Большаков А.Г., Сафин М.Ф. Модели транзита политической власти в странах Центральной Азии в 2016-2022 гг.: риски, вызовы и угрозы // Научные вести. 2022. №7 (48). С. 4-17.

7. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты, транзитологические теории и посткоммунистическая Россия / А.Ю. Мельвиль // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия / Отв. ред.-сост. А.Д. Воскресенский. М.: МОНФ; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 2000. С.337-368.

8. Панов П.В., Сулимов К.А. Смена лидера и пределы президентского персонализма: перспективы варианта «преемник» в странах Закавказья и Центральной Азии // Политическая наука. 2014. №1. С.134-158.

9. Баскакова И.А. Транзит власти в Казахстане: новые подходы Астаны // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2018. № 1(11). С. 149-161.

10. СатпаевДосым. Деформация вертикали: от "Анонимных империй" до антилобби. Автор. 2019. С.553

11. Умаров Т. Почему в Киргизии не получился транзит в стиле Путина-Назарбаева // Московский центр Карнеги. 16.08.19. URL: https://carnegie.ru/commentary/79678 (дата обращения: 03.06.2020).

12. Притчин С.А. Узбекистан и Казахстан: особенности транзита власти// Мировая экономика и международные отношения. 2021. т. 65. № 2. С. 89-99.

13. Шенин С.Ю. Политические риски в Центральной Азии: проблема наследования власти (на примере Узбекистана) // История и историческая память. 2015. №12. С.80-88.

14. Преемник по-советски и по-восточному // Cabar.Asia [Электронный ресурс]. - URL: https://longreads.cabar.asia/bezperementm (дата обращения: 24.01.2024).

15. Статья 76 Конституции Республики Казахстан от 28.01.1993 г.

16. Статья 43 Конституции Кыргызской Республики от 05.05.1993 г.

17. Статья 65 Конституции Республики Таджикистан от 06.11.1994 г.

18. Статья 55 Конституции Туркменистана от 18.05.1992 г.

19. Статья 90 Конституции Республики Узбекистан от 08.12.1991 г.

20. Ниязов Сапармурат Атаевич // ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/niyazov-saparmurat-ataevich (дата обращения: 24.01.2024).

21. Закон Республики Узбекистан от 24.04.2003 г. №470-II «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/docs/48063 (дата обращения: 24.01.2024).

22. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 20 июня 2000 г. № 12/2 «Об официальном толковании пункта 5 статьи 42 Конституции Республики Казахстан» [Электронный ресурс]. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1022686&pos=2;-87#pos=2;-87 (дата обращения: 24.01.2024).

23. Решение Конституционного суда КР от 13 июля 1998 года по представлениям депутатов СНП Жогорку Кенеша К.Р. Диля В.И., Исмаилова Э.Ж. и депутатов ЗС, Жогорку Кенеша КР, Гогаева Б.Х., Мадумарова А.К. о разрешении спора, связанного с применением пункта 2 статьи 43 Конституции Кыргызской Республики о возможности участия Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева на очередных выборах Президента Кыргызской Республики в 2000 году [Электронный ресурс]. - URL: https://cbd.minjust.gov.kg/52542?refId=320146 (дата обращения: 20.01.2024).

24. Сысоев Г. США предупредили президента Казахстана // Газета «Коммерсантъ» №57 от 03.04.2003. С. 11.

25. Кулиев А. Туркменская элита - взгляд изнутри // ИАЦ «Евразия [Электронный ресурс]. - URL: https://web.archive.org/web/20071217045556/http://www.iicas.org/articles/library/libr_rus_20_03_01_t.htm (дата обращения: 10.01.2024).

26. Туркменбаши проголосовал против себя. Пожизненный президент ищет достойного преемника // Газета «Коммерсантъ» №201 от 25.10.2005. С. 9.

27. Соловьев В., Зыгарь М. Умер пожизненный // Газета «Коммерсантъ» №240 от 22.12.2006. С. 1.

28. Экс-спикер туркменского парламента уволен из Народного совета // Газета.Яи [Электронный ресурс]. -URL: https://www.gazeta.ru/news/lenta/2006/12/27/n_1019721.shtml (дата обращения: 10.01.2024).

29.Дубнов А. Конец ниязовского бизнеса. Главный охранник Туркменбаши получил большой срок // CentrAsia [Электронный ресурс]. - URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1185859140 (дата обращения: 10.01.2024).

30. Зыгарь М. Президент Туркмении ушел из-под охраны. // Газета «Коммерсантъ» №83 от 17.05.2007, С. 9.

31. Дубнов А. Новые аресты в Туркмении // «Время новостей» №84 от 18.05.2007. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.vremya.ru/print/177981.html (дата обращения: 10.01.2024).

32. Назначен новый министр обороны Туркменистана // Turkmenistan.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://www.turkmenistan.ru/ru/node/26323 (дата обращения: 10.01.2023).

33. Выступление Президента Гурбангулы Бердымухамедова на заседании Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана // Turkmenistan.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://www.turkmenistan.ru/ru/articles/46084.html (дата обращения: 10.01.2024).

34. Искакова Г.Т. Конституционные референдумы в Кыргызстане // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 6 (91). С. 16-27.

35. Панфилова В. Киргизия: Акаев усиливает борьбу с оппозицией // Россия и мусульманский мир. 2004. № 10 (148). С. 115-117.

36. Ситнянский Г.Ю. Отношения Севера и Юга Киргизии: история и современность //М.: Изд-во Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН [Publishing House of the Institute of Ethnology and Anthropology (IEA) of the Russian Academy of Sciences]. 2007. 24 с.

