Научная статья на тему 'Номиналистические аспекты клинической психопатологии: псевдогаллюцинации и синдром психического автоматизма'

Номиналистические аспекты клинической психопатологии: псевдогаллюцинации и синдром психического автоматизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1319
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пятницкий Николай Юрьевич

В статье обсуждаются критерии дифференциации псевдои истинных галлюцинаций в работах отечественных, французских и немецких психопатологов, особое внимание уделено оригинальной концепции психического автоматизма Г. Клерамбо, различным трактовкам феноменов «эхо мыслей», «малого психического автоматизма», а также «позитивным» и «негативным» процессам психического автоматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nominalistic aspects of clinical psychopathology: pseudohallucinations and syndrome of psychic automatism

The paper discusses criteria for the differentiation between pseudoand true hallucinations as presented in the works of Russian, French and German psychopathologists with special emphasis on the original concept of psychic automatism by G. Clerambault. Also dealt with are various interpretations of the phenomena such as «thought echo», «minorpsychic automatism» and «positive» and «negative» processes of psychic automatism.

Текст научной работы на тему «Номиналистические аспекты клинической психопатологии: псевдогаллюцинации и синдром психического автоматизма»

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

© Н.Ю. Пятницкий, 2008 УДК 616.89-008.42

Для корреспонденции

Пятницкий Николай Юрьевич - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела изучения состояний риска функциональных психических расстройств Научного центра психического здоровья РАМН Адрес: 115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 34 Телефон: (499) 617-81-47

Н.Ю. Пятницкий

Номиналистические1 аспекты клинической психопатологии: псевдогаллюцинации и синдром психического автоматизма

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

В статье обсуждаются критерии дифференциации псевдо- и истинных галлюцинаций в работах отечественных, французских и немецких психопатологов, особое внимание уделено оригинальной концепции психического автоматизма Г. Клерамбо, различным трактовкам феноменов «эхо мыслей», «малого психического автоматизма», а также «позитивным» и «негативным» процессам психического автоматизма.

Nominalistic aspects of clinical psychopathology: pseudohallucinations and syndrome of psychic automatism

N.Yu. Pyatnitsky

The paper discusses criteria for the differentiation between pseudo- and true hallucinations as presented in the works of Russian, French and German psychopathologists with special emphasis on the original concept of psychic automatism by G. Clerambault. Also dealt with are various interpretations of the phenomena such as «thought echo», «minor psychic automatism» and «positive» and «negative» processes of psychic automatism.

В отечественной психопатологии традиционно считается существенной дифференциация между истинными и псевдогаллюцинациями [3, 7]. Последние являются составляющей синдрома Кандинского-Клерамбо - термин, который употребляется рядом отечественных авторов [4, 7] синонимично синдрому психического автоматизма. Другие [2, 8, 9] говорят эпистемологически [5] корректнее о психическом автоматизме как о составляющей синдрома Кандинского, отделяя собственно психический автоматизм от бредовых и псевдогаллюцинаторных феноменов. При этом обычно не упоминается (см. подробнее статью А.К. Ануфриева [2]), что синдром психического автоматизма описывается лишь в двух национальных психиатрических школах: отечественной [2, 4, 6-9] и французской [22, 23, 24, 28]. В англоамериканской и немецкой психиатрии синдром психического автоматизма как отдельный симптомокомплекс не выделяется (хотя критерии 1-го ранга Курта Шнайдера [30] и основанная на них диагностика шизофрении по МКБ-10 во многом совпадают с синдромом психического автоматизма). Однако и французские психиатры подчеркивают, что синдром психического автоматизма или «синдром Клерамбо» отличается от «псевдогаллюцинаций Кандинского» [23].

Остановимся вначале на существующих различиях в определении псевдогаллюцинаторных феноменов. В изданной посмертно

1 Подробнее о номинализме см. статью Н.Ю. Пятницкого: Номиналистические аспекты клинической психопатологии// Рос. психиатр. журн. - 2002. - № 5. - С. 19-22.

