Научная статья на тему 'Нормативно-правовые и организационные аспекты проведения судебной налоговой экспертизы'

Нормативно-правовые и организационные аспекты проведения судебной налоговой экспертизы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2810
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБИТРАЖ / БУХГАЛТЕР / ACCOUNTANT / ДОКУМЕНТЫ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ / МЕТОДИКА / METHODS / НАЛОГИ / TAXES / ОТЧЕТ / REPORT / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / DECISION / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / СУДЕБНАЯ НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / УЧЕТ / ACCOUNTING / ЭКОНОМИСТ / ECONOMIST / ЭКСПЕРТ / EXPERT / АRBITRATION / OPINION LETTER / OFFENCE / FISCAL FORENSIC ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лялюк Александр Викторович, Богачёва Жанна Эдуардовна

Статья посвящена рассмотрению особенностей проведения судебной налоговой экспертизы в Российской Федерации, методикам ее проведения и разработке мероприятий, направленных на ее совершенствование в соответствии со сложившимися тенденциями судопроизводства. В настоящее время в следственной и судебной практике по уголовным, административным, гражданским, арбитражным делам об уклонении от уплаты налогов и налоговым спорам все большее значение получает судебная экономическая экспертиза. Такой подвид судебной экономической экспертизы, как судебная налоговая экспертиза назначается редко, поскольку отсутствуют хорошо проработанные теоретические и методические рекомендации по ее организации и проведению, что препятствует активному её внедрению и применению в следственную (судебную) и экспертную деятельность. Налоговая экспертиза проводиться для: изучения учета расчетов по налогам и сборам; проверки правильности формирования налоговой базы; определения сумм, не подлежащих налогообложению; отражения налоговых обязательств в отчетности предприятия; соблюдения налогового законодательства; полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Проведение экспертизы назначается постановлением (определением) суда, а завершается составлением экспертного заключения по результатам ее проведения, которое в арбитражном, административном, гражданском и уголовном судопроизводстве может служить доказательственной базой. Дальнейшее совершенствование налоговой экспертизы предполагает повышение компетенции эксперта, регламентирование разумных сроков проведения экспертных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лялюк Александр Викторович, Богачёва Жанна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND REGULATORY ASPECTS OF FISCAL FORENSIC ASSESSMENT

This article covers the issues related to the consideration of the distinctive features of fiscal forensic assessment, its procedures and measures of its improvement in accordance with the judicial practice established in the Russian Federation. Nowadays, economic forensic assessment becomes increasingly important as investigative and forensic procedure in criminal, administrative, civil and arbitration cases connected with tax evasion and tax disputes. Fiscal forensic assessment, as a sub-type of economic forensic assessment, is infrequent, for there is no well-established theoretical and methodological advice, how to commission and carry out such kind of assessment; that is why fiscal forensic assessment does not find wide application and implementation in investigative (forensic) and expert's activity. Fiscal assessment is carried out for the purposes of studying the accounting reports related to tax and levies settlements; monitoring the accuracy of estimation of tax basis; determining the tax-exempt amounts; showing tax liabilities in enterprise accounting reports; tax compliance and monitoring the completeness and accuracy of tax payments. The forensic assessment is commissioned by the court order (decision) and results in drawing up the expert opinion report, which can be considered as body of evidence in arbitration, administrative, civil or criminal procedure. Further improvement of fiscal assessment includes expert's capacity building and determining the reasonable periods for carrying out expert investigations.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые и организационные аспекты проведения судебной налоговой экспертизы»

Лялюк Александр Викторович, Богачёва Жанна Эдуардовна НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ .

УДК 334.096

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

© 2017

Лялюк Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Экономическая безопасность» Богачёва Жанна Эдуардовна, аспирант Кубанский государственный технологический университет

