Научная статья на тему 'Норма как философская и семантическая категория'

Норма как философская и семантическая категория Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1917
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА / ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ НОРМА / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА / КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА НОРМЫ / NORM / PHILOSOPHICAL CATEGORY / SEMANTIC CATEGORY / PARAMETRIC NORM / AXIOLOGICAL NORM / CHARACTERISTIC OF NORM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефанова Лариса Георгиевна

Актуальность исследования обусловлена универсальным характером категории нормы, ее значимостью для разных областей научного знания, которые изучают человека и общество с точки зрения активно развивающейся теории картины мира. Представляемый в данной теории образ мира во многих науках мыслится как нормативно организованный, поэтому задача построения целостной картины мира требует описания участвующих в его создании частных норм, а также изучения нормы как универсальной и обладающей несомненной значимостью для разных научных дисциплин категории. Цель данной статьи отразить те моменты в истории изучения категории нормы, которые способствуют выявлению общих признаков у философской и семантической категории нормы, а также описать эти свойства и особенности их реализации в семантической категории нормы. В статье использован междисциплинарный подход к изучению нормы как семантической и общенаучной категории, ориентированный на изучение ее понятийных основ. Норма представляет собой общенаучную категорию, отражающую наиболее общие и значимые законы природы, общества и мышления. В результате анализа выяснено, что норма существует в двух разновидностях, объединенных общим основанием сформировавшими их представлениями о должном и различающихся условиями возникновения и набором категориальных свойств. Один из этих типов нормы обладает свойствами идеала: он возникает на основании представлений человека о том, что является для него благом, и действует как основание оценки с этой точки зрения явлений окружающего мира и самого человека. Другой тип нормы обладает свойствами стереотипа: представления о нем формируются как результат взаимодействия человека с миром и используются в качестве средства измерения того, в какой степени предметы окружающего мира и сам человек соответствуют этим представлениям. Универсальный характер названных типов нормы подтверждается результатами философских исследований и данными языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the discussed issue is caused by the need to study the norm as a universal category. Norm is the general category of many humanities, that study the man and society in the light of actively developing theory of the picture of the word. The picture of the word is conceived in many sciences as a normatively organized object, it is impossible in this connection to re-create the whole image of the world without description of norms, that participate in creation of this image. The relevance of the discussed issue is caused as well by the universal character of the norm; the results of investigation of norm as a philosophical and semantic category may be used in another sciences. The main aim of the study is to reflect some moments in history of study of norm, that promote exposing common characteristics of philosophical and semantic norm category and to describe these characteristics and features of their implementation in semantic norm category. The methods used in the study. The author has used a complex approach to norm investigation as semantic and general scientific category focused on study of its conceptual bases. The results. The norm is a general scientific category reflecting the most essential laws of nature, society and thinking. There are two main types of norm differ in conditions of their development and categorical properties and united by the common base, the ideas of norm. One of types of the norm has characteristic of ideal. It occurs as a result of a man notion about the good and acts as a base of estimate from this standpoint of the word around and himself. Another type of the norm has characteristics of stereotype. Notions about the stereotype are formed as a result of man-world interaction and they are used for measuring the degree of accordance between these notions and reality. The universality of two named types of norm is proved by the results of philosophical and linguistic analyses.

Текст научной работы на тему «Норма как философская и семантическая категория»

УДК 124.52

НОРМА КАК ФИЛОСОФСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Л.Г. Ефанова

Актуальность исследования обусловлена универсальным характером категории нормы, ее значимостью для разных областей научного знания, которые изучают человека и общество с точки зрения активно развивающейся теории картины мира. Представляемый в данной теории образ мира во многих науках мыслится как нормативно организованный, поэтому задача построения целостной картины мира требует описания участвующих в его создании частных норм, а также изучения нормы как универсальной и обладающей несомненной значимостью для разных научных дисциплин категории. Цель данной статьи - отразить те моменты в истории изучения категории нормы, которые способствуют выявлению общих признаков у философской и семантической категории нормы, а также описать эти свойства и особенности их реализации в семантической категории нормы. В статье использован междисциплинарный подход к изучению нормы как семантической и общенаучной категории, ориентированный на изучение ее понятийных основ. Норма представляет собой общенаучную категорию, отражающую наиболее общие и значимые законы природы, общества и мышления. В результате анализа выяснено, что норма существует в двух разновидностях, объединенных общим основанием - сформировавшими их представлениями о должном - и различающихся условиями возникновения и набором категориальных свойств. Один из этих типов нормы обладает свойствами идеала: он возникает на основании представлений человека о том, что является для него благом, и действует как основание оценки с этой точки зрения явлений окружающего мира и самого человека. Другой тип нормы обладает свойствами стереотипа: представления о нем формируются как результат взаимодействия человека с миром и используются в качестве средства измерения того, в какой степени предметы окружающего мира и сам человек соответствуют этим представлениям. Универсальный характер названных типов нормы подтверждается результатами философских исследований и данными языка.

