Чжан Сяопин
Доктор гуманитарных наук, доцент Института языков и культуры (Института международных обменов), Шанхайский политико-юридический университет.
Новейшее учебное пособие по преподаванию чайной культуры для студентов Китайских вузов. Рецензия на «Введение в китайскую чайную культуру»
Эта статья выполнена при поддержке "Фонда Центра международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай), № проектов: CNSCO17039", а также при поддержке "Фонда Шанхайского политико-юридического университета для молодых ученных", № проекта: 2021XQN21.
В Китае термин «чайная культура» возник и стал применяться в 1980-х годах. Термин «чайная культура» был официально утвержден как новое понятие в начале 1990-х годов. «Наука чайной культуры», будучи продуктом естественных и социальных наук, является детищем 21 века. Вкратце, чайная культура — это сложная дисциплина, изучающая культурные явления, созданные людьми в процессе разработки, производства и потребления чая1. Китайская чайная культура прошла четыре периода: появление, формирование, развитие и становление. Первый — период созревания в династиях Цинь и Хань. Второй — процветания династий Тан и Сун. Третий олицетворил упадок чайной культуры во время правления Мин и Цин. Четвертый увидел возрождение современной чайной культуры в 1980-х. Развитие китайского чая и чайной культуры является движущей силой национального развития, а понимание чайной культуры распахнет дверь каждому, кто хочет постичь квинтэссенцию китайской культуры.
С начала политики реформ и открытости в 1980-х чайная культура также встала на путь возрождения на фоне культурного возрождения всей страны. В 1980-е годы высшее образование по специальности чай-
1 Яо Гуокунь: Наука китайской чайной культуры, Beijing: China Agriculture Press, 2019. С. 4.
ного искусства и культуры постепенно развивалось и вступило в эпоху всестороннего развития. В 21 веке высшее образование в области чайной культуры и искусства вышло на новый уровень развития, прошло стадии преобразования и развития, внедрения и обновления. Кроме того, увеличилось количество специальностей в области. В некоторых университетах и колледжах Китая один за другим были созданы центры исследования чая и чайной культуры (институты). Например, в Чжэцзянском университете, Нанкинском университете, Синьаньском университете, Циндаоском сельскохозяйственном университете открылись научно-исследовательские институты чая; в Пекинском университете действует Исследовательский центр восточной культуры чая; в Юньнаньском университете был открыт Исследовательский институт древнего чайного пути в Аньхойском сельскохозяйственном университете — Институт чайной культуры. Кроме того, в Академии общественных наук пр. Цзянси открыт Исследовательский центр китайской культуры чая, в Чжэцзянском университете по подготовке кадров — Центр исследования и развития культуры чая2, в Сельскохозяйственном университете пр. Цзянси — Исследовательский центр науки о чае и культуре чая, в Уханьском университете — Исследовательский центр культуры чая, в Китайском народном университете — Исследовательский институт философии чайных церемоний, в Хубэйском университете — Исследовательский институт Великого чайного пути.
В 2003 году в Чжэцзянском университете по подготовке кадров впервые была создана специальность «Прикладной чайной культуры» в Китае. В 2006 году Чжэцзянский аграрный университет основал первый в Китае Институт чайной культуры и начал проводить обучение по специальности чайной культуры (ступень бакалавра). Возрождение чайной культуры и развитие чайного образования в значительной степени способствовали публикации книг по популяризации китайской чайной культуры и учебных материалов по теме. В настоящее время основные учебные материалы, связанные с чайной культурой в Китае, следующие: «Китайская чайная культура»3, «Курс китайской чайной культуры»4, «Введение в чайную культуру и обучение чайному искусству»5, «Чайная
2 Там же, С. 244-245.
3 Под гл. Редакцией Сюй Сяоцунь: Китайская чайная культура, Beijing: China Agricultural University Press, 2005.
4 Под гл. редакцией Ван Мэнши и Йе Цин: Курс китайской чайной культуры, Beijing: Higher Education Press, 2012.
5 Под гл. Редакцией Цзя Хунвэньи, Чжао Яньхун: Введение в чайную культуру и обучение чайному искусству, Beijing: Tsinghua University Press, Beijing Transport University Press, 2012.
