Научная статья на тему '«Новое студенчество» Северной Осетии в 1920-е гг. : выдвиженцы в вузах СССР'

«Новое студенчество» Северной Осетии в 1920-е гг. : выдвиженцы в вузах СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВЫДВИЖЕНЦЫ / ЗЕМЛЯЧЕСТВА / STUDENT / PROMOTION CANDIDATES / COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Синанов Борис Андреевич

Статья посвящена изучению процессов адаптации командированных из Северной Осетии студентов в вузах СССР. Изучаются механизмы становления и развития кадров национальной интеллигенции в 1920-1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «New Students» in North Ossetia in the 1920s: Promotion Candidates in the USSR Institutes of Higher Education

The article is devoted to the adaptation of the students sent from North Ossetia to different educational establishments of the USSR. Mechanisms of formation and developing the national intelligence in 1920-1930s are studied

Текст научной работы на тему ««Новое студенчество» Северной Осетии в 1920-е гг. : выдвиженцы в вузах СССР»

история

ББК 74.584(2)7

Б.А. Синанов

«Новое студенчество» Северной Осетии в 1920-е гг.: выдвиженцы в вузах СССР

Ключевые слова: студент, выдвиженцы, землячества.

Key words: Student, promotion candidates, communities.

1920-е гг. можно назвать первой советской модернизацией, которая включала в себя бурную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию. Рост промышленности, создание коллективных объединений неизбежно ставили вопрос о повышении грамотности населения, создании кадров национальной интеллигенции, вышедшей из рабочего класса и трудового крестьянства.

В 1920-е гг. государство проводило систему мероприятий, направленных на быстрое повышение экономического и культурного уровня народов бывшей Российской империи. Нэп оправдал свое назначение: в стране наметился общий хозяйственный подъем. К концу 1925 г. советское государство, преодолевая исключительные трудности, подходило к завершению восстановления хозяйства: сельское хозяйство достигло почти 90%, а крупная промышленность - 75% довоенного уровня. В этих условиях число квалифицированных кадров, а также количество специальностей были явно недостаточным.

Цель настоящей работы - обобщить сведения о положении студентов-целевиков («командированных») в центральных советских вузах. Исследование этих аспектов позволит отойти от традиционной парадигмы изучения политической истории вузов и студенчества и детально проанализировать опыт создания в стенах высшей школы «лаборатории» для идеологической перековки людей.

Новое советское правительство в разгар Гражданской войны приняло декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», что соответствовало целям обеспечения равных прав всех классов населения, в том числе и в сфере образования, и способствовало реальному росту грамотности. В среднем грамотность населения Терской области в период от переписи 1897 г. до 1920 г. выросла в среднем в 2 раза, причем население городов отличалось большей грамотностью: во Владикавказе - 52,6%, в Грозном -44,1%, Нальчике - 34% [1, с. 35-36].

Проблема создания квалифицированных кадров была особенно актуальна для национальных окраин страны. Достаточно сказать, что в бывшей Терской области до революции задача подготовки специалистов с высшим образованием решалась плохо. Единицы даже из имущих сословий данной области могли позволить себе обучение детей в учебных заведениях Российской империи. Так, образование в престижных

учебных заведениях России получили: Г.И. Дзасохов (Казанская духовная семинария), А.А. Гассиев (Киевская духовная академия), Ц.С. Гадиев (Дерптский университет), К.Л. Хетагуров и М.С. Туганов (Санкт-Петербургская Академия художеств), А.И. Костина (Тифлисский Ольгинский повивальный институт), А. Дударова (Тифлисский учительский институт).

В первые годы советской власти правительство создавало благоприятные условия для национальной молодежи, желавшей получить высшее образование. В.И. Ленин отмечал, что студенчество «является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее отражает и выражает развитие классовых интересов во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть во всем обществе - соответствовала не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» [2, с. 343].

