Научная статья на тему 'Новая международная архитектура защиты прав человека'

Новая международная архитектура защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
права человека / новая международная архитектура / международная система защиты прав человека / кризис миропорядка / новый этап глобального развития / Устав ООН / Всеобщая декларация прав человека / Российская внешняя гуманитарная политика / human rights / new international architecture / international system protection of human rights / world order crisis / new stage of global development / UN Charter / Universal Declaration of Human Rights / Russian foreign humanitarian policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абашидзе Аслан Хусейнович

В условиях глубокого кризиса межгосударственных отношений, негативно влияющих на ключевые составляющие системы коллективной безопасности на основе Устава ООН, включая универсальные правозащитные механизмы, все более актуальным и востребованным становится обоснованная дискуссия о новой международной архитектуре защиты прав человека, как важная сфера международного и национального правопорядка. Целью предлагаемой работы является спрогнозировать в какой степени для новой международной архитектуры защиты прав человека будут востребованы концептуальные, нормативные и институциональные основы ныне функционирующей межгосударственной системы защиты прав человека с её сильными и слабыми сторонами какие факторы и обстоятельства могут сыграть в этом деле решающую роль. В результате анализа и учета ключевых моментов и закономерностей, присущих международной политической системе, где главенствующую роль продолжают играть суверенные государства, сформулированы выводы, имеющие концептуальное и прикладное значение, которое могут и должны быть учтены при формировании новой архитектуры защиты пра человека, претендующей адекватно заменить действующую систему защиты прав человека. Эти выводы и вытекающие из них рекомендации основываются на положениях Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека, утверждающих необходимость совместного действия государств и институтов глобального управления на основе международного сотрудничества, а также общего понимания характера прав и свобод человека. Только при наличии таких условий возможно конструктивное сотрудничество суверенных государств в сфере прав человека, что в свою очередь будет служить условием всеобщего благосостояния. При отсутствии этих же условий, права человека, наоборот, становятся орудием борьбы, объектом двойных стандартов в международных отношениях и в деятельности международных правозащитных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New International Human Rights Architecture

In the conditions of deep crisis of interstate relations, negatively affecting the key components of the system of collective security based on the UN Charter, including universal human rights mechanisms, an informed discussion about the new international architecture of human rights protection as an important sphere of international and national legal order is becoming increasingly relevant and demanded. As a result of analysis and consideration of key points and patterns to what extent the conceptual, normative, and institutional foundations of the currently functioning interstate human rights protection system with its strengths and weaknesses will be required for a new international human rights protection architecture, and what factors and circumstances may play a decisive role in this endeavor. By analyzing and taking into account the key points and regularities inherent in the international political system, where sovereign states continue to play the leading role, we have drawn conclusions of conceptual and practical importance, which can and must be taken into account when building a new architecture of human rights protection that pretends to adequately replace the existing system of human rights protection. These conclusions and the resulting recommendations are based on the UN Charter and the Universal Declaration of Human Rights, which affirm the need for states and institutions of global governance to work together through international cooperation and a common understanding of human rights and freedoms. Only in the presence of such conditions is it possible for sovereign states to cooperate constructively in the field of human rights, which in turn will serve as a condition for the well-being of all. In the absence of these conditions, human rights, on the contrary, become a tool of struggle, the object of double standards in international relations and in the activities of international human rights bodies.

Текст научной работы на тему «Новая международная архитектура защиты прав человека»

5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.5.)

УДК 341.1/8 EDN: HDSOQL

5.1. Новая международная архитектура защиты прав человека

©Абашидзе Аслан Хусейнович

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), г.Москва, Россия [email protected]

Аннотация: В условиях глубокого кризиса межгосударственных отношений, негативно влияющих на ключевые составляющие системы коллективной безопасности на основе Устава ООН, включая универсальные правозащитные механизмы, все более актуальным и востребованным становится обоснованная дискуссия о новой международной архитектуре защиты прав человека, как важная сфера международного и национального правопорядка.