53

монографии В.Х. Кандинский (1890) [3] полемизирует с немецкими психиатрами F.W. Hagen (1868) и K. Kahlbaum (1866) [27] и французским психиатром J. Baillarger (1846) [11] о феноменологии расстройств восприятия и мышления. F.W. Hagen (цит. по [3]), автор термина «псевдогаллюцинации», называет им все болезненные психические состояния, которые не должны быть смешиваемыми с обманами чувств, в частности с галлюцинациями, и большая часть из этих явлений принадлежит, по F.W. Hagen, к «обманам воспоминания»: больной принимает представление за воспоминание действительного объективного восприятия, имевшего место в более или менее отдаленном прошлом. В.Х. Кандинский [3], подчеркивая чувственный характер феномена псевдогаллюцинации и подробно описывая псевдогаллюцинации зрения и слуха, для их отличия от истинных предлагает пользоваться одним основным критерием - отсутствием характера объективной действительности. Аналогичный основной критерий отличия псевдогаллюцинаций от истинных приводит через 100 лет и швейцарский психопатолог Ch. Scharfetter [29] -суждение о реальности. Француз J. Baillarger [11], с которым спорит Кандинский, первым предложил различать 2 класса галлюцинаций: «психосенсори-альные», завершенные и являющиеся результатом «двойного действия воображения и органов чувств», и «психические» галлюцинации, «происходящие вследствие непроизвольного действия памяти и воображения», «чуждые» органам чувств, им недостает элемента отношения к внешним чувствам («sensoriel») и поэтому они «неполные». J. Baillarger [11] относил «психические» галлюцинации почти исключительно к чувству слуха, отмечал, что «сами больные отличают их от обычных голосов», но приводил также в качестве примера и видения мистиков, называя психические галлюцинации «умственными видениями и речениями», а психосенсорные -«телесными видениями и речениями». Он утверждал, что различение психосенсориальных и психических галлюцинаций возможно только в области слуха и зрения (Кандинский полагал, что это вероятно и в области других чувств) и что галлюцинации слуха - феномен, встречающийся намного чаще зрительных галлюцинаций. Если Кандинский очень подробно описывал зрительные псевдогаллюцинации, то J. Baillarger - различные варианты слуховых психических галлюцинаций и находил их более сложными. Так, например, J. Baillarger [11] первым описал феномен «эха мыслей или слов» (если быть точным, то определение принадлежит одному из пациентов Baillarger): «галлюцинанту кажется,

что повторяют громко все его мысли или слова, сам больной предположил, что вокруг них имеется некий вид «эха»; иногда повторяют то, что галлюцинирующий читает». Baillarger [11] описывал также секретный, внутренний, не производящий никакого шума голос, мысленные переговоры, язык мысли, слышание мыслей шестым чувством на расстоянии, слышание голоса из других частей тела и пр.

Н. Ey, P. Bernard, Ch. Brisset [22] вслед за J. Bail-larger отличают «психосенсориальные», или истинные, галлюцинации от «психических» галлюцинаций на основе критерия восприятия их субъектом в «воображаемом» пространстве, при нехватке пространственной объективности с наличием «психической» объективности, и приравнивают «психические» галлюцинации (поскольку им недостает атрибутов восприятия) к псевдогаллюцинациям, при этом упоминают как псевдогаллюцинации В. Кандинского, так и псевдогаллюцинации F. Hagen в качестве различных визуальных вариантов «психических» или псевдогаллюцинаций. Разницу в феноменологии психических галлюцинаций Baillarger и псевдогаллюцинаций Кандинского отмечает, напротив, А.К. Ануфриев [2].

Третий автор, с кем оппонирует Кандинский, -K. Kahlbaum [27], - говорит об апперцептивных галлюцинациях, или галлюцинаторных воспоминаниях, которые, по Kahlbaum, бывают абстрактными или конкретными. K. Kahlbaum под абстрактными Ф

галлюцинаторными воспоминаниями подразумевал феномены «сделанности» или «вытягивания» мыслей2. Об этом явлении В. Кандинский [3] заметил, что оно не есть ни галлюцинация, ни псевдогаллюцинация. Кандинский трактовал эти феномены как вторичные умозаключения вследствие навязчивых псевдогаллюцинаций слуха и навязчивых мыслей. Конкретные галлюцинаторные воспоминания Kahlbaum по сути соответствуют псевдогаллюцинаторным воспоминаниям Кандинского.

