УДК 37.015.6
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-99-105
НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА МНОГОМЕРНОГО
ДИНАМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА
RATIONING OF TEACHERS' LABOR COSTS THROUGH MULTIDIMENSIONAL
DYNAMIC POTENTIAL OBJECT
С. А. Городкова,
Забайкальский институт предпринимательства — филиал ЧОУ ВО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации г. Чита [email protected]
S. Gorodkova,
Transbaikal Institute of Business Economics, Chita
Представлена методика нормирования расходов на оплату труда учителей посредством оценки потенциала многомерного динамического объекта. Дано определение понятия «потенциал». Ключевой моделью, которую авторы статьи применяют для дальнейших исследований, является оценка потенциала многомерного динамического объекта Н. В. Шаланова. Рассмотрены основные показатели данной модели, в частности: вес показателя в потенциальной функции, стандартизированные значения показателей, стандартизированные значения эталонов, среднеквадратическое отклонение, вес показателя в потенциальной функции, эталонное значение признака. Заработная плата учителя представлена в качестве многомерного динамического объекта, состояние которого определяют показатели наполняемости одного класса в школе, размера оплаты одной ставки, количества ставок учителя. Приведены и обоснованы эталонные значения показателей, определяющих состояние многомерного динамического объекта. Методика многомерного сравнительного анализа применена к выборке городских школ Забайкальского края, рассчитаны средние показатели интегральной оценки потенциала развития оплаты труда учителей в каждой школе. Временной период, за который рассмотрены определенные авторами показатели, равен трем учебным годам. Проведенные расчеты позволили выявить те школы, интегральная оценка потенциала многомерного объекта (оплаты труда) в которых будет максимальной, а также школы с наименьшими показателями интегральной оценки потенциала. Также представлены результаты ранжирования городских школ Забайкальского края по уровню интегральной оценки потенциала развития оплаты труда учителей
Ключевые слова: потенциал; нормирование; оплата труда; количество ставок; наполняемость класса; образовательная организация; динамический объект; ранжирование; методика нормирования расходов; показатели интегральной оценки потенциала
The article presents a methodology for the valuation of teachers' labor costs by the potential of the multidimensional dynamic object assessment. The definition of the concept of potential is given. A key model, which the authors used for further studies, is to evaluate the potential of a multi-dimensional dynamic object of N. V. Shalanov. The key indicators of the model are considered, such as: weight in the index of the potential function, standardized indicator values, standardized values standards, standard deviation, index weight in the potential function, reference value characteristics. The teacher's wages is observed as multivariate dynamic object whose state is determined by population density figures of one class in a school, the amount of payment for a single bid, a number of teachers' rate. The reference values which determine the state of multidimensional dynamic object indicators are presented and justified. Methods of multidimensional comparative analysis is applied to a sample of urban schools of the Transbaikal Territory, the average wage of integrated assessment of teachers' capacity in each school is calculated. The time period for which figures are considered by the author, has covered 3 academic years. The calculations have revealed the schools which integrated assessment of the potential of the multidimen-
Н. В. Медведева,
ГУДПО «Институт развития образования Забайкальского края», г. Чита Tash [email protected]
N. Medvedeva,
Institute for Educational Development of Transbaikal Territory, Chita
sional object (remuneration) is the maximum one, as well as schools with the lowest potential of the integrated assessment. The article presents the results of urban schools ranking in the Transbaikal Region due to the level of an integrated assessment of teachers' potential remuneration
Key words: potential valuation; rationing; pay; number of rates; occupancy class; educational organization; /dynamic object; ranking; method of valuation costs; performance integrated capacity assessment
В последнее время все большую актуальность приобретает установление определенных нормативов в расходах образовательных организаций. Данная тенденция берет свои истоки в начале 2000-х гг. в связи с введением нормативно-подушевого финансирования и принятием норматива в качестве единицы расходов в образовательных организациях. Далее нормативы и нормирование как процесс их установления становятся неотъемлемыми элементами в экономике общего образования.
В данной статье поставлена задача рассмотрения сущности процесса нормирования, его применения относительно такого вида расходов образовательной организации, как оплата труда учителей.