Целью предлагаемой работы является спрогнозировать в какой степени для новой международной архитектуры защиты прав человека будут востребованы концептуальные, нормативные и институциональные основы ныне функционирующей межгосударственной системы защиты прав человека с её сильными и слабыми сторонами какие факторы и обстоятельства могут сыграть в этом деле решающую роль. В результате анализа и учета ключевых моментов и закономерностей, присущих международной политической системе, где главенствующую роль продолжают играть суверенные государства, сформулированы выводы, имеющие концептуальное и прикладное значение, которое могут и должны быть учтены при формировании новой архитектуры защиты пра человека, претендующей адекватно заменить действующую систему защиты прав человека. Эти выводы и вытекающие из них рекомендации основываются на положениях Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека, утверждающих необходимость совместного действия государств и институтов глобального управления на основе международного сотрудничества, а также общего понимания характера прав и свобод человека. Только при наличии таких условий возможно конструктивное сотрудничество суверенных государств в сфере прав человека, что в свою очередь будет служить условием всеобщего благосостояния. При отсутствии этих же условий, права человека, наоборот, становятся орудием борьбы, объектом двойных стандартов в международных отношениях и в деятельности международных правозащитных органов.

Ключевые слова: права человека, новая международная архитектура, международная система защиты прав человека, кризис миропорядка, новый этап глобального развития, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Российская внешняя гуманитарная политика.

Для цитирования: Абашидзе А.Х. Новая международная архитектура защиты прав человека // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №3. С. 187-192. EDN: HDSOQL

V___

New International Human Rights Architecture

©Abashidze Asian Husejnovich

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba (RUDN University), Moscow, Russia [email protected]

Abstract: In the conditions of deep crisis of interstate relations, negatively affecting the key components of the system of collective security based on the UN Charter, including universal human rights mechanisms, an informed discussion about the new international architecture of human rights protection as an important sphere of international and national legal order is becoming increasingly relevant and demanded.

As a result of analysis and consideration of key points and patterns to what extent the conceptual, normative, and institutional foundations of the currently functioning interstate human rights protection system with its strengths and weaknesses will be required for a new international human rights protection architecture, and what factors and circumstances may play a decisive role in this endeavor.

By analyzing and taking into account the key points and regularities inherent in the international political system, where sovereign states continue to play the leading role, we have drawn conclusions of conceptual and practical importance, which can and must be taken into account when building a new architecture of human rights protection that pretends to adequately replace the existing system of human rights protection. These conclusions and the resulting recommendations are based on the UN Charter and the Universal Declaration of Human Rights, which affirm the need for states and institutions of global governance to work together through international cooperation and a common

understanding of human rights and freedoms. Only in the presence of such conditions is it possible for sovereign states to cooperate constructively in the field of human rights, which in turn will serve as a condition for the well-being of all. In the absence of these conditions, human rights, on the contrary, become a tool of struggle, the object of double standards in international relations and in the activities of international human rights bodies.

Keywords: human rights, new international architecture, international system protection of human rights, world order crisis, new stage of global development, UN Charter, Universal Declaration of Human Rights, Russian foreign humanitarian policy.

For citation: Abashidze A.H. New International Human Rights Architecture // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №3. Pp. 187-192. (in Russ.). EDN: HDSOQL

ВВЕДЕНИЕ

По инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и прав человека в рамках XI Петербургского Международного Юридического Форума 11 мая 2023 г. в Ро-сконгрессе (Санкт-Петербург) была организована секция под названием, как обозначена настоящая статья. Модератором секции выступил Валерий Анатольевич Фадеев - советник Президента Российской Федерации и председатель вышеупомянутого Совета. Автор благодарен организаторам секции, на которой выступили известные ученные и практики, за представленную возможность выступить в тезисном порядке и изложить некоторые ключевые аспекты темы секции. В настоящей статье читателям предлагается полная версия текста, которая была подготовлена автором для выступления на этой секции.