А.В. Снежневский [7] при дифференциации псевдогаллюцинаций от истинных предлагал опираться на несколько критериев (собственно, также описанных ранее В.Х. Кандинским [3] наряду с предложенным основным критерием): отличение от реальных объектов, расположение в субъективном пространстве, ощущение «сделанности», развитие на фоне ясного сознания. При этом А.В. Снежневский делал акцент на критерии «сделанности» псевдогаллюцинаторных феноменов.

K. Jaspers [26] полагал, в отличие от В.Х. Кандинского, что между истинными и псевдогаллюцинациями возможны разнообразные переходы. Английские психопатологи [25] предлагают вооб-

2 Феномен, позже обозначенный C. Wernicke [32] «аутохтонными» идеями. С точки зрения C. Wernicke [32], он являлся главным симптомом, на основе которого могли развиваться все другие болезненные явления, включая «объясняющий» бред («экспансивный аутопсихоз на основе аутохтонных идей»). Предложение проф. Останкова назвать синдром Клерамбо именем трех авторов (Кандинского - Вернике - Клерамбо) в России, однако, не прижилось.

54 Российский психиатрический журнал № 4, 2008

Н.Ю. Пятницкий

ще отказаться от термина псевдогаллюцинации (в пользу просто галлюцинаций), так как вышеописанные различия базируются на способности пациента давать точные ответы на трудные вопросы о характере своего переживания. При этом часто самому пациенту бывает трудно отличить, как он воспринимает галлюцинаторный объект: в реальном окружающем или в субъективном пространстве. Следует отметить, что о вышеупомянутых сложностях отграничения психических галлюцинаций от «психосенсориальных» говорил и сам автор дихотомии J. Baillarger [11].

По определению А.В. Снежневского [7], синдром психического автоматизма, или синдром Кандинского-Клерамбо, - это совокупность взаимосвязанных симптомов: псевдогаллюцинаций, бреда преследования и воздействия, чувства овладения и открытости, чувства постоянного влияния действующей извне посторонней силы. В нем выделяется ассоциативный, сенестопатический и кинестетический автоматизм, а также подчеркивается систематизированный характер бреда преследования и воздействия.

В.Х. Кандинский [2], творивший более чем за 30 лет до Клерамбо, не употреблял термина «психический автоматизм» и делал акцент в своей работе на описании псевдогаллюцинаторных феноменов, от которых находил производными и феномены «сделанности мыслей и чувств». Кандинский описывал и псевдогаллюцинации «слуха», и непроизвольное говорение, и чувство насильственной речевой иннервации, т.е. ряд феноменов, которые Клерамбо позже отнес к идеовербальным и моторным автоматизмам.

Понятие автоматизма в психиатрии первым применил J. Baillarger [11]: «l'automatisme de l'intelligence» («автоматизм ума» в переводе С.Ю. Циркина [9]) характеризуется непроизвольной деятельностью памяти и воображения и является главным условием продукции галлюцинаций... а также острого бреда, мании, меланхолии и других психических расстройств. В патологическом состоянии влияние воли более или менее совершенно прекращается». Однако именно Клерамбо, как подчеркивает А.К. Ануфриев [2], придал отчетливое клинико-пси-хопатологическое содержание позаимствованному J. Baillarger [11] из физиологии термину автоматизма. Описанный Клерамбо синдром психического автоматизма, или синдром S, на конгрессе в Блуа (1927) французы предложили называть синдромом Клерамбо. Подчеркивая приоритет Кандинского в психопатологическом описании аналогичных феноменов, А.Л. Эпштейн [10] на научном заседании врачей психиатрической клиники Ленинградского медицинского института (1927/1928) предложил обозначить синдром психического автоматизма синдромом Кандинского-Клерамбо. С учетом достаточной известности в нашей стране работы

Виктора Хрисанфовича Кандинского «О псевдогаллюцинациях» [3] ниже мы попытаемся выделить особенности концепции синдрома психического автоматизма в трудах Гаэтана Клерамбо.

