ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ
■як
УДК 614.842.8
НОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
И. М. Абдурагимов
д-р техн. наук, профессор, академик НАНПБ, полковник внутренней службы, г. Москва, Россия
Показано, что проблема борьбы с лесными пожарами может быть успешно решена новым, российским способом их тушения — на ранней, начальной стадии их развития. Это может быть достигнуто совмещением советского способа "крылатых пожарных" и модернизированных советских вертолетов Ми-17 или Ка-32, используемых в новом качестве, особенно если принять во внимание, что для этого потребуется вертолетный парк всего 100-150 машин, а численность "крылатых пожарных" с учетом темпов ее увеличения, заявленных Федеральным агентством лесного хозяйства РФ на 2012 г., составит более 3500 чел.
Ключевые слова: лесной пожар; тушение; стратегия и тактика; вертолет; "крылатый пожарный".
Опять начало июня (теперь уже 2011 г.)... В Питере по законам природы начинаются восхитительные белые ночи. А по всей России, по столь же неумолимым законам природы, вовсю бушуют лесные и другие "природные" пожары (торфяные, степные и пр.), несмотря на то что погодные климатические условия этого года в отличие от 2010 г. вполне нормальные. Лишь местами, да и только кратковременно (на 2-3 дня), температура воздуха отклоняется от средней обычной нормы на 3-4 °С.
В 2010 г. органы и службы, так или иначе ответственные за пожарную безопасность российских лесов (об этом чуть позже), оправдывались тем, что такой жары в России не было не только за всю историю метеонаблюдений (около 150 лет), но и за всю историю человечества, по крайней мере от рождества Христова! Хотя российские летописи и хранят упоминания, что в некоторые годы мощных лесных пожаров на земле Русской была "великая сухмень", но градусов не указывают. Пусть это будет на совести метеорологов и служб охраны лесов от пожара. Правда, теперь, после принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации 2007 г. [1], непонятно, кто именно представляет эти службы [2].
Начал писать эту статью в середине мая, когда все средства массовой информации "гудели": ".суммарная площадь горящих лесов и торфяников вдвое больше, чем в этот же период жаркого 2010 года. Общее число очагов загорания тоже в полтора-два раза больше, чем в прошлом году.".
© Абдурагимов И. М., 2011
Еще сообщалось, что особенно интенсивно горят: Московская область; лесные массивы в горах Алтая и Урала; леса Западной и Восточной Сибири, Забайкалья, Бурятии, Дальнего Востока, т. е. практически по всей России. В июне к ним прибавились Якутия и некоторые другие новые регионы. Причем российские лесные экологи, в том числе А. Ярошен-ко, утверждают, что цифры, приводимые в средствах массовой информации, занижены в несколько раз. Заместитель руководителя Рослесхоза Е. Трунов "уклончиво" с этим согласился [3, 4]. Более того, в статье "Площадь лесных пожаров занижена в шесть раз?" [5] сказано: ".к такому выводу вчера пришли в Общественной палате, сравнив "показания" наших чиновников с данными Всемирного мониторинга пожаров". Полагаю, ответ на вопрос: на чьей стороне правда — в доказательствах не нуждается.
Примечания:
1. Кстати, Е. Трунов — весьма компетентный, грамотный специалист для современных руководителей столь высокого ранга, и отличный полемист. Даже Е. Шергова в программе "Совершенно секретно" не смогла добиться от него прямого признания, что одна из существенных причин лесных пожаров России последних лет — принятие преступного Лесного кодекса 2007 г. [1]. Руководство Рослесхоза не смогло этому противостоять (в том числе и Е. Трунов), и думские лоббисты при пассивном участии руководства МЧС России
смогли его протащить. А теперь Трунов мастерски оправдывается, что за 3-4 года всех проблем, порожденных этим Лесным кодексом, не устранить. 2. Когда этот материал был уже в печати, 10-11 июня Министр МЧС России С. К. Шойгу прямо с места тушения одного из наиболее сложных лесных пожаров сообщил, что обстановка с лесными пожарами в стране опять очень сложная, а во многих регионах близка к чрезвычайной: общая площадь лесных пожаров почти вдвое больше, чем в прошлом, небывало жарком году.
Можно назвать много причин (по крайней мере, основных 6-7), по которым мы уже не один год наблюдаем ужасающую картину лесных пожаров на территории России (и ряда других стран мира). Все их проанализировать сложно (пусть это делают лесные специалисты). Я же, как пожарный специалист с опытом работы в этой области более 55 лет, в том числе около 36 лет в области борьбы с лесными пожарами, остановлюсь преимущественно на российских проблемах, касающихся главным образом горения и тушения лесных пожаров.
Пять-шесть основных причин, по которым современное человечество испытывает большие проблемы, связанные с лесными пожарами, в той или иной степени подробно проанализированы во многих публикациях (в том числе в указанных выше) [2-4, 6-12] и в десятках более обстоятельных и солидных исследований. С выводами этих исследований все специалисты более или менее согласны, поэтому повторять их здесь нет смысла. Но одна из причин (по порядку и по степени важности занимающая 4-е или 5-е место) заслуживает особого внимания, тем более что и в России, и во всем мире ей не уделяется должного внимания.