Начало нашего обсуждения связано с формулировкой темы секции - «Новая международная архитектура защиты прав человека», предполагающей прояснение вопроса о нормативных, концептуальных и институциональных составляющих ныне действующей международной системы защиты прав человека, которая образуется из ооновских правозащитных механизмов [А. Х. Абашидзе, 2020: 114] и системы договорных органов по правам человека [А.Х. Абашидзе, А.Е. Конева] (базирующихся на единых нормативных и концептуальных основах: на Уставе ООН, Международном билле о правах человека [Карташкин В.А., 2009], основных и других международных договоров по правам человека1, принятых в рамках или под эгидой ООН). В международную систему защиты прав человека также входят правозащитные механизмы некоторых специализированных учреждений системы ООН (например, МОТ, ЮНЕСКО) [А. Х. Абашидзе, 2020: 158], региональные правозащитные системы такие как: Европейская, Межамериканская и Африканская [А. Х. Абашидзе, 2017], а также субрегиональные правозащитные системы, как, например, такая как в рамках СНГ [Р.А. Касьянов, Е.А. Торкунова, 2015: 56-62].

Приведенное выше перечисление также образуют своего рода «архитектуру» ныне действующей международной системы защиты прав человека.

На фоне сказанного уточним вопрос: в какой степени новая международная архитектура защиты прав человека предполагает заимствования из ныне существую-

1 Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Основные международные договоры по правам человека (Нью-Йорк и Женева, 2014). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/Publications/CoreIntern ationalHumanRightsTreaties_ru.pdf (дата обращения: 17.05.2023)

щей международной системы (архитектуры) защиты прав человека?

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЕТУ

По нашему мнению, при определении новой международной архитектуры защиты прав человека необходимо в обязательном порядке учитывать ряд ключевых моментов современной международной системы, без которой невозможно достичь определённых успехов в этом деле.

Прежде всего то, что новую международную архитектуру защиты прав человека возможно нормативно оформить лишь на основе многостороннего соглашения, заключенного между суверенными государствами, которые остаются основными субъектами мировой политики, международного права и международных отношений. Более того, новая международная архитектура защиты прав человека для своего эффективного функционирования требует создания межгосударственных механизмов разного рода, например, в виде органов международных межправительственных организаций, наделенных правозащитными полномочиями, или в виде международных правозащитных механизмов в лице международного судебного органа или квазисудебного органа, состоящего из независимых экспертов.

Иначе говоря, новая международная архитектура защиты прав человека, претендующая на роль адекватного заменителя прежней международной системы защиты прав человека, образно говоря, «обречена» заимствовать базовые элементы нынешней международной системы защиты прав человека. Исходя из этого, возникает необходимость в максимальной степени учитывать, как сильные, так и слабые стороны ныне действующей международной системы защиты прав человека.

Что необходимо, на наш взгляд, в этом отношении учесть?

Начнем с того, что права человека стали объектом международного сотрудничества суверенных государств лишь после окончания Второй мировой войны, что нашло отражение в Уставе Организации Объединенных Наций. Следует отметить ряд важных моментов этого учредительного акта ООН в части прав человека:

1) Международное сотрудничество в этой сфере было продиктовано решимостью народов Объединенных Наций «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой лич-

ности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций ,..»2 (преамбула Устав ООН);

2) «Поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии...»3 предписано в ст. 1(3) Устава в качестве одной из Целей ООН;

3) Статья 55 (с) Устава четко разъясняет для какой Цели ООН необходимо содействие всеобщему уважению и соблюдению прав человека: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов.»4.

Таким образом, международное сотрудничество в сфере прав человека следует рассматривать в качестве неотъемлемой части системы коллективной безопасности, установленной после окончания Второй мировой войны и закрепленной в Уставе ООН. Именно в этом контексте следует воспринимать Цель ООН, закрепленную в ст. 1 (3) Устава ООН, начинающуюся со следующих слов: «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам ...»5. Этим также объясняется тот факт, что все шесть главных органов ООН были наделены полномочиями в сфере прав человека.

4) По ст. 56 Устава ООН «Все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в статье 55»6. Здесь следует напомнить о том, что Устав ООН был выработан государствами антигитлеровской коалиции, которых к моменту подписания насчитывалось 50 (за Польшей зарезервировали право подписи из-за отсутствия признанного великими державами законного правительства этой страны, освобожденной Советской армией от европейских фашистских оккупантов). Политическая воля государств антигитлеровской коалиции сотрудничать в сфере прав человека присутствовала и через три года после принятия Устава ООН при одобрении ГА ООН текста Всеобщей декларации прав человека в условиях так называемой «холодной войны»: из 56 государств-членов ООН ни одно государство не голосовало против резолюции ГА ООН, на основе которой была принята Всеобщая декларация прав человека (далее - ВДПЧ).

