ЭКОНОМИКА
Economics
УДК 343.823 (470+479.25)
© Байдова Н. В., Гришина О. Ю., Кочинян Г. Э., 2019
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ И АРМЕНИИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с нормативно-правовым регулированием трудовой деятельности осужденных. Привлечение осужденных к труду предусмотрено уголовно-исполнительной политикой государства, направленной на развитие мотивации, и направлено на формирование потребности и интереса путем привлечения осужденных к трудовой деятельности. Проанализировано нормативно-правовое обеспечение труда осужденных, выявлены особенности привлечения осужденных к труду в различных видах исправительных учреждений России и Армении.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; нормативно-правовое обеспечение; осужденные; трудовая деятельность; труд.
© Baidova N. V., Grishina O. Yu., Kochinyan H. A., 2019
THE LEGAL REGULATION OF EMPLOYMENT OF CONVICTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA AND ARMENIA
The article deals with issues related to the regulatory and legal regulation of the employment of convicted persons. The recruitment of convicted persons to work is provided for in the State's penal correction policy aimed at developing motivation and is aimed at forming a need and interest by involving convicted persons in employment. Regulatory and legal support for the work of convicted persons has been analysed, and features of the recruitment of convicted persons to work in various types of correctional institutions in Russia and Armenia have been identified.
Keywords: penal system; regulatory and legal support; convicts; employment; work.
На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы вопросы нормативно-правового регулирования трудовой деятельности осужденных в России закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ и Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и других нормативных документах.
В главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекаются к оплачиваемому труду:
1. В центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений.
Центры трудовой адаптации осужденных базируются на предприятиях исправительных колоний, а учебно-производственные (трудовые) и лечебно-производственные (трудовые) мастерские — соответственно на базе предприятий воспитательных ко-
лоний и лечебных исправительных учреждений.
2. На федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы.
Указанные предприятия учреждений, исполняющих наказания, предназначены для привлечения осужденных к труду и обучения их востребованным профессиям и создаются при одном учреждении, исполняющем наказания, или объединении учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности как структурные подразделения этих учреждений или их объединения.
3. На объектах организаций иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
В настоящее время ограниченные финансовые, ресурсные и иные возможности УИС не позволяют создавать дополнительные рабочие места для эффективного трудового устройства осужденных. В связи с этим привлечение к труду осуществляется на основе договора, заключаемого руководством учреждений, исполняющих
наказания, и организаций, в которых обеспечивается занятость осужденных.
Законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по имеющейся у них специальности, например, когда приговором суда осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [1].
УИК РФ предусмотрены виды работ, на которые запрещается привлекать осужденных, устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений. Запрещено привлекать к труду осужденных: на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства.
Кроме этого, не допускается труд осужденных:
- по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций;
- с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;
- связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
- с подчинением им вольнонаемных работников;
- в качестве водителей оперативных машин;
- в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.
Привлечение осужденных к труду в различных видах исправительных учреждений имеет свои особенности. В частности, осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьмах, не могут привлекаться к труду на предприятиях, расположенных вне территории исправительного учреждения, их труд организуется только на территории тюрьмы.
Трудовая адаптация подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории СИЗО в камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных работах. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, установленных Законом от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены.
Таким образом, чем строже режим исправительного учреждения, тем уже круг работ, к которым может быть привлечен осужденный, тем суровее его условия труда. Так, в колонии-поселении осужденный с разрешения администрации может трудиться за пределами колонии, т. е. в определенных пределах сам выбирает себе работу. Напротив, осужденные, находящиеся в колониях особого режима, используются преимущественно на тяжелых физических работах [2].
Нормативно-правовое регулирование трудовой деятельности осужденных к лишению свободы в Республике Армения осуществляется в соответствии с главой 16 Уголовно -исполнительного кодекса Республики Армения.
Так, в соответствии со ст. 85 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Армения осужденный по возможности обеспечивается работой или ему предоставляется право самому обеспечить себя работой, порядок и условия которой устанавливаются внутренним режимом исправительных учреждений [5].
При привлечении осужденного к труду администрация исправительного учреждения обязана принять во внимание его пол, возраст, трудоспособность, состояние здоровья и, по возможности, профессию. Трудовая деятельность осужденного не должна препятствовать осуществлению исправительным учреждением поставленных перед ним задач.
Перечень запрещенных осужденному работ устанавливается Правительством Республики Армения [4].
