Новое прочтение тихоокеанской политики России
Виктор Лаврентьевич Ларин,
д-р ист. наук, проф., директор ИИАЭ ДВО РАН
По известным причинам, возвращение на пост президента страны В.В. Путина не привело (да и не могло привести) к принципиальному изменению характера и содержания внешней политики России. Во время пребывания на посту главы правительства он постоянно держал руку на пульсе внешней политики, не прерывал связей с зарубежными коллегами и готовился к возвращению в клуб мировых лидеров.
Неудивительно, что одним из первых актов вновь избранного президента стал указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», подписанный им в день вступления в должность - 7 мая 2012 г. Указ предписывал Министерству иностранных дел РФ, в том числе, разработать до декабря 2012 г. новую редакцию Концепции внешней политики Российской Федерации.
Нормативно-правовая база политики
15 февраля 2013 г., представляя новую Концепцию членам Совета безопасности РФ, В. Путин сделал акцент на неизменности основных принципов внешней политики РФ, положенных в основу концепции: «прежде всего открытость, предсказуемость, прагматизм, нацеленность на достижение и отстаивание национальных интересов, безусловно, без всякой конфронтации»1. Эти принципы в полной мере соответствуют базовым элементам внешнеполитической доктрины В. Путина, сформировавшейся ещё в начале его первого срока пребывания на посту президента: мир должен быть многополярным; Россия - великая держава; приоритет национальных задач как основа внешней политики; принципы внешней политики - независимость, самостоятельность, прагматизм, экономическая эффективность; цель политики - интеграция России в мировую экономику.
2 3
Концепция внешней политики 2013 г., как и ее предшественница 2008 г., декларирует «многовекторный характер» внешнеполитического курса России.
1 Совещание с членами Совета Безопасности. 15 февраля 2013 г. URL: http://kremlin.ru/transcripts/17520.
2 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.
URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F.
3 Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 июля 2008 г.
URL: http://www.krem li n. ru/text/docs/2008/07/204108.shtml#. 40
При этом одна из главных дилемм, которую пока никак не может решить российская власть - это найти свое место между Европой и Азией. Концепции внешней политики России 2000 и 2008 гг. позиционировали Россию как «крупнейшую евразийскую державу». В новой редакции такое определение отсутствует, зато появились положения о важности «формирования Евразийского экономического союза» как «связующего звена между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом».
Раздел Концепции, посвященный АТР, начинается с тезиса о «возрастающем значении», которое «приобретает укрепление позиции России (выделено мной. - В.Л.) в Азиатско-Тихоокеанском регионе», и объясняется это значение «принадлежностью нашей страны к этому самому динамично развивающемуся геополитическому пространству». При этом, однако, «самому динамично развивающемуся геополитическому пространству» в перечне региональных приоритетов России отводится лишь пятое место, не только следом за СНГ, Европой, США, что традиционно повторяется с первой Концепции внешней политики РФ 1993 г., но и теперь уже после Арктики и Антарктики. Любопытно при этом, что в Указе президента «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ» от 7 мая 2012 г. в списке региональных приоритетов АТР находился на третьем месте (вслед за СНГ и Европейским Союзом). Вопрос о том, кто автор этой корректировки, остается открытым.
В феврале 2011 г. в статье, опубликованной в газете «Московские новости», ещё в статусе главы правительства России В. Путин, как бы включаясь в затянувшуюся дискуссию о месте России в мире, выразил свою точку зрения: «Россия — неотъемлемая, органичная часть Большой Европы, широкой европейской цивилизации». Там же будущий президент определил магистральный курс Российского государства: «к созданию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства — общности, называемой российскими экспертами «Союзом Европы», который только укрепит возможности и позиции России в ее экономическом повороте к «новой Азии» и предложил «поработать в пользу создания гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока». Вот и в Концепции-2013 Россия объявляется «неотъемлемой, органичной частью европейской цивилизации», а ее основной задачей в отношениях с Европейским союзом провозглашено «продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана».
