ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КОМПЛЕКСА ГТО КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Э.А. ЗЮРИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Т.Ю. КОЛЯСКИНА, Министерство спорта Российской Федерации;
В.В. НОВОКРЕЩЕНОВ,
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Аннотация
Создание организационно-управленческих условий в физкультурно-спортивных организациях (клубах, включая фитнес-центры по месту жительства, а также трудовых коллективах) по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» является первоочередной задачей, в реализации которой следует уделить особое внимание практической информации, характеризующей реальную готовность физкультурно-спортивных организаций Российской Федерации к работе.
Важнейшим элементом в создании организационно-управленческих условий является готовность нормативно-правового обеспечения работы по реализации комплекса ГТО.
Ключевые слова: физкультурно-спортивные организации, физкультурно-спортивная деятельность, нормативно-правовые акты, организационно-управленческие условия.
Abstract
Creating organizational and administrative conditions in sports and sports organizations (clubs, including fitness centers in the community, as well as labor collectives) for the implementation of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" is a priority in the implementation of which should be pay attention to the practical information describing the real willingness of sports and sports organizations of the Russian Federation to work. The most important element in the creation of organizational and management conditions is the willingness of regulatory support work on the implementation of the GTO.
Key words: sports and sports organizations, sports and sports activities, regulations, organizational and managerial terms.
Актуальность
Развитие физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, направленная на укрепление человеческого потенциала и повышение качества жизни россиян, создание благоприятных условий для удовлетворения жизненно важных интересов и потребностей человека. Для повышения вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны необходимо существенно
увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [3] и государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80% [1]. Для
достижения указанных целей на государственном уровне принят ряд мер, ключевой из которых стало введение в действие в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [4]. Ожидается, что реализация мероприятий комплекса ГТО позволит уже в ближайшее время улучшить материально-техническую, нормативно-правовую, организационную, научно-образовательную и пропагандистскую базу физкультурно-спортивного движения.
Целью введения комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения [4]. Введение комплекса ГТО требует проведения широкой информационной и разъяснительной работы с населением о его целях и содержании, актуальности для различных сфер и социальных институтов общества.
Первоочередное внимание следует уделить практической информации, характеризующей реальную готовность физкультурно-спортивных организаций Российской Федерации к работе с 2016 г. с населением по подготовке к выполнению нормативных испытаний (тестов) комплекса ГТО, создание организационно-управленческих условий в физкультурно-спортивных организациях (далее - ФСО), клубах, включая фитнес-центры по месту жительства, а также трудовых коллективах по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [2]. В этой связи, важнейшим элементом в создании организационно-управленческих условий является готовность нормативно-правового обеспечения работы по реализации комплекса ГТО.
Цель исследования. Изучить факторы, влияющие на создание необходимых организационно-управленческих условий работы с населением в ФСО, клубах, включая фитнес-центры по месту жительства, а также трудовых коллективах по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Методы исследования. Изучение и анализ нормативно-правовых актов, научно-методической литературы, оценка работы ФСО, наблюдения в сфере физической культуры и спорта, социологический опрос.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью сбора практической информации, характеризующей реальное состояние готовности ФСО Российской Федерации к работе с 2016 года с населением по подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, было проведено масштабное социологическое исследование, в котором приняли участие руководители ФСО из 25 субъектов Российской Федерации. Всего в опросе приняли участие руководители 218 организаций.
Анкета для руководителей ФСО состояла из 4 блоков, каждый из которых включал вопросы и готовые варианты ответов по созданию отдельных элементов
организационно-управленческих условий: нормативно-правовые (5 вопросов), материально-технические (4 вопроса), кадровые (6 вопросов) и информационные (7 вопросов). В анкету также был включен вопрос о ранжировании отдельных элементов организационно-управленческих условий с оценкой стоимости от 0 до 5 баллов. Среди основных групп факторов на основе проведенного опроса мы выделили наличие и проработанность нормативно-правовой базы как условие эффективного внедрения комплекса ГТО.
