Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение перехода органов и учреждений Роспотребнадзора на принципы бюджетирования, ориентированного на результат'

Нормативно-правовое обеспечение перехода органов и учреждений Роспотребнадзора на принципы бюджетирования, ориентированного на результат Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
288
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / ОРГАНЫ ИУЧРЕЖДЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА / AGENCIES OF FEDERAL SERVICE ON CUSTOMERS’ RIGHTSPROTECTION AND HUMAN WELL-BEING / LEGAL ACTS AND REGULATIONS / PERFORMANCE-BASED BUDGETING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Софронов Олег Юрьевич

Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие переход службы Роспотребнадзора на принципы бюджетирования, ориентированные на результат. Показано, что совершенствование системы бюджетирования, ориентированное на результат в современных условиях является одним из основных механизмов обеспечения реализации ведомственных целевых программ и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеевская Татьяна Иннокентьевна, Софронов Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and regulatory support of the introduction of the PBB in the agencies and institutions of Federal Service on customers’ rights protection and human well-being

In this article I analyzed legal acts and regulations, which regulated the introduction of performance-based budgeting principles to the agencies of Federal Service on Customers’ Rights Protection and Human Well-Being. I proved that in contemporary conditions the improvement of the system of performance-based budgeting was one of the main mechanisms for ensuring sanitary and epidemiological well – being of the population”.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение перехода органов и учреждений Роспотребнадзора на принципы бюджетирования, ориентированного на результат»

Информация об авторах:

Балтахинова Марина Егоровна - заведующий кабинетом, 677010, г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 4 км, корпус С-2, e-mail:[email protected], тел. (4112) 353275; Климова Татьяна Михайловна - к.м.н., руководитель группы, e-mail: [email protected]; Федорова Валентина Ивановна - к.м.н., с.н.с., e-mail: [email protected]; Кривошапкин Вадим Григорьевич - д.м.н., профессор, директор.

Information about the Authors:

Baltakhinova Marina Egorovna - head office, 677010, Yakutsk, Sergelyakhskoe Highway, 4 km, Building C-2, e-mail: [email protected], tel. (4112) 353275; Klimov Tatiana - MD, PhD, head of the group, e-mail: [email protected]; Fedorova Valentina - PhD, Senior Scientist, e-mail : [email protected];

Krivoshapkin Vadim G. - MD, PhD, Prof., director.

© АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., СОФРОНОВ О.Ю. - 2013 УДК 614.25:338.2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА НА ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ

Татьяна Иннокентьевна Алексеевская, Олег Юрьевич Софронов (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)

Резюме. Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие переход службы Роспотребнадзора на принципы бюджетирования, ориентированные на результат. Показано, что совершенствование системы бюджетирования, ориентированное на результат в современных условиях является одним из основных механизмов обеспечения реализации ведомственных целевых программ и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, бюджетирование, ориентированное на результат, органы и учреждения Роспотребнадзора.

LEGAL AND REGULATORY SUPPORT OF THE INTRODUCTION OF THE PBB IN THE AGENCIES AND INSTITUTIONS OF FEDERAL SERVICE ON CUSTOMERS' RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELL-BEING

T. I. Alekseevskaya, O.Y. Sofronov (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. In this article I analyzed legal acts and regulations, which regulated the introduction of performance-based budgeting principles to the agencies of Federal Service on Customers’ Rights Protection and Human Well-Being. I proved that in contemporary conditions the improvement of the system of performance-based budgeting was one of the main mechanisms for ensuring sanitary and epidemiological well - being of the population”.

Key words: legal acts and regulations, performance-based budgeting, agencies of Federal Service on Customers’ Rights Protection and Human Well-Being.

Институциональные изменения, произошедшие в РФ с переходом к рыночному типу экономики, привели к кардинальным изменениям в бюджетной и финансовой сферах. В этой связи актуальной становится задача обеспечения управляемости и подконтрольности государственных финансов, создания условий для использования их в качестве важнейшего фактора управления развитием страны.

