Научная статья на тему 'Новейшие полевые исследования северо-восточной Болгарии (с. Осмар, обл. Шумена)'

Новейшие полевые исследования северо-восточной Болгарии (с. Осмар, обл. Шумена) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новейшие полевые исследования северо-восточной Болгарии (с. Осмар, обл. Шумена)»

Е. С. Узенева (Москва)

Новейшие полевые исследования северо-восточной Болгарии (с. Осмар, обл. Шумена) *

В последние годы в отечественной и зарубежной славистике все большее значение приобретают ареальные исследования традиционной народной культуры и ее диалектов. Болгария известна сохранностью духовной культуры, многие обряды и верования живы в народе и по сей день. Каждое село хранит свое особое, локальное знание о прошлом, «законсервированное» в ритуалах и мифологических представлениях. В условиях глобализации, стирании этнических различий и постепенного ухода из жизни старшего поколения — носителей традиции — особую актуальность приобретают полевые исследования, фиксирующие сведения о народной культуре.

Для изучения мы выбрали северо-восточную область Болгарии, славящуюся своей архаикой и отмеченную следами протоболгарского присутствия. Экспедиция в с. Осмар прошла в августе 2006 г. в составе руководителя доцента, к. ф. н. Е.С.Узеневой и 16 студентов-болгаристов 3-го курса филологического факультета Государственной академии славянской культуры (ГАСК). Были исследованы явления из сферы народного календаря, семейной обрядности, народной мифологии и обрядового фольклора по программе А.А.Плотниковой «Материалы для этнолингвистического изучения балканославянского ареала» (М., 1996)

Село Осмар расположено на высоте 200 м над уровнем моря в 15 км на юго-запад от г. Шумен и примерно в 12 км от г. Преслав (второй столицы древнеболгарского государства). Оно окружено холмистым Шуменским плато. В 1944 г. в селе было 270 семей, около 1200 жителей. В настоящее время их число —270 человек, 565 домов. Школа здесь существовала с начала XIX в., церковь была построена в 1862 г., а культурно-просветительский центр с библиотекой (читалище) «Соединение» — в 1873 г. Церковь Свв. Константина и Елены строилась в несколько этапов: вначале была возведена низкая часть храма, затем появилась пристройка с колокольней, после чего был замурован один из старых входов (правый, так называемый «мужской»).

* Публикация подготовлена в рамках проекта «Карпато-балканский диалектный ландшафт. Язык и культура во взаимодействии» при поддержке Программы Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».

Археологические находки повествуют о долгой истории поселений, располагавшихся на данной территории (с IV в. до н. э. — до XIV в. н. э.) рядом с древним римским дорожным трактом Via Traiana, построенном для войны с дакийцами (нынешняя Румыния). Исторические свидетельства говорят о фракийских поселениях и об огромном средневековом городе Зелениград эпохи царя Симеона (XI в.), занимавшем площадь трех современных сел округа и славившимся многочисленными церквями и монастырями.

К периоду XII-XIV вв. относится и скальный монастырь свв. Константина и Елены, расположенный в пещерах недалеко от с. Осмар в долине Константина (Костадинов дол). Обитель состоит из двух церквей, одна из которых носит название Костандинов монастырь, а вторая, находящаяся в изолированной скале, не имеет специального названия, в ней, однако, обнаружена надпись на старославянском языке, датируемая, по мнению Ст. Маслева, XIII в.: + сеихрамь арх [ангела] Михаила1. К данным церквям примыкают несколько келий и гробниц.

Историческая обстановка времен Второго болгарского царства (XII-XIV вв.) была бурной, напряженной, насыщенной социальными противоречиями, отмеченной религиозно-церковной борьбой и рядом ярких исторических событий. В конце этого периода явно ощущался упадок болгарской государственности, сопровождаемый разорительными варварскими нашествиями. Это дало толчок развитию и распространению монашества и отшельничества. Именно в такой обстановке возникают многочисленные монашеские общины, в которых селились монахи-отшельники, бежавшие от невыносимых тягот жизни.

