УДК 338.5
DOI 10.21685/2072-3016-2018-3-19
С. В. Тактарова, Т. А. Куликова
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В РАБОТЕ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация.
Актуальность и цели. Динамичность внешней среды предприятий, необходимость оперативного реагирования на возникающие изменения, усложнение управленческих процессов способствуют актуализации функционирования службы контроллинга. Цели работы - расширить понимание значения нормативных показателей при реализации управленческих функций на предприятиях; предложить способ выявления внутренних резервов средств в организации на создание службы контроллинга.
Материалы и методы. Проведена оценка роли службы контроллинга на современных предприятиях, исследованы традиционные методы нормирования расходов и изучены практики применения нормативных показателей в деятельности организаций.
Результаты. Определено место норм и нормативов при реализации основных функций контроллинга. Апробация усовершенствованной методики нормирования накладных расходов на пензенском машиностроительном предприятии подтвердила ее эффективность. Результаты исследования могут быть применены в деятельности предприятий, планирующих внедрить и осуществлять функцию контроллинга.
Выводы. Рассчитанные согласно усовершенствованной методике нормы накладных расходов не только позволят изыскать резерв средств на организацию службы контроллинга, но и в последующем станут базисом при реализации его основных функций.
Ключевые слова: контроллинг, нормы, нормирование, накладные расходы, ставка распределения, предприятие.
S. V. Taktarova, T. A. Kulikova
NORMATIVE INDICATORS IN THE WORK OF CONTROLLING SERVICES AT MODERN ENTERPRISES
Abstract.
Background. Dynamism of the external environment of enterprises, the need to respond promptly to emerging changes, the complexity of management processes contribute to the actualization of the functioning of the controlling service. The purpose of the work is to expand the understanding of the importance of regulatory indicators in the implementation of management functions in enterprises; to provide a method of revealing of internal reserves of funds to organizations for the creation of the controlling service.
Materials and methods. Assessment of the controlling service role in modern enterprises. Research of traditional methods of rationing costs and practice of applying normative indicators in the activities of organizations.
© 2018 Тактарова С. В., Куликова Т. А. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Results. The place of norms and standards for the implementation of the basic functions of controlling is determined. Approbation of the improved method of rationing overhead costs at the Penza machine-building enterprise confirmed its effectiveness.
Conclusions. Designed according to advanced technique of rules overhead costs would not only seek to reserve funds for the organization of the controlling service, but in the subsequent will be the basis in the implementation of its core functions.
Key words: controlling, norms, rationing, overhead distribution rate, the company.
Введение
Возрастание информационных потоков и ресурсов, повышение нестабильности внешней среды, усложнение и трансформация функций менеджмента, ограниченная возможность данных управленческого и финансового учета удовлетворять потребности руководителей, тенденция к синтезу и интеграции различных областей знания, а также человеческой деятельности объясняют растущую популярность контроллинга [1]. Как показывает практика, эта современная функция менеджмента позволяет повысить эффективность использования всех видов ресурсов, обеспечить выполнение планов и достижение целей производственного предприятия, а также существенно улучшить качество принятия управленческих решений.
Материал и методика
С точки зрения классического подхода под контроллингом понимается система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе анализа, планирования, контроля и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности субъекта хозяйствования [2].
В практике современных производственных предприятий, как правило, базой для осуществления функций планирования и прогнозирования является информация прошлых периодов, что тормозит развитие в условиях динамичности рыночных отношений. Внедрение контроллинга дает возможность оперативно выявлять и предотвращать негативное влияние факторов внешней и внутренней среды, ускоряя процесс адаптации организации к изменяющимся условиям хозяйствования [3].
Использование системы контроллинга способствует решению следующих традиционных проблем управления:
- низкая платежная дисциплина структурных подразделений;
- недостаток оборотных средств;
- сложность контроля дебиторской задолженности;
- недостоверный расчет прибыльности филиалов и видов бизнеса;
- нерациональность системы управления затратами [4].
Поскольку основная задача контроллинга - анализ информации, основным ресурсом для проведения данной работы являются сотрудники организации, работающие на постоянной основе, хорошо знающие текущую ситуацию и обладающие высоким профессионализмом, аналитическим складом ума [5].
Создание службы контроллинга на предприятиях начинается с обучения топ-менеджеров, а затем уже исполнителей [6].
