УДК 78.03+655.413:78+78.071+781.97 DOI: 10.48164/2713-301X_2024_18_115
О.В. Радзецкая
Москва
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство) olgabreman0yandex.ru
НОТНЫЕ ЖУРНАЛЫ РОССИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
Нотная музыкальная периодика России последней четверти XVIII - первой половины XIX в. - значительная, но недостаточно изученная часть национального репертуара произведений печати. В статье на примере отдельных изданий («Музыкальныеувеселения», «Магазин музыкальных увеселений» и др.) исследуются структурные особенности нотных журналов данного периода, специфика их содержания, читательской аудитории и полиграфической базы. Автор анализирует основные библиографические ресурсы, отражающие печатную продукцию данного вида, показывает дискуссионность вопроса о количестве нотных журналов, выпущенных в России до 1861 г., связывая контрасты в статистике, предложенные учеными, с редкостью этих изданий и различными методами подсчета. Доказывается необходимость разграничения чисто нотных журналов и журналов смешанного типа (литературно-музыкального, театральномузыкального), где публиковались ноты отдельных произведений или нотные приложения.
Ключевые слова: нотоиздательское дело, музыкальная периодика, нотные журналы, Х.Л. Вевер, С.И. Селивановский, К.Ф. Рихтер, нотно-музыкальные магазины.
Зарождение российского нотоиздания происходило в сложных социально-экономических условиях, когда основные центры полиграфического производства принадлежали государственным учреждениям, ведомствам, Академии наук или учебным заведениям. Общее количестве образованных людей в стране в конце XVIII в. не превышало 4 %, еще меньше было лиц, знакомых с европейской музыкальной культурой [1, с. 37-38]. Мощным стимулом для развития книгоиздания и периодической печати в Российской империи послужил Указ о вольных типографиях, подписанный императрицей Екатериной II в 1783 году1. В Санкт-Петербурге, Москве и крупных городах начали появляться первые частные предприятия, выпускавшие
1 Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Санкт-Петербург, 1830. Т. 21 (17811783). № 15634. С. 792.
литературу разного профиля, в том числе музыкальную, рассчитанную, с одной стороны, на исполнителей, с другой - на их аудиторию, включавшую преимущественно представителей дворянского сословия. Б.Л. Вольман в этой связи отмечал: «Гравируя и печатая ноты по заказам частных лиц, нотограверы иногда и сами проявляли издательскую инициативу, выпуская в свет то или иное музыкальное произведение, организуя подписку на издание музыкального журнала»2 [2, с. 7]. Российское нотоиздание формировалось в рамках двух традиций: религиозной (ноты духовной музыки) и светской, европейской [3, с. 8]. Ноты могли публиковаться отдельными изданиями или внутри журналов (музыкальных, литературных, театральных и др.).
Репертуар музыкальной печати хорошо прослеживается по ретроспек-
2 Здесь и далее курсив автора статьи.
тивным библиографическим ресурсам, подготовленным крупнейшими центральными библиотеками страны [4-7] и авторитетными исследованиями истори-ков-музыковедов Н.Ф. Финдейзена [8], Б.Л. Вольмана [2; 9], Г.К. Иванова [3], Т.Ф. Музычук [10] и др. Несмотря на это, вопрос о количестве нотных журналов, выпущенных в последней четверти XVIII - первой половине XIX в., остается дискуссионным, что связано с многоязычием объекта исследования, отсутствием обоснованной статистики и типологической аморфностью самого жанра в изучаемый период.
