Информация об авторах:
Балтахинова Марина Егоровна - заведующий кабинетом, 677010, г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 4 км, корпус С-2, e-mail:[email protected], тел. (4112) 353275; Климова Татьяна Михайловна - к.м.н., руководитель группы, e-mail: [email protected]; Федорова Валентина Ивановна - к.м.н., с.н.с., e-mail: [email protected]; Кривошапкин Вадим Григорьевич - д.м.н., профессор, директор.
Information about the Authors:
Baltakhinova Marina Egorovna - head office, 677010, Yakutsk, Sergelyakhskoe Highway, 4 km, Building C-2, e-mail: [email protected], tel. (4112) 353275; Klimov Tatiana - MD, PhD, head of the group, e-mail: [email protected]; Fedorova Valentina - PhD, Senior Scientist, e-mail : [email protected];
Krivoshapkin Vadim G. - MD, PhD, Prof., director.
© АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., СОФРОНОВ О.Ю. - 2013 УДК 614.25:338.2
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА НА ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ
Татьяна Иннокентьевна Алексеевская, Олег Юрьевич Софронов (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)
Резюме. Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие переход службы Роспотребнадзора на принципы бюджетирования, ориентированные на результат. Показано, что совершенствование системы бюджетирования, ориентированное на результат в современных условиях является одним из основных механизмов обеспечения реализации ведомственных целевых программ и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты, бюджетирование, ориентированное на результат, органы и учреждения Роспотребнадзора.
LEGAL AND REGULATORY SUPPORT OF THE INTRODUCTION OF THE PBB IN THE AGENCIES AND INSTITUTIONS OF FEDERAL SERVICE ON CUSTOMERS' RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELL-BEING
T. I. Alekseevskaya, O.Y. Sofronov (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. In this article I analyzed legal acts and regulations, which regulated the introduction of performance-based budgeting principles to the agencies of Federal Service on Customers’ Rights Protection and Human Well-Being. I proved that in contemporary conditions the improvement of the system of performance-based budgeting was one of the main mechanisms for ensuring sanitary and epidemiological well - being of the population”.
Key words: legal acts and regulations, performance-based budgeting, agencies of Federal Service on Customers’ Rights Protection and Human Well-Being.
Институциональные изменения, произошедшие в РФ с переходом к рыночному типу экономики, привели к кардинальным изменениям в бюджетной и финансовой сферах. В этой связи актуальной становится задача обеспечения управляемости и подконтрольности государственных финансов, создания условий для использования их в качестве важнейшего фактора управления развитием страны.
Важным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является переход на принципы бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Именно БОР, меняет в корне не только все стадии бюджетного процесса, но и саму концепцию управления бюджетными расходами. Внедрение современных процедур БОР в деятельность органов и организаций Роспотребнадзора подразумевает наличие комплексной системы нормативно-правовых актов и методических документов.
Развитие нормативно-правового обеспечения по внедрению элементов БОР в деятельность учреждений Роспотребнадзора началось с проведения административной реформы по реорганизации госсанэпидслужбы в вопросах структуры службы, разделения функций и полномочий, планирования, финансирования, методах оценки эффективности и результативности деятельности.
В период с 2006 по 2008 г. происходило формирование первых методических подходов к внедрению БОР. Приказом Роспотребнадзора от 30.06.2006 г. №175 «О проведении региональных совещаний по переходу территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора на БОР” [1] были утверждены основные направления в развитии такие как: разработка административных регламентов, основанных на БОР; формирование методологических подходов по программно-
целевому планированию; переработка системы показателей результативности деятельности, порядок использования системы социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на конечный результат.
Развитию нормативно-правового обеспечения Роспотребнадзора способствовал приказ Роспотребнадзора от 31.07.2006 г. № 223 “О проведении X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей” [2]. Одним из направлений, рассмотренных на съезде стали вопросы, посвященные необходимости внедрения механизмов бюджетирования, ориентированного на конечный результат. Также обсуждались вопросы, касающиеся методов оценки экономической эффективности санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, и отмечалась их важность в деятельности учреждений.
Элементом дальнейшего развития нормативноправового обеспечения стал переход всех органов и учреждений Роспотребнадзора на новые подходы БОР [3].
