УДК 792.023:7.03
Kosterina M.G. INNOVATIVE PRINCIPLES OF THEATRICALLY-DECORATIVE ART OF RUSSIAN MODERNIST STYLE. In work characteristic features in creativity of the Russian modern style artists in the field of theatrical art come to light. The specificity of theatrically-decorative activity of Russian artists is marked, the role of the set dresser in development of theatrical performances scenography is underlined.
Key words: Modern style, theatrical activity, scenography, musical theater, Diaghilev's seasons, theatrical suit, decorativism.
М.Г. Костерина, ст. преп. каф. инструментального исполнительства факультета искусств
Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: mari_kosterina@mail.ru
НОВАТОРСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОГО ИСКУССТВА РУССКОГО МОДЕРНА
В работе выявляются характерные черты творчества художников русского модерна в области театрального искусства. Отмечается специфика театрально-декорационной деятельности русских художников, подчеркивается роль художника-декоратора в развитии сценографии театральных постановок.
Ключевые слова: стиль модерн, театральная деятельность, сценография, музыкальный театр, дяги-левские сезоны, театральный костюм, декоративизм.
В конце XX - начале XXI века об интересе к феномену стиля модерн свидетельствует значительное количество работ, посвященных художественной проблематике модерна. Сегодня, когда вновь ярко проявляется конфликт пользы и красоты, массового и элитарного, естественного и искусственного, природы и цивилизации, появляется множество стилизаций в духе стиля модерн.
В России модерн возник, испытав воздействие более общего мировоззренческого содержания переходной эпохи рубежа XIX - XX веков, преломленного сквозь призму социальных и национальных проблем исторического развития страны. В отличие от некоторых стран Западной Европы, формирование стиля модерн в России не сопровождалось столь развернутыми социально-историческими и теоретическими обоснованиями нового стиля в искусстве. Если на Западе создавался стиль, который мог использовать новые способы промышленного серийного производства в обслуживании повседневной среды - оттого идея синтеза в западных странах устремилась в жилой и общественный интерьер, к предметам повседневности, то в России художники модерна искали синтеза преимущественно не на промышленной, а на художественной основе, поэтому такое развитие получили художественно оформленная книга и театральная декорация. Тяготение к театру усилило то свойство модерна, которое заключено в метафоричности его языка, в системе игры, сравнения, символа.
Модерн в творчестве русских художников расцвел в полной мере именно в театральной деятельности. В этом амплуа русские художники не имели себе равных в ту эпоху. Дело в том, что модерн и театральное искусство совпали в своих основных принципах, в своей глубинной сути. Театр - это всегда игра; и, если под театральностью понимать иллюзию жизни, то модерн насквозь театрален. Модерн изначально тяготел к зрелищности, декоративности в смысле богатства и разнообразия форм, линий и красок. И театр, и модерн склонны к символизму, оба синтетичны. Если театр объединял музыку, живопись и игру актера, то в рамках стиля модерн существовало стремление свести воедино архитектуру “ «застывшую музыку», - живопись и прикладное искусство.
Завоевания русского театрального искусства конца XIX -начала XX века обновили и мировое театральное искусство в целом. Изменилось само отношение к задачам театра: впервые возникает мысль о том, что все компоненты синтетического театрального зрелища - работа актеров, художников и музыкантов, - должны быть подчинены единой стержневой идее. Все служило общей содержательной концепции спектакля, обостряло и уточняло ее, сообщало ей новые грани. В этот период наблюдается стремительнее развитие постановочного творчества, формирование в недрах его новых художественных решений. Французская исследовательница русского искусства Валентина Маркаде назвала рубеж XIX - XX столетий периодом «театрок-ратии» [цит. по 1, с. 107]. Это был рубежный период конца старого театра и рождение нового, режиссерского, это был рубеж двух систем в оформлении спектакля - декорационного искусства и действенной сценографии. Вслед за отечественным театроведом В.И. Березкиным мы понимаем под «сценографией»
вид художественного творчества, который занимается «оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве» [2, с. 17].
Ярчайшим примером обновленного театра являлся Московский художественный театр (МХТ) К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, образовавшийся в 1898 году в Москве. Если ранее в театре любой спектакль обставлялся стандартными, «дежурными» декорациями - также, впрочем, как и в большинстве театров Запада, - то в МХТ специально и тщательно подбиралась каждая деталь к каждому спектаклю, велось научное исследование материала. Впервые в русском театре принцип гармонии искусств был заявлен и воплощен с такой последовательностью: в спектаклях МХТ заиграло все - не только актеры, но и декорации, звуки, свет, создавая всякий раз особую, неповторимую атмосферу, знаменитое «мхатовское» настроение. И так как сценография - это часть театрального искусства, то вопрос о взаимоотношениях режиссера с художниками-декораторами представлялся весьма существенным. Каждый этап новых постановочных исканий режиссеров был неизменно связан со зрительным решением спектакля, с оформительской идеей декоратора. Оформительское искусство тех лет как бы вобрало в себя весь широкий спектр художественных исканий рубежа XIX - XX веков.
