Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
УДК 340.11 https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/45
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ
©Рыспаева Г. С., ORCID 0000-0002-3353-8953, канд. юрид. наук, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
LEGAL FRAMEWORK FOR ORGANIZATION AND ACTIVITIES IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION IN KYRGYZSTAN
©Ryspaeva G., ORCID 0000-0002-3353-8953, J.D., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье автором рассматривается состояние нормативно-правовой базы организации и деятельности в сфере цифровой трансформации в Кыргызстане. По мнению автора, в целях создания благоприятной политической и нормативной правовой среды, содействующей инновациям, развитию инфраструктуры и услуг информационно-коммуникационные технологии в цифровой экономике, укрепление связи и сотрудничества с другими секторами, учитывая межсекторальный характер цифровых технологий и требуется своевременное усовершенствование законодательных актов на постоянной и непрерывной основе. Автор ставит цель исследовать влияние цифровой трансформации на совершенствования нормативной правовой базы, выделяя новые преимущества и угрозы, связанные с применением цифровых технологий в правовой практике.
Abstract. In the article, the author examines the state of the legal framework of the organization and activities in the field of digital transformation in Kyrgyzstan. According to the author, in order to create a favorable political and regulatory environment that promotes innovation, development of infrastructure and services, information and communication technologies in the digital economy, strengthening communication and cooperation with other sectors, taking into account the intersectoral nature of digital technologies, and requires timely improvement of legislative acts on a permanent and continuous basis. The author aims to investigate the impact of digital transformation on improving the regulatory framework, highlighting new advantages and threats associated with the use of digital technologies in legal practice.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты, национальная стратегия, государственная политика, информационное общество, цифровая трансформация, информационная технология.
Keywords: legal acts, national strategy, state policy, information society, digital transformation, information technology.
Цифровая трансформация и внедрение передовых цифровых технологий на сегодняшний день является одним из самых приоритетных направлений государственной политики страны.
I© ©J
^ei™ Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0) 351
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
Киргизская Республика приняла Национальную стратегию развития на 2018-2040 гг., где были обозначены контуры цифровой трансформации страны. Цифровая трансформация произведет технологические перемены в стране и повысит конкурентоспособность экономики, уровень жизни граждан и эффективность государства. Киргизская Республика представляет собой динамично растущую инновационную экосистему, которая интегрирована с глобальным миром и привлекает технологии, инвестиции и квалифицированные кадры.
В целях создания благоприятной политической и нормативной правовой среды, содействующей инновациям, развитию инфраструктуры и услуг информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) в цифровой экономике, укрепление связи и сотрудничества с другими секторами, учитывая межсекторальный характер цифровых технологий и требуется своевременное усовершенствование законодательных актов на постоянной и непрерывной основе. Деятельность будет направлена на определение и преодоление существующих правовых барьеров эффективной цифровой трансформации путем разработки необходимой нормативной правовой базы и обеспечение ее реализации.
Целью совершенствования нормативной правовой базы является внедрение реформ, направленных на защиту интеллектуальной собственности, создание гибких механизмов пилотирования инноваций через «регулятивные песочницы», защита и стимулирование инвестиций в инновации, поддержки малого и среднего бизнеса в особенности в сфере ИКТ, привлечение зарубежных высококвалифицированных специалистов, а также на активизацию национального рынка ИКТ и обеспечение приемлемого по цене для всех граждан доступа к ИКТ.
Необходимо правовое преобразование всей системы государственного управления касательно вопросов цифровизации. Должно быть введено гибкое нормативное регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных. Необходимо создать нормативную правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики, внедрения блокчейн технологий в системе государственного управления и экономике, технологий искусственного интеллекта в работе цифровых приложений.
С помощью надлежащих правовых рамок произойдет стимулирование развития и улучшения доступа к услугам, в обеспечении доверия и безопасного использования информационных технологий и в повышении устойчивости сетей.