Ключевые слова: норма, философская категория, семантическая категория, параметрическая норма, аксиологическая норма, категориальные свойства нормы.

На современном этапе развития научных исследований проблема нормы стала актуальной для разных областей гуманитарного знания. В частности, в последние годы в трудах по лингвистической семантике и когнитивистике нередко поднимается вопрос о содержании норм, отраженных в значениях языковых единиц, и об отношении этих норм к представлениям о должном, существующим во внеязыковой действительности [1-9].

Между тем среди научных определений нормы трудно найти такое, которое позволяло бы представить эту категорию в качестве объекта, который является общим для разных наук. Причина такого положения дел заключается в том, что в разных областях знания норма рассматривается с различных точек зрения, как того требует предмет каждой конкретной дисциплины [10. С. 118]. Вместе с тем именно универсальный характер нормы делает необходимым комплексное исследование этой категории и создает условия для преемственности в ее изучении представителями разных наук. Примером такой преемственности являются исследования нормы средствами философского и семантического анализа.

В философских исследованиях необходимость описания понятия нормы была осознана в то же время, что и проблема определения категорий. «Категоризация - это главный способ придать воспринятому миру упорядоченный характер, систематизировать наблюдаемое» [11. С. 96]. Одним из необходимых этапов процесса категоризации является процедура определения для каждого класса объектов такого состояния, которое может быть принято в качестве нормы. Решение этой задачи с неизбежностью ставит перед исследователем вопрос о категориальной сущности нормы.

Ефанова Лариса Георгиевна,

д-р филол. наук, профессор кафедры русского языка как иностранного Института международного образования и языковой коммуникации Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail: [email protected]

Первые известные нам попытки систематизировать категории, присутствующие в человеческом сознании, были предприняты в учении Платона об идеях и в сочинении Аристотеля о категориях. По мнению русских религиозных мыслителей, хотя понятие о категории (идея) нормы не было сформулировано в античной философии в явном виде, норма представлялась в ней как основа других категорий. В частности, В.Д. Кудрявцев -Платонов (1825-1891) полагал, что идеи отражают «то, что должно быть в предметах. Отсюда видно, что идея, как понятие, должна быть нормальным или точнее, - указывающим норму понятий понятием» [12. Т 1. Вып. 1. С. 28]. По мнению В.В. Зеньковского (1881-1962), Аристотель, развивая учение Платона об идеях, относил нормы к особого рода категориям - формам. «Идеи (или, по терминологии Аристотеля, «формы») суть нормы мира, они являются творческой силой, движущей отдельные вещи к норме ... и определяют его жизнь как ряд изменений, ведущих к осуществлению идеи» [13. С. 150].

В античных учениях о норме (а точнее - в том, как их трактуют русские философы) нам представляются особенно важными два момента: во-первых, идея двойственности нормы, проявившейся в наличии у нее идеальной формы и материального воплощения, и во-вторых, наличие у категории нормы, с одной стороны, качественных (содержательных) характеристик, а с другой - их материального воплощения, делающего возможным измерение их количества. В терминах современной науки античному учению об идеале (форме) соответствуют представления о содержании нормы, в то время как стремление античных философов установить степень достижения идеала реальными предметами (материальной основой мира) соотносимо с современными представлениями о количественной стороне нормы.

Дальнейшее развитие представление о норме как о двойственной категории в наибольшей степени получило в теории познания. В западной философии эта идея нашла отражение в теории И. Канта о ноуменах - всеобщих категориях, в которых человек осмысливает все воспринимаемое, а также в концепции Э. Гуссерля, развивавшего учение Платона об идеях [1415], мыслях Г. Седжвика о различиях терминов «совершенство» и «превосходство» [16. Р. 5] и т. д. Среди русских философов более других проблеме двойственности нормы уделял внимание В.Д. Кудрявцев-Платонов, отметивший несоответствие «нашего познания с безотчетно понимаемою нормой. Перед этой нормою все наше познание на самом деле оказывается более или менее неудовлетворительным» [12. Т 1. Вып. 2. С. 42].