культура»6, «Китайская чайная культура»7, «Чайная культура и воспитание студентов»8, «Чайная культура и здоровье»9, «Введение в китайскую чайную культуру» (2018)10 и др. Кроме того, в последние годы в Китае было опубликовано множество научных трудов и научно-популярных произведений по чайной культуре и истории чая. В этом контексте в декабре 2020 года издательство Peking University Press опубликовало «Введение в китайскую чайную культуру».
«Введение в китайскую чайную культуру» — основной учебник по чайной культуре для студентов общеобразовательных университетов Китая. Учебник написан под главной редакцией двух авторов. Лю Литан — профессор и директор Исследовательского центра чайной культуры Уханьского университета — отвечает за академический контроль содержания учебных материалов. У Юаньчжи — декан Академии сертифицированных китайских чайных мастеров — отвечает за проверку главных вопросов, связанных с чаем. Команда редакторов книги включает в себя специалистов из Китайской академии общественных наук, Академии общественных наук пр. Цзянси, Чжэцзянского аграрного университета, Аньхойского сельскохозяйственного университета, Уханьского университета и других учебных заведений. Команда редакторов состоит из экспертов, давно занимающихся исследованиями и практикой в области чая и чайной культуры, имеющих строгие академические требования к себе и своим произведениям. Сун Шилей, являющийся заместителем директора Исследовательского центра чайной культуры Уханьского университета, отвечает за полную редакцию книги.
Центр исследований чайной культуры Уханьского университета был основан в июне 2016 года при поддержке исторического факультета Уханьского университета. Центр открыт для создания академического исследования истории чая, содействия развитию и трансформации китайской чайной культуры, а также улучшения обменов и сотрудничества между Китаем и зарубежными кругами чайной культуры. Это заведение является первоклассным аналитическим центром по исследованию чайной культуры в современном Китае. Академия сертифицированных
6 Под гл. редакцией Гуань Цзяньпин: Чайная культура, Beijing: China Agricultural University Press,
2015.
7 Под гл. редакцией Чжан Линьюнь: Китайская чайная культура, Beijing: China Light Industry Press,
2016.
8 Под гл. редакцией Ли Лу и др.: Чайная культура и воспитание студентов, Chongqing: Chongqing University Press, 2017.
9 Под гл. редакцией Ван Юэфэя и Сюй Пина: Чайная культура и здоровье, Beijing: Tourism Education Press, 2014.
10 Под гл. редакцией Дин Ишоу: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Science Press, 2018.
китайских чайных мастеров (ACCTM, Academy of Certified Chinese Tea Master) — профессиональное учреждение по сертификации и обучению чайных мастеров в Китае, основанное в Куньмине в мае 2010 года. Основатель академии—господин У Юаньчжи, занимающийся организацией обучения, конкурсов и рейтингов профессиональных чайных мастеров. В целом, он отвечает за обмен и продвижение знаний о чайной церемонии. У Юаньчжи — лидер китайской чайной промышленности, президент корпорации Dayi Tea Group и декан Академии сертифицированных китайских чайных мастеров11. «Девять глав чайной церемони-и»12, «Восемь методов обучения китайской чайной церемонии»13, «Курс чайной церемонии для студентов ВУЗов» 14, «Просветление посредством чая»15, «И духовные наставники любят чай — восемь видов чайной цере-мониии восемь шагов жизни»16 — некоторые известные труды господина У Юаньчжи.
Книга «Введение в китайскую чайную культуру» была основана на книге «Курс чайной церемонии для студентов» (У Юаньчжи, 2011 г.). Последний обобщил концепцию, значение, искусство, культуру, науку, обычаи, историю и международный обмен в области чайной церемонии с разных сторон и точек зрения. Во время встречи Лю Литана и У Юань-чжи, они договорились о написании «Введения в китайскую чайную культуру» для высококвалифицированных студентов китайских ВУЗов. Авторы хотели создать пособие с теоретическими, научными и практическими особенностями.17.
«Введение в китайскую чайную культуру» разделен на три части: введение, основная часть и заключение. Основная часть состоит из 9 глав.
Глава 1. История происхождения. В ней описываются этапы развития и характеристики истории китайской чайной культуры, объясняются основной процесс, правила и особенности заваривания чая в династиях Тан (варка чая), Сун (распаривание чая) и Мин (заваривание чая кипятком). Кроме того, авторы обсуждают совместное развитие
11 Официальный сайт Академии сертифицированных китайских чайных мастеров // URL: http://www. acctm.com.cn/about/ (Дата обращения: 06.08.21)
12 У Юаньчжи: Девять глав чайной церемонии, Beijing: China Bookstore, 2015.
