УДК 665.725:[621.64+614.8]
Нормативное обеспечение и проблемные вопросы промышленной безопасности криогенных трубопроводов отгрузки сжиженного природного газа
А.А. Лесконог1*, Г.Ю. Чуркин1
1 АНО «Агентство исследований промышленных рисков», Российская Федерация, 105082, г. Москва, Переведеновский пер., д. 13, стр. 14 * E-mail: [email protected]
Тезисы. Криогенные трубопроводы отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) в составе крупнотоннажных заводов по производству СПГ относят к межцеховым технологическим трубопроводам, поскольку они служат для транспортировки готового продукта с технологических линий по производству СПГ на причал для отгрузки СПГ на танкеры. Среди проблемных вопросов, возникающих при проектировании протяженных криогенных трубопроводов СПГ, можно выделить следующие: стесненные условия размещения трубопроводов на общей эстакаде; значительные протяженность и диаметр; большой объем опасных веществ, циркулирующих в системе, и, соответственно, высокие пожаро- и взрывоопасность; возможные пересечения с железными и автомобильными дорогами, сближения с населенными пунктами и инфраструктурой морского порта, близлежащих предприятий, отдельными зданиями и сооружениями (таможенных и пограничных служб).
В статье рассмотрены особенности эксплуатации криогенных трубопроводов отгрузки СПГ, которые требуют отдельной проработки с учетом необходимости разработки мероприятий по минимизации вероятности и последствий утечек, защиты населения и близлежащей инфраструктуры от аварий на указанных трубопроводах.
Существующая нормативная база в области промышленной безопасности для объектов СПГ в целом и для протяженных криогенных трубопроводов отгрузки СПГ в частности недостаточна. При разработке недостающих требований промышленной безопасности к криогенным трубопроводам отгрузки СПГ необходимо использовать опыт их проектирования в составе конкретных заводов по производству СПГ, результаты зарубежных и отечественных исследований в области трубопроводного транспорта СПГ и сжиженных углеводородных газов.
Ключевые слова:
промышленная
безопасность,
сжиженный
природный
газ, комплекс
по производству
сжиженного
природного газа,
криогенные
трубопроводы,
межцеховые
технологические
трубопроводы.
Производство сжиженного природного газа (СПГ) - современная, динамично растущая отрасль нефтегазовой промышленности. Согласно прогнозам к 2020 г. объем производственных мощностей СПГ в мире удвоится и составит около 580 млн т в год. В России в настоящее время действуют два крупнотоннажных комплекса по производству СПГ - «Сахалин-2» и «Ямал СПГ». Последний введен в эксплуатацию в конце 2017 г. В рамках Государственной энергетической стратегии предусмотрено увеличение отечественного производства СПГ к 2035 г. в 5 и более раз. На данный момент в РФ на разной стадии реализации находится целый ряд крупных СПГ-проектов, в том числе «Дальневосточный СПГ», «Владивосток СПГ», «Арктик СПГ-2», «Балтийский СПГ» и др. Если все заявленные на сегодня проекты будут реализованы, то к 2020 г. производственные мощности в нашей стране обеспечат выпуск примерно 55...60 млн т СПГ в год, что должно составить не менее 11 % мирового производства.
Одним из сдерживающих факторов развития отечественной отрасли СПГ является отсутствие / недостаточность нормативной базы в области обеспечения безопасности объектов СПГ, в том числе в части процессов хранения и транспортировки СПГ на причал, отгрузки товарного продукта на танкер. При этом необходимо отметить, что в настоящее время при поддержке государственных органов власти (Ростехнадзора, Минстроя России, Росстандарта, МЧС России и др.) ведутся активные работы по созданию нормативной базы в области СПГ. Одновременно на базе научных институтов [1] и опытных производств разрабатываются собственные промышленные технологии сжижения природного газа.
Проблемные вопросы промышленной безопасности криогенных трубопроводов отгрузки СПГ
Эстакады с криогенными трубопроводами, соединяющими изотермические резервуары хранения СПГ и причальные сооружения со стендерами отгрузки СПГ, можно отнести к одним из наиболее опасных сооружений в составе комплексов по производству СПГ, поскольку в процессах хранения и транспорта сжиженных газов сосредоточены наибольшие количества взрыво- и пожароопасных веществ.
