Обзор
https://doi.org/10.23934/2223-9022-2021-10-1-141-152
Нормативно-правовое регулирование оказания первой помощи и обучения оказанию первой помощи при внегоспитальной остановке сердца
АА. Биркун1*, Л.И. Дежурный2
Кафедра анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи
1 Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Российская Федерация, 295006, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7
2 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» МЗ РФ Российская Федерация, 127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 11
Н Контактная информация: Биркун Алексей Алексеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии-реаниматологии и скорой медицинской помощи Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского». Email: [email protected]
IM
РЕЗЮМЕ
Ключевые слова:
Ссылка для цитирования
Вероятность восстановления жизни при внегоспитальной остановке сердца (ВГОС) критически зависит от быстроты оказания помощи. Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция, немедленно предпринятые очевидцами ВГОС, многократно увеличивают шансы на спасение. Для обеспечения высокого уровня готовности населения к оказанию первой помощи (ПП) требуется эффективное правовое регулирование. В статье представлены результаты комплексного анализа действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих оказание ПП при ВГОС, а также отечественных и зарубежных научных публикаций, посвященных правовому обеспечению в сфере ПП. В частности, обсуждаются вопросы защиты лиц, оказывающих ПП, от юридической ответственности в случае причинения вреда пострадавшему, установленные законодательством обязанности по оказанию ПП и обучению ПП, вносятся предложения по оптимизации соответствующей правовой базы с целью повышения эффективности оказания ПП при ВГОС и снижения смертности от ВГОС в России.
остановка сердца, первая помощь, сердечно-легочная реанимация, обучение, законодательство, право, ответственность, обязанности, мотивация
Биркун А.А., Дежурный Л.И. Нормативно-правовое регулирование оказания первой помощи и обучения оказанию первой помощи при внегоспитальной остановке сердца. Журнал им. Н.В. Скли-фосовского Неотложная медицинская помощь. 2021;10(1):141-152. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2021-10-1-141-152
Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Благодарность, финансирование Исследование не имеет спонсорской поддержки
АНД — автоматический наружный дефибриллятор ВГОС — внегоспитальная остановка сердца ЕСР — Европейский совет по реанимации МЧС — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ООП — основная образовательная программа ПП — первая помощь РФ — Российская Федерация СЛР — сердечно-легочная реанимация ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт
ВВЕДЕНИЕ
Шансы на спасение жизни в случаях внегоспитальной остановки сердца (ВГОС) в значительной мере зависят от способности очевидцев происшествия своевременно и правильно оказать первую помощь (ПП) — реализовать комплекс базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) и, если возможно, применить автоматический наружный дефибриллятор (АНД) до прибытия медицинской помощи [1].
Несмотря на бесспорную важность оказания ПП свидетелями ВГОС, во многих странах, включая
Российскую Федерацию (РФ), очевидцы редко предпринимают попытки реанимации [2-5]. По данным социологических исследований, распространенными факторами, ограничивающими готовность неспециалистов к оказанию помощи при ВГОС, являются дефицит соответствующих знаний и навыков, боязнь причинить дополнительный вред пострадавшему и опасения относительно возможных юридических последствий [6-9].
© Биркун А.А., Дежурный Л.И. М., 2021
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что внедрение мер, направленных на повышение готовности населения к оказанию ПП, может обеспечить значительное увеличение частоты проведения реанимации свидетелями ВГОС и снижение летальности [10, 11]. К мерам оптимизации с доказанным положительным влиянием на выживаемость при ВГОС относятся, в частности, обучение представителей общей популяции принципам проведения базовой СЛР и использования АНД [12], а также обеспечение публичного доступа к АНД [13, 14], внедрение практики предоставления инструкций по ПП свидетелям ВГОС по телефону диспетчерами экстренных служб [1, 15]. Вместе с тем, как для эффективной реализации мер, направленных на совершенствование ПП, так и для общего поддержания мотивации населения к оказанию ПП требуются действенные механизмы нормативно-правового регулирования [16].
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н, остановка кровообращения является состоянием, при котором оказывается ПП, а утвержденный перечень мероприятий по оказанию ПП включает все компоненты современного алгоритма базовой СЛР [17]. Следовательно, положения российского законодательства, касающиеся оказания ПП, распространяются, в частности, на проведение базовой СЛР свидетелями ВГОС.
Предшествующие исследования продемонстрировали несовершенство и потребность в оптимизации нормативно-правовой базы РФ в сфере оказания ПП [18-20]. Для определения приоритетных направлений совершенствования правового регулирования оказания ПП при ВГОС в России необходимо изучить особенности современной организации соответствующего нормативно-правового обеспечения в РФ и в других странах, что явилось целью настоящего обзора.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Выполнен комплексный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих оказание ПП и обучение оказанию ПП в РФ, а также анализ отечественных и зарубежных научных публикаций, посвященных вопросам правового регулирования оказания ПП при ВГОС.
Для поиска нормативно-правовых актов РФ использованы справочные правовые системы Гарант и Консультант Плюс. Поиск научных публикаций осуществлялся в наукометрических базах РИНЦ, Google Scholar, PubMed, Web of Science и Scopus.
Дополнительный информационный поиск по теме обзора проводился в открытых источниках информации с помощью поисковой системы Google.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАЩИТА ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ, ОТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Боязнь юридического преследования в связи с причинением дополнительного вреда пострадавшему или неправильными действиями является распространенным барьером для оказания ПП, включая СЛР, во многих странах мира, в том числе в США [6], странах Европейского Союза [21, 22], Азии [8, 23] и в России [9, 24].
С целью мотивации людей к оказанию помощи в неотложных ситуациях законодательство ряда стран использует норму права (юридическую концепцию),
широко известную как «Закон доброго самаритянина» (англ. Good Samaritan law), которая защищает человека, добровольно и безвозмездно предпринявшего попытку оказания ПП, от ответственности в случае неумышленного причинения вреда пострадавшему [22, 25]. Эта правовая норма не распространяется на случаи причинения вреда вследствие грубой неосторожности (небрежности) или умышленных неправомерных действий, а также на случаи оказания помощи в рамках профессиональных обязанностей [26].
Законы доброго самаритянина действуют, в частности, в Австралии [27], Канаде [28], Китае [29], Южной Корее [30], на всей территории США [26]. Однако в США в некоторых штатах защита предусмотрена только для людей, прошедших специальное обучение: законы штатов Калифорния, Коннектикут, Иллинойс, Индиана, Канзас, Луизиана, Миссури и Орегон не защищают людей, у которых подготовка отсутствует полностью [26].
Законодательство РФ в сфере уголовного и административного права предусматривает освобождение от юридической ответственности в случае неумышленного причинения вреда при оказании ПП в соответствии с нормой «крайней необходимости» [31, 32] (табл. 1). Аналогичная правовая норма действует во многих европейских странах, включая Германию, Италию, Финляндию, Францию [25].
В случае ВГОС наибольшую опасность для пострадавшего представляет вызванное прекращением кровообращения быстро прогрессирующее гипоксическое повреждение головного мозга и других жизненно важных органов, которое при отсутствии своевременной помощи приводит к стремительному снижению шансов на выживание и развитию биологической смерти [34]. До приезда бригады скорой медицинской помощи меры, направленные на устранение этой опасности, заключаются в проведении базовой СЛР и применении АНД очевидцами ВГОС [1]. Устранить эту опасность иными средствами до прибытия квалифицированной помощи невозможно.
Вместе с тем, вред, который может быть причинен действиями лиц, оказывающих ПП при ВГОС, несомненно является менее значительным по сравнению с риском необратимой смерти вследствие несвоевременного оказания помощи. Проведение реанимации может приводить к повреждению костных структур (переломам ребер, грудины), сосудов и паренхиматозных органов [35], однако серьезные, угрожающие жизни осложнения СЛР встречаются крайне редко. Даже в тех случаях, когда очевидцы ошибочно проводили реанимацию пострадавшим без остановки сердца, осложнения ограничивались болью или дискомфортом в груди (12%) и редкими случаями переломов ребер или грудины (2%) [36].
