В.В. Шевченко,
д.м.н., профессор, первый заместитель Главы города, г. Красноярск, Россия,
A.C. Ямщиков,
д.э.н., доцент, заместитель руководителя по экономическим вопросам департамента социальной политики администрации г. Красноярска, Россия, [email protected]
НОРМАТИВ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ЧАСТЬ 1
УДК 614.2
Шевченко В.В., Ямщиков A.C. Норматив затрат на выполнение государственного (муниципального) задания как инструмент повышения финансовой эффективности (Администрация г. Красноярска, Россия) Аннотация. На выполнение этого задания в соответствующем бюджете бюджетной системы РФ предусматриваются бюджетные ассигнования, которые выделяются учреждению в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) и содержанием имущества. Для того чтобы определить необходимый объем субсидии на очередной финансовый год, следует произвести расчет указанных нормативов. В данной статье рассмотрены методы определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества, приведены практические примеры. Ключевые слова: субсидии на возмещение нормативных затрат, государственное (муниципальное задание), финансовая эффективность.
□ сновная деятельность бюджетного учреждения осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, утвержденного и доведенного до него учредителем. Для каждого учреждения действует свой ведомственный порядок, установленный учредителем с учетом отраслевых и иных особенностей.
По решению учредителя указанный порядок может устанавливаться:
1) отдельно по каждому учреждению;
2) в среднем по группе учреждений (рассчитываются как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по всем учреждениям, входящим в группу, к количеству указанных учреждений);
3) по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих их особенности, например место нахождения учреждения, статус муниципального образования, на территории которого оно расположено, обеспеченность инженерной инфраструктурой и другие критерии (рассчитываются путем умножения среднего значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по
В.В. Шевченко, A.C. Ямщиков, 2013 г.
1енеджер N"12
здравоохранения 3C313
группе учреждении на корректирующие коэффициенты)1.
Кроме того, порядок расчета нормативных затрат может быть установлен учредителем для одноИ либо нескольких однотипных государственных услуг, включенных в утвер-жденныИ им ведомственный перечень услуг, и может содержать:
— методику расчета удельноИ расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы услуги, оказываемой бюджетным учреждением в рамках задания;
— методику расчета объема затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде недвижимого и особо ценного движимого имущества бюджетных учреждениИ;
— виды применяемых корректирующих коэффициентов (в случае наличия таковых) и способы их расчета;
— порядок изменения нормативных затрат, в том числе в случае внесения изменениИ в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию услуг, а также в случае изменения объема бюджетных ассигнованиИ, предусмотренных в законе о бюджете соответствующего уровня для финансового обеспечения выполнения задания.
При изменении нормативных затрат на оказание услуги и содержание имущества не допускается уменьшение субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения задания в течение срока его выполнения, без соответствующего изменения задания.
Расчет нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) может осуществляться с использованием различных методов либо их комбинации.
Нормативный (метод прямого счета)
Предполагает определение структуры затрат на оказание услуги и отдельный расчет
каждоИ составляющеИ нормативных затрат исходя из требованиИ к качеству и условиям оказания услуги (например, расчет заработ-ноИ платы преподавателя на одного студента (ученика) исходя из требованиИ к учебному плану, количеству преподавателей, количеству студентов (учеников) и ставки оплаты труда, принятой в учреждении). В случае, если существуют утвержденные нормативы, выраженные в натуральных показателях, в том числе нормативы питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, нормы потребления расходных материалов, нормативы затрат рабочего времени, нормативы снижения объемов потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетическоИ эффективности или иные натуральные показатели, необходимые для оказания государственной услуги должного качества, указанные нормативы используются при определении нормативных затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов (натуральных показателей) и/или соответствующих стандартов оказания услуги учредитель в целях определения нормативных затрат может самостоятельно установить нормативы, выраженные в натуральных показателях.
Применяется в части затрат, имеющих прямое отношение к оказанию конкретноИ услуги (заработная плата специалистов, оказывающих услугу, используемые при оказании данноИ услуги материалы и иные прямые затраты).