Родоначальником европей-
ской традиции российского нотоиздания в сфере периодики принято считать журнал «Музыкальные увеселения» (1774-1775 гг.), который издавал Х.Л. Вевер - арендатор типографии при Императорском Московском университете. Данное периодическое издание представляло собой нотный сборник произведений различных жанров и стилей: «оды, песни, российския как и духовныя, так и светския, арии, дуеты, польские, минуеты, аглицкие, контратанцы, французские, коттильоны, балеты и прочия знатные штуки: для клавикордов, скрипок, кларинет и других инструментов» [11, с. 131]. Там же можно было найти «...пьесы для ансамблей различного состава», причем редакция отмечала, что «популярностью среди духовых инструментов пользуются флейта и кларнет» [11, с. 131]. Журнал редактировал дирижер Иван Францевич Керцелли (1752-1820), и он же был автором некоторых произведений, опубликованных в «Музыкальных увеселениях» за 1774 год. Музыковед Н.Ф. Финдейзен полагал, что в журнале печатался его брат Михаил [9, с. 87; 12, с. 622.]. Как бы то ни было, именем И.Б. Керцелли подписаны «Канто при случае благополучно заключенного мира России с Портою Оттоманскою, 1774 года, июля 10 дня» (автор текста А. Байбаков), «С псалма 36», «Trio. Per И flauto, vioLino e basso» и др.
В «Сводном каталоге русской книги гражданской печати XVIII века (17251800)» можно найти и другое издание, чрезвычайно близкое по названию. «Магазин музыкальных увеселений» начал выходить почти через 20 лет после одноименного журнала. Согласно подзаголовку, это было «Полное собрание вокальных пиес самых лучших и новейших всякого рода, в коем содержатся: арии российския и италиянския, вновь переведенныя...»1 [7, с. 146]. На этом все содержательные совпадения двух изданий заканчивались.
Судьба проекта оказалась на удивление короткой. «Магазин музыкальных увеселений» издавался всего год (1795) на полиграфической базе типографии, арендованной у книготорговца Завьялова Семеном Иоанникиевичем Селиванским (1772-1835), впоследствии - крупнейшим издателем и печатником Москвы. С одной стороны, сказалась плохая техническая оснащенность типографии, с другой - появился новый указ Екатерины II, запретивший содержать заведения печати частным лицам [10, с. 48]2. Судя по всему, именно С.И. Селивановский одновременно редактировал, печатал и распространял журнал среди комиссионеров, что было для того времени рядовой практикой. Составители сводного каталога в примечании сообщили, что «Объявление о продаже первой части у купцов Т. Полежаева и Г. Зотова опубликовано в № 69 "Спб. ведомостей" от 28.VIII 1795 г.» [7, с. 146].
По своим творческим характеристикам «Магазин музыкальных увеселений» позиционировался как профильный музыкальный проект, отличаясь определенной всеядностью
1 В обеих цитатах сохранена исходная журнальная лексика.
2 Именной указ от 16 сентября 1796 г., данный
Сенату «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; об учреждении на сей конец цензур в городах Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Одессе и при Радзивиловской таможне, и об упразднении частных типографий» // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 23. Санкт-Петербург, 1830. № 1758. С. 933-934.
и низкой издательской культурой. Так, редакция перепечатала 2 произведения из сборника Г.Н. Теплова «Между делом безделье», а под стихотворением И.И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек» указала совершенно другого автора - Н.М. Карамзина [7, с. 146]. Авторов, в силу неизвестных причин, издатели предпочитали не указывать.
«Магазин музыкальных увеселений» фигурирует в сводном каталоге одновременно с двумя типологическими характеристиками: и как журнал, и как альманах. Это связано с тем, что в XVIII в. жанровое своеобразие периодических и продолжающихся сборников, журналов, альманахов, альбомов и календарей, их структурно-тематические различия еще окончательно не сложились. В музыкальной периодике изучаемого периода использование данных слов в заглавии или подзаголовке было скорее данью традиции, без погружения в терминологические нюансы, которые очевидны для современных литературоведов и библиографов [13].
Подобные коммерческие издания не считались профессиональными, поэтому впоследствии не привлекали внимание музыковедов. Так, мы не встретим упоминаний о «Магазине музыкальных увеселений» в «Кратком словаре» Ю.Д. Энгеля, нет его и в историко-музыковедческих трудах Б.Л. Вольмана, М.Л. Космовской, Н.Ф. Финдейзена и И.М. Ямпольского. Вместе с тем журнал можно найти в универсальном библиографическом указателе Н.М. Лисовского [14, с. 33]1, в котором получила отражение вся периодическая печать России с 1703 по 1900 год.
