Научная статья на тему 'Новая монография по истории православия в Прибалтике. Рец. На кн. : Петров И. В. Православная Балтия 1939-1952 гг. : период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб. : Бумажные книги, 2016. 376 с'

Новая монография по истории православия в Прибалтике. Рец. На кн. : Петров И. В. Православная Балтия 1939-1952 гг. : период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб. : Бумажные книги, 2016. 376 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая монография по истории православия в Прибалтике. Рец. На кн. : Петров И. В. Православная Балтия 1939-1952 гг. : период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб. : Бумажные книги, 2016. 376 с»

Новая монография по истории православия в Прибалтике

Рец. на кн.: Петров И. В. Православная Балтия 1939—1952 гг.: Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб.: Бумажные книги, 2016. 376 с.

A New Study on the History of Orthodoxy in Baltic Countries

Rev. op.: Петров И. В. Православная Балтия 1939—1952 гг.: Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб.: Бумажные книги, 2016.376 с.

Монография петербургского историка, кандидата исторических наук, сотрудника кафедры Новейшей истории Российского институтаистории Санкт-Петербургского государственного университета Ивана Васильевича Петрова посвящена крайне сложному периоду истории нашей страны и сопредельных государств. Различные аспекты церковной жизни на территории стран Балтии в довоенный период и до конца сталинской эпохи стали основной темой этого исследования.

Рассматриваемый период находится в центре обсуждений, дебатов и активного научного дискурса на протяжении длительного времени как в нашей стране, так и за рубежом, прежде всего в странах Балтии. По этой причине новая монография имеет безусловную актуальность и представляет интерес для исследователей данного периода.

Несомненным достоинством монографии И. В. Петрова является внушительный пласт архивных документов. В основу исследования легли материалы Латвийского Государственного исторического архива (LVVA), Государственного архива Латвии (LVA), архива КГБ Латвии, Литовского Центрального государственного архива (LCVA), Литовского особого архива (LYA), Эстонского исторического архива (EAA) в Тарту, Государственного архива Эстонии (ERA), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Государственного архива Псковской области (ГАПО), Центрального Государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГАСПБ), Центрального Государственного архива историко-политических документов (ЦГАИПД), Архива Санкт-Петербургской епархии. Разумеется, такой богатый архивный материал характеризует исследование как глубоко фундированное. Ценным является и то, что автор обратился к материалам периодической печати, а также к воспоминаниям участников событий.

И. В. Петров подробно анализирует историографию вопроса, рассматривает как отечественные, так и зарубежные исследования по данной тематике. Автор ставит перед собой непростую задачу: проанализировать события сразу в

Рецензии

трех прибалтийских республиках, которые, при кажущейся схожести исторических путей развития, в религиозном и церковном аспектах весьма заметно отличались друг от друга. Исследователю удалось разграничить и проанализировать ситуацию в Латвии, Литве и Эстонии по отдельности и, проведя сравнительный анализ, установить основные сходства и различия.

В процессе своего исследования И. В. Петров пришел к следующим выводам:

Автокефалистское движение имело место во всех трех государствах Балтии, но наиболее острые противоречия по этому вопросу возникли в Эстонии. В Латвии подобные настроения были не так популярны. Благодаря личной роли архиепископа Иоанна (Поммера) православные в Латвии были более сплоченными перед лицом общего врага — большевизма, однако после убийства свя-щенномученика Иоанна в 1934 г. и избрания нового иерарха — Августина (Пе-терсона) — положение изменилось в худшую сторону. Ситуация в Литве носила иной характер ввиду наличия в стране двух юрисдикций: большинство приходов находились под руководством митрополита Елевферия (Богоявленского) (Московский Патриархат), приходы «Виленского края», включенные в состав Польши, были насильно присоединены к Польской Православной Церкви. Если в Литве положение приходов Московского Патриархата было вполне терпимым, то на территориях, входивших в состав Польши, попытки отстоять канонический путь подчинения Московскому Патриархату встречали жесткое противодействие властей.

В процессе возвращения прибалтийских православных приходов под омофор Московского Патриархата в 1940—1941 гг. определяющую роль сыграла личность и незаурядные способности Экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского), в то время как позиция и действия глав Латвийской и Эстонской Православных Церквей носили пассивный характер.

Германская оккупация Прибалтики в 1941 г. обострила национальные противоречия в республиках. Вместе с тем процесс отпадения от экзарха Сергия (соответственно от Московского Патриархата) в Латвии не носил массового характера, в отличие от Эстонии, где, по мнению автора, личная популярность митрополита Александра (Паулуса), его активность и опыт сыграли определяющую роль. В Литве всплеска движения к автокефалии не наблюдалось, местный иерарх, архиепископ Феодосий (Феодосиев), в этот период отошел от дел, не оказывал активного влияния на развитие событий, а вскоре скончался.

Автор не обходит стороной проблему сотрудничества части православного духовенства с оккупационным нацистским режимом. Отмечая наличие таких случаев, исследователь делает вывод, что сотрудничество, выражавшееся в проведении пропагандистских кампаний, имело вынужденный характер. Причиной такого поведения некоторых священнослужителей И. В. Петров считает необходимость облегчить приходскую жизнь пред лицом автокефалистов и националистов.

Особое место в исследовании занимает вопрос Псковской православной миссии. Нельзя не согласиться с мнением автора, что действия экзарха по ее созданию помимо прочего предотвратили процесс занятия этой «ниши» автоке-фалистами из прибалтийских республик.

Новая монография по истории православия в Прибалтике

Процесс возвращения в лоно Русской Православной Церкви прибалтийских приходов после войны проходил в республиках по-разному. В Эстонии этот процесс носил по большей части формальный характер (за исключением отдельных приходов и части духовенства республики), что, по мнению автора, и проявилось в последующей «нестабильности Эстонского Православия». В Латвии ситуация была диаметрально противоположной, если сопротивление воссоединению и было, то активно себя не проявляло.

Конец 1940-х и начало 1950-х гг. характеризовались новыми репрессиями против духовенства в Латвии и Эстонии, ход и характер которых также анализируются в монографии. В книге представлены ранее не публиковавшиеся документы из литовских, латвийских, эстонских архивов. Данная подборка дополняет опубликованные в монографии Патриарха Алексия II «Православие в Эстонии» основополагающие документы по истории вопроса.

Данная историческая проблематика безусловно достойна дальнейшего изучения, быть может в формате международного научного сотрудничества.

Непочатова Марина Ивановна, аспирант кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, office 219 [email protected]

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities.

Moscow, 127051, Russian Federation

postgraduate student of Universal and Russian Ecclesiastical history

6/1 Likhov pereulok, office 219,

and canonic low department.

Nepochatova Marina,

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.