Соответственно, неумышленное причинение вреда вследствие проведения базовой СЛР свидетелем ВГОС удовлетворяет нормативным критериям причинения вреда в состоянии крайней необходимости и не должно рассматриваться как превышение пределов крайней необходимости, так как мероприятия по оказанию ПП сообразны угрожающей опасности и направлены непосредственно на сохранение жизни пострадавшего. Напротив, наибольший вред пострадавшему при ВГОС приносит отказ очевидцев от оказания ПП.
Тогда как Уголовный кодекс РФ [31] и Кодекс РФ об административных правонарушениях [32] созда-
ют условия для защиты лиц, оказывающих ПП, от преследования в случае неумышленного причинения вреда пострадавшему, Гражданский кодекс РФ [33] предусматривает возмещение вреда, причиненного в состоянии крайней необходимости, лицом, причинившим вред (см. табл. 1), что может снижать мотивацию населения страны к оказанию ПП [18].
ОБЯЗАННОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
В некоторых странах нормы права возлагают на граждан обязанность по оказанию ПП. Так, уголовный кодекс Бельгии, Германии, Португалии, Финляндии, Франции, Швейцарии обязывает всех граждан оказывать ПП и устанавливает наказание за отказ от
предоставления помощи человеку, находящемуся в опасности [22, 25]. В США законы вменяют свидетелям происшествия обязанность оказывать ПП в двух штатах (Миннесота и Вермонт) [26].
Российское законодательство предусматривает санкции за неоказание ПП для определенных лиц, обязанных оказывать ПП (табл. 2), но не для неограниченного круга свидетелей происшествия. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № З23-Ф3 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [37] ПП должны оказывать «лица, обязанные оказывать ПП в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющие соответствующую подготовку».
Таблица 1
Норма «крайней необходимости» в законодательстве Российской Федерации
Table 1
The norm of "extreme necessity" in the legislation of the Russian Federation
Наименование нормативно-правового акта
Формулировка статьи
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ [31]
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ [32]
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ [33]
Статья 39. Крайняя необходимость.
1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Статья 2.7. Крайняя необходимость.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Статья 1067. Причинение вреда в состоянии крайней необходимости.
Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.
Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.
Таблица 2
Лица, обязанные оказывать первую помощь в соответствии с нормами действующего законодательства, и ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты Российской Федерации
Table 2
Persons obliged to provide first aid in accordance with the current legislation, and references to the relevant regulatory legal acts of the Russian Federation
Лица, обязанные оказывать первую помощь
Наименование нормативно-правового акта, устанавливающего обязанность
Военнослужащие Вооруженных Сил РФ
Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии
Сотрудники ведомственной охраны Сотрудники органов внутренних дел РФ
Сотрудники таможенных органов
Сотрудники федеральной службы безопасности
Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы и других видов пожарной охраны
Спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
Судебные приставы
Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» [38]
Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [39]
Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» [40] Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [41]
Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» [42]
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [43]
Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [44]
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [45] Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» [46]
Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [47]
Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» [48]
Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» [49]
Примечания: МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; ПП - первая помощь; РФ - Российская Федерация
Notes: МЧС - Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters; ПП - first aid; РФ - Russian Federation
Помимо указанных в табл. 2 категорий организованных субъектов оказания ПП, обязанность по оказанию ПП возлагается на отдельные категории граждан.
1. Водители транспортных средств — в соответствии с п. 2.6 Правил дорожного движения РФ [50] водитель, причастный к дорожно-транспортному происшествию, обязан принять меры для оказания ПП пострадавшим.
2. Работники предприятий — в соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ [51] при несчастных случаях работодатель обязан немедленно организовать ПП пострадавшему (что подразумевает оказание ПП силами работников). Кроме того, обязанность различных категорий работников по оказанию ПП установлена разнообразными нормативными актами, утверждающими типовые инструкции для работников, правила охраны труда, квалификационные характеристики должностей работников [18].
3. Граждане, участвующие в охране правопорядка — обязанности по оказанию ПП для этой категории установлены на уровне законов отдельных субъектов РФ [18].
4. Сотрудники частных охранных предприятий — в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [52].
5. Граждане РФ — в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, при обнаружении пострадавшего граждане обязаны «принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему ПП» [53].
Следует особо отметить, что действующее законодательство РФ не закрепляет обязанность по оказанию ПП за медицинскими работниками, в том числе имеющими высшее медицинское образование [19, 20].
Наряду с обязанностью по оказанию ПП для вышеупомянутых лиц, ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [37] закрепляет право на оказание ПП за водителями транспортных средств и другими лицами при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Для случаев, когда неоказание ПП лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, при отсутствии уважительных причин повлекло по неосторожности причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью пострадавшего или смерть пострадавшего, предусмотрено наказание в соответствии со ст. 124 Уголовного кодекса РФ «Неоказание помощи больному» [31].
Кроме того, ст. 125 уголовного кодекса РФ [31] «Оставление в опасности» предусматривает наказание за «оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».
Следовательно, для очевидцев ВГОС, которые не обязаны оказывать ПП в соответствии с действующими правовыми нормами, не обязаны иметь заботу о пострадавшем и не подвергли самостоятельно здоровье пострадавшего риску, юридическая ответственность за неоказание ПП в России не предусмотрена.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Международные организации здравоохранения рассматривают обучение населения основам ПП, в том числе базовой СЛР, как сравнительно легко реализуемый, эффективный и низкозатратный способ ограничения предотвратимой смертности и нетрудоспособности [16, 22].
Добровольное обучение ПП не может обеспечить эффективный охват популяции для формирования достаточного контингента людей, способных своевременно и правильно оказать помощь в критической ситуации [54]. В странах с закрепленным на законодательном уровне обязательным обучением ПП в школах, на рабочем месте и (или) на водительских курсах доля людей, обученных навыкам оказания помощи, существенно выше, чем в странах без соответствующей нормативно-правовой регламентации [22].
В России обязательное обучение ПП предусмотрено для широкого круга лиц (табл. 3). Формулировка ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [37] предполагает, что соответствующую подготовку по ПП должны иметь лица, обязанные оказывать ПП в соответствии с Федеральным законом или со специальным правилом. Вместе с тем, обязательное обучение ПП упомянуто не во всех нормативно-правовых актах, устанавливающих обязанность по оказанию ПП (см. табл. 2, 3).
Существенно расширяет круг лиц, обязанных обучаться ПП, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ [55]. В соответствии со ст. 19 этого закона граждане РФ обязаны изучать «приемы оказания первой помощи пострадавшим, ... постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области» [55]. При этом порядок прохождения обучения ПП гражданами РФ, периодичность такого обучения и критерии адекватности подготовки не уточняются.
Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [37] «наличие соответствующей подготовки и (или) навыков» является условием, определяющим право неограниченного круга лиц на оказание ПП, однако понятие «соответствующей подготовки и (или) навыков» не раскрыто ни в одном из нормативно-правовых актов РФ [19].
Выполненный ранее анализ действующих в РФ программ обучения ПП показал, что большинство из них было разработано до принятия Федерального закона № 323-ФЗ [37] и Приказа Минздравсоцразвития России № 477н, утверждающего перечень состояний, при которых оказывается ПП, и перечень мероприятий по оказанию ПП [17], и, как следствие, программы зачастую не соответствуют действующему законодательству, содержат устаревшие или неправильные методики оказания ПП [20].