Вероятно, в осмарском монастыре жили монахи — последователи мистического учения исихазма. О такой волне христианской миграции свидетельствуют многочисленные скиты Шуменского плато, позднее объединенные в монастыри. Развитие монашеских колоний достигает своего апогея во второй половине XIV в. и продолжается до начала XV в. Турецкое владычество положило конец функционированию монашеского центра в этом регионе3.

Костадинов монастырь, т.е. храмовое помещение, высеченное в западной части скального монастыря, было подробно изучено, описано и снято на фото известным чешским исследователем болгарской старины К.Шкорпилом. Согласно его сведениям, эта часть была расписана фресками, местные жители использовали монастырь в качестве храма до строительства новой церкви в самом селе в 1862 г. Известно, что молящиеся приходили сюда на церковную службу и для причастия до 1947 г.4.

В Костадиновом монастыре вплоть до настоящего времени (с перерывом на социалистические годы) совершаются богослужения и паломничества местного населения в день свв. Константина и Елены (21 .V). Им

же посвящена и сельская церковь, и храмовый праздник (събор), который проходит в этот же день, когда совершали жертвоприношение (кур-бан). Усилиями местных христиан кельи убраны иконами патронов монастыря свв. Константина и Елены, а также св. Николая, св. Пантелеймона и др. На иконах молящиеся оставляют платки, предметы одежды, монеты — дар святым, к которым обращались с мольбой об исцелении от болезней или за помощью в несчастье. В монастыре поддерживается чистота, возжигаются свечи, в праздник проводится служба.

Доступ в скальный монастырь затруднен. Местные умельцы в 2005 г. соорудили из деревьев лестницу, по которой паломники могут взобраться в храм. У подножия монастыря установлен памятник — старый камень со старославянскими надписями и крест у целебного источника.

В прошлом население Осмара составляли болгары и турки (во времена Османской империи; в турецких регистрах село под именем Усмар отмечается с 1573 г.), в центре села стояла мечеть, на месте которой теперь располагается читалище. Болгарский язык был запрещен для повседневного общения, местное население хорошо знало турецкий, что привело к появлению большого числа турцизмов в лексике местного говора.

В XX в. школа им. Петра Берона (до 8 класса) обслуживала три соседних села: Троица, Хан Крум и Осмар. В прошлом село было торгово-экономическим и культурным центром округа, что способствовало формированию особой, полугородской культуры. Это отразилось и на народном костюме, который содержит черты городской одежды Пре-славской обл. начала XX в. — знак полугородского типа культуры с. Осмар, и на утрате мифологических представлений, которые осуждались высокообразованным местным населением как предрассудки). Влияние на местную культурную традицию оказали и многочисленные беженцы из Македонии и переселенцы из близлежащих сел (Троица, Кочово и др.), откуда местные парни предпочитали брать себе жен, считавшихся более трудолюбивыми, чем местные «избалованные» образованные и богатые девушки.

Основной род деятельности населения — скотоводство, садоводство и виноградарство, которым данная местность славилась с незапамятных времен, что нашло отражение в этимологии названия села. Село Осмар окружено виноградниками. Виноградарство и виноделие издавна было основным ремеслом местного населения. Более 120 лет здесь существует винодельческий завод «Осмар», где изготавливается известное вино «Осмарский пелин», настоянное на травах и полыни. До 1944 г. местные виноделы торговали с Германией, в настоящее время подписан договор о прямых поставках специально изготавливаемого вина в Польшу.

Существует несколько версий возникновения имени села. Народная этимология связывает название с первыми восемью домами, построен-

ными при его основании. Другая часть местных жителей считает, что выбор имени был определен основным ремеслом селян — скорнячеством (праслав. *osmin 'скорняк')5. Б. Симеонов, исследовавший этимологию названия села, интерпретирует его как бесспорно тюркское по происхождению и относит к протобол rape кому периоду (пртблг. *osmar 'скорняк'), приводя примеры из родственных алтайских языков. Автор отрицает возможность фракийского субстрата в имени села, отмечая, что «в других индоевропейских языках не найдено ни одного фонетического или семантического варианта данной лексемы» и «до настоящего времени подобного слова среди фракийских языковых реликтов не открыто» 6.