Структурный (для отдельных статей затрат)
Предполагает определение отдельных ста-теИ расходов пропорционально выбранному основанию, например, пропорционально:
— затратам на оплату труда с начислениями персоналу, участвующему в оказании услуги;
— площади помещения, используемого для оказания услуги;
1 ГодовоИ отчет для учреждении здравоохранения//Под общеИ редакцией д.э.н. Ю.А.Васильева. — М:Аюдар Пресс, 2011.
Менеджер
— объему оказываемых услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения объема (чел., тыс. чел., посещений и т.д.).
Например, расходы на общехозяйственные нужды, затраты, связанные с использованием имущества и т.п., распределяются между государственными услугами пропорционально (в том числе с применением поправочных коэффициентов для разных типов затрат) затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала.
учетом особенностей оказания каждой услуги, входящей в перечень услуг).
Расчет нормативных затрат на оказание муниципальной услуги произведем на примере муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи».
Нормативные затраты на оплату труда врачей, среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно участвующих в процессе предоставления конкретной муниципальной услуги, рассчитывается по формуле:
Экспертный (для отдельных статей затрат)
Рекомендуется применять данный метод, если невозможно определить долю одной или нескольких статей расходов в общей сумме расходов на оказание услуги. При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующих затрат (расходов) определяются на основании экспертной оценки, например:
— оценка доли затрат (в частности, трудозатрат, расходных материалов, коммунальных платежей) в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги, и др.;
— количество обращений потребителей услуги;
— оценка условного объема площадей, необходимых для оказания услуги
Выбор методов определения нормативных затрат в отношении каждой группы расходов осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственных (муниципальных) услуг.
Нормативные затраты на оказание единицы услуги в соответствующем финансовом году (Щ) определяются по формуле (п. 14 Рекомендаций № 137н):
N = ЪЦ, (1)
где Gj — нормативные затраты, определенные для -й группы затрат на единицу услуги на соответствующий финансовый год (состав групп затрат определяется учредителем с
Р = р + р
± з/п ± осн. з/п ± доп. з/п,
(2)
где Росн. з/п — основная заработная плата, руб.; Рдоп.з/п — дополнительная заработная плата, руб.
Основная заработная плата рассчитывается следующим образом:
осн. з/п
((^мес. + Рвредн. + Рмед.стаЖ Х Ксев. ■ КрайоН) ■ п ■ 12
X
(3)
где 0мес. — среднемесячная тарифная ставка на 1 должность, руб.; п — количество ставок; Рвредн. — доплата за опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда, руб.; Рмед.стаж — доплата за стаж работы в данном учреждении, руб.; Ксев — коэффициент, учитывающий надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в примере составляет 30%; Крайон — районный коэффициент, в примере составляет 30%.
При расчете основной заработной платы врачей необходимо учесть доплату за опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда, которая составляет 5% от основной зарплаты, а также доплату за стаж работы, которая составляет 67%, таким образом, основная заработная плата врачей равна:
Р,
осн. з/п врачи
= ((4352,0 + (4352,0 ■ 5%) (4352,0 ■ 67%)) ■ 1,6 ■ 411,5 ■ 12 = 59 140 964,35 рублей
менеджер
здравоохранения
При расчете основной заработной платы среднего медицинского персонала необходимо учесть доплату за опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда, которая составляет 6,3% от основной зарплаты, а также доплату за стаж работы, которая составляет 48%, в результате чего основная заработная плата медицинского персонала равна:
Росн. з/п ср. мед. перс. = ((2901,0 + (12901,0 • 6,3%) + + (12901,0 • 48%)) х 1,6 • 749 • 12 = 64 371 955,33 рублей
При расчете основной заработной платы младшего медицинского персонала необходимо учесть доплату за стаж работы, которая составляет 14% от основного оклада.
Основная заработная плата младшего медицинского персонала
осн. з/п мл. мед. перс.
= ((1674,0 + (1674,0 • 14%)) х х 1,6 • 209 • 12 = 7 657 867,01 рублей
Фонд оплаты труда включает в себя основную заработную плату (Ронз/п) согласно тарификации в пределах штатного расписания и дополнительную заработную плату, которая определяется:
Р = Р
± доп. з/п ± ночн.
+ Рмолод.
- празд. Р
± стим1
Ро
■ стим2,
(4)
ем, замещающим должности согласно перечню, за реализацию мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи установленная в соответствии с положением о порядке применения надбавок и исчисления заработной платы работников муниципальных учреждений здравоохранения.