Место и роль России в этом пространстве, исходя из Концепции-2013, достаточно скромны: «ключевое транзитное направление по обеспечению торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом». При этом из новой концепции исчезла достаточно фантастическая задача преды-
4 Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2011 г. 27 февр. URL: http://premier.gov.ru/events/news/18252/.
дущего документа, нацеливавшего на создание «системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона - от Ванкувера до Владивостока».
Таким образом, энтузиазм по поводу скорой интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион следует поумерить. Европоцентризм в российской политике по-прежнему доминирует. Несмотря на длительные и активные разговоры о необходимости интеграции России в экономику АТР, Концепция-2013 высказывается на этот счёт весьма осторожно и декларирует лишь «заинтересованность» России «в активном участии в интеграционных процессах» в регионе и не более того. Такую формулировку следует признать отражением реальности. На большее сегодня Россия претендовать просто не в состоянии.
В то же время заметное внимание, существенно большее, чем в предыдущей концепции, уделено проблемам обеспечения безопасности в АТР. Вероятно, сыграла свою роль жесткая критика в адрес разработчиков Стратегии национальной безопасности РФ 2009 г., в которой Азиатско-тихоокеанскому региону места вообще не нашлось.
Подходы к теме безопасности в обеих Концепциях мало чем различаются. И там, и тут говорится о необходимости оздоровления военно-политической обстановки в Азии, «где сохраняется значительный конфликтный потенциал, наращиваются военные арсеналы, увеличивается опасность распространения оружия массового уничтожения». Но если в первой из них действия России сводились лишь к «деятельному участию» «в поисках политического решения ядерной проблемы Корейского полуострова», поддержании «конструктивных отношений с КНДР и Республикой Корея» и в абстрактном «укреплении безопасности в Северо-Восточной Азии», то Концепция-2013 уже декларирует активность России в различных региональных объединениях (прежде всего, на площадке Восточно-азиатского саммита), принятие мер «по формированию в Северо-Восточной Азии эффективных механизмов укрепления мира, безопасности, взаимного доверия и взаимовыгодного сотрудничества как регионального компонента новой архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и в конечном счете - создание в АТР «транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах».
С незначительными вариациями идея такой «архитектуры» появилась в ряде двусторонних соглашений России со стратегическими партнерами в Азии. В течение последнего года она зафиксирована в Совместных заявлениях, опубликованных по итогам переговоров В. Путина с президентом СРВ Чыонг Тан Шан-гом5, Премьер-министром Республики Индия М. Сингхом6 и Председателем КНР
5 Совместное заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. 27 июля 2012 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1279. 42
у
Си Цзиньпином . Напомню, что сама концепция была озвучена в сентябре 2010 г. на встрече Д. Медведева и Ху Цзиньтао, которые и высказались за создание в АТР «открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на принципах международного права, внеблоковых началах и учете законных интересов всех сторон»8.
Пока не ясно, как в создание такой архитектуры безопасности вписываются проходившие в Японском море с 8 по 10 июля 2013 г. крупномасштабные российско-китайские учения «Морское взаимодействие», которые ещё более «подогрели существующие в США опасения об антиамериканской оси между двумя авторитарными великими державами»9, и широкомасштабные учения Восточного военного округа у российско-китайской границы и на Сахалине в середине июля, да ещё и с участием президента России. Известный своими алармистскими и антикитайскими заявлениями А. Храмчихин со всей откровенностью заявил, что «наземная часть учений направлена против Китая, а морская и островная -против Японии»10. Не удивительно, что это откровение растиражировали многие СМИ на Западе и Востоке.