Речь идет об эффективных и своевременных методах тушения первичных очагов зарождения крупных лесных пожаров. К сожалению, таких методов тушения нет ни в одной стране мира (ни в лесоох-ранных службах, ни в службах пожарной охраны). Это очень сложная проблема, которую никому пока не удается решить.
Причин такого положения тоже можно назвать много.
Во-первых, существует проблема своевременного обнаружения очага загорания, когда его размеры измеряются еще метрами, а площадь горения — несколькими квадратными метрами, когда его еще можно быстро и без больших потерь погасить сравнительно малыми средствами. Но если этого не сделать на ранней стадии, то через час-полтора он разовьется до таких масштабов, что его крайне трудно или вообще невозможно будет потушить даже очень большими усилиями.
Особенно остро эта проблема стоит в России и некоторых других странах мира, где площади "не-
проходимых" лесных массивов измеряются тысячами гектаров (десятками километров вдоль и поперек).
Во-вторых, даже после обнаружения очагов пожара к ним, как правило, трудно своевременно добраться, а тем более доставить туда специалистов и эффективные средства тушения, совершенно необходимые для их тушения: воду в требуемых количествах; технические средства ее подачи в рассредоточенные очаги горения (особенно если речь идет о верховых пожарах).
В-третьих... А третья причина стала особенно очевидной 17 мая 2011 г. (что и не позволило дописать статью в середине мая). Именно в этот день в рамках Международного салона "Комплексная без-опасность-2011" состоялась XXIII Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы пожарной безопасности", проводимая ВНИИПО МЧС России. В работе конференции приняли участие: руководство министерства, более 140 ученых и практических работников пожаротушения и лесоохраны из России, стран СНГ и Балтии (Беларуси, Украины, Литвы), а также представители заинтересованных научных и общественных организаций. С докладами на конференции выступили 14 человек.
Основные темы, которые обсуждались на конференции, — проблемы борьбы с лесоторфяными пожарами, развитие добровольной пожарной охраны в свете принятия в мае 2011 г. Федерального закона № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" [13]. Анализ материалов этой "международной" конференции еще раз со всей очевидностью показал, что даже в России (где в пожарной охране страны работают специалисты высочайшего класса: десятки академиков с мировым именем; сотни докторов наук, профессоров; несколько сот кандидатов наук, доцентов и старших научных сотрудников и даже десятки генералов весьма высоких званий, чего нет, видимо, вообще ни в одной стране мира) нет разумной концепции борьбы с лесными пожарами.
Примечание. Хотя всем специалистам, работавшим в пожарной охране МВД СССР, в общем-то хорошо известно, что развал профессиональной пожарной охраны и особенно добровольной (ВДПО) произошел именно при переводе пожарной охраны страны в систему МЧС. В принципе, пожарной охране в МВД не место, поскольку пожар — это типичная "чрезвычайная ситуация"мирного времени, и ей место в МЧС. Это правда. Но правда и то, что невоенизированная пожарная охрана, которая была основной во всей стране (кроме Москвы, Ленинграда и некоторых спецгородов и спецобъектов), т. е. профессиональная пожарная охрана, которая, конечно, была намного слабее военизированной, МЧС была нужна менее всего. Поэтому
она и пострадала наиболее сильно (и качественно, и количественно) при переводе в МЧС. Да и добровольная пожарная охрана, которая существовала в России еще с "дореволюционных" времен (или до октябрьского переворота...) и в некоторые периоды была очень сильна и значима, при переходе в МЧС была практически загублена. А теперь торжественной реляцией звучит "... принятие в мае 2011 г. Федерального закона «О добровольной пожарной охране» № 100-ФЗ...". И ни слова о том, кто, когда и зачем ее так успешно развалил. Точно так же, как никто до сих пор не удосужился спросить, кто и как пролоббировал принятие "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" [14], принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в срочном порядке, всего за 7 дней! Причем обратите внимание на название: не "Техническийрегламент обеспечения пожарной безопасности", а "Технический регламент о требованиях.". А кто и как должен обеспечивать эту безопасность, осталось "за кадром". Вот одна из главных причин многих бед.
Взамен плохой, громоздкой, сложной и неудобной системы нормативных документов, действовавших в Советском Союзе, принят "Техническийрегламент". Но советская система хотя и плохо, но действовала, а "Пожарный регламент" вообще не действует: пользоваться им практически невозможно. Все постепенно сползает к возврату старой нормативной базы. Но это происходит "незаметно", как говорится по-русски, "исподтишка", а последствия, весьма трагичные и чаще всего непоправимые, скажутся позже (через 5-6 лет). Но тогда уже спрашивать будет не с кого, как уже сейчас не с кого спрашивать за принятие преступного Лесного кодекса образца 2007 г.