Это послужило поводом для разработки «Примерной программы обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь», «Примерной программы дополнительного профессионального образования — повышения квалификации по подготовке преподавателей первой помощи» и соответствующего учебно-методического комплекса по ПП [63], которые рекомендованы Минздравом РФ для внедрения
в учебный процесс с целью систематизации, унификации и повышения качества обучения ПП в России. Примерная программа обучения ПП предусматривает обучение теоретическим основам и навыкам базовой СЛР (4 академических часа), а описание принципов оказания ПП при остановке кровообращения в учебно-методическом комплексе основано на современных рекомендациях Европейского совета по реанимации (ЕСР) [1].
КРАТНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ
Учитывая, что навыки базовой СЛР имеют отчетливую тенденцию к угасанию с течением времени [64], для поддержания готовности населения к оказанию ПП при ВГОС необходима регулярная переподготовка. Согласно рекомендациям ЕСР, переподготовка по базовой СЛР должна проводиться по меньшей мере каждые 12-24 месяца [65].
Единые законодательно закрепленные требования к частоте переподготовки лиц, обязанных оказывать ПП, в России отсутствуют. Нормативно-правовые акты, вменяющие обязанность по оказанию ПП (см. табл. 2) и обучению ПП (см. табл. 3), требований к регулярному периодическому обучению ПП не предъявляют. В соответствии с постановлением Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» [62], работодатель обязан организовать проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию ПП.
Недавний опрос жителей Крыма показал, что из числа людей, когда-либо обучавшихся СЛР (53% населения полуострова старше 18 лет), почти половина обучалась только один раз, и в большинстве случаев давность обучения превышала один год [9].
ОБУЧЕНИЕ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Школьники составляют оптимальную целевую аудиторию для обучения принципам и методам оказания ПП при ВГОС. Обучение СЛР в школе имеет подтвержденную высокую эффективность, позволяет в перспективе достичь всех слоев общества и обеспечить значительный охват популяции необходимыми знаниями и навыками [54, 66].
Обязательное обучение базовой СЛР в рамках школьной программы рассматривается мировым реаниматологическим сообществом как один из наиболее важных способов повышения частоты оказания помощи и снижения летальности при ВГОС [54, 65].
В 2015 г. Всемирная организация здравоохранения поддержала предложение ЕСР и Международного согласительного комитета по реанимации рекомендовать ежегодное двухчасовое обучение приемам базовой СЛР для детей во всех школах мира, начиная с возраста 12 лет или младше [54].
Обязательное обучение всех учащихся школ базовой СЛР закреплено на законодательном уровне в 27 из 50 штатов США [67], а также в ряде стран Европы, включая Бельгию, Германию, Данию, Италию, Норвегию, Португалию и Францию [22, 68-70]. В регионах, где была внедрена практика обязательного обучения СЛР
Таблица 3
Лица, обязанные обучаться первой помощи в соответствии с нормами действующего законодательства, и ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты Российской Федерации
Table 3
Persons obliged to learn first aid in accordance with the current legislation, and references to the relevant regulatory legal acts of the Russian Federation
Лица, обязанные проходить обучение ПП
Наименование нормативно-правового акта, устанавливающего обязанность
Военнослужащие Вооруженных Сил РФ
Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии
Граждане Российской Федерации
Граждане, участвующие в охране правопорядка
Лица, осваивающие образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования любой направленности, высшего профессионального образования любой направленности [20]
Лица, осваивающие программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств
Педагогические работники Работники предприятий
Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» [38]
Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [39]
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [55]
Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [56] Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» [57]
Нормативные акты (законы) отдельных субъектов РФ [18]
Федеральные государственные образовательные стандарты
Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [58]
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2015 № 486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [59]
Приказ Минобрнауки России от 01.03.2018 № 161 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [60]
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [61]
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ [51] Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» [62]
Примечания: ПП - первая помощь; РФ - Российская Федерация Notes: ПП - first aid; РФ - Russian Federation
в школах, отмечена большая частота проведения реанимации свидетелями ВГОС и больший уровень выживаемости [65, 69].
В РФ обучение ПП в школах предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). ФГОС основного общего образования (5-9 классы) [71] и среднего общего образования (10-11 классы) [72], устанавливающие требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения соответствующих основных образовательных программ (ООП), включают ряд положений, указывающих на необходимость освоения ПП в рамках школьной программы (табл. 4). Однако остановка кровообращения как состояние, при котором оказывается ПП, и СЛР как мероприятие по оказанию ПП во ФГОС не упоминаются. ФГОС начального общего образования (1-4 классы) [73] требований по обучению детей ПП или СЛР не содержит.
Разработанные на основе ФГОС и одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию примерные ООП основного общего образования и среднего общего образования включают приемы оказания ПП в числе результатов изучения биологии [74] и основ безопасности жизнедеятельности [74, 75]. Однако оказание ПП при остановке сердечной деятельности упоминается только в ООП основного общего образования в группе результатов «Выпускник получит возможность научиться» учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», что предполагает обеспечение этих результатов учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, но не всех обучающихся [74]. В ООП среднего общего образования в числе обязательных результатов изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» значится умение «оказывать первую помощь при неотложных состояниях» без конкретизации состояний и мероприятий по оказанию ПП [75].
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО НАРУЖНОГО ДЕФИБРИЛЛЯТОРА
При выполнении дефибрилляции в течение 35 минут после остановки сердца доля выживших может достигать 50-70%, тогда как каждая минута задержки
дефибрилляции, напротив, снижает шансы на благоприятный исход на 10-12% [1]. Учитывая доказанную высокую эффективность и безопасность дефибрилляции, выполняемой свидетелями ВГОС при помощи АНД [13, 14], для снижения смертности от ВГОС рекомендуется внедрение программ публичного доступа к дефибрилляции [1]. Такие программы предполагают размещение АНД в общественных местах и возможность использования устройства в случаях ВГОС очевидцами происшествия, что требует соответствующего правового обеспечения.
Законы, устанавливающие нормы использования АНД, приняты на всей территории США [76], в ряде стран Европы [77], в Японии [78]. Согласно рекомендациям Американской кардиологической ассоциации, нормативно-правовые акты, регулирующие применение АНД, должны охватывать следующие ключевые области: 1) защита людей, оказывающих помощь, от юридической ответственности; 2) обучение населения навыкам СЛР и использования АНД; 3) обеспечение связи между локальной программой публичного доступа к дефибрилляции и соответствующей службой экстренной медицинской помощи (регистрация АНД и информирование службы о размещении АНД) [76].
Права, обязанности и условия использования АНД в рамках оказания ПП при ВГОС законодательством РФ не регламентированы. На рассмотрении Государственной Думы находится Законопроект «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»», согласно которому «при возникновении ситуаций, требующих оказания ПП с использованием АНД, такая помощь может быть оказана неограниченным кругом лиц» [79]. Предполагается, что внесение соответствующих изменений в статью 31 потребует внесения изменений в Приказ № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [17], а также утверждения Правительством РФ правил оказания помощи с использованием АНД и правил размещения, информирования об использовании и требований к объектам размещения АНД в РФ [79].
Таблица 4
Формулировки федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, устанавливающие требования к обучению первой помощи
Table 4
Statements of the Federal State Educational Standard of basic general and secondary general education, establishing the requirements for teaching first aid
Уровень ФГОС Раздел Цитата
ФГОС основного общего II. Требования к результатам образования [71] освоения ООП основного общего
образования
ФГОС среднего общего образования[72]
II. Требования к результатам освоения ООП
Предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные предметы» должны отражать: [...] Биология: [...] освоение приемов оказания ПП [...]
Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать: [...] Основы безопасности жизнедеятельности: [...] умение оказать ПП пострадавшим [...]
Личностные результаты освоения ООП должны отражать: [...] умение оказывать ПП [...]
Изучение учебных предметов «Физическая культура», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить: [...] владение [...] навыками оказания ПП пострадавшим [...]