Процесс нормирования нацелен на установление предельно допустимых или оптимальных значений в различных сферах деятельности. Норматив представляет своеобразный эталон расхода ресурсов, образец для сравнения. Таким образом, нормирование в итоге должно установить оптимальное, эталонное значение чего-либо. Для нахождения данного значения необходимо определить потенциальные возможности рассматриваемого объекта. В данном контексте считаем целесообразным рассмотреть понятие «потенциал».
В физике потенциал представляет собой «величину, характеризующую запас энергии тела, находящегося в данной точке поля (электрического, магнитного и т.п.)» [3]. В соответствии с трактовкой Толкового словаря иностранных слов потенциал представляет собой «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. Максимальная реализация данных возможностей позволит достичь нормативного значения» [4]. В новой экономической энциклопедии Е. Е. Румянцевой эко-
номический потенциал определяется как «совокупность различных видов ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных), с помощью которых можно получить определенные результаты, например производственный потенциал» [6].
Ключевыми словами в данных понятиях являются следующие: «запас», «возможности, необходимые для чего-либо», «ресурсы для получения определенных результатов».
Таким образом, потенциал представляет нереализованные на данный момент времени возможности какого-либо объекта, которые могут быть исполнены при соблюдении некоторых условий. При этом данные возможности должны быть направлены на достижение нормативного результата.
Н. В. Шаланов отмечает, что «в физическом смысле... потенциал одного тела можно измерить при помощи другого тела — эталонного (носителя потенциала). Пусть изучается некий динамический объект. однородные объекты, имеющие разные уровни развития, обладают различными потенциальными возможностями осуществления процесса изменения как своей внутренней структуры, так и внешней среды» [1]. Н. В. Шаланов подчеркивает, что «потенциалом динамического объекта, т.е. непрерывно развивающегося, является количественная мера уровня развития множества всех описывающих данный объект показателей» [1], т.е. реализация возможностей какого-либо объекта в целом возможна при достижении максимального развития всех его составляющих.
На наш взгляд, для определения максимальной реализации возможностей объекта (в данном случае оплаты труда учите-
ля) представляется допустимым применить оценку потенциала многомерного динамического объекта, разработанную Н. В. Ша-лановым. Основной идеей оценки объекта посредством потенциальной функции является нормирование и взвешивание входящих в нее факторов. С помощью данной методики предоставляется возможность определить уровень потенциала оплаты труда учителя.
Подробное описание оценки потенциала многомерного динамического объекта представлено в монографии С. А. Городко-вой «Управление затратами в потребительской кооперации». Потенциальная функция будет представлена формулой
2 *
м
(1)
ха
7 = — ¿а >
(2)
Ч =
е(*- х)2
(3)
ее
1=1
(4)
где а — вес показателя в потенциальной функции;
2 — стандартизированные значения показателей.
В переводе с английского языка термин «стандарт» переводится как норма. Следовательно, процесс стандартизации будет представлять процесс приведения чего-либо к нормативному значению.
Стандартизированные значения показателей определяются по формуле
где 2 * = -1 , 2 — стандартизированные значения эталонов;
х] — эталонное значение j-го признака.
Вес каждого показателя в интегральной функции имеет важное значение, так как показывает приоритетность каждого из них.
Потенциалом динамического объекта является количественная мера его развития в определенный момент времени С^), значение которой находится посредством следующего соотношения:
п
С(0 = -т-] 1 о О1 %.
Ёал*
У=1
(5)
где X — значение j-го признака в момент наблюдения ti;
q — среднеквадратическое отклонение, показывающее величину колебаний показателей относительно среднего значения и таким образом отражающее устойчивость развития объекта (чем меньше значение среднеквадратического отклонения, тем выше устойчивость развития объекта).
Среднеквадратическое отклонение рассчитывается по следующей формуле:
где х — среднее значение показателя; п — количество значений. Вес показателя в потенциальной функции рассчитывается по формуле
По нашему мнению, согласно данной методике, оценка настоящего состояния объекта осуществляется с позиции будущего (эталонного состояния) на основе прошлого (ретроперспективного периода развития объекта), что в итоге позволит определить перспективы развития объекта.
Формула нахождения потенциала показывает, насколько велико отклонение фактических значений показателей в определенный момент времени от их эталонных значений.
