Научная статья на тему 'Нормативно-правовая база работы паевых инвестиционных фондов в российской федерации'

Нормативно-правовая база работы паевых инвестиционных фондов в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1629
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
закон / нормативно-правовая база / паевые инвестиционные фонды / управляющая компания / лицензирование / доверительное управление. / law / legal framework / mutual funds / Management Company / licensing / trust management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгина Н. С.

В статье рассматривается исторический опыт регулирования работы паевых фондов. Представлены нормативные акты, среди которых важное место занимает закон № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Рассмотрены требования к управляющей компании для получения лицензии на управление фондами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE – LEGAL BASE OF MUTUAL FUND OPERATION

The article examines the historical experience of regulation of mutual funds. The author presents normative acts, among which an important place is occupied by the law No. 156-ФЗ "About investment funds". Review requirements to the management company to obtain a license to manage funds.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовая база работы паевых инвестиционных фондов в российской федерации»

нормативно-правовая база работы паевых инвестиционных

V V 1

фондов в российской федерации

Н. С. Ерыгина*

Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36

* email: [email protected]

В статье рассматривается исторический опыт регулирования работы паевых фондов. Представлены нормативные акты, среди которых важное место занимает закон № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Рассмотрены требования к управляющей компании для получения лицензии на управление фондами.

Ключевые слова: закон, нормативно-правовая база, паевые инвестиционные фонды, управляющая компания, лицензирование, доверительное управление.

NORMATIVE - LEGAL BASE OF MUTUAL FUND OPERATION N. S. Erygina*

National Research Tomsk State University 36 Lenina Ave., 634050, Tomsk, Russia

* email: [email protected]

The article examines the historical experience of regulation of mutual funds. The author presents normative acts, among which an important place is occupied by the law No. 156-ФЗ "About investment funds". Review requirements to the management company to obtain a license to manage funds.

Keywords: law, legalframework, mutual funds, Management Company, licensing, trust management.

В настоящее время в современной России нормативно-правовая база работы паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФов) является наиболее полной и разработанной, и ее формирование практически завершено. Паевой инвестиционный фонд представляет собой совокупность капитала, переданного инвесторами в доверительное управление с целью его прироста; не является юридическим лицом.

Исторически функционирование ПИФа как инструмента коллективного инвестирования берет свое начало с Указа Президента № 765 «О дополнительных мерах по повышению инвестиционной политики РФ...» от 26 июля 1995 года, в котором был определен порядок образования и ведения своей деятельности паевым фондом. В дальнейшем в дополнение к Указам Президента Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала свыше тридцати нормативных актов в виде постановлений, которые затрагивают следующие аспекты деятельности ПИФа:

типовой проспект эмиссии инвестиционных паев; временное положение о функционировании управляющих компаний (далее - УК), лицензировании деятельности по доверительному управлению;

- типовые правила деятельности открытых и интервальных фондов и т.п.

При разработке нормативных актов ФКЦБ опиралась на опыт законодательства в зарубежных странах, таких как Германия, Швейцария, Франция и другие.

В дальнейшем регулирование деятельности ПИФов осуществляется на основании закона № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года, в котором закреплены основные понятия в области коллективного вложения средств [1]. В соответствии с данным законом появилась возможность образования акционерных инвестиционных фондов и ПИФов закрытого типа, однако основное внимание уделялось деятель-

ности паевых фондов. Является базовым документом (с последующими дополнениями) регулирования работы паевых фондов. Его нормы значительно обновлены с принятием федерального закона № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28 июля 2012 года. Закон включает положения по таким ключевым вопросам, как:

понятие и основные особенности функционирования ПИФов;

- порядок выдачи, погашения, обмена инвестиционных паев, порядок ведения реестра;

деятельность УК, ее аудит, требования к раскрытию информации о ее функционировании.

Закон № 156-ФЗ жестко определяет функционирование УК, ее защитные меры и требования по обеспечению контроля со стороны государства за управляющей компанией, сохранности имущества паевого фонда. Согласно ст. 11 закона имущество фонда является общим имуществом собственников паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Доверительное управление ПИФом осуществляет УК посредством совершения различных юридических, фактических действий в отношении имущества, составляющего его. Правила доверительного управления ценными бумагами изложены в ГК РФ.

Особое место в законодательном регулировании занимают Постановления Правительства РФ, которые установили типовые правила доверительного управления ПИФом. В них детально описаны взаимоотношения по поводу приобретения, обмена и погашения инвестиционных паев, выплаты пайщикам, депозитарию, регистратору, аудитору и т.д.

13 марта 2004 года в связи с упразднением ФКЦБ полномочия были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). С тех пор управление ПИФами жестко контролировалось данным органом исполнительной власти.

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 2

149

Разработка нормативно-правовой базы в сфере деятельности паевых фондов была продолжена ФСФР, которая:

определила государственный контроль над функционированием ПИФа;

установила многосторонний перекрестный контроль организаций, отвечающих за деятельность ПИФа;

разделила управление активами и их хранение; предъявила существенные требования к предоставлению необходимой инвесторам информации для принятия ими грамотного решения;

устранила двойную налоговую нагрузку, которая была присуща паевым фондам на ранней стадии их создания;

- улучшила систему отчетности.