«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности должны отражать: [...] владение основами медицинских знаний и оказания ПП пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике
Примечания: ООП - основная образовательная программа; ПП - первая помощь; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт Notes: ООП - main educational program; ПП - first aid; ФГОС - federal state educational standard
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По данным Международного Комитета Красного Креста в мире нормативно-правовое регулирование вопросов оказания и обучения приемам оказания первой помощи характеризуется значительной неоднородностью, во многих странах в этой сфере существуют серьезные пробелы [22]. Для того чтобы существенно повысить вовлеченность населения в процесс оказания первой помощи, Международный Комитет Красного Креста рекомендует направить меры по оптимизации нормативно-правовой базы на усиление защиты лиц, оказывающих первую помощь, от юридической ответственности и популяризацию соответствующей информации, учреждение обязательного обучения и утверждение стандартов обучения оказанию первой помощи [22].
В российском законодательстве заложены фундаментальные принципы правового регулирования вопросов оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях, включая проведение сердечно-легочной реанимации свидетелями внегоспитальной остановки сердца. Однако реальные показатели частоты оказания первой помощи и готовности жителей Российской Федерации к оказанию первой помощи остаются низкими [9, 24, 80], что указывает на необходимость оптимизации системы правового обеспечения в сфере первой помощи. Результаты проведенного анализа позволяют определить направления совершенствования действующей нормативно-правовой базы Российской Федерации с целью повышения эффективности оказания первой помощи при внегос-питальной остановке сердца:
— для увеличения числа людей, способных предпринять попытку сердечно-легочной реанимации в случаях внегоспитальной остановки сердца, необходимо оптимизировать правовые нормы, регулирующие обучение первой помощи, в части установления порядка прохождения и кратности обучения первой помощи, обеспечения стандартизации, учета и контроля качества обучения первой помощи;
— соответственно рекомендациям международных органов здравоохранения следует регламентировать обязательное обучение сердечно-легочной реанимации в российских общеобразовательных школах. Для этого необходимо внести изменения в примерные основные образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Perkins GD, Handley AJ, Koster RW, Castrén M, Smyth MA, Olasveengen T, et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 2. Adult basic life support and automated external defibrillation. Resuscitation. 2015;95:81-99. PMID: 26477420 https:// doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.015
2. Ge Y, Cai M, Sun K, Li X, Jiang L, Lu Y. The current status analysis of bystander-initiated cardiopulmonary resuscitation for out-of-hospital cardiac arrest. Chin J Crit Care Med. 2015;5:477-480.
3. Ong ME, Shin SD, De Souza NN, Tanaka H, Nishiuchi T, Song KJ, et al. Outcomes for out-of-hospital cardiac arrests across 7 countries in Asia: The Pan Asian Resuscitation Outcomes Study (PAROS). Resuscitation. 2015;96:100-108. PMID: 26234891 https://doi.org/10.1016/j.resuscitat ion.2015.07.026
4. Krishna CK, Showkat HI, Taktani M, Khatri V. Out of hospital cardiac arrest resuscitation outcome in North India - CARO study. World J Emerg Med. 2017;8(3):200-205. PMID: 28680517 https://doi.org/10.5847/ wjem.j.1920-8642.2017.03.007
5. Birkun A, Frolova L. Introducing the Crimean Out-of-Hospital Cardiac Arrest and Resuscitation Registry (COHCARR): rationale, design and 6-month baseline data. Journal Resuscitatio Balcanica. 2019;14:198-205. https://doi.org/10.5937/JRB1914198B
с целью включения базовой сердечно-легочной реанимации в перечень обязательных результатов освоения основной образовательной программы для всех обучающихся и предусмотреть ежегодную двухчасовую переподготовку по сердечно-легочной реанимации;
— требуют открытого общественного обсуждения вопросы исключения обязанности по возмещению ущерба лицом, причинившим вред в состоянии крайней необходимости; установления юридической ответственности за неоказание помощи для неограниченного круга лиц; установления обязанности по оказанию первой помощи для медицинских работников;
— представляется важным нормативное закрепление в действующем законодательстве механизмов популяризации знаний по вопросам правового обеспечения в сфере оказания первой помощи среди населения.
Вышеуказанные преобразования, направленные на правовое стимулирование населения к обучению приемам оказания первой помощи и оказанию первой помощи, наряду с принятием законодательных норм, разрешающих и регулирующих использование автоматического наружного дефибриллятора в рамках первой помощи, должны способствовать росту числа случаев проведения реанимации свидетелями вне-госпитальной остановки сердца, повышению результативности оказания первой помощи при внегоспи-тальной остановке сердца и снижению смертности населения страны.
Для дальнейшего планирования, разработки и согласования конкретных нормотворческих предложений по усовершенствованию системы нормативно-правового регулирования в сфере оказания первой помощи и обучения оказанию первой помощи требуется координированное взаимодействие органов исполнительной власти и общественных организаций с непосредственным участием лиц, обладающих специальными познаниями и профессиональными навыками в правотворчестве. Одним из шагов в этом направлении стало создание решением Профильной комиссии Министерства здравоохранения РФ по направлению «Первая помощь» экспертных советов по совершенствованию различных направлений первой помощи с включением в их состав, наряду с членами профильной комиссии, представителей профессионального сообщества [81].
6. Coons SJ, Guy MC. Performing bystander CPR for sudden cardiac arrest: behavioral intentions among the general adult population in Arizona. Resuscitation. 2009;80(3):334-340. PMID: 19157675 https:// doi.org/10.1016/j.resuscitation.2008.11.024
7. Rajapakse R, Noc M, Kersnik J. Public knowledge of cardiopulmonary resuscitation in Republic of Slovenia. Wien Klin Wochenschr. 2010;122(23-24):667-672. PMID: 21132393 https://doi.org/10.1007/ s00508-010-1489-8
8. Chen M, Wang Y, Li X, Hou L, Wang Y, Liu J, et al. Public Knowledge and Attitudes towards Bystander Cardiopulmonary Resuscitation in China. BiomedRes Int. 2017;2017:3250485. PMID: 28367441 https://doi. org/10.1155/2017/3250485
9. Birkun A, Kosova Y. Social attitude and willingness to attend cardiopulmonary resuscitation training and perform resuscitation in the Crimea. World J Emerg Med. 2018;9(4):237-248. PMID: 30181790 https://doi.org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.04.001
10. Hasselqvist-Ax I, Riva G, Herlitz J, Rosenqvist M, Hollenberg J, Nordberg P, et al. Early cardiopulmonary resuscitation in out of hospital cardiac arrest. N Engl J Med. 2015;372:2307-2315. PMID: 26061835 https://doi. org/10.1056/NEJMoa1405796
11. Malta Hansen C, Kragholm K, Pearson DA, Tyson C, Monk L, Myers B, et al. Association of Bystander and First-Responder Intervention
With Survival After Out-of-Hospital Cardiac Arrest in North Carolina, 2010-2013. JAMA. 2015;314(3):255-264. PMID: 26197186 https://doi. org/10.1001/jama.2015.7938
12. Finn JC, Bhanji F, Lockey A, Monsieurs K, Frengley R, Iwami T, et al. Part 8: Education, implementation, and teams: 2015 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science with Treatment Recommendations. Resuscitation. 2015 ;95: e203-224. PMID: 26477705 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.201 5.07.046
13. Weisfeldt ML, Sitlani CM, Ornato JP, Rea T, Aufderheide TP, Davis D, et al. Survival after application of automatic external defibrillators before arrival of the emergency medical system: evaluation in the resuscitation outcomes consortium population of 21 million. J Am Coll Cardiol. 2010;55(16):1713-1720. PMID: 20394876 https://doi. org/10.1016/j.jacc.2009.11.077
14. Blom MT, Beesems SG, Homma PC, Zijlstra JA, Hulleman M, van Hoeijen DA, et al. Improved survival after out-of-hospital cardiac arrest and use of automated external defibrillators. Circulation. 2014;130(21):1868-1875. PMID: 25399395 https://doi.org/10.1161/CI RCULATI0NAHA.114.010905
15. Song KJ, Shin SD, Park CB, Kim JY, Kim DK, Kim CH, et al. Dispatcherassisted bystander cardiopulmonary resuscitation in a metropolitan city: A before-after population-based study. Resuscitation. 2014;85(1):34-41. PMID: 23792111 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2013.06.004
16. Friesen J, Patterson D, Munjal K. Cardiopulmonary Resuscitation in Resource-limited Health Systems-Considerations for Training and Delivery. Prehosp Disaster Med. 2015;30(1):97-101. PMID: 25407562 https://doi.org/10.1017/S1049023X14001265
17. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862 [Дата обращения: 16 февраля 2021 г.].