Среди нотных журналов конца XVIII в. численно преобладали издания на иностранных языках. Так, например, одним из самых ранних являлся Journal de Musique, dedie aux dames, адресованный исполнителям на клавесине и пианино [4, с. 44]. В типографии Б.Т. Брейткопфа он выходил с 1785 по 1794 год. В фондах РНБ сохранились 60 номеров (объеди-
1 И этот факт не единичный.
ненные в 5 томов) книгопродавческих росписей библиотеки К. Лисснера, напечатанных в типографии Б.Т. Брейткопфа в 1795-1798 гг. под заглавием «Giornale musicale del Teatro italiano di Theatro St.-Pietroburgo...» на итальянском и французском языках. В издании публиковались ноты Ф. Бьянки, П. Гульельми, Дж. Николини, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, В.А. Моцарта, Л. Керубини и др. [4, с. 28-37]. Ноты для исполнителей романсов под гитарный аккомпанемент печатал И.Д. Герстенберг с А.Ф. Дитмаром, Journal d'Airs Italiens, Francais et Russes (1796-1797) которых выходил с текстами на трех языках: французском, итальянском и русском. Кроме русских романсов О.А. Козловского, в издании были представлены иноязычные произведения Н.И. Куракиной, Н.Н. Головиной, Сольци, Теппера, Винтера, А. Тарки и др. Параллельно Ж.Б. Кардон издавал Journal D'Ariettes Italiennes Et Autres (1797) для аккомпанемента под арфу или сольного исполнения [4, с. 37-44].
В конце XVIII в. значительное количество нот публиковалось в периодических изданиях смешанного профиля, прежде всего литературно-музыкальных и музыкально-театральных, рассчитанных на женскую аудиторию. Например, в 17941795 гг. книготорговец И.Д. Герстенберг ежемесячно издавал на базе типографии И.К. Шнора «Санктпетербургский музыкальный магазин для клавикордов и пианно-форте, посвященный женскому полу и любителям сего инструмента», с 1795 г. параллельно печаталась «Карманная книга для любителей музыки на 1795 год», уже в следующем году переименованная в «Карманную книжку на 1796 год» [14, с. 32-33].
Структурно все музыкальные журналы России, выходившие до середины XIX в., являлись, как правило, сборниками избранных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Б.Л. Вольман справедливо замечал, что «изданием нотных журналов занимались почти все музыкальные издатели
в России: Дитмар, Дальмас, Пейрон, Вейсгербер, Гельд, Бриф и Вондерфур, Пей, Венцель, Затценховен, Рихтер, Бернард» [2, с. 33]. Этот род деятельности в первой половине XIX в. и в последующие периоды практиковался также некоторыми музыкантами. Отдельные экземпляры журналов, выпущенных энтузиастами, имели хождение в профессиональной среде вплоть до начала XX века. Они носили монотематический характер, приближенный к жанру учебно-методического пособия1.
С точки зрения экономической выгоды, подписка на журнальную периодику приносила устойчивую прибыль и считалась, несмотря на сложность в организации, стабильным источником дохода. Так, Т.Ф. Музычук в качестве примера приводит сведения об успешном петербургском издателе К.Ф. Рихтере и его музыкально-педагогическом журнале «Музыкальная антология, или отборные новейшие музыкальные сочинения для фортепиано, в пользу молодых любителей музыки» (18281929), где «подписная цена за 24 тетради составила 25 рублей, а с переплетом -30 рублей» [Цит. по: 10, с. 50]. Через собственный магазин, который располагался в Санкт-Петербурге в доме № 23 у Казанского моста, он предлагал подписку и на другие издания, причем по такой же стоимости. Еще один известный журнал L'AbeiUe musicale («Музыкальная пчела», 1843-?) был настолько популярен, что стоимость подписки доходила до 300 рублей серебром в год. Тем не менее важно отметить, что музыкальные магазины не торговали исключительно нотной продукцией. Рекламные сообщения свидетельствуют о комплексном характере их ассортимента: «В российской столице владелец магазина, помимо нот для разных средств исполнения, жанров и музыкальных инструментов, реализовывал вещи далекие от музыки, начиная от картин и заканчивая ножами и вилками» [10, с. 48]. Аналогичная ситу-
1 Похожий экземпляр на уровне самиздата хранится в экспозиции Музея-квартиры Е.Ф. Гнесиной.