Быстрыми темпами в Осетии развивалось высшее образование. До революции во Владикавказе отсутствовали высшие учебные заведения. В 1920-1930-е гг. были открыты следующие институты: Горский сельскохозяйственный, Северо-Кавказский педагогический, Северо-Кавказский металлургический, медицинский. К концу 1930-х гг. в вузах Северной Осетии обучалось свыше 3000 студентов.

Высшие учебные заведения призваны были сформировать отряды национальной интеллигенции. Из-за отсутствия соответствующей материальнотехнической базы, ветхости учебных корпусов и общежитий, малого числа научно-педагогических кадров пришлось готовить будущих специалистов вне Горской АССР. В 1923-1925 гг. широко практиковалось направление учащейся молодежи национальных районов в вузы соседних республик и областей. Так, Чеченский ревком 19 сентября 1923 гг. командировал в Дагестан двух представителей ревкома для ознакомления с постановкой учебного дела и создания педагогического техникума.

Однако местные вузы не отвечали в полной мере потребностям текущего момента, не могли (в силу нехватки кадров и слабой материально-технической базы) обеспечить растущие потребности народного хозяйства в специалистах разного профиля. Поэтому советское правительство решило оказать помощь автономиям, направив определенное количество молодежи (целевиков/командированных) в центральные вузы

«Новое студенчество» Северной Осетии в 1920-е гг.: вьвдвиженцы в вузах СССР

страны для получения высшего образования. Постановлением от 11 февраля 1922 г. ВЦИК предоставил Горскому облисполкому право на направление в вузы страны не менее 200 человек ежегодно. В 1920-е гг. количество студентов, обучавшихся в вузах страны, росло каждый год. Так, в 1925 г. из Северной Осетии было командировано в учебные заведения страны 1140 человек, в том же году только в Москве обучались 243 осетина [3, с. 237]. Подготовка кадров высшей квалификации являлась одной из важнейших задач для новой власти. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» отменял образовательный ценз для лиц, поступающих в вузы. Теперь все граждане РСФСР, достигшие 16 лет, могли стать студентами любого высшего учебного заведения. Плата за обучение также отменялась.

С этого же года начинает распространяться практика распределения вакансий в вузы. Определенный вклад в подготовку специалистов внесли центральные органы власти и прежде всего Наркомнац, который организовал обучение провинциальной молодежи через Институт востоковедения в Москве и Институт живых восточных языков в Петрограде. В этих институтах обучались студенты из автономных республик, в том числе и Северного Кавказа. Так, Представительство Северо-Осетинской АО забронировало на 1929 учебный год в технические вузы страны следующее количество мест: институт цветных металлов и золота

- 4 чел., горный - 5, геолого-разведочный - 5, сельскохозяйственного машиностроения - 5, электротехнический - 4, текстильный - 3, лесной - 5, геодезический

- 6 и т.д. [4, л. 37]. Система брони при поступлении в вузы страны действовала до 1934 г. и давала возможность пользоваться льготами: на учебу принимались абитуриенты с более низким образовательным уровнем, их обеспечивали стипендией, общежитием.

Своей основной задачей в отношении студенчества большевики всегда считали его пролетаризацию. Это означало открытие широкого доступа в высшие учебные заведения представителям пролетариата и беднейшего крестьянства. О классовой линии при зачислении молодежи в вузы красноречиво говорят анкеты командируемых. Так, Л.Д. Улуханова, направленная на учебу в Московский институт народного хозяйства им. К. Маркса, по своему социальному происхождению была из крестьян, член РКСМ, служила до поступления в вуз в Наркомфине.

Большую роль в процессе формирования национальных кадров играли национальные представительства Северного Кавказа, которые не только занимались экономическими проблемами, но и координировали вопросы культуры своих автономий. Этот аспект является малоизученным, но, тем не менее, важным в разработке проблемы культурной революции в провинции.