Деятельность будет направлена на совершенствование нормативных правовых актов в таких областях, как:
-защита персональных данных, включая создание независимого уполномоченного органа, введение ответственности за нарушения;
-использование электронной подписи, включая вопросы надежной идентификации/аутентификации в цифровой среде, учета и отчетности в цифровой форме в налоговой сфере, оформления и контроля с использованием цифровых средств в таможенной сфере, а также создания Национального удостоверяющего центра;
-государственная служба (вопросы цифровых компетенций и цифровых навыков государственных служащих, их профессиональной переподготовки и повышения квалификации);
-государственное управление (вопросы электронного управления, предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций в цифровой форме, электронный документооборот, электронное участие, создание государственной системы электронных сообщений);
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
-доступ к информации и об информационных технологиях, включая оборот данных, в том числе персональных, в цифровом формате (вопросы распространения информации и доступа к ней, в том числе в форме открытых данных, обработки персональных данных, использования информационных ресурсов и систем, в том числе распределенных, облачных технологий, искусственного интеллекта, центров обработки данных и соединяющих их каналов связи, защита цифровой информации);
-телекоммуникационная инфраструктура (вопросы технического регулирования, включая цифровую и телекоммуникационную инфраструктуру, присоединения, сетевой нейтральности, антимонопольного регулирования);
-отдельные виды деятельности в цифровом секторе (вопросы обеспечения кибербезопасности, использования цифровых доказательств, создание нормативных возможностей для интернет-сервисов, мобильных приложений, электронных платежей, и др.);
-гражданское законодательство (вопросы заключения и исполнения договоров и односторонних сделок в цифровой форме, закрепление прав на цифровые активы, осуществление операций с такими активами, расчеты в электронной форме.
В целях реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» для системного, поэтапного подхода была разработана и утверждена Дорожная карта по реализации. В ее создании, корректировке принимал участие широкий круг заинтересованных лиц: государственный, частный, гражданский сектор, а также представители НПО, НКО, донорские организации.
В своем обращении Президент КР Сооронбай Шарипович Жээнбеков призвал всех заинтересованных лиц, в частности бизнес сектор, стать союзниками в рамках масштабных трансформационных процессов, которые позволят улучшить экономику страны, создать новые рабочие места и присоединиться к глобальным цифровым процессам для получения цифровых дивидендов и обеспечения устойчивого развития Киргизской Республики [1].
Предоставление качественных цифровых услуг, повышение эффективности, результативности, открытости, прозрачности, подотчетности и борьбы с коррупцией системы государственного управления, повышение уровня вовлеченности граждан в процессы принятия государственных и муниципальных решений через цифровую трансформацию системы государственного и муниципального управления.
Действия будут направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, искоренение коррупции через внедрение цифровых государственных и муниципальных услуг и автоматизацию внутренних процессов, процедур и регламентов, а также совершенствование нормативной правовой базы Киргизской Республики для обеспечения легитимности данной деятельности, в том числе через внедрение механизмов «регулятивных песочниц».
Обеспечение верховенства права и снижение уровня коррупции в системе правопорядка и правосудия будет реализовано через внедрение цифровых инструментов взаимодействия правоохранительных органов и судебной ветви власти с гражданами и бизнес-структурами, полную автоматизацию внутренних процессов и процедур, постоянное совершенствование цифровых навыков судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов [2].
Внедрение цифровых инструментов, в том числе обеспечение целостности судебных документов при помощи криптографических протоколов, в обеспечении правопорядка и обеспечении правосудия также потребует законодательного закрепления цифровых доказательств.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
Киргизская Республика должна активно осваивать и распространять новейшие разработки наших зарубежных партнеров. Киргизская Республика может стать международным центром технологического трансфера. Для этого необходимо создавать благоприятные условия для деятельности зарубежных технологических компаний, которые готовы делиться своими знаниями и технологиями. К таким компаниям могут относиться международные стартапы, которым нужна помощь в освоении новых рынков. Следует использовать существующие механизмы признания и зашиты интеллектуальной собственности на международном уровне.
Агентами технологического трансфера могут стать иностранные специалисты, которые готовы работать в стране, где также будут созданы инструменты дистанционного трудоустройства. Необходимо создавать комфортные условия для получения ими разрешительных документов проживания и работы в стране, и создавать возможности качественной жизни в Киргизской Республике.
Также необходимо стимулировать сотрудников отечественных компаний и граждан осваивать технологии за рубежом и оставаться в курсе новейших технологических тенденций. Для этого необходимо всячески поощрять обучение за рубежом по направлению информационные технологии, посещение международных конференций, семинаров, и других мероприятий [3].
По нашему мнению, принятие соответствующего законодательства и регламентов представляет собой необходимое условие успешной цифровой трансформации, поскольку процесс государственного администрирования по своей природе нуждается исключительно на законах.
Крайне важно выявить бреши в законодательстве, которые подрывают процесс цифрового развития, и при необходимости осуществить необходимые изменения или принять новые законы.
К числу первоочередных направлений совершенствования законодательства, регламентов, правил и стандартов относятся: интеллектуальная собственность, кибербезопасность, обмен данными и их совместимость, неприкосновенность личной жизни и защита персональных и конфиденциальных данных, электронные платежи, открытые данные, общая цифровая инфраструктура и платформы, облачные вычисления и конкуренция на рынке услуг связи.
На раннем этапе развития должен быть разработан пакет регламентов, стандартов и правил, касающихся опорных ИТ-систем и приложений. Должны быть также выработаны, утверждены и внедрены для совместного использования руководящие принципы разработки цифровых решений.
