УДК 330.111 ЧАПЛЫГИНА МАРИНА АНДРЕЕВНА
к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Юго-западный государственный университет»,
e-mail: chaplyginam @mail .ru
ЗУБКОВ А ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА
старший преподаватель, "Курский институт кооперации" (филиал) БУКЭП,
e-mail: zubkovat999@yandex.ru
СЕМЕРОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
старший преподаватель, "Курский институт кооперации" (филиал) БУКЭП,
e-mail: semerova09@mail.ru
DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-331-337 НОВЕЛЛЫ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА В ЧАСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПЕРИОД 2018-2020 ГОДОВ
Аннотация. Приоритетное направление. Каждый год меняются нормы распределения налоговых доходов, зачисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, которые рассчитываются по установленным требованиям и прописанным нормативным отчислениям, определенными не только нормативными документами, но и формами отчетов. В условиях изменения нормативно-правовых документов, которые произошли в текущем 2018 году, актуальным является описание требования об установлении правил предоставления межбюджетных субсидий их федерального бюджета региональным бюджетам. Поэтому цель исследования заключалась в отражении изменений положений о перечислении межбюджетных субсидий в размере, пропорциональном уровню софинансирования. Результаты работы. В процессе применения сопоставительного, аналитического, систематизированного, социально -экономического, диагностического методов исследования в статье отмечены: необходимые условия, прописываемые в региональном законодательстве и определяющие бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств субъекта РФ, требования об установлении в правилах предоставления межбюджетных субсидий уровня софинансирования в процентном выражении, роспись положения о перечислении межбюджетной субсидии в размере, пропорциональном уровню софинансирования. Новизна работы заключается в описании правил и ограничений о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ «под фактическую потребность», измененные и подлежащие отражению в Бюджетном кодексе РФ, вносимые с учетом принятия Федерального закона № 178-ФЗ постановления Правительства РФ № 999 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» от 24.12.2016 № 1472 и от 31.01.2018 № 90. Областью применения полученных результатов могут быть дальнейшие практические исследования межбюджетных отношений между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальными органами
Ключевые слова: межбюджетные субсидии, софинансирование, бюджетные ассигнования, целевые средства, фактическая потребность в бюджетных средствах.
CHAPLYGINA MARINA ANDREEVNA
Ph.D., associate professor of FSBEI of HE "Southwest State University",
e-mail: chaplyginam @mail .ru
ZUBKOVA TATYANA ALEKSEEVNA
Senior Lecturer, Kursk Institute of Cooperation (branch) of BUKEP,
e-mail: zubkovat999@yandex.ru
SEMEROVA OLGA SERGEEVNA
Senior Lecturer, Kursk Institute of Cooperation (branch) of BUKEP,
e-mail: semerova09@mail.ru
INNOVATIONS OF THE BUDGET CODE IN THE AREA OF PLANNING OF REGIONAL BUDGETS FOR THE PERIOD OF 2018-2020
Abstract. The goal of the study was in reflecting changes in provisions on allocation of intergovernmental subsidies in the amount proportional to the level of cofinancing. In the process of application of comparative, analytical, systematized, social-economic, diagnostic methods of research, the manuscript notes the following: the necessary conditions prescribed in the regional legislation, determining budgetary provisions to execute expenditure obligations of an entity of the Russian Federation, requirements on establishing in the rules of providing inter-budgetary subsidies of the level of cofinancing in percentage, a list of provisions on allocation of an interbudgetary subsidy in the amount proportional to the level of cofinancing. The area of application of the results obtained may be further practical studies of interbudgetary relations between the federal budget, the budgets of entities of the Russian Federation, and municipal authorities.
Keywords: interbudgetary subsidies, cofinancing, budgetary provisions, targeted funds, an actual need in budget funds.
Введение. С учетом изменения от 31.01.2018 № 90 постановления Правительства РФ № 999 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» на постоянной основе должна действовать норма о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ «под фактическую потребность», с этой позиции устанавливаются:
- условия о наличии в законе о региональном бюджете (СБР) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ в полном объеме (включая размер межбюджетной субсидии из ФБ);
- требование об установлении в правилах предоставления межбюджетных субсидий уровня софинансирования в процентном выражении;
- положения о перечислении межбюджетной субсидии в размере пропорционально уровню софинансирования.
Результаты проведенного исследования. Исследовав изменения норм предоставления «под фактическую потребность», мы пришли к выводу о том, что данный факт влечет за собой правила и ограничения, заключающиеся в следующем:
1. Устанавливаются определенные сроки предоставления субсидий.