Еще один важный тезис концепции связан с ситуацией на Корейском п-ове. В упомянутой выше статье в «Московских новостях» В. Путин писал о неприемлемости для России ядерного статуса КНДР. Концепция-2013 подтвердила приверженность России безъядерному статусу Корейского п-ова и её готовность «всемерно содействовать последовательному продвижению этого процесса на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, в том числе в рамках шестистороннего переговорного формата». Россия остается приверженцем мирного решения корейской проблемы и главным его инструментом видит Шестисторонние переговоры.
6В заявлении говорится том, что «Россия и Индия считают важным добиваться созда-ния...транспарентной, открытой, всеобъемлющей и сбалансированной архитектуры неделимой безопасности и равноправного сотрудничества» // Совместное заявление по итогам официального визита в Республику Индию Президента Российской Федерации В.В. Путина «Партнерство во имя взаимного процветания и лучшего мироустройства». 24 декабря 2012 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1369.
7«...Россия и Китай считают приоритетной задачей формирование в АТР открытой, транспа-рентной, равноправной и инклюзивной архитектуры безопасности и сотрудничества» / Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. 22 марта 2013 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1423.
8 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия. 27 сентября 2010 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/719.
9 Mankoff J. The Wary Chinese-Russian Partnership // The New York Times. 2013. July, 12. 2013.
10 URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-europe-23327158.
Векторы российской политики
КНР
На азиатском направлении внешней политики Китай для России является главным приоритетом, тем более что, по убеждению российского президента, «российско-китайские отношения находятся на подъёме и переживают лучший период за свою многовековую историю»11. Неудивительно, что по уже устоявшейся традиции12, первый официальный зарубежный визит в качестве президента В. Путин совершил в КНР менее чем через месяц после вступления в должность, в начале июня 2012 г. Результатом поездки стали Совместное заявление «О дальнейшем углублении российско-китайских отношений всеобъемлющего равноправного доверительного партнёрства и стратегического взаимодействия» и полтора десятка соглашений, протоколов и меморандумов.
Переговоры показали, что основой отношений стратегического партнерства между Россией и Китаем по-прежнему остаются схожие подходы к общим принципам современного и будущего мироустройства и многим проблемам глобальной политики. «Наши позиции близки, созвучны, и главное, что мы вышли на высокий уровень координации», - так президент России охарактеризовал результаты переговоров в июне 2012 г.13
В Концепции-2013 отношения с Китаем обозначены соответственно формулой, выраженной в Совместном заявлении от 5 июня 2012 г.: как «всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие». В Концепции 2008 г. присутствовало более скромное «стратегическое партнерство». Видимо, таким образом было решено прикрыть тему «недостаточного уровня политического доверия», мелькавшую во многих документах и речах китайских политиков последнего десятилетия, и обозначить содержание и направление китайской политики России.
Из новой версии Концепции внешней политики России исчезла присутствовавшая в прежнем документе задача «приведения объема и качества» российско-китайского экономического взаимодействия «в соответствие с высоким уровнем политических отношений». Нет её и в текстах последних коммюнике и совместных заявлений. Видимо, предполагая безуспешность попыток изменить характер экономических отношений между двумя странами, в Кремле уже избегают ставить задачи изменения их структуры и качества, ограничиваясь общими фразами
11Путин В. В. Интервью информационному агентству ИТАР-ТАСС. 22 марта 2013 г. URL: http://news.kremlin.ru/news/17723.
12 Первые официальные зарубежные визиты в качестве избранных Президентов РФ В. Путин (июль 2000 г. и октябрь 2004 г.) и А. Медведев (май 2008 г.) также совершали в Китай. Аналогичный жест сделал Си Цзиньпин, который приехал в Москву уже через неделю после избрания его Председателем КНР, 22 марта 2013 г.
13 Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров. Пекин. 5 июня 2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/15552.
44
о необходимости делать «всё возможное для дальнейшего развития торгово-экономического взаимодействия, гуманитарных и других связей»14. В результате в итоговом документе последнего российско-китайского саммита, состоявшегося в Москве в марте 2013 г., появилась, видимо, устраивающая обе стороны абстрактная «стратегическая задача» в области двусторонних связей: «конвертация достигнутого уровня политических отношений в результаты практического сотрудничества в экономической, гуманитарной и других сферах»15.
