Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГОНАЗАЦИЯХ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГОНАЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контроль / внутренний финансовый контроль / нормативноправовая база / международные стандарты внутреннего финансового контроля / национальные нормативно-правовые базы / совершенствования системы внутреннего финансового контроля / коммерческая организация. / control / internal control / regulatory framework / international standards of internal financial control / national regulatory framework / improving the internal financial control system / commercial organization.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюбова Ф. А.

В современных условиях значение служб внутреннего финансового контроля ведущих стран мира неуклонно возрастает. Основная причина связано с постоянным усложнением организационных структур коммерческих организаций. Цель исследования заключаются выявление путей улучшения системы внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях Республики Таджикистан. В статье проанализированы современные нормативно-правовые источники, регулирующие систему внутреннего финансового контроля на примере коммерческих организаций Республике Таджикистан, и выявлены их недостатки. Обсуждается иерархия нормативно-правовых актов на международном, национальном и локальном уровнях, необходимых для организации системы внутреннего финансового контроля. В результате исследования выявлено, что отсутствие системного подхода к организации внутреннего финансового контроля происходит, в том числе из-за несовершенства законодательства на коммерческих организациях. Для обеспечения совершенствования системы внутреннего финансового контроля автором предложены меры для развития нормативно-правового регулирования. Особое внимание уделено международным стандартам, таким как COSO и COBIT 5, которые предоставляют рекомендации по созданию и использованию системы внутреннего контроля для различных целей и оценке ее эффективности. Также рассмотрены национальные нормативно-правовые акты Республики Таджикистан, регулирующие внутренний финансовый контроль, и предложена их классификация по четырем иерархическим уровням: законодательный, нормативный, методический и организационный. Это позволяет четко структурировать подход к внутреннему финансовому контролю и улучшить его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аюбова Ф. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY FRAMEWORK FOR REGULATING THE SYSTEM OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN COMMERCIAL ORGANIZATIONS

In modern conditions, the importance of internal financial control services in the leading countries of the world is steadily increasing. The main reason is due to the constant complication of the organizational structures of commercial organizations. The purpose of the study was to identify ways to improve the system of internal financial control in commercial organizations of the Republic of Tajikistan. The article analyzes modern regulatory sources regulating the system of internal financial control using the example of commercial organizations in the Republic of Tajikistan, and identifies their shortcomings. The hierarchy of regulations at the international, national and local levels necessary for organizing a system of internal financial control is discussed. As a result of the study, it was revealed that the lack of a systematic approach to organizing internal financial control is due, among other things, to imperfect legislation in commercial organizations. To ensure the improvement of the internal financial control system, the author proposed measures for the development of legal regulation. Particular attention is paid to international standards such as COSO and COBIT 5, which provide guidance on the establishment and use of an internal control system for various purposes and the assessment of its effectiveness. The national legal acts of the Republic of Tajikistan regulating internal financial control are also considered, and their classification into four hierarchical levels is proposed: legislative, regulatory, methodological and organizational. This allows you to clearly structure your approach to internal financial control and improve its effectiveness.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГОНАЗАЦИЯХ»

УДК: 336.64

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ

ОРГОНАЗАЦИЯХ

Аюбова Ф.А.

Аннотация. В современных условиях значение служб внутреннего финансового контроля ведущих стран мира неуклонно возрастает. Основная причина связано с постоянным усложнением организационных структур коммерческих организаций. Цель исследования заключаются выявление путей улучшения системы внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях Республики Таджикистан. В статье проанализированы современные нормативно-правовые источники, регулирующие систему внутреннего финансового контроля на примере коммерческих организаций Республике Таджикистан, и выявлены их недостатки. Обсуждается иерархия нормативно-правовых актов на международном, национальном и локальном уровнях, необходимых для организации системы внутреннего финансового контроля. В результате исследования выявлено, что отсутствие системного подхода к организации внутреннего финансового контроля происходит, в том числе из-за несовершенства законодательства на коммерческих организациях. Для обеспечения совершенствования системы внутреннего финансового контроля автором предложены меры для развития нормативно-правового регулирования. Особое внимание уделено международным стандартам, таким как COSO и COBIT 5, которые предоставляют рекомендации по созданию и использованию системы внутреннего контроля для различных целей и оценке ее эффективности. Также рассмотрены национальные нормативно-правовые акты Республики Таджикистан, регулирующие внутренний финансовый контроль, и предложена их классификация по четырем иерархическим уровням: законодательный, нормативный, методический и организационный. Это позволяет четко структурировать подход к внутреннему финансовому контролю и улучшить его эффективность.