Русские религиозные философы полагали, что представление о норме как о должном, идеальном состоянии любого предмета связано не только с познанием, но лежит в основе всей оценочной деятельности человека. «Каждый сознает, что идеал есть сложившееся под влиянием ума представление фантазии о том, чем бы должен быть известный предмет», даже если этот предмет еще не существует в реальности [12. Т 2. Вып. 1. С. 118]. По мнению В.В. Зеньковского, из этого следует, что «истина о всякой вещи есть не только истина о том, что есть, но и о том, чем должна быть данная вещь» [13. С. 36]. В качестве примера философ приводит представления о здоровье человека.

Некоторые идеи В.Д. Кудрявцева-Платонова и В.В. Зеньковского получили развитие в трудах современных российских и зарубежных философов. Например, согласно точке зрения Г.Л. Тульчинского, любое знание включает в себя не только информацию об истинно существующем, но и сведения о том, что должно или необходимо [17. С. 34]. Парадоксальность понятия нормы была отмечена Э. Фроммом, полагавшим, что «нормальное» функционирование современного общества в действительности патологично, поскольку существующие в нем представления о среднестатистической норме находятся в противоречии с нормой как образцом здоровой психики [18. P. 5, 8].

Русские христианские философы (В.Д. Кудрявцев, А.А. Козлов, кн. А. Трубецкой, В.В. Соловьев и др.) в учении о норме исходили из представления о Боге как о ее создателе. Это представление позволило им соединить учение об идеале с христианской теорией познания и применить идею нормы не только к человеку и его деятельности, но также к природе и всему окружающему миру. Христианская теория познания, опирающаяся на восходящее к словам апостола Павла учение о первородном грехе как о причине всеобщей поврежденности природы, позволила по-новому, по сравнению с античной философией, подойти к идее закономерности, выявив нормативное начало во всех формах земного бытия [13. С. 100]. В соответствии с этим

учением, вся оценочная деятельность человека является лишь реализацией заложенных в человека Богом способности к восприятию нормы и представлений об идеале. «Мысль об идеальной норме навязывается нам оценочной функцией духа, в силу чего разум непременно обращается к той норме, которая «просвечивает» в бытии в оценочной реакции нашего духа» [Там же].

Христианской идее о первичности нормы по отношению к оценке противостоит рационалистическая (материалистическая) теория нормы. В природе «по принципу материализма ... все может быть только нормальным, потому что все совершается по норме, по необходимым законам природы» [12. Т 1. Вып. 2. С. 130]. По этой причине материализм сосредоточен преимущественно на количественном аспекте нормы - мере и на оценке степени соответствия ей того или иного предмета.

Одним из первых связал идею нормы с категорией меры Б. Спиноза, введя в научный оборот понятие среднестатистического норматива как усредненной модели вида, в сравнении с которой оценивается тот или иной объект [19. С. 144]. Спиноза выделял в природе, с одной стороны, природу рождающую, задающую нормы, а с другой - природу сотворенную и в силу этого способную быть подвергнутой оцениванию с точки зрения нормы. Выделив в категории нормы наряду с идеальной стороной свойство типичности, Спиноза создал основания для того, чтобы рассматривать ее в качестве одной из разновидностей оценки. В стремлении избежать свойственной оценкам субъективности, Спиноза требовал от субъекта нормативной оценки следовать законам логики «с целью познать способность нашего понимания и так обуздывать дух, чтобы он сообразно с указаниями нормы [выделено мной - Л.Е.] понимал все, что подлежит пониманию, передавая ему как вспоможение известные правила» [20. С. 144]. Средством познания нормы становится в этом случае разум, который опирается на уже полученное знание: «разум природной своей силой создает себе умственные орудия, от которых обретает другие силы для других умственных работ, а от этих работ - другие орудия» [20. С. 329]. Тем не менее такая норма оказывается объективной лишь относительно, поскольку является производной от некоторого количества субъективных мнений.

В процессе развития рационалистического учения о норме эта категория стала представляться как разновидность рациональной оценки, отразившей сформировавшиеся в человеческом коллективе представления о должном или о стандарте для каждого класса объектов. В соответствии с этим подходом любая норма объективна в силу того, что в ней отражены преобладающие в данном обществе мнения о том, что следует считать нормальным.

Одним из результатов создания Б. Спинозой теории нормы-стандарта стало развитие философского учения об идеале. В соответствии с этим учением в границах нормы задаются пределы количественных изменений в объекте, в которых он сохраняет качество и способность служить благим целям. Сама норма при этом не является однородной, в ее границах свойства оцениваемого объекта могут проявляться в минимально возможной, оптимальной или максимально допустимой степени. Оптимальная степень проявления оцениваемого свойства называется также идеальной, или «золотой серединой».