В соответствии с законодательством Республики Армения осужден-
ный имеет право на оплату своего труда [3]. При этом месячная оплата труда осужденного не может быть меньше установленной минимальной заработной платы (ст. 87 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Армения) [5].
Лица, осужденные к лишению свободы, в соответствии со ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Армения могут быть привлечены к работам по благоустройству исправительного учреждения или прилегающих к нему территорий без оплаты согласно постановлению начальника исправительного учреждения. При этом осужденный привлекается к неоплачиваемым работам в порядке очередности, не в часы отдыха, на время не свыше двух часов в день. Запрещено привлекать к неоплачиваемым работам осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, достигшими пенсионного возраста, а также осужденных беременных женщин.
Большую роль в обеспечении трудовой занятости лиц, лишенных свободы, играет фонд «Содействие заключенному». В уставе фонда закреплено, что обеспечение трудовой заня-
тости осужденных является одной из основных целей деятельности фонда.
Фонд «Содействие заключенному» имеет магазин-павильон, где продаются творческие работы, выполненные осужденными, содержащимися в уголовно-исполнительных учреждениях Республики Армения. Вырученные от продажи творческих работ осужденных денежные средства направляются в соответствующее уголовно-исполнительное учреждение Республики Армения на расчетный счет данного осужденного либо передаются членам его семьи.
Фонд «Содействие заключенному» также поддерживает осужденных, желающих приобрести новые профессии. Фонд перечисляет соответствующим учебным заведениям денежные средства за обучающихся осужденных. Заключаются также договоры на проведение курсов для осужденных. Для осужденных проводятся двухмесячные или трехмесячные профессиональные курсы, по окончании которых предоставляются документы государственного образца.
Следует отметить, что привлечение осужденных к труду является одной из основных мер реализации уголовно-исполнительной политики
современного государства. Уголовно- наказания, а также морально-
исполнительным законодательством психологической и трудовой ресоциа-
РФ провозглашен принцип обязатель- лизации после освобождения. Поэто-
ности труда для осужденных, а труд му трудовой деятельности осужден-
отнесен к числу основных средств их ных в России и Республике Армения
исправления. При этом вовлечение уделяется пристальное внимание.
осужденного в трудовую деятельность Нормативно-правовые основы обес-
есть не принуждение его к труду, а печения трудовой деятельности осуж-
способ включения его в социально денных закреплены на государствен-
значимые отношения, способствую- ном уровне в соответствующих нор-
щие его исправлению и правопослуш- мативных документах и являются обя-
ному поведению в период отбывания зательными к исполнению.
Литература
1. Байдова, Н. В., Гришина, О. Ю. Особенности трудовой адаптации осужденных женщин в условиях реформирования УИС // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 10-3 (75).
2. Байдова, Н. В., Гришина, О. Ю., Покутний, М. М. Разработка мероприятий по привлечению осужденных к труду за пределами исправительного учреждения Московской области // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — № 6-2 (50).
3. Конституция Республики Армения // Официальный интернет-портал парламента Республики Армения. — URL: http://www.parliament.am/ (дата обращения: 12.08.2019).
4. Об уголовно-исполнительной службе: Закон Республики Армения от 08.07.2005 № ЗР-160 // Официальный интернет-портал парламента Республики Армения. — URL: http://www.parliament.am/ (дата обращения: 12.08.2019).
5. Уголовно--исполнительный кодекс Республики Армения: Закон Республики Армения от 18.01.2005 № ЗР-60 (ред. от 12.07.2018) // Официальный интернет-портал парламента Республики Армения. — URL: http:www.parliament.am/ (дата обращения: 12.08.2019).
Сведения об авторах
Байдова Наталья Владимировна: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат технических наук. Е-mail: [email protected] Гришина Ольга Юрьевна: Академия ФСИН России (г. Рязань, Российская Федерация), преподаватель кафедры экономики и менеджмента. Е-mail: grishina_ou@mail. ru
Кочинян Гайк Эдикович: Уголовно-исполнительная служба Министерства юстиции Республики Армения, заместитель начальника (г. Ереван, Республика Армения). Е-mail: [email protected]
Information about the authors
Baidova Natalia Vladimirovna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), associate Professor of Economics and management, candidate of technical sciences. Е-mail: [email protected] Grishina Olga Yurievna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan, Russia), lecturer
of the Chair of Economics and Management. E-mail: [email protected] Kochinyan Hayk Adikovich: the Criminal Executive Service of the Ministry of Justice of the Republic of Armenia (Yerevan, Armenia), deputy head. Е-mail: [email protected]