Ключевые слова: контроль, внутренний финансовый контроль, нормативно-правовая база, международные стандарты внутреннего финансового контроля, национальные нормативно-правовые базы, совершенствования системы внутреннего финансового контроля, коммерческая организация.

Для цитирование: Аюбова, Ф. А. Нормативно-правовая база регулирования системы внутреннего финансового контроля в коммерческих оргоназациях / Ф. А. Аюбова // Финансово-экономический вестник. - 2024. - No. 3(42). - С. 315-329.

REGULATORY FRAMEWORK FOR REGULATING THE SYSTEM OF INTERNAL

FINANCIAL CONTROL IN COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Ayubova F.A.

Annotation. In modern conditions, the importance of internal financial control services in the leading countries of the world is steadily increasing. The main reason is due to the constant complication of the organizational structures of commercial organizations. The purpose of the study was to identify ways to improve the system of internal financial control in commercial organizations of the Republic of Tajikistan. The article analyzes modern regulatory sources regulating the system of internal financial control using the example of commercial organizations in the Republic of Tajikistan, and identifies their shortcomings. The hierarchy of regulations at the international, national and local levels necessary for organizing a system of internal financial control is discussed. As a result of the study, it was revealed that the lack of a systematic approach to organizing internal financial control is due, among other things, to imperfect legislation in commercial organizations. To ensure the improvement of the internal financial control system, the author proposed measures for the development of legal regulation. Particular attention is paid to international standards such as COSO and COBIT 5, which provide guidance on the establishment and use of an internal control system for various purposes and the assessment of its effectiveness. The national legal acts of the Republic of Tajikistan regulating internal financial control are also considered, and their classification into four hierarchical levels is proposed: legislative, regulatory, methodological and organizational. This allows you to clearly structure your approach to internal financial control and improve its effectiveness.

Key words: control, internal control, regulatory framework, international standards of internal financial control, national regulatory framework, improving the internal financial control system, commercial organization.

ЗАМИНАИ МЕЪЕРИЮ ^УКУКИИ ТАНЗИМИ НИЗОМИ НАЗОРАТИ МОЛИЯВИИ

ДОХИЛЙ ДАР ТАШКИЛОТ^ОИ ТИ^ОРАТЙ

Аюбова Ф.А

Аннотатсия. Дар шароити муосир а%амияти хадамоти назорати дохилии молияви дар кишвар%ои пешрафтаи ца%он мунтазам меафзояд. Сабаби асоси бо мураккабии доимии сохтор%ои ташкилии ташкилот%ои тицорати алоцаманд аст. Мацсади тадцицот муайян намудани рощои такмили низоми назорати дохилии молияви дар ташкилот%ои тицоратии Цум^урии Тоцикистон мебошад. Дар мацола манбащои муосири танзимкунандаи низоми назорати дохилии молияви бо мисоли ташкилот%ои тицоратии Цум^урии Тоцикистон та%лил гардида, камбудщои он%о ошкор карда шудаанд. Ирархияи санад%ои меъёрии %уцуци дар сат%и байналмилали, милли ва ма%алли, ки барои ташкили низоми назорати дохилии молияви заруранд, барраси карда мешаванд. Дар натицаи тадцицот маълум гардид, ки набудани муносибати мунтазам ба ташкили назорати дохилии молияви, аз цумла, ба номукаммалии цонунгузори дар ташкилот%ои тицорати вобаста аст. Муаллиф барои таъмини такмили низоми назорати дохилии молияви тадбир%ои рушди танзими %уцуци пешнщод кардааст. Диццати махсус ба стандарт%ои байналмилали, аз цабили COSO ва COBIT 5 дода мешавад, ки ро%намо оид ба таъсис ва истифодаи низоми назорати дохилиро барои мацсад%ои гуногун ва арзёбии самаранокии онро таъмин мекунанд.