В исследованиях, посвященных широкому кругу проблем социалистического строительства, вопросы национального представительства рассматривались в

общей связи с деятельностью Наркомнаца - органа, призванного к укреплению сотрудничества между народами. При Наркомнаце учреждались отделы автономных республик и областей как коллегиальные органы национально-государственных образований, в задачи которых входили защита интересов своих автономий и осуществление политических, экономических и культурных связей.

Зарождение национальных представительств относится к 1918 г., однако в наибольшей степени их деятельно сть проявилась после Гражданской войны. В это время представительства совместно и каждое в отдельности вели работу самого разного характера. В компетенцию отдела национальностей входила координация работы представительств по осуществлению национальной политики на территории автономных республик и областей.

С изменением общественно-политической обстановки на Северном Кавказе и переходом к новой экономической политике необходимо было координировать социально-экономическую и культурную жизнь населения, налаживать новые связи с органами центральной власти. Органом, который на тот момент отвечал данным требованиям, стало Представительство Горской АССР (ГАССР) при Наркомнаце, сформированное 2 сентября 1921 г. [5, с. 18].

Институт национального представительства изучал опыт советского, хозяйственного и культурного строительства в национальных районах, выявлял возможности экономического и культурного сотрудничества наций.

Работу по направлению уроженцев Горской АССР в учебные заведения страны координировали национальные секции при агитпропотделах ЦК РКП(б) и ЦК РКСМ. Представительство ГАССР, студенческие землячества добивались выделения определенного количества мест в вузах и техникумах страны с учетом потребностей предприятий и учреждений автономной республики. Система брони при поступлении в специальные учебные заведения РСФСР действовала в 1920-1934 гг., давала возможность национальным меньшинствам пользоваться льготами: они принимались на учебу с более низким общеобразовательным уровнем, недостаточным знанием русского языка, обеспечивались общежитием и стипендией [6, с. 18].

Большой вклад в подготовку специалистов для национальных районов Северного Кавказа внесли Институт востоковедения (Москва) и Институт живых восточных языков (Петроград). В этих институтах обучались около 1000 посланцев автономных республик, в том числе и Северного Кавказа. В 1921 г. студенческую молодежь Северного Кавказа принимали следующие институты: Инженеров путей сообщения, 1-й политехнический, Вологодский молочно-хозяйственный, 2-й политехнический, Воронежский сельскохозяйственный, политехнический, гражданских инженеров, Донской сельскохозяйственный, межевой, технологический, народного хозяйства им. К. Маркса, электро-

история

технический, Казанский политехнический, лесотехнический, Горную академию [7, л. 26] и др.

Количество студентов молниеносно выросло, но не выдержав ритма студенческой жизни, большинство учащихся забрали свои документы в течение сентября. Причины такого большого отсева коренились не только в слабой подготовке некоторых студентов, но и в тяжелом материальном положении. Особенно трудно приходилось тем студентам, которые были по разверстке посланы на учебу в центральные вузы. Одной из причин было то, что «командированные не были снабжены полагающейся одеждой, обувью, бельем». В связи с наступлением холодов многие командированные студенты заболевали. Стипендия выдавалась нерегулярно и была столь мизерной, что не могла обеспечить самые скромные потребности студента. Однако и ее выдавали не всем. Осетинское представительство нередко ходатайствовало о назначении наиболее нуждающимся студентам из числа командированных: «Представительство Северо-Осетинской АО ходатайствует о зачислении на госстипендию т. Дзу-гаеву С.Б., командированную Осетинским отделом На-робраза в счет разверстки. Указанный товарищ - горянка-осетинка, не имеет никакой материальной поддержки со стороны, нуждается в государственной поддержке, поэтому просьба не отказать в ходатайстве» [8, л. 21]. Таких обращений было много. Вузы не могли полностью взять на себя расходы по содержанию командированных студентов: «Коммунистический университет трудящихся Востока сообщает, что он располагает крайне ограниченными средствами для обеспечения командируемых студентов и просит Горское представительство принять на себя расходы по командировке на места студентов, направленных в распоряжение представительства» [9, л. 16]. Заведующий Осетинским отделением Наробраза Г Дзагуров вынужден был признать, что «не только не посланы горцы-студенты за границу, но даже те немногие, что попали в Москву и Петроград, до сих пор (1922 г. - Б.С.) не обеспечены и не могут отдаться всецело делу образования» [10, л. 194].