13 У Юаньчжи: Восемь методов обучения китайской чайной церемонии, Beijing: China Bookstore,
2014.
14 У Юаньчжи: Курс чайной церемонии для студентов ВУЗов(2-е издание), Beijing: Intellectual Property Press, 2013.
15 У Юаньчжи, У Жан: Просветление посредством чая // Xian: Shanxi People's Publishing House, 2008.
16 У Юаньчжи, Чжэн Хуэй: И духовные наставники любят чай - восемь видов чайной церемонии и восемь шагов жизни, Beijing: Religious Culture Press, 2019.
17 Под гл. Редакцией Лю Литан и У Юаньчжи: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Peking University Press, 2020. С. 306.
литературы, искусства и чайной культуры.
Глава 2. Культурная идеология. В этой главе анализируются четыре версии происхождения концепции «чай и чань (будд. дъяна, созерцание) — одного вкуса». Также обсуждаются концепция, значение и эволюция идеологии китайской чайной культуры. В книге редакторы замечают, что «совершенствование и умеренность», означающие высокие требования к характеру и нравственности «чайных» людей, как и их стремление к достижению поставленных целей, являются важнейшими идеями китайской чайной культуры. Понятие «совершенствования и умеренности» было впервые выдвинуто Лу Юем в первом трактате о чайной культуре «Классика чая», написанным во времена династии Тан. Император Чжао Цзи из династии Северной Сун выдвинул вторую важную идею китайской чайной культуры в своей книге «Наблюдения о теории чая». Он рассказал о стремлении к дегустации чая и чаепитию — «Чжициндаохэ». Третья важная мысль китайской чайной культуры — «благородство и умиротворение» — также была выдвинута Чжао Цзи в том же произведении. «Чжициндаохэ» означает стремление китайских «чайных» людей к чаепитию и духовному миру; идея «благородства и отстаивает стремление к различным видам дегустации чая.
Чжао Цзи считает, что дегустация чая может привести людей к состоянию сверхъестественности и чувству утонченности, что и есть «благородство и умиротворение». Еще одна важная идея китайской чайной культуры — «чай и чань — одного вкуса». Эта концепция зародилась в Китае, а затем вместе с распространением дзен-буддизма попала в Японию, таким образом сформировав традицию японской чайной церемонии. Позже эта идея стала ядром японской чайной церемонии. В 1990-х случился новый бум китайской чайной культуры и творчества. Идея «чай и чань — одного вкуса» привлекла внимание китайских исследователей и экспертов чайной культуры, после чего стала важным предметом исследования в области 18.
Глава 3. Чайное искусство. Чайное искусство — важная часть чайной культуры; форма культурного выражения, отражающая различные виды чайной деятельности (посадка деревьев, выращивание, обработка, производство, купля-продажа, заваривание и питье). Выделяют жанры и формы чайного искусства как стихи, парные надписи, проза, роман, драма, каллиграфия и живопись (статические); а также песни, танцы и
18 Там же, С. 53-59.
традиционная китайская музыкальная драма (динамические)19. Произведения различных жанров способны задействовать слух, зрение и другие органы чувств, что позволит ощутить всю красоту чайной культуры. В третьей главе описаны четыре аспекта: «Чай и стихи», «Чай и проза», «Чай, песни и танцы», «Чай, каллиграфия и живопись». Изучая содержание этой главы, читатели познакомятся с характеристикой чайных стихов разных эпох, почувствуют влияние различных форм искусства на распространение чайной культуры и взаимосвязь между чаем и духовной жизнью человека.
Глава 4. Чайные обычаи и традиции. Чайные обычаи — это региональные и национальные особенности использования чая, например, традиция использования чая на свадьбах и похоронах, или особенности чаепития во время приема гостей20. В этой главе обсуждаются форма и содержание китайских чайных обычаев в четырех аспектах: чайные обычаи во время приема пищи, сезонные чайные обычаи, этикетные чайные обычаи и религиозные чайные обычаи. Авторы рассказывают о чайных традициях в разных регионах, описывают географические характеристики и условия для их формирования, обсуждают особенности их распространения и причины формирования, а также указывают на взаимосвязь между чайными обычаями и разнообразием этнических культурных традиций.
