Научная статья на тему 'Новая структура высшего образования'

Новая структура высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая структура высшего образования»

НОВАЯ СТРУКТУРА? ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ!

Б.А. Картозия В.М. Рачек

Мотивация. Переход на рыночную экономику, отсутствие государственного заказа на подготовку специалистов, появление рынка труда, возрастание требований к качеству и содержанию подготовки в условиях конкуренции поставили задачу перестройки структуры высшего образования.

Цели перестройки:

□ индивидуализация обучения, расширение возможностей выбора гражданами форм, содержания и уровня образования;

□ гуманизация и фундаментализа-ция учебных программ;

п развитие светского (гражданского) начала, базирующегося на приоритете общечеловеческих ценностей;

СИ гибкое реагирование на запросы рыночной экономики;

□ повышение конкурентоспособности специалистов на внутреннем и зарубежном рынке труда;

□ конвертируемость диплома;

СП возможность получения элитарного образования.

Способ реализации. Введение многоуровневой структуры высшего образования.

Содержание многоуровневой структуры. Высшие учебные заведения могут перейти от традиционно сложившейся одноуровневой системы подготовки дипломированных инженеров к многоуровневой, реализуемой различными по содержанию и срокам обучения образовательно-

профессиональными программами трех уровней.

Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам второго уровня и профессиональную подготовку в объеме достаточном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием.

Общая продолжительность обучения 3—3,5 года.

Второй уровень является базовой основой высшего образования по соответствующим направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (таких, как менеджмент, экономика, строительство, горное дело и др.).

Программы обучения второго уровня предоставляют личности возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения.

Освоившие программы второго уровня подготовлены для продолжения образования по программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

Окончившим второй уровень выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.

Срок обучения 4 года.

Третий уровень обеспечивает подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

Этот уровень может быть реализован в двух формах.

Форма 1-я.

□ За счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием (инженеров).

Программы создаются на основе объединения в единую программу по специальности образовательных и пофессиональ-ных курсов общей продолжительностью обучения 5—6 лет.

Окончившим выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

Форма 2-я.

□ Основана на дальнейшем развитии и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования (программ бакалавров).

Образовател ьно-професси -овальные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.

Программы подготовки магистров наук предполагают преимущественно исследовательский характер деятельности. Срок ее реализации 2—3 года.

После окончания выдается диплбм о высшем образовании с присвоением степени магистра наук и указанием специальности.

Установлены три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых успехов:

диплом с почестями;

диплом I степени;

диплом 2 степени.

Реализация перестройки образования в МГИ. Советом института принято решение о переходе на многоуровневую структуру подготовки специалистов, предусматривающую

подготовку бакалавров наук с продолжительностью обучения 4 года, дипломированных инженеров — продолжительностью обучения 5 лет и магистров наук с общей продолжительностью подготовки 6 лет.

С 1992 г. подготовка бакалавров должна проводиться по следующим направлениям:

Г. 15 —Менеджмент;

Г. 16 — Экономика;

Т. 02 — Автоматизация и управление;

Т. 06 — Горное дело;

Т. 13 — Электротехника, электромеханика и электротехнология;

Т. 17 — Электроэнергетика;

Т. 28 — Информатика и вычислительная техника;

Т. 29 — Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств.

По всем направлениям подготовки бакалавров осуществлен набор на 1-й курс.

Содержательная сторона подготовки бакалавров наук определяется программами базового высшего образования. Программы имеют блочную структуру с определенным весовым соотношением блоков, обеспечивающим достаточную гуманитарную, социально-экономическую, естествен-но-научную и общетехническую подготовку.

В пределах этих блоков предусматриваются дисциплины, выбор которых для изучения предоставляется самим студентам.

При разработке перечня дисциплин, обоснования объемов их изучения был обобщен и проанализирован передовой зарубежный (европейский и американский) опыт подготовки бакалавров.

Учтена международная классификация образования. Это создало реальную основу для конвертируемости дипломов.

Третий уровень обучения предусматривает подготовку дипломированных инженеров по номеру выбранной

специальности и подготовку магистров наук.

Выпускникам, получившим степень бакалавра с учетом уровня их подготовки, предоставляется возможность продолжить свое образование по одной из этих форм.

Подготовка дипломированных инженеров на базе бакалавров будет проводиться по программам, направленным на усиление обучения по специальности с учетом развития практических навыков в течение 1-го учебного года.

Реализация обучения магистров находится в стадии подготовки.

Отсутствие на данном этапе нормативных документов по магистратуре предоставляет определенную свободу мнений.

Летом 1992 г. на базе ТПИ состоялась дискуссия по проблемам подготовки магистров горных ВУЗов РФ.