ация наблюдалась и с художественной литературой, которой часто торговали бакалейные, галантерейные, мелочные и колониальные магазины.
Как правило, срок существования музыкальной периодики ограничивался несколькими годами. Данное обстоятельство позволило Н.Ф. Финдейзену сделать вывод, «что их издатели были просто рецензентами и журналистами, не способными к более разносторонней и серьезной работе, работе музыкально-критической и музыкально-литературной» [15, с. 6]. М.М. Иванов, в свою очередь, писал «о сложности условий издания музыкальных журналов, не у нас только, а во всей Европе. Эта сложность, может быть, и составляла причину скорого прекращения большинства журналов. Не удовлетворяя общество, не поддерживающее их, дорого стоящие их издателям, эти журналы должны были непременно закрываться...» [16, с. 31]. В совокупности, все эти высказывания заставляют задуматься, а являлось ли количество периодических музыкальных изданий, существовавших на тот момент, достаточным для удовлетворения
потребностей образованной публики? В исследовательской литературе, в том числе среди авторитетных ученых, нет единого мнения по данному вопросу. В «Библиографии русской периодической печати» Н.М. Лисовского (Пг., 1915), упоминаются только 5 нотных журналов; Н.Ф. Финдейзен находит вдвое больше -10 изданий [2, с. 32]2.
Подобные расхождения свиде-
тельствуют о разных методах подсчета печатной продукции, изъянах официальной статистики и отсутствии на тот момент отраслевой библиографии соответствующего профиля. Поэтому в книге Б.Л. Вольмана можно увидеть принципиально иную цифру: свыше 50 нотных журналов, существование которых до 1840 г. включительно ему удалось подтвердить
2 Если обратиться к статье Н.Ф. Финдейзена, то в ней до 1840 г. в совокупности названы 24 журнала -музыкальные, музыкально-театральные, модные и т. д. [8].
документально и в большинстве случаев просмотреть de visu [2, с. 32].
В 1974 г. И.М. Ямпольский привёл в «Музыкальной энциклопедии» подробный, но очевидно не полный список музыкальных периодических изданий, напечатанных в период с конца XVIII до 70-х гг. XX века. В комментариях к раннему этапу находим: «Отсутствие в эти годы собственно журналов музыкальных объясняется сравнительно ограниченным развитием общественной музыкальной жизни, замыкающейся в значительной части в распространенных тогда музыкальных кружках и салонах» [17, с. 408]. В одном только Санкт-Петербурге, по данным Т.Ф. Музычук, были опубликованы журналы 42 наименований1. Крупнейшими среди них являлись «Нувеллист»2 М.И. Бернарда и «Музыкальная Россия» с нотным приложением «Музыкальный свет» (редактор П-А. Бауман, позднее - Л. Дюфур и В.Ф. Фракман), а также «Северный Трубадур» Ж.О. Дальмаса и др. Аудитория «Нувеллиста» не ограничивалась столичной публикой и включала провинциального потребителя.
Можно с уверенностью говорить
0 том, что издание нотных журналов до 1840 г. во многом носило разнообразный и активный характер. По существу, они служили отражением культурной жизни страны, охватывая популярные у потребителей жанры итальянской и французской оперы, салонного музицирования, вокальных, фортепианных, гитарных миниатюр, танцев и др. Спектр оказываемых услуг был достаточно широк. Наравне с лучшими образцами публиковались и другие, более низкого качества, но чрезвычайно востребованные и пользовавшиеся неизменным спросом у простых обывателей. Устойчивой интерес вызывали сочинения иностранных композито-
1 Данный список был создан Т.Ф. Музычук в процессе работы над «Сводным каталогом российских нотных изданий», отдельные выпуски которого начали публиковать с 1996 г.