Новый стиль модерн способствовал тяготению к обобщенному образу и требовал от художников отточенности мысли, определенности художественного замысла. Таковы были постановки А.А. Горского, осуществленные совместно с К.А. Коровиным и А.Я. Головиным, спектакли К.С. Станиславского, созданные совместно с В.А. Симовым, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинским. Режиссерские новации Вс.Э. Мейерхольда были всегда ориентированы на зрительный образ, воплощаемый художниками
А.Я. Головиным, Н.Н. Сапуновым, С.Ю. Судейкиным. Мейерхольд учил своих учеников: «осваивая прошлое, всегда думать о будущем, никогда не останавливаться на месте» [3, с. 142]. Говоря о живописи, он подчеркивал, что живопись в театре, так же, как музыка и танец, должна приобретать особое качество, становиться театральной, сливать свои задачи с задачами драматического действия и помогать актерской игре [4, с. 109].
К. Коровин, всю жизнь мечтавший о возможности запечатлеть свои «фонтаны цветов» и «праздники для глаз», произвел настоящую революцию в театрально-декорационном искусстве. Он возвел декорации в степень самоценных произведений живописи. В то время как прежняя театральная декорация была лишь фоном для игры, коровинская декорация обратилась в одно из мощных средств воздействия на зрителя, стала важной составной частью в общем сценическом ансамбле. За ним последовали Головин, А. Бенуа, Л. Бакст, нашедших совершенно новое поприще для живописи, практически неведомое западным художникам. К. Коровин на протяжении всей жизни работал как театральный декоратор в музыкальном театре, и эта сфера деятельности не могла не откликнуться в его станковом творчестве. К. Коровина впоследствии называли «Моцартом живописи» за его пристрастие к музыкальному искусству.
По эскизам К.А. Коровина писал декорации для Большого театра Н.Н. Сапунов. Самостоятельность он приобрел, начав писать картины на музыкальные и театральные мотивы («Ноктюрн», «Балет», «Менуэт», «Маскарад»), а также на сюжеты театральных постановок Мейерхольда и Комиссаржевской, которые ему довелось оформлять.
Ярко выраженная творческая манера сложилась в театрально-декорационном искусстве у Л. Бакста. Его излюбленными мотивами стали античность и Восток. «Клеопатра» (1909), «Шахе-разада» (1910) положили начало увлечению яркостью красок и пряностью восточных мотивов. Современники часто говорили о его «вакханалии красок» [5, с. 141]. Вслед за «Шахеразадой» Бакст создал декорации и костюмы к балетам «Нарцисс» (1911) и «Послеполуденный отдых Фавна» (1912) К. Дебюсси. Эскизы костюмов Бакста обладают всеми качествами законченного произведения искусства.
В декорациях мамонтовской Частной оперы, написанных
В. Васнецовым, М. Врубелем, К. Коровиным, преобладало яркое живописное начало. Оно являлось той органичной средой, в которой протекала жизнь артиста на сцене. «Красота сочетаний красок, их подбор, вкус и ритм - это и есть радость аккорда, взятого звучно», - говорил К. Коровин [цит. по 6, с. 60].
Для М. Врубеля, по его признанию, музыка была роднее всех искусств, даже живописи. Врубель говорил, что свои краски, отливающие перламутром, он заимствовал от оркестровых красок музыки Н.А. Римского-Корсакова. А. Эфрос, говоря о характере врубелевского письма, отмечал что М. Врубель словно просидел «всю жизнь без выхода в волшебной опере, созерцая театрально-необычные существа» [7, с. 259].
Большую роль в развитии русского музыкального театра сыграл С. Дягилев. Эпоха русских балетных дягилевских сезонов неотделима от новых сценических решений, создававшихся Л.С. Бакстом, А. Н. Бенуа, Н.К. Рерихом, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионовым. По воспоминаниям Р. Роллана, «после нескольких лет глухого прорастания цветы русского искусства вдруг взошли на французской почве... За несколько недель нам открылись творения необъятно великой жизни, в которых отразился целый народ, целый неведомый мир» [8, с. 17]. Дягилевские сезоны продемонстрировали стремление русских художников к организации целостной художественно-романтической среды. Перелом, совершенный в декорационном искусстве русскими художниками, был существенным, неожиданно ярким по своим художественным результатам: от ремесленно-скромных «театральных штудий», которые выполняли полупрофессиональные художники, был совершен взлет до высоких художественных решений, поражающих новизной зрительных образов, богатством колористической и декоративной фантазии, размахом живописного мастерства. Русские художники работали в театре универсально: они были и декораторами, и авторами либретто к спектаклям, и создателями мизансцен и элементов хореографии.
С.Ю. Судейкин так же, как и многие художники рубежа XIX -XX веков, увлекался театром. Если проводить аналогию с жан-
Библиографический список
рами музыкального театра, то искусство Судейкина - это скорее своеобразная живописная оперетта. Постоянное стремление к театрализации жизни приобщает художника к мирискусни-ческому принципу. Таковы его работы «Привал комедиантов» (1914), «Пантомима» (1914).