(350072, Россия, Краснодар, улица Московская, дом 2, e-mail: bogacheva.z@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей проведения судебной налоговой экспертизы в Российской Федерации, методикам ее проведения и разработке мероприятий, направленных на ее совершенствование в соответствии со сложившимися тенденциями судопроизводства. В настоящее время в следственной и судебной практике по уголовным, административным, гражданским, арбитражным делам об уклонении от уплаты налогов и налоговым спорам все большее значение получает судебная экономическая экспертиза. Такой подвид судебной экономической экспертизы, как судебная налоговая экспертиза назначается редко, поскольку отсутствуют хорошо проработанные теоретические и методические рекомендации по ее организации и проведению, что препятствует активному её внедрению и применению в следственную (судебную) и экспертную деятельность. Налоговая экспертиза проводиться для: изучения учета расчетов по налогам и сборам; проверки правильности формирования налоговой базы; определения сумм, не подлежащих налогообложению; отражения налоговых обязательств в отчетности предприятия; соблюдения налогового законодательства; полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Проведение экспертизы назначается постановлением (определением) суда, а завершается составлением экспертного заключения по результатам ее проведения, которое в арбитражном, административном, гражданском и уголовном судопроизводстве может служить доказательственной базой. Дальнейшее совершенствование налоговой экспертизы предполагает повышение компетенции эксперта, регламентирование разумных сроков проведения экспертных исследований.

Ключевые слова: арбитраж, бухгалтер, документы, заключение, методика, налоги, отчет, постановление, преступление, расследование, судебная налоговая экспертиза, следователь, учет, экономист, эксперт

LEGAL AND REGULATORY ASPECTS OF FISCAL FORENSIC ASSESSMENT

© 2017

Lyalyuk Alexander Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair

«Economic security» Bogacheva Zhanna Eduardovna, postgraduate student Kuban State Technological University (350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya st, 2, e-mail bogacheva.z@mail.ru)

Abstract. This article covers the issues related to the consideration of the distinctive features of fiscal forensic assessment, its procedures and measures of its improvement in accordance with the judicial practice established in the Russian Federation. Nowadays, economic forensic assessment becomes increasingly important as investigative and forensic procedure in criminal, administrative, civil and arbitration cases connected with tax evasion and tax disputes. Fiscal forensic assessment, as a sub-type of economic forensic assessment, is infrequent, for there is no well-established theoretical and methodological advice, how to commission and carry out such kind of assessment; that is why fiscal forensic assessment does not find wide application and implementation in investigative (forensic) and expert's activity. Fiscal assessment is carried out for the purposes of studying the accounting reports related to tax and levies settlements; monitoring the accuracy of estimation of tax basis; determining the tax-exempt amounts; showing tax liabilities in enterprise accounting reports; tax compliance and monitoring the completeness and accuracy of tax payments. The forensic assessment is commissioned by the court order (decision) and results in drawing up the expert opinion report, which can be considered as body of evidence in arbitration, administrative, civil or criminal procedure. Further improvement of fiscal assessment includes expert's capacity building and determining the reasonable periods for carrying out expert investigations.

Keywords: аrbitration, accountant, opinion letter, methods, taxes, report, decision, offence, investigation, fiscal forensic assessment, investigator, accounting, economist, expert.

Одним из наиболее распространенным видов судебных экспертиз является судебная экономическая экспертиза, относящаяся к отдельному классу экспертных исследований, объединенных общностью знаний по совокупности наук экономического профиля. При расследование преступлений в сфере экономической деятельности по статьям раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики» судебные экономические экспертизы зачастую становятся важнейшим источником доказательств, что предполагает их количественный рост и качественное развитие. Подавляющее большинство судебных экономических экспертиз для целей уголовного судопроизводства осуществляются органами внутренних дел и органами юстиции РФ.

По данным МВД РФ в 2013 году в органах внутренних дел, по сравнении с 2012 годом на 19% выросло количество выполненных экспертиз данного класса [20]. Одним из подвидов судебных экономических экспертиз является судебная налоговая экспертиза.

Некоторые авторы и специалисты в области судебной экономической экспертизы отрицают самостоятельность судебной налоговой экспертизы, в том числе и методики ее производства. Так, единственное упоминание

о методиках проведения судебной налоговой экспертизы содержится в работе А.Н. Борисова, в которой автор делает упор на методики судебно-экономической экспертизы, которая позволяет установить суммы налогов и сборов, неуплаченных в бюджет.

Данная методика была выведена из двух методик:

- первая методика получила свою популярность во второй половине 90-годов прошлого века, при производстве судебно-экономических экспертиз федеральными органами налоговой полиции. Данная методика была разработана и опубликована Т.М. Дмитриенко и С.Г. Чаадаевым

- вторая методика была разработана в некоторой преемственности с первой, но в тоже время является самостоятельной. Её разработкой и опубликованием занимались. Дмитриенко, С.Г. Чаадаев, М.В. Чадин [18].