Криогенные трубопроводы отгрузки СПГ эксплуатируются в циклических режимах при значительных (знакопеременных) термических и гидравлических нагрузках, оказывающих непосредственное влияние на показатели конструктивной надежности и безопасности [2]. Поэтому важное значение для обеспечения безопасности и надежности данных трубопроводов имеет выбор материалов и оборудования: трубы необходимо изготавливать из специальных сталей, как правило, на основе никелевых сплавов, которые позволяют обеспечить прочность и пластичность трубопроводов при криогенной температуре.
Другая особенность трубопроводного транспорта сжиженных газов - зависимость транспортируемой среды от характера изменения давления и температуры по длине трубопровода. Если давление в трубопроводе упадет ниже давления насыщения сжиженного газа при данной температуре, то возможен сценарий закипания жидкости с образованием паровой фазы и заполнением ею части сечения трубопровода, что может привести к резкому снижению пропускной способности трубопровода [3] и повышению внутреннего давления. Значительная протяженность криогенных трубопроводов отгрузки СПГ требует тщательного подхода к сохранению теплового баланса, поэтому важным критерием обеспечения безопасности данных трубопроводов является правильный выбор изоляционного покрытия. В последние годы разработано много вариантов изоляции криогенных трубопроводов, наиболее часто используемые - механическая (стеклянная пена и полиизоцианурат), «порошковая» (аэрогель, перлит, «изофлекс») и высоковакуумная [4].
Заполнение криогенных трубопроводов представляет собой сложный нестационарный процесс с возможностью появления таких опасных факторов, как гидравлический удар
и гейзерные эффекты1. Согласно исследованиям [2] при возникновении гидроударов амплитуда волн давления может более чем на порядок превысить номинальные значения давления. В процессе отгрузки СПГ на танкер гидроудар возможен прежде всего в случае аварийного (в течение 2...3 с) разъединения загрузочных рукавов причала и приемных коллекторов танкера, что приводит к необходимости рассмотрения гидроудара для криогенных трубопроводов отгрузки СПГ в качестве расчетного сценария.
При рассмотрении вопросов надежности криогенных трубопроводов СПГ необходимо учитывать эффект теплового искривления. Во время загрузки и в некоторых случаях во время опорожнения линий отгрузки СПГ, которые частично заполнены жидкостью, может возникнуть существенная разница температур между зонами по верхней и нижней образующей трубопровода, что, в свою очередь, порождает изгибающие нагрузки на трубопровод.
При транспортировке СПГ по криогенным трубопроводам в результате движения СПГ могут образовываться электростатические заряды, которые, накапливаясь, создают электрическое поле и могут являться причиной электрических разрядов [3]. Статический заряд увеличивается по мере нарастания скорости потока. Накопленный заряд в случае разгерметизации трубопровода существенно повышает риск возникновения взрыва или пожара газовоздушной смеси.
При определении внутренних источников опасности криогенных трубопроводов СПГ прежде всего рассматривают сценарий разгерметизации трубопровода, обычно в местах фланцевых соединений и присоединения запорной арматуры1.
Поскольку причалы отгрузки СПГ на танкер вынесены в море, то важным аспектом обеспечения надежности и безопасности подходящих к причалу криогенных трубопроводов являются предотвращение и минимизация последствий пролива СПГ на воду в случае разгерметизации трубопроводов. При разливе СПГ на воду СПГ с большой скоростью переходит из жидкого состояния в газообразное, в некоторых случаях с одновременным выбросом энергии в форме сильного неогнеопасного
См. BS EN 1473:2007. Installation and equipment for liquefied natural gas. Design of onshore installations. -http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download? doi=10.1.1.470.7021&rep=rep1&type=pdf.
взрыва, поскольку температура воды приблизительно на 170 °С выше, чем температура СПГ. Отмечается [5], что при одном и том же объеме пролитого продукта площадь разлитого СПГ на воде больше, чем на суше.