Третья версия соотносит топоним с турецкой лексемой asma 'лоза', что кажется нам наиболее убедительным, имея в виду особо сильное влияние турецкого языка в этом районе Болгарии7. Сюда же примыкают и менее достоверные гипотезы порождения топонима: от тур. таага 'пещера', которые в окрестностях наличествуют в изобилии, или из антропонима Ли Осмар — Осман.

По мнению академика Владимира Георгиева, этимология названия села может быть объяснена на базе фракийского языкового субстрата: la-papoQ, Iapopa — город и гора в области киконов (союзников троянцев, согласно «Илиаде» Гомера) происходит из и.-евр. *wik'-s *тага 'большое село'. Приводятся примеры из древнеиндийского *vis 'жилище, дом', албанского vis 'место, поселение', старослав. вьсь 'село', дакий-ского *таге 'большой' и др. (срв. рум. Satu таге 'большое село')8. Данная этимология находит подтверждение в многочисленных археологических следах фракийского присутствия в этом регионе.

Говор с. Осмар относится к группе шуменско-преславских (севе-ро-восточноболгарских, мизийских) говоров, характерными чертами которых являются следующие: 1. «я»-говор, где под ударением перед твердым слогом встречается 'а (с'йнка, 6'ал), а перед мягким — широкое е (нед'ёл'а, й'ёли), без ударения — затемненное 'а (д'йца, ср'йдъ)\ 2. особый, более велярный, гласная ъ на месте старослав. ъ и «большого юса» (ковъ, бъчва)-, 3. отсутствие согласного х, который замещают в или ф во всех позициях (чу в (чух), мувъ (муха), уфо (ухо) и пр.); 4. членная форма -о для сущ. м. р. под ударением (деньо, крако) и -у в безударной позиции (столу, чел'йку)\ 5. наличие гласной -м вместо -ъ под ударением после мягкого согласного (ác седи, души (душа), чушми (чешма))\ 6. переход ударного гласного -а в -е после палатального согласного и перед мягким слогом (полёни/поляни, уфчёр/овчар)\ 7. следы старого гласного -ы (едын, жыто)\ 8. выпадение слогов, гласных и согласных в особенно употребительных формах (pán 'та/работа, коледар'те/коледарите, баб' Роска/баба Роска)\ 9. гломеративная форма -и вместо -го для 3 л. ед. ч. местоимения м.р. и ср.р. (зёли гърнёту, уторили и); 10. употребление лич-

ного местоимения 3 лица вместо указательного (у него дён/в този ден). Данный говор характеризуется и некоторыми лексическими диалектизмами: дёсни/венци 'десны', чапла/щъркел 'аист', нйне/сега 'сейчас', кутрй, кутра, кутрд/кой, коя, кое 'кто/который, которая, которое' и др.9.

Традиционная народная культура с. Осмар в целом хорошо сохранилась не только в памяти селян и в богатом репертуаре местного фольклорного ансамбля. И в наши дни здесь широко отмечается ряд календарных праздников: Рождество, Новый год, День виноградаря (Трифун Зарезан), Масленица, день св. Федора, Юрьев день и др. В селе праздновали и день св. Варвары 4.XII {Варвара), защищающей от оспы (шарка), которую всячески задабривали и ласково называли сладката, медената. В этот день запрещалось варить бобы, «чтобы ничего не надувалось», класть черную посуду на огонь, — во избежание заболевания. В качестве превентивной меры выпекали сладкие лепешки, мазали их медом и мармеладом и раздавали соседям, а одну клали на чердаке для самой Шарки. Считали, что тот, кто этого не сделает, пострадает от болезни.

В канун (Бъдни вечер) Рождества 24.XII (Коледа) обход домов совершают молодые парни, женатые и холостые (коледари), которые поют коледарски песни: «Стани нине, господине, че ти идат добри гости, добри гости коледари...», — произносят благопожелания домочадцам и получают в дар полотенца и каравайчики-бублики (краваи, гевреци), круглые, с дырой посередине, украшаемые фигурками из теста (цветами, животными, крестами) и нанизываемые на длинные посохи. В каждой семье выпекали рождественский хлеб (сомун'), также с фигурками животных из теста, который крутили при преломлении. В народной культуре действия кручения/верчения осмыслялись как продуцирующие изобилие, плодородие. Обязательным праздничным блюдом была свинина, из которой готовили колбасу (кървавща), яхнию и осмарский кебаб на белом вине.