Предложенные методики являются общими, не содержащими конкретных практических рекомендаций, которые могли бы найти свое отражение в конкретной ситуации при производстве экспертизы. Так, для каждого из конкретных видов налогов и сборов характерны свои специфические особенности, оказывающие существенное влияние на проведение судебной экономиче-

Лялюк Александр Викторович, Богачёва Жанна Эдуардовна НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ...

скои экспертизы.

Так как сеИчас судебная налоговая экспертиза находится на стадии своего становление и развития, в качестве частноИ методики, по мнению В.В. Голиковой, можно выделить проведение экспертизы по видам налогов, периодам и субъектам, по объектам налогообложения, по применяемому организацией порядку налогообложения и т.д.

Из этого следует, что в качестве частных методических рекомендаций по производству судебной налоговой экспертизы можно предложить экспертное исследование расчетов по видам налогов: по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на прибыль организаций.

Необходимость в проведении налоговой экспертизы возникает при рассмотрении дел о соблюдении законодательства при осуществлении уплаты налогов в бюджет. Судебная налоговая экспертиза осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ (таблица 1).

Таблица 1 - Нормативно-правовая база судебной налоговой экспертизы

Наименование нормативно-правового акта Сущность нормативно-правового акта

Конституция РФ Гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод

Налоговый кодекс РФ ст.95: описываетсяпроцедураназначенияипроизводстваэкспертизы, также рассматривается заключение договора на проведение налоговой экспертизы.

Федеральный закон РФ от 31.05.2001г.№ 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельно сти в Российской Федерации» Определяет правовую основу, принципы организацнин основные направления государственной судебно-экспертной деятельностивРоссийской Федерациив гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. ст.129: эксперт несет ответственность за отказ от производства налоговой экспертизы. Также регламентирует ответственность специалиста за сообщение недостоверных сведений [1].

Угол о вно -пр оце ссу альный кодекс РФ Эксперт обязан давать заключение в пределах своейкомпетенции. Компетенция судебного эксперта ограничена кругом вопросов, для разрешения которых требуются специальные знания эксперта и разрешение ограничено установлением обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу

Арбитражный процессуальный кодекс РФ Регламентирует участнев судебном разбирательстве экспертов [2].

Гражданский пр оцессу альный кодекс РФ Регламентирует присутствие и участие б суде оном разбирательстве экспертов.

Кодекс об административных правонарушениях РФ Предполагает проведение экспертизы по административнымнаправлениямв ходе проведения судебной налоговой экспертизы, а гакже регламентирует присутствие и участие в судебном р азбирательстве экспертов.

Постановление Пленума ВС РФ от21.122010 г. N28**0 судебной экспертизе по уголовным делам» Оценка действий лиц («добровольное погашение», «по собственной инициативе») не может производиться судебным экспертом, он вправе лишь отвечать на вопросы в рамках своих специальных знаний

Письмо ФНС РФ от 17.072013 ЫАС-4-2/12837 «О р екомендацнях но пр оведетпо мер оприятий налогового контроля» Разъясняет, что не допускается назначение экспертизы по вопросам бухгалтерского учета, права, а также по другим вопр осам, познаниями по которым, должны обладать проверяющие или иные специалисты налогового органа.Приназначении экспертизы предпочтение тем ее видами вопросам, которые дают основания налоговому органу полагать, что результаты экспертизы позволят установить нарушения законодательства.

Рассмотренные нормативно-правовые акты не только регламентируют проведение судебной налоговой экспертизы, но и определяют нормы процессуального права, относящиеся к организации экспертиз (таблица 2).

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в целом производство судебной налоговой экспертизы законодательно обеспечено. При проведении судебной налоговой экспертизы также необходимо рассматривать ее задачи. На рисунке 1, представлены основные задачи судебной налоговой экспертизы.

Рисунок 1 - Задачи судебной налоговой экспертизы

Целью налоговой экспертизы является установление фактических данных, связанных с исполнением налогоплательщиком конституционной обязанности, по уплате налогов и сборов, а также установление правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет [4].