Важным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является переход на принципы бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Именно БОР, меняет в корне не только все стадии бюджетного процесса, но и саму концепцию управления бюджетными расходами. Внедрение современных процедур БОР в деятельность органов и организаций Роспотребнадзора подразумевает наличие комплексной системы нормативно-правовых актов и методических документов.

Развитие нормативно-правового обеспечения по внедрению элементов БОР в деятельность учреждений Роспотребнадзора началось с проведения административной реформы по реорганизации госсанэпидслужбы в вопросах структуры службы, разделения функций и полномочий, планирования, финансирования, методах оценки эффективности и результативности деятельности.

В период с 2006 по 2008 г. происходило формирование первых методических подходов к внедрению БОР. Приказом Роспотребнадзора от 30.06.2006 г. №175 «О проведении региональных совещаний по переходу территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора на БОР” [1] были утверждены основные направления в развитии такие как: разработка административных регламентов, основанных на БОР; формирование методологических подходов по программно-

целевому планированию; переработка системы показателей результативности деятельности, порядок использования системы социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на конечный результат.

Развитию нормативно-правового обеспечения Роспотребнадзора способствовал приказ Роспотребнадзора от 31.07.2006 г. № 223 “О проведении X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей” [2]. Одним из направлений, рассмотренных на съезде стали вопросы, посвященные необходимости внедрения механизмов бюджетирования, ориентированного на конечный результат. Также обсуждались вопросы, касающиеся методов оценки экономической эффективности санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, и отмечалась их важность в деятельности учреждений.

Элементом дальнейшего развития нормативноправового обеспечения стал переход всех органов и учреждений Роспотребнадзора на новые подходы БОР [3].

Первые результаты функционирования новой системы БОР [4], выявили её недостатки, что в последующем обусловило появление новых нормативно-правовых и организационно-методических подходов к бюджетированию, ориентированному на результат в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора. Следствием этого стал переход учреждений [5] на строгое исполнение предлагаемых мероприятий системы БОР и внедрение такого самостоятельного инструмента программно-целевого управления как ведомственные целевые программы. В итоге учреждения Роспотребнадзора должны начать самостоятельно определять достаточность уровня госсанэпиднадзора на данной территории, выявлять проблемы и определять цели и задачи

по эффективному использованию бюджетных средств, направленных на оптимизацию затрат по исполнению государственных функций в установленной сфере деятельности. Таким образом, на данном этапе развития законодательной базы были созданы первые предпосылки к формированию внутриучрежденческого механизма саморегулирования.

Последующее развитие нормативно-правового обеспечения определило необходимость повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления органами и учреждениями Роспотребнадзора, что привело к появлению методических рекомендаций [6,7], которыми определяется комплекс мероприятий для современных методов расчета затрат при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат. Предложенные методические рекомендации впервые регламентировали деятельность новой системы БОР для практического применения. Но в них была предусмотрена только экономическая эффективность деятельности учреждений Роспотребнадзора. В целях совершенствования механизмов перехода на БОР были предложены новые тенденции в формировании БОР с учетом предыдущего этапа развития и сформирована методология бюджетирования, ориентированного на результат [8].

Решением текущих проблем стал приказ от 20.08.2007 г. №244 «О мерах по переходу на БОР» [9]. Данным приказом определялась достаточность уровня государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью эффективного использования бюджетных средств, а также выполнения мероприятий и планируемых результатов деятельности, предусмотренных ведомственными целевыми программами. Впоследствии был сформирован новый механизм финансирования деятельности Роспотребнадзора через ведомственные целевые программы, согласно которому определялся объем мероприятий. Для оценки эффективности применения новых нормативно-правовых актов [10] в организациях Роспотребнадзора, в ряде субъектов РФ осуществлялось пилотное внедрение БОР, согласно которому реализуются планы по его переходу, подготовлены проекты ведомственных целевых программ, проведены расчеты затрат финансовых средств на достижение индикативных показателей деятельности и проведено обучение специалистов по переходу на БОР.