Глава 5. Применение различных видов чая. Чай является материальным носителем чайной культуры. Для понимания китайской чайной культуры необходимо также знать основные характеристики чайного дерева, различия в сортах чая и его условия хранения21. В этой главе описываются аспекты «понимания чайного дерева», «классификации чая», «покупки и хранения чая» и «чаепития и здоровья». Изучив содержание этой главы, читатели получат более ясное представление о чайных деревьях и общие сведения о внешнем виде, аромате, вкусовых характеристиках и различиях шести основных чаев Китая. В учебнике говорится: «При покупке чая следует обращать внимание на такие факторы, как внешний вид, цвет, аромат и вкус. Что касается способов хранения, основными факторами, вызывающими порчу чая, являются свет, температура, влажность, микроорганизмы, загрязнение, посторонние запахи
19 Там же, С. 79.
20 Под гл. редакцией Дин Ишоу: Искусство китайской чайной церемонии, Hefei: Anhui Education Press, 2008. С. 12.
21 Под гл. Редакцией Лю Литан и У Юаньчжи: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Peking University Press, 2020. С. 151.
и другие»22. В главе также описываются фармакологическое действие чаепития и его научное применение. Как известно, чай содержит множество питательных веществ, соответственно, его употребление полезно для здоровья человека. Эта глава рассказывает читателям, как пить чай с пользой и по науке.
Глава 6. Современное чайное искусство. Чайное искусство — это технология дегустации чая, основанная на навыках его заваривания23. В этой главе описываются «элементы чайного искусства» и роль каждого из них, и основные методы приготовления чая, например, заваривание в чашке, чайнике, пиале с крышкой и другой чайной утвари. Обычно чай заваривают в чашке с целью приготовления зеленого, желтого чая и цветочного чая. Заваривание в чайнике издавна является традиционным методом приготовления чая в Китае. Для заваривания улуна, черного и красного чая часто используются небольшие чайники. Заваривание в пиале с крышкой подходит для черного, красного, белого, цветочного и молочного чая. Редакторы книги считают, что основа чайного искусства есть чай. Чай, вода, посуда и окружающая среда — основные элементы чайного искусства. Окружающая среда может повысить уровень чайного искусства. Чаепитие также имеет требования к окружающей среде. Это выражается в создании или заимствовании декораций. Изучив содержание этой главы, читатели познакомятся с практикой и целями чайного искусства, после чего насладятся его процессом в целом.
Глава 7. Удивительные чайные принадлежности. Чайный принадлежности — это посуда и приборы для чаепития. Древняя китайская поговорка гласит: «Вода — мать чая, а посуда — отец его». Идеальное сочетание воды и чайной утвари сможет полностью раскрыть красоту чая и прекрасно отразить его цвет, аромат, вкус и форму. В истории чаепития в Китае посуда постоянно менялась, приспосабливаясь к новым способам чаепития. Чайная утварь отражает образ жизни, обычаи чаепития и эстетическое восприятие определенной эпохи. Она несет в себе историю развития и эволюции китайской чайной культуры24. В начале главы представлены общие сведения о чайных принадлежностях и история их развития. Затем дается подробное описание основных характеристик светло-синего, белого, черного и декоративного фарфора. Авторы также рассказывают об особенностях чайников из темно-красной (исинской) глины и базовых методах их оценки.
22 Там же, С. 168.
23 Там же, С. 183.
24 Там же, С. 201.
Глава 8. Особенности чайных. В Китае места для чаепития имеют различные названия (в зависимости от региона и эпохи). Редакторы рассматривают историю развития китайских чайных с четырех аспектов: «происхождение и развитие», «тип управления», «региональные характеристики» и «функциональное назначение». Именно на основе данных аспектов описываются особенности и различия чайных в Сычуане, Гуандуне, Пекине, Ханчжоу, южном Фуцзянь и сельских районах. Как известно, чайные являются местом для проведения досуга и развлечений. Редакторы также полагают, что чайные имеют коммуникативную, культурную, экономическую и социальную функции. Чайные играют уникальную роль в общественной жизни Китая: они сочетают в себе коммерческие и культурные особенности, несут в себе важное значение и уникальные функции.
