ЛЮДИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
УДК 070
НОМТО ОЧИРОВ - ОРГАНИЗАТОР И ОСНОВАТЕЛЬ ПЕЧАТИ КАЛМЫКИИ (К 100-летию первой калмыцкой газеты "Ойратские известия")
Б.Б. Дякиева
DOI 10.18522/2072-0181-2017-89-1-96-101
Номто Очирович Очиров (1886— 1960) - яркий представитель калмыцкой интеллигенции первой половины XX в. Жизнь Н. Очирова во многом является феноменом. Говоря о его многогранном творчестве, нельзя обойтись без формулировок "первый", "впервые", "создатель", "инициатор".
Видный национальный общественный деятель, ученый-этнограф, просветитель, основоположник джангароведения, инициатор строительства буддийского храма в Санкт-Петербурге, автор записи и публикации первого монументального издания калмыцкого эпоса "Джангар". Н. Очиров также создал первую в истории калмыцкого народа газету "Ойрат-ские известия" и первый журнал с аналогичным названием. Учитывая бесценный вклад Н. Очирова в просвещение кочевого народа, американский ученый калмыцкого происхождения Араш Борманжинов подчеркивал, что Н. Очиров "... легенда своего времени, был выдающимся калмыком не только нашего столетия, но и в истории калмыцкого народа" [1].
Такой сплав таланта не мог возникнуть сам по себе: сыграли свою роль семья, образование, другие культурные и интеллектуальные составляющие, формирующие мировоззренческие взгляды человека.
Детство в с. Червленом Малодербе-товского улуса, учеба в Малодербетовской улусной школе и Астраханском реальном
Дякиева Балджя Батнасуновна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры калмыцкой литературы и журналистики Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: raisadyakieva@mail.ru, т. 8(84722)45101.
училище, студенческие годы на двух факультетах Императорского Санкт-Петербургского университета - восточном и юридическом, служба в Этнографическом музее АН и сотрудничество с Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии. Его учителя - это лучшие педагоги того времени, известные ученые - ориенталисты Владислав Людвигович Котвич и Андрей Дмитриевич Руднев. После учебы - возвращение в Калмыцкую степь и активное участие в событиях по политическому, экономическому и культурному обустройству степного края, в том числе, по созданию печати для калмыков. Но это разноплановая и многогранная деятельность прерывалась его бесконечными арестами и ссылками в 1925, 1929, 1930, 1941 и 1950 годах как участника белого движения в составе Калмыцкого войскового правительства.
Десятилетия ушли на то, чтобы можно было открыто говорить о заслугах Н. Очирова. В 1988 г. Президиум Верховного суда Калмыцкой АССР отменил постановление Коллегии ОГПУ от 5 июня 1931 г. в части признания Н. Очирова виновным в контрреволюционной деятельности в период Гражданской войны. Дело было прекращено вследствие акта об амнистии. Не удовлетворившись таким решением, Прокуратура Калмыцкой АССР в лице старшего советника юстиции Э.Э. Бондаревой опротестовала его в Верховном суде РСФСР. Определением судебной
Baldzhya Dyakieva - Kalmyk State University named by B.B. Gorodovikov, 11, Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000, e-mail: raisadyakieva@mail.ru, tel.+7(84722)45101.
коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 7 февраля 1989 г. постановление Коллегии ОГПУ от 5 июня 1931 г. и постановление Президиума Верховного суда Калмыцкой АССР от 31 августа 1988 года в отношении Н.О. Очирова в части признания его вины по ст. 58-13 УК РСФСР были отменены, а дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Это была полная реабилитация (рис. 1).
Рис. 1. Номто Очиров (1886-1960)
В связи с реабилитацией творческое наследие Н. Очирова как ученого- фольклориста, просветителя, как общественного деятеля стало привлекать внимание не только ученых-исследователей, но и широкой общественности.
Однако "научно-просветительная деятельность, научное наследие Номто Очирова еще не исследованы в полной мере..." [2], "...наследие ученого нуждается в изучении, в выявлении и поиске неизвестных данных о трудах его в архивах, а хранящиеся в архивах записанные материалы - в издании" [3], ".его интересы разносторонни: история, эконмика, литература, язык, народные обычаи, фольклор. Безусловно, творческое наследие Номто Очирова нуждается в более тщательном изучении, ведь им проделана большая работа по сохранению духовного,
культурного и исторического прошлого калмыцкого народа" [4].