Первые результаты функционирования новой системы БОР [4], выявили её недостатки, что в последующем обусловило появление новых нормативно-правовых и организационно-методических подходов к бюджетированию, ориентированному на результат в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора. Следствием этого стал переход учреждений [5] на строгое исполнение предлагаемых мероприятий системы БОР и внедрение такого самостоятельного инструмента программно-целевого управления как ведомственные целевые программы. В итоге учреждения Роспотребнадзора должны начать самостоятельно определять достаточность уровня госсанэпиднадзора на данной территории, выявлять проблемы и определять цели и задачи
по эффективному использованию бюджетных средств, направленных на оптимизацию затрат по исполнению государственных функций в установленной сфере деятельности. Таким образом, на данном этапе развития законодательной базы были созданы первые предпосылки к формированию внутриучрежденческого механизма саморегулирования.
Последующее развитие нормативно-правового обеспечения определило необходимость повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления органами и учреждениями Роспотребнадзора, что привело к появлению методических рекомендаций [6,7], которыми определяется комплекс мероприятий для современных методов расчета затрат при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат. Предложенные методические рекомендации впервые регламентировали деятельность новой системы БОР для практического применения. Но в них была предусмотрена только экономическая эффективность деятельности учреждений Роспотребнадзора. В целях совершенствования механизмов перехода на БОР были предложены новые тенденции в формировании БОР с учетом предыдущего этапа развития и сформирована методология бюджетирования, ориентированного на результат [8].
Решением текущих проблем стал приказ от 20.08.2007 г. №244 «О мерах по переходу на БОР» [9]. Данным приказом определялась достаточность уровня государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью эффективного использования бюджетных средств, а также выполнения мероприятий и планируемых результатов деятельности, предусмотренных ведомственными целевыми программами. Впоследствии был сформирован новый механизм финансирования деятельности Роспотребнадзора через ведомственные целевые программы, согласно которому определялся объем мероприятий. Для оценки эффективности применения новых нормативно-правовых актов [10] в организациях Роспотребнадзора, в ряде субъектов РФ осуществлялось пилотное внедрение БОР, согласно которому реализуются планы по его переходу, подготовлены проекты ведомственных целевых программ, проведены расчеты затрат финансовых средств на достижение индикативных показателей деятельности и проведено обучение специалистов по переходу на БОР.
Развитие управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обусловило появление методических рекомендаций [11,12,13], которыми был определен порядок применения данных социально-гигиенического мониторинга в планировании работы, реализации ведомственных целевых программ и оценке деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат. Так, был установлен механизм в определении объема плановых мероприятий со-
гласно результатам социально-гигиенического мониторинга в конкретном субъекте Федерации. Однако, применение данных методических подходов не предусматривало выплат специалистам за сложность и напряженность выполняемой работы. В связи с этим получила развитие тема, касающаяся новой системы оплаты труда в рамках реформирования БОР [14]. Впервые были предложены механизмы реализации новой системы оплаты труда в учреждениях Роспотребнадзора, касающиеся материального стимулирования специалистов данных учреждений, что в последующем дало возможность определять характер и объем стимулирующих надбавок.
Реформы, связанные с обеспечением санитарноэпидемиологического благополучия населения, привели к появлению методических рекомендаций [11,12,13,15]. В данных нормативно-правовых документах были сформированы новые методологические подходы в обеспечении санитарноэпидемиологического благополучия населения [16]. Так, исходя из данных социально-гигиенического мониторинга, стал определяться объем проводимых мероприятий, и оцениваться эффективность выполнения ведомственных целевых программ.
В целях реализации административной и бюджетной реформ, подготовки проектов перспективного финансового планирования, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования продолжилась реализация ведомственных целевых программ. Результаты этих программ отражены в нормативноправовых актах [17,18], согласно которым обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия должно производиться с учетом методов «затраты-выгоды» и «затраты-эффективность», а экономическая эффективность деятельности учреждений Роспотребнадзора определяется степенью воздействия на факторы риска здоровья населения.
Дальнейшее совершенствования ведомственных целевых программ определяет развитие БОР в 2012-2013 год[19].
Таким образом, анализируя нормативно-правовое обеспечение в целом, определены этапы в развитии системы БОР Вначале было постепенное внедрение системы БОР и накопление опыта, что способствовало формированию методических подходов. Вторым этапом определена достаточность уровня государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью эффективного использования бюджетных средств. Итогом стало развитие управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения через развитие ведомственных целевых программ. Актуальными остаются вопросы реформирования и модернизации системы бюджетирования, ориентированного на результат, как современного механизма, обеспечивающего влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Роспотребнадзора от 30.06.2006 г. № 175 «О проведении региональных совещаний по переходу территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора на БОР».
2. Приказ Роспотребнадзора от 31.07.2006 г. № 223 «О проведении X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей».
3. Приказ Роспотребнадзора от 20.09.2006 г. № 321 «Об утверждении основных направлений деятельности службы Роспотребнадзора на 2007 год».