Наряду с понятием нормы-идеала в современной философии используется также представление о норме как о средней величине, которая отражает массовую совокупность любых, в том числе и случайных явлений [21. Т. 3. С. 108]. В качестве непосредственного источника (создателя) идеала в этом случае называется концептуализирующая деятельность сознания при осмыслении действительности'[17. С. 34].

В то время как философы были заняты поисками оснований нормативной оценки, в социологии, логике, языкознании, а также в прикладных науках разрабатывались критерии описания частных норм. В соответствии с областью применения стали выделяться социальные и языковые нормы, технические и медицинские стандарты и т. д. В ХХ в. наиболее детально была разработана теория функционирующих в обществе технических и социальных норм. Поэтому в логико-философских исследованиях под термином норма обычно понимают норму социальную. В наши дни в философии преобладает мнение о том, что нормы могут существовать лишь в связи с целями и нуждами человека, поэтому нормы отсутствуют в тех природных сферах, которые не связаны с деятельностью человека. С другой стороны, представления о норме обязательно должны быть связаны с понятиями о благе, или добре. Действия, направленные на

достижения не связанных с этими понятиями целей, должны оцениваться не с точки зрения нормы, а с других позиций [21. Т. 3. С. 108].

С названным подходом перекликается доминирующий в лингвистике последних десятилетий и пришедший на смену системоцентризму методологический принцип антропоцентризма как способ моделирования мира [22], в соответствии с которым «в центр научных теорий ставится человек, все свойства и категории языка и речи соотносятся с точкой зрения его носителя, выводятся из свойств и поведения человека» [23. С. 24]. Благодаря действию этого принципа лингвисты пришли к мнению о том, что «поскольку язык - орудие человека, большая часть слов любого человеческого языка антропоцентрична» [24]. В частности, именно по этой причине в качестве средства измерения величины предмета, обозначаемой при помощи параметрических прилагательных (большой, маленький, высокий, тонкий и т. д.), обычно используются представления о размерах человеческого тела [25. С 648; 26. С. 37].

Исследуя главным образом социальные нормы, философы не могли не заметить того, что человек оценивает с точки зрения нормы и другие области бытия, в том числе и те, которые не связаны непосредственно с его деятельностью. Следствием этого стало осознание того, что норма должна рассматриваться как всеобщая познавательная категория и нуждается в соответствующей такому статусу дефиниции. Попытки сформулировать всеобъемлющее определение данной категории нашли отражение в словарях по философии, описывающих норму как «правило, которому подчиняется определенный процесс или его результат» [27. С. 218], как «предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом» [28. С. 584], и в то же время как «частный случай меры», как «установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов» [21. С. 108]; «образец, правило для подражания, средняя величина» [29. С. 419]. Одновременно отмечается противоречивость такого понимания нормы, поскольку понятия образца и средней величины не всегда совпадают [Там же].

Между тем различия между нормой как средней величиной и нормой, принятой в качестве образца отчетливо прослеживаются в значениях языковых единиц, выражающих отношение к норме.

Впервые обратил внимание на способность языковых единиц выражать отношение к норме американский лингвист Э. Сепир [30]. Исследуя семантику параметрических (размерных) прилагательных, Сепир заметил, что семантическое различие между параметрическими прилагательными, составляющими антонимическую пару (напр.: большой - маленький), заключается в том отношении к норме, которое они выражают на шкале обозначаемого ими признака. Часть таких прилагательных имеет значение «больше нормы» (напр.: высокий, толстый, широкий), остальные же выражают значение «меньше нормы» (напр.: низкий, тонкий, узкий). Таким образом, общей для всех параметрических прилагательных является семантика нормы, с которой связаны представления о средней степени проявления признака (среднем размере). В то же время для обозначения соответствующих норме ситуаций параметрическая лексика не используется. Несколько позже западные, а затем и российские лингвисты обратили внимание на то, что оценочные прилагательные (напр.: хороший - плохой, умный - глупый) также выражают отношение к норме, но эта норма располагается не в центре шкалы измерения, но в той ее части, которая отражает представления носителей языка о благе. Благодаря этому обстоятельству слова хороший, добрый, красивый, обозначая высокую, по сравнению с нормой, степень проявления признака, указывают в то же самое время на соответствие норме [19. С. 66]. Выделенные типы нормы получили в русистике название параметрической и аксиологической нормы.