Доплата за ночное время рассчитывается следующим образом:
Рночн= Р • т • 0 • 100%,
(5)
празд.
= р • т • 0 • 100%,
(6)
Рночн. — доплата за работу в ночное время, руб.; Рпразд — доплата за работу в праздничные дни, руб.; Ротп_ — оплата замещения на период отпуска, руб.; Рспец_ — оплата замещения на период специализации, руб.: Рмолод. — доплата молодым специалистам, руб.; Рстим1 — надбавка стимулирующего характера не менее 3% планового фонда оплаты труда установленная в соответствии с положением о порядке применения надбавок и исчисления заработной платы работников муниципальных учреждений здравоохранения; Рстим2 — доплата работникам учреждений здравоохранения с высшим и средним медицинским образовани-
где Р — количество постов; т — количество часов ночного времени в год на 1 пост; о — средняя заработная плата в час с учетом районного и северного коэффициентов, руб.;
— доплата за ночное время врачей: Рночнврачи = (88 • 2920,0) • 45,90 • 100% =
= 11 793 641,34 рублей;
— доплата за ночное время среднего медицинского персонала:
Рночн. ср.мед.перс = (162 • 2920,0) • 30,97 • 100% = = 14 651 532,95 рублей;
— доплата за ночное время младшего медицинского персонала:
Рночн мл мед. перс = (48 • 2920,0) • 16,18 • 100% = = 2 268 305,40 рублей. Доплата за работу в праздничные дни определяется следующим образом:
где Р — количество постов; т — количество праздничных часов в год на 1 пост; о — средняя заработная плата в час с учетом районного и северного коэффициентов, руб.;
— доплата за работу в праздничные дни врачей:
Рпразд.ерачи = (88 • 288) • 45,93 • 100% = = 1 164 010,13 рублей;
— доплата за работу в праздничные дни среднего медицинского персонала
Рпразд. ср .мед. перс = (162 • 288) • 30,97 • 100% =
= 1 445 082,70 рублей;
— доплата за работу в праздничные дни младшего медицинского персонала
№12 Менеджер
2013 здравоохранения /
Таблица 1
Нормативные затраты на оплату труда врачей, среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания скорой медицинской помощи
№ п.п. Категория персонала Оплата труда врачей, среднего Основная заработная плата (Росн.з/п)' руб- Дополнительная заработная плата (Рдоп.з/п)' руб-
и младшего медицинского персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания скорой медицинской помощи (Рз/п)' руб- Итого Рдоп.' руб- Доплата за работу в ночное время (Рночн)' руб- Доплата з а работу в праздничные дни (Рпразд.)' ру6-
1 Врачи 108 938 257,59 59140964,35 49797293,24 11 793 641,34 1 163 208,46
Средний 2 медицинский 128 890254,69 64 371955,33 64518299,35 14 651 532,95 1 445 082,70 персонал
Младший 3 медицинский 14 701262,62 7 657 867,01 7 043 395,61 2 268 305,40 223 723,27 персонал
ИТОГО: 252 529 774,90 131 170 786,69 121 358 988,20 28 713 479,69 2 832 014,44
„ Оплата Оплата
№ Категория замещения замещения
п.п. персонала На период на перИОД
^ специа-отпуска
РР I ^ лизации
1Ротп./' руб- т I
Дополнительная заработная плата (Рдоп.з/п)' руб-
Оплата Надбавка Надбавка
труда стимули- стимули-
молодых рующего рующего
специа- характера характера
листов (Рсшим.25,4%о)' (Рстим.3%)'
(Рмолод.)' руб- руб. руб.
на период мол специа- спе лизации лис
(Рспец)' руб- (Рмолод.
