268 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
НОВАЯ ФОРМА СТРАНОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ: МОТИВЫ И МЕХАНИЗМЫ
РАЗВИТИЯ
О коллективной монографии «Шанхайская организация сотрудничества: экономическая интеграция и национальные интересы»
Ю. К. Перский
В конце 2010 г. достоянием научной общественности стала коллективная монография «Шанхайская организация сотрудничества: экономическая интеграция и национальные интересы» под общей редакцией академика РАН А. И. Татаркина, академика РАН В. А. Черешнева, д. э. н., профессора А. Ф. Расулева. Книга подготовлена рядом авторов, представляющих научные коллективы академических организаций и университетов, а также органы государственной власти и управления стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества.
Авторы представили содержательное многоаспектное исследование сущностных характеристик интеграционной общности, уникальной для практики мирохозяйственного взаимодействия. Можно отметить две наиболее примечательные для ШОС особенности происходящих интеграционных процессов. С одной стороны, государства, входящие в ШОС (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Китай), имеют богатый опыт экономического и политического взаимодействия и сотрудничества, что, несомненно, является базовой предпосылкой эффективной интеграции. С другой стороны, для них характерен выраженный дуализм институциональных преобразований, а именно — синхронно протекающие процессы конкурентно-рыночной и постиндустриальной трансформации сложившихся социально-экономических систем, особенно в России и Китае. Это порождает определенные методологические трудности в решении таких назревших проблем, как повышение конкурентоспособности и изменение структуры национальных экономик на инновационной основе. Поэтому вполне объяснимо стремление авторов к глубинному анализу возможностей своих локальных экономик и ШОС в целом к модернизации существующих механизмов поведения и моделей интеграции, что принципиально важно для обеспечения устойчивого иммунитета к современным вызовам и быстрым изменениям. Не менее важными при этом, с позиции эффектов траектории предыдущих периодов (по Д. Норту), являются намерения авторов предложить дополнительные обоснования сохранения преемственности в развитии.
В ряду мотивов страновой интеграции авторы аргументированно отмечают объединяющий стратегический мотив — национальные, национально-государственные экономические интересы, значение которых в условиях сегодняшних мировых реалий уже вышло за рамки традиционных объектов взаимоотношений между странами. Именно в таком контексте обнаруживают себя общий замысел, логика, структурное построение и содержание монографии.
Как следует из тщательно выполненного анализа концепций и доктрин интеграции, в работе получила развитие геоэкономическая идея интеграции, суть которой заключается в переходе от существующей еще во многих странах одноплоскостной экспортно-импортной торговой модели к воспроизводственно-сетевой модели. В таком случае речь идет о модернизированной модели национальной экономики, которая является не только структурной, но и воспроизводственной составляющей мировой экономики, выражением новой сетевой кластерной сущности интеграции, когда существует мировая организационно-технологическая воспроизводственная цепочка по выпуску «мирового товара» — продукта «мирового кластера». Именно эта модель открывает для национальных экономик (особенно для развивающихся стран) конкурентные возможности для открытого доступа и полноценного участия в мировых инновационно-инвестиционных процессах и, следовательно, в перераспределении мирового дохода; создаются необходимые предпосылки для гармоничного развития страновых экономик в системе интеграционных связей уже нового типа.
В рамках такой теоретико-методологической позиции заслуживает внимания толкование изменяющейся сущности разделения труда, где на смену административно-политическим границам создания продукта приходят экономические границы. Именно они будут определять истинный смысл международного разделения труда (оно становится, как замечают авторы, межанклавным, межкорпоративным).
Исследования динамики предыдущего экономического развития в разрезе отдельных, значимых отраслей национальных хозяйств (энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура), а также финансовой и банковской деятельности позволили оценить как реальный потенциал интеграции национальных экономик в мировые производственно-финансовые сети, так и реальные проблемы новой интеграции. Прежде всего — это проблема институционального обеспечения многосторонних и двусторонних связей в ШОС, затрагивающая такие аспекты, как: фундаментальное
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 269
обоснование общего вектора институционализации экономик стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества; развитие институтов функционирования региональных и межрегиональных отраслевых рынков; институты, определяющие развитие и политику миграционных процессов в отдельных странах. В этой связи примечателен анализ феномена китайской миграции. По существу, сочетание, эффективное взаимодействие миграционной и экономической политики государства по отношению к миллионам граждан этой страны, проживающих за ее пределами, стало для экономики Китая ее несомненным конкурентным преимуществом. Очевидно, есть большой смысл в том, чтобы использовать китайский опыт в области внешней трудовой миграции в интересах российского государства и других государств — членов ШОС.
В качестве самостоятельного предмета теоретико-методологического и прикладного анализа представлены политика и стратегии развития стран ШОС в условиях глобальных рисков. Авторы обстоятельно раскрывают системные причины возникновения мирового финансово-экономического кризиса. Обработка больших массивов данных о состоянии структуры национальных экономик, в том числе экономик стран ШОС, позволила им с высокой долей вероятности оценить страновой потенциал противодействия кризису у стран с различным уровнем экономического развития. Деформация структуры экономик многих развитых стран в сторону финансового спекулятивного сектора и, следовательно, в ущерб сектору реальной экономики, поставила под угрозу многие национальные экономики.
Анализ мирового опыта противостояния системным мировым кризисам, а также осмысление современных тенденций мирового развития позволили авторам предложить комплекс обоснованных решений по стратегическому взаимодействию стран ШОС, и прежде всего в области развития промышленных и инфраструктурных отраслей, развития финансовых рынков и совершенствования их институтов в целях противостояния спекулятивным и иным негативным тенденциям. Достаточно специфическую форму в этой связи приобретают формы и методы государственного регулирования, когда необходимо создавать условия для их кооперации и взаимодействия с учетом особенностей экономик и способов регулирования, особенностей накопленного опыта трансформации каждой из национальных экономик.
В книге не без оснований актуализируется необходимость разработки для стран — участниц ШОС альтернативных моделей развития, которые бы синтезировали возможность конструктивного использования позитивных экономических и финансовых инструментов развитых рыночных экономик, с одной стороны, и формирование иммунитета к применению нежелательных инструментов этих экономик — с другой.
Можно полагать, что настоящая монография будет полезна и интересна широкому кругу читателей как в академической, так и в образовательной среде, практическим работникам предприятий и организаций, работникам сферы управления. Она оставляет благоприятное впечатление своей фундаментальностью, основательностью и «незавершенностью», поскольку создала отличный задел для будущего осмысления еще далеко нерешенных проблем.