УДК 69.059.73:711
doi: 10.48612/dnitii/2024_53_159-164
НОВАЯ ЖИЗНЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ: РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЗОН КАК СПОСОБ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ
К. А. Жукова Я. А. Коржемпо
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье рассматривается потенциал бывших промышленных территорий для внедрения деструктивных зон в современное городское окружение. Подробно рассматриваются существующие угрозы для индустриальных зон в прошлом. Приведенные успешные примеры по ревита-лизации позволят выявить потенциал развития «серых зон».
Создавая проекты по перепланировке функциональных зон на территории промышленных предприятий, должны учитываться многие факторы, а именно, экологические, экономические, историко-библиографиче-ские, социальные, сохраняя особенности каждого объекта и территории.
Целью статьи является демонстрация возможности «оживления» заброшенных промышленных зон для адаптации новых функциональных наполнений. Новые общественные пространства на месте индустриальных зон могут способствовать городскому развитию.
Ключевые слова
Ревитализация, городское развитие, промышленная территория, реновация, благоустройство.
Дата поступления в редакцию
25.11.2024
Дата принятия к печати
12.12.2024
<
а >
1*
ш
1-
X
а
<
ш
се
э
1-
и
ш
1-
нн
X
и
се
<
Введение
Ревитализация промышленных территорий играет важную роль в современных градостроитель-
ных инициативах. Зоны, которые когда-то были опорой промышленного роста, в эпоху постиндустриального общества часто утрачивают свои изначальные функции и превращаются в диссонирующие участки на карте города. Однако заброшенные заводы, склады и фабрики не только нарушают
целостность городской структуры, но и обладают значительным потенциалом для восстановления ^
а Ф
и развития в социальном, экономическом и культурном аспектах. О ^
* з
«I
К < С
о а
Современные города сталкиваются с актуальной проблемой: сохранить историческое индустриальное наследие, одновременно интегрируя его в новое функциональное использование. Трансформация бывших промышленных зон в жилые кварталы, культурные пространства и зеленые
зоны помогает создать комфортную среду обитания, стимулировать экономический рост и повысить ей ^
О п
качество жизни населения. Ьй 5
> X
Данная статья посвящена изучению подходов к ревитализации индустриальных зон, их роли в устойчивом развитии городов и успешным примерам из мирового и отечественного опыта.
Потенциал для интеграции в современную городскую среду
Заброшенные промышленные территории во многих городах становятся серьезным вызовом для градостроителей и местных властей. Эти зоны, утрачивающие со временем свою функциональность, образуют не только визуальные и инфраструктурные разрывы, но и создают масштабный комплекс экологических, экономических и социальных проблем.
Важный аспект, что заброшенные промышленные территории могут включать в себя множество экологических проблем:
• Загрязнение почвы и воды: результаты деятельности заводов и фабрик в прошлом нередко оставляют токсичные отходы, которые загрязняют почву и подземные воды на месте бывших индустриальных комплексов. Возможная повышенная концентрация тяжелых металлов и других опасных веществ серьезно влияет на территорию.
• Воздействие на атмосферу: после прекращения работоспособности предприятия, историческое загрязнение атмосферы может продолжать оказывать неблагоприятное влияние на окружающие районы.
• Потеря биоразнообразия: на заброшенных территориях весьма редко присутствуют зеленые насаждения, что вероятно ограничивает возможность для восстановления природного баланса.
Экономические проблемы:
• Пустующие пространства: такие территории занимают масштабные площади, которые могли бы быть использованы для жилья, коммерческих целях или общественных зон в перспективе.
• Снижение стоимости недвижимости: наличие деструктивных объектов отрицательно влияет на стоимость земель и зданий в окружающих районах.
• Упущенные возможности для городской экономики: заброшенные промышленные зоны не приносят доходов в виде налогов или аренды, а их поддержание приходится дополнительной нагрузкой на городской бюджет.