Концепция МГИ в кратком изложении сводится к следующему.

По степени возмещения затрат подготовка магистров должна осуществляться как на госбюджетной, так и на частично коммеческой основе с возмещением затрат при получении дополнительных услуг сверх предусмотренных учебными программами.

Продолжительность обучения 2 года.

Объем учебной нагрузки формируется из обязательных аудиторных и внеаудиторных занятий под контролем назначенного руководителя.

При загрузке 14 часов в неделю общий объем аудиторных занятий за весь период обучения составит 952 часа.

Внеаудиторные занятия — 1768 часов из расчета 26 часов в неделю.

Предполагается, что оценка и регистрация процесса обучения будут осуществляться по количеству набранных баллов, учитывающих объем учебной нагрузки и степень ее усвоения.

Завершенность подготовки магистра оценивается общим объемом набранных баллов, величина которого

должна быть не ниже уровня, определенного учебным планом.

Учебный план магистра также имеет блочную структуру и включает перечень дисциплин, обязательных для общего изучения, и дисциплин специальной подготовки, которые выбирает обучающийся с руководителем подготовки. Перечень дисциплин и их количество для каждого направления подготовки фиксируется. С учетом творческого характера подготовки магистров возрастают требования к контингенту преподавателей. На обучающихся в магистратуре составляется учебный план подготовки, в котором фиксируется специальное направление подготовки, перечень дисциплин, форма и сроки рубежного контроля.

В проекте учебного плана магистра предусматриваются блоки гуманитарной, естественно-научной, общетехнической и специальной подготовки. Последняя может реализоваться в направлении исследовательской, проектно-конструкторской и организационно-управленческой деятельности.

Процентное соотношение между блоками выглядит следующим образом:

ЕИ гуманитарная и естественно-на-учная подготовка — 32%;

О общетехническая — 32%;

О специальная подготовка по специальности и выбранному направлению — 43 %.

Перечень дисциплин блоков будет дополнительно согласовываться. Предлагаем для обсуждения предварительный вариант.

Блок гуманитарной и естественно-научной подготовки.

1. Вычислительные методы. Статистический анализ.

2. Иностранные языки.

3. Рыночная экономика.

4. Менеджмент.

Блок общетехнической подготовки.

1.Применение персональных ком-пьютеровв исследованиях, проектировании и управлении.

2. Современные экономико-мате-матические методы и модели в горном деле.

3. Дисциплина специальности.

Блок дисциплин специальной подготовки по выбранному направлению в рамках специальности должен включать достаточную свободу в их выборе, согласуемом с заказчиком на подготовку, и желанием обучающегося.

Количество дисциплин специальной подготовки и их объем должен оговариваться в учебном плане и быть не ниже установленного.

Подготовка специалистов третьего уровня пока не подкреплена нормативными документами, не определена номенклатура специальностей, численность обучающихся, организация и обеспечение учебного процесса и т.п.

Имеющийся резерв времени дает возможность взвешенно решить основные вопросы перехода на многоуровневую структуру.

Неотложные задачи:

О разработка квалифицированных требований к специалистам разных уровней;

□ подготовка учебных программ по всем блокам и необходимого учебно-методического материала;

□ модернизация и развитие лабораторно-исследовательских баз;

СИ обобщение первого опыта подготовки бакалавров и корректировка учебных планов;

П изучение возможных путей внедрения в практику возмещения затрат при получении дополнительных услуг сверх предусмотренных учебными программами.

Авторы надеются, что данная статья послужит началом дискуссии специалистов по проблемам многоуровневой структуры высшего образования.

ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ ДЛЯ ШАХТ

Шведская фирма сконструировала грузовой электромобиль "К-1050Е", предназначенный для использования в шахтах.

Этот пятитонный грузовик с приводом на четыре колеса от двух электродвигателей постоянного тока мощностью 230 кВт может двигаться со скоростью 20 км/ч при подъеме на уклон в 12—15 %. Он снабжен пантографом для подачи тока от трехфазной линии напряжением 1000В, а также комплектом батарей для работы при отсутствии тока в линии.

ЦЕЛЛЮЛОЗА ВМЕСТО АСБЕСТА

В поисках заменителя асбеста для изготовления асбоцементных изделий французские ученые и промышленники остановили выбор на целлюлозных волокнах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с таким неоспоримым преимуществом, как низкая стоимость, целлюлозные волокна отличаются механической прочностью, предотвращают растрескивание, их можно располагать в направлении возникновения напряжений и, следовательно, повышать прочность изделий на растяжение и изгиб. При этом наилучшие результаты дает применение длинных целлюлозных волокон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.