Глава 9. Распространение за границей. В этой главе рассматривается взаимосвязь между расширением китайского культурного круга чаепития и китайской цивилизацией. Кроме того, говорится о роли чая в системе управления пограничных районов Китая. Редакторы описывают распространение китайского чая и китайской чайной культуры с пяти аспектов: «Распространение на юго-запад и древний чайный путь», «Дорога на восток. Связи с Японией и Южной Кореей», «Дорога на запад. Великий шелковый путь», «Дорога на север. Великий чайный путь», «Распространение по морю. Развитие мировой культуры». Распространение китайской чайной культуры заграницу напоминает круг с центром в середине равнины, который постепенно двигается к приграничным районам проживания этнических меньшинств, изначально находившихся вне сферы управления центрального правительства. Позже распространение чая вышло на восток в Северную Корею и Японию, на запад — в Центральную и Западную Азию, на юг — в Юго-Восточную Азию, на север — в Монголию и Россию посредством Великого чайного пути. В эпоху Великих географических открытий чайная культура постепенно «разошлась» по всем уголкам мира благодаря Морскому шелковому пути25.
«Введение в китайскую чайную культуру» стало настоящим прорывом в области по сравнению с учебниками и книгами предшественников. Данное учебное пособие представляет собой теоретический, академический, практический и открытый материал по чайной культуре. В начале составления учебника целевой аудиторией считались студенты
25 Там же, С. 261.
китайских ВУЗов. Принимая во внимание сильную базу и широкий кругозор выдающихся студентов, учебник составлялся с богатым содержанием, большим кол-вом информации, ясной логикой, множеством глав и полной исследовательской рамкой. Пособие всесторонне описывает коннотацию, историю развития, искусство, этикет, обычаи, международный обмен и другие аспекты, связанные с китайской чайной культуры. В нем систематически излагаются профессиональные базовые знания, конкретные методы обучения чайного искусства, основные культурные идеи и концепции. Кроме того, в учебном материале поставлен акцент на обучение студентов университетов, исследующих китайскую чайную церемонию. В каждой главе актуальные документы и источники указываются в виде сносок на текущей странице, таким образом предоставляя заинтересованным студентам руководство для дальнейшего изучения и исследования. В части внеклассных упражнений содержатся задания для рассуждения, анализа и обсуждения академических вопросов. Таким образом, данное учебное пособие помогает студентам практиковать чайную культуру, проводить соответствующие исследования, а также читать дополнительные материалы.
Во-первых, публикация данного учебника и открытие общих курсов по чайной культуре в колледжах и университетах Китая способствуют обогащению исторических, гуманитарных и культурных знаний студентов. Во-вторых, эти меры помогают учащимся лучше понять китайскую чайную культуру и предлагают отличный запас знаний для более углубленного изучения предмета. В-третьих, с точки зрения практики чайной культуры студенты обучаются способности различать и выполнять на практике. В-четвертых, учебник и курсы способствуют продвижению и развитию китайской чайной культуры в новую эпоху; также ускоряют процесс возрождения китайской чайной культуры и «чаепития для всех». В-пятых, это распространяет истории о чае и китайской традиционной культуре.
Китай — родина чая и чайной культуры. Китайская чайная культура имеет долгую историю, но «чайная культура» как самостоятельный предмет изучения молода. Публикация учебника «Введение в китайскую чайную культуру» имеет большое значение для развития и совершенствования новой дисциплины, а также для преобразования и повышения качества высшего образования в области чая. Таким образом, издание учебного пособия «Введение в китайскую чайную культуру» — важная веха в развитии деятельности чайных, культурных и научных кругов
Китая. Нельзя умалить значение учебника и для развития высшего гуманитарного образования в целом.
Список литературы:
1. Официальный сайт Академии сертифицированных китайских чайных мастеров // URL: http://www.acctm.com.cn/about/ (Дата доступа: 06.08.21)
2. Под гл. редакцией Ван Мэнши и Йе Цин: Курс китайской чайной культуры, Beijing: Higher Education Press, 2012.
3. Под гл. редакцией Ван Юэфэя и Сюй Пина: Чайная культура и здоровье, Beijing: Tourism Education Press, 2014.