Нет никаких указаний на знакомство Клерамбо с работой своего русского предшественника, документально констатировано лишь его короткое выступление в дискуссии по поводу галлюциноза Вернике на клиническом Обществе врачей в 1909 г., рассматриваемое знатоками творчества Клерамбо [24] как первый признак интереса к тематике психического автоматизма. Его французскими «предтечами» заслуженно считаются J. Baillarger и J. Seglas [6]. Тот факт, что часть феноменов психического автоматизма была уже известна благодаря J. Seglas [31], отмечал и сам Клерамбо [16]. В отличие от В.Х. Кандинского, Г. Клерамбо на тему психического автоматизма не написал ни одной монографии, существует лишь ряд текстов его выступлений на различных обществах и статей, начиная от текста при показе больных в 1920 г. «Психический автоматизм и расщепление Я» [13] и кончая «Дискуссией сообщения месье Найрака по психическому автоматизму на конгрессе в Блуа» [20] 1927 г. Клерамбо в своих текстах несколько раз переименовывал описанный им синдром психического автоматизма, в последних работах он отказывался от терминов базового и малого автоматизма, предлагал называть описанный им синдром синдромом пассивности или синдромом паразитизма, интерференции - с тем чтобы отличать его от общего автоматизма и тематических галлюцинаций, с которыми этот ядерный синдром затем смешивается, а в одной из последних работ [21] обозначил синдром психического автоматизма «синдром S». По-видимому, из-за такой путаницы H. Ey, P. Bernard, Ch. Brisset [22] обозначают под синдромом малого психического автоматизма только такие описанные его автором феномены, как «эмансипация абстрактного, немое развертывание воспоминаний, абстрактные позывы и предвосхишенные тени неразличимых мыслей», отделяя от малого автоматизма феномен «эха мыслей»; С.Ю. Циркин [9] приравнивает малый психический автоматизм к идеовербальному, но при этом вслед за В.И. Аккерман [1] самым существенным феноменом в малом психическом автоматизме называет «эхо мыслей», а А.К. Ануфриев [2], описывая «так называемый» малый психический автоматизм Клерамбо, приводит его феноменологию «в некотором отступлении от той, которая представлена самим Клерамбо». Г. Клерамбо, хотя и упоминал «эхо мыслей» в ранних работах [13, 14] как инициальный феномен психического автоматизма, когда говорил прямо о малом психическом автоматизме, феномен «эха мыслей» к нему уже не причислял [15, 16].

Синдром психического автоматизма Г. Клерамбо [13, 16, 19] считал примордиальным, первич-

55

ным феноменом, а бред преследования, овладения, величия, мистицизма и пр. - вторичной интеллектуальной конструкцией. Таким образом, бред - это своего рода реакция на расщепление «Я», производимое явлениями психического автоматизма, и эта реакция развивается всегда позже собственно психического автоматизма. При этом бредовая надстройка зависит от склонности субъекта либо к воображению, либо к интерпретации, от аффективности личности: пессимизма, оптимизма или враждебности, а также от влияния самого феномена психического автоматизма. Бредовая идеация завершает идеаторный автоматизм. Систематизация бреда, с точки зрения Г. Клерамбо, - это функция характера, «не параноик не систематизирует» [17]. Бред преследования Маньяна представляет собой для Клерамбо симбиоз параноической конституции и синдрома психического автоматизма.

Согласно концепции психического автоматизма Г. Клерамбо, на стадии бредовой идеации субъект может быть расщеплен на две части: одна реактивная и непатологическая, другая - паразитарная и часто антагонистическая. Первая - реакция на автоматизмы, вторая - автоматическая. В качестве метафоры для второй части личности Клерамбо [19, 20] употребил термин «вторичная личность»: «эта личность начинается уже с эха мыслей и бессмыслицы и заканчивается организованными галлюцинациями». Подобная концепция присутствовала еще и у J. Seglas [31], говорившего о «новой» личности, со-существующей наряду с прежней и обладающей тенденцией захватывать «старую» все больше и больше. J. Seglas [31] называл такую дезагрегацию личности «психологическим автоматизмом», а основным явлением автоматизма считал описанные им «вербальные психомоторные» («кинестетические», речедвигательные) галлюцинации.