Результатом «практического сотрудничества» стала многомиллиардная нефтяная сделка Москвы и Пекина, которая, похоже, удовлетворила обе стороны. 21 июня 2013 г. в присутствии В. Путина и первого вице-премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли председатель правления НК "Роснефть" И. Сечин и президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации (СКРС) Чжоу Цзипин подписали долгосрочные соглашения по экспорту нефти в КНР. Контракт предусматривает поставку в КНР в течение 25 лет около 360 млн т нефти на сумму в 270 млрд долл. В результате в ближайшие пять лет Китай превратится в крупнейшего покупателя российской нефти в мире.
Обратная сторона этой сделки заключается в том, что по мере того, как Россия стремится сокращать вывоз сырой нефти и наращивать экспорт нефтепродуктов, нефтяной контракт с Китаем закрепляет за Россией статус простого поставщика сырья. На заседании круглого стола «Саммит энергетических компаний: изменения на мировых нефтяных рынках», состоявшемся в рамках Петербургского международного экономического форума и на следующий день после заключения этой мегасделки с Китаем, В. Путин провозгласил начало «новой эры» международного сотрудничества России в энергетике. Суть «новой эры» заключается в том, что «во взаимодействии со стратегическими партнёрами мы переходим от чисто сырьевых поставок к полномасштабному сотрудничеству в производственно-технологической сфере»16. Хотя "Роснефть" и будет, вроде бы, участвовать в строительстве Тяньцзиньского НПЗ, но к Китаю это, похоже, не относится.
В традиционном ключе, преимущественно через призму разработки сырьевых ресурсов в России и экспорта их в КНР, рассматривается взаимодействие с Китаем в Программе развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 г., утвержденной правительством России в марте 2013 г.
Похоже, что использование потенциала АТР как источника модернизации российской экономики, о чем также немало говорится в последнее время в Крем-
14 Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров. 22 марта 2013 г. URL: http://kremlin.ru/transcripts/17728.
15Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. 22 марта 2013 г.. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1423.
16 Встреча с руководителями энергетических компаний. Санкт-Петербург.21 июня 2013 г. URL: http://kremlin.ru/transcripts/18382.
ле, к КНР не относится. Достаточно того, что «отношения между Россией и Китаем достигли беспрецедентно высокого уровня, стали примером гармоничного сосуществования великих держав»11. За счет растущего экспорта российской нефти будет в определенной степени выполнена задача «доведения объемов двусторонней торговли к 2015 г. до уровня 100 млрд долл.в США и к 2020 г. - 200 млрд долл.», и Россия вместе с Китаем смогут сосредоточиться на работе «по совместному укреплению мира, обеспечению стабильности, развития и процветания, построению более справедливого, демократического и гармоничного миро-порядка»х%.
Япония
Концепция внешней политики РФ 2013 г. закрепляет курс на «динамичное развитие добрососедских многоплановых отношений» с Японией. Отличие от «отношений добрососедства и созидательного партнерства» Концепции-2008 - чисто стилистическое. Добавился тезис о необходимости взаимодействовать на международной арене, и, конечно, «продолжение диалога о путях взаимоприемлемого решения неурегулированных вопросов».
В переговорах с японской стороной российские политики продолжают делать акцент на развитии экономических связей, всячески подчеркивая их перспективы для обеих сторон. Примером может служить заявление В. Путина на встрече со спецпредставителем японского правительства, бывшим премьер-министром Японии Ёсиро Мори 21 февраля 2013 г.: «В целом у нас очень успешно развиваются отношения в экономике - это и автомобилестроение, и фармацевтика, и энергетика, и лесопереработка. Япония получает уже, по-моему, 10 процентов сжиженного газа, который производится на территории России. Можно подумать о развитии сотрудничества в области сельского хозяйства»19.
