нормативно-правовая база работы паевых инвестиционных
V V 1
фондов в российской федерации
Н. С. Ерыгина*
Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
* email: [email protected]
В статье рассматривается исторический опыт регулирования работы паевых фондов. Представлены нормативные акты, среди которых важное место занимает закон № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Рассмотрены требования к управляющей компании для получения лицензии на управление фондами.
Ключевые слова: закон, нормативно-правовая база, паевые инвестиционные фонды, управляющая компания, лицензирование, доверительное управление.
NORMATIVE - LEGAL BASE OF MUTUAL FUND OPERATION N. S. Erygina*
National Research Tomsk State University 36 Lenina Ave., 634050, Tomsk, Russia
* email: [email protected]
The article examines the historical experience of regulation of mutual funds. The author presents normative acts, among which an important place is occupied by the law No. 156-ФЗ "About investment funds". Review requirements to the management company to obtain a license to manage funds.
Keywords: law, legalframework, mutual funds, Management Company, licensing, trust management.
В настоящее время в современной России нормативно-правовая база работы паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФов) является наиболее полной и разработанной, и ее формирование практически завершено. Паевой инвестиционный фонд представляет собой совокупность капитала, переданного инвесторами в доверительное управление с целью его прироста; не является юридическим лицом.
Исторически функционирование ПИФа как инструмента коллективного инвестирования берет свое начало с Указа Президента № 765 «О дополнительных мерах по повышению инвестиционной политики РФ...» от 26 июля 1995 года, в котором был определен порядок образования и ведения своей деятельности паевым фондом. В дальнейшем в дополнение к Указам Президента Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала свыше тридцати нормативных актов в виде постановлений, которые затрагивают следующие аспекты деятельности ПИФа:
типовой проспект эмиссии инвестиционных паев; временное положение о функционировании управляющих компаний (далее - УК), лицензировании деятельности по доверительному управлению;
- типовые правила деятельности открытых и интервальных фондов и т.п.
При разработке нормативных актов ФКЦБ опиралась на опыт законодательства в зарубежных странах, таких как Германия, Швейцария, Франция и другие.
В дальнейшем регулирование деятельности ПИФов осуществляется на основании закона № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года, в котором закреплены основные понятия в области коллективного вложения средств [1]. В соответствии с данным законом появилась возможность образования акционерных инвестиционных фондов и ПИФов закрытого типа, однако основное внимание уделялось деятель-
ности паевых фондов. Является базовым документом (с последующими дополнениями) регулирования работы паевых фондов. Его нормы значительно обновлены с принятием федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28 июля 2012 года. Закон включает положения по таким ключевым вопросам, как:
понятие и основные особенности функционирования ПИФов;
- порядок выдачи, погашения, обмена инвестиционных паев, порядок ведения реестра;
деятельность УК, ее аудит, требования к раскрытию информации о ее функционировании.
Закон № 156-ФЗ жестко определяет функционирование УК, ее защитные меры и требования по обеспечению контроля со стороны государства за управляющей компанией, сохранности имущества паевого фонда. Согласно ст. 11 закона имущество фонда является общим имуществом собственников паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Доверительное управление ПИФом осуществляет УК посредством совершения различных юридических, фактических действий в отношении имущества, составляющего его. Правила доверительного управления ценными бумагами изложены в ГК РФ.
Особое место в законодательном регулировании занимают Постановления Правительства РФ, которые установили типовые правила доверительного управления ПИФом. В них детально описаны взаимоотношения по поводу приобретения, обмена и погашения инвестиционных паев, выплаты пайщикам, депозитарию, регистратору, аудитору и т.д.
13 марта 2004 года в связи с упразднением ФКЦБ полномочия были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). С тех пор управление ПИФами жестко контролировалось данным органом исполнительной власти.
ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 2
149
Разработка нормативно-правовой базы в сфере деятельности паевых фондов была продолжена ФСФР, которая:
определила государственный контроль над функционированием ПИФа;
установила многосторонний перекрестный контроль организаций, отвечающих за деятельность ПИФа;
разделила управление активами и их хранение; предъявила существенные требования к предоставлению необходимой инвесторам информации для принятия ими грамотного решения;
устранила двойную налоговую нагрузку, которая была присуща паевым фондам на ранней стадии их создания;
- улучшила систему отчетности.
Для инвесторов интерес могут представлять такие документы, как:
Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (утверждено приказом ФСФР от 30 марта 2005 г. № 05-8). Данный документ утверждает, что по критерию состава активов выделяют ПИФы определенных категорий: акций, облигаций, недвижимости и др. При таких критериях выделения паевых фондов на категории, частные и профессиональные инвесторы могут выбрать наиболее прибыльный и перспективный проект на финансовом рынке;
Положение о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию (утверждено приказом ФСФР от 15 июня 2005 г. № 0521);
Положение о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов (утверждено постановлением ФКЦБ от 18 февраля 2004 г. N 04-5), и др. [2].
