Научная статья на тему 'Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию'

Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
163
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / АВТОР / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ АДРЕС / READER''S ADDRESS / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / НОВАЦИЯ / SCIENTIFIC WORK / SCIENTIFIC ISSUE / NATURAL SCIENCES / AUTHOR / POPULARIZATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Ирина Сергеевна

Рассмотрены новые тенденции создания научных произведений по естествознанию, сопряженные с расширением читательского адреса научных изданий, в которых они публикуются. Проанализированы используемые при этом приемы популяризации естественных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the field of author''s preparation of works for scientific issues on the natural sciences

New tendencies of creation of scientific works on the natural sciences, interfaced to expansion of the reader's address of scientific issues in which they are published, are considered. Methods used for this purpose are analyzed. They are methods of popularization of the natural sciences.

Текст научной работы на тему «Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию»

УДК 80

И. С. Соколова

НОВАЦИИ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Рассмотрены новые тенденции создания научных произведений по естествознанию, сопряженные с расширением читательского адреса научных изданий, в которых они публикуются. Проанализированы используемые при этом приемы популяризации естественных наук.

Ключевые слова: научное произведение, научное издание, естественные науки, автор, читательский адрес, популяризация, новация

Представления книговедов о научных изданиях не являются застывшими [6; 16]. Они оказываются подвижными не только под действием внутренней логики развития книговедческого, науковедческого, лингвистического, культурологического, социологического, философского знания, но и в результате изменений, происходящих в сфере практики с самими объектами изучения - научными изданиями. Сегодня ощутимые изменения наблюдаются в области создания естественнонаучного произведения автором, который готовит его для публикации в научном издании.

Традиционно сфера подготовки автором произведений для публикации в научных изданиях по естествознанию была достаточно консервативной. Здесь соблюдались определенные правила, нацеленные на обеспечение стереотипности формы издаваемого произведения, академической строгости изложения фактов и теорий с опорой на принципы экспериментальной верифицируемое™, на элиминацию индивидуально-личностного начала автора. Эти традиции ведут свою историю еще с периода классической науки, когда объективность предлагаемого материала была фактически единственным (необходимым и достаточным) мерилом качественности научного произведения, отражающего естественные науки, и эти установки имели своим базисом философские представления того времени [15, с. 620]. Автор писал для себе подобных, круг читателей чаще всего оказывался суженным до специалистов, занимающихся той же самой проблемой. В последнее время, как показывают наши наблюдения, заметны изменения, касающиеся некото-

рых из перечисленных аспектов. Главная идея подобных перемен заключается в том, что нужно попытаться сделать научное произведение по естествознанию более доступным для специалистов из смежных областей (современная эпоха постнеклассической науки - время междисциплинарных исследований [Там же, с. 627]) и таким образом попробовать обратиться к заинтересованным неспециалистам. Те, кто еще только обучаются соответствующей специальности (студенты, аспиранты), также требуют особого внимания, ведь они подчас не готовы полноценно воспринимать нормативно, стандартно подготовленные научные работы [8, с. 178]. Для достижения этой цели используются различные приемы, которые мы и рассмотрим в настоящей статье.

Предпринятый анализ свидетельствует о том, что все эти приемы лежат в области соединения особенностей, присущих собственно научным произведениям, и специфических черт, типичных для произведений научнопопулярных. В итоге рождаются синкретические жанры - например, становятся нечеткими границы между научной и научно-популярной монографией, между научной и научнопопулярной статьей. Это наблюдение вполне укладывается в выявляемые современными исследователями закономерности динамики жанров. Так, С. Зенкин подчеркивает: «Нынешняя же “постсовременная” эпоха доходит до логического предела этой эволюции: сегодня, чтобы новое произведение обладало какой-то ценностью, едва ли не обязательно требуется, чтобы оно не принадлежало ни одному жанру - или, что то же самое, сочетало в себе

7

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. С. Соколова

Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию

сразу несколько жанров» [7, с. 293]. Наблюдаются и отклонения от традиционных норм научного стиля речи, что констатируют лингвисты. «Как показывает анализ современного речевого поведения, создалась неконтролируемая ситуация намеренного отступления от норм, которую необходимо рассматривать и как попытку внести коррективы в действующие нормы», - пишет о языке и стиле современной научной коммуникации Н. Л. Шубина [19, с. 94]. Книговеды же констатируют размывание границ между изданиями разных типов [14].