Г. Клерамбо подчеркивал в своих описаниях [19], что всякая эмоция умножает галлюцинации, как и какое-либо ментальное усилие. Так, эхо чтения и письмо с комментариями (по сути, варианты феномена эха мыслей) усиливаются параллельно усилиям внимания. «Голоса» думают за субъекта и как субъект, но преувеличенно до крайности, часто говорят наперекор привязанностям, доносят на друзей и близких. Нередко и аффективный тонус различен у двух личностей. Так, простая усталость у первичной личности переходит в гнев у вторичной. Вторичная личность по концепции Клерамбо обычно стоит интеллектуально и морально ниже первичной личности, чаще в ней доминирует враждебность. Вторичная личность - «грубая, жестокая, похотливая, злобная». У женщин особенно часто встречаются гиперсексуальная вторичная личность, висцеральные галлюцинации. Причину такого «нисходящего» развития «вторичной» личности Г. Клерамбо видел в развитии «отклонений» в нервной системе

от наиболее высших и сложных систем к наиболее низшим. Иррадиация опускается ниже и в словаре: преобладает пустословие в ущерб идеям, конкретное в ущерб абстрактному, слова-паразиты в ущерб сути; и в области идей - ассоциация по контрасту; в области чувств отклонение благоприятствует оппозиции, враждебности и иронии; в области воли - тенденции к жестокости, сквернословию, святотатству. В случае парафазий возникают слова низкого плана, копролалии, оскорбления.

Описание феноменов собственно психического автоматизма у Г. Клерамбо несколько менялось в процессе разработки темы. Так, вначале к явлениям психического автоматизма он относил «эхо мыслей», «внутренние диалоги», «изложение действий» и «моторные галлюцинации» [13]. Затем он стал выделять инициальные и поздние феномены автоматизма и отнес моторные галлюцинации вместе со слуховыми галлюцинациями к поздним феноменам психического автоматизма [14]. Инициальные феномены - «интуиции», «опережающие мысли», «эхо мыслей» и «бессмыслица» [14]. Впоследствии он предложил употреблять термин «малый психический автоматизм» вместо просто «психического автоматизма» [15], подчеркивая, что описываемые им феномены не относятся к внешним чувствам, обладают «нечувственной природой и нейтральным характером». «Мышление становится чуждым в форме обычного мышления, путаницы абстрактный идей и тенденций, порой без чувственных элементов, порой с неопределенными чувственными элементами». По Г. Клерамбо [16], малый психический автоматизм включает в себя инициальные: 1) чисто вербальные феномены: «взрывчатые» слова, игру слогами, поток слов, «нелепицу»; 2) чисто психические феномены: остановку абстрактного мышления, бессловесное развертывание воспоминаний, абстрактные интуиции и более поздние - 3) идеовер-бальные феномены: комментарий действий и воспоминаний, вопросы, отвечающие мысли.

Затем прогрессирует тенденция к вербализации, мышление становится постепенно слуховым или вербально-моторным, формируется голос с 4 характеристиками: вербальной, объективной, индивидуальной и тематической. При этом бывает, что одна из характеристик отсутствует. Появление аудиальных галлюцинаций свидетельствует об общем психическом автоматизме. Таким образом, для Г. Клерамбо малый психический автоматизм - это инициальная стадия развития хронических галлюцинаторных психозов с медленным, постепенным развитием, долгое время существующая в чистом виде.

В других текстах [17, 19] о психическом автоматизме к идеовербальным процессам психического автоматизма Г. Клерамбо относил:

1) позитивные, в неполной степени постоянные процессы: эмансипацию абстрактного, немое развертывание воспоминаний, гипермнезию, мен-

56

Н.Ю. Пятницкий

тизм, идеорею, пситтакозные (попугаечные) феномены - игру частями слов, нелепицу, словесные навязчивости;

2) позитивные эпизодические процессы: интеллектуального, сопровождаемого чувствами (ложные узнавания, ложное сходство, чуждость людей и вещей) и аффективного порядка (эмоции без объекта, абсурдные стремления/позывы);

3) различные негативные процессы (сопровождаемые чувствами): исчезновение мыслей, забывание, остановку мыслей, пустоту мышления, растерянность без объекта, сомнения, апрозексию (крайне выраженную невнимательность), усталость;

4) смешанные процессы (негативные и позитивные): подмену мыслей, отнятие, вкладывание, ложную идеорею (без продуктивности и истинного ускорения), переход к «невидимому, но узнаваемому» мышлению.