И беда не в том, что в России тьма "пожарных генералов", и не в том, что они даже иногда тушат пожары! (Это ли не повод для "патриотизма" и "национальной гордости великоросов": у них там в Англии, Германии, Франции, даже в Америке (!) пожары тушат лейтенанты, редко когда капитаны или майоры, а у нас — генерал-лейтенанты, генерал-майоры, а иногда даже генерал-полковники!)
Для справки. В Советском Союзе в его "лучшие годы" на все 14 республик было всего 11-12 действующих «пожарных генералов» (почти на 250 млн чел. населения Союза). Сейчас только в Российской Федерации (на 140 млн чел.) их, по крайней мере, вдвое, а то и втрое больше. Правда, в 80-х гг. удалось установить, что все советские «пожарные генералы», вместе взятые, получают в месяц зарплату, по порядку величины близкую к зарплате руководителя службы пожаротушения, капитана в г. Филадельфии (США) и равную примерно зарплате старшего лейтенанта, руководителя
службы пожаротушения в г. Берне (Швейцария). Иными словами, получаемая ими зарплата по средней покупательной способности была примерно одинакова. Интересно, как обстоят дела с зарплатами пожарных специалистов (в том числе пожарных генералов) в России и в остальном мире на сегодняшний день?
Беда в том, что эти генералы с трибун говорят чушь о способах и методах тушения лесных пожаров (Н. И. Копылов, В. И. Климкин на конференции 17 мая) и пишут о тушении других видов пожаров, в частности твердых горючих материалов (ТГМ) (генерал-полковник И. М. Тетерин, генерал-лейтенант Е. А. Мешалкин и др.) [7, 15, 16].
Первые два генерала, взяв на вооружение у современных войсковых генералов "ковровый метод" бомбардировки, активно пропагандируют тушение лесных пожаров сбросом воды с самолетов и вертолетов. Причем они не задумываются о том, что 1 л воды, вылитый на лесной пожар с самолета, стоит от 30-40 до 70-80 руб. (т. е. дороже 1 л пива и чуть дешевле 1 л разливного "Советского шампанского"!). И при этом коэффициент использования (коэффициент полезного действия) этой воды, вылитой на лесной пожар, — менее 1-2 %, т. е. 98 л из 100 проливается напрасно. Напрасно потому, что такая большая доля потерь воды при тушении всех видов пожаров ТГМ за последние 35-40 лет однозначно доказана несколькими десятками научных исследований и ежедневно подтверждается реальной практикой тушения пожаров. Эти цифры стали уже прописной истиной для специалистов пожарной охраны всех рангов. И генералы МЧС не имеют право этого не знать.
При сбросе воды с вертолета ее цена чуть ниже (несмотря на то, что 1 тонна-километр вертолета в 2-3 раза дороже по сравнению с самолетом). За счет сокращения "плеча полета" вертолета до места заправки водой стоимость сбрасываемого с него 1 л воды в 5-10 раз ниже, чем с самолета. Соответственно, и КПД воды, сбрасываемой на лесной пожар с вертолета, в 2-3 раза выше, т. е. примерно на 4-6 %. И все равно эта вода—"золотая", а эффект тушения лесного пожара даже такой водой все равно ничтожно мал [9, 12]. На это генералы с фарисейским сарказмом заявляют: "Какие могут быть экономические расчеты, когда речь идет о спасении жизни людей?!". Хотя они-то отлично знают, что в современной России гибель людей на пожарах почти в 10 раз выше (за год в расчете на 1000 чел. населения), чем "у лейтенантов" в Америке (Англии или Германии) [9]. И что по числу человеческих жертв на пожарах на 1 млн чел. в год Россия твердо занимает первое место в мире, в пять-десять раз обогнав по этому показателю США и многие другие цивилизованные страны мира. А ведь в 70-х годах XX века все было наоборот: в США этот показатель был в
3-4 раза хуже, чем в СССР. Примерно при одинаковой численности народонаселения в США ежегодно гибло от пожаров 10-12 тыс. чел., а в СССР — 3,5-4,0 тыс. чел.
Два других упомянутых генерала с упорством, достойным лучшего применения, пропагандируют (и внедряют за огромные деньги!) бездарные, 30-40 лет назад отвергнутые идеи "тонкораспыленной воды" [7, 15]. И если тонкораспыленная вода внедряется на коммерческой основе (за деньги инвесторов) и лишь иногда — за "государственный счет" [15], то все другие, совершенно неэффективные средства пожаротушения разрабатываются и внедряются только за государственный счет, т. е. за счет доверчивых налогоплательщиков.
Вот в чем беда обилия пожарных генералов в России! Вот в чем одна из причин лесных пожаров в России в 2010-2011 гг.! В том, что при особых "лесных проблемах" России, особенно после развала лесного хозяйства (Рослесхоза) новым Лесным кодексом [1], в России, как и в большинстве стран мира, не стало соответствующих научных и практических разработок по стратегии, тактике и технике тушения лесных пожаров на ранней стадии их развития. Хотя предпосылки таких разработок, основанных на физике и химии горения лесных горючих материалов и других ТГМ, физике и химии их тушения, уже были разработаны в России более 20 лет назад [17-22], а окончательно предложены в публикациях 2008-2011 гг. [7-9].
