ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 68-70.
УДК 130.2; 303.01+070 Н.Н. Мисюров
«НОВАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ» ТЕЛЕВИДЕНИЯ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ:
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
Рассматриваются философские проблемы телевизионной коммуникации, обусловленные ролью журналистики в формировании гражданского общества. Анализируются факторы и обстоятельства, определяющие значимость информации для социальной интеграции, а также общественные функции телевидения. Доказывается, что массовому сознанию навязывается фрагментированная картина действительности -«новая достоверность» телевидения. Констатируется, что в информационном обществе телевидение является диалогической, интерактивной и «тотальной» коммуникацией с целевой аудиторией.
Ключевые слова: информационное общество, социальная интеграция, средства массовой коммуникации, общественные функции телевидения, массовое сознание.
Общество существует в человеческом сознании как контакт и взаимодействие некоторых людей, коммуникация становится ключевым моментом самореализации индивидуума и отправной точкой формирования самосознания социума. Способность человека к самосовершенствованию не обусловлена природой, она принадлежит к сфере свободы. Человек как публичная персона должен обладать высоким потенциалом гражданственности (эта основа социальности выступает одной из первичных структур сознания). Социальное благополучие предполагает удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, а также «чувство общности», удовлетворенность межличностными связями и статусом в своем ближайшем окружении; все это реализуется в процессе коммуникации. «Шкалу ценностей» транслируют средства массовой информации.
Ценностные ориентации управляют зрителем на всех этапах коммуникации: от выбора программы, через поиск интерпретативной стратегии, до оценки и реакции. Телевизионная коммуникация в условиях глобализации мира, открытого общества нивелирует ценности посредством внедрения в массовое сознание «демократических стандартов» мышления и мировосприятия. Сообщество телезрителей может быть интерпретировано как коммуникативная модель, «отпечаток» общества как «матрицы». Социальные отношения в обществе нового информационного типа определяются эфирно-симпатическими переживаниями собирательной аудитории современного телевидения. Многообразие общественных функций телевидения (информационная, организаторская, образовательная, рекреативная, интегративная и др.) существенным образом видоизменяет идеальную модель в реальной практике. Взаимосвязь массовой коммуникации и массового сознания - контрапункт современного информационного общества; в простирающемся эфире телевидения идея личности реализуется более полно, нежели в «проблемно-тематическом поле» любой другой коммуникативной подсистемы массовой культуры. Взаимодействие телевидения и политики, телевидения и культуры узаконивает коммуникативные формы и способы социальной интеграции. Процессы глобализации и специализации способствуют формированию смешанных моделей (сосуществование государственного, общественного и коммерческого телевидения в одном программном пространстве).
© Н.Н. Мисюров, 2015
«Новая достоверность» телевидения и массовое сознание: философские аспекты...
69
Феномен «массового сознания», противоречивый по содержанию и смыслу, является одним из результатов информатизации современного общества. Во всяком акте коммуникации осуществляется симпатический опыт, но именно мир телевидения в сознании человека представляется «микрокосмом», к которому он ощутимо для себя самого принадлежит. В тотальности таких актов коммуникации заключается социально-философский смысл гражданского общества. Массовая культура - определяющая дефиниция индустриального века - обладает рядом несомненных достоинств, которые могут быть использованы для совершенствования духовной жизни общества (демократизм, широта и доступность культурных ценностей, распространение общезначимых норм и традиций, способствующих интеграционным процессам в обществе). Однако проблема повседневной практики - количественное преобладание передач «для большинства»; куда более острой является проблема качества информационного и художественного продуктов телевидения. Преобладающая тенденция - гомогенизация культуры, рост ее однообразия на базе не высших, а низших образцов, что ведет к информационной энтропии, к застою в духовной жизни общества. Такова, согласно критическим оценкам, природа телевидения.
Коммуникация представляет собой тип объектно-субъектных отношений; главным условием возникновения диалогических отношений признается наличие коммуникативной интенции. Коммуникация представляет собой также социальную реализацию информации (залог демократического развития общества), подлинная интеграция общества обеспечивается путем коммуникационного понимания. Содержание понятия «демократия» конкретизируется как диалог между гражданами и властью, различными политическими силами, направленный на выработку общего мнения и принятия необходимых коллективных решений.
