Научная статья на тему 'Ноу-хау как инструмент развития инновационного потенциала российской предпринимательской среды'

Ноу-хау как инструмент развития инновационного потенциала российской предпринимательской среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1470
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Валерия Александровна

В статье ноу-хау раскрывается как специфический объект интеллектуальной собственности в системе инновационного управления предпринимательской активностью в российской экономике. Необходимость анализа места и роли ноу-хау в процессе повышения эффективности коммерческой деятельности фирмы, а также целый ряд правовых и экономических проблем регулирования коммерческого оборота ноу-хау в инновационной экономике РФ определили круг поставленных задач, решение которых затрагивает интересы широкого круга лиц. В частности, государства, отдельных предпринимателей (владельцев ноу-хау), исполнителей-разработчиков (создателей ноу-хау и работников предприятия) и пользователей (лицензиатов). В результате проведенного анализа была выявлена потребность в разработке регламентированных и структурированных схем взаимодействия между участниками процесса коммерциализации ноу-хау в предпринимательской среде РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOW-HOW AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE RUSSIAN BUSINESS ENVIRONMERNT

In thе article, know-how is disclosed as a specific object of intellectual property in the system of innovative management of business activity in the Russian economy. The need to analyze the place and role of know-how in the process of improving effectiveness of commercial activities of the company, as well as a number of legal and economic problems in the regulation of commercial turnover of know-how in the innovation economy of the Russian Federation have identified the set of tasks to affect the interests of a wide range of people. In particular, the state of individual executives (owners of know-how), performers, developers (creators of know-how, and employees) and users (licensees). The analysis identified the need to develop regulated and structured patterns of interaction between participants in the process commercialization of know-how in the business environment of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Ноу-хау как инструмент развития инновационного потенциала российской предпринимательской среды»

УДК 330.111.62

В.А. Попова НОУ-ХАУ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье ноу-хау раскрывается как специфический объект интеллектуальной собственности в системе инновационного управления предпринимательской активностью в российской экономике. Необходимость анализа места и роли ноу-хау в процессе повышения эффективности коммерческой деятельности фирмы, а также целый ряд правовых и экономических проблем регулирования коммерческого оборота ноу-хау в инновационной экономике РФ определили круг поставленных задач, решение которых затрагивает интересы широкого круга лиц. В частности, государства, отдельных предпринимателей (владельцев ноу-хау), исполнителей-разработчиков (создателей ноу-хау и работников предприятия) и пользователей (лицензиатов). В результате проведенного анализа была выявлена потребность в разработке регламентированных и структурированных схем взаимодействия между участниками процесса коммерциализации ноу-хау в предпринимательской среде РФ.

Ключевые слова: инновации, предпринимательство, интеллектуальная собственность, нематериальные активы, интеллектуальные права, правовое регулирование, оценка и управление.

Valeria Popova KNOW-HOW AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT

OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE RUSSIAN BUSINESS ENVIRONMERNT

Abstract. In ths article, know-how is disclosed as a specific object of intellectual property in the system of innovative management of business activity in the Russian economy. The need to analyze the place and role of know-how in the process of improving effectiveness of commercial activities of the company, as well as a number of legal and economic problems in the regulation of commercial turnover of know-how in the innovation economy of the Russian Federation have identified the set of tasks to affect the interests of a wide range of people. In particular, the state of individual executives (owners of know-how), performers, developers (creators of know-how, and employees) and users (licensees). The analysis identified the need to develop regulated and structured patterns of interaction between participants in the process commercialization of know-how in the business environment of the Russian Federation.

Keywords: innovation, business, intellectual property, intangible assets, intellectual rights, legal regulation, evaluation and management.

В современной инновационной экономике в основе предпринимательской деятельности право на секрет производства (ноу-хау) коммерческой организации следует рассматривать как один из ее основных экономических ресурсов. Это связано с тем, что информация коммерческого или технического характера, использование которой позволяет увеличивать эффективность бизнеса, является очень важным и достаточно дорогим товаром. Инновационная экономика базируется на знаниях, соответственно основным капиталом любого предприятия является интеллектуальная собственность - ноу-хау, а не материальные активы и традиционные ресурсы.

В настоящее время развитие, инвестирование и правовая защита рынка наукоемкой продукции является главной задачей повышения конкурентоспособности промышленно развитых стран в глобальной экономике. Именно инновационные технологии выступают сегодня ключевым фактором в сохранении и упрочении конкурентных позиций этих стран. Повышение уровня конкуренции на глобальном уровне приводит к тому, что крупные компании вынуждены непрерывно осваивать новые методы сокращения издержек с использованием ноу-хау. Это связано с тем, что наряду с общим техническим прогрессом предприятия и достижениями, полученными благодаря приобретенным предпринимателем патентным правом, ноу-хау представляет собой определенный решающий

© Попова В .А., 2014

фактор для экономики предприятия. В современных экономических отношениях ноу-хау (секрет производства) приобретает все большее значение в структуре объектов интеллектуальной собственности, коммерциализация которых выступает на первый план в инновационной предпринимательской среде.