Предмет судебной налоговой экспертизы составляют фактические данные, исследуемые и устанавливаемые в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве с использованием специальных знаний в области налогов и налогообложения, на основе исследования объектов и деятельности субъектов налогообложения.

Задачи судебной налоговой экспертизы можно классифицировать по степени общности экспертных задач (таблица.3).

Таблица 3 - Классификация задач судебной налоговой экспертизы

Виды задач Характеристика экспертных задач Задачи судебной налоговой экспертизы

Общие экспертные задачи Определяют ее цели в обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы. Установление обстоятельств,влекущих обязанно сти налогоплательщика.

Типичные задачи вида экспертизы Формулируются применительно к каждому объекту экспертизы и служат в качестве ор иентир у ющнх дл я п о ст ано вки конкретных задач, то есть тех, что ставятся перед экспертом. В зависимости от цели исследования: -подтверждение правильности -определение суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, и суммы сокрытых налогов.

Конкретные задачи проводимой экспертизы Данные, с учетом которых эксперт на основе своих знаний должен дать ответы на поставленные вопр осы. Постановка определенных вопросов и получения ответов, необходимых для решения цели.

Основными источниками информации для проведения судебной налоговой экспертизы являются первичные бухгалтерские документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская и налоговая отчетности, а также иные документы, регламентирующие документооборот предприятия и оказывающие влияние на формирование налогооблагаемой базы по различным видам налогов.

Таблица 2 - Нормы процессуального права, относящихся к организации судебных налоговых экспертиз

Налоговая экспертиза производится специалистами, обладающими расширенными специальными познаниями в области системы налогообложения и актуализированного налогового законодательства в пределах Российской Федерации [5].

К основным разделам методики проведения судебной налоговой экспертизы можно отнести такие, как:

- оценка структуры налогов и сборов, подлежащих уплате.

- рекомендации по оптимизации ведения учета выплаты налогов, а также по организации соответствующих хозяйственных мероприятий.

-анализ соответствия действующей (или предполагаемой) системы налогообложения актуальному законодательству Российской Федерации в налоговой сфере.

- разработка эффективных моделей уплаты налогов и сборов в случае изменения вида деятельности или объемов производства.

Налоговая экспертиза также может быть эффективным инструментов легитимного снижения налоговых отчислений, для чего требуется тщательный анализ деятельности организации, выполняемый квалифицированным специалистом в данной сфере [14]. Налогоплательщик, в отношении которого производится налоговая экспертиза, должна представить специалистам все требующиеся для осуществления исследования материалы. В случаях, когда имеющиеся материалы не

Нормы УПК РФ ГПК РФ АПК РФ КоАПРФ УК РФ

Понятие, права и обязанностиэксперта ст. 57 ст.85 ст.55 ст25.9 -

Понятие доказательств ст. 74 ст.55 ст.64 ст2б2 -

Допустимые (недопустимые) доказательства ст. ст. 17, 75. 30. 88 ст. ст. 59, 60,67 68.71.162 ct26.11

Основания и порядок назначения экспертизы ст.159 ст.ст.79, 80 ст.82 ст2б.4

Ответственность эксперта ст. 57 ст.80 ст.55 ст25.9 ст. ст. 307, 310,285, 290

Порядок производства экспертизы ст283 ст.84 ст.83 - -

Назначение повторной (дополнительной) экспертизы ст207 ст.87 ст.87 - -

Комиссионная экспертиза ст200 ст.83 ст.84 - -

Комплекснаяэкспертиза ст201 ст.82 ст.85 -

Заявление ходатайств лицами, уча ствующими в д ел е 119,120, 121,122, ст. 35 ст.ст.8,159 ст24.4

Заключение эксперта ст. ст. 30, 204,206 ст.8б ст.86 ст26.4

Вызов эксперта в суд ст. ст. 205, 282 ст.187 86,157 ст25.9 -

Отвод эксперта ct.ci.62, 70 ст. ст. 16, 21 ст. ст. 3, 23,24, 25,26 25.12, 25.13 -

Лялюк Александр Викторович, Богачёва Жанна Эдуардовна экономичесше

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ... науки

полны или составлены с ошибками, эксперт вправе отказаться от формулирования экспертного заключения ввиду отсутствия для этого достаточных оснований [6].