Такой вид расходов образовательной организации, как оплата труда учителя, может быть рассмотрен в качестве многомерного динамического объекта. Динамика заработной платы учителя заключается в том, что уровень вознаграждения за труд изменяется под воздействием таких факторов, как изменение количества учебных часов, которые ведет учитель, повышение оплаты одной ставки.
На взгляд авторов, многомерность уровня оплаты труда учителя заключается в зависимости ее от множества параметров, в частности, от количества классов, размера оплаты одной ставки, наполняемости школы, количества ставок, которое ведет один учитель.
а1 =
1=1
п
Исходя из определения потенциала динамического объекта, представляется возможным оценить количественную меру развития уровня заработной платы посредством некоторого множества показателей.
К множеству показателей, характеризующих оплату труда учителя, отнесены:
— наполняемость одного класса в школе (Х1);
— размер оплаты одной ставки (Х2);
— количество ставок, которое ведет один учитель (Х3).
Данные показатели входят в расчет оплаты труда учителя, также они являются составными элементами формализованного расчета норматива расходов в образовательных организациях.
Использование ставки в расчетах заработной платы учителя снизит вероятность формирования неэффективных расходов в части оплаты труда. Отличительной чертой будет являться отсутствие прямой зависимости оплаты труда учителя от количества учеников в классе. Использование ставки как основополагающего параметра в начислении заработной платы приведет к оплате отработанных свыше 18 ч в одинарном размере. Использование данного подхода не будет противоречить нормативным принципам формирования фонда оплаты труда.
Наполняемость школы и наполняемость одного класса являются мультикол-линеарными показателями (один из показателей является составным элементом другого), следовательно, в методике, согласно Н. В. Шаланову, возможно использовать только один из них. Поэтому нами в дальнейших расчетах будет рассмотрена наполняемость одного класса как показатель, имеющий эталонное значение.
Значение каждого из данных показателей будет соответствовать определенному моменту времени ^
Для каждого из показателей существуют эталонные значения, при которых многомерный объект достигнет своего наивысшего развития. Так, для показателя Х1 эталонное значением будет соответствовать 25, т.е. нормативной наполняемости класса в городской местности. Далее нами будут
рассматриваться данные, характерные для школы в городской местности.
Эталонное значение Х2, по мнению авторов, рассчитывается исходя из среднего уровня оплаты труда по региону, так как, в соответствии с законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», оплата труда учителя должна соответствовать средней заработной плате, сложившейся в экономике региона. Эталонным значением оплаты труда, которое должно быть достигнуто, будет являться средняя заработная плата в экономике региона.
Представляется затруднительным выделить определенное количество учеников в школе, являющееся эталонным, в силу того, что существуют малокомплектные школы, школы в сельской местности, школы в городской местности, начальные и основные школы. Соответственно, наполняемость данных школ будет сильно разниться. Для дальнейших исследований составлена выборка из городских школ, наполняемость которых будет 800 человек и более, что соответствует средней наполняемости городской школы.
Эталонное значение количества ставок, которое ведет один учитель (Х3), будет соответствовать одной ставке.
Среднеквадратическое отклонение в нашем случае будет отражать величину колебаний рассматриваемых нами показателей за определенный период времени относительно среднего значения, т.е. величину колебаний размера оплаты одной ставки, количества ставок, которое ведет один учитель, количества учеников в одном классе.
Веса показателей в интегральной функции показывают значимость каждого из рассматриваемых признаков, характеризующих динамический объект. Например, для одной школы первостепенное значение будет отведено оплате одной ставки, для другой школы — количеству ставок, которое ведет один учитель.
В конечном итоге значение потенциала наглядно покажет в процентном выражении долю оплаты труда учителя определенной школы Забайкальского края от эталонного или нормативного значения.
Применение методики позволит распределить факторы, влияющие на уровень заработной платы учителя, в соответствии с их значимостью (имеющие первостепенное значение и т.д.), а также поспособствует предложению мероприятий, позволяющих достичь показатели эталонного значения.
Временной период, за который рассмотрены указанные показатели, равен трем учебным годам — с 2013 по 2016 г.