На Новый год 1.1 (Сурваки) дома посещают дети с сумочками и украшенными прутиками (сурвакнички), которыми они стегают людей и скот с пожеланиями здоровья: «Сурва, сурва година...» В этот день пекут слоеный пирог (банща) со знаками удачи, счастья (късметчета) — щепками или почками кизила, самого крепкого кустарника, определяя их дому, членам семьи, различным видам животных и птицы. Монету, как правило, назначали дому.

Особо почитали день повитухи (Бабинден, 8.1), которую посещали все рожавшие у нее женщины. Повитухе дарили муку, мыло, полотенце, мыли ей руки. Женщины целый день пировали, ходили по селу ряженые брачной парой (булка и зет) с младенцем, пили вино, бесчинствовали над мужчинами, которым запрещалось появляться на улице, иначе надо было платить откуп.

И в настоящее время одним из самых важных календарных праздников села считается 14.11 — день патрона виноградарства св. Трифона {Трифон Зарезан), когда все село отправляется вместе со священником на виноградники, где совершается первое подрезание лозы, выбор самого старого мужчины «царем виноградарей» и жертвоприношение. В церкви поп совершал службу, сюда приносили вареное жито, фрукты и виноград для освящения. Из отрезанной лозы свивали венки и надевали их на шею мужчинам, которые ездили на телеге с бочкой вина по селу, угощались в каждом доме, принято было напиваться пьяными «для будущего урожая». Играл духовой оркестр, хоро танцевали на площади до утра.

Известна и легенда о св. Трифоне, встретившем бабу Марту, проклявшую его отрезать себе нос за нарушение запрета работать в праздник. Данный вариант легенды является локальной особенностью с. Ос-мар. В нем, вероятно, смешались две легенды: о мартовской старухе 10 и о Богородице и Трифоне 11.

В первый понедельник Великого поста в селе проходили маскарадные игры ряженых {кукери), между которыми случались и побоища. Мужчины обряжались в кожи, надевали островерхие шапки, вешали на грудь тяжелые колокольчики. Среди них была пара жених {зет) и невеста {булка), а также старик {старец)', они посещали все дома, где их угощали. Обход заканчивался на площади, где кукеры совершали символическую запашку и сев, после чего селяне поджигали и тушили солому, привязанную к спине «старца».

Достаточно хорошо сохранилась погребальная обрядность, многие ритуалы которой остаются актуальными и сегодня, что объясняется желанием людей осуществить переход близких в иной мир «по правилам», обеспечив тем самым покой их душе. По умершему в селе бьет колокол: о ребенке — единожды, о женщине — два раза, о мужчине — три. Тело умершего охраняют ночью от кошки: считают, что, если она перепрыгнет покойника, он станет вампиром {вампирясвал) и будет беспокоить домашних по ночам (до 40-го дня душа приходит в дом). Одна из жительниц 1922 г. р. рассказала нам случай из своей жизни о том, как после смерти мужа, который повесился в психиатрической больнице, по ночам она ощущала, что некое косматое существо, похожее на кошку, топтало тело, душило ее. Подобное произошло и с ее подругой после смерти свекрови.

В селе готовят специальный хлеб для умершего {ляп за умрелия), для погребения и раздачи для поминовения (в церкви и на кладбище, а также для каждых поминок — поменик, помен) готовят хлеб, булочки и вареное жито {куче), которое сверху украшается сахарной пудрой и корицей, рисуется крест. Совершается богослужение {панахида), давшее название и самому угощению в дни поминок. В гроб кладут коврик, одеяло {ху-дялу), белую простынь с кружевами, подушку и обычное белое полотно

длиной 2 м (платно), которым покрывали умершего (смъртник). Один платок привязывали к пояснице, а другой — к большой свече, которую вкладывали в руки покойного. Локальной чертой с. Осмар является одна из деталей одежды покойника, так называемый навлек, кусок ткани с прорезью для головы, который надевался (навлича се) на голое тело. Считалось, что в этом одеянии покойный является на том свете на суд к святому Петру.