2 История и деятельность «Нувеллиста» подробно
рассмотрена в книге Б.Л. Вольмана.
ров, таких как В. Беллини, Дж. Верди, Г. Доницетти, Дж. Россини и др.; из отечественных произведений, судя по нотоиздательской продукции магазина («L'Echo Musical») («Музыкальное эхо»), публика предпочитала романсовую лирику П.П. Булахова, А.Е. Варламова, А.Н. Верстовского и др. По обыкновению, в большом количестве выходили различные альбомы и альманахи, в текст которых входили отдельные произведения вокального или инструментального плана. Но включать их в общую статистику нотных музыкальных изданий, на наш взгляд, нет никаких оснований.
Объективным препятствием на пути развития музыкальной журналистики выступала российская цензура. При Павле I предпринималась попытка запретить ввоз нот из-за рубежа, вводилась предварительная цензура изданий данного вида (05.06.1800), а «вольные» типографии и вовсе были закрыты. Новый монарх, Александр I, упразднил все эти ограничения указом от 31 марта 1801 года [2, с. 5]. В период правления Николая I были приняты уставы, которые регламентировали цензуру периодики, в том числе музыкальной: «Каждому музыкальному журналу выдавалось официальное свидетельство, за что издатель в обязательном порядке должен был платить государственную пошлину. Также к изданию прикреплялся персональный цензор, следивший за его благонадежностью. Все, кто издавал в России периодические издания, по повелению императора от 01 сентября 1829 г., были обязаны доставлять по одному экземпляру издания в III отделение собственной его величества канцелярии» [10, c. 99]3.
3 В 50-60-х гг. XIX в. в цензурной практике произошли позитивные сдвиги: «Среди цензоров (и даже руководителей цензурных комитетов) были такие выдающиеся деятели отечественной культуры, как И.А. Гончаров, Ф.И. Тютчев, Н.И. Пирогов, В.Н. Бекетов. Н.Ф. фон Крузе. Некоторые из них, несмотря на короткий период официальной работы в ведомстве, пытались внести в консервативную реку правительственной цензуры реформаторскую струю» [18, с. 119].
Таким образом, нотные журналы как явление социокультурной жизни Росси последней четверти XVIII - начала XX в. формировались на стыке различных жанров периодической печати (альманахов, сборников, альбомов, календарей и пр.) под значительным влиянием западноевропейской иноязычной традиции, сопровождая распространение среди публики интереса к музыкальному искусству, определенным музыкальным инструментам (фортепиано, клавесин, арфа, гитара) и произведениям (романс). Синкретичное состояние нотоиздательского дела в условиях низкой грамотности населения, религиозной традиции и цензурных ограничений выражалось в издании журналов смешанного типа. Европейская музыка прорастала в ткань
русской культурной жизни в тесной взаимосвязи с театральным искусством, художественной литературой, модой, танцем и живописью. Вместе с тем к середине XIX в. музыкальная периодика подошла с профессиональными достижениями, значительными, но пока еще далекими от западноевропейского уровня. Этому способствовали модернизация полиграфической базы, деловые и творческие контакты, прогресс в науке и образовании, а также демократические явления, возникшие в общественной жизни накануне пореформенного периода. Накопленный опыт стал основой для реализации целого ряда ярких журнальных проектов, которые во многом стали символами отечественного нотоиздания.
Список литературы
1. Миронов Б.Н. Развитие грамотности в России и СССР за тысячу лет. X-XX вв. // Studia Humanistica. 1996: исслед. по истории и филологии. Санкт-Петербург: Рус.-Балт. информ. центр БЛИЦ, 1996. С. 24-46.