Гражданское общество - базовая характеристика действительной цивилизации, в которой основополагающее значение имеют институты демократии, обеспечивающие существование и деятельность граждан в публичной сфере жизни общества. Это сфера спонтанно возникающих и проявляющихся связей. Политическая, экономическая, социальная, культурная автономность сограждан, их законные права и свободы суверенных субъектов социальных отношений во многом зависят от формы и характера самореализации гражданина. Политические конфликты развертываются в России зачастую именно в коммуникативной сфере. СМИ и Интернет формируют дифференцированные, противостоящие друг другу сообщества по «группам интересов», инфор-
мационная картина мира значительно искажается. Естественное развитие демократических процессов нарушается, замедляется становление самосознания подлинно гражданского общества. Едва оформившаяся новая общественная парадигма испытывается на прочность в нынешних непростых обстоятельствах общественно-политического развития страны и общества, крайне неустойчива и порождает противоречивые тенденции.
Телевидение (знаково-коммуникативная подсистема массовой культуры) - сложный, комплексный процесс деятельности, осуществляемой определенными субъектами, ставящими перед собой многообразные цели общения с другими, различного рода социальными субъектами и объектами и использующими для этого специфические информационные, семиотические, лингвистические, иконографические и другие средства. Исследователи выделяют четыре практические линии поведения средств массовой коммуникации: демагогическую (телевидение
как средство реализации целей рекламодателей); догматическую (аранжировка сообщений в духе определенной идеологии); эклектическую (снабжение индивида определенными сведениями в области общекультурного наследия человечества); социодинамическую (наиболее полно выражающую процесс производства, распространения и потребления культурных ценностей в средствах массовой коммуникации).
Общечеловеческие, социальные и культурные потребности общества и отдельных индивидуумов переосмысливаются субъектами коммуникационной системы телевидения, воплощаясь в определенные цели деятельности. Безграничное количество многообразных «текстов» (пропущенных сквозь призму интертекстуальности) смешиваются в процессе такой направленной коммуникации и становятся моделями реального мира. Телевидение называют системой, реализующей все, что можно реализовать (искажение картины мира заложено в ее функциях наряду с другими, конструктивными). Осваиваемая действительность как бы «переформатируется» в соответствии со сложившейся системой знаков; в виртуальном мире, созданном телевидением, сообщения или же образы перекодируются зрителем на свой лад, в соответствии с собственными представлениями о мире, но в духе «общепринятого».
Телевидению доступен весь мир, его «иконографические» образы служат важнейшим синтетическим коммуникативным средством освоения внешнего и внутреннего мира человека, а также визуального общения человека с себе подобными, ныне живущими, предшественниками и потомками. Классическая философия утверждала,
70
Н.Н. Мисюров
что общественно-политическое, духовное, культурное развитие всецело определяется способом производства, а последний - уровнем развития техники, современные философские учения допускают, что технический прогресс подчинен целям культуры. Телевидение создает новую достоверность, при этом зачастую оперирует скорее модусами правдоподобия. Манипулирование общественным мнением на уровне массового сознания приводит к тому, что многочисленные каналы информации создают фрагментированную картину действительности, далекую от подлинной реальности.
Рыночное умонастроение трактует искусство, науку, религию, политику как предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания. Образование новых форм информационного пространства, развитие новейших технологий способствует появлению новой усредненной «системы образов», навязываемых всему обществу и каждому человеку в отдельности. Человеку реальному трудно дается существование в
«поврежденной» шкале ценностей, которую позиционируют и транслируют средства массовой коммуникации. Бурное развитие новых коммуникационных технологий спровоцировало расширение поля интерактивности. Коммуникация стала использоваться в целях имитации интерактивного взаимодействия. В массовое сознание настойчиво внедряется целая система ложных ценностей, направленных на разрушение интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы личности. Настоящая деятельность подменяется симуляцией. Благодаря телевидению информация мгновенно облетает мир, однако нередко вступает в конфликт с психологией телезрителя в различных частях света, вызывает неожиданные реакции и порождает порой непредсказуемые, никак не предполагавшиеся интерпретации. Расширение глобальных систем коммуникации встречает растущее сопротивление в локализованных (национальных, региональных и др.) аудиториях. «Сбои» в межкультурной коммуникации - серьезная проблема, нуждающаяся в теоретическом осмыслении.