Инчунин санадхои хуцуции миллии Цумхурии Тоцикистон, ки назорати дохилии молиявиро танзим мекунанд, барраси гардида, гурухбандии онхо ба чахор зинаи иерархи: цонунгузори, меъёри, методи ва ташкили пешнщод шудааст. Ин ба шумо имкон медщад, ки муносибати худро ба назорати молиявии дохили равшантар созед ва самаранокии онро бехтар намоед.

Вожахри калиди: назорат, назорати дохилии молияви, заминаи меъёри, стандартхои байналмилалии назорати молияви, заминаи меъёрии милли, такмили низоми назорати дохилии молияви, ташкилоти тицоратй.

Постановка проблемы. В условиях рыночной экономики каждая организация имеет дело с финансами. В связи с этим возникает необходимость в контроле за наличием и движением средств организации, и появляется необходимость проверки, оценки, того насколько действия лиц, совершающих или разрешающих финансовые операции, отвечают нормам законов и правилам коммерческой организации. Реализация вышеназванных процедур и есть внутренний финансовый контроль. Комплекс применяемых руководством организационных мер, учетных и контрольных средств, методик и процедур относится к системе внутреннего финансового контроля.

Для функционирования данной системы кроме вышеперечисленных требований, необходимо существование нормативно-правовой базы, которая определяет главные принципы, цели, задачи и методы финансового контроля. В основе регулирования систем внутреннего финансового контроля служат такие документы, как законы, стандарты внутреннего контроля, методические рекомендации, которые формируют её нормативно-правовую базу.

Анализ последних исследований и публикаций. При исследование нормативно-правовая база регулирования системы внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях мы опирались на достижения работы ведущих

зарубежных и отечественных ученых, таких как Евстафьева Е.М., Лавров Д.А., Овсянников Л. Н., Тимофеева Н. В., Каримов Б. Х., Хукматов, Д. ДЖ. и др., в научных текстах которых затронуты отдельные вопросы анализируемых нами проблем.

Цель статьи является исследование и анализ нормативно-правовой базы регулирования системы внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях Республики Таджикистан.

Основное содержание материала. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельности служб внутреннего финансового контроля, становится ключевым элементом построения систем внутреннего финансового контроля хозяйствующих субъектов [16]. Без такой базы возникает риск произвольного или несистематического применения

контрольных механизмов, что может негативно сказаться на эффективности контроля и привести к непредсказуемым последствиям. Нормативно-правовая база также служит основой для разрешения спорных вопросов и конфликтов, возникающих в процессе финансового контроля. В исследуемых автором странах обязательность внутреннего финансового контроля на законодательном уровне не установлена, в то время как во всем мире его необходимость общепризнанна [15].

На данный момент в развитии нормативного регулирования внутреннего

контроля в нашей стране, международные стандарты остаются ключевыми.

В некоторых исследованиях, проведенных в нашей стране, было обнаружено, что система внутреннего контроля, рассматриваемая как ключевая задача в управлении, не развита достаточно [17].

На рисунке 1 приведена обобщённая классификация законодательных и нормативно-правовых актов, которые регулируют внутренний финансовый контроль коммерческой организации, на три основные категории [13].

Рисунок 1- Классификация нормативно-правовых баз и внутренних нормативов по управлению внутренним финансовым контролем

Группа относящийся к

международным стандартам и

руководствам по корпоративному управлению, разработанные ОЭСР, Всемирным банком и МВФ, обращены для предоставления внешним пользователям, в которой должно содержатся полная и достоверная информация о деятельности экономических субъектов. Данные стандарты играют значительную роль в обеспечении прозрачности и подотчетности экономических субъектов, что является ключевым элементом эффективного управления. Европейским банком реконструкция и развития были разработаны принципы, соблюдение которых способствует налаживанию

взаимовыгодных отношений между экономическими субъектами. Одним из важных условий для привлечения инвестиций является предоставление пользователям прозрачной, достоверной, полной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах предприятий, составленной на основе требований международных стандартов [10].

Многие компании добровольно принимают и следуют различным междуародным стандартам для повышения доверия со стороны инвесторов и улучшения своей репутации. В таблице 1. приведены краткое описание наиболее известных стандартов.

Таблица 1 - Краткая характеристика стандарты и руководства по корпоративному управлению

Наименование

Краткое описание стандарта

Принципы корпоративного управления ОЭСР Принцип корпоративного управления OЭCP (OECD Principes of Corporate Governance) является одним из наиболее авторитетных международных стандартов в области корпоративного управления. Они были впервые опубликованы в 1999 году Эти принципы направлены на поддержку правительствами и регуляторами, инвесторами, компаниями и другими заинтересованными сторонами в создание эффективного корпоративного управления. Они помогают установить стандарты, которые способствуют прозрачности, ответственности и правильному управлению рисками.