Содержащиеся же в докладах, исследуемые и даже рекомендуемые для практического применения способы тушения лесных пожаров сбросом воды с вертолетов (а тем более с самолетов), "исследования" способов тушения лесных пожаров сбросом бомб и взрывом снарядов с порошковыми огнетушащими средствами со всей очевидностью свидетельствуют о полном непонимании главного механизма огнету-шащего действия этих средств пожаротушения, физики и химии горения ТГМ, а также физики и химии их тушения.
Это тем более досадно и непонятно, что именно во ВНИИПО и 50, и 40 лет назад, и сравнительно недавно велись тщательнейшие экспериментальные исследования механизмов огнетушащего действия и практического применения средств пожаротушения, в том числе тушения пожаров химически активными ингибиторами (ХАИ) (Н. И. Мантуров); замечательные, обширные аналитические и экспериментальные исследования механизмов тушения ХАИ и порошковых средств тушения (А. Н. Баратов, Л. П. Вогман); тушение пожаров водой (Е. И. Иванов); обстоятельные исследования по тушению некоторых видов пожаров (А. А. Роде, В. М. Кучер); блестящие научные исследования по подавлению пламени (В. В. Мольков) и другие исследования в
этой области (даже половины ученых, причастных к ним, не перечтешь в рамках журнальной статьи). А теперь напрочь все забыто! Зато мы имеем исследования и рекомендации по применению воды и порошков для целей пожаротушения, находящиеся на уровне времен каменного века или дореволюционного периода.
Одна из причин такого бедственного положения "пожарной науки", а точнее науки о тушении пожаров, известна. И в советское время, и тем более сейчас, большинству этой огромной, многочисленной и подчас весьма высококвалифицированной армии ученых при пожарной охране страны приходится работать в стиле "чего изволите-с?". К сожалению, это относится и к МЧС (где сегодня десятки "пожарных генералов"), о чем явно свидетельствуют реплики и комментарии председательствовавшего на конференции 17 мая, в недавнем прошлом главного "тушилы" Москвы, а ныне — начальника ВНИИПО генерала В. И. Климкина. Вторая причина заключается в том, что в наши дни в стране царит полный произвол, отсутствие конкуренции, бесконтрольность и безответственность в области противопожарной защиты, и особенно пожаротушения. На сегодняшний день у нас нет ни одного компетентного и независимого эксперта в этой области. Нет ни дискуссий, ни обсуждений, ни тем более оценки качества этого сложнейшего и очень важного рода деятельности сотен тысяч специалистов, работающих в стране в области пожаротушения.
Даже прямые сообщения, письма и публикации [5, 9, 15, 23-26] об ошибках и необоснованности многих разработок; о необоснованности и бесперспективности многомиллионных, и даже многомиллиардных затрат государственных средств, граничащих с прямыми финансовыми преступлениями, не вызывают ни отклика, ни возражения, ни контрвыступлений или доказательств правоты. Молчаливый "всеобщий одобрям-с", победные реляции, фальсификации и очковтирательство, включая классические "потемкинские деревни", и продолжение беспардонного разбазаривания огромных государственных средств царят в системе пожарной охраны МЧС России сегодня.
Примечание. Материального ущерба от пожаров (и взрывов) никто не считает. Во-первых, никто не умеет это делать грамотно и корректно, а во-вторых, это никому неинтересно. Ни затраты, ни ущерб, ни даже человеческие жертвы... Разночтения в разных системах и способах учета могут отличаться в 2-3 раза и более (даже в 10 раз!). Да и кому это действительно нужно в современной России на фоне повсеместного воровства, разграбления, коррупции и прочих должностных, уголовных и государственных преступлений во всех сферах?
Блестящим подтверждением такой ситуации в пожарной охране МЧС России является статья Ю. Калининой [26], появившаяся уже после написания этой статьи. У Ю. Калининой почти как в "Ревизоре " Н. В. Гоголя: "...как рассказали пожарные, за откровения с корреспондентом досталось и тем, кто беседовал, и тем, кто молчал, и тем, кто даже не был в этот день на дежурстве. И младшим, и старшим, и средним. ГУ МЧС по Московской области было в бешенстве и «ВСТАВИЛО ВСЕМ»," — пишет эта дама. "Вставили" — за нарушение МЧСовского закона "Все хорошо, прекрасная маркиза.".
В то же время уже в течение многих лет [9,17-25] предлагается к обсуждению и реализации радикально новый, эффективный способ тушения лесных пожаров методом управляемой, регулируемой подачи воды на тушение лесных пожаров (и низовых, и верховых). Причем в 2010-2011 гг. предложен даже метод, совмещающий совершенно бессмысленный, издевательский метод тушения лесных пожаров в глубокой таежной глуши силами легендарных "крылатых пожарных" [6, 8, 9] с современным, принятым во всем мире и тем не менее почти бесполезным способом тушения лесных пожаров сбросом воды с вертолетов.