Различия между параметрической и аксиологической нормами наиболее очевидны при сопоставлении особенностей и степени проявления в них некоторых универсальных свойств нормы, выявленных в процессе социофилософского анализа данной категории. Среди самых актуальных для исследования семантической категории нормы признаков следует назвать:

1. формальную определенность (внешнюю завершенность), необходимую для того, чтобы норма была воспринята и понята людьми [31. С. 33; 32. Р. 71];

2. распространенность и повторяемость (регулярность возникновения) явлений, подлежащих нормативной оценке. Представления о нормах могут быть сформированы только по отношению к регулярно возникающим и достаточно часто повторяющимся ситуациям [33. S. 4; 10. С. 131];

3. оптимальность, выражающуюся в направленности норм на достижение благих целей. Благодаря этому свойству нормы могут быть использованы как регулярно действующее средство для оптимального решения повторяющихся задач [10. С. 137];

4. мерный характер нормы, ее способность выступать в качестве общего масштаба «измерения упорядочиваемых объектов» [10. С. 139], как «частный случай меры» [21. Т. 1. С. 108].

Мы полагаем, что перечисленные свойства присущи также и семантической категории нормы, но, в силу ее особенностей, проявляются в ней своеобразно.

1. Формальная определенность нормы проявляется при обозначении соответствующих ей положений дел с помощью специальных языковых единиц (напр.: хороший, умный).

2. Распространенность и возобновляемость явлений, подлежащих нормативной оценке, отражается в языке опосредованно и проявляется в степени частотности и количестве единиц (слов или устойчивых словосочетаний), выражающих то или иное отношение к данной норме. Вследствие этого в языке отношение к одной и той же норме может выражаться с помощью нескольких воспроизводимых единиц, обладающих сходным значением (напр.: одаренный, гениальный, даровитый, способный, талантливый - бездарный, бесталанный, малоспособный, неталантливый). В силу того, что не все нормы, отраженные в значениях языковых единиц, обладают формальной определенностью, распространенность и возоб-новляемость некоторых норм выражается в языке только за счет обозначения отклонений от этих норм в сторону их недостижения или превышения (напр.: длинный - короткий).

3. Оптимальность оцениваемого с точки зрения нормы явления подчеркивается при помощи разнообразных коннотаций - компонентов значения, отражающих сконцентрированное в национально-культурном опыте языковой общности положительное отношение к соответствующим норме ситуациям (напр.: красивый, добрый, умница) и негативную оценку аномалий (напр.: недобор, перебрать) [34].

4. Мерный характер семантической категории нормы реализуется в образовании так называемых скалярно-антонимических комплексов. Данный термин обозначает антонимическую пару, в составе которой один из антонимов обозначает недостижение нормы, а второй - ее превышение, самой же норме соответствует серединный участок мерной шкалы (напр.: высокий - среднего роста - низкий, недосолить - посолить - пересолить). Названное свойство нормы проявляется также в существовании скалярных пар, один из членов которых обозначает нормальное положение дел, а другой - отклонение от нормы (напр.: недочи-тать - прочитать) [35. С. 16-20].

Различия между параметрической и аксиологической нормами определяются наличием или отсутствием у выражающих отношение к ним языковых единиц показателей соответствия каждому из перечисленных признаков, а также степенью и регулярностью их проявления. Обязательными свойствами аксиологических норм является формальная определенность, оптимальность и определенная степень распространенности и возобновляемости, поскольку соответствие этим нормам и отклонение от них обозначаются при помощи специальных языковых единиц, каждая из которых выражает положительное отношение говорящего к соответствующим норме ситуациям или отрицательную оценку аномалий (напр.: прекрасный - уродливый). В то же время аксиологические нормы, выступая в качестве средства оценки предмета, не могут служить средством измерения в нем количества признака. В языке это свойство норм данного типа проявляется, в частности, в том, что выражения наподобие средних способностей (кто-либо) или не очень умный выражают не среднюю степень обладания признаком, а отрицательную оценку несоответствия количества этого признака норме.

Параметрические нормы, как правило, не обладают формальной определенностью, и отношение к ним выражается в языке преимущественно за счет обозначения аномалий. Особенностью этих норм является то, что их конкретные параметры могут изменяться в зависимости от размерно-количественных характеристик объекта, например, сочетания большое яблоко и большая планета обозначают предметы несопоставимых размеров. Вместе с тем распространенность и возобновляемость присуща этим нормам не в меньшей степени, чем аксиологическим, поскольку отклонения от параметрических норм возможны не только в сторону их недостижения, но и в сторону превышения, и каждый из этих случаев может быть квалифицирован с позиций нормы. В отличие от аксиологических, параметрические нормы используются преимущественно

в качестве средства измерения, а не оценки. Оптимальность, будучи обязательным свойством аксиологических норм, содержанием которых является определение ценности того или иного предмета (напр.: добрый, красивый, умелый), у параметрических норм проявляется нерегулярно, поскольку количество и качество предмета не связаны друг с другом непосредственно [6].