2. Вольман Б.Л. Русские нотные издания XIX - начала XX века. Ленинград: Музыка, 1970. 216 с.
3. Иванов Г.К. Нотоиздательское дело в России: ист. справка. Москва: Совет. композитор, 1970. 63 с.
4. Нотные издания в фондах Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина: каталог. Вып. 1, ч. 1: Отечественные нотные издания XVIII века / ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград, 1985. 86 с.
5. Сводный каталог книг на иностранных языках, изданных в России в XVIII веке, 1701-1800: [в 5 т.]. Т. 4: Периодика. Вып. 1. (Описания) / Б-ка Акад. наук СССР. Санкт-Петербург, 2004. 644 с.
6. Сводный каталог российских нотных изданий. Т. 1-4 / РНБ. Санкт-Петербург, 1996-2017.
7. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725-1800: [в 5 т.]. Т. IV / ГБЛ, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, БАН и др. Москва: Книга, 1966. 290 с.
8. Финдейзен Н.Ф. Музыкальные журналы в России. Исторический очерк. 17741903 // Русская музыкальная газета. [Б. м., 1903]. Оттиск. Стб.: 8-11, 78-81, 11171119, 1186-1189.
9. Вольман Б.Л. Русские печатные ноты XVIII века. Ленинград: Музгиз, 1957. 293 с.
10. Музычук Т.Ф. Петербургская музыкальная периодика (1826-1850-е гг.) // Нотные издания в музыкальной жизни России. Российские нотные издания XVIII - начала XX вв.: сб. источниковед. тр. Санкт-Петербург: Рос. нац. б-ка, 2007. Вып. 3. С. 41-122.
11. Клименко А.Е. Духовые инструменты в русской музыкальной культуре XVII - начала XIX века: дис. ... канд. искусствоведения. Красноярск, 2017. 235 с.
12. Финдейзен Н.Ф. Керцелли (Kerzell, KerzeLLi), Михаил // Риман Г. Музыкальный словарь. Москва; Лейпциг: П. Юргенсон, [1901-1904]. [6], 1531, [5] с.: нот. ил.
13. Юрченко Т.Г. Альманах [Электронный ресурс] // Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/literature/text/1815793 (дата обращения: 13.08.2024).
14. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.: (материалы для истории русской журналистики) / сост. и изд. Н.М. Лисовский. Петроград: Тип. Акционер. о-ва тип. дела, 1915. [8], XVI, 1067 с.
15. Космовская М.Л. «Русская музыкальная газета». Основные этапы и некоторые тенденции в ее научно-критической и публицистической деятельности: [машинопись]. Ленинград, 1986. 83 л.
16. Иванов М.М. Исторический очерк пятидесятилетней деятельности музыкального журнала «Нувеллист». Санкт-Петербург: Тип. Ю. Штауфа (И. Фишона), 1889. 32 с.
17. Ямпольский И.М. Журналы музыкальные // Музыкальная энциклопедия. Москва: Совет. энцикл., 1974. Т. 2. Стб. 406-420.
18. Чирскова И.М. Цензура как историко-культурный феномен в России XIX века // Вестник РГГУ. 2008. № 10. С. 115-125.
Сведения об авторе:
Радзецкая Ольга Владимировна, доктор искусствоведения, профессор, профессор Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
ул. Малая Калужская, 1, Москва, 119071 [email protected]
Дата поступления статьи: 18.08.2024
Одобрено: 15.10.2024
Дата публикации: 25.11.2024
Для цитирования:
Радзецкая О.В. Нотные журналы России последней четверти XVIII - первой половины XIX в.: особенности структуры и содержания // Сфера культуры. 2024. № 4 (18). С. 115123. DOI: 10.48164/2713-301X_2024_18_115
УДК 78.03+655.413:78+78.071+781.97 DOI: 10.48164/2713-301X_2024_18_115
O.V. Radzetskaya
Moscow
Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art)
SHEET MUSIC JOURNALS OF RUSSIA THE LAST QUARTER OF THE XVIIIth - THE FIRST HALF OF THE XIXth CENTURY: PECULIARITIES OF STRUCTURE AND CONTENT
Sheet music periodicals of Russia of the last quarter of the XVIIIth - the first half of the XIXth century is a significant, but insufficiently studied part of the national repertoire of printed works. Using the example of individual publications (The Muzykalnye Razvlecheniya, The Magazin Muzykalnykh
Razvlecheniy, etc.) the article explores the structural features of sheet music journals of this period, the specifics of their content, readership and printing base. The author analyzes the main bibliographic resources that reflect printed materials of this type, shows that the question
regarding the number of sheet music journals issued in Russia before 1861 is controversial, linking the contrasts in statistics proposed by scholars with the rarity of these publications and various counting methods. The need to distinguish between purely sheet music journals and mixed-type journals (literary-music,
theatrical-music), where sheet music of individual works or sheet music supplements were published.