После реабилитации Н. Очирова главным предметом изучения стала его научная и политическая деятельность. Появились первые публикации о нем в местной периодической печати, а к 110-летию со дня его рождения в 1996 г. была издана книга "Номто Очиров: жизнь и судьба" (в 2009 г. она была переиздана), в которую вошли научные статьи А. Бадмаева, И. Борисенко, А. Джала-евой, Б. Дякиевой, А. Наберухина и других авторов, впервые наиболее полно раскрывающие грани его таланта. [5]. Имя Н. Очирова неразрывно связано с калмыцким героическим эпосом "Джангар", и это справедливо. Глав -ный научный подвиг Н. Очирова заключается в открытии летом 1908 г. великого рапсода Ээлян Овла и записи русской академической азбукой его десятипесенного репертуара. В 1910 г. при активном содействии и участии Н. Очирова эти десять песен "Джангара" были переложены на ясное письмо и изданы В. Л. Котовичем тысячным тиражом (литография) [5, с. 177-182]. Так становится совершенно очевидным, что "Джангар" был увековечен и возвращен самому народу-творцу благодаря целенаправленному поиску и подвижническому труду Н. Очирова.
Однако журналистская деятельность Н.Очирова до сих пор не стала предметом специального исследования. Историко-эт-нографический журнал "Живая старина", "Известия русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношении", "Ойратские известия" (газета), "Жизнь национальностей", "Шерсть", "Ойратские известия" (журнал), "Калмыцкая область" - вот те издания, с которыми тесно сотрудничал Н. Очиров, в которых публиковались его работы, а отдельные газеты и журналы были созданы непосредственно по его инициативе.
Первая журнальная публикация Н. Очи-рова появилась в 1909 г. в историко-этногра-фическом журнале "Живая старина" - периодическом издании отделения этнографии Императорского Русского географического общества (ИРГО), издаваемом в Санкт-Петербурге (выходил с 1890 по 1916 гг.). Эта публикация примечательна тем, что ее автором был начинающий тогда исследователь, студент Н. Очиров (1906-1910 гг. - время учебы
будущего ученого на восточном факультете Императорского Санкт-Петербургского университета). Именно в тот период закладывались истоки будущего издания "Джангара". Н. Очиров по заданию своего педагога В.Л. Котвича занимался сбором фольклорного материала в калмыцких степях. Во время поездок в Калмыкию он записал десять песен "Джангара" от известного джангарчи Ээлян Овла, которые впоследствии потрясли ученых-фольклористов всего мира. Кроме того, он услышал и записал популярные в народе йорялы и подготовил статью под названием "Йорялы, харалы и связанный со вторым обряд "хар келе утулган". В переводе на русский язык йорялы - благопожелания, харалы - проклятия, хар келе утулган - букв.: обрезание черного (злого) языка. "Благопо-желания - начало блаженства и мира, а проклятия и другие помыслы - семя несчастья и раздора" - так гласит калмыцкая пословица, которая наилучшим образом характеризует душу этого народа, именно ту душу, которая, глубоко веря в силу добрых пожеланий и злых проклятий, придает последним большое значение в жизни человека", - пишет во вступительной части своей статьи автор [6]. Харалы, проклятья, по наблюдениям Н. Очирова, встречались в повседневной жизни калмыков намного реже благопожеланий. Они бытовали преимущественно в фольклоре народа - сказках и песнях.
В Санкт-Петербурге, столице и средоточии лучших умов того времени, издавался другой печатный орган - "Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношении". В марте 1910 г. в них была опубликована работа "Отчет о поездке Н. Очирова к астраханским калмыкам летом 1909 года". В ней подробнейшим образом описываются Малодербе-товский, Манычский и Икицохуровский улусы (районы), в которых побывал ученый по пути в Астрахань. Он сообщал, что главное занятие в улусах - скотоводство и хлебопашество; огородничеством занимались совсем немногие. Образ жизни был полуоседлым: зимой жили в поселке, а в остальное время года кочевали в пределах своих владений в поисках лучших кормов [7]. Н. Очиров обращался к изучению не только хозяйственной, но и культурной жизни улусов. В поле его научных интересов были песни, рассказы, литературные памятни-
ки. Он записал 17 песен - протяжных и коротких, исторические рассказы о правителях калмыков - Мазан баатре, Аюке хане, краткие эпизоды из истории Убуши хана и т.д.