Развитие управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обусловило появление методических рекомендаций [11,12,13], которыми был определен порядок применения данных социально-гигиенического мониторинга в планировании работы, реализации ведомственных целевых программ и оценке деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат. Так, был установлен механизм в определении объема плановых мероприятий со-

гласно результатам социально-гигиенического мониторинга в конкретном субъекте Федерации. Однако, применение данных методических подходов не предусматривало выплат специалистам за сложность и напряженность выполняемой работы. В связи с этим получила развитие тема, касающаяся новой системы оплаты труда в рамках реформирования БОР [14]. Впервые были предложены механизмы реализации новой системы оплаты труда в учреждениях Роспотребнадзора, касающиеся материального стимулирования специалистов данных учреждений, что в последующем дало возможность определять характер и объем стимулирующих надбавок.

Реформы, связанные с обеспечением санитарноэпидемиологического благополучия населения, привели к появлению методических рекомендаций [11,12,13,15]. В данных нормативно-правовых документах были сформированы новые методологические подходы в обеспечении санитарноэпидемиологического благополучия населения [16]. Так, исходя из данных социально-гигиенического мониторинга, стал определяться объем проводимых мероприятий, и оцениваться эффективность выполнения ведомственных целевых программ.

В целях реализации административной и бюджетной реформ, подготовки проектов перспективного финансового планирования, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования продолжилась реализация ведомственных целевых программ. Результаты этих программ отражены в нормативноправовых актах [17,18], согласно которым обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия должно производиться с учетом методов «затраты-выгоды» и «затраты-эффективность», а экономическая эффективность деятельности учреждений Роспотребнадзора определяется степенью воздействия на факторы риска здоровья населения.

Дальнейшее совершенствования ведомственных целевых программ определяет развитие БОР в 2012-2013 год[19].

Таким образом, анализируя нормативно-правовое обеспечение в целом, определены этапы в развитии системы БОР Вначале было постепенное внедрение системы БОР и накопление опыта, что способствовало формированию методических подходов. Вторым этапом определена достаточность уровня государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью эффективного использования бюджетных средств. Итогом стало развитие управленческих решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения через развитие ведомственных целевых программ. Актуальными остаются вопросы реформирования и модернизации системы бюджетирования, ориентированного на результат, как современного механизма, обеспечивающего влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Роспотребнадзора от 30.06.2006 г. № 175 «О проведении региональных совещаний по переходу территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора на БОР».

2. Приказ Роспотребнадзора от 31.07.2006 г. № 223 «О проведении X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей».

3. Приказ Роспотребнадзора от 20.09.2006 г. № 321 «Об утверждении основных направлений деятельности службы Роспотребнадзора на 2007 год».

4. Приказ Роспотребнадзора от 30.11.2006 г. № 381 «О проведении семинара по обмену опытом в г. Вологде».

5. Письмо Роспотребнадзора от 7.12.2006 г. № 0100/1304106-32 «О совершенствовании деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по переходу на БОР».

6. Методические рекомендации МР 5.1.2133-06 (утв.

9.10.2006 г.) «БОР в рамках среднесрочного финансового планирования в службе Роспотребнадзора».

7. Методические рекомендации МР 5.1.2134-06 (утв.

9.10.2006 г.) «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на БОР».

8. Приказ Роспотребнадзора от 25.04.2007 г. № 120 «О проведении семинара по обмену опытом в г. Вологде».

9. Приказ Ропотребнадзора от 20.08.2007 г. № 244 «О мерах по переходу на БОР».

10. Письмо Роспотребнадзора (от 4.08.2008 г. № 01/83428-32 «О результатах проверок органов и организаций Роспотребнадзора по переходу на БОР».

11. Приказ Роспотребнадзора от 29.09.2008 г. № 342 «Об утверждении и внедрении методических рекомендаций по социально-гигиеническому мониторингу».

12. Приказ Роспотребнадзора от 3.10.2008 г. № 355 «Об утверждении методических рекомендаций (система оценки деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора)».