4. Под гл. редакцией Гуань Цзяньпин: Чайная культура, Beijing: China Agricultural University Press, 2015.
5. Под гл. редакцией Дин Ишоу: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Science Press, 2018.
6. Под гл. редакцией Дин Ишоу: Искусство китайской чайной церемонии, Hefei: Anhui Education Press, 2008.
7. Под гл. редакцией ЛиЛу и др.: Чайная культура и воспитание студентов, Chongqing: Chongqing University Press, 2017.
8. Под гл. Редакцией Лю Литан и У Юаньчжи: Введение в китайскую чайную культуру, Beijing: Peking University Press, 2020.
9. Под гл. Редакцией Сюй Сяоцунь: Китайская чайная культура, Beijing: China Agricultural University Press, 2005.
10. Под гл. Редакцией Цзя Хунвэньи, Чжао Яньхун: Введение в чайную культуру и обучение чайному искусству, Beijing: Tsinghua University Press, Beijing Transport University Press, 2012.
11. Под гл. редакцией Чжан Линьюнь: Китайская чайная культура, Beijing: China Light Industry Press, 2016.
12. У Юаньчжи: Восемь методов обучения китайской чайной церемонии, Beijing: China Bookstore, 2014.
13. У Юаньчжи: Девять глав чайной церемонии, Beijing: China Bookstore, 2015.
14. У Юаньчжи: Курс чайной церемонии для студентов ВУЗов (2-е издание), Beijing: Intellectual Property Press, 2013.
15. У Юаньчжи, У Жан: Просветление посредством чая, Xian: Shanxi People's Publishing House, 2008 .
16. У Юаньчжи, Чжэн Хуэй: И духовные наставники любят чай — восемь видов чайной церемонии и восемь шагов жизни, Beijing: Religious Culture Press, 2019.
17. Яо Гуокунь: Наука китайской чайной культуры, Beijing: China Agriculture Press, 2019.
Bibliography
1. Official website of the Academy of Certified Chinese Tea Masters // URL: http://www.acctm.com.cn/about/ (08.06.21)
2. Under Ch. edited by Wang Mengshi and Ye Qing: A Course in Chinese Tea Culture, Beijing: Higher Education Press, 2012.
3. Under Ch. edited by Wang Yuefei and Xu Ping: Tea culture and health, Beijing: Tourism Education Press, 2014.
4. Under Ch. edited by Guan Jianping: Tea Culture, Beijing: China Agricultural University Press, 2015.
5. Under Ch. edited by Ding Yishou: An Introduction to Chinese Tea Culture, Beijing: Science Press, 2018.
6. Under Ch. edited by Ding Yishou: The Art of the Chinese Tea Ceremony, Hefei: Anhui Education Press, 2008.
7. Under Ch. edited by Li Lu et al.: Tea culture and student education, Chongqing: Chongqing University Press, 2017.
8. Under Ch. Edited by Liu Litang and Wu Yuanzhi: An Introduction to Chinese Tea Culture, Beijing: Peking University Press, 2020.
9. Under Ch. Edited by Xu Xiaocun: Chinese Tea Culture, Beijing: China Agricultural University Press, 2005.
10. Under Ch. Edited by Jia Hongwenyi, Zhao Yanhong: An Introduction to Tea Culture and Teaching the Art of Tea, Beijing: Tsinghua University Press, Beijing Transport University Press, 2012.
11. Under Ch. edited by Zhang Lingyun: Chinese Tea Culture, Beijing: China Light Industry Press, 2016.
12. Wu Yuanzhi: Eight Methods for Teaching the Chinese Tea Ceremony, Beijing: China Bookstore, 2014.
13. Wu Yuanzhi: Nine Heads of the Tea Ceremony, Beijing: China Bookstore, 2015.
14. Wu Yuanzhi: A Tea Ceremony Course for University Students (2nd Edition), Beijing: Intellectual Property Press, 2013.
15. Wu Yuanzhi, Wu Zhang: Enlightenment Through Tea, Xian: Shanxi People's Publishing House, 2008.
16. Wu Yuanzhi, Zheng Hui: And Spiritual Masters Love Tea—Eight Types of Tea Ceremony and Eight Steps of Life, Beijing: Religious Culture Press, 2019.
17. Yao Guokun: The Science of Chinese Tea Culture, Beijing: China Agriculture Press, 2019.