Прогребальная процессия обязательно останавливалась на перекрестке, на кладбище могилу поливал вином священник после молитвы. Если приходилось хоронить второго покойника в ту же могилу, кости предыдущего доставали из фоба, клали в мешочек и оставляли на прежнем месте.

Родственники и близкие соблюдали траур по умершему от трех дней до 1 года. В знак траура женщины носят черные платки, мужчины — черные ленточки или повязки (жалейки), на двери дома вешают черную ленточку и сообщение о кончине человека, которое обновляется в три месяца, полгода, год и т. д.

Жертвоприношение после похорон в селе не совершали, как это было принято в других областях восточной Болгарии. Вместо этого заказывали литургию в церкви. Курбан посвящали часто св. Архангелу Михаилу в день святого (Арангеловден), которому предназначалась жертва (обричат курбан), так как он считается «охранителем душ». Жертвовали ягненка или рыбу «во избежание всего плохого».

Традиционная народная культура с. Осмар относится в целом к восточному типу. Это подтверждают наличие и названия ряда праздников: зимний праздник скота, буйволов (биволски празник) Караманчов ден 15.1, когда парни тайно ночью чистили хлевы любимых девушек, за что на следующий день получали подарки и угощение; обозначение Нового года как Сурваки и приготовление в этот день слоеного пирога со знаками удачи (баница с кьсмети), подкладывание мартенщы (красно-бе-лой плетеной шерстяной веревочки, изготавливаемой 1 марта, которую повязывают детям и детенышам животных «для здоровья») под камень после встречи первого аиста; день св. Игната 20.XII (Игнажден) как «куриный» праздник, сопровождавшийся приходом полазника (полезник), девичьи гадания во время жатвы с рукоятками для серпов в день Ивана Купалы 24 .VI (Еньовден) — играем на паламарките, а также обряд кумления (кумичкане) в день св. Лазаря, Вербная суббота, дня сорока мучеников (Свети четирийсе мъченици), когда выгоняли змей, «мышиного дня» (Мишинден) 27.Х, следующий за днем св. Димитрия, в который подавали соседям сладости, чтобы мыши не портили имущество, наличие ряженых персонажей (кукери), среди которых была супружеская пара (булка и зет) на масленицу, обозначение последа как бабино д 'eme, околоплодного пузыря как риза, угощение для женщин на третий день после родов (каденето), обозначение поминок суфръ.

Среди обрядов вызывания дождя нет Германа, но присутствует молебен, совершаемый на краю села священником и всеми жителями, которые с иконой парами обходили нивы и село, и сопровождаемый кур-баном, и пеперуда, который, однако, чаще совершали «чужие» персонажи (турчанки или цыганки). Нами записан и локальный вариант пеперуды, совершаемый каждый четверг во время Великого поста, когда девочки чистили местные источники (колодцы) и обливались водой.

Интерес представляет обозначение поминального блюда (вареной пшеницы) куче, масленичного костра олелия, возжигавшегося на Сирни-цу, отсутствие особого термина для обряда-игры с халвой на масленицу (люлеене на халвъ), а также наличие семантики медведя в празднике дня св. Андрея (Андреовден), когда варили жито и раздавали соседям, «чтобы медведь тебя не встречал летом», что более характерно для северозападных областей Болгарии, а в данном случае является логическим дополнением, продолжением указанной изодоксы12.