4. Приказ Роспотребнадзора от 30.11.2006 г. № 381 «О проведении семинара по обмену опытом в г. Вологде».
5. Письмо Роспотребнадзора от 7.12.2006 г. № 0100/1304106-32 «О совершенствовании деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по переходу на БОР».
6. Методические рекомендации МР 5.1.2133-06 (утв.
9.10.2006 г.) «БОР в рамках среднесрочного финансового планирования в службе Роспотребнадзора».
7. Методические рекомендации МР 5.1.2134-06 (утв.
9.10.2006 г.) «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на БОР».
8. Приказ Роспотребнадзора от 25.04.2007 г. № 120 «О проведении семинара по обмену опытом в г. Вологде».
9. Приказ Ропотребнадзора от 20.08.2007 г. № 244 «О мерах по переходу на БОР».
10. Письмо Роспотребнадзора (от 4.08.2008 г. № 01/83428-32 «О результатах проверок органов и организаций Роспотребнадзора по переходу на БОР».
11. Приказ Роспотребнадзора от 29.09.2008 г. № 342 «Об утверждении и внедрении методических рекомендаций по социально-гигиеническому мониторингу».
12. Приказ Роспотребнадзора от 3.10.2008 г. № 355 «Об утверждении методических рекомендаций (система оценки деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора)».
13. Приказ Роспотребнадзора от 10.10.2008 г. №368 «Об утверждении методических рекомендаций (примерные нормативы деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в условиях бюджетирования, ориентированного на результат».
14. Приказ Роспотребнадзора от 21.07.2008 г. № 247 «О проведении методических семинаров по введению новой системы оплаты труда и совершенствованию БОР в учреждениях Роспотребнадзора».
15. Приказ Роспотребнадзора от 23.10.2008 г. № 397 «Об утверждении основных направлений деятельности учреждений Роспотребнадзора на 2009 год».
16. Приказ Роспотребнадзора от 29.09.2008 г. № 342 «Об утверждении и внедрении методических рекомендаций по СГМ».
17. Письмо Роспотребнадзора от 21.06.2010 г. № 01/9144-
0-32 «Об анализе Докладов о результатах и основных направлениях деятельности, реализации ВЦП органов и организаций Роспотребнадзора».
18. Методические рекомендации (МР 5.1.0030-11 от 31.07.2011 г.) «К экономической оценке и обоснованию ре-
шений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания».
19. Приказ Роспотребнадзора от 20.10.2011 г. № 791«Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2012 год».
REFERENCES
1. Prikaz Rospotrebnadzora ot 30.06.2006 g. № 175 «O provedenii regional'ny'x soveshhanij po perexodu territorial'ny'x organov i uchrezhdenij Rospotrebnadzora na BOR». (in Russian).
2. Prikaz Rospotrebnadzora ot 31.07.2006 g. № 223 «O provedenii x vserossijskogo sezda gigienistov i sanitarny'x vrachej». (in Russian).
3. Prikaz Rospotrebnadzora ot 20.09.2006 g. № 321 «Ob utverzhdenii osnovny'x napravlenij deyatel'nosti sluzhby' Rospotrebnadzora na 2007 god». (in Russian).
4. Prikaz Rospotrebnadzora ot 30.11.2006 g. № 381 «O provedenii seminara po obmenu opy'tom v g. Vologde». (in Russian).
5. Pis'mo Rospotrebnadzora ot 7.12.2006 g. № 0100/1304106-32 «O sovershenstvovanii deyatel'nosti territorial'ny'x organov i organizacij Rospotrebnadzora po perexodu na BOR». (in Russian).
6. Metodicheskie rekomendacii mr 5.1.2133-06 (utv. 9.10.2006 g.) «BOR v ramkax srednesrochnogo finansovogo planirovaniya v sluzhbe Rospotrebnadzora». (in Russian).
7. Metodicheskie rekomendacii mr 5.1.2134-06 (utv. 9.10.2006 g.) «Sovremenny'e metody' rascheta zatrat pri perexode organov i organizacij Rospotrebnadzora na BOR». (in Russian).
8. Prikaz Rospotrebnadzora ot 25.04.2007 g. № 120 «O provedenii seminara po obmenu opy'tom v g. Vologde». (in Russian).
9. Prikaz Ropotrebnadzora ot 20.08.2007 g. № 244 «O merax po perexodu na BOR». (in Russian).
10. Pis'mo Rospotrebnadzora (ot 4.08.2008 g. n 01/8342-8-32 «O rezul'tatax proverok organov i organizacij Rospotrebnadzora po perexodu na BOR». (in Russian).