37. Акаев мог присвоить миллиард долларов // Известия 01.11.2006 [Электронный ресурс]. - URL: https://iz.ru/news/318633 (дата обращения: 12.01.2024).

38. Омаров Н. Кыргызская республика. Политика. Центральная Евразия — 2005 // Аналитический ежегодник. 2006. С. 232-238.

39. Аскар Акаев: Америка уничтожила корни демократии // Newsland [Электронный ресурс]. - URL: https://newsland.com/post/506374-askar-akaev-amerika-unichtozhila-korni-demokrati (дата обращения: 12.01.2024).

40. Аскар Акаев, первый президент КР: «Я не пролил крови ни одного соотечественника и сохранил свою репутацию. Моя совесть перед народом чиста» // Gezziter.org [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gezitter.org/interviews/34567_askar_akaev_pervyiy_prezident_kr_ya_ne_prolil_krovi_ni_odnogo_ sootechestvennika_i_sohranil_svoyu_reputatsiyu_moya_sovest_pered_narodom_chista (дата обращения : 12.01.2024).

41. Государственный переворот в Киргизии в апреле 2010 года // РИА Новости от 7.04.2015. [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20150407/1056918305.html (дата обращения: 12.01.2024).

42.Абдурасулов А. Выборы в Киргизии: первая в стране мирная передача власти // BBC от 15.05.2017. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-41628261 (дата обращения: 12.01.2024).

43. Атамбаев: нельзя допустить семейно-кланового правления// Радио Азаттык (Кыргызская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода) от 6.04.2018) [Электронный ресурс]. - URL: https://rus.azattyk.org/a/29149994.html (дата обращения 05.01.2024)

44. Атамбаев Алмазбек Шаршенович // ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/atambaev-almazbek-sharshenovich (дата обращения: 12.01.2024).

45. Дочь Каримова "доросла" до должности замглавы МИД Узбекистана // «Известия» от 04.02.2008 [Электронный ресурс]. - URL: https://iz.ru/news/417738 (дата обращения: 12.01.2024).

46. Врио президента Узбекистана — Шавкат Мирзиёев, Юлдашев «взял самоотвод» // Eurasia Daily от 08.09.2016. [Электронный ресурс]. - URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/09/08/vrio-prezidenta-uzbekistana-shavkat-mirziyaev-yuldashev-vzyal-samootvod (дата обращения: 12.01.2024).

47. Глава нацбезопасности Узбекистана покинул свой пост// «Газетами» от 31.01.2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2018/01/31/n_11112685.shtml (дата обращения: 12.01.2024).

48. Uzbekistan president sidelines former opponent // Stratfor от 31.01.2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://web.archive.org/web/20190207020211/https://worldview.stratfor.com/article/uzbekistan-president-sidelines-former-opponent (дата обращения: 12.01.2024).

49. История президентских выборов в Республике Казахстан. Досье. ТАСС. [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/info/1791400 (дата обращения: 19.01.2024)

50. Сысоев Г. США предупредили президента Казахстана // Газета «Коммерсантъ» №57 от 03.04.2003. С. 11.

51. Дочь президента Казахстана предложила учредить постоянный Евразийский медиафорум // РОСБАЛТ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rosbalt.ru/main/2001/06/26/12788.htm (дата обращения: 12.01.2024).

52. В парламенте образована новая депутатская группа «Аймак» // Медиа портал «Караван» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.caravan.kz/news/v-parlamente-obrazovana-novaya-deputatskaya-gruppa-ajjmak-205129 (дата обращения: 12.01.2024).

53.Демченко Н. Токаев победил на выборах президента Казахстана // РБК от 10.06.2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/10/06/2019/5cfe84f39a79478973707faf (дата обращения: 10.01.2024).

54. Дочь Назарбаева стала спикером сената Казахстана // «Интерфакс» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/world/654967 (дата обращения: 10.01.2024).

55. Кривошеев К. Дочь лидера нации отодвинули от власти // Газета «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4335950 (дата обращения: 10.01.2024).

56.Андрей Злобин. Токаев назвал события в Казахстане попыткой госпереворота // Форбс [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/society/452051-alma-atinskaa-tragedia-tokaev-nazval-sobytia-v-kazahstane-popytkoj-gosperevorota (дата обращения: 10.01.2024).

57.Данияр Ашимбаев. В оценке январских событий важно четко расставить приоритеты. // Международное информационное агентство «Казинформ» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.inform.kz/ru/v-ocenke-yanvarskih-sobytiy-vazhno-chetko-rasstavit-prioritety-daniyar-ashimbaev_a3886873 (дата обращения: 10.01.2024).

58.Дасым Сатпаев. Я надеюсь, что после этих событий хоть какие-то выводы будут сделаны // Власть [Электронный ресурс]. - URL: https://vlast.kz/politika/48132-dosym-satpaev-politolog-a-nadeus-cto-posle-etih-sobytij-hot-kakie-to-vyvody-budut-sdelany.htm (дата обращения: 10.01.2024).

59. Конституция Республики Таджикистан (в редакции референдума от 26.09.1999 г., от 22.06.2003 г., от 22.05.2016г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya (дата обращения: 10.01.2024).

60. В Таджикистане проведут амнистию капитала и имущества. Объясняем, как это обычно происходит //YOUR.TG [Электронный ресурс]. - URL: https://your.tj/v-tadzhikistane-provedut-amnistiju-kapitala-i-imushhestva-objasnjaem-kak-jeto-obychno-proishodit/ (дата обращения: 10.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.