1 сентября 2013 года ФСФР упразднена, присоединившись к ЦБ РФ и образовав Службу Банка России по финансовым рынкам. Среди документов Банка России в области контроля деятельности паевых фондов, выделяют:
Указание Банка России от 21.07.2014 № 3329-У "О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов";
Инструкция Банка России от 06.11.2014 № 157-И "О порядке регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и изменений и дополнений в них";
Информационное сообщение Банка России от 30.10.2014 "О требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчетности" и др. [3].
Следует отметить, что лицензирование деятельности УК является также формой правого регулирования работы ПИ-Фов. ФЗ «Об инвестиционных фондах» выделяет несколько условий для получения лицензии:
организационно-правовая форма: управляющая компания должна быть образована в форме акционерного общества или общества с дополнительной (ограниченной) ответственностью, согласно п.1 ст. 38 [1];
запрет на вступление в должность в УК лиц, понес-
ших наказание в форме дисквалификации или судимость за умышленные деяния, нарушения требований финансово-хозяйственной деятельности и др. Это требование призвано защитить интересы потенциальных вкладчиков и не допустить грубых нарушителей законодательства к работе в управляющей компании;
наличие профессиональной квалификации, навыков, опыта у единоличного, коллегиального исполнительного органа, контролера, членов совета директоров;
- наличие достаточного размера собственных средств (80 миллионов рублей). Данное условие образует определенный барьер для входа на фондовый рынок недобросовестных управляющих компаний.
В таблице 1 приведены данные по числу выданных лицензий УК за годовой период.
Таблица 1
Статистика Национальной лиги управляющих по числу выданных лицензий управляющим компаниям за период с 14.03.2015 по 14.03.2016 [4]
Выдано лицензий 6
Аннулировано лицензий (включая УК, срок действия лицензий которых истек) 33
Приостановлено лицензий 0
Возобновлено лицензий 0
Количество УК, которые начали работать с фондами 12
В ГК РФ определены правила, которых должна придерживаться управляющая компания при доверительном управлении ценными бумагами, согласно которым имущество ПИФов не принадлежит ей на праве собственности [5]. Управляющая компания вправе совершать с ним определенные действия в целях получения дохода на предоставленном ей правомочии распоряжаться этим имуществом. Для этого необходимо проинформировать другую сторону сделки о своей роли доверительного управляющего, ставить пометку «Д.У.» и наименование ПИФа после названия управляющей компании в письменных документах.
Таким образом, взаимоотношения участников коллективного инвестирования имеют сложную и многоплановую структуру и базируется на достаточно большом количестве правовых аспектов. Поэтому такое взаимодействие регулируется достаточно объемной нормативно-правовой базой, которая определяет права и обязанности сторон данного процесса, устанавливает порядок взаимоотношений по ключевым вопросам. Первый паевой фонд появился в 1996 году на законодательной основе. В настоящее время регулирование работы ПИФов позволяет отметить, что данный институт коллективного вложения средств имеет достаточно разработанную законодательную базу с жесткими требованиями высокой ликвидности ценных бумаг и высокой надежности. В некоторой степени этим определяется растущая популярность такой формы инвестирования. В РФ контроль за деятельностью ПИФов со стороны государства, устанавливая порядок взаимодействия участников коллективного инвестирования, предусматривает достаточно строгое ре-
гулирование движения финансовых ресурсов, что позволяет снизить риски данного механизма вложения средств, и тем самым, ведет к повышению его надежности и инвестиционной привлекательности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 28.11.2001 № 156-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.
- Электрон.дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Правовые аспекты ПИФ. Общие сведения [Электронный ресурс] // RussianPify.Narod.Ru. - Электрон. дан. - URL: http://russianpify. narod.ru/pages/l1.htm (дата обращения 11.05.2015).
3. Нормативно-правовая база для участников финансового рынка
(брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, управляющих компаний ПИФ, МФО) [Электронный ресурс] // Декарт. -Электрон. дан. - URL: http://idekart.ru/articles/39431 (дата обращения: 13.02.2016).
4. Аналитика НЛУ [Электронный ресурс] // Национальная лига управляющих. - Электрон. дан. - URL: http://www.nlu.ru/stat-count_uk.htm (дата обращения: 14.03.2016).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ : (в ред. от 06.04.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Ерыгина Н. С. Особенности эмиссии и обращения инвестиционных паев // Juvenis scientia. - 2016. - № 1. - С. 72-74.
7. Укрин А. В. Государственное регулирование паевых инвестиционных фондов // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - № 4. - С. 318-323.
8. Паронян Д. А. Особенности функционирования зарубежных взаимных фондов // Альманах современной науки и образования. -2015. - № 2. - С. 94-97.
Поступила в редакцию 14.03.2016