«Корпоративная практика и этические нормы» (Corporate Practices and Conduct) (Австралия) Документ «Корпоративная практика и этические нормы» (Corporate Practices and Conduct) в Австралии разработан для установления стандартов и рекомендаций по управлению корпоративной деятельностью и поддержанию этических норм в коммерческих организациях. Этот документ служит важным руководством для директоров и руководителей компаний, обеспечивая соблюдение высоких стандартов корпоративного управления и этического поведения. Этот документ направлен на обеспечение высоких стандартов. Документ устанавливает ключевые принципы этического поведения, такие как честность, прозрачность, ответственность и справедливость.

«Доклад Комитета по финансовым аспектам корпоративного управления -Доклад Кэдбери» (Report of the Committeeon the Financial AspectsofCorporateGovernance -Cadbury Report) (Великобритания) Доклад Комитета по финансовым аспектам корпоративного управления, известный как Доклад Кэдбери (Cadbury Report), был опубликован в декабре 1992 года в Великобритании. Этот доклад стал важным этапом в развитии стандартов корпоративного управления. Доклад был инициирован в ответ на несколько крупных корпоративных скандалов и банкротств в Великобритании. Доклад Кэдбери рекомендовал создание комитетов по аудиту, состоящих из независимых директоров. Эти комитеты ответственны за контроль над процессами внутреннего и внешнего аудита.

«Руководство» (DSW Guidelines) (Германия) «Руководство DSW» (DSW Guidelines) — это свод рекомендаций по корпоративному управлению, разработанный Немецкой ассоциацией частных инвесторов (Deutsche Schutzvereinigung für Wertpapierbesitz e.V., или DSW). Эти рекомендации направлены на улучшение стандартов корпоративного управления в Германии и защищают интересы частных

акционеров. Основная цель DSW Guidelines заключается в повышении прозрачности и ответственности компаний перед их акционерами, а также в содействии справедливому и эффективному управлению компаниями. Стандарты DSW Guidelines не являются обязательными.

В разных странах правовой статус, привезенный в таблицы, документы варьируется по-разному: в одних странах они являются обязательной частью законодательства, в других не связаны с законодательными актами. При этом Кодекс корпоративного управления важен не только для инвесторов, но и для всего бизнес-сообществу, включая

предпринимателей. Принятие Кодекса повышает доверие крупных потенциальных партнеров. Основная цель Кодекс корпоративного управления направлен на контроль за деятельностью компании и ее менеджментом [13].

В современных условиях

организации действуют в состоянии постоянной неопределенности. Они неизбежно встречаются с угрозами, которые

оказывают негативное влияние на их деятельность. Разработка планов и реализация контрольных мероприятий для предотвращения этих угроз представляют собой основные задачи менеджмента. С целью идентификации и оценки риска возникновения угроз, а также их последующего предотвращения,

менеджмент должен создать эффективную систему внутреннего контроля. Самыми известными международными стандартами, которые охватывает различные меры по предупреждению рисков и предотвращению угроз, и которые могут быть применены в практически любой стране, являются COSO, COBIT 5, SAC и FERMA. В таблице 2 представлено краткое описание данных стандартов.

Международный стандарт Краткое описание стандарта

COSO Данный стандарт рекомендован к использованию менеджментом организации при построении системы внутреннего контроля и является универсальным для организаций всех отраслей. С применением COSO каждый компонент системы внутреннего контроля можно анализировать по отдельности. По направлению управления рисков, к основным факторам моделей систем внутреннего контроля добавляется такие компоненты: постановка целей, определение событий и реагирование на риски. Формулирование целей является ключевым этапом в управлении организацией. Эти цели должны быть четкими, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени. Компонент «идентификация событий» иметь в виду распознавание как рисков, так и возможностей, которые могут повлиять на

Таблица 2 - Краткая характеристика основных международные стандарты и документы в области внутреннего контроля

достижение целей организации. В условиях неопределенности организации могут использовать возможности для получения выгод.