Исследования нормы в философской теории познания и лексической семантике дают основание признать ее общенаучной категорией, в которой отражены наиболее общие и существенные законы природы, общества и мышления [36. С. 237]. Вместе с тем результаты этого анализа дают основание для выводов о существовании двух типов (или двух ипостасей) категории нормы, объединенных общим основанием - сформировавшими оба эти типа норм представлениями о должном - и различающихся условиями возникновения и набором категориальных свойств. Один из этих типов нормы обладает свойствами идеала: он возникает на основании представлений человека о том, что является для него благом, и действует как основание оценки с этой точки зрения явлений окружающего мира и самого человека. Другой тип нормы обладает свойствами стереотипа: представления о нем формируются как результат взаимодействия человека с миром и используются в качестве средства измерения того, в какой степени предметы окружающего мира и сам человек соответствуют этим представлениям. Универсальный характер названных типов нормы подтверждается результатами философских исследований и данными языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Урысон Е.В. Понятие нормы в метаязыке современной семантики // Слово в тексте и в словаре: сборник статей к 70-летию акад. Ю.Д. Апресяна. - М., 2000. - С. 243-252.

2. Кронгауз М.А. Норма: семантический и прагматический аспекты // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура: сборник статей в честь Н.Д. Арутюновой. - М., 2004. - С. 137-141.

3. Урысон Е.В. Норма, образец, стандарт, эталон, шаблон: заметки о полисемии // Слово и язык: сборник статей к 80-летию академика Ю.Д. Апресяна. - М., 2011. - С. 347-356.

4. Федяева Н.Д. Приветствие как объект нормативных оценок // Вестник Омского университета. - 2012. - № 2. - С 376-379.

5. Федяева Н.Д. Норма в кругу когнитивных феноменов // Функционально-когнитивный анализ языковых единиц и его аппликативный потенциал: материалы I Международной научной конференции 5-7 октября 2011 г. / под ред. И.Ю. Колесова. - Барнаул, 2012. - С. 362-364.

6. Ефанова Л.Г. К вопросу о параметрических нормах // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 22-31.

7. Ефанова Л.Г. Субъект нормативной оценки, выражаемой семантикой языковых единиц, как носитель национальной языковой картины мира // Сибирский филологический журнал. -2013. - № 1. - С. 101-106.

8. Ефанова Л.Г. Норма результативности действия и особенности ее выражения в семантике языковых единиц // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2013. - Вып. 3 (131). - С. 129-133.

9. Ефанова Л.Г. Норма количества статического или динамического признака лица как фрагмент функционально-семантического поля нормы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Серия Гуманитарные исследования. - 2013. - № 1. - С. 79-82.

10. Урванцев Б.А. Порядок и нормы. - М.: Изд-во стандартов, 1991. - 240 с.

11. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знания о языке. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.

12. Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения: в 3 т. - Сергиев посад: Издание Братства Преподобного Сергия, 1893-1894.

13. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М.: Канон, 1997. - 560 с.

14. Kaehler Klaus Erich. Das Bewußtsein und seine Phänomene: Leibniz, Kant und Husserl // R. Cristin / K. Sakai (Hgg.): Phänomenologie und Leibniz. - Freiburg /München 2000. - Р. 42-74.

15. Келер К. Сознание и его феномены: Лейбниц, Кант и Гуссерль // Horizon. Феноменологические исследования. - 2014. - Т. 3 (1). - С. 169-190.

16. Sidgwick H. The Methods of Ethics. Copyright. - URL: http://www.earlymoderntexts.com/pdfs/sidgwick1874.pdf (дата обращения: 05.12. 2014).

17. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под ред. Г.Л. Тульчинского и М.С. Уварова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

18. Reclaiming the Sane Society. Essays on Erich Fromm's Thought / Seyed Javad Miri, Robert Lake and Tricia M. Kress (Eds.). - Rotterdam / Boston / Taipei: Sense Publisher, 2014. - 30 p.

19. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

20. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Госполитиздат. - Т. 1. - 1957. - 760 с.

21. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Степина и др. - М.: Мысль, 2001.

22. Резанова З.И. Метафора в процессах миромоделирования в языке и тексте // Известия Томского политехнического университета. - 2002. - Т. 305. - Вып. 4. - С. 74-83.

23. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 562 с.

24. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. акад. Ю.Д. Апресяна. - Вып. 2. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 488 с.

25. Апресян Ю.Д. Избр. тр.: в 2 т. - М.: Школа «Языки русской культуры». - Т. 1. Интегральное описание языка и системная лексикография. - 1995. - 767 с.