Свой вклад в искусство театральной декорации внес А.Я. Головин. Он сосредоточивал внимание именно на декоративной организованности холста, эффектности самого предмета изображения, на линейной ритмике и артистично обработанной фактуре. Художник был последовательным декоративистом. Его пейзажи скорее напоминают театральные занавесы, расписанные причудливой вязью линий и пятен. Они сравнимы с пейзажами Г. Климта, хотя к пейзажному декоративизму оба художника подошли с разных сторон: Климт - со стороны выработанной системы австрийского модерна, а Головин - от опыта отечественной театральной декорации.
Художниками русского модерна был совершен революционный прорыв не только в области театральной декорации, но в области создания театральных костюмов, как в драматическом, так и в музыкальном театрах. Их эскизы к спектаклям относились к высокопрофессиональному художественному творчеству, носили законченный характер, что подтверждается многочисленными выставками их театрально-декорационных работ.
Театральное начало присутствовало в искусстве не только российских столиц, но и в провинции. Исследования искусствоведов Т.М. Степанской и И.Н. Свободной позволяют нам представить театральную деятельность Барнаула в начале XX столетия, которые связаны с Кружком Любителей драматического искусства в Народном доме Барнаула [9]. Значительным событием в культурной жизни Барнаула стали декорации, выполненные А. Никулиным к музыкально-драматической сюите в 5-ти частях для хора с оркестром «Хан-Алтай», созданной композитором А.В. Анохиным [9, с. 11]. Никулина-художника впоследствии неоднократно привлекали к театрально-декорационной деятельности - как в Барнауле, так и в театрах Саратова, Ярославля, Томска. Из сохранившихся декорационных работ А. Никулина интерес представляют, по свидетельству Л.И. Снитко, «Терема ночью» (1900-е) и эскиз декорации на древнерусскую тему (1910-е) [10, с. 103]. Художниками русского модерна был совершен революционный прорыв не только в области театральной декорации, но в области создания театральных костюмов, как в драматическом, так и в музыкальном театрах. Их эскизы к спектаклям относились к высокопрофессиональному художественному творчеству, носили законченный характер, что подтверждается многочисленными выставками их театрально-декорационных работ [11].
Таким образом, мы пришли к выводу, что театрально-декорационное искусство являлось специфической чертой русского модерна и сыграло важную роль в развитии режиссерского театра в XX веке, подняв на качественно новый уровень работу театрального художника и подготовив многие новаторские решения в области сценографии.
1. Сарабьянов, Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. “ М., 1989.
2. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра: в 2 кн. - М., 1997.
3. Грипич, А. Учитель сцены // Встречи с Мейерхольдом. - М., 1967.
4. Смирнова, А.В студии на Бородинской // Встречи с Мейерхольдом. - М., 1967.
5. Пружан, И.Н. Лев Самойлович Бакст. - Л., 1975.
6. Россихина, В.П. Оперный театр С. Мамонтова / предисл. И.Ф. Кунина. - М., 1985.
7. Эфрос, А. Два века русского искусства. - М.,1969.
8. Ромен Роллан. Музыкально-историческое наследие: в 8 вып. / пер. с фр. Ю.Л. Вейсберг, Е.Ф. Куниной, И.Ф. Кунина]. - М., 1989. - Вып.
4.
9. Свободная, И.Н. Страницы театральной истории Барнаула / записал А.Е. Зубов. - Архив ГМИЛИКА, НВФ, № 7749.
10. Снитко, Л.И. Первые художники Алтая. - Л., 1983.
11. Скворцова, И. Общехудожественная и музыкальная иконография модерна [Э/р]. - Р/д: http://www.conservatory.ru/files/Musikus
Bibliography
1. Sarabjyanov, D.V. Stilj modern. Istoki. Istoriya. Problemih. ? M., 1989.
2. Berezkin, V.I. Iskusstvo scenografii mirovogo teatra: v 2 kn. - M., 1997.
3. Gripich, A. Uchitelj scenih // Vstrechi s Meyjerkholjdom. - M., 1967.
4. Smirnova, A.V studii na Borodinskoyj // Vstrechi s Meyjerkholjdom. - M., 1967.
5. Pruzhan, I.N. Lev Samoyjlovich Bakst. - L., 1975.
6. Rossikhina, V.P. Opernihyj teatr S. Mamontova / predisl. I.F. Kunina. - M., 1985.
7. Ehfros, A. Dva veka russkogo iskusstva. - M.,1969.
8. Romen Rollan. Muzihkaljno-istoricheskoe nasledie: v 8 vihp. / per. s fr. Yu.L. Veyjsberg, E.F. Kuninoyj, I.F. Kunina]. - M., 1989. - Vihp. 4.
9. Svobodnaya, I.N. Stranicih teatraljnoyj istorii Barnaula / zapisal A.E. Zubov. - Arkhiv GMILIKA, NVF, № 7749.
10. Snitko, L.I. Pervihe khudozhniki Altaya. - L., 1983.
11. Skvorcova, I. Obthekhudozhestvennaya i muzihkaljnaya ikonografiya moderna [Eh/r]. - R/d: http://www.conservatory.ru/files/Musikus
Статья поступила в редакцию 29.12.11