Однако совмещение этих идей и двух методов тушения лесных пожаров при соответствующей их модернизации и адекватном техническом обеспечении позволяет качественно, в десятки раз повысить эффективность тушения лесных пожаров именно на ранней (начальной) стадии их развития. Классический пример синергетического эффекта от совмещения этих двух, различных по существу методов дает возможность получить качественно и количественно новый и значительно более высокий результат. Предлагаемый метод может позволить резко сократить число крупных пожаров путем своевременного и эффективного их тушения (а не "приту-шивания", как сегодня) на самой ранней стадии их развития.
Суть предлагаемых стратегии и тактики тушения лесных пожаров состоит в том, что для их реализации используется модифицированная пожарная авиатехника и новые приемы и способы подачи воды с вертолета на режиме висения, в очаг лесного пожара в управляемом, регулируемом режиме тушения с соблюдением (причем неукоснительным) трех основных параметров процесса тушения пожаров ТГМ [6, 9, 17-22]:
• интенсивности подачи воды в очаг пожара (непосредственно на поверхность горящих лесных ТГМ) порядка 0,1 л/(м2-с);
• удельного расхода воды на тушение площади пожара ТГМ порядка 10-15 л/м2;
• соответствующего этим параметрам и физике тушения ТГМ времени "непрерывной" или импульсной подачи воды непосредственно на поверхность горящих ТГМ — около 100-150 с, т. е. порядка 1,5-2,5 мин [6, 9,17-22].
Снижение численного значения любого из этих трех параметров процесса тушения пожаров ТГМ на 25-30 % почти исключает положительный эффект тушения. В то же время соблюдение одновременно всех трех параметров тушения в пределах ± 5 % от их номинального значения практически гарантирует эффект тушения пожара, если коэффициент поверхности горения Кп не превышает 3-5. При условии, что эти параметры тушения реализуются не "в среднем" по площади пожара, а обеспечиваются непрерывно и повсеместно, практически на каждом квадратном метре всей площади тушения пожара.
Только соблюдение этих обязательных параметров тушения пожара ТГМ типа древесины может позволить эффективно и качественно потушить лесной пожар в профессиональном понимании этого слова (тушить, а не "притушивать", как выразился на международной конференции 17 мая 2011 г. генерал В. И. Климкин).
Для этого необходимо (или наиболее рационально) использовать те модифицированные советские вертолеты Ми-17 (в крайнем случае Ми-10 или Ми-26), которые оборудованы одновременно двумя системами: 1) на внешнем, выносном кронштейне — траповым, фаловым или вантовым средством десантирования личного состава "крылатых пожарных" (8-12 чел.) на режиме висения в допустимой близости от очага пожара; 2) на внешней же подвеске — резервуаром ("бадьей") для забора воды на режиме висения (вместимостью 2,5-3 м3). Эта бадья должна быть оборудована также сливным пожарным рукавом (лучше облегченным, капроновым, диаметром 75-80 мм), позволяющим не сбрасывать бессмысленно воду "залповым" или "растянутым" сливом в очаг пожара, а подавать ее нарежиме висения недалеко от очага пожара с высоты 40-50 м в распределительную систему по 8-12 пожарным облегченным полимерным рукавам условного диаметра йу ~ 20^25 мм — для управляемой подачи воды "вручную" с земли десантированным перед этим звеном "крылатых пожарных" (рис. 1 и 2).
Наконец, для более эффективного тушения (или, по крайней мере, гарантированной локализации, остановки распространения фронта верхового пожара) вертолет должен быть дооборудован водяным насосом и 2-3 управляемыми лафетными стволами с суммарным расходом воды порядка 40-50 л/с под напором 1-2 атм для управляемой, регулируемой подачи воды на режиме висения или барражирования
Подвесная бадья с водой
Трап для спуска/подъема пожарного десанта (8-10 чел.)
Сливной рукав (~ 40-50 м) в полетном ("убранном") фиксированном положении. Спускается на режиме висения одновременно с десантированием
Рис. 1. Схема десантирования пожарных (уже существующая во многих вариантах) и крепления сливного рукава для управляемой, регулируемой подачи воды в очаг пожара на режиме висения
вдоль фронта верхового пожара. Этот последний, наиболее сложный вариант тактики тушения практически "нетушимых" (в профессиональном понимании этого термина) пожаров требует специальных летных испытаний и отработки навыков такого тушения, согласованного с летными и тактическими возможностями современных вертолетов. Это необходимо, чтобы избежать опасности возникновения ситуации, когда глохнет двигатель от попадания дымовых газов и продуктов сгорания в его воздухозаборник и вертолет падает на горящий лес даже в
режиме авторотации. Кроме того, требуется отработка навыков наиболее эффективного режима тушения или, по крайней мере, локализации по фронту и с флангов этих страшных, быстро распространяющихся, "не тушимых" на сегодня нигде в мире пожаров.