Методику многомерного сравнительного анализа целесообразно применить к выборке городских школ Забайкальского края наполняемостью 800 человек и более. Всего по краю таких школ в 2013 г. — 19,
Расчет интегральной оценки потенциала развития оплаты труда учителей городских школ Забайкальского края, рассчитанной на основе таких показателей, как количество учащихся в одном классе, размер оплаты одной ставки, количество ставок, которое ведет один учитель, позволил выявить школы с лучшими и худ-
дальнейшие расчеты проводились на основании данных этих 19 школ с целью возможности сравнения информации по годам исследуемого периода. Далее необходимо проранжировать представленные образовательные учреждения, рассчитав средние показатели интегральной оценки потенциала развития оплаты труда учителей в каждой школе. Проведенные расчеты позволили выявить те школы, интегральная оценка потенциала многомерного объекта (оплаты труда учителей) в которых будет максимальной, а также школы с наименьшими показателями интегральной оценки потенциала (см. таблицу).
шими (стремящимися к 0 %) показателями. Так, за рассматриваемый период лучшими можно считать интегральные показатели СОШ № 2 г. Чита (113,7%). Данная тенденция обусловлена тем, что количество учащихся в одном классе данной школы превышает нормативное значение 25 человек, также за весь период количе-
Ранжирование городских школ Забайкальского края по уровню интегральной оценки потенциала развития оплаты труда учителей
Ranking of city schools in the Transbaikal Territory due to the level of integrated evaluation potential of teachers payment capacity development
Школа Интегральная оценка потенциала развития, %
2013-2014 гг. 2014-2015 гг. 2015-2016 гг. Среднее значение
С0Ш № 1, г Могоча 101,4 103,6 102,2 102,4
Нерчинск, С0Ш № 9 106,4 105,6 105,2 105,7
Краснокаменск, С0Ш № 5 89,4 92,8 94,7 92,3
Краснокаменск, С0Ш № 7 99,4 100,3 100,3 100
Чита, С0Ш № 1 110,6 110,9 110,2 110,6
Чита, С0Ш № 2 111,6 113,1 116,4 113,7
Чита, С0Ш № 3 111,1 111,5 113,5 112
Чита, С0Ш № 6 99,7 103,5 105,6 102,9
Чита, С0Ш № 8 106,2 107,4 106,1 106,6
Чита, С0Ш № 11 110,7 107,6 109,6 109,3
Чита, С0Ш № 19 108,8 108,6 109,7 109
Чита, С0Ш № 22 113,8 113 113,9 113,6
Чита, С0Ш № 27 99,1 100,1 104 101,1
Чита, С0Ш № 30 113,4 112,5 112,9 112,9
Чита, С0Ш № 36 107,3 108,1 108,8 108,1
Чита, С0Ш № 40 111,3 109,5 107,9 109,6
Чита, С0Ш № 45 99,7 100,1 99,4 99,7
Борзя, С0Ш № 41 100,8 104,9 98 101,2
Борзя, С0Ш № 43 98,7 102,3 102,1 101
ство ставок, которое ведет один учитель, превышает эталонное значение. Размер оплаты одной ставки с 2013 по 2016 гг. не достигает эталонного значения и в среднем находится на уровне 10098 руб. Однако в целом уровень средней заработной платы по экономике в данной школе достигнут за счет того, что в среднем учителя СОШ № 2 г. Чита работали на 1,19 ставки
Наименьшие показатели интегральной оценки имеет СОШ № 5 г. Краснокаменск (92,3 %), что связано с тем, что в данной школе размер оплаты одной ставки составлял за рассматриваемый период в среднем 8215 р., что на 2864 р. (25,8 %) меньше нормы. Также среднее количество ставок, которое ведет один учитель СОШ № 5 г. Краснокаменск, составляет 1,31 ставки (превышает эталонное значение, что в данном случает нельзя расценивать положительно). Количество учеников в школе не соответствует нормативному значению и составляет от 22 человек в 2013—2014 гг. до 24,8 человек в 2015-2016 гг.
Список литературы_
В большей части школ интегральная оценка потенциала динамического объекта составляет более 100 %, что объясняется тем, что некоторые из первоначальных значений показателей Х1, Х2, Х3 превышают эталонные значения, что нельзя характеризовать положительно, так как комплектация класса в размере выше нормативного или ведение одним учителем в среднем больше одной ставки в неделю при низком уровне оплаты одной ставки не являются показателями оптимизации уровня средней заработной платы.
