Е.В. Никифорова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА .
зуются следующие данные: средняя за период рыночная стоимость субъекта хозяйствования, выручка от продажи продукции, услуг, а также средняя за период стоимость активов субъекта хозяйствования [6-9].
Оценка состояния экономического потенциала любого субъекта хозяйствования рассматривается только в динамике во избежание неверных выводов из-за случайных явлений, имевших место в том или ином периоде. Предварительно нужно убедиться в сопоставимости анализируемых показателей. Для их сопоставимости необходимо: скорректировать данные, содержащиеся в отчетности на коэффициент инфляции; откорректировать данные при изменении учетной политики субъекта хозяйствования; убедиться, что не происходили процессы слияния или деления организаций. Если соответствующие процедуры имели место, то сравнивать данные практически нецелесообразно.
В заключении данной статьи необходимо отметить, что для каждого субъекта хозяйствования выбирается индивидуальная методика в определении уровня и состояния экономического потенциала, направленная на принятие эффективных управленческих решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.
2. Большой экономический словарь. / Под. ред. А.Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики. 2002. - 1280 с.
3. Спирин В.С. Анализ экономического потенциала предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 112 с.
4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Колл. Авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой.- М.: Финансы и статистика, 2002. - 1168 с.
5. Шнайдер В.В. Учёт и анализ инвестиций коммерческих организаций. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. Самара , 2010. - 19с.
6. Шнайдер О.В., Шнайдер В.В. Оценка производственного потенциала промышленного предприятия, как один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. 2009. Вып. 5(17). -Том 2. -166 с.
7. Ядранский Д.Н. Диагностирование и контроль социально-экономической эффективности как направление современного экономического анализа // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. N° 4 (24). С. 209-216.
8. Никифорова Е.В., Бердникова Л.Ф., Авинова В.А. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 79-81.
9. Никифорова Е.В., Вокина Е.Б. Отдельные методологические аспекты инновационного внутреннего аудита // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 82-86.
METHOD OF FORMATION OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE ENTITY
© 2013
E.V. Nikiforova, doctor of Economics, Professor
Finance Academy under the Government of the Russian Federation, Moscow (Russia)
Annotation: The Existing much variance in the definition of the status of the economic potential of a business entity, does not allow stop at any one methodology in its evaluation. Accordingly, using different methods, on the basis of which form factors and indicators that determine the individual method for each business entity.
Keywords: resources; market conditions; analysis of indicators; economic potential; financial condition; assessment of financial activities.
УДК 336.221.4
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
© 2013
А.Ю. Смагина, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика»
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара (Россия)
Р.Н. Люльков, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика и финансовое право» Тольяттинский филиал Российского государственного социального университета,
Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье определено нормативно-правовое регулирование налоговой системы в России и зарубежных странах, исследованы особенности налогообложения, а так же актуальные проблемы, связанные с данным аспектом.
Ключевые слова: налог, сбор, платеж, нормативно-правовая база, законодательство, налоговая система, налогообложение.
В современном мире существует тенденция экономической, политической и культурной интеграции различных государств. Активное участие в процессе мировой интеграции принимает Российская Федерация. Этот процесс, несомненно, является позитивным и для сферы правового регулирования налогообложения. К примеру, при возникновении проблем по правовому обеспечению налогообложения в России и поиске соответствующих решений, российский законодатель может обратиться к опыту зарубежных государств [5].
Формирование любым государством системы налогообложения, прежде всего, предполагает законодательное утверждение всех видов налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и т.д. Благодаря этому, налоговая система становится инструментом политики государства, который имеет законодательную силу и,
одновременно с тем, охранительную (защищает права налогоплательщика)^].
В России системы налогообложения и ее нормативноправовое регулирование основано на Законодательстве РФ о налогах и сборах (состоит из НК РФ и федеральных законов о налогах и сборах), а так же приказах и методических рекомендациях ФНС РФ. Так, отношения по установлению, внедрению и взиманию налогов и сборов, а так же налоговому контролю, регулируются Законодательством о налогах и сборах РФ, в котором содержатся так же законы о налогах субъектов РФ (которые приняты в соответствии с Налоговым Кодексом РФ).
Налоговым Кодексом РФ установлена система налогов и сборов. Кроме того, в нем содержатся общие принципы налогообложения в РФ [1]. Так же стоит отметить
тот факт, что правом на издание нормативно-правовых актов по налогам и сборам федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль и надзор в отношении налогов и сборов, (как и их территориальные органы) не обладают[5].