Внешние условия, в которых сегодня оказалась Япония, фактически вынудили её согласиться с предложениями российской стороны о переносе акцента с обсуждения проблемы Курильских островов на вопросы экономического взаимодействия и подписания мирного договора. Токио, где серьёзно обеспокоены ростом мощи и влияния Китая в мире и регионе, усилением его позиций в Тихоокеанской России, и надеются на готовность Путина пойти на компромисс в решении проблемы «Северных территорий», вынужден смягчить свою позицию в территориальном споре. В результате на переговорах между В. Путиным и Синдзо Абэ в конце апреля 2013 г. в Москве стороны согласились возобновить переговоры по заключению мирного договора, фактически прервавшиеся еще в 2001 г.
17 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. 22 марта 2013 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1423.
18 Там же.
19 Встреча с Ёсиро Мори URL: http://kremlin.ru/transcripts/17560.
США
Отношения с США рассматриваются в России исключительно в контексте глобальной или евро-атлантической политики. В тихоокеанской повестке дня в отношениях между Россией и США стоит лишь проблема Северной Кореи. Эта тема оказалась единственной20, вошедшей в Совместное заявление по результатам встречи В. Путина и Б. Обамы на Саммите 0-8 в июне 2012 г. (Мексика). Обсуждалась она и на очередной встрече аналогичного формата в июне 2013 г. (Ирландия). Очевидно, что подходы сторон к проблеме КНДР не во всем совпадают, но «точки соприкосновения» находятся, и готовность «усилить взаимодействие по всем этим направлениям» стороны проявили21.
Страны Корейского полуострова
Первая путинская Концепция внешней политики России 2000 г. сообщала о
том, что усилия России «будут сосредоточиваться на... поддержании сбаланси-
22
рованных отношений с обоими корейскими государствами» . Концепция-2008 делала упор на «поддержании конструктивных отношений с КНДР и Республикой Корея, на поощрении диалога между Пхеньяном и Сеулом». Новый документ более пространен: он сообщает, что Россия нацелена на поддержание «дружественных, основанных на принципах добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отношений с Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея». При всех нюансах в оценке характера отношений с корейскими государствами в этих документах они рассматриваются главным образом через призму межкорейского политического урегулирования и поддержания региональной безопасности. В то же время констатация «дружественных отношений» с Пхеньяном дает понять, что Кремль заинтересован в сохранении КНДР как независимого государства. Южная Корея, с которой у России нет политических противоречий (если не считать таковыми её союзнические отношения с США), рассматривается в Москве как потенциальный инвестор и потребитель российского сырья.
Контактов на высшем уровне с политическим руководством двух Корей за последний год не отмечено, за исключением направленного В. Путиным поздравления Пак Кын Хе по случаю её избрания на пост президента Республики Корея.
20 Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Соединенных Штатов Америки Б.Обамы. Лос-Кабос, 18 июня 2012 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1244.
21 Встреча с Президентом США Бараком Обамой. 17 июня 2013 г. Лох-Эрн. URL: http://kremlin.ru/transcripts/18355.
22Концепция внешней политики Российской Федерации 28 июня 2000 г. / Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрест. в 4-х т. Т. 4. Документы. М.: РОСПЭН, 2002. С. 120.
Южная и Юго-Восточная Азия
Две последние Концепции внешней политики РФ в равной степени декларируют развитие дружественных отношений с Индией, «упрочение взаимодействия по актуальным международным проблемам и укрепление взаимовыгодных двусторонних связей во всех областях, прежде всего в торгово-экономической сфере», а также «эффективного внешнеполитического и экономического сотрудничества в формате Россия - Индия - Китай». Специфика последней Концепции в том, что она вводит понятие «привилегированного стратегического партнерства с Индией», зафиксированное в Совместной российско-индийской декларации от 24 декабря 2012 г.23
Суть этой привилегированности не расшифровывается, но она, видимо, заключается в тесном сотрудничестве России и Индии в военно-технической области: совместной работе по созданию истребителя пятого поколения, многоцелевого транспортного самолета, сверхзвуковой ракеты «БраМос» и др., а также в том, что в структуре двусторонних экспортно-импортных обменов преобладают, по утверждению российского президента, высокотехнологичные товары - при-
24
мерно 50% с обеих сторон . Для России такая структура внешнеэкономических связей явно нетипична и, естественно, «греет душу».
