Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
УДК 329.17 Анна АЙВАЗЯН*
НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ СОСЕДСТВА (НА ПРИМЕРЕ СОГЛАШЕНИЯ О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ И РАСШИРЕННОМ
ПАРТНЕРСТВЕ ЕС И АРМЕНИИ)
Аннотация. 24 ноября 2017г. в Брюсселе Армения подписала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве с Европейским союзом. Символическое значение этого события - в появлении вместо «или - или» подхода «и-и» к сочетанию европейского и евразийского векторов интеграции. Таким образом, Армения продолжит сотрудничество с ЕС, сохраняя стратегическое партнёрство с Россией. Тем не менее, сам факт подписания соглашений рано пока оценивать как результат успешного сотрудничества Армении с обоими партнёрами.
Ключевые слова: Армения, ЕС, европейская интеграция, Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве
Во время саммита Восточного партнёрства 24 ноября 2017 г. в Брюсселе Армения заключила Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве с Европейским союзом. В свете дискуссии о конфликте интересов России и ЕС в регионе, последовавшей за отказом Армении подписать Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре 2013 г. и вхождением страны в Евразийский экономический союз, это событие - символический шаг. Символичен он не только для Армении, которая настойчива в традиции многовекторности, но также для ЕС. Формат соглашения, адаптированный к реальным возможностям сотрудничества партнёра указывает на то, что политика соседства ЕС более не сводится к созданию однообразно структурированного экономического и политического «европейского» пространства вокруг самого Союза. Политика соседства теперь стремится учитывать нюансы и особенности ситуации в отдельных регионах и странах.
Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве с Европейским союзом повторяет Соглашение об ассоциации в его политической части, но исключает положения о зоне свободной торговли между Арменией и ЕС. Согласно последним статистическим данным, удельный вес стран ЕС во внешнеторговом обороте Армении в январе-октябре 2017 г. составил 24,1%. Удельный вес Российской Федерации - 26,8%. Удельный вес других стран-членов ЕАЭС - менее 1%1 . С экономической точки зрения, интеграция с европейским рынком для Армении была бы так же целесообразна, как и с российским. Тем не менее, от первого Армения отказалась в пользу второго. Формально, полномочия по согласованию таможенных тарифов и пошлин с ЕС перешли к Евразийской экономической комиссии. Армения, будучи членом ВТО, вступила в переговоры со странами-партнёрами о компенсациях за увеличение таможенных сборов. Фактически, армянская экономика переориентируется с либеральной модели открытого рынка с низкими тарифными ставками на более закрытую по отношению к большинству своих торговых партнёров.
Подписывая соглашение с ЕС, Армения, тем не менее, не отказывается от предлагае-
© Айвазян Анна Степановна - научный сотрудник Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН.. Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]
1 Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-октябре 2017 г. URL: http://armstat.am /ru/?nid=82&id=1987
мой ЕС политической модели, которая включает в себя комплекс мер по обеспечению прозрачности государственных институтов, независимости правосудия, стабильности избирательной системы, поддержке малого и среднего бизнеса и др.
Само подписание соглашения до воплощения в жизнь его пунктов пока носит декларативный характер, только формально свидетельствующий о том, что ЕС готов сотрудничать с Арменией, а Армения готова развивать сотрудничество с Евросоюзом, не входя в конфликт с другими своими обязательствами. Если страны региона рассматривать как сферу конкурирующих стратегических интересов глобальных игроков, то меняется ракурс анализа. В реальности, территориально небольшая страна с незначительным населением и слабо развитой экономикой - равнозначный участник коммуникации. В этом случае объектом внимания становятся не только детали сотрудничества, но и сам факт подписания или неподписания соглашения. Вместе с тем, выполнение соглашения не предполагает быстрого результата.