В совокупности вышеназванные процессы Клерамбо относил к дефицитарным.

Г. Клерамбо [19] полагал, что большинство идео-вербальных процессов (за исключением апрозек-сии) психического автоматизма присутствует в игре нормального мышления в редуцированной форме и возникает изредка в состояниях усталости, бессонницы, в гипногагических состояниях, интоксикациях, но при синдроме психического автоматизма эти феномены становятся «нормой». Негативные феномены - это «осечки», позитивные феномены - «брак» нормального мышления. При патологическом мышлении они умножаются, расширяются, интенсифицируются. Разница между нормальным и патологическим мышлением - в победе добавочного над эссенциальным. Согласно Г. Клерамбо, в изобилии эти феномены встречаются при раннем слабоумии. Синдром психического автоматизма, с точки зрения Г. Клерамбо [19], может развиваться при разных психозах, начиная от его транзиторных форм при различных интоксикациях и гипоманиях и заканчивая хроническими криптогенными (психозы типа Маньяна, раннее слабоумие) и органическими (прогрессивный паралич, опухоли мозга) психозами. При этом он находил, что вышеперечисленные идеовербальные феномены при раннем слабоумии объединяются с «грубыми» феноменами: моторными и сенсорными расстройствами, уменьшением всех интеллектуальных представлений и социа-бельности, а при поздних психозах объединяются с «тонкими» феноменами: «эхом мыслей», интуициями, «психическими» галлюцинациями и уходят на второй план. «Тонкие» феномены преобладают у больных ближе к 50 годам, грубые и дефицитарные - у больных примерно 20-25-летнего возраста [19].

Помимо собственно психического, эссенциально-го автоматизма - вербального, идеического, эмо-

ционального, волевого - прежде называемого им идеовербальным - Клерамбо выделял и 2 факультативных типа автоматизма: сенситивный (или сенес-топатический) [13, 16, 21] и моторный [16, 21]. Эта триада автоматизмов разрабатывалась французской «школой» Клерамбо [28], именно ее и предлагали именовать синдромом Клерамбо его французские последователи [6]. Описывая галлюцинации при психическом автоматизме, Клерамбо подчеркивал их незавершенный и навязанный характер, но наблюдал и «психосенсориальные» галлюцинации [18]. Согласно концепции Г. Клерамбо [20, 21], происхождение галлюцинаций (обонятельных, висцеральных, музыкальных, визуальных) чисто «механическое», «анидеическое», о чем говорят их внезапное появление вне связи с мыслями субъекта, без аффективного заряда; частая фрагментарность, фантасма-горичность; симультанность, но не конкордантность их визуальных и аудиальных серий, невозможность удержания и намеренного воспроизведения галлюцинаторного образа, т.е. тотальная автономия визуальных образов. По теории Клерамбо, усиление сети отклонений физиологических ассоциаций (в результате неврологического процесса) приводит к параллельным усилениям идеаторных отклонений, например, пробуждению забытых понятий («галлюцинаторное обучение»), соединению причудливых концептов («сенсационные откровения»), возбуждению миновавших аффективных агрегатов («оживление старой любви»).