Участники налоговых отношений представлены на рис. 1.
уплачиваются на определенные цели (сборы и взносы) и специальных платежи, и регулируется нормативноправовыми актами различных уровней (Основной закон, федеральный закон, муниципальные нормативные акты) [4]. Кроме того, судебная практика и решения Федерального Конституционного Суда имеет большой вес в налоговый системе Германии.
Налоговая система в РФ состоит из 3 уровней
Рисунок 1 - Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Согласно НК РФ налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].
Базовые аспекты и принципы законодательства о налогах и сборах отражены в НК РФ (принцип справедливости, определенности, удобства, экономичности) [1]. Так, всеобщность и равенство налогообложения является одним из принципов законодательства о налогах и сборах. Кроме того, для налогов и сборов не должен быть характерен дискриминационный характер, то есть взимание данных платежей не зависит от социальной, расовой, национальной, религиозной и или другой при-надлежности[2]. Так же в НК РФ определено, что для любого налога и сбора должно быть характерно экономическое обоснование, произвольный характер не может иметь место. Недопустимыми являются те налоги и сборы, которые препятствуют реализации своих конституционных прав гражданами РФ. Налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство РФ и ограничивают свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, не допускаются к установлению. Обязанность по уплате налогов и сборов не может быть возложена в случае, если они не предусмотрены НК РФ или установлены в ином порядке, чем это определено НК РФ[1].
Кроме того, все элементы, присущие налогообложению, должны быть определены. Нормативно-правовые акты и акты применения права должны быть сформулированы четко и ясно для пользователей информации (налогоплательщиков)^ них должна содержаться полная информация о налогах (сборах), сроке и порядке их уплаты.
Все нормативно-правовые акты о налогах и сборах, в случае их противоречия и неясности, толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)[3]. Налоговый кодекс устанавливает три уровня налогов, которые представлены на рис.2 [1].
Нормативно-правовое регулирование налогообложения в зарубежных странах отличается от России. Изучение особенностей налоговых систем других стран наиболее актуально в настоящее время, поскольку положительный опыт зарубежных стран может оказаться полезным для внедрения в налоговую систему РФ.
К примеру, в Германии действует «право платежей», которое значительно шире, чем налоговое право России, и выступает частью финансового права, которое регулирует правоотношения, связанные с установлением, введением взиманием и налогов и сборов. Налоговая система Германии состоит из налогов, платежей, которые
Федеральные налоги и сборы
-налог на добавленную стоимость;
-акцизы,
-налог на доходы физических лиц;
-налог на прибыль организаций;
-налог на добычу полезных ископаемых,
-водный налог;
-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, -государственная пошлина
Региональные налоги и
сборы
Местные налоги и
сборы
- налог на имущество организации, -налог на игорный бизнес; -транспортный налог
- земельный налог;
-налог на имущество физических лиц
Рисунок 2 - Налоговая система в РФ
Если обратиться к налоговой системе Великобритании, можно отметить ее историчность. Несмотря на то, что сложилась она еще в прошлом столетии, некоторые особенности налогообложения актуальны и сегодня. Налоговая система Великобритании состоит из двух уровней: местное и центральное правительство (Налоговое Управление). Таким образом, в современную налоговую систему Великобритании входят:
- центральные налоги (налог на доходы от нефти, подоходный налог с населения, корпоративный налог, налог с наследства налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы);
- местные налоги (налог на имущество)[4].
Властью законодателя, касательно налогов, в
Великобритании обладает парламент. Управление налоговой системой страны осуществляется Правительством во главе с Казначейством (министерство финансов), которые является единственным государственным финансовым институтом, который не имеет аналогов по всему миру. Налоговое законодательство в Великобритании утверждается правительством.
Специальный орган - Тайный совет - обладает правом регулирования вопросов практического применения налогового законодательства. Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов[4].
Налоговое управление США ведает всеми вопросами, которые касаются уплаты налогов. Федеральный орган налогового контроля в США - Служба Внутренних Доходов, которая находится в структуре Главного Налогового управления Министерства финансов. Налоговая система США включает в себя три уровня[4]. Они соответствуют уровням власти и представленные на рис. 3.
Деятельность Службы внутренних доходов направлена на обеспечение получения государственной казной налоговых поступлений в надлежащем объеме при минимальных издержках.