Из сказанного можно сделать не менее двух выводов, которые, по нашему убеждению, необходимо учесть при определении новой международной архи-

2 Преамбула Устава ООН (24 октября 1945 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/ full-text (дата обращения: 16. 05.2023)

3 Ст. 1 (3) Устава ООН (24 октября 1945 г.). [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 16. 05.2023)

4 Ст. 55 (с) Устава ООН (24 октября 1945 г.). [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 16.05.203)

5 Ст. 1 (3) Устава ООН (24 октября 1945 г.). [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 16. 05.2023)

6 Ст. 56 Устава ООН (24 октября 1945 г.). [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text

(дата обращения: 16. 05.2023)

текторы защиты прав человека:

1. В условиях главенствующей роли суверенных государств в международных отношениях, только при наличии политической воли и добросовестного подхода со стороны государств, возможно эффективное международное сотрудничество в сфере прав человека, что имело место при создании ООН. При отсутствии конструктивного подхода государтсв невозможно права человека удерживать в международно-правовых рамках; сфера прав человека превращается в политическое оружие борьбы и в объект двойных стандартов в международных отношениях.

В подтверждение сказанному можно привести результат голосования по резолюции ГА ООН под названием «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» (декабрь 2022 г.), которая с 2004 г. принимается ежегодно в системе ООН (в начале Комиссия ООН по правам человека, а затем на уровне ГА ООН) по инициативе Российской Федерации7. За резолюцию проголосовали - 120 государств, воздержались — 10 государств, против — 50 государств, среди которых все государства Оси и ведущие государства из антигитлеровской коалиции, такие как США, Франция, Великобритания и Польша. Среди них оказалась и Украина. В связи с этим не лишним будет напомнить государствам Оси, на каких основаниях они были приняты в члены ООН в соответствии со ст. 4(1) Устава: «Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять»8.

Мы не можем судить от имени ООН, однако, по нашему суждению, те государства -сателлиты по Оси, которые были приняты в члены ООН, голосуя против таких актов ООН, которые осуждают фашизм и современные его проявления, открыто показывают всему миру, что они уже не «желают» выполнять обязательства по Уставу ООН в том числе в сфере прав человека. Следовательно, эти государства уже не только не привержены решимости, провозглашенной в преамбуле Устава ООН, «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе»9, но они, наоборот, открыто поддерживают нацистские режимы и выступают в качестве поджигателей войны в условиях перенасыщенного мира оружием массового уничтожения.

2. Другой наш вывод связан с необходимостью наличия международного институционального механизма, в рамках и при содействии, которого возможно сотрудничество государств в гуманитарной сферы, включая права человека. В настоящее время таковой является

7 РБК новости. ГА ООН приняла российскую резолюцию о «борьбе с героизацией нацизма» (16 декабря 2022). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/16/12/2022/639b8f009a7 9477a50027c51 (дата обращения: 16.05.2023).

8 Ст. 56 Устава ООН (24 октября 1945 г.). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 16. 05.2023).

9 Преамбула Устава ООН (24 октября 1945 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/ full-text (дата обращения: 16. 05.2023).

ООН со своими правозащитными механизмами и системой договорных органов по правам человека. В данном контексте вопрос заключается в следующем: предполагается ли, что новая международная архитектора защиты прав человека выступит в качестве неотъемлемой части нового типа миропорядка и отсюда вытекающими международно-правовыми последствиями или же она мыслится в отрыве от неё.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ - РЕШАЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В любом случае новая международная архитектура защиты прав человека предполагает согласование между государствами-участниками международного сотрудничества базового международного документа по правам человека. В действующей международной системе защиты прав человека таким документом является ВДПЧ, которая имеет рекомендательный характер, на основе которой были приняты важные международные договоры по правам человека, включая два Международных пакта по правам человека.