В Юго-Восточной Азии главным партнером России остается Вьетнам. Визит президента Вьетнама Чыонг Тан Шанга в Россию в июле 2012 г. завершился принятием Совместного заявления об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства, которое предусматривает расширение двустороннего взаимодействия в различных областях и на международной арене.
Помимо Вьетнама, с которым Россия, согласно Концепции-2013, намерена «углублять стратегическое партнерство», другие страны ЮВА в документе не представлены. В прежней концепции упоминались Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины и Сингапур. В новой предполагается «интенсификация отношений с Австралией и Новой Зеландией, поддержание регулярных контактов и налаживание связей с островными государствами южной части Тихого океана».
Тихоокеанская Россия
Уже не раз упомянутый выше указ от 7 мая 2012 г. обосновывает необходимость участия России в региональных интеграционных процессах с целью «содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной
23 Совместное заявление по итогам официального визита в Республику Индия президента Российской Федерации В.В. Путина «Партнерство во имя взаимного процветания и лучшего мироустройства». 24 декабря 2012 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1369.
24 Заявления для прессы по итогам переговоров с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. 24 декабря 2012 г. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/17183.
Сибири и Дальнего Востока»25. Более развернуто эта мысль выражена в выступлении президента России на президиуме Госсовета в ноябре 2012 г., посвященном ситуации на Дальнем Востоке. «Мы должны, - заявил В. Путин, - в полной мере использовать соседство с такими крупными, развивающимися регионами мира и с крупными странами, которыми являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, использовать как для подъёма самих дальневосточных территорий, так и для России в целом.»26.
т т и и и
На последнем, пожалуй, стоит сделать главный акцент: ключевой задачей и одновременно головной болью российской власти остается поиск средств и путей ускоренного развития Тихоокеанской России. Но это не самоцель. Развитость этого региона рассматривается сегодня в Москве как неотъемлемое условие решения более масштабной генеральной задачи - обеспечить будущее российского государства. Как заявил на том же заседании президиума Госсовета президент России, «наша страна сможет успешно двигаться вперед только при условии качественного и динамичного развития этих территорий. ... Мы должны обеспечить ускоренное, устойчивое развитие этих территорий, с тем, чтобы и сами эти территории развивались эффективно, и чтобы они стали важней-
27
шим фактором процветания и роста могущества России в целом» .
Эта же мысль подчеркнута в декабрьском (2012 г.) послании президента Федеральному собранию РФ: необходимо использовать «колоссальный потенциал Сибири и Дальнего Востока» для того, чтобы «занять достойное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе»28.
Однако в Концепции внешней политики России 2013 г. посыл в отношении
« ТЛ «
восточных районов страны несколько отличается от установок президента. В ней, как и Концепции-2008, сообщается только о том, что Россия заинтересована в использовании возможностей Азиатско-Тихоокеанского региона «при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока». Обратим внимание, что в обоих случаях речь идет не о «развитии Сибири и Дальнего Востока» как таковом, а лишь о «реализации программ» их «экономического подъёма». А программы будут те, которые выполняют общегосударственные задачи. Этот тот самый бес, который в деталях.
Однако и с реализацией этих программ дело обстоит не лучшим образом. Даже запланированные на них средства государство не выделяет: программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 20082013 гг. профинансирована менее чем на 30%. Новая программа развития Даль-
25 Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1610881.
26 URL: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn-p1 ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81 %D1%82%D0%B8/16990
27 Там же.
