Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №1
НОВАЯ ДИДАКТИКА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В. М. КАЗАКЕВИЧ
(ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; e-mail: [email protected])
Представлен инновационный подход к теории обучения как информационному коммуникационному процессу. Раскрыта компонентная структура учебной коммуникации и показана ее модель. Дана инновационная трактовка метода обучения как формы движения содержания. В новом информационном аспекте даны характеристики таких понятий как: прием и способ обучения; техника, методика, дидактика и технология обучения.
Ключевые слова: информация, интериоризация, экстериоризация, учебная коммуникация, метод, прием, способ, техника, методика, дидактика и технология обучения.
Обучение как информационный коммуникационный процесс
В дидактике дефиниция «обучение» в разных источниках имеет различную интерпретацию . Большинство из них сводится к определению целей обучения и их обобщенному описанию (Т . А . Ильина, Л . П . Крив-шенко, И . Ф . Харламов, Б . А . Голуб и многие другие авторы [2, 5, 11, 18, 21]). Обучение определяется как «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» [5: 202].
В зарубежной педагогике можно встретить два базовых понятия в данной предметной области педагогики: научение и учение Так, у Э . Стоунса обучение выступает как некая интегральная характеристика системного воздействия на ученика - научение связывается с конкретной познавательной деятельностью этого ученика - учением [16: 31]. Сходного дуального подхода придерживается известный дидакт П . И . Пидкасистый . С той или иной вариацией эти трактовки обучения повторяются во многих других работах по педагогике и дидактике [3, 4, 12].
В целом обобщение многих дефиниций показывает следующее
Процесс обучения, в наиболее употребительном у педагогов социальном смысле этого понятия, означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию), в специально созданных условиях, социокультурного общественно-исторического опыта, которым владеет один человек или группа людей, другому человеку или группе для
ускорения и обеспечения бесконфликтности их адаптации к социуму посредством побуждения к усвоению этого опыта .
Отображенные и представленные субъектами процесса обучения во внешнем и внутреннем плане сведения об опыте выбранной для обучения области социокультурного или жизненного опыта есть учебная информация.
Под учебной информацией понимаются педагогически препарированные сведения, сущность которых задана социальными целями передачи опыта познавательной, созидательной и преобразующей деятельности в какой-либо предметной области науки или общественной практики . Во внешнем проявлении учебная информация - это сведения об изучаемом предмете, представленные в форме материальных объектов, их образов, сигналов, знаков, символов и передаваемые одними людьми для восприятия и усвоения другим людям, непосредственно или опосредованно с использованием технических средств
Информационная коммуникационная теория процесса обучения основывается на следующих трёх постулатах .
I . В обучении педагога и ученика связывает только учебная информация, которую они в той или иной материальной форме передают друг другу при непосредственном или опосредованном общении.
II. Передача информации от педагога к ученику и от ученика к педагогу, их общение в процессе учебной деятельности есть вид коммуникации или обмен сведениями (информацией) [15: 617]. Нами была разработана модель обучения как коммуникационного процесса на основе модели коммуникации технических устройств К . Шеннона [14: 14] и вербальной модели социальных коммуникаций Р . Якобсона [18: 143-144].
Учебная информационная коммуникация
1 . «Педагог» - источник информации . 2 . «Учащийся» - приемник информации 3 Контекст - прединформация, договоренность о теме сообщения . 4 . Сообщение - содержание информации . 5 . Код - язык представления информации, правила языка 6 Каналы связи - средства передачи и приема информации субъектами процесса обучения 7 Передача сообщения . 8 . Приём информации . 9 . Фильтр «педагога» - программа научения . 10 . Фильтр «учащегося» - субъективная программа учения 11 Сеть шумов при передаче информации - помехи, искажающие сведения и приводящие к потере информации . 12. Сеть шумов при приеме информации - помехи, искажающие сведения и приводящие к потере информации 13 Обратная связь - реакция на сообщение «учащегося» или «педагога», выраженная в их ответной информации
14 . Действия «учащегося» или «педагога» по применению полученной информации .
III. В основе обучения лежат два психических процесса: эксте-риоризация и интериоризация информации
Под интериоризацией (лат. interior - внутренний) понимают формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней деятельности . Экстериоризация (лат. exterior - наружный, внешний) рассматривается как внешние действия, высказывания и т .д . обусловленные внутренними психологическими структурами .
