НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ
М. А. Антропова, канд. юр. наук, преподаватель кафедры КиПОДГПС С. А. Шуткина, канд. юр. наук, доцент кафедры КиПОД ГПС Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Важнейшей целью развития системы МЧС России является достижение такого уровня, который позволил бы удовлетворить резко возросшие потребности населения в своевременной, достоверной информации в условиях, когда постоянно происходят перемены во всех сферах жизни страны. Рассмотрим принцип гласности, как неотъемлемую часть деятельности МЧС России.
Обратившись к справочным изданиям, укажем, что гласность как политико-правовое явление рассматривается как максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций, действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем государства. Гласность подразумевает отсутствие зон, закрытых для критики, дискуссии, сопоставление различных точек зрения, когда право отстаивать собственную позицию сопряжено с обязанностью уважительно относиться к иной точке зрения. Принцип гласности также трактуется как одна из форм проявления демократии и плюрализма мнений, его трибуной являлись средства массовой информации. Гласность справедливо рассматривается как непременное условие для успешного реформирования общества, для решения общегосударственных и региональных проблем и ассоциируется со свободой слова, печати, правом получить любую информацию за исключением той, которая составляет государственную тайну [1].
Основываясь на указанных установках, наука советского периода отмечала управленческую ценность общественного мнения, признавая его одним из исходных элементов государственного управления. В свою очередь, общественное мнение рассматривалось как отличающееся относительной распространенностью, интенсивностью и стабильностью оценочное отношение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес, и выражающееся в их суждениях и действиях. Важнейшими функциями общественного мнения в государственном управлении являлись консультационная, императивная и контрольная [2].
Большое значение придавалось принципу государственного управления, который как бы воспроизводил постоянные взаимосвязи общества и государства, что, безусловно, могло быть реализовано только при соблюдении открытости управления. Среди общесистемных принципов государственного управления выделялся принцип публичности, заключавший в себе признаки демократической правовой государственности и принцип гласности, но первый принцип был гораздо шире последнего по содержанию, так как он предполагал: а) доступность государственного управления для граждан; б) открытость функционирования органов управления (причем содержание термина «открытость»
рассматривалось шире, чем содержание термина «гласность»); в) общественный контроль, в том числе через средства массовой информации; г) судебный контроль за соблюдением конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан [3].
С точки зрения других ученых, принцип гласности обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов, при этом данный принцип обусловлен, с одной стороны, положением о необходимости участия граждан в управлении государством и обществом, а с другой - потребностью в постоянном учете мнения граждан при решении государственных задач. Необходимыми условиями обеспечения гласности являются: создание механизма учета мнения граждан; формирование правовых условий безопасности граждан в случае критики ими государственных органов, должностных лиц, управленческих структур; обеспечение гласности в процессе осуществления личным составом полномочий и компетенции государственных органов через средства массовой информации [4].
Еще одна важнейшая норма Конституции РФ (ч. 4 ст. 29) обеспечивает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. И в то же время данная конституционная норма закрепляет целесообразные ограничения гласности в управлении государством, обусловленные спецификой формы государства, его функциями и правовым развитием, т. е. существование понятия «государственная тайна» и сведений, ее составляющих, согласно ст. 5 ФЗ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года № 5485.
Одним из главных достижений реформы последних лет явилось формирование нормативно-правовой базы практической реализации гласного и открытого функционирования органов МЧС России, обеспечения консультирования граждан.
Законодатель совершенно логично и справедливо разграничивает два направления деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - предоставление государственной услуги по приему граждан и обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством срок. Это совершается с одной целью: обеспечение гласности в организации и деятельности МЧС России.
В состав нормативно-правовой базы входят следующие нормативно-правовые акты, разработка и принятие которых стали возможны только в условиях административной реформы:
1) Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан»[5];
2) Федеральный закон от 27.07.2010 № 227 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[6].
3) Приказ МЧС России от 27.09.2011 № 540 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» определяет основные направления принципа гласности [7].
Рассмотрим информацию об итогах работы с обращениями граждан в системе МЧС России во II квартале 2013 года.
Во II квартале 2013 г. количество обращений граждан, поступивших в центральный аппарат, территориальные органы и подведомственные организации МЧС России, в сравнении со II кварталом 2012 г. увеличилось на 13,7 % и составило около 12,4 тыс. обращений. Из них в центральный аппарат МЧС России поступило более 3,9 тыс. обращений (на 20,8 % больше, чем во II квартале 2012 г.), в территориальные органы и подведомственные организации - около 8,4 тыс. обращений (на 10,6 % больше, чем во II квартале 2012 г.).
Количество обращений граждан, поступивших на официальный интернет-портал МЧС России, в сравнении со II кварталом 2012 г. увеличилось в 2,7 раза и составило 3809 обращений.
В письмах граждан, поступивших в центральный аппарат Министерства за отчетный период, преобладали вопросы пожарной безопасности - 19 % обращений, кадровые вопросы, в том числе вопросы трудоустройства - 8,3 %, жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований - 7,4 %, социальной защиты граждан, пострадавших от радиационного воздействия, -7,2 %, финансового обеспечения - 7,8 %, социальные вопросы - 6,9 %, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 3,8 % обращений.