Государственные гранты, выделяемые из госбюджета на создание государственных электронных сервисов представителями частного сектора в рамках конкурсов, могут способствовать более высокой эффективности распределения государственных средств и одновременно давать толчок развитию в стране цифровой экономики. Поддержка иностранных инвестиций (включая венчурный капитал) в сектор ИКТ может быть дополнена другими стимулами, такими как налоговые каникулы и освобождение от выплаты социальных сборов, а также различными мерами стимулирования местных разработчиков программного обеспечения [4].
Следует укрепить потенциал и возможности государства в области государственно-частного партнерства. Механизмы государственночастного партнерства, а также методику и стандарты определения приоритетности проектов в области цифрового развития, следует вырабатывать и принимать при активном участии частного сектора.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
Учитывая потенциал высококвалифицированных разработчиков и специалистов в области ИТ, следует продумать механизмы мотивации, которые будут гарантировать более широкое участие частного сектора в ИКТ-проектах. Как показывает мировой опыт, одним из действенных механизмов являются налоговые льготы для местных ИКТ-компаний, участвующих в проектах, которые осуществляются в рамках государственно-частного партнерства.
Чтобы добиться успеха, государственному сектору необходим соответствующий институциональный и человеческий потенциал.
Рекомендуется создать базу для совершенствования руководства цифровым развитием, чтобы укрепить потенциал и повысить квалификацию государственных должностных лиц, что позволит им более эффективно предоставлять высокотехнологичные услуги. Процедуры и программы развития навыков должны предусматривать межведомственное сотрудничество, консультации между коллегами одного уровня, обмен знаниями и опытом с зарубежными стартапами, а также регулярное проведение учебных курсов и семинаров с привлечением зарубежных специалистов. Могут оказаться полезными стипендиальные программы и двусторонние соглашения с лидерами в области цифровых технологий из других стран.
Следует провести анализ существующих структур и, опираясь на его результаты, а также руководствуясь соответствующим общемировым опытом, сформировать действенную институциональную систему и благоприятную нормативно-правовую базу
Для стимулирования использования инновационных цифровых решений государственными служащими, каждое ведомство могло бы рассмотреть возможность использования различных мер поощрения и мотивации, таких как премии, награды, повышение заработной платы и т. д.
А также, следует разработать механизмы взаимодействия, которые обеспечат привлечение представителей научных и образовательных учреждений для профессиональных консультаций и содействия развитию экспертных знаний в области цифровых инноваций.
Список литературы:
1. Выступление, обращение Президента Сооронбай Жээнбекова: Мы поставили цель вывести Кыргызстан на передовое место в регионе по цифровизации. https://clck.ru/MSKc5
2. Рыспаева Г. С. Иные меры обеспечения уголовного судопроизводства в свете новой редакции уголовно-процессуального законодательства Киргизской Республики // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 449-454. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/61
3. Щедрин Н., Востоков А. Уголовная ответственность юридических лиц или иные меры уголовно-правового характера в отношении организаций // Уголовное право. 2009. №1. С. 58-61.
4. Салыбекова Т. С., Турубеков У Basics and conditions of criminal liability of legal entities from a scientific point of view // Alatoo Academic Studies. 2018. Vol. 18. №4. P. 193-198.
References:
1. Vystuplenie, obrashchenie Prezidenta Sooronbai Zheenbekova: My postavili tsel' vyvesti Kyrgyzstan na peredovoe mesto v regione po tsifrovizatsii. https://clck.ru/MSKc5.
2. Ryspaeva, G. (2019). Other Ensuring Measures of Criminal Proceedings in Terms of the New Edition of the Criminal Procedural Legislation of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 449-454. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/61 (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 6. №3. 2020 DOI: 10.33619/2414-2948/52
3. Shchedrin, N., & Vostokov, A. (2009). Ugolovnaya otvetstvennost' yuridicheskikh lits ili inye mery ugolovno-pravovogo kharaktera v otnoshenii organizatsii. Ugolovnoe parvo, (1), 58-61. (in Russian).
4. Salybekova, T. S., & Terebekov, U. (2018). Basics and Conditions of Criminal Liability of Legal Entities From a Scientific Point of View. Alatoo Academic Studies, 18(4), 193-198. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 15.02.2020 г.
Принята к публикации 20.02.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Рыспаева Г. С. Нормативно-правовая база организации и деятельности в сфере цифровой трансформации в Кыргызстане // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №3. С. 351-356. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/45
Cite as (APA):
Ryspaeva, G. (2020). Legal Framework for Organization and Activities in the Field of Digital Transformation in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 6(3), 351-356. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/45 (in Russian).