Сами авторы научных произведений говорят о рассматриваемой особенности. Автор научной монографии «Логика случая: О природе и происхождении биологической эволюции» Е. В. Кунин в предисловии прямо указывает на свое стремление расширить ее читательский адрес: «Эта книга не популярная, но и не типичная специализированная монография. В идеале этот текст рассчитан на широкие круги ученых разных специальностей, включая аспирантов и студентов старших курсов» [9, с. 5]. С. В. Дробышевский, автор научной монографии «Происхождение человеческих рас. Закономерности расообразования. Африка», в весьма неформальной манере характеризует специфичность своей работы: «...у современных простых людей настолько тотальная безграмотность во всех расоведческих вопросах, что просто страшно. И надо что-то с этим делать. Поэтому моя книга, с одной стороны, немного популярная, потому что я старался писать проще, и от одного из своих потенциальных рецензентов даже по голове за это получил, мне было сказано, что книга слишком неакадемична. Но я целенаправленно сделал так, чтобы нормальные люди тоже могли ее прочитать. Но с другой стороны, я писал и для специалистов. В книге есть фрагменты текста, где текст достаточно заумный, в котором только специалист разберется. Не знаю, насколько в целом все удачно получилось, это читателям судить, но я постарался соединить два этих подхода вместе. А для того, чтобы все-таки все могли прочитать, в конце каждой главы есть краткое ре-

зюме, написанное человеческим языком, и в конце прилагаются выводы» [12].

Посмотрим, обращаясь к конкретным примерам, как решаются задачи, которые ставил перед собой С. В. Дробышевский. Действительно, в издании мы находим заключения глав, материал которых достаточно ясно для неспециалиста изложен. Скажем, заключение-резюме главы «Происхождение южноафриканской расы» начинается следующим образом: «Итого: более-менее прямые предки южноафриканской расы известны в палеонтологическом состоянии с конца эпохи верхнего палеолита, хотя находки с древностью больше 11 тысяч лет не обнаруживают однозначного соответствия современным бушменам или готтентотам» [Там же, с. 220]. Именно аннотирование либо реферирование дает возможность выявить для «непосвященных» и общую семантику, и новизну, и значимость полученных результатов в науке, как полагает Г. Г. Хазагеров: «Не обо всем можно рассказать простым языком, однако количество таких непереводимых научных истин. значительно преувеличено. Если нельзя простым, доступным любому культурному человеку языком отреферировать или законспектировать некий текст, это может быть сигналом неблагополучия: что-то не так. На наш взгляд, любой текст можно аннотировать таким языком, чтобы так или иначе дать понять, в чем состоит его новизна или значимость» [17, с. 91].

Анализ произведения выявляет постоянное соседство в нем (даже в пределах одного и того же предложения) элементов научного стиля и научно-популярного подстиля речи. Так, приведенные ниже фрагменты насыщены разговорными лексикой и конструкциями, что часто используют авторы научно-популярных произведений; при этом заметны и черты, присущие научным произведениям, в частности, задействованы узкоспециальные термины, приводятся ссылки на ранее опубликованные научные работы:

«В заключение можно отметить, что специфичность облика и образа жизни пигмеев неоднократно наводила исследователей на

8

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. С. Соколова

Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию

мысль об их особом родстве со столь же экзотическими “койсанами”. Эта идея продолжает жить в умах, так или иначе проскальзывая в работах по антропологии и генетике (Santachiara-Benerecetti et al., 1977; Hammer et al., 2011; Lachance et al., 2012)» [5, с. 179].

«Таким образом, вокруг происхождения бушменов нагорожено много лишнего, что только мешает объективному исследованию. Показательно, что всяческие натяжки и нестыковки гипотезы о северном (в частности -восточноафриканском) распространении “кой-санов” в плейстоцене разгромно критиковались еще более 20 лет назад (Schepartz, 1988), но идея продолжает жить в умах и статьях поныне» [Там же, с. 189].

Можно говорить о том, что автор научной монографии, отражающей естественнонаучное знание, стремится преодолеть разрыв между сложным объяснением объектов и явлений природы и необходимо простым изложением этого объяснения для читателей, не являющихся узкими специалистами. В. Ю. Арбузова в связи с этим пишет: «Основная задача автора заключается в достижении оптимального равновесия между информативной насыщенностью текста и его коммуникативной доступностью (чем быстрее выясняется для потребителя текста истина, тем меньше интеллектуальных затрат производит читатель, следовательно, труд ученого оказывается более эффективным)» [2, с. 26].