18. Бояринцев В.В., Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю., Левинсон Т.В., Неудахин Г.В., Пахомов П.В., и др. Первая помощь: кровотечения. Воронеж: Научная книга; 2013.
19. Закурдаева А.Ю., Дежурный Л.И. Правовые аспекты оказания первой помощи медицинскими работниками. Медицинское право: теория и практика. 2018;1(7):25-31.
20. Дежурный Л.И., Кудрина В.Г., Закурдаева А.Ю. Проблемы нормативного регулирования оказания первой помощи в Российской Федерации. Медицинский вестник МВД. 2019;2(99):8-15.
21. Savastano S, Vanni V. Cardiopulmonary resuscitation in real life: the most frequent fears of lay rescuers. Resuscitation. 2011;82(5):568-571. PMID: 21333434 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2010.12.010
22. International Federation ofthe Red Cross and Red Crescent Societies. Law and first aid: Promoting and protecting life-saving action. Geneva: IFRC. 2015. URL: https://www.ifrc.org/Global/Photos/Secretariat/201506/Fir st%20Aid%20Law%20Advocacy%20Report%20(final).pdf [Дата обращения 16 февраля 2021].
23. Sajithkumar P, Ratna P. Bystander CPR during out-of-hospital cardiac arrest among patients brought to emergency department. IOSR JNHS. 2015;3(4):43-45. https://doi.org/10.9790/1959-04344345
24. Дежурный Л.И., Лысенко К.И., Батурин Д.И. Роль оказания первой помощи пострадавшим в предотвращении преждевременной смертности в России. Социальные аспекты здоровья населения. 2011;2(18):21.
25. The Dan Legal Network. The Good Samaritan Law across Europe. URL: https://www.daneurope.org/c/document_library/get_ file?uuid=c09228f3-a745-480b-9549-d9fc8bbbd535&groupId=10103 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
26. Matt SB. Good Samaritan laws: Will I be protected if I help? Nurse Pract. 2018;43(3):52-54. PMID: 29438189 https://doi.org/10.1097/01. NPR.0000530216.62772.19
27. Gulam H, Devereux J. A brief primer on Good Samaritan law for health care professionals. Aust Health Rev. 2007;31(3):478-482. PMID: 17669072 https://doi.org/10.1071/ah070478
28. Good Samaritan Act [RSBC 1996]. Chapter 172. Victoria, British Columbia, Canada. URL: http://www.bclaws.ca/EPLibraries/bclaws_ new/document/ID/freeside/00_96172_01 [Дата обращения 09 апреля, 2020].
29. Global Times. A new law in China protects people who help others from being civilly liable. 2017. URL: http://www.globaltimes.cn/ content/1072095.shtml [Дата обращения 09 апреля 2020 г.].
30. Son JW, Ryoo HW, Moon S, Kim JY, Ahn JY, Park JB, et al. Association between public cardiopulmonary resuscitation education and the willingness to perform bystander cardiopulmonary resuscitation: a metropolitan citywide survey. Clin Exp Emerg Med. 2017;4(2):80-87. PMID: 28717777 https://doi.org/10.15441/ceem.16.160
31. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
32. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34661 [Дата обращения 16 февраля 2021г.].
33. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_9027 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
34. Larsen MP, Eisenberg MS, Cummins RO, Hallstrom AP. Predicting survival from out-of-hospital cardiac arrest: a graphic model. Ann Emerg Med. 1993;22(11):1652-1658. PMID: 8214853 https://doi.org/10.1016/ s0196-0644(05)81302-2
35. Krischer JP, Fine EG, Davis JH, Nagel EL. Complications of cardiac resuscitation. Chest. 1987;92(2): 287-291. PMID: 3608599 https://doi. org/10.1378/chest.92.2.287
36. White L, Rogers J, Bloomingdale M, Fahrenbruch C, Culley L, Subido C, et al. Dispatcher-assisted cardiopulmonary resuscitation: risks for patients not in cardiac arrest. Circulation. 2010;121(1):91-97. PMID: 20026780 https://doi.org/10.1161/CIRCULATI0NAHA.109.872366
37. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ф3. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121895 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
38. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_72806 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
39. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_200506 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
40. Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22716 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
41. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
42. Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&prevDoc=102056733&backlink=1&&nd=102053637 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
43. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://base. garant.ru/72005502 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
44. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_6300 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
45. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
46. Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 113763 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
47. Федеральный закон от 22.08.1995№ 151-ФЗ «Обаварийно-спасательных службах и статусе спасателей». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7746 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
48. Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». URL: http://base.garant.ru/189082 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
49. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15281 [Дата обращения 16 февраля 2021г.].
50. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709 [Дата обращения 16 февраля 2021г.].
51. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 [Дата обращения 16 февраля 2021г.].
52. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385 [Дата обращения 16 февраля 2021г.].
53. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_349314 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
54. Böttiger BW, Van Aken H. Kids save lives-Training school children in cardiopulmonary resuscitation worldwide is now endorsed by the
World Health Organization (WHO). Resuscitation. 2015;94:A5-7. PMID: 26209417 https://doi.Org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.005
55. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5295 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
56. Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». URL: http://base.garant. ru/12132351 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
57. Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны». URL: http://base.garant.ru/182661 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
58. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165639 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
59. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2015 № 486 «Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». URL: http://base.garant.ru/71174220 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
60. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.03.2018 № 161 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». URL: http://base.garant.ru/71942062 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
61. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
62. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_40987 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
63. Учебно-методический комплекс по первой помощи. URL: https:// mednet.ru/umk [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
64. Woollard M, Whitfield R, Newcombe RG, Colquhoun M, Vetter N, Chamberlain D. Optimal refresher training intervals for AED and CPR skills: a randomised controlled trial. Resuscitation. 2006;71(2):237-247. PMID: 17010497 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2006.04.005
65. Greif R, Lockey AS, Conaghan P, Lippert A, De Vries W, Monsieurs KG, et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 10. Education and implementation of resuscitation. Resuscitation. 2015;95:288-301. PMID: 26477418 https://doi. org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.032
66. Cave DM, Aufderheide TP, Beeson J, Ellison A, Gregory A, Hazinski MF, et al. Importance and Implementation of Training in Cardiopulmonary Resuscitation and Automated External Defibrillation in Schools: A Science Advisory From the American Heart Association. Circulation. 2011;123(6):691-706. PMID: 21220728 https://doi.org/10.1161/ cir.0b013e31820b5328
67. Berger S. How to develop and execute a public health agenda: From grass roots to legislation. Cardiol Young. 2017;27(S1):S101-S103. PMID: 28084965 https://doi.org/10.1017/S1047951116002316
68. Kanstad BK, Nilsen SA, Fredriksen K. CPR knowledge and attitude to performing bystander CPR among secondary school students in Norway. Resuscitation. 2011;82(8):1053-1059. PMID: 21531067 https:// doi.org/10.1016/j.resuscitation.2011.03.033
REFERENCES
1. Perkins GD, Handley AJ, Koster RW, Castren M, Smyth MA, Olasveengen T, et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 2. Adult basic life support and automated external defibrillation. Resuscitation. 2015;95:81-99. https://doi.org/10.1016/ j.resuscitation.2015.07.015
2. Ge Y, Cai M, Sun K, Li X, Jiang L, Lu Y. The current status analysis of bystander-initiated cardiopulmonary resuscitation for out-of-hospital cardiac arrest. Chinese Journal of Critical Care Medicine. 2015;5:477-480.