Keywords: sheet music publishing, music periodicals, sheet music journals, H.L. Wever, S.I. Selivanovsky, K.F. Richter, sheet music and music stores.
References
1. Mironov, B.N. (1996) Razvitie gramotnosti v Rossii i Soyuze Sovetskix Socialisticheskix Respublik za ty'syachu let. X - XX veka [Development of Literacy in Russia and the USSR over a Thousand Years. The Xth - XXth Centuries]. Studia Humanistica. 1996: issledovaniya po istorii i filologii]. Saint Petersburg: Russian-Baltic Information Center BLICZ, 24-46. (In Russian).
2. Vol'man, B.L. (1970) Russkie notny'e izdaniya XIX - nachala XX veka [Russian Music Editions of the XIXth - Early XXth Centuries]. Leningrad: Muzy'ka. (In Russian).
3. Ivanov, G.K. (1970) Notoizdatel'skoe delo v Rossii: istoricheskaya spravka [Sheet Music Publishing in Russia: Historical Reference]. Moscow: Sovetskij kompozitor. (In Russian).
4. Notny'e izdaniya v fondax Gosudarstvennoj publichnoj biblioteki imeni M.E. Salty'kova-Shhedrina: katalog. Vy'pusk 1, chast' 1: Otechestvenny'e notny'e izdaniya XVIII veka (1985) [Sheet Music Editions in the Funds of the M.E. Saltykov-Shchedrin State Public Library: a Catalog. Issue 1, Part 1: Russian Sheet Music Editions of the XVIIIth Century]. The M.E. Saltykov-Shchedrin State Public Library. Leningrad. (In Russian).
5. Svodny'j katalog knig na inostranny'x yazy'kax, izdanny'x v Rossii v XVIII veke, 1701-1800: [v 5 tomax]. Tom 4: Periodika; vy'pus. 1: (Opisaniyal (2004) [A Consolidated Catalog of Books in Foreign Languages Published in Russia in the XVIIIth Century, 1701-1800: [in 5 Volumes] Vol. 4, Periodicals: Issue 1. (Descriptions)]. The Library of the Academy of Sciences of the USSR. Saint Petersburg. (In Russian).
6. Svodny'j katalog rossijskix notny'x izdanij. Tom 1-4. (1996-2017) [A Consolidated Catalog of Russian Sheet Music Publications. Vol. 1-4]. The Russian National Library. Saint Petersburg. (In Russian).
7. Svodny'j katalog russkoj knigi grazhdanskoj pechati XVIII veka. 1725-1800: [v 5 tomax]. Tom IV (1966) [A Consolidated Catalog of the Russian Book of Civil Printing of the XVIIIth Century. 1725-1800: [in 5 Volumes]. Vol. IV]. The Lenin State Library, the M.E. Saltykov-Shchedrin State Public Library, The Library of the Russian Academy of Sciences et al. Moscow: Kniga. (In Russian).
8. Findejzen, N.F. (1903) Muzy'kal'ny'e zhurnaly' v Rossii. Istoricheskij ocherk. 17741903 [Music Journals in Russia. Historical Essay. 1774-1903]. Russkaya muzy'kal'naya gazeta [The Russkaya Musykalnaya Gazeta]. Imprint. Columns: 8-11, 78-81, 1117-1119, 1186-1189. (In Russian).