В апреле 1913 г. в "Известиях ..." был напечатан еще один отчет Н. Очирова под названием "Поездка в Александровский и Багацохуровский улусы астраханских калмыков". "Летом 1911 г., желая продолжить записи по калмыцкой народной словесности, на этот раз среди торгутов, я решил отправиться в Багацохуровский улус... Раньше, однако, мне пришлось заехать в Александровский (Хошеутовский) улус, который, как мне говорили, прежде был богат письменной литературой, широко развившейся во времена нойонов Сереб-Джапа и Батыр-Убуши Тюме-ней", - отмечает Н. Очиров в своем отчете [8, с. 79]. Справедливы характеристики братьев Тюменей, особенно старшего, Сереб-Джапа, сделавшего немало для калмыцкого народа и ". который в благодарность Будде за благополучный конец похода, решил построить большой храм, что и было им сделано" [8, с. 81]. Речь идет о Хошеутовском хуруле (храме) построенном в городе Астрахань в честь победы в Отечественной войне 1812 г. с участием калмыков. Сегодня Хошеутовский хурул является памятником федерального значения. Описывая известный храм, Н. Очи-ров подчеркивает, что он является "... единственным как по красоте, так и по величине не только у астраханских калмыков, но и у всех их сородичей в Европейской России" [8, с. 89].
Необходимо отметить, что папку с ценнейшими записями, сделанными Н. Очировым в начале прошлого века в ходе его экспедиций, калмыцкий ученый А. Бадмаев впервые обнаружил в 1968 г.у в Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР. Оригинал документа и сегодня находится в ИВ РАН в Санкт-Петербурге, в нем хранятся записи 39 сказок и рассказов, 115 пословиц и поговорок, 144 загадок и 81 песни [5, с. 74].
После окончания учебы Н. Очиров возвращается домой, будучи уверенным, что сейчас его место среди сородичей, активно участвует в общественно-политической жизни. Осознавая степень важности печатного слова, понимая, что политическое и культурное строительство невозможно без национального издания, он сразу приступает к работе по организации печатного органа. Он берется
за этот проект с утроенной силои, поскольку любые попытки создать газету для калмыков до этого не имели успеха. Так, еще 1 августа 1908 г. было обращение в Министерство внутренних дел с проектом реорганизации устройства управления астраханскими калмыками. В числе административных, экономических вопросов числилась просьба об учреждении газеты для калмыков. В такой просьбе министерство отказало. Через три года, 24 октября 1911 г., астраханский губернатор обратился в МВД с аналогичной просьбой, предлагалось назвать газету "Вестник Калмыцкой степи". 17 мая 1913 г. поступил отказ с категорической резолюцией: "...означенное дело считать оконченным и не требующим никакой дальнейшей переписки" [9].
Н. Очиров все свои усилия направляет на организацию первой калмыцкой газеты, он привлек для этого важного дела Б. Бовае-ва, Ц. Петькиева, Д. Онкорова. Первый номер газеты "Ойратские известия" вышел 15 ноября 1917 г. в Астрахани. Историческое событие не осталось незамеченным. В "Астраханском листке" отмечалось: "15 ноября 1917 года вышел первый в России номер калмыцкой газеты "Ойратские известия" (ойраты - настоящее название калмыков и родственных им племен Западной Монголии). "Известия." будут выходить ежедневно под редакцией помощника присяжного поверенного Н.О. Очирова. Газета является официальным органом Центрального комитета по управлению Калмыцким народом и преследует в своей программе культурно-просветительные задачи и политическую информацию" [10]. Необходимо подчеркнуть, что идейные взгляды Н. Очирова как редактора газеты наложили отпечаток на политическую ориентацию "Ойратских известий", на подбор и публикацию материалов. Не случайным было и название газеты: выбор слова "ойратские" вместо "калмыцкие" должен был подчеркивать глубоко национальный характер издания, его роль в консолидации калмыцкого народа и возрождении культурных традиций. Вышло всего пять номеров газеты: из-за начавшейся острой политической борьбы после Октябрьской революции газета была закрыта, последний номер вышел 11 января 1918 г.