Негативное влияние таких территорий выходит за пределы экономики и экологии, затрагивая социальную проблематику:
• Ухудшение качества городской среды: визуальная малопривлекательность и запустение индустриальных объектов формируют у местных жителей чувство дискомфорта, а также способствуют ухудшению общего облика города.
• Фрагментация городской ткани: индустриальные зоны, утратившие свое внутреннее функциональное наполнение, нарушают транспортную и социальную связь, таким образом, создавая «мертвые зоны» в городской среде.
• Негативное воздействие на здоровье населения: жители близлежащих территорий подвержены риску ухудшения здоровья из-за загрязнений или психологического давления, связанного с проживанием вблизи с заброшенными промышленными зонами.
Интеграция в современную городскую среду создает возможности для улучшения качества жизни горожан и создания более устойчивых и эффективных городских экосистем. Современные технологии и инновационные, концептуальные решения могут значительно трансформировать инфраструктуру города, делая её экологичной, безопасной, доступной и экономически эффективной. Однако успешная интеграция требует комплексного подхода, который учитывает не только технологическую совместимость, но и социальную адаптацию, безопасность, экономические факторы и экологические последствия.
Самыми важными аспектами интеграции являются обеспечение гармоничного взаимодействия новых решений с существующими системами, возможность масштабирования и аналогов под меняющиеся потребности города, учитывая культурные, групповые, возрастные, прочие особенности жителей и стандарты их взаимодействия с новыми технологиями, обеспечение умной, безопасной, устойчивой среды для жизни и труда горожан путем внедрения инновационных решений.
Успешные примеры ревитализации
Проект ревитализации High Line — это одна из самых известных и успешных инициатив в области восстановления городской инфраструктуры в Нью-Йорке. High Line — это бывшая железнодорожная линия, которая, пройдя через западную часть Манхэттена, была заброшена в 1980-х годах, когда перевозки на ней прекратились. Однако в начале 2000-х годов был разработан проект, направленный на преобразование этого индустриального пространства в уникальный общественный парк, который со временем стал символом устойчивого урбанизма и креативного подхода к использованию городской инфраструктуры.[1]
Одной из отличительных черт High Line является уникальный подход к ландшафтному дизайну, который соединяет природные элементы с индустриальными. Использование местных растений, трав, кустарников и деревьев на фоне сохраненных железнодорожных рельсов создает эффект «диких садов», которые плавно переходят в городской пейзаж. Важной частью проекта также являются зоны для культурных мероприятий, арт-объекты, рестораны и кафе, а также площадки для проведения общественных событий.
Парк предлагает посетителям не только физический отдых, но и возможность взаимодействовать с искусством и архитектурой, что превращает его в важную культурную достопримечательность города. Системы освещения и перголы, а также необычные архитектурные решения делают пространство интерактивным и доступным для разных групп населения.[4]
Рис. 1. Проект парка High Line в Нью-Йорке
<
CL
>
1-
*
Ш
1-
S
X
CL
<
Ш
ce
Э
1-
u
Ш
1-
M
X
и
ce
<
>s s а о н s а
О %
С I-
2 *
ш л
* I
£ « О q
* 3
< É
* â
2 S Si s *
■ n
< m . о * x
Проекте ревитализации бывшей промышленной территории на месте бывшего завода «Скороход» в Санкт-Петербурге. Он предполагает создание многофункционального земельного комплекса государственного значения, в который будут входить разнообразные общественные пространства: офисы, апартаменты, магазины, рестораны, а также зоны досуга и отдыха. Площадь ревитализации экс-дис-сонансной зоны составит около 51 тыс. кв. м. Разработчик—ОАО «ОХТА ГРУПП», окончание реализации — 2027 год.[2]
Проект включает создание пешеходной зоны с крытой улицей, которая объединяет квартал с метро и будет заполнена магазинами и ресторанами. Также предусмотрены такие объекты, как площадь с исторической водонапорной башней, арт-объекты, а также спортивные и детские площадки. Кроме того, в квартале будут зоны отдыха, где жители и посетители смогут наслаждаться культурными событиями, такими как ярмарки и концерты. [3]
Рис. 2. Проект ревитализации «Скороход» в г. Санкт-Петербург
Рис. 3. Аксонометрия по проекту ревитализации «Скороход» в г. Санкт-Петербург
Вывод
Ревитализация промышленных зон представляет собой ключевой инструмент городского развития, позволяющий сохранять культурное наследие и наиболее эффективно использовать забытые и заброшенные территории. Это понятие включает в себя развитие новых возможностей не только в сфере обновления инфраструктуры, но и создания новых социальных и экономических аспектов, что делает города привлекательными для будущих сложившихся горожан. Преимущества таких тенденций опираются на применение инновационных подходов архитектуры, экологии и общественного взаимодействия для превращения старых зон в современные бизнес-центры и места жительства.