Конкретные выгоды для граждан страны
Согласно пресс-релизу Внешнеполитической службы ЕС1 , Соглашение с Арменией предусматривает изменения в политической и экономической жизни страны за счёт углубления взаимодействия в шести сферах: улучшение инвестиционного климата, развитие гражданского общества, сотрудничество в борьбе с преступностью, более прозрачные и справедливые процедуры государственных закупок, изменение законодательства в сфере продовольственной безопасности и защиты потребителя, принятие Арменией экологических стандартов ЕС. Предусматриваются и либерализация взаимной торговли в сфере услуг: аренды, консалтинга, финансовых и транспортных услуг и др. Так, армянские предприниматели смогут участвовать в тендерах на государственные закупки в Евросоюзе.
Одним из шагов для улучшения мониторинга реализации Соглашения должно стать создание платформы гражданского общества, состоящей из армянских и европейских НКО.
В нынешнем соглашении есть и отдельная глава об экономическом диалоге2 , в которой говорится о реформах по обеспечению независимости Центрального банка страны, стабильности цен, поддержанию платежного баланса, налогообложения, благоприятного климата для развития малого и среднего бизнеса. С этой целью стороны планируют вести регулярный диалог об экономической ситуации в стране, стратегии экономического развития и др.
Структурные изменения
ЕС и Армения также продолжат политический диалог ради поддержания мира, ста-
1 The Comprehensive & Enhanced Partnership Agreement between the European Union & Armenia (CEPA). URL: http://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eng_cepa_factsheet_armenia_digital.pdf
2 Joint proposal for a COUNCIL DECISION on the signing, on behalf of the European Union, and provisional application of the Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Armenia, of the other part. URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=JOIN:2017:36:FIN
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, N°1
бильности и безопасности. В реальности это означает поддержку со стороны ЕС усилий Минской группы ОБСЕ в Нагорном Карабахе. ЕС успешно находит базу для диалога с каждой из стран региона в отдельности в экономической и политической сферах, но это никак не способствует региональному сотрудничеству, а, возможно, ещё более разобщает страны региона, т.к. не предполагает никакой общей региональной повестки.
Программа Восточное партнёрство, начатая в 2009 г. после событий в Грузии, не способствовала снижению конфликтного потенциала в регионе: в Нагорном Карабахе регулярно нарушается режим прекращения огня, ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии нестабильна.
В отличие от Евразийского экономического союза, сотрудничество с которым Армения продолжает, философия соглашений ЕС со странами соседства предполагает не просто стандартизацию таможенных пошлин и правил, но структурное изменение политической и экономической систем. Вопрос долгосрочной повестки, вероятно, станет актуальным и для проекта евразийской интеграции.
Вместе с тем, не все изменения, трактуемые Евросоюзом в позитивном ключе, могут однозначно указывать на успех реформ. Так, например, конституционную реформу, предпринятую в Армении с целью перехода от президентской к парламентской республике, критикуют СМИ и гражданское общество как шаг, давший возможность правящему президенту остаться у власти после окончания второго срока, что рассматривается как признак авторитарной тенденции. Несмотря на значительные средства, направляемые на реформирование экономики Армении, коррупция остаётся одной из важнейших проблем страны. Не имея развитого инструмента обратной связи и контроля за использованными средствами, ЕС ограничивается критикой происходящего, но не способен существенно изменить ситуацию.
Отношения с Россией
Политическая элита Армении, включая большинство оппозиционных партий, традиционно придерживается сбалансированной точки зрения и не отказывается от идеи сотрудничества с Россией, при этом сохраняя позитивные отношения и с западными партнерами. Подписанное Арменией Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Европейским союзом - знак того, что страны общего соседства нуждаются в повестке, выходящей за рамки, предлагаемыми Евразийским экономическим союзом. Для них важна политическая и экономическая диверсификация.