В письмах граждан, поступивших в территориальные органы и подведомственные организации МЧС России за отчетный период, преобладали вопросы пожарной безопасности - 61,7 % обращений, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 9,2 %, кадровые вопросы, в том числе вопросы трудоустройства - 7,1 %, жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований - 3,7 %, финансового обеспечения - 3,2 % обращений.
Принято на личном приеме в МЧС России 6130 граждан (на 4,2 % больше, чем во II квартале 2012 г.), в том числе в центральном аппарате - 520 человек, в территориальных органах и подведомственных организациях - 4724 человека.
По данным территориальных органов МЧС России, представленным в ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях», количество
обращений граждан, поступивших на круглосуточные «телефоны доверия» МЧС России во II квартале 2013 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5,1 % и составило 5041 обращение, на «телефоны доверия» территориальных органов МЧС России - 3732 обращение (или 80,9 % обращений).
Гласность и открытость - это неотъемлемый элемент демократии, который должен включать в себя следующие виды деятельности управляющего субъекта:
1) объективное, всестороннее информирование управляемых о состоянии экономики, социальной сферы, общественных отношений, о внутренней и внешней политике государства в данный момент времени;
2) регулярное опубликование официальных документов, аналитических отчетов, статистических данных, результатов социологических исследований и других материалов, характеризующих деятельность государственных органов всех уровней;
3) публичное обсуждение проектов целевых программ центрального и региональных правительств, намеченных руководством политических курсов, а также планируемых путей и методов их осуществления;
4) открытость контроля за деятельностью управляющих органов, привлечение общественности (заинтересованной в тех или иных решениях) к анализу и оценке результатов и последствий выполнения программ и планов.
Завершая рассмотрение вопроса о нормативно-правовой реализации принципа гласности в системе МЧС России, хотелось бы отметить, что большое значение принципа гласности в функционировании системы МЧС на современном этапе отрицать невозможно, данный принцип в полной мере реализуется на практике, в том числе и через средства массовой информации, которые являются высокоэффективным средством реализации принципа гласности в системе МЧС России.
Список использованной литературы
1. Краткий политический словарь / В. П. Абараенков [и др.]; общ. ред. Л. А. Оников, Н. В. Шишлин. 6-е изд. доп. М.: Политиздат, 1989. С. 112-113; Политологический словарь: учеб. пособие / Р. Г. Григорян [и др.]; ред. В. Ф. Халипов. М.: Высшая школа, 1995. С. 33.
2. Сафаров Р. А. Общественное мнение и государственное управление; отв. ред. Л. А. Оников. М.: Юридическая литература, 1975. С. 60; Сафаров Р. А. Общественное мнение в системе советской демократии. М.: Знание, 1982. С. 3, 4- 5.
3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 4-е изд., стереотип. М.: Омега-Л, 2006. С. 272, 275.
4. Старилов Ю. Н. Служебное право: учеб. М.: БЕК, 1996. С. 225; см. также: Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: учеб. для подготовки госслужащих. М.: Статут, 1999. С. 64- 65.
5. Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2060; 2013. - № 27. - Ст. 3474.
6. Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 31. - Ст. 4196; 2012. - № 50 (ч.2) - Ст. 6965.
7. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 50. -2011.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ
С. В. Белокуров, д. т. н., доцент, О. В. Радченко, к. п. н. Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж
О. В. Багринцева, аспирант Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
А. А. Змеев, аспирант Военная академия ВКО имени Г. К. Жукова, г. Тверь
В соответствии с общепринятым определением интегрированная система безопасности (ИСБ) представляет собой аппаратно-программный комплекс средств обеспечения безопасности объекта, предназначенный для решения следующих задач [1, 2]:
1. Обнаружение и регистрация фактов несанкционированного проникновения нарушителя на территорию объекта, в здания и режимные помещения, и оповещение охраны и службы безопасности о нештатных ситуациях.
2. Видеоконтроль объекта.
3. Организация доступа сотрудников и посетителей на территорию объекта и в режимные помещения.
4. Анализ состояния безопасности объекта, работоспособности элементов ИСБ и действий обслуживающих ее персонала;
5. Организация тревожной сигнализации и оповещения.
6. Защита персонала объекта, клиентов и материальных ценностей в случаях нападения на охраняемый объект.
Выделим основные компоненты и подсистемы ИСБ [2] (рис. 1):
- контроля и управления доступом;
- охранной сигнализации;
- пожарной сигнализации;
- телевизионного контроля (охранного телевидения);
- управления оборудованием.
Система контроля и управления доступом (СКУД). Система контроля и управления доступом персонала объекта и клиентов в служебные помещения и зоны защиты обеспечивает их идентификацию различными способами (магнитные, виганд-, проксимити-карты, а так же биометрические данные человека) и содержит оперативную базу данных с полномочиями доступа каждого пользователя. Для гарантии устойчивости СКУД ее элементы функционируют как в комплексе, так и автономно.