Вопреки слабой представленности мифологических персонажей в традиции с. Осмар (так, например, это единственное из 20 обследованных нами болгарских сел, где неизвестны демоны судьбы, так наз. орйсници, которые приходят на третий вечер после рождения ребенка в облике трех женщин и определяют его будущее), нам все же удалось записать былички о балканских русалках самодивах, являющихся после полуночи у источников, о ходячих покойниках вампирах, духах-покровителях местности и дома, змеях (синурник, ламя). Здесь известна легенда о змее, приходившем на хороводы выбирать себе девушку-любовницу. Многочисленны рассказы о закопанных кладах, которые «светились, играли» в ночи (имане играете, златото играв). Считалось, что необходимо на ночь посыпать это место пеплом, чтобы наутро по следам, оставленным на пепле, узнать, какую жертву требует хозяин места. И только после совершения жертвоприношения можно было вырыть клад. В противном случае человек, нашедший деньги, умирал.

Несмотря на ибший высокий уровень образованности селян и полугородской тип культуры с. Осмар, среди его жителей бытуют представления о ведьмах и колдунах, о порче (магето) или любовной магии (омайване), которую может наслать цыганка (копанарка, врачка) или мусульманский священник (ходжа), изготавливающий талисманы (муска) «на добро и зло».

Свадебная обрядность села также принадлежит в основном к восточному типу по ряду признаков: названию персонажей (булка и зет 'молодожены'), атрибутов (меденик 'каравай', елхъ 'свадебное деревце', байряк 'знамя'), ритуалов (бръснене на зетя 'обрядовое бритье жениха', засявки 'обряд приготовления свадебного хлеба', поврътки 'обряд посещения молодыми родителей невесты после свадьбы'). Однако ряд черт позволяет отнести свадебный обряд с. Осмар к северо-восточному подтипу: образование некоторых терминов от основы год- (годеник/го-

деница 'помолвленные парень и девушка', годеж, года 'малая помолвка'), обозначение посаженых родителей кръстник/кръстница, сватов женихли, большой помолвки менеж, подарка свекра невесте мена.

Таким образом, наши полевые исследования подтвердили существование на территории Болгарии различных культурных диалектов, наиболее крупными из которых являются западный и восточный,3. Но каждый микродиалект не является чистым образцом данного типа культуры, а характеризуется целым комплексом черт, связывающих его с различными ареалами. В нашем случае культурный диалект села Осмар, хотя в целом и принадлежит к восточному типу, обладает признаками северо-восточного, а также целым рядом локальных особенностей, формирующих его уникальный облик.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Было записано 12 кассет по 90 мин (всего 18 часов аудиозаписей).

2 Маслев Ст. Неизследвани скални църкви в Коларовградско // Известия на Археологическия институт. 1963. Т. XXVI. С. 95-105. В 1983 г. В. Константинова привела некоторые уточнения к прочтению надписи: Константинова В. Средновековни надписи от Шуменско (X1I-XV вв.) // Palaeobulgarica/ Старобългаристика. 1983. № 3. С. 74.

3 Димитров А. П., Благоева Кр. Скални манастири на Шуменском плато. Шумен, 2000.

4 Кръстев Б., Тодорова К. Село Осмар, Шуменско (селищно проучване). Велико Търново, 2000. С. 22.

5 Там же. С. 27.

6 Там же. С. 28.

7 Там же. С. 31. В переписи 1865 г. число домов в селе (resp. хозяйств, семей) — 68, мужское население (немусульмане) — 194, турки — 90.

8 Георгиев Вл. Траките и техният език. София, 1977. С. 82, 180, 246.

9 Стойкое Ст. Българска диалектология. Четвърто (фототипно) издание. София, 2002. С. 105-106.

10 Подробнее о легенде см.: Кабакова Г. И. Структура и география легенды о мартовской старухе // Славянский и балканский фольклор (1992). Верования, текст, ритуал. М., 1994. С. 209-221.

11 Узенева Е С. Соотношение хрононима и легенды (праздник св. Трифона в ареальной перспективе) // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М., 2006. С. 501-521.

12 См. соответствующую карту: Плотникова A.A. Этнолингвистическая география Южной Славии. М., 2004. С. 360.

13 Подробнее о культурных диалектах Болгарии см.: Плотникова A.A. Этнолингвистическая география Южной Славии; а также: Узенева Е. С. Лексика народной культуры трех сел Северной Болгарии // Исследования по славянской диалектологии. М., 2006. Вып. 12. Ареальные аспекты изучения славянской лексики. С. 95-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.