Таким образом, среди прочих преимуществ ревитализации важно выделить возможность создания новых рабочих мест, развитие культурных и образовательных центров, улучшение городского пространства. Следует отметить, что для успешной реконструкции промышленных территорий недостаточно вложения финансов и выполнение формальных нормативных требований, поскольку для такого процесса требуются учета интересов государства, инвестора и местного населения. Эти и подобные проекты служат важным шагом на пути к экономическому возрождению региона современного города и улучшению социальной инфраструктуры.
Библиографический список
1. High Line Park, архитектурная критика // cih.ru URL: https://cih.ru/wp/bld/2024/07/22/high-line-рагк-архитектурная-критика/ (дата обращения: 19.11.2024).
2. ПЕШЕХОДНЫЙ КВАРТАЛ «СКОРОХОД» Новая жизнь в исторических стенах // СКОРОХОД лофт-квартал URL: https://skorohodloft.ru (дата обращения: 19.11.2024).
3. Лофт-квартал «Скороход» // Охта Групп URL: http://okhtagroup.ru/projects/territoriya-fibriki-skorohod/ (дата обращения: 19.11.2024).
4. Киреева Т. В. Ревитализация объектов железнодорожной инфраструктуры в линейные и висячие сады и парки. Часть II. Опыт Нью-Йорка // Приволжский научный журнал. — 2023. — №3. — С. 136 - 144.
A NEW LIFE FOR INDUSTRIAL AREAS: REVITALIZATION OF INDUSTRIAL ZONES AS A MEANS OF URBAN DEVELOPMENT
<
CL
>
1-
*
ш
1-
S
X
CL
<
ш
ОС
о
1-
и
ш
1-
М
X
и
ОС
<
K. A. Zhukova I. A. Korzhempo
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg
Abstract
This article explores the potential of former industrial areas for integrating abandoned zones into modern urban environments. It examines the existing threats that industrial zones faced in the past. Successful examples of revitalization are presented to highlight the development potential of these "gray zones".
When creating redevelopment projects for functional zones on industrial sites, various factors must be considered, including environmental, economic, historical-bibliographic, and social considerations, while preserving the unique characteristics of each object and area.
The Keywords
Revitalization, urban development, industrial area, renovation, improvement.
Date of receipt in edition
25.11.2024
Date of acceptance for printing
12.12.2024
)S S
a о
H
s a
О &
С I-
2 *
ш л
* £
£ « О q
* 3
< i
* z
2 5 Si
<
к
ГО
m о
The purpose of the article is to demonstrate the possibility of "reviving" abandoned industrial zones by adapting them for new functional uses. New public spaces on the sites of former industrial zones can significantly contribute to urban development.
Ссылка для цитирования:
К. А. Жукова, Я. А. Коржемпо. Новая жизнь промышленных территорий: ревитализация индустриальных зон как способ городского развития. — Системные технологии. — 2024. — № 4 (53). — С. 159 - 164.