28 Послание Президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 г. URL: http://kremlin.ru/transcripts/17118.
него Востока и Забайкалья до 2025 г. формально утверждена правительством, но при этом не согласована с Министерством финансов. Складывается ощущение, что главным для этого правительства было отрапортовать президенту о своевременном выполнении поставленной задачи - составлении программы. О её качестве и исполнимости речь вообще, похоже, не идёт.
А есть ли поворот на восток?
Скептицизм по поводу «нового восточного поворота» Кремля в России достаточно велик. Не меньший - в странах АТР и Северо-Восточной Азии, в том числе со стороны главного стратегического партнёра - Китая. Обращение к историческим прецедентам показывает, что в прошлом эта политика быстро выдыхалась, раз за разом наталкиваясь на непреодолимые для российского центра препятствия: расстояния, климат, европейский менталитет, иную культурно-цивилизационную среду и в конечном счете крайне высокую и неподъемную для
29
России стоимость приобщения к клубу тихоокеанских держав .
Тем не менее проведение Саммита АТЭС во Владивостоке вопреки всем пессимистическим пророчествам показало, что с Россией не всё так безнадежно. Но только при условии, что есть политическая воля первого лица и его готовность эту волю претворять в жизнь. В остальных случаях инерция мышления и непрофессионализм исполнителей губят все инициативы практически на корню. Двадцатипроцентная эффективность выполнения поручений Госсовета правительством и чиновниками на местах, отмеченная президентом России во время совещания на Сахалине30, - яркое свидетельство качества их работы.
В результате ощущения судьбоносности поворота России на Восток нет, как нет и осознания подлинной значимости этого региона для РФ. Есть много общих слов, за которыми прячутся обыкновение бюрократии идти в русле указаний президента и старание избегать принципиальных решений и конкретных дел.
Очевидна ставка Кремля на экономическое проникновение в регион. Именно на этой стороне отношений делает акцент В. Путин на переговорах с азиатскими партнерами России. Однако единственным локомотивом, способным привезти Россию в экономическое пространство АТР, сегодня остается Китай. Интерес Японии сдерживается сегодня не только осторожностью японского бизнеса, сохранением территориального спора, но и опасением дальнейшего российско-китайского сближения. Даже планируемого роста товарообмена со стратегическими партнерами - Индией (до 20 млрд долл) или Вьетнамом (до 5 млрд долл.)
29 Подробнее см.: Ларин В.Л. Внешняя угроза как движущая сила освоения и развития Тихоокеанской России. М.: Московский центр Карнеги, 2013. 25 с.
30 Путин В.В. Выступление на совещании о комплексном социально-экономическом развитии Сахалинской области. 16 июля 2013 г. URL: http://kremlin.ru/transcripts/18824.
50
к 2015 г. будет недостаточно, чтобы серьёзно повлиять на укрепление России в регионе. При этом двойственное и противоречивое отношение российской властной и политической элиты к Китаю сохраняется.
Вторая «линия российского проникновения» - создание «новой архитектуры безопасности» - сталкивается с настороженным, если не негативным отношением к этому со стороны США и их союзников в Азии, прежде всего Японии и Южной Кореи, усматривающих в этом проекте намерение России и Китая перекроить мир по собственному разумению и в собственных интересах.
Слишком многое - история, культура, экономика, традиции - связывает Россию с Западом, чтобы она могла в одночасье повернуться лицом к Востоку. Реальный поворот будет возможен лишь тогда, когда азиатские владения России станут не менее привлекательными для жизни россиян, чем их европейская прародина. Но сам Восток помогать в этом России не намерен.
31 В 2012 г. объем торговли России с Индией составил 11 млрд долл., с Вьетнамом - 3,7 млрд долл., с Японией - 31,2 млрд долл. Общий объем товарооборота России со странами АТЭС достиг 200 млрд долл. (24% товарооборота), из которых 44% пришлось на долю Китая (87,5 млрд долл.).