13. Приказ Роспотребнадзора от 10.10.2008 г. №368 «Об утверждении методических рекомендаций (примерные нормативы деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в условиях бюджетирования, ориентированного на результат».

14. Приказ Роспотребнадзора от 21.07.2008 г. № 247 «О проведении методических семинаров по введению новой системы оплаты труда и совершенствованию БОР в учреждениях Роспотребнадзора».

15. Приказ Роспотребнадзора от 23.10.2008 г. № 397 «Об утверждении основных направлений деятельности учреждений Роспотребнадзора на 2009 год».

16. Приказ Роспотребнадзора от 29.09.2008 г. № 342 «Об утверждении и внедрении методических рекомендаций по СГМ».

17. Письмо Роспотребнадзора от 21.06.2010 г. № 01/9144-

0-32 «Об анализе Докладов о результатах и основных направлениях деятельности, реализации ВЦП органов и организаций Роспотребнадзора».

18. Методические рекомендации (МР 5.1.0030-11 от 31.07.2011 г.) «К экономической оценке и обоснованию ре-

шений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания».

19. Приказ Роспотребнадзора от 20.10.2011 г. № 791«Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2012 год».

REFERENCES

1. Prikaz Rospotrebnadzora ot 30.06.2006 g. № 175 «O provedenii regional'ny'x soveshhanij po perexodu territorial'ny'x organov i uchrezhdenij Rospotrebnadzora na BOR». (in Russian).

2. Prikaz Rospotrebnadzora ot 31.07.2006 g. № 223 «O provedenii x vserossijskogo sezda gigienistov i sanitarny'x vrachej». (in Russian).

3. Prikaz Rospotrebnadzora ot 20.09.2006 g. № 321 «Ob utverzhdenii osnovny'x napravlenij deyatel'nosti sluzhby' Rospotrebnadzora na 2007 god». (in Russian).

4. Prikaz Rospotrebnadzora ot 30.11.2006 g. № 381 «O provedenii seminara po obmenu opy'tom v g. Vologde». (in Russian).

5. Pis'mo Rospotrebnadzora ot 7.12.2006 g. № 0100/1304106-32 «O sovershenstvovanii deyatel'nosti territorial'ny'x organov i organizacij Rospotrebnadzora po perexodu na BOR». (in Russian).

6. Metodicheskie rekomendacii mr 5.1.2133-06 (utv. 9.10.2006 g.) «BOR v ramkax srednesrochnogo finansovogo planirovaniya v sluzhbe Rospotrebnadzora». (in Russian).

7. Metodicheskie rekomendacii mr 5.1.2134-06 (utv. 9.10.2006 g.) «Sovremenny'e metody' rascheta zatrat pri perexode organov i organizacij Rospotrebnadzora na BOR». (in Russian).

8. Prikaz Rospotrebnadzora ot 25.04.2007 g. № 120 «O provedenii seminara po obmenu opy'tom v g. Vologde». (in Russian).

9. Prikaz Ropotrebnadzora ot 20.08.2007 g. № 244 «O merax po perexodu na BOR». (in Russian).

10. Pis'mo Rospotrebnadzora (ot 4.08.2008 g. n 01/8342-8-32 «O rezul'tatax proverok organov i organizacij Rospotrebnadzora po perexodu na BOR». (in Russian).

11. Prikaz rospotrebnadzora ot 29.09.2008 g. № 342 «Ob

utverzhdenii i vnedrenii metodicheskix rekomendacij po socialno-gigienicheskomu monitoringu». (in Russian).

12. Prikaz rospotrebnadzora ot 3.10.2008 g. № 355 «Ob utverzhdenii metodicheskix rekomendacij (sistema ocenki deyatel'nosti organov i uchrezhdenij Rospotrebnadzora)». (in Russian).

13. Prikaz Rospotrebnadzora ot 10.10.2008 g. № 368 «Ob utverzhdenii metodicheskix rekomendacij (primerny'e normativy' deyatel'nosti organov i organizacij Rospotrebnadzora v usloviyax byudzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat». (in Russian).