В соответствии с данными выше тремя постулатами об обучении, как информационном процессе, была дана соответствующая понятийная трактовка процесса обучения как информационного коммуникационного процесса
Обучение представляет собой информационный коммуникационный процесс представления во внешнем плане и передачи обучающим учебной информации (процесс экстериоризации), её усвоение (процесс интериоризации) и воспроизведение обучаемым (процесс экстериоризации) в практической деятельности или материализованном предъявлении информации при контроле качества ее усвоения.
Метод обучения как форма движения содержания
Управление обучением, как информационным коммуникационным процессом, осуществляется посредством методов обучения В общефилософском толковании метод определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность Во-первых, по семантике в русском языке метод и способ - это синонимы . Во-вторых, метод не есть сама деятельность, а только образ деятельности, выражающий её структуру .
Это акцентировал в своё время польский дидакт В . Оконь . Он характеризовал метод обучения как «апробированную и систематически функционирующую структуру деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемую для осуществления запрограммированного изменения в личности учащихся» [10: 262].
Изначально набор дидактических категорий, традиционно определяемых сейчас как методы обучения, был введен в педагогику в начале тридцатых годов прошлого века вместо методов запрещенной в СССР педологии (в современной трактовке - психопедагогики). Родоначальником того, что в нашей дидактике называется методами обучения был ученый-педагог М . М . Пистрак [13]. По мнению академика М . И . Мах-мутова, так возникли и стали нормативными в нашей дидактике «новые» методы обучения [8].
Семантическая размытость и сущностная неоднозначность определения сущности и признаков метода обучения породили и порождают до сих пор смысловую неопределенность в трактовке этой компоненты учебного процесса . Ярким примером этому может быть так называемый «метод проектов или проектный метод», который выражает не образ обучающего действия, а форму его организации . На эту подмену метода обучения на форму организации обучения, в свое время, обратил внимание профессор С . А . Шапоринский [17].
Одной из первых фундаментальных работ в области построения новой системы методов обучения была работа И . Я . Лернера и М . Н . Скат-кина [6]. В их работе представлены классификации различий и связей методов работы педагога и обучающегося
Попытки построить систему взаимосвязанных методов преподавания и учения осуществлялись как путем дополнения к имеющимся методам новых методов, так и через создание оригинальных бинарных пар . Это, например, работы Р . А . Назимова [9] и М . И . Махмутова [7].
Для выражения семантической определенности категории «метод обучения» необходимо обратиться к общенаучной философской трактовке метода . Такая трактовка сущности метода в научном познании окружающей действительности была предложена Г . Гегелем в его работе «Наука логики» [1: 32-33]. Он трактовал метод как «форму движения её содержания» .
Рассматривая процесс обучения как управляемый процесс познания, трактовку метода обучения можно дать в ключе интерпретации метода научного познания Применительно к процессу обучения, как информационному процессу, в котором предметом преобразований является учебная информация, можно дать в первой итерации следующее определение метода обучения
Методом обучения называется основанная на законах или закономерностях форма движения и / или преобразования учебной информации об опыте их познавательной, созидательной и коммутационной деятельности, применяемая субъектами обучения в процессах экстериоризации и интериоризации сведений, содержание и востребованность которых для них заданы социально необходимым и личностно значимым целеполаганием.
В этом строгом смысле понимания данной дидактической категории, методов открыто не так уж и много Это построенный на динамическом стереотипе метод формирования двигательных навыков А . К . Гастева, это метод скорочтения и запоминания информации О А Андреева, базирующийся на законах и закономерностях зрительного восприятия знаковой информации, это метод погружения в учебную информацию Г . К . Лозанова, основанный на суггестии .
Форма движения содержания в действиях конкретных субъектов процесса обучения имеет специфические особенности, отражающие их личностные особенности при экстериоризации и интериоризации информации Она должна выражаться отличной от метода смысловой категорией, которая называется прием обучения (прием преподавания или научения и прием учения).
Прием обучения - это вариант персонифицированного проявления формы движения содержания обучения (учебной информации) в деятельности конкретной личности, примененный ею с учетом своих особенностей, в наличествующих условиях и средствах реализации. В строгом смысле прием обучения уникален .