2. Заключается соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по оказанию финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
3. Прописываются требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидий местным бюджетам.
4. Прописывается порядок возмещения целевых расходов.
5. Составляется уведомление о предоставлении субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
6. Устанавливается расчетный уровень бюджетных ассигнований.
Отразив укрупненные изменения, отметим подробности по каждому меняющемуся правилу.
Основные изменения первого правила «сроки предоставления субсидий»:
1. Устанавливается срок разработки и внесения в Правительство РФ проектов НПА Правительства РФ, утверждающих правила предоставления субсидий из федерального бюдже-
та: не позднее 20-го рабочего дня со дня принятия Государственной Думой ФС РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) во втором чтении [7, 14].
2. Предусматривается возможность установления в соглашении различных уровней со-финансирования расходного обязательства субъекта РФ из федерального бюджета по отдельным мероприятиям (объектам капитального строительства [объектам недвижимого имущества]) в соответствии с предельным уровнем софинансирования расходного обязательства субъекта РФ из федерального бюджета, утвержденным Правительством РФ.
Статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 178-ФЗ от 18.07.2017) в рамках изменения второго правила «заключения соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по оказанию финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения устанавливается [2, 8, 10]:
1. С 2018 года утверждается новая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, заключаемой до 1 марта.
2. Согласно Протоколу заседания Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 06.06.2017 № 4, прорабатывать порядок заключения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации [3, 9].
3. До 1 сентября 2018 года в Минфине России формируется дорожная карта для обеспечения заключения соглашений.
4. Предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектам РФ по оказанию финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
5. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ из ФБ устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии бюджету субъекта РФ из федерального бюджета с превышением предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, в пределах суммы субсидии из федерального бюджета.
6. Субсидия из федерального бюджета перечисляется при наличии соглашения о предоставлении из бюджета субъекта РФ местному бюджету, заключенному в «Электронном бюджете» и соответствующего требованиям, установленным Правилами № 999.
По третьему правилу «требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету» изменения состоят в следующих ракурсах:
1. Полномочия получателя средств бюджета субъекта РФ по перечислению субсидии местным бюджетам осуществляются территориальным органом Федерального казначейства.
2. Перечисление субсидий местному бюджету из бюджета субъекта РФ осуществляется «под фактическую потребность».
3. Перечисление субсидии осуществляется в доле, соответствующей уровню софинанси-рования расходного обязательства муниципального образования из бюджета субъекта РФ.
4. Наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования в объеме, необходимом для его исполнения.
5. Применение мер ответственности за недостижение показателей результативности предоставления субсидии, за нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию, строительству объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества.
По четвертому правилу «возмещение расходов бюджета субъекта РФ по исполнению расходного обязательства субъекта Российской Федерации в целях софинансирования» изменения состоят в следующих направлениях:
1. Порядок возмещения целевых расходов устанавливается Минфином России: http:// regulation.gov.ru/projects#npa=70216 [1, 4, 5, 6].
2. Возмещение производится на основании платежных документов и Акта сверки (рис. 1) фактически произведенных кассовых расходов бюджета субъекта РФ, сформированным в системе «Электронный бюджет» [11, 12, 13]:
Рис. 1. Образец формы акта сверки целевых расходов.
3. Акт сверки формируется получателем средств бюджета субъекта.
4. Если расходы осуществлены местным бюджетом, то акт сверки формирует получатель средств местного бюджета.
По пятому правилу «уведомление о предоставлении субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов» содержат следующие изменения, установленные Минфином России по утвержденной форме и в установленном порядке:
1. Доводится уведомление о предоставлении субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение по этапам, отмеченным на рисунке 2.
Рис. 2. Порядок прохождения изменений в сводной бюджетной росписи бюджета субъекта РФ.
Уведомление доводится финансовому органу субъекта Российской Федерации, которому предоставляется субсидия, не позднее 5 рабочего дня со дня утверждения распределения субсидии между бюджетами субъектов РФ (рис. 3).
3. Уведомление является основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта РФ (п. 3 ст. 217 БК РФ).
И в заключение шестое правило расчет уровня бюджетных ассигнований.
Бюджетные ассигнования в бюджете субъекта РФ на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, превышающая софинансируемый из федерального бюджета размер данного расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусматриваются по кодам классификации расходов бюджетов, отличным от кодов классификации расходов бюджетов, по которым предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходного обязательства субъекта РФ, софинансируемого из федерального бюджета. Либо в Соглашении устанавливается
расчетный уровень софинансирования, исходя из общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на исполнение расходного обязательства, и сумма субсидии, предоставляемой из федерального бюджета.