Инициатором налоговой экспертизы могут выступать судебные или налоговые организации, а также сами предприятия. Для проведения экспертизы эксперт должен знать свои права и обязанности (таблица 4).

Таблица 4 - Права и обязанности эксперта

Обязанности эксперта Права эксперта

Ознакомить проверяемого с постановлением о назначении экспертизы и разъяснить ему право; — заявить отвод эксперту; — просить о назначении эксперта из числа — представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; — присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; — знакомиться с заключением эксперта. — знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы; — заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов; — при установлении при производстве экспертизы имеющих значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение; — отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает знаниями для проведения экспертизы.

При проведении судебной налоговой экспертизы каждый эксперт должен руководствоваться порядком проведения экспертизы [15].

Экспертиза проводится по определению суда [18]. В определении указаны основания для ее назначения; ФИО экспертов или наименование экспертного учреждения; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы и документы, предоставляемые в распоряжение эксперта; сроки проведения экспертизы и представления заключения в суд. Также в определении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта [7].

После проведение экспертизы, экспертом составляется заключение. В заключение эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Судебная налоговая экспертиза, несмотря на свой 20 летний период применения (с 1994 года) не набрала свою популярность в отличие от других видов судебных экспертиз. Что связано не с редкостью рассмотрения налоговых споров и расследованию налоговых преступлений, а с несовершенством ее проведения.

Учитывая, что судебная экспертиза возможна только при строгом соблюдении гарантий конституционных прав и свобод участников судопроизводства (которые во многом зависят от качества и своевременности проведения экспертиз), в настоящее время принципиально важно решить вопрос о повышении эффективности производства экспертных исследований [8].

Анализируя причины недостаточного развития судебных налоговых экспертиз следует отметить, что суды нередко не выносят определения (постановления) о назначении судебной экспертизы. Так, эксперту вместо определения суда вручаются сопроводительное письмо либо составленный судом перечень вопросов для проведения экспертизы. В некоторых случаях суды передают непосредственно эксперту вопросы, представленные сторонами (прокурором, защитником).

Также немаловажным является тот факт, что часто нарушаются права и законные интересы ответчика, который лишается возможности сам поставить вопросы эксперту. Поэтому в целях совершенствования арбитражного судопроизводства, обеспечения надлежащей и реальной защиты прав и законных интересов участников судебного процесса, необходимо дополнить Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и изложить в его статьях, касающихся проведения экспертизы, следующего момента: «Судебная экспертиза назначается определением или постановле-114

нием суда»

Одним из негативных моментов при проведении судебной налоговой экспертизы является - длительные сроки проведения исследований экспертами по арбитражным делам. Длительные сроки проведения экспертиз во многом обусловлены недостаточным количеством или полным отсутствием соответствующих экспертов на территории ряда субъектов Российской Федерации, а также низким техническим оснащением экспертных учреждений. Не в полной мере решена проблема по оплате проведения ряда сложных экономических экспертиз со стороны органов предварительного расследования.

Иногда следователь не только тратит значительное время на определение соответствующего экспертного учреждения, которое сможет провести необходимую экспертизу, получить счет по ее оплате, но и изыскать денежные средства на ее проведение, которые не всегда имеются. В этих целях представляется необходимым решить вопрос о создании внебюджетного фонда, в котором будут аккумулироваться денежные средства для органов предварительного расследования и дознания по оплате экспертиз.

Реализация потенциальных возможностей судебной налоговой экспертизы, напрямую зависит от квалификации судебного эксперта, его опыта, условий работы, уровня ее научно-методического, информационного и технико-инструментального обеспечения [10]. Для повышения качества производства судебной налоговой экспертизы, необходимо совершенствовать организацию экспертного производства, а также повышать эффективность системы профессиональной подготовки экспертов [12].

Для современного судопроизводства важно обеспечение принципа достоверности экспертных заключений, что требует пристального внимания к компетенции судебного налогового эксперта, обусловливает необходимость подтверждения ее соответствия определенной экспертной специальности. Особое внимание при комплексной оценке выводов эксперта должно уделяться надежности и эффективности использованных им методов и методик производства исследования. Это позволяет говорить об актуальности внесения изменений в ст. 23 АПК РФ, где следует указать, что недостаточная компетентность или ее отсутствие является основанием для отвода эксперта [11]. Так же Федеральный закон «О судеб -но-экспертной деятельности в Российской Федерации» было бы нелишним дополнить такими принципами, как язык судебно-экспертной деятельности и разумный срок судебно-экспертной деятельности. Данные принципы можно сформулировать следующим образом:

- судебно-экспертная деятельность ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации или на государственном языке субъекта, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующее экспертное учреждение.