Как показывает опыт работы ведущих предприятий нашей страны, целесообразно придерживаться следующего состава службы контроллинга:
- начальник службы контроллинга;
- контроллер-специалист по управленческому учету;
- контроллер-специалист по информационным системам;
- контроллер-куратор цехов [7].
В предыдущих исследованиях авторов [8, 9] было выявлено значение нормативных показателей при реализации классических управленческих функций. Однако современные условия хозяйствования актуализировали развитие новой функции менеджмента - контроллинга, что требует определения места норм и нормативов при ее реализации.
Мы предполагаем, что для комплексного осуществления функций контроллинга необходимы обоснованные нормы и нормативы. В табл. 1 отражена важность нормативных показателей при осуществлении основных функций контроллинга.
Таблица 1
Место нормативных показателей в реализации функций контроллинга
Функция контроллинга Место нормативных показателей
1 2
1. Информационная Обоснованные нормы, рассчитанные с учетом будущих тенденций, позволяют уменьшить степень неопределенности
2. Установление целей деятельности предприятия Нормы сами по себе являются целевыми показателями предприятия, дают возможность обоснованного (учитывая операционные и организационные ограничения) определения целей; обеспечивают согласованность интересов предприятия и всех сотрудников, совпадают с интересами всей организации в случае принятия понятных, приемлемых, достижимых норм
3. Планирование Позволяют планировать расходы будущих периодов путем внесения коррективов на отклонения от стандартного потребления ресурсов; дают возможность не использовать метод планирования «от достигнутого уровня», скрывающего недостатки в управлении предприятием; повышают достоверность и скорость составления смет, позволяя связывать между собой сметный объем продукции с необходимыми для его выпуска исходными ресурсами в физических или денежных единицах измерения; обеспечивают полное соответствие развития планируемых объектов с учетом изменений внутренних и внешних условий экономической деятельности; необходимы для установления связи между всеми видами экономической информации
Окончание табл. 1
1 2
4. Внутренний контроль на предприятии Применяются при установлении допустимых пределов, выявлении и оценке отклонений, выработке предложений для их уменьшения, предоставляют возможность определить степень достижения целей; позволяют акцентировать внимание на всех моментах отклонений, особенно негативных, с целью выравнивания; являются основой лимитирования расходов
5. Мониторинг Позволяют осуществить оперативный контроль над расходами предприятия и принятием решений; используются при подготовке оперативных отчетов об итогах деятельности предприятия за непродолжительные периоды (день, неделя, месяц)
6. Анализ причин и виновных в возникновении отклонений Являются подконтрольными показателями, которые позволяют оценить эффективность работы предприятия; применяются для: - предоставления информации о деятельности подразделений предприятия и уровне внутреннего хозяйствования, которая используется в качестве аналитической базы управленческого учета [10]; - предотвращения возникновения недостоверных данных анализа эффективности производства (как при методе учета фактических расходов); - анализа нормативной себестоимости продукции в целях увеличения ее прибыльности; материалоемкости продукции посредством оценки влияния на нее норм расхода, цены и взаимозаменяемости материалов [11]
7. Корректирующие действия Дают возможность координировать работу по различным направлениям деятельности организации, в частности по достижению целей, оптимизации производственного процесса, снижению расходов; позволяют оказать стимулирующее и мотивирующее воздействие на персонал, поэтому используются при согласовании деятельности сотрудников предприятия; выступают основой для восстановления нормального течения технологического процесса, устранения неполадок в производстве и предотвращения появления негативных явлений в будущем
8. Комментирующая Необходимы для информационного обеспечения контроллинга, на основе которого контроллеры обосновывают и предлагают варианты управленческих решений; определяют размер необходимых производственных ресурсов и определяют порядок осуществления управленческих или исполнительских функций различным категориям сотрудников; обеспечивают руководителям лучшее понимание деятельности предприятия в целом и имеющихся ограничений по ресурсам в частности
Для успешной реализации функций контроллинга предприятиям следует ориентироваться на прогрессивные нормы и нормативы, к которым предъявляются следующие требования:
- учет ведущего производственного опыта;
- ориентация на планомерное внедрение достижений науки и техники, непрерывное совершенствование методов организации производственного процесса;
- отражение малоотходной технологии производства;
- динамичность, корректировка в соответствии с организационными, техническими и экономическими изменениями условий производства;
- техническая и экономическая обоснованность, способствующая уменьшению себестоимости производимой продукции.