Очевидно, что формирование новой международной архитектуры защиты прав человека требует совместных усилий государств. На данном этапе мирового развития важным стратегическим партнером России в том числе в деле определения новой международной архитектуры защиты прав человека выступает КНР, что было подтверждено лидером КНР во время его недавнего визита в Москву. В связи с этим следует напомнить о том, что при голосовании за Всеобщую декларацию прав человека в ООН в 1948 г. Китай поддержал резолюцию (тогда Китай в ООН представляло правительство Чан Кайши), а СССР тогда воздержался. По состоянию на сегодняшний день КНР не является участницей Международного пакта о гражданских и политических правах, а РФ, как продолжатель всех многосторонних договоров СССР по правам человека, является участницей обоих Международных пактов по правах человека10.

Возникают вопросы: на каких концептуальных и нормативных основах могут сотрудничать РФ и КНР и будут ли они совместно формировать новую международную архитектуру защиты прав человека? В какой степени положения Всеобщей декларации прав человека будут востребованы для заимствования новой международной архитектурой защиты прав человека?

Для ответа на эти вопросы и для правильной ориентации по совместным действиям можно сослаться на Совместное заявление Российской Федерации и Китайской народной республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и о глобальном устойчивом развитии от 4 февраля 2022 г. В нем две мировые державы выразили намерение «строго придерживаться моральных принципов и ответственности, решительно отстаивать международную систему, в которой ООН принадлежит центральная координирующая роль в международных делах, отстаивать миропорядок, основанный на международном праве,

10 List of Countries which have Signed, Ratified/Acceded to the International Covenant on Civil and Political Rights, New York, 16 December 1966. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-4&chapter=4&clang=_en (дата обращения: 15.05.2023).

включая цели и принципы Устава ООН, продвигать многополярность и содействовать демократизации международных отношений, сообща выстраивать еще более процветающий, стабильный и справедливый мир, вместе создавать международные отношения нового типа»11.

Таким образом, на РФ и КНР, как на постоянных членов СБ ООН, ложится основанная нагрузка на «новом этапе глобального развития» по созданию справедливой многополярной системы международных отношений нового типа при сохранении центральной координирующей роли ООН в международных делах на основе международного права.

По оценке президента РФ В.В. Путина нынешний кризис международных отношений и в мировой политике, по сути, кризис концептуальный и даже ци-вилизационный. «Это кризис подходов, принципов, определяющих само существование человека на зем-ле»12, которые, по убеждению президента России, необходимо серьезно переосмыслить или скорректировать. При этом подлинную ценность нужно отстаивать всеми силами13.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА -ОСНОВА И ГАРАНТИЯ НОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

На фоне сказанного попытаемся ответить на вопрос: насколько ВДПЧ вписывается в Китайскую концепцию о построении «Сообщества единой судьбы человечества», а также в усилия России по формированию справедливой многополярной системы международных отношений и в решимость обеих держав твердо отстаивать незыблемость итогов Второй мировой войны и сложившийся послевоенный миропорядок, защищать авторитет ООН и справедливость в международных отношениях?

Отвечая на данный вопрос, следует иметь ввиду ряд очевидных обстоятельств, ВДПЧ является не только первым правозащитным актом ООН, но и первым актом в истории человечества, в котором нашло закрепление каталог прав человека, отраженных в различной степени в трудах древних мыслителей, философов эпохи возрождения, французских философов - просветителей, в национальных политических и правовых актах, в конституциях ряда стран (включая конституцию СССР) в виде следующих категорий: гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права человека.

Во ВДПЧ нашли отражения эти категории прав человека в их неделимом и взаимосвязанном виде, как необходимые для обеспечения достоинства человеческой жизни и личности.

Восприятие ВДПЧ государствами превзошло все вообразимые высоты: в 1999 году текст ВДПЧ был внесен в книгу рекордов Гиннеса за его перевод на множество

11 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии от 04.02.2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ supplement/5770 (дата обращения: 15.05.2023).

12 Из стенограммы выступления В.В. Путина в пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» от 21.10.2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin. ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 15.05.2023).

13 Там же.