COBIT 5 Опираясь на информационные технологии организации и через их поддержку рассматривая бизнес-цели организации, цель ИТ-контроля заключается в обеспечении достижения организационных целей посредством интеграции информационных технологий в конкретные бизнес-процессы. COBIT 5 выделяет пять ключевых ИТ-ресурсов: данные, прикладные системы, технологии, технологические средства (оборудование) и человеческие ресурсы (персонал). Под таким ресурсом, как персонал, понимается квалификация работников, их способности и опыт работы с информационными системами. Подразумевается, что в совокупности они дают эффект для достижения бизнес-целей.

Стандарт SAC В данном стандарте СВК включает 3 компонента (основных): контрольную среду, ручные и автоматизированные системы, а также процедуры контроля. В SAC совокупный риск определяется как комбинация риска мошенничества, ошибки, нецелевого или неэффективного использования ресурсов и ликвидации организации. Цель контроля состоит в обеспечении единства информационной базы посредством механизмов контроля качества и интеграции управления вышеназванными рисками.

SAS 55\78 SAS 55/78 рассматривает СВК как предмет оценки эффективности, проводимой аудитором в процессе аудита для достижения собственных целей. В стандартах подчеркивается, что проведение аудита в проблемных участках системы контроля может способствовать повышению её эффективности.

FERMA Стандарт направлен на риск-менеджмент организации и включает практически все виды рисков, с которыми сталкивается компания. В этом стандарте под риском понимаются не только потенциально негативные последствия деятельности организации, но и возможности получения определенных выгод. Стандарт предоставляет рекомендации по идентификации и оценке этих рисков, а также по управлению ими.

Международный стандарт аудита (МСА) 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» Аудиторский стандарт определяет обязанности аудитора в определении и оценке рисков существенного искажения финансовой отчётности посредством анализа деятельности и контекста организации, включая её систему внутреннего контроля, и полностью опирается на рамки и принципы стандарта COSO.

Вышеизложенный международные стандарты в той или иной степени предоставляют рекомендации по созданию и использованию системы внутреннего контроля в организациях для различных целей, а также по оценке и повышению ее эффективности. Эти стандарты могут быть полезны различным заинтересованным сторонам, таким как аудиторы, менеджменту организаций, инвесторам и пр. Следовательно, рекомендации международных стандартов целесообразно применять как для зарубежных, так и для отечественным организациям.

Стратегия внедрения

Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита (МСА) в Республике Таджикистан на период 2013-2018 годов являлся ключевым документом,

нацеленным на модернизацию системы бухгалтерского учета и аудита в стране. Она определяла стратегические направления

развития и устанавливала конкретные шаги для достижения поставленных целей. Целью стратегии являлось улучшение качества бухгалтерской отчетности, ее прозрачности и доступности для заинтересованных сторон, что

способствовала укреплению доверия к финансовой отчетности и уменьшению рисков на финансовых рынках [9].

На данный момент в Республики Таджикистан применяются несколько нормативно-правовая база, которые определяют ключевые принципы организации и работы системы внутреннего финансового контроля, в свою очередь, разработку нормативно-правовых актов в рамках национального законодательство следует осуществлять по четырём иерархическим уровням: законодательный, нормативный, методический и

организационный конкретной

коммерческой организации

представленными в таблицу 3.

Таблица 3 - Национальные нормативно-правовые акты регулирования системы внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях

Республики Таджикистан

№ п/п Уровень нормативно-правового регулирования Название нормативного акта

1. Законодательный

Гражданский кодекс Республики Таджикистан

Трудовой кодекс Республики Таджикистан

Налоговый кодекс Республики Таджикистан

Закон Республики Таджикистан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 11 марта 2011года №142

Закон Республики Таджикистан «Об акционерных обществах» от 5 марта 2007 года №237

Закон Республики Таджикистан «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 10 мая 2002 года, №53

Закон Республики Таджикистан «Об аудиторской деятельности» от 4 июля 2013 года, №526

Закон Республики Таджикистан «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов» от 25 декабря 2015 года №1269

Закон Республики Таджикистан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» от 15 марта 2023 года №1950 Указы Президента Республики Таджикистан Постановления Правительства Республики Таджикистан

2. Нормативный

Положение о бухгалтерском учете, национальные и международные стандарты аудита План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Методические указания по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

хозяйствующих субъектов. Распоряжение Министерства финансов Республики Таджикистан от 27 мая 2011 года, № 41.