Создание этого нового вида пожарной техники, придание ей новых функциональных и тактических возможностей позволит получить принципиально новую, высокоэффективную стратегию и тактику тушения лесных пожаров на самой ранней стадии их возникновения, особенно в наиболее пожароопасных регионах в самые пожароопасные периоды года.
Преимущества предлагаемого способа и технологии тушения лесных пожаров перед всеми известными ранее способами и методами борьбы с уже возникшими пожарами обеспечиваются совокупностью следующих основных условий:
1. Раннее обнаружение начальных очагов пожара за счет периодического облета, сканирования, регулярного мониторинга подконтрольных территорий, особенно в наиболее пожароопасные периоды (4-й и 5-й категорий опасности), в состоянии полной боевой готовности: с людскими резервами, с запасом огнетушащих средств и пожарной техники для управляемой, регулируемой подачи воды в очаг пожара.
Подача воды из бадьи в режиме висения
Раздаточный рукав (/ и 20 м)
Сливной рукав в спущенном состоянии (в режиме подачи воды на пожар)
Основной пожарный рукав (/ = 20 м; = 20+25 мм) с запорным стволом на конце
Зона пожара (площадь тушения 600-700 м )
1,5-2,0 м
Рис. 2. Схема управляемой, регулируемой подачи воды в режиме висения пожарного вертолета на тушение лесного низового пожара вручную "крылатыми пожарными", с обратной связью и запасом воды 200-250 л на каждого бойца
2. Сведение к минимуму потерь времени на доставку сил и средств на тушение пожара на самой ранней стадии его развития (с затратами времени только на подлет и управляемый спуск — механизированное десантирование боевого подразделения к фронту работ по тушению пожара).
3. Обеспечение этого подразделения запасом ог-нетушащих средств (и устройств для их регулируемой, управляемой подачи во фронт пожара) в количестве 200-250 л воды на каждого ствольщика, т. е. в 10-12 раз больше, чем было у советских "крылатых пожарных", сбрасываемых в глухую тайгу, иногда в сотнях километров от мест базирования, и без всякой технической поддержки, технических средств и пр., с запасом 20 л воды в заплечном ранце и саперной лопаткой для "окапывания" горящего леса в непроходимой тайге (правда, на вооружении еще оставалось "захлестывание" и "затаптывание" огня сапогами.).
4. Возможность дополнительного многократного подвоза воды в количестве 2,5-3,0 т и подачи ее под напором 4-5 атм на режиме висения с интервалом 10-15 мин (!) (в зависимости от плеча полета до водоема) или непрерывного подвоза в случае тушения звеном из 2-3 вертолетов (до полного тушения очага пожара).
5. Возможность механизированного (или за счет собственных усилий бойцов) подъема всего подразделения на борт вертолета (в течение нескольких минут) после завершения боевой работы по ликвидации очага пожара и возврат на базу вылета или переброска на другой очаг пожара в течение 10-15 мин (в зависимости от боевой обстановки) вновь в полной боевой готовности.
По данным [27] ФГУ "Авиалесоохраны" ".в ближайшее время планируется набрать отряд численностью 280 человек. Этот отряд будет помогать наземным силам ликвидировать пожары в Подмосковье. Также планируется создать еще один отряд из 650 человек, которые с апреля по ноябрь будут выезжать на тушение лесов в регионы России". И далее: ".в отличие от обычных пожарных. десантники и парашютисты ориентированы на ликвидацию огня в лесах, знают все тонкости тушения таких пожаров. А отличаются они друг от друга лишь тем, что первые спускаются к месту ЧП с вертолетов со специальным шнуром, а вторые прыгают с парашютом". Там же: "К слову, в настоящее время такие специализированные отряды — всего около 2500 человек — работают в 34 субъектах РФ" [27], т. е. всего порядка 3500 чел. "крылатых пожарных", не считая летного состава экипажей самолетов и вертолетов и плюс сотни человек технического состава, обслуживающего эту авиатехнику!
Да, такой численности "крылатых пожарных" (плюс тысячи уже работающих в этой службе) при
обеспечении их 150-200 вертолетами для управляемой, регулируемой подачи воды по пожарным рукавам на режиме висения достаточно, чтобы обеспечить новой, модернизированной технологией тушения пожаров в самой начальной стадии их развития на всей лесной территории России.
Предлагаемая техника и тактика тушения лесных пожаров даст возможность в сотни раз повысить эффективность борьбы с лесными пожарами на самой ранней стадии их развития (в том числе благодаря увеличению запаса воды в распоряжении "крылатых пожарных", резкому повышению коэффициента ее использования за счет регулируемого, управляемого способа подачи ее в очаг пожара, резкого сокращения времени свободного развития пожара и, соответственно, уменьшения в десятки раз площади очага горения). В случае реализации этой тактики она вполне может быть названа русским способом тушения лесных пожаров. К сожалению, этого не понимают и не признают специалисты по тушению лесных пожаров МЧС РФ, а тем более специалисты по тушению лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоза) и ФГУ "Авиалесоохраны" [28].