3. Ong ME, Shin SD, De Souza NN, Tanaka H, Nishiuchi T, Song KJ, et al. Outcomes for out-of-hospital cardiac arrests across 7 countries in Asia: The Pan Asian Resuscitation Outcomes Study (PAROS). Resuscitation. 2015;96:100-108. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.026
4. Krishna CK, Showkat HI, Taktani M, Khatri V. Out of hospital cardiac arrest resuscitation outcome in North India - CARO study. World J Emerg Med. 2017;8(3):200-205. https://doi.org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2017.03.007
5. Birkun A, Frolova L. Introducing the Crimean Out-of-Hospital Cardiac Arrest and Resuscitation Registry (COHCARR): rationale, design and 6-month baseline data. Journal Resuscitatio Balcanica. 2019;14:198-205. https://doi.org/10.5937/JRB1914198B
69. Wissenberg M, Lippert FK, Folke F, Weeke P, Hansen CM, Christensen EF, et al. Association of national initiatives to improve cardiac arrest management with rates of bystander intervention and patient survival after out-of-hospital cardiac arrest. JAMA. 2013;310(13):1377-1384. PMID: 24084923 https://doi.org/10.1001/jama.2013.278483
70. Semeraro F, Wingen S, Schroeder DC, Ecker H, Scapigliati A, Ristagno G, et al. KIDS SAVE LIVES-Three years of implementation in Europe. Resuscitation. 2018;131:e9-e11. PMID: 30098386 https://doi. org/10.1016/j.resuscitation.2018.08.008
71. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
72. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos. php?id=sred [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
73. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_ fgos.php?id=nach [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
74. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: https://fgosreestr.ru/registry/ %d0%bf%d0%be%d0%be%d0%bf_%d0%be%d0%be%d0%be_06-02-
2020 [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
75. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
76. Aufderheide T, Hazinski MF, Nichol G, Steffens SS, Buroker A, McCune R, et al. Community lay rescuer automated external defibrillation programs: key state legislative components and implementation strategies: a summary of a decade of experience for healthcare providers, policymakers, legislators, employers, and community leaders from the American Heart Association Emergency Cardiovascular Care Committee, Council on Clinical Cardiology, and Office of State Advocacy. Circulation. 2006;113(9):1260-1270. PMID: 16415375 https:// doi.org/10.1161/CIRCULATI0NAHA.106.172289
77. Bahr J, Bossaert L, Handley A, Koster R, Vissers B, Monsieurs K. AED in Europe. Report on a survey. Resuscitation. 2010;81(2):168-174. PMID: 19926193 https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2009.10.017
78. Mitamura H. Public access defibrillation: advances from Japan. Nat Clin Pract CardiovascMed. 2008;5(11):690-692. PMID: 18779832 https://doi. org/10.1038/ncpcardio1330
79. Законопроект № 466977-7 О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов). URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/466977-7#bh_histras [Дата обращения 16 февраля
2021 г.].
80. Кучеренко В., Гаркави А., Кавалерский М. Готовность населения к оказанию первой помощи при ДТП. Врач. 2009;12:82.
81. Протокол проведения заседания профильной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации по направлению «Первая помощь» от 17-22.07.2020. URL: http://allfirstaid.ru/system/files/ protokol_22.07.2020.pdf [Дата обращения 16 февраля 2021 г.].
6. Coons SJ, Guy MC. Performing bystander CPR for sudden cardiac arrest: behavioral intentions among the general adult population in Arizona. Resuscitation. 2009;80(3):334-340. https://doi.org/10.1016/j.resuscitati on.2008.11.024
7. Rajapakse R, Noc M, Kersnik J. Public knowledge of cardiopulmonary resuscitation in Republic of Slovenia. Wiener Klinische Wochenschrif. 2010;122:667-672.
8. Chen M, Wang Y, Li X, Hou L, Wang Y, Liu J, et al. Public Knowledge and Attitudes towards Bystander Cardiopulmonary Resuscitation in China. Biomed Res Int. 2017;2017:3250485. https://doi. org/10.1155/2017/3250485
9. Birkun A, Kosova Y. Social attitude and willingness to attend cardiopulmonary resuscitation training and perform resuscitation in the Crimea. World J Emerg Med. 2018;9(4):237-248. https://doi. org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.04.001
10. Hasselqvist-Ax I, Riva G, Herlitz J, Rosenqvist M, Hollenberg J, Nordberg P, et al. Early cardiopulmonary resuscitation in out of hospital cardiac arrest. N Engl J Med. 2015;372:2307-2315. https://doi. org/10.1056/NEJMoa1405796
11. Malta Hansen C, Kragholm K, Pearson DA, Tyson C, Monk L, Myers B, et al. Association of Bystander and First-Responder Intervention With Survival After Out-of-Hospital Cardiac Arrest in North Carolina, 2010-2013. JAMA. 2015;314(3): 255-264. https://doi.org/10.1001/ jama.2015.7938
12. Finn JC, Bhanji F, Lockey A, Monsieurs K, Frengley R, Iwami T, et al. Part 8: Education, implementation, and teams: 2015 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science with Treatment Recommendations. Resuscitation. 2015 ;95: e203-224. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.046
13. Weisfeldt ML, Sitlani CM, Ornato JP, Rea T, Aufderheide TP, Davis D, et al. Survival after application of automatic external defibrillators before arrival of the emergency medical system: evaluation in the resuscitation outcomes consortium population of 21 million. J Am Coll Cardiol. 2010;55(16):1713-1720. https://doi.org/10.1016/j.jacc.2009.11.077
14. Blom MT, Beesems SG, Homma PC, Zijlstra JA, Hulleman M, van Hoeijen DA, et al. Improved survival after out-of-hospital cardiac arrest and use of automated external defibrillators. Circulation. 2014;130(21):1868-1875. https://doi.org/10.1161/CIRCULATI0NAHA.114.010905
15. Song KJ, Shin SD, Park CB, Kim JY, Kim DK, Kim CH, et al. Dispatcherassisted bystander cardiopulmonary resuscitation in a metropolitan city: A before-after population-based study. Resuscitation. 2014;85:34-41. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2013.06.004
16. Friesen J, Patterson D, Munjal K. Cardiopulmonary Resuscitation in Resource-limited Health Systems-Considerations for Training and Delivery. Prehosp Disaster Med. 2015;30(1):97-101. https://doi. org/10.1017/S1049023X14001265
17. PrikazMinzdravsotsrazvitiyaRossiiot04.05.2012No477n "Obutverzhdenii perechnya sostoyaniy, pri kotorykh okazyvaetsya pervaya pomoshch, i perechnya meropriyatiy po okazaniyu pervoy pomoshchi". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862 [Accessed April 09, 2020] (In Russ.).
18. Boyarintsev VV., Dezhurny LI, Zakurdaeva AYu, Levinson TV, Neudakhin GV, Pakhomov PV, et al. In: Dezhurny LI, Boyarintsev VV (eds.). First aid: Bleedings. Voronezh: Nauchnaya kniga Publ.; 2013. (In Russ.).
19. Zakurdaeva AYu, Dezhurny LI. Legal aspects of first aid providing by medical workers. Medical Law: Theory And Practice. 2018;1(7):25-31. (In Russ.)
20. Dezhurniy L., Kudrina V., Zakurdayeva A. Problems of the statutory regulation of first aid treatment in the Russian Federation. MIA Medical Bulletin. 2019;2(99):8-15. (In Russ.)