3. Методический

Инструкция о порядке заполнения форм финансовой отчетности, составляемые в соответствии с национальными и Международными стандартами финансовой отчетности. Приказ Министерства финансов Республики Таджикистан от 27 мая 2011 года, № 42.

4. Организационный

Учредительные документы

Протоколы общего собрания акционеров (учредителей)

Приказы об учетной политике для целей бухгалтерского, налогового, управленческого, стратегического учета Кодекс корпоративного поведения Положение о дивидендной политике Положение об информационной политике Положение о службе внутреннего контроля Должностные инструкции работников службы внутреннего контроля

Положение о внутреннем контроле

Формы документов для оформления результатов внутреннего контроля

Методические рекомендации по проведению внутреннего контроля

Методические рекомендации по оценке эффективности внутреннего контроля

На законодательном уровне деятельность внутренних контроллеров регулируется лишь косвенно, так как отсутствуют специальные законодательные акты и нормативного документы, посвященные вопросам внутреннего контроля. Документы данного уровня предназначены для обеспечения

единообразного учета хозяйственных операций и устанавливать единые принципы внутреннего контроля в организации.

Первый уровень законодательного регулирования включает в себя: Гражданский кодекс Республики Таджикистан, Трудовой кодекс Республики Таджикистан, Налоговый кодекс Республики Таджикистан и др.; законы Республики Таджикистан, в частности Закон Республики Таджикистан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 11 марта 2011года №142 (ред. От 14.03.2014г. № 1074), указы Президента Республики Таджикистан и постановления Правительства Республики Таджикистан, и др. Организация контроля со стороны руководства предприятия за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками, как в целом, так и по отдельным вопросам регламентируется на уровне законов. Соответствии со статьей 335 Гражданского кодекса Республики Таджикистан гласит: «...1. Собственник имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, в соответствии с законом решает вопросы создания

предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль использования по назначению и сохранностью принадлежащего

предприятию имущества.» [1].

Принцип законности включен во все нормативные документы в сфере финансового контроля, поскольку соблюдение этого принципа контролерами позволяет результатам проводимых проверки быть точными и реальными. Такую позицию поддерживает

отечественный экономист Р.Н. Саидов, также и отмечает, что соблюдение принципа законности позволяет получить результаты проверки без сомнений. Если контролер соблюдает этот принцип, полученные результаты будут приняты сторонами независимо от того, являются ли результаты положительными или отрицательными [18, с.73].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговый кодекс Республики Таджикистан определяет организационные, правовые и экономические основы по установлению, изменению, отмене, исчислению и уплате налогов, выполнению налоговых обязательств и направлен на формирование, развитие и стимулирование хозяйственной деятельности.

Закон Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Цель настоящего Закона заключается в обеспечении единой политики бухгалтерского учета и

финансовой отчетности по ведению учета имущества, активов и обязательств, составления сопоставимой и достоверной информации, связанной с хозяйственными операциями, предоставляемыми

государственными органами,

предприятиями, учреждениями и иными организациями, необходимой

пользователям.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» [3] организации обязаны принят и утверждать учетную политику, при этом наряду с другими требованиями имеет требование об утверждении порядка контроля

хозяйственных операций. Также в статье 11 отмечено, что главный бухгалтер обеспечивает контроль движения имущества, активов и выполнения обязательств. Таким образом, в данном нормативном документе имеются требования по контролю объектов бухгалтерского учета. Необходимо отметить, что в данном законе не раскрыта понятие и сущность внутреннего контроля, а также элементы, порядок

документирования и организации внутреннего контроля в организациях [12].

Изучение другого статьей данного законодательного выявило, что организации должны организовать и проводить внутренний финансовый контроль в соответствии со статьей 26 "Контроль в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности" согласно пункту 1 этой статьи, контроль осуществляется в форме проверки.