Произведения, предназначаемые для публикации в научных журналах по естествознанию, как правило, пишутся и редактируются в соответствии со стереотипными формулами, определяющими их логико-композиционное построение, а также в рамках очень жестких требований, касающихся языка и стиля. В наивысшей степени это относится к научным экспериментальным статьям. Здесь отход от установившихся норм обычно не допускается. Однако в случае иных жанров в последнее время в некоторых ситуациях наблюдаются отклонения от этих норм, что предопределяется желанием авторов расширить читательский адрес научных произведений.

В качестве примера подобной ситуации рассмотрим обзор Г. В. Пахловой, П. Н. Пах-лова и С. И. Эйдельмана «Экзотический чар-моний» [10].

Уже знакомство с аннотацией позволяет сделать предположение о нестандартном характере данного научного произведения: «Благодаря многочисленным сюрпризам физика чармония в последние годы привлекает особое внимание экспериментаторов и теоретиков» [Там же, с. 225]. Тут заметно влияние научно-популярного подстиля научного стиля речи. Анализ самого произведения подтверждает предположение о соединении элементов, типичных для научных произведений, и элементов, характерных для произведений научно-популярных:

«Двадцатилетняя история открытия синг-летного состояния hc (1:Pi) похожа на увлекательный детектив, в котором последняя точка поставлена уже в “новейшую эру” чармония» [Там же, с. 233].

«Открытие загадочного семейства состояний с квантовыми числами fc = 1"", обсуждавшегося в разделе 8, заставило обратить пристальное внимание на многократно измеренное инклюзивное сечение ее- ^ адроны» [Там же, с. 242].

«Обсуждавшиеся до сих пор многочисленные Х- и Y-состояния являются электрически нейтральными и не содержат странных кварков. Их еще как-то можно “втиснуть” в кварковую модель. По крайней мере, на качественном уровне они ей не противоречат. Состояния, о которых пойдет речь в разделах 11.1-11.3, примирить с кварковой моделью уже не удается» [Там же, с. 245].

Первая часть заглавия раздела 10 «Новое о старом: у (3770)» [Там же, с. 244] была бы вполне уместна в научно-популярном произведении.

В продолжение последнего замечания скажем, что сегодня оперирование ранее характерными для сферы популяризации науки заглавиями в научных изданиях становится довольно заметной тенденцией. Весьма показательным примером в данном случае может

9

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. С. Соколова

Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию

служить научная монография Л. А. Грибова и В. И. Баранова «От молекул к жизни» [4]. Названия и издания в целом, и некоторых глав выдержаны в рамках нарратива, «рассказа», что, с нашей точки зрения, способствует адаптации научного произведения к восприятию читателями, не имеющими сложившихся привычек знакомства с научными текстами по естествознанию, строящимися обычно в соответствии с жесткой логикой причинноследственных связей. Так, параграф 2.3 носит название «О низкочастотных периодических процессах в спектроскопии и химических превращениях», параграф 3.3 - «О направленной передаче сигналов в молекулярных системах», параграф 5.1 - «О направленности процессов усложнения мира органических молекул на ранних стадиях его формирования». В этом же издании можно найти и типичные для области популяризации науки диалогические конструкции, используемые в качестве заголовков. Например, параграф 3.5 называется «Возможна ли “силикатная жизнь”?».

В целом рассмотренные закономерности отражают общую тенденцию дифференциации и индивидуализации современных коммуникаций. Научная коммуникация - не исключение. «Характер коммуникации становится все более индивидуализированным и персонализированным, отображающим специфику индивидуально-личностного восприятия информации, - замечает Н. Л. Шубина. - В этих условиях научная коммуникация понимается как процесс, в ходе которого осуществляется обмен информацией, приобретающей индивидуально-личностное измерение» [19, с. 93].

Обратим внимание на то, что приемы популяризации применяются в научных изданиях по тем разделам естествознания и конкретным темам, которые представляют интерес не только для узких специалистов, занимающихся исследованиями в соответствующих областях, а также в научных изданиях, отражающих результаты изучения объектов и явлений природы, отличающихся нестандартностью. Первую ситуацию мы проиллюстрировали на примере трех научных монографий, вторую -

научного обзора. Таким образом, подход, направленный на сближение научных и научнопопулярных изданий, не абсолютен, а используется избирательно - целеосознанно, с учетом особенностей каждой конкретной предметной области.