21. Savastano S, Vanni V. Cardiopulmonary resuscitation in real life: the most frequent fears of lay rescuers. Resuscitation. 2011;82(5):568-571. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2010.12.010
22. International Federation of the Red Cross and Red Crescent Societies. Law and first aid: Promoting and protecting life-saving action. Geneva: IFRC. 2015. Available at: https://www.ifrc.org/Global/Photos/ Secretariat/201506/First%20Aid%20Law%20Advocacy%20Report%20(f inal).pdf [Accessed April 09, 2020].
23. Sajithkumar P, Ratna P. Bystander CPR during out-of-hospital cardiac arrest among patients brought to emergency department. IOSR Journal of Nursing and Health Science. 2015;3(4):43-45.
24. Dezhurny L, Lysenko K, Baturin D. The role of unprofessional emergency aid to a victim in avoiding untimely death in Russia. Social Aspects of Population Health. 2011;2(18):21. (In Russ.).
25. The Dan Legal Network. The Good Samaritan Law across Europe. Available at: https://www.daneurope.org/c/document_library/get_ file?uuid=c09228f3-a745-480b-9549-d9fc8bbbd535&groupId=10103 [Accessed April 09, 2020].
26. Matt SB. Good Samaritan laws: Will I be protected if I help? Nurse Pract. 2018;43(3):52-54. https://doi.org/10.1097/01. NPR.0000530216.62772.19
27. Gulam H, Devereux J. A brief primer on Good Samaritan law for health care professionals. Aust Health Rev. 2007;31(3):478-482. https://doi. org/10.1071/ah070478
28. Good Samaritan Act [RSBC1996]. Chapter 172. Victoria, British Columbia, Canada. Available at: http://www.bclaws.ca/EPLibraries/bclaws_new/ document/ID/freeside/00_96172_01 [Accessed April 09, 2020].
29. Global Times. A new law in China protects people who help others from being civilly liable. 2017. Available at: http://www.globaltimes. cn/content/1072095.shtml [Accessed April 09, 2020].
30. Son JW, Ryoo HW, Moon S, Kim JY, Ahn JY, Park JB, et al. Association between public cardiopulmonary resuscitation education and the willingness to perform bystander cardiopulmonary resuscitation: a metropolitan citywide survey. Clin Exp Emerg Med. 2017;4(2):80-87. https://doi.org/10.15441/ceem.16.160
31. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.1996No 63-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
32. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 No 195-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
33. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 No 14-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9027 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
34. Larsen MP, Eisenberg MS, Cummins RO, Hallstrom AP. Predicting survival from out-of-hospital cardiac arrest: a graphic model. Annals of Emergency Medicine. 1993;22(11):1652-1658. https://doi.org/10.1016/ s0196-0644(05)81302-2
35. Krischer JP, Fine EG, Davis JH, Nagel EL. Complications of cardiac resuscitation. Chest. 1987;92(2): 287-291.
36. White L, Rogers J, Bloomingdale M, Fahrenbruch C, Culley L, Subido C, et al. Dispatcher-assisted cardiopulmonary resuscitation: risks for patients not in cardiac arrest. Circulation. 2010;121(1):91-97. https:// doi.org/10.1161/CIRCULATI0NAHA.109.872366
37. Federal'nyy zakon "Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii" ot 21.11.2011 No 323-FZ. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121895 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
38. Ukaz Prezidenta RF ot 10.11.2007 No 1495 "Ob utverzhdenii obshchevoinskikh ustavov Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii" (vmeste s "Ustavom vnutrenney sluzhby Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii", "Distsiplinarnym ustavom Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii", "Ustavom garnizonnoy i karaul'noy sluzhb Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii"). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_72806 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
39. Federal'nyy zakon ot 03.07.2016 No 226-FZ "O voyskakh natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_200506 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
40. Federal'nyy zakon ot 14.04.1999 No 77-FZ "O vedomstvennoy okhrane". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 22716 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
41. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 No 3-FZ "O politsii". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
42. Ukaz Prezidenta RF ot 15.06.1998 No 711 "O dopolnitel'nykh merakh po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya" (vmeste s "Polozheniem o Gosudarstvennoy inspektsii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii"). Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&prevDoc=102056733&backlink=1&&nd=102053637 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
43. Federal'nyy zakon ot 03.08.2018No 289-FZ "O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii". Available at: https://base.garant.ru/72005502 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
44. Federal'nyy zakon ot 03.04.1995 No 40-FZ "O federal'noy sluzhbe bezopasnosti". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_6300 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
45. Federal'nyy zakon ot 21.12.1994 No 69-FZ "O pozharnoy bezopasnosti". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
46. Federal'nyy zakon ot 06.05.2011 No 100-FZ "O dobrovol'noy pozharnoy okhrane". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_113763 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
47. Federal'nyy zakon ot 22.08.1995 No 151-FZ "Ob avariyno-spasatel'nykh sluzhbakh i statuse spasateley". Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_7746 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
48. Prikaz MChS RF ot 23.12.2005 No 999 "Ob utverzhdenii Poryadka sozdaniya neshtatnykh avariyno-spasatel'nykh formirovaniy". Available at: http://base.garant.ru/189082 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
49. Federal'nyy zakon ot 21.07.1997 No 118-FZ "Ob organakh prinuditel'nogo ispolneniya Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_15281 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
50. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 No 1090 "O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya" (vmeste s "Osnovnymi polozheniyami po dopusku transportnykh sredstv k ekspluatatsii i obyazannosti dolzhnostnykh lits po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya"). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
51. "Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii" ot 30.12.2001 No 197-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34683 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
52. Zakon RF ot 11.03.1992 No 2487-1 "O chastnoy detektivnoy i okhrannoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
53. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.04.2020 No 417 "Ob utverzhdenii Pravil povedeniya, obyazatel'nykh dlya ispolneniya grazhdanami i organizatsiyami, pri vvedenii rezhima povyshennoy gotovnosti ili chrezvychaynoy situatsii". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_349314 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
54. Bottiger BW, Van Aken H. Kids save lives - Training school children in cardiopulmonary resuscitation worldwide is now endorsed by the World Health Organization (WHO). Resuscitation. 2015;94:A5-7. https://doi. org/10.1016/j.resuscitation.2015.07.005
55. Federal'nyy zakon ot 21.12.1994 № 68-FZ "O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5295 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
56. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2003 No 547 "O podgotovke naseleniya v oblasti zashchity ot chrezvychaynykh situatsiy prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera". Available at: http://base.garant.ru/12132351 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
57. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.11.2000 No 841 "Ob utverzhdenii Polozheniya o podgotovke naseleniya v oblasti grazhdanskoy oborony". Available at: http://base.garant.ru/182661 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
58. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.12.2013 No 1408 "Ob utverzhdenii primernykh programm professional'nogo obucheniya voditeley transportnykh sredstv sootvetstvuyushchikh kategoriy i podkategoriy". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 165639 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
59. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12.05.2015 No 486 "Ob utverzhdenii primernykh programm perepodgotovki voditeley transportnykh sredstv sootvetstvuyushchikh kategoriy i podkategoriy". Available at: http://base.garant.ru/71174220 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
60. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 01.03.2018 No 161 "Ob utverzhdenii primernykh programm povysheniya kvalifikatsii voditeley transportnykh sredstv sootvetstvuyushchikh kategoriy i podkategoriy". Available at: http://base.garant.ru/71942062 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
61. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 No 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
62. Postanovlenie Mintruda Rossii, Minobrazovaniya Rossii ot 13.01.2003 No 1/29 "Ob utverzhdenii Poryadka obucheniya po okhrane truda i proverki znaniy trebovaniy okhrany truda rabotnikov organizatsiy". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40987 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
63. Uchebno-metodicheskiy kompleks po pervoy pomoshchi. Available at: https://mednet.ru/umk [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
64. Woollard M, Whitfield R, Newcombe RG, Colquhoun M, Vetter N, Chamberlain D. Optimal refresher training intervals for AED and CPR skills: a randomised controlled trial. Resuscitation. 2006;71(2):237-47. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation.2006.04.005
65. Greif R, Lockey AS, Conaghan P, Lippert A, De Vries W, Monsieurs KG, et al. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 10. Education and implementation of resuscitation. Resuscitation. 2015;95:288-301. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation .2015.07.032
66. Cave DM, Aufderheide TP, Beeson J, Ellison A, Gregory A, Hazinski MF, et al. Importance and Implementation of Training in Cardiopulmonary Resuscitation and Automated External Defibrillation in Schools: A Science Advisory From the American Heart Association. Circulation. 2011;123(6):691-706. https://doi.org/10.1161/cir.0b013e31820b5328
67. Berger S. How to develop and execute a public health agenda: From grass roots to legislation. Cardiol Young. 2017;27(S1):S101-S103. https://doi.org/10.1017/S1047951116002316
68. Kanstad BK, Nilsen SA, Fredriksen K. CPR knowledge and attitude to performing bystander CPR among secondary school students in Norway. Resuscitation. 2011;8(82):1053-1059. https://doi.org/10.1016/ j.resuscitation.2011.03.033
69. Wissenberg M, Lippert FK, Folke F, Weeke P, Hansen CM, Christensen EF, et al. Association of national initiatives to improve cardiac arrest management with rates of bystander intervention and patient survival after out-of-hospital cardiac arrest. JAMA. 2013;310(13):1377-1384. https://doi.org/10.1001/jama.2013.278483.