Все варианты аварийного истечения продукта из криогенных трубопроводов СПГ необходимо рассчитывать, принимая во внимание вероятность каскадного развития аварии. Это связано со стесненными условиями прокладки трубопроводов СПГ на эстакаде совместно с другими трубопроводами, транспортирующими взрывоопасные вещества, а также со сосредоточением в непосредственной близости от трубопроводной эстакады значительных объемов СПГ (емкость каждого резервуара хранения составляет в среднем 120... 160 тыс. м3, емкость танкеров -145...155 тыс. м3 и более) [6].
Тяжелые климатические условия размещения отечественных заводов СПГ приводят к необходимости минимизации строительных и монтажных работ. Поэтому большинство сооружений, в том числе и трубопроводные эстакады, как правило, собирают из модулей заводской готовности с заранее установленными трубными секциями и технологическим оборудованием, что накладывает дополнительные требования к монтажу и испытаниям данных трубопроводов.
Таким образом, среди основных проблемных вопросов обеспечения надежности и безопасности, возникающих при проектировании и эксплуатации протяженных криогенных трубопроводов СПГ, можно выделить:
1) стесненные условия расположения криогенных трубопроводов отгрузки СПГ (по два и более) на общей эстакаде, как правило, совместно с трубопроводами отпарного газа, другими продуктами отгрузки (сжиженными углеводородными газами, газовым конденсатом), трубопроводами технологического обеспечения (пожаротушения, водоснабжения), электрическими кабелями, кабелями связи и автоматики;
2) значительный диаметр (400... 1000 мм) и протяженность (от сотен метров до десяти километров) криогенных трубопроводов отгрузки СПГ. Диаметр трубопроводов отгрузки СПГ определяется необходимой производительностью отгрузки продукта. Определяющее влияние на протяженность оказывает оптимизация размещения причалов, так как данные трубопроводы осуществляют транспортировку СПГ
между резервуаром для хранения СПГ и причалом отгрузки продукта на танкер. Поскольку причалы отгрузки СПГ должны обеспечивать свободное маневрирование вблизи причала танкеров грузоподъемностью до 300 тыс. м3, то удаленность причала от берега зависит от глубины моря в месте разгрузки [6]. В условиях мелководья прибрежных участков арктических морей РФ причалы отгрузки СПГ, как правило, располагают на отдалении от берега и соединяют с береговыми сооружениями переходным мостом или эстакадой. При значительных протяженностях и диаметрах криогенных трубопроводов СПГ существенно возрастает объем опасных веществ, циркулирующих в системе, соответственно, повышаются пожа-ро- и взрывоопасность;
3) распространение на технологические трубопроводы отгрузки СПГ специфики магистральных трубопроводов в части возможности пересечения с железными и автомобильными дорогами, сближения с населенными пунктами и инфраструктурой морского порта, близлежащих предприятий, отдельными зданиями и сооружениями (таможенных и пограничных служб) и другими объектами;
4) возможность нестационарных режимов перекачки, связанная с аварийным отсоединением стендера от танкера;
5) необходимость уменьшения теплопри-тока при транспортировке СПГ по протяженным трубопроводам;
6) раннее обнаружение утечек и (или) загазованности на теплоизолированных трубопроводах СПГ;
7) предотвращение эскалации аварии при разгерметизации одного из трубопроводов, проложенных на трубопроводной эстакаде в стесненных условиях;
8) обоснование минимальных безопасных расстояний от криогенных трубопроводов большого диаметра до объектов сближения [7];
9) обеспечение функционирования единой системы противоаварийной автоматической защиты «танкер - берег» при загрузке танкера и др.
Требования нормативных документов в области обеспечения безопасности криогенных трубопроводов СПГ
В настоящее время нормативная база в области проектирования комплексов СПГ по многим аспектам обеспечения промышленной безопасности недостаточна. Это касается и криогенных
трубопроводов СПГ, которые, как отмечено, относятся к межцеховым трубопроводам и имеют значительный диаметр и протяженный характер.
Требования к технологическим, в том числе межцеховым технологическим трубопроводам, определены в Руководстве по безопасности2 и ГОСТ 32569-20133, ГОСТ 32388-20134, которые содержат рекомендации по обеспечению механической прочности и промышленной безопасности трубопроводов, в том числе в части требований к конструкции и материалам трубопроводов, трубопроводной арматуре, а также устройству, монтажу и эксплуатации. Однако данные документы не в полной мере охватывают актуальные для протяженных криогенных трубопроводов СПГ требования к минимальным расстояниям до соседних объектов, пересечениям с автомобильными и железными дорогами общего пользования, наличию систем обнаружения утечек, расстановке запорной арматуры. Частично данные требования рассмотрены в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности5, однако многие вопросы остаются нерешенными.