В научном издании по естествознанию принято видеть некий образец для последующих подобных изданий. «... Тексты, вошедшие в корпус дисциплинарного знания, задают образцы для создания новых текстов, - отмечает Е. А. Баженова. - Всякая научная публикация является, как правило, реакцией на предшествующие труды и в свою очередь сама становится стимулом для научного творчества. В этом смысле каждое научное произведение -это микротекст в общенаучном макротексте, реплика в бесконечном диалоге нового и старого знания» [3, с. 62-63]. Научное издание по естествознанию, отклоняющееся от принятых канонов, может отторгаться определенными представителями академического сообщества, может быть принятым другими его членами, а также становиться своего рода примером для подражания при написании собственных работ в дальнейшем. Лежащее в основе такого издания произведение может, по нашему мнению, рассматриваться в качестве прецедентного текста в том смысле, что этот текст оказывается ценностным для другого автора, создающего собственный [11, с. 181].

Отметим, однако, что подражание не может быть тотальным, ибо отклонения от традиционных норм при создании предназначающегося для публикации научного произведения по естествознанию всегда оказываются выражением индивидуально-личностного стиля автора. Всеобщность законов естествознания сегодня не отменяет индивидуальности их представления, и эта индивидуализация в последнее время усиливается как реализация и прямое выражение «эго» в творчестве. «Переход от внешней к внутренней мотивации. происходит в “поле” самовыражения и самоутверждения через творчество. На одном полюсе этого пространства творчество еще выступает как средство: модернистский образ

10

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. С. Соколова

Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию

супермена-богочеловека, которому в силу его творческих возможностей “все позволено”, и постмодернистское позиционирование через игру, через бесконечное перебирание

difference, - рассуждает В. Н. Сагатовский. -В обоих случаях эгоцентристское я в творчестве оказывается (несмотря на декларируемую постмодернистами “смерть человека”!) важнее творчества как такового» [13, с. 60]. Именно каждый конкретный автор выбирает на интуитивном или же вполне сознательном уровне те приемы подачи материала, которые придают его произведению индивидуальность и вместе с тем качество усиления универсальности в плане расширения читательского адреса.

До сих пор мы обсуждали авторские решения при создании того или иного научного произведения естественно-научной тематики. Но нужно иметь в виду, что такое произведение предназначается для публикации, т. е. в итоге трансформируется в издание (если не отклоняется издательством либо редакцией научного журнала). Поэтому автор даже научного произведения не свободен от влияния не только общих научноиздательских правил его подготовки, но и внутриредакционных стандартов конкретного издательства или редакции журнала. «Немаловажным фактором, воздействующим на стиль, является... издательская политика. Как известно, работы, выполненные в издательстве “Наука”, “Советская энциклопедия”, всегда отличались от работ, выполненных в издательствах “Высшая школа” или других дисциплинарных издательствах. Это естественно, так как любое профессиональное издательство всегда ориентировано на определенный круг читателей, и авторы должны учитывать это при подготовке текстов. То же следует сказать и о научной периодике и журнальных публикациях, которые прямо и последовательно отражают редакционную политику издателя», - утверждает М. Р. Аликаева [1, с. 78]. Не любое издательство или редакция журнала примут решение опубликовать научное произведе-

ние по естествознанию, написанное с отклонениями от стандарта общего и стандарта внутриредакционного. Если такое решение все же будет принято, индивидуальноавторские инновационные черты научного произведения по естествознанию могут полностью или частично нивелироваться, что можно рассматривать как стандартизацию, стремление вернуть научное произведение в нормативные рамки.

Новации в области авторской подготовки научных изданий по естественным наукам нельзя смешивать с девиациями, присущими паранаучным изданиям по естествознанию. Наиболее просто выявляемая девиация - возможное отсутствие в подобных изданиях библиографических ссылок. Даже яркая индивидуальность и личностная окрашенность научного произведения по естествознанию не отменяет необходимости использовать ссылки [18, с. 153], так как они демонстрируют включенность старого и «чужого» знания в создаваемую автором ткань произведения, несущего элементы нового и «своего» знания.