Рис. 3. Образец формы уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иного межбюджетного трансферта, имеющих целевое назначение.
Также в Бюджетном кодексе вносятся изменения о государственных (муниципальных) заданиях, которые будут формироваться в соответствии с общероссийским базовым (отраслевым) перечнем государственных и муниципальных услуг, «напрямую» - без формирования ведомственных перечней.
Федеральные органы исполнительной власти вправе формировать государственное задание также в соответствии с федеральными перечнями государственных работ и услуг.
Субъекты РФ (муниципальные образования, находящиеся на территории таких субъектов РФ) вправе будут формировать государственное (муниципальное) задание также в соответствии с региональными перечнями государственных и муниципальных услуг и работ.
В целом формирование государственного (муниципального) задания: для федеральных учреждений будет выполняться с применением федерального перечня; для учреждений субъектов РФ и муниципальных образований - с применением регионального перечня (таблица 1).
Таблица 1
Правила формирования государственного (муниципального) задания для федеральных учреждений, учреждений субъектов РФ и МО
Общероссийские базовые (отраслевые) перечни Федеральные перечни Региональный перечень
Порядок формирования, ведения и утверждения устанавливается Правительством РФ. Порядок формирования, ведения и утверждения устанавливается Правительством РФ. Порядок формирования, ведения и утверждения устанавливается ВИОГВ субъекта РФ.
Содержит услуги, оказываемые в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления физическим лицам. Содержит работы и услуги: 1. Оказание и выполнение которых предусмотрено НПА Российской Федерации. 2. Не дублирующие государственные (муниципальные) услуги, содержащиеся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях. Содержит работы и услуги: 1. Оказание и выполнение которых предусмотрено НПА субъектов РФ (муниципальными правовыми актами). 2. Не дублирующие государственные (муниципальные) услуги, содержащиеся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях.
При составлении государственных (муниципальных) заданий возможно пользоваться «модельными» общероссийскими перечнями, федеральными перечнями и региональными перечнями, которые размещены на официальном сайте Минфина России по адресу: http:// minfin.ru/ru/perfomance/budget/methodology/lists/ (рис. 4).
Рис. 4. Диалоговое окно официального сайта Минфина России «Перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг и работ».
Заключение. Таким образом, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ будут выделяться на постоянной основе по нормам, согласно правилам выделения федеральных средств «под фактическую потребность», а формирование государственного (муниципального) задания: для федеральных учреждений будет выполняться с применением федерального перечня, для учреждений субъектов РФ и муниципальных образований - с применением регионального перечня.
Литература
1. Бутакова Е. И., Чаплыгина М. А. Повышение информационной открытости органов государственной власти // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 10-14.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. от 03.08.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://base.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.
3. Дохолян С. В. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова // Вопросы структуризации экономики. - № 1. - С. 3643. - 2008.
4. Дохолян С. В. Структурные сдвиги и структурная перестройка экономики / С. В. Дохолян, В. З. Петросянц, Д. А. Деневизюк, А. М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. - № 7. - С. 63-71. - 2018.
5. Клевцов С. М., Доренская И. Н., Тевяшова А. С. Моделирование устойчивого развития предприятий и его воздействие на экономику России в целом [Текст]: // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. - 2018. - № 1. - С. 71-75.
6. Кузьминова Е. В., Чаплыгина М. А. Направления бюджетной политики на плановый период 20182020 годы. [Текст] //Аллея науки. - 2017. - Т. 2. - № 15. - С. 230-233.
7. Новикова А. В., Чаплыгина М. А. Анализ официальных сетевых ресурсов Россотрудничества как основного субъекта реализации молодежной государственной политики РФ на международной арене // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 61-65.
8. Основные направления бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfm.ru, свободный. - Загл. с экрана.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [Текст]: // Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана.
10. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [Текст]: // Распоряжение Правительства Россий-
ской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2014. - № 2 (часть II).
11. Чаплыгина М. А. Бюджетная система Российской Федерации / М. А. Чаплыгина. Курск: Из-во ООО «Деловая полиграфия». - 2013. - 131 с.
12. Чаплыгина М. А. Финансы /М. А. Чаплыгина. Курск: ООО «Деловая полиграфия». - 2014. - 213 с.
13. Чаплыгина М. А., Алехина К. Э., Ушкалова Е. С. Сравнительная характеристика социально-экономического развития регионов центрального федерального округа. [Текст]: // Таврический научный обозреватель. - 2017. - № 11-2 (28). - С. 29-36.