Способ обучения - это вариант обобщенного выражения подобных друг другу приемов обучения разных субъектов, в характеристике которого исключены черты индивидуальности проявления приемов обучения, реализуемых в одинаковых условиях обучения. В способах выражаются те основные одинаковые элементы, которые феноменологически проявляются в приемах обучения у всех субъектов
С позиций данных дефиниций метода обучения, приема обучения и способа обучения можно понятийно характеризовать технику обучения, методику обучения, методологию обучения (дидактику) и технологию обучения
Техника обучения выражает собой совокупность индивидуальных приемов деятельности конкретного субъекта обучения (учителя или учащегося) в определенных условиях с заданным набором средств
Методика обучения характеризуется совокупностью способов обучения, обеспечивающих возможность достижения цели обучения при заданных условиях (содержание учебной информации, форма обучения, имеющаяся совокупность средств обучения, заданная компетентность субъекта обучения)
Методология обучения (дидактика) выражает совокупность методов обучения, которые являют собой формы движения и / или преобразования учебной информации об опыте созидательной, познавательной и коммуникативной деятельности
Технология обучения - это вариант проявления методики обучения Она представляет собой четко детерминированную совокупность и последовательность неизменяющихся в учебном процессе способов обучения, и позволяет с помощью заданных средств гарантировано (с очень большой вероятностью) получить запланированный в целепо-лагании результат обучения . Технологией может быть названо, например, программированное обучение учащихся с помощью специальных учебных пособий на бумажной основе [17] или их обучение, при котором роль педагога выполняет компьютер И в том и в другом случае,
процесс обучения будет стереотипно повторяться до тех пор, пока каждый обучающийся не усвоит предъявляемую ему информацию на заданном стандартом уровне
При современном уровне развития педагогики и педагогической психологии технология обучения возможна тогда и только тогда, когда один из субъектов процесса обучения формализован
Список литературы
1. Гегель Г. Наука логики . М. : Госсоцэконом, 1937. Т. 5. С. 32-33.
2. Голуб Б. А. Основы общей дидактики . Учеб . пособие для студ. педвузов . М . : Владос, 1999. 96 с .
3 . Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М . : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
4. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М . : Народное образование, 2001. 496 с.
5. Ильина Т. А. Педагогика. М. : Просвещение, 1984. 522 с.
6 . Лернер И. Я. Проблема методов обучения и пути её исследования // Вопросы методов педагогических исследований Сб научных трудов Под ред М Н Скаткина М , 1973
7 . Махмутов М. И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Методические рекомендации . М . : НИИ проф. тех педагогики АПН СССР, 1983. 63 с .
8 . Махмутов М. И. Проблемное обучение . Основные вопросы теории . М. : Педагогика, 1975. 367 с.
9 . Низамов Р. А. Дидактические основы активизации познавательной деятельности студентов / Р . А. Низамов . Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. 301 с
10 . Оконь В. Введение в общую дидактику: пер . с польск . Л . Г . Кашкурено-вича, Н. Г. Горина. М. : Высш. Шк,1990. 382 с.
11. Педагогика: учеб. / Л. П . Крившенко (и др . ); под ред. Л. П . Крившен-ко М : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 432 с
12 . Пионова Р. С. Педагогика высшей школы: Учеб . пособие / Р . С . Пио-нова Мн : Университетское, 2002 256 с
13 . Пистрак М. М. Педагогика: Учебник для высших педагогических учебных заведений М : Учпедгиз, 1934 468 с
14 . Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении . М . : Изд-во Моск . ун-та, 1988. 288 с
15 . Советский энциклопедический словарь . М . : «Советская энциклопедия», 1979. 1600 с.
16 . Стоунс Э. Психопедагогика . Психологическая теория и практика обучения: пер . с анг . / Под ред . Н . Ф . Талызиной . М . : Педагогика, 1984. 478 с.
17 . Томас К., Девис Дж., Опеншоу Д., Бёрд Дж. Перспективы программированного обучения . М . : «Мир», 1966. 247 с.
18 . Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб . Пособие . 4-е изд . , перераб . и доп . М. : Гардарики, 2005. 520 с.
19 . Шапоринский С. А. Обучение и научное познание . М . : Педагогика, 1981 . 208с
20 . Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике М . : Иностр . лит-ра, 1963. 256 с.
21 . Российская педагогическая энциклопедия (URL: http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/14. php 20/01/2017)
New didactics as information communication theory of the learning
process
V. M. Kazakevich
The article presents an innovative approach to learning theory as the information communication process. The component structure of training communication and its model has been disclosed. The innovative interpretation of teaching method of learning as a form of content of motion has been given. The characteristics of such terms as method and way of learning, technique, methodology and technology training have been represented in the new information aspect.
Key words: information, interiorization, exteriorisation, training communicate, method, mode, manner, techniques, training methodology, didactics and technology.
Сведения об авторе
Казакевич Владимир Михайлович - доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». E-mail: [email protected]