стимули- Начисления
рующего на оплату
характера труда (Рнач.),
(Рстим.3%)' руб-
руб
1 Врачи 10 981222,45 1601150,30 777 571,20 21706270,56 1774 228,93 32 899 353,79 Средний
2 медицинский 12 651 189,59 1 465 991,69 6 657 546,00 25 715 797,76 1 931 158,66 38 924 856,92 персонал
Младший
3 медицинский 1390396,67 2931234,26 229736,01 4439781,31 персонал
ИТОГО: 25 022 808,71 3 067 141,99 7 435 117,20 50 353 302,58 3 935 123,60 76 263 992,02
Р,
празд.мл.мед.перс = (48 ' 288) ' 16,18 ' 100% =
= 223 723,27 рублей. Доплата за замещение на период отпуска определяется следующим образом:
Ротп. = П ■ Ь ■ Q,
(7)
где п — количество ставок медицинских работников категории работающих; Ь — календар-
ное количество дней отпуска категории работающих; Q — средняя зарплата в месяц с учетом районного и северного коэффициента, руб.
— доплата за замещение на период отпуска врачей:
Ротп.врачи = 411,5 ■ 55 ■ 485,20 =
= 11 0988 222,45 рублей;
— доплата за замещение на период отпуска среднего медицинского персонала:
1енеджер
здравоохранения
Ротп.ср.мед.перс 749 ' 53 • 318,69 = 12 651 189,59 рублей; — доплата за замещение на период отпуска младшего медицинского персонала:
Ротп.мл.мед.перс = 209 ' 50 ' 133,05 =
= 1 390 369,67 рублей. Доплата за замещение на период специализации определяется следующим образом:
Рспец. = w • b • Q,
(8)
Рмол.ср.мед.перс. = 293 ' 2705 ' 50% ' 1,6 '12 = = 6 657 546,00 рублей.
Кроме того, при расчете заработной платы необходимо учесть надбавку стимулирующего характера в размере 25,4%, которая установлена на основании порядка, условий и размеров стимулирующих выплат для работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений и рассчитывается по формуле:
где w — количество ставок медицинских работников категории работающих; Ь — количество дней специализации; Q — средняя зарплата в месяц с учетом районного и северного коэффициента, руб.
— доплата за замещение на период специализации врачам:
Рспец.врачи = 60 ' 55 ' 485,20 = = 1 601 150,30 рублей;
— доплата за замещение на период специализации среднему медицинскому персоналу:
Рспец.ср.мед.перс = 115 ' 40 ' 318,69 =
= 1 465 991,69 рублей;
Доплата молодым специалистам осуществляется на основании закона об оплате труда работников краевых государственных учреждений и рассчитывается следующим образом:
Р = (р + Р
± стим. И осн.з/п ± н
- празд.
- молодым спец.
= n • Q • 50% • Ксее/ Крайон •
12 (9)
Р ) • 25 40%
Тмолодым спец.1 25/4°%/
Р + Р
■*■ отп. ■*■ спец.
(10)
Рстим =(131 170786,69 + 28713479,69 + + 2 832 014,44 + 25 022 808,71 + + 3 067 141,99 + 7435 117,20) - 25,40% = = 50 353 302,58 рублей
На премирование и надбавку стимулирующего характера расходуется фонд не менее 3% планового фонда оплаты труда учреждения, который определяется, следующим:
Р = Р • 3%
г стим.3% госн.з/п ' 3%/
(1
- стим.3%
= 131 170 786,69 • 3% =
где п — количество работников, которым положены выплаты; Q — тарифная ставка; 50% — дополнительный процент доплаты. Рмолодым ера, = 24 ' 3857 ' 50% ' 1,6 '10,5 = = 777 571,00 рублей;
UDC ?614.2
Shevchenko V.V, Yamshikov A.S. input normal of execution of state (municipal) assignment as an instrument of financial effectiveness rise (Krasnoyarsk City Administration, Russia).
Abstract. In the corresponding budget of the Russian Federation budget system there provided appropriation for execution of the assignment. The appropriation are allocated to institution as a subsidy for compensation of normative inputs connected with providing of state (municipal) services (caring out work) and maintenance of property. To determine proper value of subsidy for the fiscal year in turn it is necessary to rate the normals. In the article there considered the methods for determination of normative inputs of providing of state (municipal) services (caring out work) and normative inputs of property maintenance, there given practical examples. Keywords: subsidy for compensation of normative inputs, state (municipal) assignment, financial effectiveness.
= 3 935 123,60 рублей.
Таким образом, затраты на основную и дополнительную заработную плату врачей, среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания скорой медицинской помощи, представлены в таблице 1.
Продолжение в следующем номере
Менеджер