9. Vol'man, B.L. (1957) Russkie pechatny'e noty' XVIII veka [Russian Printed Sheet Music of the XVIIIth Century]. Leningrad: Muzgiz. (In Russian).
10. Muzy'chuk, T.F. (2007) Peterburgskaya muzy'kal'naya periodika (1826-1850-e godov) [Petersburg Music Periodicals (1826-1850s)]. Notny'e izdaniya v muzy'kal'noj zhizni Rossii. Rossijskie notny'e izdaniya XVIII - nachala XX vekov: sbornik istochnikovedcheskix trudov [Sheet Music Publications in the Music Life of Russia. Russian Sheet Music Editions of the XVIIIth - Early XXth Centuries: a Collection of Source-study Works]. Saint Petersburg: the Russian National Library, Issue 3, 41-122. (In Russian).
11. Klimenko, A.E. (2017) Duxovy'e instrumenty' v russkoj muzy'kal'noj kul'ture XVII -nachala XIX veka: dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya [Wind Instruments in Russian Musical Culture of the XVIIth - Early XIXth Centuries: PhD thesis in art studies]. Krasnoyarsk. (In Russian).
12. Findejzen, N.F. (1901-1904) Kercelli (Kerzell, Kerzelli), Mixail [Kerzelli (Kerzell, Kerzelli), Mikhail]. Riman G. Muzy'kal'ny'j slovar' [Riemann H. Musical Dictionary]. Moscow; Leipzig: P. Yurgenson. (In Russian).
13. Yurchenko, T.G. Al'manax [Almanac]. Bol'shaya rossijskaya e'nciklopediya [The Big Russian Encyclopedia]. URL: https://old.bigenc.ru/literature/text/1815793 (Accessed: 13.08.2024). (In Russian).
14. Lisovskij, N.M. (1915) Bibliografiya russkoj periodicheskoj pechati 1703-1900 gody: (materialy' dlya istorii russkoj zhurnalistiki] [Bibliography of the Russian Periodical Press of 1703-1900: (Materials for the History of Russian Journalism)]. Complier and Editor N.M. Lisovsky. Petrograd: Tipogorafiya Akcionernogo obeshhstva tipografskogo dela. (In Russian).
15. Kosmovskaya, M.L. (1986) "Russkaya muzy'kal'naya gazeta". Osnovny'e e'tapy' i nekotory'e tendencii v ee nauchno-kriticheskoj i publicisticheskoj deyatel'nosti: mashinopis' [The Russkaya Musykalnaya Gazeta. The Main Stages and Some Trends in Its Scientific, Critical and Journalistic Activities: Typewriting]. Leningrad. (In Russian).
16. Ivanov, M.M. (1889) Istoricheskij ocherk pyatidesyatiletnej deyatel'nosti muzy'kal'nogo zhurnala "Nuvellist" [Historical Essay on the Fifty-year Activity of the Music Journal The Nuvellist]. Saint Petersburg: Tipogorafiya Yu. Shtaufa (I. Fishona). (In Russian).
17. Yampol'skij, I.M. (1974) Zhurnaly' muzy'kal'ny'e [Music Journals]. Muzy'kal'naya e'nciklopediya [Music Encyclopedia]. Moscow: Sovetskaya e'nciklopediya, Vol. 2, Columns 406-420. (In Russian).
18. Chirskova, I.M. (2008) Cenzura kak istoriko-kul'turny'j fenomen v Rossii XIX veka [Censorship as a Historical and Cultural Phenomenon in Russia of the XIXth Century]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Russian State Humanitarian University], No. 10, 115-125. (In Russian).
About the author:
Olga V. Radzetskaya, Doctor of Art History, Professor, Professor of the Kosygin Russian
State University (Technology. Design. Art)
1 Malaya Kaluzhskaya Str., Moscow, 119071