Если рассматривать нормативные документы, разработанные специально для проектирования промышленных объектов, связанных с производством, хранением и реализацией СПГ, то требований к протяженным криогенным трубопроводам СПГ от резервуаров до причала отгрузки продукта на танкер также недостаточно. Например, ВНТП 51-1-886 содержат требования к технологическим трубопроводам СПГ, однако вопросы отгрузки продукта ограничиваются требованиями к средствам для налива и отгрузки СПГ в автоцистерны и не содержат требований
2 Руководство по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов».
3 ГОСТ 32569-2013. Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах.
4 ГОСТ 32388-2013 Трубопроводы технологические. Нормы и методы расчета на прочность, вибрацию и сейсмические воздействия.
5 Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением; Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
6 ВНТП 51-1-88. Ведомственные нормы
технологического проектирования установок
по производству и хранению сжиженного природного
газа, изотермических хранилищ и газозаправочных
станций (временные).
к транспортировке СПГ на причал и отгрузке товарного продукта на танкеры. При этом при рассмотрении требований к минимальным расстояниям от межцеховых технологических трубопроводов до зданий, сооружений и других объектов ВНТП 51-1-88 ссылается на требования к генеральным планам промышленных предприятий. СП 18.13330.20117 устанавливает требования к генеральному плану в пределах площадки предприятия и вопросы межцеховых технологических трубопроводов не рассматривает.
В национальном стандарте ГОСТ Р 5635220158 установлен ряд общих требований к технологическим трубопроводам СПГ, в том числе криогенным (к конструкции и материальному исполнению, применению трубопроводной арматуры, размещению). Однако документ не включает требований к оборудованию и устройствам на площадке отгрузки СПГ и, соответственно, не содержит в полной мере требований к криогенным трубопроводам СПГ от резервуаров СПГ до причала.
Что касается зарубежных стандартов проектирования трубопроводов, то в проектах СПГ наиболее широко применяются стандарты группы ASME B31, в частности ASME B31.39. При этом зарубежная практика нормирования подтверждает необходимость применения специальных требований к межцеховым трубопроводам. Так, в группе стандартов ASME В31 технологические трубопроводы и трубопроводы для транспортировки продуктов между заводами и терминалами выделены в разные секции: B31.3 и B31.4 соответственно. Стандарт ASME B31.410 включает рекомендации по выбору материалов, конструктивных решений, оценке допустимых напряжений, реакций и смещений межцеховых технологических трубопроводов и др. В 2016 г. область применения ASME B31.4 дополнена в части требований к низкотемпературным материалам, однако применение стандарта для проектирования криогенных трубопроводов отгрузки СПГ ограничено. Это, вероятно, обусловлено спецификой зарубежных подходов к нормированию,
7 СП 18.13330.2011. Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*.
8 ГОСТ Р 56352-2015. Нефтяная и газовая промышленность. Производство, хранение
и перекачка сжиженного природного газа. Общие требования безопасности.
9 ASME B31.3-2008. Process piping. ASME code for pressure piping, B31.
10 ASME B31.4-2016. Pipeline transportation systems for liquids and slurries, B31.
которая предоставляет достаточно широкие полномочия проектным и инжиниринговым компаниям по выбору в рамках конкретных проектов наилучших практик с учетом анализа риска для выполнения минимального перечня установленных обязательных требований.
Базовые требования к безопасности технологических трубопроводов СПГ также установлены в таких международно признанных стандартах, как Б8 БМ 1473, ОТРА 59А11. Дополнительно для анализа мировой практики могут быть рассмотрены национальные стандарты, например С8А 227612 (Канада), однако, как правило, стандарты стран являются национальной адаптацией и дополнением международно признанных стандартов, поэтому содержащиеся в них методики и коэффициенты во многом аналогичны нормам международных стандартов [8].