Таким образом, методика определения потенциала многомерного динамического объекта, где в качестве объекта выступает оплата труда учителя, позволяет наглядно определить степень достижения динамическим объектом в тот или иной временной период своего нормативного значения. Также методика дает представление о значимости каждого из факторов, характеризующих объект и их влияние на достижение конечного результата.
1. Богер И. Б., Шаланов Н. В. Методический подход к статистической оценке информативности системы показателей // Сибирская финансовая школа. 2012. № 6. С. 158—160.
2. Джурабаева Г. К., Шаланов В. О. Интегральная оценка экономического потенциала организации // Сибирская финансовая школа. 2009. № 3. С. 135—138.
3. Ефремова Т. Ф. Новыш словарь русского языжа. Толково-словообразовательныш: в 2 т. М.: Русский языж, 2000. 1209 с.
4. Крысин Л. П. Толковыш словарь иностранных слов. М.: Эскмо, 2011. 864 с.
5. Попов М. С., Лутовинов П. П. Использование категорий потенциала в системе принятия решений по управлению производственно-инновационной деятельностью предприятия / / Вестник ЮУрГУ. 2010. № 20. С. 57-62.
6. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2011. 882 с.
7. Статистический ежегодник Забайкальского края. 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vseup.ru/static/files (дата обращения: 21.06.2016).
8. Buckley A. Multinational Finance. Financial Times Management, 2003. 776 p.
9. Lindy E. How to Arque with an Economist. Cambridge University Press, 2007. 208 p.
List of literature_
1. Boger I. B., Shalanov N. V. Sibirskaya finansovaya shkola (Siberian financial school), 2012, no. 6, pp. 158-160.
2. Dzhurabayeva G. K., Shalanov V. O. Sibirskaya finansovaya shkola (Siberian financial school), 2009, no. 3, pp. 135-138.
3. Efremova T. F. Novy slovar russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatelny [New Dictionary of Russian language. Explanatory-derivation]. In 2 vol. Moscow: Russian Language, 2000. 1209 p.
4. Krysin L. P. Tolkovy slovar inostrannyh slov [Explanatory dictionary of foreign words]. Moscow: ESCMO, 2011. 864 p.
5. Popov M. S., Lutovinov P. P. Vestnik YuUrGU (Herald of SUSU), 2010, no. 20, pp. 57-62.
6. Rumyantseva E. E. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya [New Economic Encyclopedia]. Moscow: INFRA-M, 2011. 882 p.
7. Statisticheskiy ezhegodnik Zabaykalskogo kraya. 2014 (Statistical Yearbook of the Transbaikal Territory. 2014) Available at: http://vseup.ru/static/files (accessed 21.06.2016).
8. Buckley A. Multinational Finance. Financial Times Management (Multinational Finance. Financial Times Management), 2003. 776 p.
9. Lindy E. How to Arque with an Economist [How to Arque with an Economist]. Cambridge University Press, 2007. 208 p.
Коротко об авторах_
Городкова Светлана Александровна, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика», Забайкальский институт предпринимательства — филиал ЧОУ ВО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации», г. Чита, Россия. Область научных интересов: ресурсно-ориентированный подход к формированию стратегии субъекта хозяйствования [email protected]
Медведева Наталья Владимировна, аспирант, Забайкальский государственный университет, младший научный сотрудник кафедры «Образовательный менеджмент», ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», г. Чита, Россия. Область научных интересов: экономика образования [email protected]
Коротко об авторах_
Svetlana Gorodkova, doctor of economic sciences, associate professor, Economics department, Transbaikal Institute of Business Economics, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: resource-oriented approach to the formation of a business entity strategy
Natalya Medvedeva, postgraduate student, Transbaikal State University, junior researcher, Educational Policy department, Institute for Educational Development of Transbaikal Territory, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: economics of education
Образец цитирования _
Городкова С. А., Медведева Н. В. Нормирование расходов на оплату труда учителей посредством оценки потенциала многомерного динамического объекта // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 9. С. 99-105. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-99-105