Таким образом, современное научное произведение, отражающее те разделы естествознания, которые способны привлекать повышенное внимание многих потенциальных читателей, представляет собой результат соединения традиционных универсальных и инновационных индивидуальных элементов. Элементы первого типа репрезентируют научный стиль речи в сфере естественных наук, тогда как элементы второго реализуют научно-популярный подстиль научного стиля речи. Стремясь издать свое произведение, автор, с одной стороны, ориентируется на нормы научной и научно-издательской коммуникации, с другой - привносит в произведение личностные черты и, с третьей стороны, создает прецедентный текст. Однако нужно иметь в виду, что в целом в сегменте естествознания нормы научной и научно-издательской коммуникации первичны, приоритетны и меняются крайне медленно.

11

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. С. Соколова

Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию

1. Аликаева, М. Р. Особенности влияния иностилевых элементов на научный стиль / М. Р. Аликаева // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2008. - № 10. - С. 73-78.

2. Арбузова, В. Ю. Научная коммуникация в аспекте прецедентности / В. Ю. Арбузова // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2007. - № 4. - С. 25-31.

3. Баженова, Е. А. Научный текст и среда / Е. А. Баженова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2010. - № 2. - С. 60-64.

4. Грибов, Л. А. От молекул к жизни / Л. А. Грибов, В. И. Баранов. - 2-е изд., стер. - Москва: URSS, 2013. - 207 с.

5. Дробышевский, С. В. Происхождение человеческих рас: Закономерности расообразования: Африка / С. В. Дробышевский. - Москва: Либроком, 2014. - 404 с.

6. Егоров, В. С. Научная книжная литература в электронном обществе / В. С. Егоров // Научно-техническая информация. Сер. 1 «Организация и методика информационной работы». - 2013. - № 8. - С. 33-41.

7. Зенкин, С. Знаки и образы / С. Зенкин // Работы о теории: ст. - Москва: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 207-302.

8. Ковалев, П. И. Некоторые проблемы понимания научного текста / П. И. Ковалев // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 178-181.

9. Кунин, Е. В. Логика случая: О природе и происхождении биологической эволюции / Е. В. Кунин; пер. с англ. - Москва: Центрполиграф, 2014. - 527 с.

10. Пахлова, Г. В. Экзотический чармоний / Г. В. Пахлова, П. Н. Пахлов, С. И. Эйдельман // Успехи физических наук. - 2010. - Т. 180. - № 3. - С. 225-248.

11. Петрова, Н. В. Эволюция понятия «прецедентный текст» / Н. В. Петрова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 2. - С. 176-182.

12. Полевая, Ю. Автограф: «Происхождение человеческих рас» [Электронный ресурс] / Ю. Полевая // ПостНаука. - 2013. - Режим доступа: http://postnauka.ru/books/17104 (дата обращения 19.01.2014).

13. Сагатовский, В. Н. Аксиология творчества / В. Н. Сагатовский // Наука. Искусство. Культура. - 2012. -№ 1. - С. 58-63.

14. Стексова, Т. И. К проблеме типологической нерасчлененности научных изданий / Т. И. Стексова // Библиосфера. - 2012. - № 5. - С. 94-98.

15. Степин, В. С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция / В. С. Степин. - Москва: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

16. Тараканова, Е. В. Эволюция подходов к изучению научной книги (середина XX - начало XXI в.) / Е. В. Тараканова // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2013. - № 5. - С. 71-79.

17. Хазагеров, Г. Г. Контрпродуктивные компетенции / Г. Г. Хазагеров // Экономика образования. - 2013. -№ 3. - С. 87-91.

18. Чернявская, В. Е. Коммуникация в науке: нормативное и девиантное: Лингвистический и социокультурный анализ / В. Е. Чернявская. - Москва: Либроком, 2011. - 240 с.

19. Шубина, Н. Л. Научная коммуникация: поиски разумного компромисса / Н. Л. Шубина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2009. - № 104. - С. 87-96.

Сдано 23.04.2014

I. S. Sokolova

INNOVATIONS IN THE FIELD OF AUTHOR'S PREPARATION OF WORKS FOR SCIENTIFIC ISSUES ON THE NATURAL SCIENCES Abstract. New tendencies of creation of scientific works on the natural sciences, interfaced to expansion of the

reader’s address of scientific issues in which they are published, are considered. Methods used for this purpose are

analyzed. They are methods ofpopularization of the natural sciences.