26. Воротников Ю.Л. Безотносительные степени качества в русском языке // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - 2000. - Т. 59. - № 1. - С. 36-43.

27. Краткий словарь по философии / под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина. - М.: Политиздат, 1982. - 432 с.

28. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

29. Новейший философский словарь / под ред. А.П. Ярещенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 672 с.

30. Sapir E. Grading: A Study in Semantics. // Philosophy of Science. - 1944. - № 11. - Р. 93-116.

31. Дробницкий О. Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. - 1972. - № 2. -С. 32 -42.

32. Schaefer R., Lamm R. P. Sociology. - New York: McGraw-Hill Book, 1989. - 694 p.

33. Popitz H. Die normative Konstruktion von Gesellschaft. - Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1980. - 92 p.

34. Дронова Л.П. Общая положительная оценка и норма: диахронический аспект // Вестник Томского государственного университета. Серия Филология. - 2012. - Вып. 1. - С. 6-10.

35. Ефанова Л.Г. Семантическая категория нормы в аспекте структурных составляющих нормативной оценки. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012. - 220 с.

36. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

REFERENCES

1. Uryison E.V. Ponyatie normyi v metayazyike sovremennoy semantiki [The idea of norm in metalanguage of modern semantics] Slovo v tekste i v slovare: sbornik statey (Word in the text and in the dictionary: collected articles). Moscow, 2000, pp. 243-252.

2. Krongauz M.A. Norma: semanticheskiy i pragmaticheskiy aspektyi [The norm: semantic and pragmatic aspects] Sokrovennyie smyislyi: Slovo. Tekst. Kultura: sbornik statey v chest N.D. Arutyunovoy. (Concealed senses: Word. Text. Culture: collected articles in honor of N.D. Arutyunova). Moscow, 2004, pp. 137-141.

3. Uryison E.V. Norma, obrazets, standart, etalon, shablon: zametki o polisemii [Norm, specimen, model, standard, templet: notes about polysemy] Slovo i yazyik: sbornik statey k vosmidesyatiletiyu Yu.D. Apresyana (Word in the language: collected articles in honor of Yu.D. Apresyan). Moscow, 2011, pp. 347-356.

4. Fedyaeva N.D. Privetstvie kak ob'ekt normativnyih otsenok [Greeting as an object of normative estimations] Vestnik Omskogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 376-379.

5. Fedyaeva N.D. Norma v krugu kognitivnyih fenomenov [The norm in the circle of cognitive phenomenons] Funktsionalno-kognitivnyiy analiz yazyikovyih edinits i ego applikativnyiy potentsial : materialyi I mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Functional and cognitive analyses of language units. Proc. 1th Int. Scien. Symp.). Barnaul, 2012, 5-7 Oct. 2011, pp. 362-364.

6. Efanova L.G. K voprosu o parametricheskih normah [To the question about parametric norms] Tomsk State University. Journal of Philology. 2013, no. 1 (21), pp. 22-31.

7. Efanova L.G. Sub'ekt normativnoy otsenki, vyirazhaemoy semantikoy yazyikovyih edinits, kak nositel natsionalnoy yazyikovoy kartinyi mira [Subgect of normative estimation in semantics of language units as an exponent of national language picture of the word] Sibirskiy filologicheskiy zhurnal, 2013, no. 1, pp. 101-106.

8. Efanova L.G. Norma rezultativnosti deystviya i osobennosti ee vyirazheniya v semantike yazyikovyih edinits [The norm of effectivity of the action and peculiarities of it expressing in semantics of language units] Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 3 (131), pp. 129-133.

9. Efanova L.G. Norma kolichestva staticheskogo ili dinamicheskogo priznaka litsa kak fragment funktsionalno-semanticheskogo polya normyi [The norm of quantity of static or dynamic characteristic of the person as a fragment of functionalsemantic norm field...] Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnyie issledovaniya, 2013, no. 1, pp. 79-82.

10. Urvantsev B.A. Poryadok i normyi [The order and norms]. Moscow, Izdatelstvo Standartov Publ., 1991, 240 p.

11. Kubryakova E.S. Yazyik i znanie: Na puti polucheniya znaniya o yazyike [Language and knowledge: on the track of receipt of the knowledge about language]. Moscow, Yazyiki slavyanskoy kulturyi Publ., 2004. 560 p.

12. Kudryavtsev-Platonov V.D. Sochineniya [Works]. Vol. 1-3. Sergiev posad: Izdanie Bratstva Prepodobnogo Sergiya, 1893-1894.