Ноу-хау - это специфический объект интеллектуальной собственности, который охраняется в режиме коммерческой тайны. В силу своей двойственности ноу-хау, с одной стороны, охраняется как результат интеллектуальной деятельности, на который у правообладателя возникают исключительные права, а с другой стороны, - это конфиденциальная информация, охрана которой осуществляется путем установления режима коммерческой тайны.

Правовое регулирование ноу-хау осуществляется в соответствии с четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации. Ст. 1465 ГК РФ раскрывает понятие секрета производства (ноу-хау), под которым понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [1]. В режиме ноу-хау могут охраняться следующие результаты интеллектуальной деятельности, коммерческий интерес в эффективном управлении которыми очевиден для предпринимателя:

- служебный секрет производства (ст. 1470 ГК РФ);

- служебное произведение (ст. 1295 ГК РФ);

- служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец (ст. 1370 ГК РФ).

Преимуществами охраны результатов интеллектуальной деятельности в режиме ноу-хау являются:

- отсутствие государственной регистрации;

- снижение издержек на оформление и защиту исключительных прав;

- неограниченный срок действия исключительного права.

Недостатками выступают:

- риск разглашения конфиденциальной информации;

- отсутствие единых стандартов оформления первичных документов.

Таким образом, коммерческий успех предпринимателя зависит от его способности качественно и эффективно организовать процесс внедрения, управления и коммерциализации ноу-хау в своей хозяйственной деятельности. В составе имущества компании ноу-хау выступает как нематериальный актив. Поэтому с целью эффективного развития бизнеса необходимо осуществлять управление ноу-хау как нематериальным активом компании путем учета и оценки стоимости затрат на его создание, охрану и коммерциализацию.

Экономически целесообразно различать три вида ноу-хау:

- неотделимые от конкретного индивидуума (физического лица), в том числе индивидуальные навыки и умения;

- неотделимые от конкретного предприятия (юридического лица), в том числе технологии, основанные на традиции или предполагающие необычно высокую культуру производства;

- отделимые в общем случае от предприятия или индивидуума, в том числе сознательно скрываемые технические и технологические сведения, рисунки, чертежи, а также сохраняемые в секрете патентоспособные результаты.

Нематериальными активами компании в полном смысле слова можно признать ноу-хау лишь третьего типа. Это связано с тем, что значительная часть информации, требующаяся сегодня для освоения производства новых сложных видов продукции, относится к ноу-хау. Поскольку во многих случаях ноу-хау передается вместе с изобретениями, имеющими патентную защиту, наиболее распространена передача ноу-хау по лицензионному соглашению, при этом покупателю не передается исключительное право на объект ноу-хау. Поэтому возникает необходимость изучения правил, касающихся налогообложения лицензионных платежей и платежей, поступающих по договору коммерческой концессии (роялти), которые в полной мере применяются к платежам, осуществляемым при передаче прав на использование ноу-хау. С 1 января 2008 г. вступила в силу новая льгота по НДС, предусмотренная подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, которая освобождает от НДС операции по реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора [2].

В Налоговом кодексе для лицензиара передача прав на использование ноу-хау является доходом от реализации имущественных прав (п. 2 ст. 249 НК РФ) или внереализационным доходом (абз. 2 подп. 5 ст. 250 НК РФ). Для лицензиата налоговые последствия приобретения ноу-хау зависят от соответствия приобретенного права правилам, установленным НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Стоимость ноу-хау, признанного нематериальным активом, уменьшает налогооблагаемую прибыль лицензиата путем списания амортизации в течение срока использования или 10 лет, если такой срок определить невозможно, но не более срока деятельности налогоплательщика (п. 3 ст. 257 НК РФ). Если ноу-хау не отвечает хотя бы одному требованию п. 3 ст. 257 НК РФ (например, по условиям договора срок использования ноу-хау составляет менее 12 месяцев), то расходы на его приобретение уменьшают облагаемую прибыль как расходы текущего характера. Следует обратить внимание на то, что «не подлежат амортизации<...> приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора» (подп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ) [2].

Таким образом, в системе управления ноу-хау как нематериальный актив компании представляет собой незащищенные охранными документами и не опубликованные полностью или частично знания или опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, которые применимы в научных исследованиях, разработках, изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции.