Для инвесторов интерес могут представлять такие документы, как:

Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (утверждено приказом ФСФР от 30 марта 2005 г. № 05-8). Данный документ утверждает, что по критерию состава активов выделяют ПИФы определенных категорий: акций, облигаций, недвижимости и др. При таких критериях выделения паевых фондов на категории, частные и профессиональные инвесторы могут выбрать наиболее прибыльный и перспективный проект на финансовом рынке;

Положение о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию (утверждено приказом ФСФР от 15 июня 2005 г. № 0521);

Положение о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов (утверждено постановлением ФКЦБ от 18 февраля 2004 г. N 04-5), и др. [2].

1 сентября 2013 года ФСФР упразднена, присоединившись к ЦБ РФ и образовав Службу Банка России по финансовым рынкам. Среди документов Банка России в области контроля деятельности паевых фондов, выделяют:

Указание Банка России от 21.07.2014 № 3329-У "О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов";

Инструкция Банка России от 06.11.2014 № 157-И "О порядке регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и изменений и дополнений в них";

Информационное сообщение Банка России от 30.10.2014 "О требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчетности" и др. [3].

Следует отметить, что лицензирование деятельности УК является также формой правого регулирования работы ПИ-Фов. ФЗ «Об инвестиционных фондах» выделяет несколько условий для получения лицензии:

организационно-правовая форма: управляющая компания должна быть образована в форме акционерного общества или общества с дополнительной (ограниченной) ответственностью, согласно п.1 ст. 38 [1];

запрет на вступление в должность в УК лиц, понес-

ших наказание в форме дисквалификации или судимость за умышленные деяния, нарушения требований финансово-хозяйственной деятельности и др. Это требование призвано защитить интересы потенциальных вкладчиков и не допустить грубых нарушителей законодательства к работе в управляющей компании;

наличие профессиональной квалификации, навыков, опыта у единоличного, коллегиального исполнительного органа, контролера, членов совета директоров;

- наличие достаточного размера собственных средств (80 миллионов рублей). Данное условие образует определенный барьер для входа на фондовый рынок недобросовестных управляющих компаний.

В таблице 1 приведены данные по числу выданных лицензий УК за годовой период.

Таблица 1

Статистика Национальной лиги управляющих по числу выданных лицензий управляющим компаниям за период с 14.03.2015 по 14.03.2016 [4]

Выдано лицензий 6

Аннулировано лицензий (включая УК, срок действия лицензий которых истек) 33

Приостановлено лицензий 0

Возобновлено лицензий 0

Количество УК, которые начали работать с фондами 12

В ГК РФ определены правила, которых должна придерживаться управляющая компания при доверительном управлении ценными бумагами, согласно которым имущество ПИФов не принадлежит ей на праве собственности [5]. Управляющая компания вправе совершать с ним определенные действия в целях получения дохода на предоставленном ей правомочии распоряжаться этим имуществом. Для этого необходимо проинформировать другую сторону сделки о своей роли доверительного управляющего, ставить пометку «Д.У.» и наименование ПИФа после названия управляющей компании в письменных документах.

Таким образом, взаимоотношения участников коллективного инвестирования имеют сложную и многоплановую структуру и базируется на достаточно большом количестве правовых аспектов. Поэтому такое взаимодействие регулируется достаточно объемной нормативно-правовой базой, которая определяет права и обязанности сторон данного процесса, устанавливает порядок взаимоотношений по ключевым вопросам. Первый паевой фонд появился в 1996 году на законодательной основе. В настоящее время регулирование работы ПИФов позволяет отметить, что данный институт коллективного вложения средств имеет достаточно разработанную законодательную базу с жесткими требованиями высокой ликвидности ценных бумаг и высокой надежности. В некоторой степени этим определяется растущая популярность такой формы инвестирования. В РФ контроль за деятельностью ПИФов со стороны государства, устанавливая порядок взаимодействия участников коллективного инвестирования, предусматривает достаточно строгое ре-

гулирование движения финансовых ресурсов, что позволяет снизить риски данного механизма вложения средств, и тем самым, ведет к повышению его надежности и инвестиционной привлекательности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 28.11.2001 № 156-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.

- Электрон.дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2. Правовые аспекты ПИФ. Общие сведения [Электронный ресурс] // RussianPify.Narod.Ru. - Электрон. дан. - URL: http://russianpify. narod.ru/pages/l1.htm (дата обращения 11.05.2015).

3. Нормативно-правовая база для участников финансового рынка

(брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, управляющих компаний ПИФ, МФО) [Электронный ресурс] // Декарт. -Электрон. дан. - URL: http://idekart.ru/articles/39431 (дата обращения: 13.02.2016).

4. Аналитика НЛУ [Электронный ресурс] // Национальная лига управляющих. - Электрон. дан. - URL: http://www.nlu.ru/stat-count_uk.htm (дата обращения: 14.03.2016).

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ : (в ред. от 06.04.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

6. Ерыгина Н. С. Особенности эмиссии и обращения инвестиционных паев // Juvenis scientia. - 2016. - № 1. - С. 72-74.

7. Укрин А. В. Государственное регулирование паевых инвестиционных фондов // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - № 4. - С. 318-323.

8. Паронян Д. А. Особенности функционирования зарубежных взаимных фондов // Альманах современной науки и образования. -2015. - № 2. - С. 94-97.

Поступила в редакцию 14.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.