При разумном зонировании лесных массивов России, почти 500-километровой дистанции базирования отрядов вертолетной пожарной охраны, крейсерской скорости полета современных вертолетов порядка 240-250 км/ч (с временем полета вертолета 1 ч в каждую сторону охраняемой территории), численности вертолетного звена 2-4 машины наза-щиту всей лесной территории страны потребуется всего порядка 100-150 таких модернизированных боевых машин.
Учитывая, что 1 ч полета вертолета в 3-4 раза дороже 1 ч эксплуатации самолетов (особенно таких классических ветеранов отечественной авиации, как Ан-2) для мониторинга лесных массивов, особенно на огромных просторах Сибири, можно временно по-прежнему использовать самолеты, но только для мониторинга лесных массивов в целях раннего обнаружения очагов лесных пожаров. До наступления в России времен более широкого внедрения (за счет совершенствования параметров системы визуального наблюдения) космических систем слежения за очагами возгорания в бескрайних просторах российского "национального богатства". (Но ни в коем случае — не для издевательского десантирования героических "крылатых пожарных" в таежную глухомань!)
Принятие на вооружение в системе Рослесхоза вертолетов Ми-17 в новом качестве (на первых порах хотя бы в количестве 100-150 ед., а с учетом необходимого резерва — 200 ед.), во-первых, вдохнет новую жизнь в отечественное авиастроение, особенно в Казанский вертолетный завод (если его еще
не развалили окончательно), а во-вторых, резко повысит объемы продаж таких модифицированных вертолетов за рубеж.
В европейских странах, таких как Италия, Испания, Португалия, Греция и даже Германия и Франция, во многих Скандинавских странах, где "плечо полета" от "воды до воды" всего 50-100 км, время полета за пополнением запаса воды составляет порядка получаса. А с учетом возможности забора воды вертолетом на режиме висения практически из любого открытого водоема диаметром более 20-25 м и глубиной более 2-2,5 м, расстояние между которыми в большинстве регионов мира менее 5-10 км, время полета на дозаправку вертолета водой сокращается до 10-15 мин. В этом случае такая технология тушения пожаров даст вообще ни с чем не сравнимые результаты. В конце 80-х - начале 90-х гг. итальянские специалисты готовы были закупить в СССР сразу несколько десятков таких вертолетов
для тушения лесных пожаров ценнейших альпийских пород леса, но не соглашались субсидировать доработку и модификацию наших прекрасных вертолетов Ми-17. А наш Минавиапром также не нашел на это денег. (Да и проблема лесных пожаров в те годы не стояла так остро: 1972 г. уже прошел и был забыт; об опасности его повторения не думали, и идея, не поддержанная Министром Минавиапрома И. С. Силаевым, так и погибла, оказавшись невостребованной.)
Может быть, сегодня в России наступают более подходящие для инновационных разработок времена, с привлечением для этих работ ЛИИ им. М. М. Громова (г. Жуковский) и Казанского вертолетного завода (и без Сколкова)? Это позволило бы спасти российские леса от пожаров даже в "жаркие" годы и стимулировало бы замечательное российское вер-толетостроение с перспективой широкого экспорта наших вертолетов во многие страны мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лесной кодекс Российской Федерации : Федер. закон № 200-ФЗ от 04.12.2006 : принят Гос. Думой 08.11.2006 : одобр. Сов. Федерации 24.11.2006 : введ. 01.01.2007 // Российская газета. — 2006. — 8 декабря. — № 277 ; Собр. законодательства РФ. —2006. — № 50. — Ст. 5278.
2. Абдурагимов И. Проблемы борьбы с лесными пожарами в России (и всех лесообильных странах мира). ("Кто виноват" и "Что делать") // Пожарное дело [Интернет-журнал]. —2010.
3. Черкасова Е. Что первично: "бычки" или чиновники? "Гринпис" и Рослесхоз разошлись во мнениях по поводу пожаров // МК. — 2011. — 4 июня. — № 121 (25.659).
4. ЯрошенкоА. Синдром красного петуха// МК. —2010. —24 ноября. —№ 260(25.507). —С. 1;7.
5. Замахина Т. Площадь лесных пожаров занижена в шесть раз? // МК. — 2011. — 17 августа. — № 183 (25.721).
6. Абдурагимов И. Проблема тушения крупных лесных пожаров и крупномасштабных пожаров твердых горючих материалов в зданиях // Пожарное дело [Интернет-журнал]. — 2010.
7. Абдурагимов И. Несостоятельность идеи применения тонкораспыленной и "термоактивированной" (перегретой) воды для целей пожаротушения // Пожарное дело [Интернет-журнал]. — 2011 ; Пожаровзрывобезопасность. -2011. — Т. 20, № 6. — С. 54-58.