11. Prikaz rospotrebnadzora ot 29.09.2008 g. № 342 «Ob
utverzhdenii i vnedrenii metodicheskix rekomendacij po socialno-gigienicheskomu monitoringu». (in Russian).
12. Prikaz rospotrebnadzora ot 3.10.2008 g. № 355 «Ob utverzhdenii metodicheskix rekomendacij (sistema ocenki deyatel'nosti organov i uchrezhdenij Rospotrebnadzora)». (in Russian).
13. Prikaz Rospotrebnadzora ot 10.10.2008 g. № 368 «Ob utverzhdenii metodicheskix rekomendacij (primerny'e normativy' deyatel'nosti organov i organizacij Rospotrebnadzora v usloviyax byudzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat». (in Russian).
14. Prikaz Rospotrebnadzora ot 21.07.2008 g. №247 «O provedenii metodicheskix seminarov po vvedeniyu novoj sistemy' oplaty' truda i sovershenstvovaniyu bor v uchrezhdeniyax Rospotrebnadzora». (in Russian).
15. Prikaz Rospotrebnadzora ot 23.10.2008 g. №397 «Ob utverzhdenii osnovny'x napravlenij deyatel'nosti uchrezhdenij Rospotrebnadzora na 2009 god». (in Russian).
16. Prikaz Rospotrebnadzora ot 29.09.2008 g. № 342 «Ob utverzhdenii i vnedrenii metodicheskix rekomendacij po socialno-gigienicheskomu monitoringu». (in Russian).
17. Pis'mo Rospotrebnadzora ot 21.06.2010 g. № 01/9144-0-32 «Ob analize dokladov o rezul'tatax i osnovny'x napravleniyax deyatel'nosti, realizacii VCP organov i organizacij Rospotrebnadzora». (in Russian).
18. Metodicheskie rekomendacii (mr 5.1.0030-11 ot 31.07.2011 g.) «K e'konomicheskoj ocenke i obosnovaniyu reshenij v oblasti upravleniya riskom dlya zdorov'ya naseleniya pri vozdejstvii faktorov sredy' obitaniya». (in Russian).
19. Prikaz Rospotrebnadzora ot 20.10.2011 g. №791 «Ob utverzhdenii osnovny'x napravlenij deyatel'nosti Rospotrebnadzora, ego organov i organizacij na 2012 god». (in Russian).
Информация об авторах:
Алексеевская Татьяна Иннокентьевна - д.м.н., профессор кафедры, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Софронов Олег Юрьевич - аспирант, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1,
e-mail: [email protected]
Information About the Authors
Alekseevskaya Tatiana Innokentievna - MD, PhD, Professor, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania st., 1, e-mail: [email protected]; Sofronov Oleg Yu. - graduate student, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania st., 1, e-mail: [email protected]
© КОЖЕНКО М.А., ГЕЛЛЕР Л.Н., ГРАВЧЕНКО Л.А. - 2013 УДК: [618.1:615.37]:658.83
АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ИММУНОМОДУЛЯТОРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В КОМПЛЕКСНОЙ ФАРМАКОТЕРАПИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ
Мария Андреевна Коженко, Лев Николаевич Геллер, Лилиана Александровна Гравченко (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра управления
экономики и фармации, зав. - д.ф.н., проф. - Л.Н. Геллер)
Резюме. Иммуномодуляторы (ИМ) - лекарственные препараты (ЛП), обладающие иммунотропной активностью, в терапевтических дозах восстанавливающие иммунную систему. В ходе исследования нами установлена значительная востребованность врачами данных ЛП. С целью экспертной оценки уровня использования ассортимента ИМ, нами разработана специальная анкета для 18 врачей-экспертов (от 1 до 5 баллов). Как следует из результата анализа анкет, наибольшее предпочтение респонденты отдают следующим ИМ ЛП: генферон - 3,89 баллов, вифе-рон - 3,89 баллов, циклоферон - 3,8 баллов. Результаты VEN-анализа и данные экспертной оценки позволили на заключительном этапе обосновать рациональный ассортиментный портфель ИМ ЛП: к Vital (V)- жизненно важным ЛП относится виферон с интервалом оценок от 1,98 до 2,39 баллов.
Ключевые слова: иммуномодуляторы, репродуктивная система, фармацевтический рынок.
ANALYSIS OF THE LOCAL PHARMACEUTICAL MARKET OF THE IMMUNOMODULATORS APPLIED IN A COMPLEX PHARMACOTHERAPY OF DISEASES OF THE REPRODUCTIVE SYSTEM (DRS)
M.A. Kozhenko, L.N. Geller, L.A. Gravchenko