14. Prikaz Rospotrebnadzora ot 21.07.2008 g. №247 «O provedenii metodicheskix seminarov po vvedeniyu novoj sistemy' oplaty' truda i sovershenstvovaniyu bor v uchrezhdeniyax Rospotrebnadzora». (in Russian).

15. Prikaz Rospotrebnadzora ot 23.10.2008 g. №397 «Ob utverzhdenii osnovny'x napravlenij deyatel'nosti uchrezhdenij Rospotrebnadzora na 2009 god». (in Russian).

16. Prikaz Rospotrebnadzora ot 29.09.2008 g. № 342 «Ob utverzhdenii i vnedrenii metodicheskix rekomendacij po socialno-gigienicheskomu monitoringu». (in Russian).

17. Pis'mo Rospotrebnadzora ot 21.06.2010 g. № 01/9144-0-32 «Ob analize dokladov o rezul'tatax i osnovny'x napravleniyax deyatel'nosti, realizacii VCP organov i organizacij Rospotrebnadzora». (in Russian).

18. Metodicheskie rekomendacii (mr 5.1.0030-11 ot 31.07.2011 g.) «K e'konomicheskoj ocenke i obosnovaniyu reshenij v oblasti upravleniya riskom dlya zdorov'ya naseleniya pri vozdejstvii faktorov sredy' obitaniya». (in Russian).

19. Prikaz Rospotrebnadzora ot 20.10.2011 g. №791 «Ob utverzhdenii osnovny'x napravlenij deyatel'nosti Rospotrebnadzora, ego organov i organizacij na 2012 god». (in Russian).

Информация об авторах:

Алексеевская Татьяна Иннокентьевна - д.м.н., профессор кафедры, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Софронов Олег Юрьевич - аспирант, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1,

e-mail: [email protected]

Information About the Authors

Alekseevskaya Tatiana Innokentievna - MD, PhD, Professor, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania st., 1, e-mail: [email protected]; Sofronov Oleg Yu. - graduate student, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania st., 1, e-mail: [email protected]

© КОЖЕНКО М.А., ГЕЛЛЕР Л.Н., ГРАВЧЕНКО Л.А. - 2013 УДК: [618.1:615.37]:658.83

АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ИММУНОМОДУЛЯТОРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В КОМПЛЕКСНОЙ ФАРМАКОТЕРАПИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Мария Андреевна Коженко, Лев Николаевич Геллер, Лилиана Александровна Гравченко (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра управления

экономики и фармации, зав. - д.ф.н., проф. - Л.Н. Геллер)

Резюме. Иммуномодуляторы (ИМ) - лекарственные препараты (ЛП), обладающие иммунотропной активностью, в терапевтических дозах восстанавливающие иммунную систему. В ходе исследования нами установлена значительная востребованность врачами данных ЛП. С целью экспертной оценки уровня использования ассортимента ИМ, нами разработана специальная анкета для 18 врачей-экспертов (от 1 до 5 баллов). Как следует из результата анализа анкет, наибольшее предпочтение респонденты отдают следующим ИМ ЛП: генферон - 3,89 баллов, вифе-рон - 3,89 баллов, циклоферон - 3,8 баллов. Результаты VEN-анализа и данные экспертной оценки позволили на заключительном этапе обосновать рациональный ассортиментный портфель ИМ ЛП: к Vital (V)- жизненно важным ЛП относится виферон с интервалом оценок от 1,98 до 2,39 баллов.

Ключевые слова: иммуномодуляторы, репродуктивная система, фармацевтический рынок.

ANALYSIS OF THE LOCAL PHARMACEUTICAL MARKET OF THE IMMUNOMODULATORS APPLIED IN A COMPLEX PHARMACOTHERAPY OF DISEASES OF THE REPRODUCTIVE SYSTEM (DRS)

M.A. Kozhenko, L.N. Geller, L.A. Gravchenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.