8. Абдурагимов И. Еще раз о государственной проблеме тушения крупных лесных пожаров (в России и во всем мире) // Пожарное дело [Интернет-журнал]. — 2011.
9. Абдурагимов И. Новый эффективный способ тушения лесных пожаров // Пожаровзрывобезопасность. — 2011.—Т. 20, № 5. — С. 41-51.
10. Фочкин О. На стихию напускаюттуман // МК. — 2010. — 5 августа. — № 171 (25.418).
11. Фочкин О. Зачем МЧС миллиарды // МК. — 2010. — 24 ноября. — № 260 (25.507).
12. Розензафт А. Россияне залили Израиль // МК. — 2010. — 6 декабря. — № 270 (25.517).
13. О добровольной пожарной охране : Федер. закон № 100-ФЗ : принят Гос. Думой 20.04.11; одобр. Сов. Федерации 27.04.11 // Российская газета. — 2011. — 11 мая. — № 98 ; Собр. законодательства РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2717.
14. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 : принят Гос. Думой 04.07.2008; одобр. Сов. Федерации 11.07.2008 // Российская газета. — 2008. — №163; Собр. законодательства РФ. — 2008. — № 30.
15. Тетерин И. Температурно-активированная вода — новая парадигма развития техники пожаротушения // Индустрия безопасности [сайт] : Средства спасения. Противопожарная защита [Интернет-журнал]. 2005.
16. Копылов С. Технические средства борьбы с лесными пожарами. Возможность совершенствования и дальнейшее их развитие : доклад на XXIII Междунар. конф. "Актуальные проблемы пожарной безопасности" (17 мая 2011). — М., 2011.
17. Абдурагимов И. Критерий тушения пожаров охлаждающими огнетушащими средствами // Журнал ВХО им. Д. М. Менделеева. — 1982. — XXVII. — С. 11-17.
18. Абдурагимов И. Анализ механизмов огнетушащего действия современных средств пожаротушения // Журнал ВХО им. Д. М. Менделеева. — 1986. — XXI. — Т. 4.— С. 18.
19. Абдурагимов И. и др. Физико-химические основы развития и тушения пожаров. — М. : ВИПТШ МВД СССР, 1980.
20. Абдурагимов И. Механизм огнетушащего действия средств пожаротушения : сборник статей по физике и химии горения и взрыва. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011.
21. Абдурагимов И. Пожары нельзя разбомбить (особенно лесные и торфяные) // Пожарное дело [Интернет-журнал]. — 2010. URL : http://dibase.ru/article/27112010_abduragimoviosifmikaele-vich_6647/1.
22. Абдурагимов И. О нормативном времени тушения ординарных внутренних пожаров ТГМ // Пожарное дело. — 2007. — № 8.
23. Абдурагимов И., ОднолькоА. Опасности лесных пожаров // Наука и жизнь. — 1993. — № 2.
24. Абдурагимов И. Новая концепция борьбы с лесными пожарами // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — 1991. — Вып. 2. — С. 25-54.
25. Абдурагимов И. Пока что тушим как умеем // Лесная газета. — 1992. — 26 сентября. — № 112 (8633).
26. Калинина Ю. Пожарные живут по заветам Аристотеля // МК. — 2011. — 29 июня. — № 141 (25.679).
27. Огнеборцы спустятся в леса с небес : рубрика "Срочно в номер" // МК. — 2011. — 7 сентября. — № 201 (25.739).
28. Современные технологии мониторинга и тушения лесных и торфяных пожаров : рабочие материалы семинара. — Москва, МВЦ "Крокус Экспо", 15 сентября 2011 г.
Материал поступил в редакцию 29 сентября 2011 г.
Электронный адрес автора: [email protected].
Издательство «П0ЖНАУКА»
Представляет книгу
ОГНЕТУШИТЕЛИ. УСТРОЙСТВО. ВЫБОР. ПРИМЕНЕНИЕ
Д. А. Корольченко, В. Ю. Громовой
В учебном пособии приведены классификация огнетушителей и конструкции основных их типов, средства тушения, используемые для зарядки огнетушителей, виды огнетушителей и правила их применения для ликвидации загораний различных веществ, рекомендации по расчету необходимого количества огнетушителей для разных объектов, по их размещению, хранению и техническому обслуживанию.
Рекомендации, содержащиеся в книге, разработаны на основе современных нормативных документов, регламентирующих конструкцию, условия применения, правила эксплуатации и технического обслуживания огнетушителей.
Учебное пособие рассчитано на широкий круг читателей: инженерно-технических работников предприятий и организаций, ответственных за оснащение объектов огнетушителями, поддержание их в работоспособном состоянии и своевременную перезарядку; преподавателей курсов пожарно-технического минимума и дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" в средних и высших учебных заведениях; частных лиц, выбирающих огнетушитель для обеспечения безопасности квартиры, дачи или автомобиля.
121352, г. Москва, а/я 43; тел./факс: (495) 228-09-03; e-mail: [email protected]