Следует отметить, что органы законодательства в США имеют право вводить налоги, если те не противоречат федеральному налоговому законодательству. Органы местного самоуправления так же могут взимать налоги, которые разрешены им в законодательном порядке.
Таким образом, налоговые системы различных стран мира имеют свою специфику и структуру, однако это является положительным фактором в мировой интеграции. Для России главным преимуществом данного про-
цесса выступает тот факт, что благодаря возможности интеграции многие предприниматели начинают осваивать зарубежные рынки.
Рисунок 3 - Уровни налоговой системы США
В первую очередь, они сталкиваются с различиями в законодательной базе у различных стран. Разумеется, это обусловлено экономическими, геополитическими, социальными и другими особенностями конкретной страны, однако, в целях развития предпринимательства, можно рассмотреть возможность интеграции и обмена опытом в сфере налогообложения. Это значительно увеличит приток иностранных инвесторов, и как следствие, повысит конкуренцию, а так же улучшит международные отношения. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время экономическая ситуация в России стабилизировалась, что позволит обратить внимание законодателей на некоторые несовершенства налоговой системы и улучшить ее, а так же воспользоваться опытом зарубежных стран и внедрить проверенные решения, касательно налогов и сборов.
В настоящее время значительную роль играет непосредственно размер налогового бремени, что является актуальной проблемой. Так, в Европе, при введении новых налогов и повышении налоговых ставок, наблюда-
ется такая радикальная тенденция, как смена гражданства или юридического адреса на другую страну в целях экономии денежных средств по налоговым платежам. Этот является показателем того, что законодательство любой страны должно соблюдать основные принципы налогообложения и придерживаться равноправия всех налогоплательщиков. В противном случае может возникнуть ситуация оттока налоговых поступлений из-за миграции потенциальных налогоплательщиков, и как следствие, недофинансирование бюджета, так как налоговые поступления, как правило, являются основным источником дохода любого государства.
Таким образом, проблема формирования системы налогообложения и ее нормативно-правовое регулирование является актуальным аспектом в экономической сфере всех стран мира, поскольку перед законодателями стоит задача построения эффективной системы управления и оптимизации налогообложения, привлечением налоговых платежей в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и создания благоприятной атмосферы для налогоплательщиков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013)
2. Акулич М.В. Налоговый учет и отчетность. - М.: Питер, 2009 . - 208 с.
3. Денисов А. Ю. Налоговая схема России. - М.: Дело и сервис, 2010. - 72 с.
4. http://itkor.ru/helpedu/buh/source/file/buh_reg_nalog. doc - статья о системе налогообложения в РФ (дата обращения 12.10.2013г.)
5.http://nalogpro.ru/zarubezhnyj-opyt-pravovogo-regulirovaniya-nalogovyx-otnoshenij-i-zashhity-prav-ix-uchastnikov/ - статья о зарубежном опыте правового регулирования налоговых отношений и защиты прав их
© 2013
участников (дата обращения 04.09.2013 г.)
LEGAL REGULATION OF THE TAXATION SYSTEM IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
A.Y. Smagina, student of the Department of accounting, analysis and statistics»
Samara State Transport University, Samara (Russia)
R.N. Lylkov, doctor, associate Professor of «Economics and Finance»
Tolyatti branch of the Russian State Humanitarian University, Togliatti (Russia)
Annotation: In article standard and legal regulation of tax system in Russia and foreign countries is defined, features of the taxation, and as the actual problems connected with this aspect are investigated.
Keywords: tax, collecting, payment, standard and legal base, legislation, tax system, taxation.
УДК 657
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ МСФО И РСБУ
© 2013
И.В. Усольцева, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Н.А. Головач, студентка 4 курса направления подготовки «Экономика» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье исследована международная практика учета дебиторской задолженности. Проведен сравнительный анализ учета дебиторской задолженности в соответствии международных и национальных стандартов учета.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, методы оценки стоимости, стандарты учета, международная практика учета.
ветствие или, точнее, непротиворечие международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО).
Все более актуальным вопросом на современном этапе развития национальной экономики является изучение вопросов методологии формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, что может быть осуществлено либо путем внедрения систем параллельного учета, либо путем трансформации отчетных данных рос-
Укрепление рыночных отношений в России, выход на международный рынок, увеличение числа собственников и пользователей экономической информации как внутри страны, так и за рубежом привело к повышению роли бухгалтерского учета и отчетности в управлении хозяйствующими субъектами. Данные изменения привели к объективной потребности реформирования национальной учетной системы с целью приведения ее в соот-