14. Щедрина И. Н., Алехина А. А., Белова Т. В. Роль региональных налогов в укреплении доходной части бюджета Российской Федерации и анализ их собираемости [Текст] // European Social Science Journal. - 2017. - № 6. - С. 184-189.
15. Korolyova A. Y., Lobanov P. A. Public-private partnership in the system of social and economic relations of modern RUSSIA // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. No. 1. P. 67-73.
16. Noland M. Industrial Policies and Growth: Lessons from International Experience / M.Noland,
H.Pack // Economic Growth: Sources, Trends, and Cycles, edited by Norman Loyaza and Raimundo Soto. Santiago: Central Bank of Chile, 2002. P. 259.
17. Sadka E. Public private partnerships a public economics perspective // CESifo Economic Studies. 2007. Т. 53. No. 3. P. 466.
References:
I. The Budget Code of the Russian Federation [Electronic resource]: Federal Law of31.07.1998. No. 145-ФЗ in red. from 03.08.2018, as amended. and add. effective from 08/03/2018. [An electronic resource]. Access mode: http://hase.base.consultant.ru, free. Heading from the screen.
2. The program to improve the management of public (state and municipal) finances for the period up to 2018 // Order of the Government of the Russian Federation of December 30, 2013. No. 2593-p // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 01/13/2014. No. 2 (part II).
3. The main directions of the budget policy for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020. [An electronic resource]. Access mode: //http://www.minfin.ru, free. Heading from the screen.
4. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly [Text]: // Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of March 1, 2017. [An electronic resource]. Access mode: http://base.consultant.ru, free. Heading from the screen.
5. Butakova E. I., Chaplygin M. A. Increase of information openness ofpublic authorities. In the collection: Actual problems of the development of socio-economic systems: theory and practice Materials of the international scientific-practical conference. Editor-in-Chief E.A. Bolychev. 2018. P. 10-14.
6. Dokholyan S. V. Features of structural transformations in a transformational economy / S. V. Dokholyan, V. Z. Petrosyants, A. M. Sadykova // Issues of structuring the economy. No. 1. P. 36-43. 2008.
7. Dokholyan S. V. Structural changes and economic restructuring. / S. V. Dokholyan, V. Z. Petrosyants, D. A. Denevizyuk, A. M. Sadykov.
8. Klevtsov S. M., Dorenskaya I. N., Tevyashova A. S. Modeling of sustainable development of enterprises and its impact on the Russian economy as a whole [Text]: // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2018. No. 1. P. 71-75.
9. Novikova A. V., Chaplygina M. A. Analysis of official network resources of rossotrudnichestvo as the main subject of the implementation of the youth state policy of the Russian Federation in the international arena. In the collection: Actual problems of the development of socio-economic systems: theory and practice Materials of the international scientific-practical conference. Editor-in-Chief E.A. Bolychev. 2018. P. 61-65.
10. Chaplygina M. A. The budget system of the Russian Federation / М. А. Chaplygin. Kursk: Due to LLC «Business Printing». 2013. 131 p.
11. Chaplygina M. A. Finance /M. A. Chaplygin. Kursk: Business Printing. 2014. 213 p.
12. Kuzminova E. V., Chaplygina M. A. The directions of the budget policy for the planning period 20182020. [Text] //Alley of Science. 2017. Vol. 2. No. 15. P. 230-233.
13. Chaplygin M. A., Alekhina K. E., Ushkalova E. S. Comparative characteristics of the socio -economic development of the regions of the central federal district. [Text]: // Tavrichesky scientific observer. 2017. No. 11-2 (28). P. 29-36.
14. Shchedrina I. N., Alekhina A. A., Belova T. V. The role of regional taxes in strengthening the revenue side of the budget of the Russian Federation and the analysis of their collection [Text] // European Social Science Journal. 2017. No. 6. P. 184-189.
15.Noland M. Industrial Policies and Growth: Lessons from International Experience / M. Noland, H. Pack // Economic Growth: Sources, Trends, and Cycles, edited by Norman Loyaza and Raimundo Soto. Santiago: Central Bank of Chile, 2002. P. 259.
16.Korolyova A. Y., Lobanov P. A. Public-private partnership in the system of social and economic relations of modern RUSSIA // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. No. 1. P. 67-73.
17. Sadka E. Public private partnerships a public economics perspective // CESifo Economic Studies. 2007. Т. 53. No. 3. P. 466.