Создание и функционирование службы контроллинга, несомненно, требует дополнительных затрат от предприятия, связанных с оплатой труда сотрудников, амортизацией помещений и оборудования, техническим и программным обеспечением и т.д. Однако в современных условиях дороговизны и ограниченности ресурсов большинство предприятий ограничены в средствах. Поэтому нами предлагается осуществить поиск внутренних резервов предприятия, также обратив внимание на действующие нормы расходов ресурсов путем использования усовершенствованной ранее методики определения значений ставок накладных расходов (НР) в традиционной системе управления затратами на основе норм [8].
Предложение варьировать именно накладными расходами связано с тем, что основные расходы являются обязательными и их сокращение (например, использование более дешевых материалов) напрямую повлечет снижение качества продукции.
Как показало проведенное исследование, на современных предприятиях накладные расходы обычно нормируются с учетом их прошлых значений и свободной корректировки на основе планируемого изменения объема производства или реализации продукции. Данный подход способствует созданию резервов для покрытия непроизводительных расходов и потерь уже на стадии нормирования и планирования.
Применение усовершенствованной методики нормирования НР по формуле
где НР - общая сумма накладных расходов предприятия; НР' - пересмотренная величина накладных расходов; /(х) - функция, описывающая зависимость размера накладных расходов от факторного признака; Рез - резерв корректировки накладных расходов, - позволит не только повысить достоверность норм, являющихся основой для реализации функции контроллинга, но и провести поиск резервов средств, которые можно направить на финансирование службы контроллинга.
Значения и состав факторных признаков, влияющих на величину НР, у каждого предприятия индивидуальны и зависят от вида деятельности, осо-
Результаты
Рез = НР - НР', НР' = f (х),
(1)
бенностей организации производственного и управленческого процессов, применяемой техники и технологий и т.д.
При апробации данного подхода на предприятии ЗАО «Специальные технологии» наиболее значимыми оказались коэффициенты замены (Кз) и использования оборудования (Ки), что позволило включить их в формулу расчета ставки НР
НР
Ставка НР =-, (2)
Зосн • Кз • Ки
где НР - планируемый размер НР; Зосн - заработная плата основных работников.
Предложенный способ поиска резервов средств на организацию отдела контроллинга показал свою результативность на обозначенном предприятии и позволил, сократив размер накладных расходов, направить на организацию отдела контроллинга.
Приведенный пример установления обоснованных норм накладных расходов касался предприятия, где они уже ранее были рассчитаны. Так как нормы являются по сути целевыми показателями, то в случае отсутствия в организации разработанной и утвержденной нормативной базы или при разработке норм «с нуля» предлагается в качестве гибкого подхода к установлению нормативных показателей с учетом возникающих изменений в работе предприятия ориентироваться на 8МАЯТ-критерии целеполагания.
Согласно данным критериям необходимо устанавливать конкретные, измеримые, достижимые, значимые, обозначенные во времени, оцениваемые и пересматриваемые нормы НР.
Однако установление норм на основе 8МАЯТ-критериев обладает и недостатками, основной из которых связан с использованием для нормирования информации прошлых периодов [9].
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что определенные предложенными способами нормы накладных расходов позволят не только изыскать резерв средств на организацию службы контроллинга, но и в последующем станут базисом при реализации его основных функций.
Таким образом, нормирование будет выступать не только основным инструментом контроллинга, но и, по мнению авторов, предоставит возможность для осуществления самой новой управленческой функции.
Библиографический список
1. Шугаева, И. В. Контроллинг в системе управления затратами на предприятии / И. В. Шугаева, О. Н. Кушнерова // Ученые заметки ТОГУ. - 2015. - Т. 6, № 4. -С. 350-355.
2. Анискин, Ю. П. Планирование и контроллинг : учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова. - 2-е изд. - М. : Омега-Л, 2005. - 280 с.
3. Арутюнов, Ю. А. Контроллинг в системе повышения качества управления организацией / Ю. А. Арутюнов // Качество, инновации, образование. - 2011. -№ 6. - С. 75-80.