Результаты проведенного опроса руководителей ФСО Российской Федерации показали, что нормативно-правовому обеспечению работы по реализации комплекса ГТО руководители придают большое значение. В таблице 1 приведены данные ответов по применению некоторых нормативных документов в практике работы.
Организации в большей степени используют в своей работе три основных документа:
- Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 24 марта 2014 г. № 172 (63,5% опрошенных);
- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» (62,8% опрошенных);
- приказ Минспорта России «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 8 июля 2014 г. № 575 (59,1% опрошенных организаций).
Только третья часть опрошенных (32,1%) организаций обращалась к приказу Минтруда России «О внесении изменений в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» от 16.06.2014 г. № 375Н (табл. 2).
В целом его применяют 38,7% опрошенных организаций, не применяют - 35%, ничего об этом документе не знают - 17,5%. Отрадно, что чаще всего применяют его в работе коммерческие организации (ФОК и фитнес-клу-бы - 45,9%). Нужно активнее использовать возможности этого документа для создания условий по подготовке к выполнению нормативов ГТО для взрослого населения. Это собираются делать в будущем 27% опрошенных организаций.
Важно не только то, насколько знают руководители ФСО нормативную базу федерального уровня, но и как ее используют в своей практической деятельности и какое продолжение они получили в локальных актах организаций по реализации федеральных документов по ГТО. Так, выяснилось, что в среднем 43% организаций не приняли за прошедший год никаких локальных актов, касающихся организации и проведения физкультурных мероприятий по реализации комплекса ГТО среди занимающихся: в коммерческих ФОК - 50,8%, в ДЮСШ -38,2%. В целом практически 67% организаций ничего по этому вопросу не предпринимали, или только начинают это делать (табл. 3).
Таблица 1
Ответы на вопрос: «В настоящее время в Российской Федерации принято более 30 нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие в процессе работы по внедрению комплекса ГТО среди населения. Укажите, какие из перечисленных документов, принятых на уровне Российской Федерации по внедрению комплекса ГТО, вы использовали хотя бы один раз в своей работе».
Опрос физкультурно-спортивных организаций (п = 218), данные опроса - в процентах
Вариант ответа Все опрошенные Группы опрошенных
ФОК, фитнес-клубы, центры (п = 97) ДЮСШ, ДЮСШОР (п = 108) Спортивные клубы, команды, федерации (п = 13)
Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 24 марта 2014 г. № 172 63,5 49,1 77,9 50
Указ Президента Российской Федерации «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на знаках отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 28 июля 2014 г. № 533 25,5 19,7 30,8 25
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» 62,8 54 73,5 37,5
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р «План мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» 57,6 45,9 69,1 50
Приказ Минспорта России «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 8 июля 2014 г. № 575 59,1 47,5 67,6 75
Приказ Минтруда России «О внесении изменений в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» от 16.06.2014 г. № 375Н 32,1 27,8 36,8 25
Если можете дополнить список, напишите дополнительно название документов, которые вы использовали, кроме перечисленных 5,8 6,5 5,9 0
Таблица 2
Ответы на вопрос: «В июне 2014 года в связи с внедрением комплекса ГТО вышел приказ Минтруда России «О внесении изменений в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» от 16.06.2014 г. № 375Н, который позволяет дополнительно включать в перечень мероприятий, реализуемых работодателем «компенсации работникам оплаты занятий в спортивных клубах и секциях, организацию физкультурных мероприятий, устройство спортивных площадок, приобретение спортинвентаря, создание физкультурно-спортивных клубов и т.д. Применяют ли нормы этого приказа лица, занимающиеся в вашей физкультурно-спортивной организации?» (Укажите не более двух вариантов ответа.)