13. Zenkovskiy V.V. Osnovyi hristianskoy filosofii [Princeples of Christian philosophy]. Moscow, Kanon Publ., 1997. 560 p.

14. Kaehler Klaus Erich. Das Bewußtsein und seine Phänomene: Leibniz, Kant und Husserl. R. Cristin /K. Sakai (Hgg.): Phänomenologie und Leibniz. Freiburg / München 2000, pp. 42-74.

15. Kaehler K. Soznanie i ego fenomenyi: Leybnits, Kant i Gusserl [Mind and its' phenomena] Horizon. Studies in Phenomenology, 2014, vol. 3 (1), pp. 169-190.

16. Sidgwick H. The Methods of Ethics. Copyright. Available at http://www.earlymoderntexts.com/pdfs/sidgwick1874.pdf (accessed 5 December 2014).

17. Tulchinskiy G.L., Uvarov M.S. Perspektivyi metafiziki: klassicheskaya i neklassicheskaya metafizika na rubezhe vekov [Perspectives of metaphysics: classical and unclassical metaphysics on the border of centuries]. Sanct-Peterburg, Aleteyya Publ., 2000, 415 p.

18. Reclaiming the Sane Society. Essays on Erich Fromm's Thought / Seyed Javad Miri, Robert Lake and Tricia M. Kress (Eds.). Rotterdam / Boston / Taipei, Sense Publisher, 2014. 30 p.

19. Arutyunova N.D. Yazyik i mir cheloveka [The language and the world of the man]. Moscow, Yazyiki russkoy kulturyi Publ., 1999, 896 p.

20. Spinoza B. Izbrannyie proizvedeniya [Selected Works]. Vol. 1-2. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1957. vol. 1, 760 p.

21. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New philosophical encyclopaedia]. Vol. 1-4. Moscow, Myisl Publ., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Rezanova Z.I. Metafora v processah miromodelirovaniya v yazyke i tekste [The Metaphor in processes of world-modeling in language and text]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2002, vol. 305, no. 4, pp. 74-83.

23. Matveeva T.V. Polnyiy slovar lingvisticheskih terminov [Complete dictionary of linguistic terms]. Rostov-na-Donu, Fenix Publ., 2010, 562 p.

24. Apresyan Y.D., Uryison E.V. and oth. Novyiy ob'yasnitelnyiy slovar sinonimov russkogo yazyika [The new explanatory dictionary of Russian synonyms]. Vol. 2. Moscow, Yazyiki russkoy kulturyi Publ., 2000. 488 p.

25. Apresyan Y.D. Integralnoe opisanie yazyika i sistemnaya leksikografiya [Integral description of language and the system lexicography]. Moscow, Shkola "Yazyiki russkoy kulturyi" Publ., 1995. 767 p.

26. Vorotnikov Y.L. Bezotnositelnyie stepeni kachestva v russkom yazyike [Irrelative degrees of the quality in Russian language]. Izvestiya Akademii nauk. Seriya literaturyi i yazyika, 2000, vol. 59, no. 1, pp. 36-43.

27. Kratkiy slovar po filosofii [The short dictionary on philosophy]. Moscow, Politizdat Publ., 1982. 432 p.

28. Filosofiya: entsiklopedicheskiy slovar [The philosophy: encyclopaedia]. Moscow, Gardariki Publ.,

2004. 1072 p.

29. Noveyshiy filosofskiy slovar [The most new philosophical dictionary]. Rostov-na-Donu, Fenix,

2005. 672 p.

30. Sapir E. Grading: A Study in Semantics. Philosophy of Science. 1944, no 11, pp. 93-116.

31. Drobnitskiy O. G. Moralnoe soznanie i ego struktura [Moral consciousness and its structure]. Voprosyi filosofii, 1972, no. 2, pp. 32-42.

32. Schaefer R., Lamm R. P. Sociology. New York, McGraw-Hill Book, 1989. 694 p.

33. Popitz H. Die normative Konstruktion von Gesellschaft. Tübingen, J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1980. 92 p.

34. Dronova L.P. Obschaya polozhitel'naya otsenka i norma: diahronicheskiy aspect [General positive evaluation and norm: diachronic aspect // Tomsk State University. Journal of Philology. 2012, no. 1, pp. 6-10.

35. Efanova L.G. Semanticheskaya kategoriya normyi v aspekte strukturnyih sostavlyayuschih normativnoy otsenki [The semantic category of norm in aspect of structure of normative estimation]. Tomsk, Tomsk State Pedagogical University Publ., 2012. 220 pp.

36. Filosofskiy slovar [The philosophical dictionary]. Moscow, Respublika Publ., 2001. 719 p.

Поступила 13.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.