4. Калиакпарова, Г. Ш. Организационно-экономический механизм управления затратами в системе контроллинга / Г. Ш. Калиакпарова. - URL: http://www. rusnauka.com/6_NITSHB_2011/Economics/6_80507.doc.htm
5. Ермоленко, В. В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации: теория, методология и инструменты : монография / В. В. Ермоленко. - Краснодар : Кубанский государственный ун-т, 2012. - 363 с.
6. Воронков, Ю. В. Обоснование места контроллинга в управлении затратами / Ю. В. Воронков. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obosnovanie-mesta-kontrol linga-v-upravlenii-zatratami
7. Основы контроллинга. Часть 2. - URL: http://becmology.ru/blog/management/control ling02.htm
8. Куликова, Т. А. Прогрессивная система норм и нормативов как ключевая составляющая развития промышленных предприятий / Т. А. Куликова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3 (11). -C. 45-49.
9. Куликова, Т. А. «Умные» нормы как ключевая компетенция промышленных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью / Т. А. Куликова, О. А. Лузгина. - URL: http://www.e-rej.ru/publications/154/
10. Исаев, Р. А. Основы менеджмента : учебник / Р. А. Исаев. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 264 с.
11. Палий, В. Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета) / В. Ф. Палий. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 279 с.
References
1. Shugaeva I. V., Kushnerova O. N. Uchenye zametki TOGU [Proceedings of TOSU]. 2015, vol. 6, no. 4, pp. 350-355.
2. Aniskin Yu. P., Pavlova A. M. Planirovanie i kontrolling: ucheb. po spetsial'nosti «Menedzhment organizatsii» [Planning and controlling: textbook for the "Enterprise management" major]. 2nd ed. Moscow: Omega-L, 2005, 280 p.
3. Arutyunov Yu. A. Kachestvo, innovatsii, obrazovanie [Quality, innovations, education]. 2011, no. 6, pp. 75-80.
4. Kaliakparova G. Sh. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm upravleniya zatrata-mi v sisteme kontrollinga [Economic organizational mechanism of expenses management in a controlling system]. Available at: http://www.rusnauka.com/6_NITSHB_ 2011/Economics/6_80507.doc.htm
5. Ermolenko V. V. Intellektual'nyy chelovecheskiy kapital v obespechenii prinyatiya unikal'nykh upravlencheskikh resheniy v korporatsii: teoriya, metodologiya i instrumen-ty: monografiya [Human intellectual capital in unique managerial decision making at corporations: theory, methodology and tools: monograph]. Krasnodar: Kubanskiy gosu-darstvennyy un-t, 2012, 363 p.
6. Voronkov Yu. V. Obosnovanie mesta kontrollinga v upravlenii zatratami [Substantiating the role of controlling in expenses management]. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/obosnovanie-mesta-kontrollinga-v-upravlenii-zatratami
7. Osnovy kontrollinga. Chast' 2 [Fundamentals of controlling. Part 2]. Available at: http:// becmology.ru/blog/management/controlling02. htm
8. Kulikova T. A. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve [Models, systems, networks in economy, technology, natural environment and society]. 2014, no. 3 (11), pp. 45-49.
9. Kulikova T. A., Luzgina O. A. «Umnye» normy kak klyuchevaya kompetentsiya pro-myshlennykh predpriyatiy, zanimayushchikhsya innovatsionnoy deyatel'nost'yu ["Smart" standards as the key competence of industrial enterprises involved in innovations]. Available at: http://www.e-rej.ru/publications/154/
10. Isaev R. A. Osnovy menedzhmenta: uchebnik [Fundamentals of management: textbook]. Moscow: Dashkov i Ko, 2011, 264 p.
11. Paliy V. F. Upravlencheskiy uchet izderzhek i dokhodov (s elementami finansovogo ucheta) [Managerial accounting of overheads and revenue (with elements of financial accounting)]. Moscow: INFRA-M, 2006, 279 p.
Тактарова Светлана Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Куликова Татьяна Андреевна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Taktarova Svetlana Viktorovna Candidate of economic sciences, associate professor, head of sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Kulikova Tat'yana Andreevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 338.5 Тактарова, С. В.
Нормативные показатели в работе службы контроллинга современных предприятий / С. В. Тактарова, Т. А. Куликова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. -№ 3 (47). - С. 191-198. - БОТ 10.21685/2072-3016-2018-3-19.