Но первая газета стала началом дальнейшего развития печати для калмыков. ". сам факт ее издания как явление общегуманитарного характера перекрывает собой зло-
бодневные для своего времени политические страсти, оставаясь одной из самых важных вех в истории калмыцкого народа. Заслугу Номто Очирова в этом отношении можно, пожалуй, сравнить с его ролью в открытии десятипесенного "Джангара"" [5, с. 22].
Интересна судьба пяти номеров газеты: долгое время о ней никаких сведений не было. Только в 1973 году директором калмыцкого научно-исследовательского института И.К. Илишкиным они были обнаружены в Польше в фонде В.Л. Котвича. Ксерокопии с этих номеров сегодня хранятся в научном архиве регионального института.
В 1922 г. Н. Очиров предпринимает создание первого общественно-политического журнала Калмыкии "Ойратские известия". Он намеренно дает журналу название первой газеты, подчеркивая тем самым преемственность в своих действиях (рис. 2).
Рис. 2. Титульный лист первого номера журнала "Ойратские известия"
Редакция журнала ставила перед собой конкретные задачи, четко определялись
его направления. Они сводились к изучению истории и быта калмыцкого народа на основании архивных, этнографических и археологических данных. Редакция при этом надеялась "... наладить дело и с изданием подлинных писем на калмыцком языке калмыцких ханов, начиная с хана Аюки, и калмыцких владельцев к астраханским властям, сохранившихся в Астраханском архиве с 1713 года" [5, с. 105]. Для выполнения этих программ приглашались к сотрудничеству известные ученые - востоковеды Вл.Л. Котвич, Б.Я. Владимирцов и др. Именно "Ойратские известия" начали публиковать "Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России" профессора Н.Н. Пальмова. В решении поставленных редакцией задач Н. Очиров участвует не только как член редколлегии: в журнале он опубликовал свою статью "Обзор современного кочевья монгольских племен". Были изданы всего четыре номера в двух книгах, после чего журнал перестал существовать из-за отсутствия необходимых финансовых средств.
В начале 20-х годов Н. Очиров трудился в областной плановой комиссии, совместно с профессором Н.Н.Пальмовым он принял самое активное участие в организации журнала "Калмыцкая область", издававшегося с 1925 г. как орган плановой комиссии. С 1925 по 1927 гг. вышло восемь номеров, тираж каждого составлял от 100 до 500 экз., объемом в 10 печатных листов, став самым толстым журналом Калмыкии. В передовой статье "Задачи журнала" в первом номере отмечалось: "...редакция выражает готовность помещать на своих страницах статьи как освещающие экономику и быт Калмыцкой области, так и открывающие для нее новые в этом отношении строительные перспективы". [11]. Все публикации "Калмыцкой области" носили аналитический, исследовательский характер и были направлены на улучшение земледелия, восстановление скотоводства как основных звеньев экономики края. Чтобы вновь не возник вопрос о нехватке средств на издание, Номто Очиров добился того, чтобы Областной союз кооператоров стал нести основное бремя расходов, в том числе и по распространению журнала.
Многоплановая и разносторонняя деятельность прервалась очередными арестами в 1929 и 1930 годах. После небольшого перерыва опять последовали арест и ссылка
уже на долгие десять лет. Но, даже находясь в тюрьме, он не переставал думать о работе, о своих трудах. Иисследователи его творческого наследия отмечали: "Номто Очиров как истинный исследователь постоянно заботится о судьбе своих научных работ, в свое время сданных в архивы: «С. Ивановка. -14.У.50 г. Надо разыскать мою работу, напечатанную в журнале "Шерсть", изд. акционерного общества "Шерсть" в Москве, в 1922-1923 гг.», или же: "На память, чтобы не забыть: надо написать Академии наук СССР - Москва и Ленинградский филиал - о моих работах, сданных в музей... в 1910-1916 годах. Надо разыскать, использовать старые письмена по алфавиту Зая-Пандиты" [5, с. 97].
Участие Н. Очирова в организации печати области, газетно-журнальной периодики - это один из путей просвещения своего народа. Он очень много сделал для образования калмыков. Так, в 1915 г. при содействии В.Л. Котвича совместно с учителем Лиджи Нармаевым издает "Калмыцкий букварь" по старокалмыцкой письменности для местных школ. В 1924 г. Н. Очиров выступил с докладом о реформировании алфавита, в целях "скорейшего приобщения к русской, а значит и к западноевропейской культуре" [5, с. 27], предлагал перевести письменный калмыцкий алфавит на русскую графику, дополнив его шестью калмыцкими буквами. Именно этот вновь утвержденный алфавит был принят калмыцким обществом и используется до сих пор.