Частично организация процессов внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях регулируется действующим законодательством, которое предписывает создание ревизионной комиссии. В соответствии со статьей 111 Гражданского Кодекса Республики

Таджикистан [1], в акционерном обществе высший орган управления (общее собрание акционеров) может избрать ревизионную комиссию. Кроме того, создание ревизионной комиссии регулируется статьей 72 Закон Республики Таджикистан «Об акционерных обществах» [4] и фактически является обязательным для акционерных обществ (кроме, норме статьи 72 на это указывают также нормы статьи 43). Обществе с ограниченной ответственностью, согласно статье 95 Гражданского Кодекса Республики Таджикистан в компетенцию его высшего органа управления (общего собрания участников) входит избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества, в статье 51 Закон Республики Таджикистан «Об обществах с ограниченной

ответственностью» [5] установлено, что образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным для организаций, с числом более 15 участников (создание ревизионной комиссии в обществе с ограниченной ответственностью регулируется нормами ст.35 и 51 Закон Республики Таджикистан «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Закон Республики Таджикистан "Об аудиторской деятельности" [6]

предназначен для установления правовых основ и регулирования аудиторской деятельности, а также определяет взаимоотношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями. Статья 8 данного Закона предусматривает два аудита: внешнего и внутреннего, что способствует улучшению систем внутреннего контроля и управления рисками в организациях. Внешний аудит бывает обязательным или по инициативе, проводится аудиторскими организациями.

Субъекты публичного интереса и иные субъекты, в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан подлежат обязательному ежегодному аудиту.

Статья 13 данного Закона посвященная организации внутреннего аудита, содержит важные положения для регулирования этой сферы. Внутренний аудит устанавливается хозяйствующими субъектами и регулируется на основе местного законодательства,

международных стандартов и

профессионального кодекса этики.

На втором уровне (нормативном) представлены документы,

устанавливающие обязательные для всех хозяйствующих субъектов нормы внутреннего контроля. Министерства финансов Республики Таджикистан разработал общие рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.

ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету) 1/99 «Учетная политика предприятий» регулирует правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, а также включают элементы внутреннего финансового контроля в части обеспечения сохранности имущества [11]. Если принять во внимание опыт разработки современных систем внутреннего контроля за рубежом и сравнить его с тем, что существует в настоящее время в Республике Таджикистан, то можно сказать, что процесс формирования систем внутреннего контроля в предпринимательском секторе страны находится на начальной стадии [14].

Третий уровень нормативного регулирования (методический) включает собой нормативные документы,

являющиеся в основном подзаконные акты, представленными в виде методических указаний, инструкций, рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля.

Четвертый уровень нормативного регулирования «организационный»,

который разрабатываются самими организациями и представлен внутренними стандартами, регулирующими порядок организации системы внутреннего контроля, с учетами специфики его деятельности. К данному уровню можно отнести приказы, касающиеся учетной политики организации, создания

обособленного сектора контроля (ревизии), должностные инструкции, закрепляющие обязанности по контролю за соответствующим объектом и другие регулятивные меры. Внутренние стандарты экономического субъекта устанавливают порядок проведения внутреннего контроля, а также раскрывают особенности организации и функционирования системы внутреннего контроля. Форма, содержание, порядок разработки этих стандартов определяют предприятиями самостоятельно с учетом требований законодательных и методических требований, и являются интеллектуальной собственностью самого предприятия.

В результате рассмотрения нормативно-правовых актов,

регулирующих систему внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях Республики Таджикистан выявлены существующие отрицательные моменты, которые препятствуют развитию внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях, некоторые из которых приведены ниже:

В текущем законодательстве Республики Таджикистан отсутствует требование об обязательном создании

системы внутреннего контроля для всех видов организаций.

1) В законодательстве полностью отсутствует обязательность создании системы внутреннего контроля для коммерческих организаций;

2) Отсутствует стандарт по организации системы внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях в Республики Таджикистан;

3) Отсутствуют методические рекомендации по оценке и методики проведения внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях.

Вывод. На наш взгляд, для совершенствования системы внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях Республики Таджикистан необходимо предложить следующие мероприятия:

• совершенствовать действующую нормативно-правовую базу связанных с регулированием вопросов внутреннего финансового контроля в организациях;

• разработать методические и практические рекомендации по организации системы внутреннего финансового контроля в коммерческих организациях, учитывающих отраслевую специфику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Республики Таджикистан, г.Душанбе,от 24 декабря 2022 года №1918. URL: ncz.tj/system/files/Legislation/1918_ru.pdf

2. Налоговый кодекс Республики Таджикистан, г. Душанбе от 23.12.2021 №1844. URL: https://andoz.tj/docs/kodex/Tax-Code 13 11 2023-RT ru.pdf