70. Semeraro F, Wingen S, Schroeder DC, Ecker H, Scapigliati A, Ristagno G, et al. KIDS SAVE LIVES-Three years of implementation in Europe. Resuscitation. 2018;131:e9-e11. https://doi.org/10.1016/j.resuscitation .2018.08.008
71. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010g. No 1897 "Ob utverzhdenii federal'nogogosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya". Available at: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
72. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. No 413 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya". Available at: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_ fgos.php?id=sred [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
73. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 oktyabrya 2009 g. No 373 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya". Available at: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_ fgos.php?id=nach [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
74. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya. Available at: https://fgosreestr.ru/registry/ %d0%bf%d0%be%d0%be%d0%bf_%d0%be%d0%be%d0%be_06-02-2020 [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
75. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obshchego obrazovaniya. Available at: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
76. Aufderheide T, Hazinski MF, Nichol G, Steffens SS, Buroker A, McCune R, et al. Community lay rescuer automated external defibrillation programs: key state legislative components and implementation strategies: a summary of a decade of experience for healthcare providers, policymakers, legislators, employers, and community leaders from the American Heart Association Emergency Cardiovascular Care Committee, Council on Clinical Cardiology, and Office of State Advocacy. Circulation. 2006;113(9):1260-1270. https://doi.org/10.1161/ CIRCULATI0NAHA.106.172289
77. Bahr J, Bossaert L, Handley A, Koster R, Vissers B, Monsieurs K. AED in Europe. Report on a survey. Resuscitation. 2010;81(2):168-174. https:// doi.org/10.1016/j.resuscitation.2009.10.017
78. Mitamura H. Public access defibrillation: advances from Japan. Nat Clin Pract Cardiovasc Med. 2008;5(11):690-692. https://doi.org/10.1038/ ncpcardio1330
79. ZakonoproektNo466977-7 O vnesenii izmeneniya v stat'yu 31 Federal'nogo zakona "Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii" (v chasti okazaniya pervoy pomoshchi s ispol'zovaniem avtomaticheskikh naruzhnykh defibrillyatorov). Available at: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/466977-7#bh_histras [Accessed April 09, 2020]. (In Russ.).
80. Kucherenko V, Garkavi A, Kavalersky M. First aid readiness in the population at a road traffic accident. Vrach. 2009;12:82. (In Russ.).
81. Protokol provedenija zasedanija profil'noj komissii Ministerstva zdravoohranenijaRossijskoj Federacii po napravleniju "Pervaja pomoshh'" ot 17-22.07.2020. Available at: http://allfirstaid.ru/system/files/ protokol_22.07.2020.pdf [Accessed October 21, 2020].
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Биркун Алексей Алексеевич кандидат медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии-реаниматологии и скорой
медицинской помощи Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»;
https//orcid.org/0000-0002-2789-9760, [email protected];
60%: определение концепции и дизайна работы; сбор, анализ и интерпретация данных; написание и редактирование текста рукописи
Дежурный Леонид Игоревич доктор медицинских наук, главный научный сотрудник ФГБУ «ЦНИИОИЗ», главный внештатный
специалист по первой помощи Минздрава России; https//orcid.org/0000-0003-2932-1724, [email protected];
40%: сбор, анализ и интерпретация данных; написание и редактирование текста рукописи Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Legal and Regulatory Framework for Provision of First Aid and Education in First Aid in Out-of-Hospital Cardiac Arrest AA. Birkun1 * L.I. Dezhurny2
Department of Anesthesiology, Resuscitation and Emergency Medicine
1 S.I. Georgiyevsky Medical Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University 5/7 Lenina Blvd, Simferopol, 295006, Russian Federation
2 Central Research Institute for Organization and Informatization of Health Care of the Ministry of Health of the Russian Federation 11 Dobrolyubova St., Moscow, 127254, Russian Federation
* Contacts: Aleksey A. Birkun, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor at the Department of Anesthesiology, Resuscitation and Emergency Medicine, S.I. Georgiyevsky Medical Academy V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Email: [email protected]
ABSTRACT The likelihood of life recovery in out-of-hospital cardiac arrest (OHCA) critically depends on the speed of providing care. Basic bystander cardiopulmonary resuscitation in case of OHCA and automatic external defibrillation greatly increase the chances of survival. To ensure a high level of readiness of the population to provide first aid (FA), effective legal regulation is required. The article presents the results of a comprehensive analysis of the current regulatory legal acts of the Russian Federation governing the provision of FA in case of OHCA, as well as domestic and foreign scientific publications dedicated to legal support in the field of FA. In particular, the issues of protection of persons providing FA from legal liability in case of harm to the victim are discussed, the obligations established by the legislation to provide FA and train FA, suggestions are made to optimize the relevant legal framework in order to increase the efficiency of first aid for OHCA and reduce mortality from OHCA in Russia.
Keywords cardiac arrest, first aid, cardiopulmonary resuscitation, training, legislation, law, liability, responsibilities, motivation
For citatic Birkun AA, Dezhurny LI. Legal and Regulatory Framework for Provision of First Aid and Education in First Aid in Out-of-Hospital Cardiac Arrest. Russian
Sklifosovsky Journal of Emergency Medical Care. 2021;10(1):141-152. https://doi.org/10.23934/2223-9022-2021-10-1-141-152 (in Russ.)
Conflict of interes Authors declare lack of the conflicts of interests
Acknowledgments, sponsorshi| The study had no sponsorship
Affiliations
Aleksei A. Birkun Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Anaesthesiology, Resuscitation and Emergency
Medicine, Medical Academy named after S.I. Georgievsky of V.I. Vernadsky Crimean Federal University; https://orcid. org/0000-0002-2789-9760, [email protected];
60%, defining the concept and design of the work; collection, analysis and interpretation of data; writing and editing the text of the manuscript
Leonid I. Dezhurny
Doctor of Medical Sciences, Chief Researcher of the Central Research Institute for Health Organization and Information System Development, Principal non-staff specialist in first aid of the Ministry of Health of the Russian Federation; https:// orcid.org/0000-0003-2932-1724, [email protected];
40%, collection, analysis and interpretation of data; writing and editing the text of the manuscript
Received on 25.04.2020 Review completed on 08.09.2020 Accepted on 21.12.2020
Поступила в редакцию 25.04.2020 Рецензирование завершено 08.09.2020 Принята к печати 21.12.2020