В 1956 г. после долгих лет заключения Н. Очиров вернулся в Калмыкию, но прожил всего четыре года: многолетние ссылки, тюремная жизнь серьезно подорвали его здоровье. В 2001, 2006, 2011 и 2016 гг. в республике были проведены мероприятия, приуроченные к его юбилеям со дня рождения.
В ноябре 2017 г. исполняется 100 лет национальной газете "Хальмг унн", являющейся правопреемницей газеты "Ойратские известия". В связи со 100-летием газеты 21 декабря 2016 г. Главой РК А. Орловым было принято решение о проведении серии торжественных мероприятий в честь одного из выдающихся сынов калмыцкого народа Н. Очирова. Начатое великим просветителем продолжается в новых исследованиях истории и культуры народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bormanshinov Arash. Kalmyk Notes III. // The Mongolia Society Newsletter. Indiana University. Bloomington. 1991. № 9. P. 5-11.
2. Бадмаев А.В. Научный подвиг Номто Очирова // Известия Калмыкии. 2001. 10 окт.
3. Алексеева П.Э. Номто Очиров и его научное наследие // Элистинские новости. 1991 г. 6 июля.
4. Кутушова Н.Н. "Номто Очиров и его наследие" // Известия Калмыкии. 2006. 10 окт.
5. Номто Очиров: Жизнь и судьба (Юбилейное издание). Элиста: Министерство образования, культуры и науки РК, 2009. 216 с.
6. Живая старина. СПб., 1909. Т. XVIII. Вып. II-III. Кн. 70-71. С. 83-86.
7. Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1910. № 1. С. 61-76
8. Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1913. Сер. II. № 2. С. 78-91.
9. Центральный государственный исторический архив в Ленинграде. Ф. 1291. Оп. 84.Д. 179. Л. 8.
10. Астраханский листок. 1917. 26 ноября.
11. Дякиева Б.Б. Литературно-художественное творчество и журналистика: учебное пособие. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. 104 с. С. 11.
REFERENCES
1. Bormanshinov A. The Mongolia Society Newsletter, 1991, no. 9, pp. 5-11.
2. Badmaev A.V. Izvestiya Kalmikii, October 10, 2001.
3. Alekseeva P. E. Elistinskie novosti, July 6, 1991.
4. Kutushova N. N. Izvestiya Kalmikii, October 10, 2006.
5. Nomto Ochirov: Zhizn' i sud'ba (Yubileynoe izdanie) [Nomto Ochirov: Life and fate (Anniversary edition)]. Elista, Ministry of education, culture and science of Republic Kalmykia, 2009, 216 p.
6. Zhivaya starina [Living antiquity], 1909, vol. II-III, no. 70-71, pp. 83-86.
7. Izvestiya Russkogo komiteta dlya izucheniya Srednei i Vostochnoi Azii v istoricheskom, arheologicheskom, lingvisticheskom i etnographicheskom otnosheniyah [Izvestiya of the Russian Committee for studying Central and Eastern Asia in historical, archaeological, linguistic and ethnological relations], 1910, no. 1, pp. 61-76.
8. Izvestiya Russkogo komiteta dlya izucheniya Srednei i Vostochnoi Azii v istoricheskom, arheologicheskom, lingvisticheskom i etnographicheskom otnosheniyah [Izvestiya of the Russian Committee for studying Central and Eastern Asia in historical, archaeological, linguistic and ethnological relations], 1913, no. 2, pp. 78-91.
9. Centralniy gosudarstvenniy istoricheskiy arhiv v Leningrade [Central state historical archive in Leningrad]. F. 1291. Op. 84. D. 179. L. 8.
10. Astrakhanskiy listok [Astrakhan leaf], November 26, 1917.
11. Dyakieva B. Literaturno-hudozhestvennoe tvorchestvo i zhurnalistika [Literary and artistic creativity and journalizm]. Elista, Kalmyk State Univ. Press, 2015, 104 p., p. 11.
6 марта 2017 г.