3. Закон Республики Таджикистан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 11 марта 2011года №142. URL: https://ncz.tj/system/files/Legislation/702_ru.pdf

4. Закон Республики Таджикистан «Об акционерных обществах» от 5 марта 2007 года №237. URL: https://ncz.tj/system/files/Legislation/237_ru.pdf

5. Закон Республики Таджикистан «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 10 мая 2002 года, №53. URL: https://ncz.tj/system/files/Legislation/53_ru.pdf

6. Закон Республики Таджикистан «Об аудиторской деятельности» от 4 июля 2013 года, №526. URL: https://ncz.tj/system/files/Legislation/993_ru.pdf

7. Закон Республики Таджикистан «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов» от 25 декабря 2015 года №1269. URL: https://ncz.tj/system/files/Legislation/1269_ru_0.pdf

8. Закон Республики Таджикистан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения» от 15 марта 2023 года №1950. URL: http://www.portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview.php?showdetail=&asosi_id=27228

9. Стратегия по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013-2018 годы. Утверждено Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 мая 2013 года №202 http://www.portali-huquqi.tj/publicadliya/view qonunhoview.php?showdetail=&asosi id=14996

10. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 мая 2013 года №202 / Стратегия по внедрению Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013-2018 годы.

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятий» ПБУ 1/99. Приказ министра финансов Республики Таджикистан от 24.09.99 г., № 135 [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://moliya.tj/ru/3-8-2

12. Бобоев М. У., Аюбова Ф. А. Внутренний финансовый контроль в системе управления организации //Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия: Естественные и экономические науки. - 2020. - Т. 52. -№. 1. - С. 173-178.

13. Евстафьева Е.М., Лавров Д.А. Внутренний контроль собственного капитала коммерческих организаций: нормативно-правовой аспект // Учет и статистика. 2019. №4 (56). URL: https:^yberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-kontrol-sobstvennogo-kapitala-kommercheskih-organizatsiy-normativno-pravovoy-aspekt (дата обращения: 14.05.2024).

14. Каримов Б. Х. Практические аспекты формирования внутреннего контроля в субъектах предпринимательства Республики Таджикистан //Экономика предприятий, регионов, стран: актуальные. - 2023. - С. 39.

15. Овсянников Л. Н. Внутренний финансовый контроль в организациях //Финансовый журнал. - 2010. - №. 3. - С. 137-146.

16. Тимофеева Наталья Васильевна. Внутренний контроль и аудит в коммерческих банках: нормативное регулирование // Вестник СурГУ. 2015. №1 (7). URL: https:^yberleninka.m/artide/n/vnutrenniy-kontrol-i-audit-v-kommercheskih-bankah-normativnoe-regulirovanie (дата обращения: 10.04.2024).

17. Хукматов, Д. Ч,. Хусусиятх,ои ташкили назорати дохилй дар раванди идоракунии корхонах,ои кишоварзй / Д. Ч. Хукматов // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. - 2021. - No. 1-4(92). - P. 234-238. - EDN HCHVEG.

18. Саидов Р.Н. Принсипх,ои назоратй ва таъсири онх,о ба натичах,ои санчишх,о / Р.Н. Саидов // Паёми "Молия ва и^тисод".-Душанбе.-2018.- № 4 (16).-С.72-79.

Информация об авторе :

Аюбова Фарида Азимджоновна - соискатель, старший предподавател кафедры финансы и кредит, Худжандский политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими. Адрес: 735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, ул. И. Сомони, 226. E-mail: [email protected]

Information about the authors:

Ayubova Farida Azimjonovna - applicant, senior teacher of the Department of Finance and Credit, Khujand Polytechnic Institute of the Tajik Technical University named after academician M.S. Oshimi. Address: 735700, Republic of Tajikistan, Khujand, st. I. Somoni, 226. E-mail: [email protected]

Маълумот дар бораи муаллиф:

Аюбова Фарида Азимчоновна - унвончуй, омузгори калони кафедраи молия ва карзи Донишкадаи политехникии Днишгох,и техникии Точикистон ба номи академик М.С.Осимй дар ш. Хучанд, Сурога: 735700, Чумхурии Точикистон, ш. Хучанд, кучаи И.Сомонй, 226. E-mаil: [email protected], Тел.: (+992) 92 7000564.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.