Методики и коэффициенты российских и зарубежных стандартов, как правило, значительно отличаются: например, показано [9], что разница между численными значениями толщины стенки трубы, рассчитанными согласно российским и зарубежным нормам, может достигать 100 %. Поэтому применение зарубежных документов в российских проектах должно быть обосновано и требует проведения дополнительных исследований, расчетов, а также разработки специальных технических условий и обоснования безопасности опасного производственного объекта.
В настоящее время среди основных проблем развития отечественного промышленного производства СПГ можно выделить отсутствие на текущий момент собственных ключевых технологий производства СПГ, зависимость от использования зарубежного технологического оборудования и услуг по отдельным позициям, а также недостаточность нормативной базы для проектирования, строительства и обеспечения промышленной безопасности крупнотоннажных заводов СПГ.
В рамках совершенствования отечественной нормативной базы для объектов СПГ на 2018 г. запланирована разработка ряда профильных документов, в том числе федеральных норм и правил в области промышленной
11 NFPA 59A-2016. Standard for the production, storage, and handling of liquefied natural gas (LNG).
12 CSA Z276-15. Liquefied natural gas (LNG) - production, storage, and handling.
безопасности. При разработке данных правил предполагается учесть передовую практику зарубежных стандартов, действующие российские нормативные документы и накопленный отечественный опыт проектирования и обеспечения безопасной эксплуатации заводов СПГ.
Список литературы
1. Люгай Д.В. Проблемные вопросы разработки и реализации проектов СПГ / Д.В. Люгай,
A.З. Шайхутдинов, Ю.Г. Мутовин
и др. // Вести газовой науки: Повышение надежности и безопасности объектов газовой промышленности. - 2017. - № 1 (29). -С. 218-226.
2. Сафонов В.С. Обоснование режимных параметров технологических трубопроводов комплексов СПГ с учетом требований промышленной безопасности / В.С. Сафонов // Вести газовой науки: Повышение надежности и безопасности объектов газовой промышленности. - 2017. - № 1 (29). - С. 83-99.
3. Рачевский Б.С. Сжиженные углеводородные газы / Б.С. Рачевский. - М.: Нефть и газ, 2009. -640 с.
4. Kitzel B. Choosing the right insulation /
B. Kitzel // LNG Industry. - 2008. - С. 114-117.
5. Хэйвенс Дж. Оценка потенциальных угроз общественным интересам в связи
с планируемым размещением импортного терминала в порту Лонг-Бич: доклад / Дж. Хэйвенс; Калифорнийская комиссия по общественным делам [Электронный ресурс]. - 2005. - http://east-eco.com/sites/ default/files/im_docs_62_ocenka_ugroz_v_ svyazi_s_razmescheniem_SPG.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
6. Федорова Е.Б. Современное состояние
и развитие мировой индустрии сжиженного природного газа: технологии и оборудование / Е.Б. Федорова. - М.: РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2011. - 159 с.
7. Чуркин Г.Ю. Опыт и проблемы разработки специальных технических условий для объектов газотранспортной системы /
Г.Ю. Чуркин, А.А. Синицина, Р.В. Базалий // Безопасность труда в промышленности. -2016. - № 4. - С. 66-70.
8. Hopkins P. High design factor pipelines: integrity issues / P. Hopkins // Technical Director Penspen Integrity. - 2005. - Quarter 2. - C. 69-97.
9. Васильев Г.Г. Исследование влияния коэффициентов надежности на расчетные толщины стенок магистральных трубопроводов нефти и газа / Г.Г. Васильев, И.А. Леонович // Безопасность труда в промышленности. -2018. - № 1. - С. 5-12.
* * *
Normative support and issues of industrial security of cryogenic pipelines for liquefied natural gas offloading
A.A. Leskong1*, G.Yu. Churkin1
1 ANO "Industrial Risk Research Agency", Bld. 14, Est. 13, Perevedenovskiy pereulok, Moscow, 105082, Russian Federation
* E-mail: [email protected]
Abstract. Development of the offshore hydrocarbon fields and correspondent disposal of facilities aimed at production of the liquefied natural gas (LNG) in severe environment with high loads and other negative factors of operation essentially complicate designing of such facilities.