В связи с этим выделенные ранее виды ноу-хау как нематериального актива компании обусловлены знаниями:

— научно-технического характера: проектные, строительные, монтажные, эксплуатационные и т.д.;

— управленческого характера: эффективные структуры и методы управления, простые и надежные структурные связи, четкое распределение обязанностей и т.д.;

— коммерческого характера в области реализации продукции: данные о конъюнктуре рынка, о наиболее опытных и авторитетных фирмах-посредниках, сбытовых фирмах в странах реализации, о наиболее целесообразных формах сбыта продукции, организации ее рекламы и т.д.;

— финансового характера: сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, капиталовложений и т.д. с учетом изменения курса валют, особенностей национальных налоговых систем, таможенных ограничений, сведений о банковских объединениях, формах кредитования и т.д.

Как объект интеллектуальной собственности, ноу-хау может являться необходимым элементом всего бизнеса и занимать важное место в структуре активов компании. Оценочная экспертиза нематериальных активов, включающая в себя оценку стоимости ноу-хау как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами, может производится для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости и др. Говоря об использовании ноу-хау в коммерческой деятельности, обратим внимание и на то, что ноу-хау как нематериальный актив компании можно внести в уставной капитал компании. Это положение находит подтверждение в ст. 257 НК РФ, которая признает в качестве нематериального актива «владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта» [4], но не признает таковыми:

— не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

— интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификацию и способность к труду.

Но внесение ноу-хау в уставной капитал компании требует оценки стоимости ноу-хау, которая базируется на ожидаемом экономическом эффекте от реализации объекта, в котором оно используется. Также результаты использования ноу-хау в творческой деятельности работников повышают доходность предприятия, и их ценность особенно на малых технологических фирмах может превышать стоимость основных фондов. Однако для превращения полезной для предприятия информации в активы необходимо засекретить ее, зафиксировав предварительно на материальном носителе. В этой связи в соответствии в Федеральным законом № 135 «Об оценочной деятельности» [3] и на основе практического опыта специалистов по оценке нематериальных активов в первую очередь необходимо установить перечень документов для оценки ноу-хау. После ознакомления с основными документами, описывающими объект ноу-хау, в зависимости от специфики объекта, цели и назначения экспертизы могут понадобиться:

— характеристики товаров, производимых с использованием ноу-хау, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими;

— источники получения доходов от использования ноу-хау;

— описание рынка;

— затраты, производимые на приобретение прав и использование ноу-хау;

— себестоимость и цена единицы товара с использованием ноу-хау;

— технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования ноу-хау:

о увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием ноу-хау;

о повышение цены в зависимости от качества продукции;

о экономия в производстве при использовании ноу-хау в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции;

о выручка от продажи имущественных прав на использование ноу-хау; о произведенные затраты на приобретение имущественных прав на ноу-хау; о освоение в производстве и организация выпуска и реализации товаров с использованием ноу-хау;

о правовая и другие виды охраны ноу-хау; о маркетинг товаров с использованием ноу-хау;

о страхование рисков осуществления проектов с использованием ноу-хау и (или) их

доходности.

Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку и спецификой использования ноу-хау в процессе производства и реализации товара или услуги.

Как следует из п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение в том числе следующего условия. У организации должны быть надлежаще оформленные документы, подтверждающие ее права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т.п. [5].

Итак, для того чтобы организация могла учитывать ноу-хау как объект нематериальных активов, необходимо соблюдать следующие условия:

— участие в процессе производства, что должно быть подтверждено учетными документами;

— использование этого объекта должно приносить доход;

— срок полезного использования объекта должен быть более одного года.

Вместе с тем следует отметить, что существует целый ряд проблем, связанных с документальным оформлением использования конфиденциальной информации в деятельности российских предприятий, в частности, при оформлении первичных документов для оценки и учета ноу-хау в составе активов российских предприятий.

Ноу-хау как нематериальный актив участвует в процессе коммерциализации на основании договора об отчуждении исключительного права, лицензионного договора, договора коммерческой концессии и договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Основным условием таких договоров является требование о соблюдении конфиденциальности. Проблемным моментом является практическая реализация соблюдения этого условия. Правонарушения в этой сфере до сих обладают весьма высоким уровнем латентности, в том числе и в результате отсутствия необходимых знаний у предпринимателей. В результате предприниматели редко прибегают к судебной форме защиты ноу-хау, предпочитая решать этот вопрос другими, зачастую противоправными способами.

Таким образом, в современных условиях развития российской предпринимательской среды компаниям в процессе управления ноу-хау приходится сталкиваться с рядом проблем, решение которых лежит в плоскости правового, экономического, социального и морально-этического регулирования процесса становления инновационной бизнес-среды в РФ.

Библиографический список

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) № 230-ФЗ от 18 декабря 2006 г. (ред. от 24 февраля 2010 г.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г. (ред. от 28 декабря 2010 г.).

3. Федеральный закон РФ № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». - М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. - 2004. - №32. - Ст. 3283.

5. Леонтьев Б.Б. Основы оценки интеллектуальной собственности в России / Б.Б. Леонтьев [и др.]. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2006. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.