языков и диалектов (298). Этот рекорд был обновлён в 2009 г., когда число языков перевода достигло 370. По состоянию на 2016 г. число переводов текста ВДПЧ превзошло 500. 501 перевод её текста выполнен на диалекте языка коренного народа кечуа, на котором говорят на север-западе Боливии примерно 116 тыс. чел14.

В условиях, когда так называемый Коллективный запад с помощью каких-то правил пытается подменить понятия и смысл прав человека, чрезвычайно важным становится наличие ВДПЧ, как согласованного и широко признанного международного правозащитного акта, разработанного в соответствии с Уставом ООН, которая выступает преградой псевдочеловеческим «ценностям», навязываемые меньшинством большинству в глобальном измерении.

Следует также отметить два важных положения, зафиксированных в преамбуле ВДПЧ о том, что (а) данная Декларация принята в качестве задачи, к чему должны стремиться все государства и народы, и том, что (б) «всеобщее понимание характера» прав и свобод человека «имеет огромное значение для полного их выполнения»15. По нашему мнению, все эти положения, связанные с ВДПЧ, могут служить опорой новой международной архитектуре защиты прав человека. В этом деле востребованными могут быть также другие положения, отраженные в преамбуле ВДПЧ, а именно: права человека должны охраняться «властью закона» (Об этом утверждал французский философ-просветитель Вольтер: он признавал за каждым индивидом существование неотъемлемых естественных прав (свобода, равенство, собственность и безопасность), необходимость их защиты со стороны «позитивного закона»; признание о том, что «достоинство присущее всем членам человеческой семьи» и «ценность человеческой личности». В этом последнем контексте можно отметить, что данное положение нашло закрепление в ст. 2 Конституции РФ 1993 г. в следующем виде: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»16.

Достоинство человека, признанное во ВДПЧ, вытекает из её же другого положения о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»17, что является повторением положений из Французской декларации прав человека и гражданина: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»18. Вместе с тем, следует отметить,

14 Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека. Новый рекорд: Всеобщая декларация прав человека переведена более чем на 500 языков мира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ohchr.org/ru/human-rights/universal-declaration/ new-record-translations-universal-declaration-human-rights-pass-500 (дата обращения: 16.05.2023).

15 Преамбула Устава ООН (24 октября 1945 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/ full-text (дата обращения: 16.05.2023).

16 Ст. 2 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_28399/3d601956a40c421d1a01bd454636753478105a7a/ (дата обращения: 15.05.2023)

17 Ст. 1 Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 15.05.2023)

18 Ст. 1 Декларация прав человека и гражданина (26 августа 1789 г.).

что во ВДПЧ не нашло отражение важное положение Французской декларации об «естественном, неотъемлемом и священном» характере прав человека (к чему относятся «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»). Однако, их можно найти в региональных правозащитных актах и конституциях некоторых стран.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В Конституции РФ 1993 г. содержится положение, придающее правам человека источниковую способность: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»19.

Все эти положения по сути концептуального характера вполне применимы для любой новой модели международной архитекторы защиты прав человека.

В этом деле весьма полезным ориентиром также могут служить недавно утвержденные указами президента РФ основы и концепции государственной политики России. В частности, в Концепции внешней политики РФ от 31 марта 2023 г. приоритетными направления в рассматриваемой сфере определено формирование справедливого и устойчивого мироустройства. РФ стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы сохранение культурно-цивилизационной самобытности на следующих принципах: «многообразие культур, цивилизаций и моделей организации общества, отказ всех государств от навязывания другим странам своих моделей развития, идеологических и ценностных установок, опора на единый для всех мировых традиционных религий и светских этических систем духовно-нравственный ориентир»20;

В целях содействия адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира РФ намерена уделять приоритетное внимание: «восстановлению роли ООН в качестве центрального координирующего механизма в согласовании интересов государств - членов ООН и их действий по достижению целей Устава ООН»21 и «консолидации международных усилий, направленных на обеспечение уважения и защиты универсальных и традиционных духовно-нравственных ценностей (в том числе этических норм, общих для всех мировых религий), нейтрализацию попыток навязывания псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, приводящих к утрате человечеством

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/France/xVШ/1780-1800/Dokumenty_fr_rev_1789/texthtm (дата обращения: 15.05.2023)

19 Ст. 18 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_28399/зd601956a40c421d1a01bd454636753478105a7a/ (дата обращения: 15.05.2023)

20 П. 7 ст. 18 Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rg.ru/documents/2023/03/31/prezident-ukaz229-site-dok.html (дата обращения: 15.05.2023)

21 П. 3 ст. 19 Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rg.ru/documents/2023/03/31/prezident-ukaz229-site-dok.html (дата обращения: 15.05.2023)

традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов»22.

В Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей от 09.11.2022 г. дано определение и перечислены традиционные российские духовно-нравственные ценности, подлежащие защите российском обществом. Согласно этому документу «традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России»23.

22 П. 7 ст. 18 Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rg.ru/documents/2023/03/31/prezident-ukaz229-site-dok.html (дата обращения: 15.05.2023) П. 7 ст. 18 Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2023/03/31/prezident-ukaz229-site-dok.html (дата обращения: 15.05.2023)

23 П. 4 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 15.05.2023)

ЛИТЕРАТУРА

1. Договорные органы по правам человека: учебное пособие / А.Х. Абашидзе, А.Е. Конева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: РУДН, 2015. - 437 с.

2. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. М.: Норма, 2009. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Международная защита прав человека : учебник / А. Х. Абашидзе, А. И. Абдуллин, Е. С. Алисиевич [и др.]; под ред. А. Х. Абашидзе. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : РУДН, 2020. - 510 с.

4. Р.А. Касьянов, Е.А. Торкунова Обеспечение прав человека на постсоветском пространстве // Вестник МГИМО. 2015. № 5 (44). С. 56-62.

5. Региональные системы защиты прав человека: учебник для бакалавриат и магистратуры / под ред. А.Х. Абашидзе. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство, Юрайт, 2017. - 378 с.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».

К традиционным ценностям относятся: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»24.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно ценности, которые нашли закрепления на уровне Основ государственной политики России, могут служить неисчерпаемым источником дальнейшей национальной и международной правотворческой деятельности России в сфере прав человека и являться важней гарантией для эффективного осуществления Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом от 5 сентября 2022 г.25

24 П. 5 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 15.05.2023)

25 Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 г. № 611 Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/48280 (дата обращения: 15.05.2023).

REFERENCES

1. Human Rights Treaty Bodies: Textbook / A.Kh. Abashidze, A.E. Koneva. - 2nd ed. revised and supplemented - Moscow: PFUR, 2015. - 437 p.

2. Kartashkin V.A. Human rights: international protection in the context of globalization. Moscow: Norma, 2009. 288 p.

3. International protection of human rights : textbook / A.Kh. Abashidze, A.I. Abdullin, E.S. Alisievich [and others]; edited by A.Kh. - 2nd edition, revised and supplementary ed. - Moscow : PFUR, 2020. - 510 p.

4. Kasyanov R.A., Torkunova E.A. Ensuring Human Rights in the Post-Soviet Space // Vestnik MGIMO. 2015. № 5 (44). Pp. 56-62.

5. Regional Systems of Human Rights Protection: Textbook for Bachelor's and Master's Degree / ed. by A.Kh. - 2nd ed., revised and extended - M.: Publishing house, Yurite, 2017. - 378 p.

Статья поступила в редакцию 04.05.2023, принята к публикации 29.05.2023 The article was received on 04.05.2023, accepted for publication 29.05.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Абашидзе Аслан Хусейнович, д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой международного права Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), Вице-председатель Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, Заслуженный юрист Российской Федерации. SPIN-код: 8944-1427; E-library ID: 252478; ScopusID: 56364775300; ORCID: 0000-0003-0012-8795. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Abashidze Aslan Husejnovich, Dr.Sci.(Law), Professor, Head of the International Law Department of the Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba (RUDN University), Vice chairman of the United Nations Committee on Economic, Social and Cultural Rights, Honoured Lawyer of the Russian Federation. SPIN-code: 8944-1427; E-library ID: 252478; ScopusID: 56364775300; ORCID: 0000-0003-0012-8795. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.