Командированные студенты требовали принятия срочных мер по улучшению их материального положения. В открытых письмах на родину, опубликованных в местной прессе, они приводили в пример москов-

ские власти: «Здесь в Москве целый ряд трестов и наркоматов дают стипендии (например, сахаротрест

- 20 стипендий). Горнаркоматы и хозорганизации должны также учредить по несколько стипендий и распределить их между наиболее нуждающимися студентами» [11].

В докладе комиссии по изучению быта горцев-студентов университета народов Востока указывалось на особо тяжелое положение курсантов, прибывших из Горреспублики. Члены комиссии обратились в Горское представительство с просьбой об оказании поддержки: «Норма продовольствия курсантов Горской ССР хлебом в размере 1 ф. черного и 0,5 ф. белого хлеба. Несмотря на это хлеб в указанных нормах не выдается, и вообще продовольствие курсантов поставлено настолько неудовлетворительно, что студенты находятся в полном истощении и совершенно не в состоянии работать. В связи с плохим питанием среди курсантов начались заболевания - слегло уже 9 человек (речь идет о студентах университета им. Свердлова. - Б.С.). При таких условиях стоит вопрос: или немедленно поставить курсантов Горреспублики в соответствующие условия питания или отправить их обратно...» [4, л. 37]. Социологические обследования 1920-х гг. дают самую негативную оценку положению студенчества: из студентов свыше 50% питались недостаточно, 0,3% - не обедали, и только 5% питались хорошо [13, с. 32].

В целом процесс адаптации советского студенчества в систему новых общественных отношений не был простым, однолинейным и плавным. Для горской молодежи, которой посчастливилось получить образование в лучших вузах страны, этот процесс был сопряжен с преодолением целого ряда материальных, бытовых и психологических проблем. Однако ни отдаленность от родины, ни отсутствие даже элементарных средств к существованию не смогли помешать выдвиженцам от Горской АССР успешно интегрироваться в иную социальную реальность. Политическая и общественная активность, ставшая отличительной чертой нового студенчества, способствовала не только улучшению их материального положения, но и укреплению экономической и культурной связи с направлявшими их регионами.

Библиографический список

1. Отчет Горского экономического совещания за период январь-март 1922 года. - Владикавказ, 1922.

2. Ленин В.И. Пол. собр. соч. Т. 7.

3. Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР : сб. ст. - Махачкала, 1973.

4. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). - ФР. 84. - Оп. 1. - Д. 29.

5. Магомедов, А.У Представительство Горской АССР при Народном Комиссариате по делам национальностей : автореф. дис. ... канд. ист. наук / А.У. Магомедов. - М., 2007. С. 18.

6. Батыров, А.Е. К вопросу о деятельности Представительства Северо-Осетинской автономной области при президиуме ВЦИК / А.Е. Батыров // Известия Алтайского государственного университета. - 2007. - №4/3.

7. ЦГА РСО-А. - ФР. 82. - Оп. 1. - Д. 31.

8. ЦГА РСО-А. - ФР. 45. - Оп. 1. - Д. 209.

9. ЦГА РСО-А. - ФР. 82. - Оп. 1. - Д. 29.

10. ЦГА РСО-А. - ФР. 84. - Оп. 1. - Д. 14.

11. Горская правда. - 1922. - 10 сент.

12. Ласс, Д.И. Современное студенчество / Д.И. Ласс.

- М. ; Л., 1926.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.