Опрос физкультурно-спортивных организаций (п = 218), данные опроса - в процентах
Группы опрошенных
Вариант ответа Все опрошенные ФОК, фитнес-клубы, центры (п = 97) ДЮСШ, ДЮСШОР (п = 108) Спортивные клубы, команды, федерации (п = 13)
Да, применяют 38,7 45,9 32,4 37,5
Нет, не применяют 35 24,6 44,1 37,5
Нам ничего об этом не известно 17,5 24,6 13,2 0
Мы постараемся использовать приказ Минтруда России при работе 27 31,2 22 37,5
с корпоративными клиентами
Таблица 3
Ответы на вопрос: «Принимались ли в вашей организации какие-либо локальные нормативно-правовые акты (приказы, распоряжения), касающиеся организации и проведения физкультурных мероприятий по реализации комплекса ГТО среди занимающихся?»
Опрос физкультурно-спортивных организаций (п = 218), данные опроса - в процентах
Вариант ответа Все опрошенные Группы опрошенных
ФОК, фитнес-клубы, центры (п = 97) ДЮСШ, ДЮСШОР (п = 108) Спортивные клубы, команды, федерации (п = 13)
Да, принимались 34,3 34,4 35,3 25
Нет, не принимались 43 50,8 38,2 25
В настоящее время идет работа над такими документами 24 16,4 27,9 50
У нас уже давно сформирован пакет нормативно-правовых документов по реализации комплекса ГТО среди работников и клиентов нашей организации, состоящий из следующих документов (перечислите) 2,2 4,9 0 0
Вместе с тем значительное количество организаций ждут от властей каких-либо дополнительных документов разного уровня: федерального - 23,4%; региональ-
ного - 35%; местного - 43,8%. При этом не уточняя, какие документы им еще нужны в работе по реализации ГТО (табл. 4).
Таблица 4
Ответ на вопрос: «Какие нормативные правовые акты федерального, регионального или местного уровня необходимы вашей физкультурно-спортивной организации для эффективной работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди населения?»
Опрос физкультурно-спортивных центров (п = 218), данные опроса - в процентах
Вариант ответа Все опрошенные Группы опрошенных
ФОК, фитнес-клубы, центры (п = 97) ДЮСШ, ДЮСШОР (п = 108) Спортивные клубы, команды, федерации (п = 13)
Федерального уровня 23,4 16,4 27,9 37,5
Регионального уровня 35 26,2 42,6 37,5
Местного уровня (город, район) 43,8 36 51,5 37,5
Выводы
Таким образом, наличие и проработанность нормативно-правовых документов, которые окажут существенную помощь руководителям ФСО и работодателям при организации работы по реализации комплекса ГТО и информированию трудящихся и занимающихся в физкультурно-спортивных организациях о событиях, связанных с внедрением комплекса ГТО, будут способствовать структурированию взаимоотношений между
различными субъектами данного процесса, что в свою очередь позволит привлечь граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом и увеличит показатель доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 31,9% в 2015 г. до 40% в 2020 г., установленный государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 «О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"» / http: www.minsport.gov.ru
2. Приказ Минспорта России «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 8 июля 2014 г. № 575 / http: www.minsport.gov.ru
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р / http: www. minsport.gov.ru
4. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 24 марта 2014 г. № 172.
References
1. Russian Federation Government Resolution dated January 21, 2015 No. 30 "On the Federal Target Program" Development of the Russian Federation of Physical Culture and Sport in the 2016-2020 » / http: www.minsport.gov.ru
2. Order of the Ministry of Sports of Russia "On approval of the state requirements for the physical fitness of the population in the performance standards of the All-Russian sports complex" Ready for Labor and Defense "(TRP)" on July 8, 2014 No. 575 / http: www.minsport.gov.ru
3. Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2020 / Approved by the Federal Government on August 7, 2009 No. 1101-p / http: www.minsport.gov.ru
4. Presidential Decree "On the All-Russian sports complex' Ready for Labor and Defense' (TRP)" from March 24, 2014 No. 172.