Keywords: scientific work, scientific issue, natural sciences, author, reader’s address, popularization, innovation

12

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

И. С. Соколова

Новации в области авторской подготовки произведений для научных изданий по естествознанию

References

1. Alikaeva, M. R. Features of influence of the elements of other style on the scientific style / M. R. Alikaeva // Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki [Actual problems of philology and pedagogical linguistics]. - 2008. - № 10. - P. 73-78.

2. Arbuzova, V. Yu. Scientific communication in aspect of precedent / V. Yu. Arbuzova // Vestnik Tambovskogo universiteta [Herald of the Tambov university]. Series «Humanities». - 2007. - № 4. - P. 25-31.

3. Bazhenova, E. A. Scientific text and environment / E. A. Bazhenova // Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [Herald of the Perm university. Russian and foreign philology]. -2010. - № 2. - P. 60-64.

4. Gribov, L. A. Ot molekul k zhizni [From molecules to life] / L. A. Gribov, V. I. Baranov. - 2nd edition, stereotypic. - Moscow: URSS, 2013. - 207 p.

5. Drobyshevskiy, S. V. Proiskhozhdenie chelovecheskikh ras. Zakonomernosti rasoobrazovaniya. Afrika [Origin of human races. Regularities of a formation of races. Africa] / S. V. Drobyshevskiy. - Moscow: Librokom, 2014. - 404 p.

6. Egorov, V. S. Scientific book literature in electronic society / V. S. Egorov // Nauchno-tekhnicheskaya infor-matsiya [Scientific and technical information]. Series «Organization and technique of information work». -2013. - № 8. - P. 33-41.

7. Zenkin, S. Signs and images / S. Zenkin // Raboty o teorii [Works about the theory]: articles. - Moscow: New literary review, 2012. - P. 207-302.

8. Kovalev, P. I. Some problems of understanding of the scientific text / P. I. Kovalev // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Tyumen state university]. - 2011. - № 9. - P. 178-181.

9. Kunin, E. V. Logika sluchaya: O prirode i proiskhozhdenii biologicheskoy evolyutsii [Logic of a case: About the nature and the origin of biological evolution] / E. V. Kunin; translation from English. - Moscow: Tsentrpoligraf, 2014. - 527 p.

10. Pakhlova, G. V. Exotic charmonium / G. V. Pakhlova, P. N. Pakhlov, S. I. Eydel'man // Uspekhi fizicheskikh nauk [Achievements of physical sciences]. - 2010. - Vol. 180. - № 3. - P. 225-248.

11. Petrova, N. V. Evolution of the concept «case text» / N. V. Petrova // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Herald of the Irkutsk state linguistic university]. - 2010. - № 2. - P. 176-182.

12. Polevaya, Yu. Autograph: «Origin of human races» [Electronic resource] / Yu. Polevaya // PostNauka [PostScience]. - 2013. - URL: http://postnauka.ru/books/17104 (date of the address 19.01.2014).

13. Sagatovskiy, V. N. Axiology of creativity / V. N. Sagatovskiy // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura [Science. Art. Culture]. - 2012. - № 1. - P. 58-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Steksova, T. I. To a problem of a typological inextensibility of scientific issues / T. I. Steksova // Bibliosfera [Bibliosphere]. - 2012. - № 5. - P. 94-98.

15. Stepin, V. S. Teoreticheskoe znanie. Struktura, istoricheskaya evolyutsiya [Theoretical knowledge. Structure, historical evolution] / V. S. Stepin. - Moscow: Progress-Tradition, 2000. - 744 p.

16. Tarakanova, E. V. Evolution of approaches to studying of the scientific book (the middle of the XX century -the beginning of the XXI century) / E. V. Tarakanova // Trudy GPNTB SO RAN [Works of State Public Scientific Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science]. - 2013. - № 5. - P. 71-79.

17. Khazagerov, G. G. Counterproductive competences / G. G. Khazagerov // Ekonomika obrazovaniya [Education economy]. - 2013. - № 3. - P. 87-91.

18. Chernyavskaya, V. E. Kommunikatsiya v nauke: normativnoe i deviantnoe. Lingvisticheskiy i sotsiokul'turniy analiz [Communication in science standard and deviant. Linguistic and sociocultural analysis] / V. E. Chern-yavskaya. - Moscow: Librokom, 2011. - 240 p.

19. Shubina, N. L. Scientific communication: searches of a reasonable compromise / N. L. Shubina // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena [News of the Russian state pedagogical university of a name of A. I. Gertsen]. - 2009. - № 104. - P. 87-96.

Received 23.04.2014

13

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.