- судебно-экспертная деятельность осуществляется в разумный срок. Разумный срок судебно-экспертной деятельности оценивается с учетом сложности и особенностей ее производства. Обстоятельства, связанные с организацией работы судебно-экспертных организаций (подразделений), не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков судебно-экспертной деятельности.

Резюмируя изложенное, отметим, что в нашей стране судебная экспертная деятельность, несмотря на имеющиеся проблемы осуществляется на высоком уровне. Ее потенциал, как и в любой сферы деятельности, должен быть реализован с учетом современных реалий и потребностей общества [19]. Своевременная модернизация судебно-экспертных учреждений будет способствовать сокращению сроков производства экспертиз, повышению контроля качества экспертного производства и его методического обеспечения. Сегодня есть все основания АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

Лялюк Александр Викторович, Богачёва Жанна Эдуардовна НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ...

полагать, что судебная налоговая экспертиза имеет перспективы дальнейшего развития, которые, несомненно, будут усиливать ее значение как средства доказывания во всех видах судопроизводств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-Ф3 (ред. от 08.03.2015) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации») - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_lav_3187l

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ) -Режим доступа: http://base.consultant.ru/ сош^^опНпе. cgi?req=doc;base=LAW;n=191806

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13июня 1996 N 63-Ф3 (действующая редакция) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ^_10699

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская экспертиза. -М.: «Дело ЛТД», 2014. - 272 с.

5. Михайлов В.А., Дубягин Ю.П. Назначение и производство судебной экспертизы в стадии предварительного расследования: учеб. пособие. - Волгоград: ВСШ МВД РФ. - 2016. - 260 с.

6. Рыжаков А.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2015. - 704 с.

7. Россинская Е.Р. Профессия - эксперт (Введение в юридическую специальность). - М.: Юрист, 2013.- 192 с.

8. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 2016. 224 с.

9. Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. - М.: Городец, 2014. - 368 с.

10. Сафронова Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в арбитражном процессе: Научно-практическое пособие. - М.: Гардарика, 2013. - 192 с.

11. Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской. М.: Юрист, 2014. 552 с.

12. Аверьянова, Т.В. Содержание и характеристика методов судебно-экспертных исследований / Т.В. Аверьянова. - М.: НОРМА, 2014. - 225 с.

13. Белов, А.А. Судебно-бухгалтерская экспертиза / А.А. Белов. - М.: Книжный мир, 2013. - 608 с.

14. Голикова В.В. Установление факта нарушения требований налогового законодательства при производстве судебной налоговой экспертизы / Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, 2015. №12 . С. 99 -105.

15. Ищенко, П.П. Специалист в следственных действиях/П.П. Ищенко. - М.: Юрид.лит., 2015 - 180 с.

16. Малышкин, П.В., Подготовка и назначение судебных экспертиз: Учеб. Пособие / П.В. Малышкин, П.А. Подольный. - Саранск: Тип. «Краен. Окт.», 2016. - 156 с.

17. Михайлов, В.А., Назначение и производство судебной экспертизы: Учеб. Пособие / В.А. Михайлова, Ю.П. Дубягин. - Волгоград: Изд-ЮНИТ, 2013. - 260 с.

18. Дмитриенко, Т.Д., Чаадаев, С.Г. Судебная (правовая) бухгалтерия: учебник / Т.Д Дмитриенко, С.Г.Чаадаев - М.: Проспект, - 1999, - 336 а

19. Лялюк А.В. Использование судебно-экономиче-ской экспертизы по противодействию легализации наркодоходов в условиях электронных платежных систем // Судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее: Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (4-5 июня 2015 года) / СПб: Изд-во СПб ун-та МВД РФ, 2015 - С.196-200.

20. Лялюк А.В. Судебно-экономическая экспертиза в уголовном судопроизводстве: теория и практика // Уголовное судопроизводство России: историческое наследия и современные проблемы теории и практики реализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2014. С.155-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.