УДК 528.44 Л.М. Ушкуронец СГГ А, Новосибирск Д.Н. Ветошкин
Управление Роснедвижимости по Новосибирской области, Новосибирск НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Землеустройство всегда являлось одним из приоритетных направлений государственной деятельности. Земля - это важнейший фактор производства, основа реальной экономики и финансовой системы любого развитого государства с рыночной экономикой. Эффективное использование земельных ресурсов, включение земли как недвижимого имущества в экономический оборот, являются гарантией устойчивого экономического развития.
L.M. Ushkuronets
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation D.N. Vetoshkin
«Rosnedvizhimost» department of Novosibirsk region, Novosibirsk PROVISION OF NORMATIVES FOR LAND MANAGEMENT
Land management has always been one of the priority directions of the public activities. Land is the most important factor of production, the basis of the real economy and financial system of any developed country with market economy. Effective use of land resources and land (as a real property) being introduced into the economic turnover ensure sustainable economic development.
В системе государственного управления земельными ресурсами особое место занимает землеустройство. Согласно статье 1 Федерального закона «О землеустройстве» землеустройство представляет собой комплекс мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования земельных участков и территорий для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для обеспечения традиционного образа жизни общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Под объектами землеустройства понимаются территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.
Таким образом, землеустройство, объединяет в себе правоотношения в области геодезической и картографической, градостроительной деятельности и в области ведения кадастра недвижимости, а также отношения в области оценочной деятельности и сельскохозяйственных угодий (оценка качества).
Правовое регулирование землеустройства осуществляется нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», а также рядом подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, к числу которых относятся:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря
2008 г. № 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля
2009 года № 621 «Об утверждены формы карты (плана) объекта землеустройства и Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства».
Развитие института частной собственности на землю, создания рынка земли, и налогообложения недвижимости, обуславливают острую необходимость в реализации мероприятий землеустройства.
Сбор сведений о состоянии земель, оценка качества сельскохозяйственных угодий необходимы для проведения объективной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости земель, которая проводится с целью налогообложения.
Реализация мероприятий по инвентаризации земель необходима для расширения налогооблагаемой базы и как средством оказания реального содействия гражданам в оформлении прав на фактически используемые ими земельные участки.
Инвентаризация земель, как и описание местоположения и установление на местности границ зон с особым режимом использования земель (охранных зон, зон действия сервитутов и т.д.), т.е. мероприятия, связанные с образованием объектов прав на землю, в большой степени пересекаются с целями кадастровой деятельности, регулируемой Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Вместе с тем, в настоящее время имеют место ряд серьезных проблем с реализацией мероприятий землеустройства. Так реализация мероприятий по
изучению состояния и оценке качества сельскохозяйственных угодий фактически не обеспечено необходимым нормативно-правым регулированием в виде подзаконных нормативных правовых актов или актов уполномоченных органов государственной власти. В частности не определена периодичность реализации мероприятий и источники финансирования. Как результат такие мероприятия не финансируются и не проводятся. Имеющиеся и используемые в настоящее время материалы качественной оценки земель (материалы почвенного и геоботанического обследования) на территории Новосибирской области датированы началом 80-х-90-х годов прошлого века.
Планирование рационального использования земель, описание местоположения границ административно-территориальных единиц в землеустройстве фактически дублирует мероприятия в области градостроительной деятельности, в том числе территориальное планирование, зонирование (установление правил землепользования и застройки), а также планировку территории. При отсутствии необходимого нормативно-правового регулирования мероприятий землеустройства, на практике данные мероприятия не реализуются, а приоритет и финансирование уделяются мероприятиям градостроительной деятельности.
Каков выход из сложившейся ситуации? Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть общий вектор изменений нормативно-правовой базы в сфере землеустройства за последние годы. Федеральный закон «О землеустройстве» был принят и вступил в силу в июне 2001 года. Состав землеустройства том этапе отражал весь комплекс государственный мероприятий по управлению земельными ресурсами. В 2005 году планирование использования было выделено в отдельную отрасль -градостроительную деятельность, которая стала регулироваться Градостроительным кодексом РФ. В 2008 году с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" из состава землеустройства было исключено территориальное землеустройство, как комплекс мероприятий по формированию земельных участков, как объектов прав на землю, т.е. объектов недвижимого имущества. Таким образом, отслеживается четкая тенденция выделения отдельных мероприятий землеустройства в самостоятельные виды правоотношений с собственной системой нормативноправового регулирования. В связи с этим представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства о землеустройстве, в том числе с целью устранения существующих противоречий и дублирования законодательства.
Под землеустройством целесообразно понимать комплекс государственных инструментов по организации рационального использования земель, а также обеспечения функционирования рынка недвижимости.
© Л.М. Ушкуронец, Д.Н. Ветошкин, 2010