Cryogenic pipelines for LNG dispatching are concerned the interplant process pipelines as they are used for transfer of a finished product from a LNG plant to a cargo berth for shipping. One can point out the following problematic questions in designing long LNG cryogen pipelines: space-limited environment at disposition of the pipelines in a common viaduct; considerable extension and diameter; big amount of dangerous matters circulating within a pipeline, and related high fire and explosion danger; possible crossings of railways and roads, close approaches to inhabited settlements and infrastructures of sea ports and nearest enterprises and buildings (customs services and frontier guard duties).
The article reveals peculiarities of LNG cryogen pipelines operation, which need special studying on account of necessity to elaborate measures for minimization of probability and aftereffects of leakages and for protection of people and nearest facilities etc.
Existing regulations and standards concerning industrial safety of the LNG facilities in the whole, and the extended cryogen pipelines in particular is not enough. So, some additional requirements for security of the cryogen pipelines must be elaborated. While perfecting these standards and norms it's necessary to apply results of scientific studies, as well as domestic and foreign experience of designing and operation of the LNG complexes and the main pipelines aimed at transportation of liquefied gases.
Keywords: industrial security, liquefied natural gas, LNG production complex, cryogenic pipelines, interplant industrial pipeline.
References
1. LUGAY, D.V., A.Z. SHAYKHUTDINOV, Yu.G. MUTOVIN et al. Topical issues in development and implementation of LNG projects [Problemnyye voprosy razrabotki i realizatsii proyektov SPG]. Vesti Gazovoy Nauki: collected scientific technical papers. Moscow: Gazprom VNIIGAZ LLC, 2017, no. 1(29): Improvement of reliability and safety at gas-industry facilities, pp. 218-226. ISSN 2306-8949. (Russ.).
2. SAFONOV, V.S. Substantiation of operating conditions for industrial pipe-lines of liquefied natural gas complexes with provision for safety requirements [Obosnovaniye rezhimnykh parametrov tekhnologicheskikh truboprovodov kompleksov SPG s uchetom trebovaniy promyshlennoy bezopasnosti]. Vesti Gazovoy Nauki: collected scientific technical papers. Moscow: Gazprom VNIIGAZ LLC, 2017, no. 1(29): Improvement of reliability and safety at gas-industry facilities, pp. 83-99. ISSN 2306-8949. (Russ.).
3. RACHEVSKIY, B.S. Liquefied hydrocarbon gases [Szhizhennyye uglevodorodnyye gazy]. Moscow: Neft i gaz, 2009. (Russ.).
4. KITZEL, B. Choosing the right insulation. LNG Industry. 2008, spring, pp. 114-117. ISSN 1747-1826.
5. HAVENS, J. An assessment of the potential hazards to the public associated with siting an LNG import terminal in the port of Long Beach [online]. California: CPUC, 2005. Available from: https://www.ecosakh.ru/.../605_4 9af500fa1ecb897e83e14dd...
6. FEDOROVA, Ye.B. Contemporary state and trends of the global LNG industry: technologies and equipment [Sovremennoye sostoyaniye i razvitiye mirovoy industrii szhizhennogo prirodnogo gaza: tekhnologii i oborudovaniye]. Moscow: Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University), 2011. (Russ.).
7. CHURKIN, G.Yu., A.A. SINITSYNA, R.V. BAZALIY. Practice and issues of special technical conditions elaboration for gas-transport facilities [Opyt i problemy razrabotki spetsialnykh tekhnicheskikh usloviy dlya obyektov gazotansportnoy sistemy]. Bezopasnost Truda v Promyshlennosti. 2016, no. 4, pp. 66-70. ISSN 0409-2961. (Russ.).
8. HOPKINS, P. High design factor pipelines: integrity issues. Technical Director Penspen Integrity. 2005, quarter 2, pp. 69-97.
9. VASILYEV, G.G., I.A. LEONOVICH. Studying influence of reliability factors on calculated wall thicknesses of oil and gas mains [Issledovaniye vliyaniya koeffitsiyentov nadezhnosti na raschetnyye tolshchiny stenok magistralnykh truboprovodov nefti i gaza]. Bezopasnost Truda v Promyshlennosti. 2018, no. 1, pp. 5-12. ISSN 0409-2961. (Russ.).