Вместе с тем, для России Соглашение - «первая ласточка» интеграции интеграций, возможность будущего сотрудничества ЕАЭС и ЕС. Спокойная реакция Кремля обусловлена тем, что Соглашение не противоречит экономическим интересам РФ и ЕАЭС. Это связано с изъятием положений о свободной торговле между ЕС и Арменией, принятие которых способствовало бы притоку дешёвой качественной европейской продукции в Армению, с которой российскому производителю было бы сложно конкурировать. После вхождения Армении в ЕАЭС отступила угроза переориентации армянского рынка на Европу, что представлялось возможным сценарием, т.к. ЕС и РФ равноценно значимые торговые партнёры для Ар-
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
мении.
На данный момент уже очевидны некоторые выгоды от вступления Армении в Евразийский экономический союз. Среди них: увеличение поступлений в государственный бюджет за счет таможенных пошлин от ввоза товаров на территорию ЕАЭС; интеграция рынка труда, упрощение найма на работу граждан Армении в России. Безусловно, вступление в ЕАЭС в том числе и политический шаг для Армении, гарантия безопасности. РФ выступала в качестве посредника в переговорах Армении и Азербайджана все годы после начала Нагор-но-Карабахского конфликта. До сих пор ЕС не выражал желания и возможности взять на себя эту роль.
Выводы
Вектор сотрудничества Армении с ЕС, как и направление евразийской интеграции Армении, пока недостаточно определены. До сих пор сам процесс переговоров и подписания документов занимал больше внимания руководства страны и международного сообщества, чем реализация договорённостей. Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве с Европейским союзом на данный момент носит декларативный характер. Достигнутый успех в применении подхода «и, и» к сочетанию европейской и евразийской интеграции хрупок. Он зависит от того, как Соглашение будет воплощаться в жизнь, а также от развития взаимоотношений России и ЕС в ближайшие годы. Структурные изменения, предполагаемые в рамках сотрудничества Армении с ЕС, нельзя оценивать как позитивные без должного инструмента мониторинга. На данный момент такой мониторинг проведённых реформ практически не осуществляется.
Региональная стабильность остаётся краеугольным камнем всех интеграционных проектов в регионе, т.к. ни один из них не предполагает общей региональной повестки. Сохраняется тенденция к росту конфликтного потенциала. Роль РФ как гаранта безопасности Армении неоспорима. Вместе с тем, проект евразийской интеграции нуждается в долгосрочной повестке взаимодействия, отвечающей запросу стран-участниц на экономические и политические реформы и поиск модели развития.
Список литературы
Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-октябре 2017 г. URL: http://armstat.am/ru/?nid=82&id=1987
The Comprehensive & Enhanced Partnership Agreement between the European Union & Armenia (CEPA). URL: http://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eng_cepa_factsheet_armenia_digital.pdf
Joint proposal for a COUNCIL DECISION on the signing, on behalf of the European Union, and provisional application of the Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Armenia, of the other part. URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=JOIN:2017:36:FIN
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1
References
Socio-Economic Situation in the Republic of Armenia in January-October 2017. URL: http://armstat.am/ru/?nid=82&id=1987
The Comprehensive & Enhanced Partnership Agreement between the European Union & Armenia (CEPA). URL: http://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eng_cepa_factsheet_armenia_digital.pdf Joint proposal for a COUNCIL DECISION on the signing, on behalf of the European Union, and provisional application of the Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Armenia, of the other part. URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=JOIN:2017:36:FIN
New dimension of the European Neighbourhood Policy (Case of the EU-Armenia Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement)
Author: Ayvazyan Anna. Researcher, the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russian Federation, 125009. Email: anna.ayvazyan@gmail. com.
Abstract. On 24 November, 2017 Armenia signed the Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement with the EU in Brussels. Symbolically, this signifies emergence of the "and, and" instead of "either, or" approach towards country's involvement into both European and Eurasian integration blocs. Armenia will continue cooperation with the EU, at the same time keeping strategic partnership with Russia. Nevertheless, it is too early to assess the fact of signing agreement itself as a result of successful cooperation with both partners.
Key words: Armenia, EU, European Integration, Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №1