НОВАЯ ПАРАДИГМА МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
О. И. ЛАНИНА, О. Н БОЧАРОВА, С. А. ПОТОКИНА
Статья посвящена исследованию концепции «точек роста» и анализу различных взглядов на применение данной концепции в механизме управления устойчивым развитием региона как социально-экономического пространства. Также в статье рассмотрены принципы формирования «точек роста» на примере развития конкретного региона.
Ключевые слова социально-экономическое пространство, устойчивое развитие, национальные интересы региона, «точки роста», региональная экономика, региональная политика.
Состояние российской экономики на современном этапе - это период становления новых экономических отношений и реформирования системы управления, который характеризуется актуализацией проблем перспективного развития регионов и диверсификационного структурирования региональных хозяйств, экономика которых в значительной мере самостоятельно должна обеспечить решение задач их комплексного развития. Данное обстоятельство обусловлено тем, что традиционные факторы экономического роста, обеспечившие значимый подъем народного хозяйства страны в прошлом веке, практически исчерпаны и сегодня остро стоит проблема поиска новых источников развития.
Одной из важнейших стратегических задач России на современном этапе является обеспечение ее национальных интересов в сфере экономики и особенно национальных интересов регионов. Переход к рыночным отношениям, децентрализация экономического и политического пространства России, возрастающее влияние процессов глобализации на российскую экономику привели к усилению экономической самостоятельности регионов как субъектов хозяйственной деятельности. Регионы получили возможность более эффективно использовать выгоды своего экономико-географического положения и сложившейся хозяйственной специализации, конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В настоящее время в условиях усиливающихся процессов глобализации и интеграции хозяйственных систем разных стран и регионов особую актуальность приобретают исследования закономерностей и особенностей пространственной экономики.
Американский экономист и публицист П. Кругман, получивший в 2008 г. Нобелевскую премию по экономике за вклад в анализ моделей торговли и проблем экономической географии, также подтверждает особую значимость фактора «пространство» в развитии современной экономики.
Для современной России с ее огромной и неоднородной территорией проблематика экономического пространства имеет большое значение. Научно обоснованного учета и эффективной пространственной организации экономических отношений требует инновационное и социально ориентированное развитие как страны в целом, так и ее отдельных территорий.
Как показывает практика, в настоящее время отсутствует эффективный механизм управления устойчивым развитием.
Под термином устойчивого развития понимается устойчивое развитие, как «развитие, которое обеспечивает потребности ныне живущего поколения и не лишает будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности». Но для того, чтобы осуществить устойчивое развитие, необходим переход от нынешней «экономики использования ресурсов» к экономике их системного воспроизводства, естественной ареной (пространством взаимодействия ресурсных подсистем) которого служит территория. Отсюда следует, что в экономической системе устойчивого развития ведущую роль должны играть не предприятия, а регионы как специализированные воспроизводственные системы.
Особенно актуальной эта проблема становится в посткризисный период, который определяется необходимостью качественного изменения технологий формирования территориальных «точек роста», усиления их воздействия на процесс
социально-экономического развития регионов. В современных условиях это связано с наиболее полным использованием потенциала прорывных технологий, геополитических и географических преимуществ пространства России.
Также актуальность данной проблемы усиливается в связи с реализацией планов руководства страны в области повышения уровня и качества жизни населения, а также обеспечением экономического роста и экологической стабильности, расширением инфраструктурной базы и увеличением уровня инновационной активности в регионах.
Понимание и решение этой проблемы поставило перед руководством регионов следующую задачу: пересмотреть политику в области управления развитием региона. В связи с этим во многих субъектах нашей страны были созданы собственные стратегии перехода на устойчивый путь развития. Но для реализации поставленной цели в настоящее время существует ряд объективных причин, влияющих негативным образом на эффективности проводимых действий.
Одной из таких причин является отсутствие комплексной методики оценки устойчивого развития региона, применимой для практического использования.
Противоречия современного развития общества, катастрофическое расслоение мира, диспропорциональность в развитии регионов мира, а также необходимость более справедливого распределения с одновременным снижением уровня потребления - все это вызвало необходимость поиска новой парадигмы устойчивого развития.
Трансформация взглядов произошла в 70-х гг. прошлого века, когда была создана такая организация ученых, как Римский клуб. Здесь исследования велись под руководством О. К. Дрейкера, Я. Кайа,
В. Леонтьева, В. А. Лося, М. Месаровича и
Э. Пестеля.
В последнее время наблюдается возросшая популярность теории и стратегии «точек роста», что объясняется появлением привлекательной идеи «концентрированной децентрализации» -концентрации ресурсов страны в нескольких узлах экономической системы, которые называются «полюсами роста».
Впервые концепция «точек роста» была представлена и введена в систематическое использование Ф. Перру в его классической статье в 1955 г. в качестве инструмента для описания и объяснения анатомии экономического развития в абстрактном экономическом пространстве.
В своем исследовании Ф. Перру приводит очень простое определение «точке роста» - «это
объект, обладающий способностью вызвать рост другого объекта» [6].
Исходя из наблюдений, Ф. Перру пришел к заключению, что «развитие не возникает везде и в одно и то же время, оно появляется в точках или полюсах развития с различной интенсивностью; оно распространяется через различные каналы и имеет различные конечные эффекты для всей экономики»; что развитие как процесс существенно поляризовано. Его движущие силы ведут к концентрации экономической деятельности и экономического роста, а также к дисбалансу между отраслями и географическими территориями. В странах, где индустриализация происходит в течение уже многих лет, экономика состоит из активных областей, имеющих излишек, и областей, относительно менее активных и имеющих дефицит [6].
Суть данной теории, основанной на стратегии поляризованного развития, состоит в том, что подобно тому, как в человеческом организме есть болевые точки, так и в социально-экономическом организме существуют тоже болевые «точки». В роли таких болевых «точек» выступают отдельные виды производства, предприятия, отрасли, регионы и т. д.
Воздействие на такие болевые «точки» оказывает существенное влияние на развитие других элементов социально-экономического организма.
Следует заметить, что Концепция устойчивого развития рассматривается в мировой идеологии нынешнего столетия, так как она представляет собой интегративное представление и служит началом воззрений на проблематику развития.
Несмотря на то, что проблема оценки устойчивости находит достаточное отражение в теории систем, все же комплексная методика оценки устойчивого развития недостаточно разработана.
На наш взгляд, здесь уместно отметить методику рейтинговой оценки уровня развития муниципальных образований региона, предложенную
О. Е. Герасимовой. Данная методика основана на выявлении не только экономических, но и социальных характеристик по пяти группам показателей анализа текущего состояния территориальных образований: финансовым, бюджетным, социальным, инфраструктурным и показателям трудового потенциала. Методика О. Е. Герасимовой позволяет получить интегральную оценку состояния муниципального образования и определить направления сглаживания пространственной поляризации, как на экономическом, так и на социальном аспекте [2].
Отсутствие эффективного механизма управления устойчивым развитием вызвало в настоящее время потребность в разработке такого меха-
низма, который, по мнению А. Г. Поляковой, «требует ориентации, прежде всего, на внутренние факторы, которые в совокупности способны обеспечить воспроизводство в целостной социально-экономической системе муниципального образования». Заметим, что здесь речь идет не столько об «опоре на собственные силы», сколько о рациональном использовании внутренних ресурсов и потенциала, которые способны сформировать стартовые условия для реализации механизма обеспечения устойчивого развития региона.
Как считает автор, «формирование механизма обеспечения устойчивого развития должно реализовываться по схеме: оценка ресурсов муниципального образования - определение потенциала устойчивого развития муниципального образования - выявление «точек роста», приоритетных направлений устойчивого развития муниципального образования - разработка схемы распределения ресурсов и аккумулированного потенциала по «точкам роста» для формирования устойчивой структуры муниципального образования» [7].
Первостепенно значимой, на наш взгляд, является задача пересмотра сложившихся ранее приоритетов в экономике регионов, профилирующих видов деятельности, которые оказались неспособными продолжать выполнять роль локомотива региональной экономики. В связи с этим возникает проблема определения полюсов экономического развития, которая тесно сопряжена с обоснованием нового стратегического выбора региона.
Для того чтобы достичь более широкие региональные и национальные цели, в разных странах с различным уровнем развития и различными экономическими и политическими системами используются такие стратегии, при которых экономический рост целенаправленно направляется в определенные наиболее благоприятные места. В научной литературе эти благоприятные места трактуются различным понятиями, такими, как: «точки», «полюса», «области», «ядра», «локомотивы» или «центры» роста или развития.
На наш взгляд заслуживает внимания точка зрения Е. И. Антоновой о необходимости введения и использования такого понятия, как: «потенциальные точки социально-экономического развития» (ПТСЭР). Согласно этой точки зрения, это понятие является продуктом эволюции различных понятий о точках роста и необходимого элемента в механизме социально-экономического развития регионов [1].
Несмотря на такое разнообразие, все эти понятия сходятся на «теории (концепции) точек роста» (другое название «полюсов роста») - об-
щий термин, который объединяет большое количество специфических теорий в области экономики, географии и социологии и имеет основополагающие концептуальные рамки и терминологию.
В настоящее время существует много подходов к определению «точек роста». Так, например, О. Е. Герасимова считает, что тип «точек роста» зависит от института, влияние которого в процессе формирования и развития «точки роста» в рамках муниципального образования является наиболее значимым, что позволяет уточнить подцели управления пространственной поляризацией в регионе.
Мы разделяем точку зрения О. Е. Герасимовой о том, что при определении «точек роста» могут использоваться три подхода:
1) «нулевой» подход, подразумевает планирование перспектив развития «от желаемого», без учета текущего состояния региона и его районов. Этот подход необходимо применять в случае, когда отсутствие воздействия на экономическую систему может привести к катастрофическим последствиям, или в случае выявления «точек роста» в регионе-лидере;
2) подход на основе решений, подразумевающий формирование целевого ориентира с учетом текущего состояния региональной социальноэкономической системы. Его следует применять при наличии в регионе серьезных, но не носящих катастрофических последствий проблем;
3) подход на основе детального анализа, что предполагает совершенствование действующих механизмов формирования и обеспечения функционирования «точек роста» в регионе. Этот метод необходимо применять при наличии отлаженного алгоритма указанной деятельности. Но в настоящее время данный подход практически не применим в Российской Федерации [2].
Если раньше при развитии региона зачастую акцент делался на развитие промышленности, которая выступала структурообразующим ядром региональной экономики, то в последние годы все большее внимание уделяется подъему различных отраслей экономики в регионе, повышению уровня благосостояния граждан, социальной защите населения, а также тому, как эти процессы сделать взаимосвязанными, т. е. чтобы рост экономики сопровождался улучшением социальной ситуации, а социальная обстановка эффективно воздействовала бы на протекание экономических процессов.
Если следовать мнению Т. О. Лащевой, которая под «точкой экономического роста» предлагает понимать «экономический (хозяйствую-
щий) субъект, отрасль или вид деятельности, способные в результате активизации обеспечивать диверсификацию и рационализацию структуры экономики региона, стимулировать появление и развитие ее новых элементов, способствовать повышению качества жизни населения» [3], то в процессе управления региональной экономикой, на наш взгляд, важно определить те самые элементы («точки роста») и полюса экономического развития, активизация которых и будет обеспечивать устойчивое экономическое развитие региона.
Как считает А. С. Молчан, что основными результатами активизации точек экономического развития, включенного в элементный состав стратегического выбора региона, являются:
- позитивная трансформация структуры экономики региона;
- расширение спектра источников финансирования инвестиционных процессов за счет повышения инвестиционной привлекательности региона;
- обеспечение доходной части консолидированного бюджета, достаточной для финансирования социальной сферы региона;
- повышение экономической активности населения;
- содействие укреплению и развитию межрегиональных и внешнеэкономических связей региона [5].
Авторы Г. В. Гутман, А. А. Мироедов,
С. В. Федин и другие включают в понятие «точки экономического роста» совокупность четырех элементов:
1) территории (как составляющие страны в целом или регионов внутри нее);
2) отрасли (более перспективные и менее затратные для конкретной территории);
3) предприятия (базовые для отраслей или просто стабильно функционирующие);
4) программы (направленные на экономическую стабилизацию) [8].
В данном случае в понятие «точки роста» включаются и программы, как инструмент регулирования.
На сегодняшний день механизм реализации концепции устойчивого развития регионов дискуссионен. Тем более, что не существует одинаковых регионов, и, соответственно, нет и однозначных рекомендаций по применению той или иной теории. Можно считать, что оптимальным будет их сочетание, базирующееся на выявлении экономического потенциала региона, ресурсной обеспеченности и взаимосвязей между отраслями для выделения блоков приоритетного развития, т. е. точек экономического роста.
Так, например, А. А. Мироедов в своей работе показывает, как преимущества региональной экономики реализуются через структурно-территориальную политику, т. е. соответствие структуры производства структуре размещения ресурсов. Теория территориально-производственных комплексов и теория кластеров направлены на достижение такого соответствия.
В основу формирования взаимосвязанных точек экономического роста региона автором положены следующие принципы:
- совместное использование ресурсов разными отраслями (преимущественно местными);
- наличие единых технологий;
- возможность отношений с одними и теми же поставщиками;
- использование продукции одних отраслей региона в деятельности других [4].
Подобная мысль прослеживается и в исследовании А. Г. Поляковой, которая считает, что отсутствие в современной литературе адекватных способов определения «точек роста», невозможность распространения результатов исследования по имеющимся методикам на сферу услуг, а также потребность в уточнении, коррекции и улучшении интерпретации результатов исследования, приводит к необходимости применения графического метода анализа и интерпретации результатов, который позволит определить не только «точку», но и «кластер роста». Например, если в исследуемом регионе формируются следующие «точки роста»: машиностроение и металлообработка, и сопряженная с этой отраслью и формирующая кластер, топливная отрасль; химическая отрасль, сопряженная с вышеназванными отраслями; отрасли сферы услуг - транспорт, связь и отрасль материального производства - строительство [7].
Для экономики теория «точек роста» имеет огромное значение. На наш взгляд, заслуживает внимания трактовка процесса действия теории «точек роста» И. В. Швецовым. Он рассматривает экономику с позиции системы. Как и всякая система, она представляет собой набор элементов, которые находятся между собой во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этой системе он выделяет базовые элементы - ядра, без которых система может разрушиться. Ядра являются доминирующими, а остальные - второстепенными. Доминирующие ядра способны оказывать значительное влияние на второстепенные и определять их развитие.
Для того чтобы добиться стабильного развития всей системы достаточно укреплять и развивать только базовые элементы. Сильные ядра са-
мостоятельно укрепляют связи, как между собой, так и с второстепенными компонентами, которые, вслед за ядрами, сами начинают развиваться. Этот процесс происходит во всех системах как живой, так и неживой природы, поэтому сравнение экономики с системой является вполне логичной.
И. В. Швецов характеризует «точки роста» как территориальные системы, способные активно привлекать инвестиции, порождать научнотехнические и организационные инновации, эффективно их использовать, стимулировать социально-экономическое развитие городов и районов. Именно образование территориальных «точек роста» позволяет реализовать мультипликативные свойства развития, придать импульсы ускоренной динамики отраслям и научно-техническим комплексам страны, а в городах и районах стимулировать интеграцию хозяйственных и социальных структур, сопряженное развитие научных исследований, производства и образования [9].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в условиях модернизации регионального социально-экономического пространства очень важно определить те ключевые узлы или точки («точки роста»), на которые мог бы опираться процесс формирования новых отношений и нового экономического порядка. Это особенно важно, когда мы имеем дело с ограниченностью ресурсов экономики, которые должны использоваться с максимальной эффективностью и рациональностью. Из этого следует целесообразность применения принципа децентрализованной концентрации, который лежит в основе формирования стратегии «точек роста».
Мы разделяем точку зрения И. В. Швецова о стратегии формирования «точек роста», которая предусматривает перераспределение ресурсов в пользу создания механизмов саморазвития на наиболее перспективных территориях. Как правило, эти территории отличаются более высокими показателями инфраструктурной обустроенности, предпринимательской активности, в том числе развитием малого и среднего бизнеса, качества рабочей силы, сосредоточенным на них научно-производственным потенциалом.
Мы также согласны с мнением И. В. Швецова о выделении причин применения концепции «точек роста». Он считает, что «экономической причиной применения концепции «точек роста» является концентрация ограниченных ресурсов в пределах отдельных территорий, где эти
ресурсы могут обеспечить максимальный и длительный экономический эффект в результате запуска механизма саморазвития этих территорий и их влияния на развитие других территорий, а социальным основанием - необходимость создания благоприятных социальных предпосылок формирования и использования современной рабочей силы, образцов социального развития, служащих ориентиром для других территорий. Организационно-технологические основания создания «точек роста» состоят в появлении источников инноваций в экономической, технологической, социальной, управленческой сферах и в возможности апробации этих инноваций на ограниченной территории, а не на всем экономическом пространстве» [9].
Таким образом, данные обстоятельства обуславливают формирование своеобразных территориальных лидеров, развитие которых должно способствовать выходу из кризиса других территорий и регионов.
Литература
1. Антонова Е. И. Формирование механизма активизации потенциальных точек социально-экономического развития в регионах: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2008.
2. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Управление социально-экономической системой региона в контексте современной модернизации экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.
3. Лащева Т. О. Формирование и активизация полюсов экономического развития в регионе: дис. ... канд. экон. наук, СПб., 2008.
4. Мироедов А. А. Совершенствование управления региональной экономикой на базе новой концепции его информационного обеспечения: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Иваново, 2007.
5. Молчан А. С. Формирование точек экономического роста как базовая экономическая стратегия развития и модернизации региональной экономики // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 67(03). URL: http:// ej.kubagro.ru
6. Перру Ф. Теория «полюсов роста» М., 1955.
7. Полякова А. Г. Обеспечение устойчивого развития муниципального образования в процессе эволюции: дис. ... канд. экон. наук. Тюмень, 2003.
8. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин; под ред. Г. В. Гутман. М., 2001.
9. Швецов И. В. Формирование территориальных «точек роста» как фактор развития региона: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005.
* * *
NEW PARADIGM OF THE MODERNIZATION OF THE REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SPACE
O. I. Lanina, O. N. Bocharova, S. A. Potokina
Article is dedicated to the study of the concept «of the points of increase» and to the analysis of different views on the application of this concept in the mechanism of control of the steady development of region as social and economic space. In the article the principles of the formation “of the points of increase” based on the example of the development of concrete region are examined too.
Key words: social and economic space, steady development, national interests of region, «the point of increase», regional economy, regional policy.