Согласно Г. Клерамбо [19, 21], «эхо мыслей» и «бессмыслица» представляют механизмы психоза в их наиболее простой форме и также имеют чисто «гистологическое, неврологическое, механистическое происхождение». В понятие «эхо мыслей» Клерамбо вкладывал несколько другое содержание, нежели Baillarger и Seglas. J. Seglas [31] определял феномен «эха» как форму галлюцинации, воспроизводящую интимные мысли больного в виде направленного вовне (экстериоризованного) слухового3 компонента образа «внутреннего языка». Клерамбо [19] характеризовал «эхо мыслей» как «бифуркацию одного течения, приводящую к двум различным экспрессиям одной идеи», как «удвоение» мысли. А.К. Ануфриев [2] обращает внимание на то, что иногда ошибочно под эхом мыслей понимают «звучание» мыслей («Gedankenlautwerden» в смысле C. Wernicke [32]), в то время как «эхо» характеризуется не наличием признака звука, а приобретением идеаторными механизмами отражательного свойства, т.е. чувства отражения психических актов извне, «с момента появления симптома «эхо мыслей» возникают первые кирпичи стен будущего галлюцинаторно-параноидного здания».

«Внутренний язык» помимо слухового (или аудиального) компонента обладает еще вербально-моторным, визуальным и графическим [28, 31].

57

Литература

1. Аккерман В.И. «Синдром душевного автоматизма» французской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. - 1928. - № 4. - С. 455-471.

2. Ануфриев А.К. Психический автоматизм и синдром Кандинского-Клерамбо (спорные вопросы феноменологии и психопатологии) // Журн. невропатол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. - 1979. - Т. 79, № 9. - С. 1397-1405.

3. Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях. - М.: Медгиз, 1952.

4. МорозовГ.В. Основные синдромы психических болезней // Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. -М.: Медицина, 1988. - Т. 1. - С. 130-135.

5. Овсянников С.А. История и эпистемология пограничной психиатрии. - М.: Альпари, 1995.

6. ПерельманА.А. К учению о симптомокомплексе Клерамбо-Кандинский // Журн. невропатол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. - 1931. - № 3. - С. 44-53.

7. Снежневский А.В. Клиническая психопатология // Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. -М.: Медицина, 1983. - Т. 1. - С. 39-72.

8. Тиганов А.С. Психопатологические синдромы // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. - М.: Медицина, 1999. - Т. 1. - С. 48-49.

9. Циркин С.Ю. Синдром Кандинского-Клерамбо при бредовой шизофрении: Дис. ... канд. мед. наук. - М., 1980.

10. Эпштейн А.Л. Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии // Синдром Clerambault. - 1929. - № 4-5. -С. 315-316.

11. Baillarger M. Recherches sur les Maladies Mentales. Tome Premier. - Paris: G. Masson Editeur, 1890.

12. CharfetterCh.Allgemeine Psychopathologie. Eine Einfuerung. -Stuttgart; N.Y.: Thieme, 1985. - S. 161-162.

13. de Clerambault G.G. Automatism mental et scission du moi (avril 1920). Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 33-39.

14. de Clerambault G.G. Theorie professee a l'infirmerie special. Formules courantes (de 1919 a 1923). Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 39-40.

15. de Clerambault G.G. Societe medico-psychologique (Decembre 1923) Commentaires sur une communication. Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 41-43.

16. de Clerambault G.G. Psychoses Hallucinatoires chroniques (Societe clinique de Medicine mentale, decembre 1923). Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de

Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 43-48.

17. de Clerambault G.G. Psychoses Hallucinatoires chroniques (Societe clinique de Medicine mentale, janvier 1924). Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 49-51.

18. de Clerambault G.G. Psychoses a base d'automatisme (Pratique medicale francaise, mai 1925, A). Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 51-61.

19. de Clerambault G.G. Psychoses a base d'automatisme (suite) (Pratique medicale francaise, juin 1926, A). Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 62-97.

20. de Clerambault G.G. Lettre de. de Clerambault a l'occasion de la discussion sur l'automatisme mental. Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 99-103.

21. de Clerambault G.G. Syndrome mecanique et conception mecaniciste des psychoses hallucinatoires. Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 109-128.

22. Ey H., Bernard P., Brisset Ch. Manuel de Psychiatrie. - Paris: Masson et C, 1967. - P. 115-117.

23. Garrabe J. Postface. Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 129-136.

24. Garrabe J. Preface. Dans: L'automatism mental. - Paris: Les Empecheurs de Penser en Rond, Edite par les Laboratoire Delagrange, 1992. - P. 9-31.

25. Gelder M., Gath D, Mayou R. Oxford textbook of psychiatry. -2nd ed. - Oxford; N.Y.; Melbourne: Oxford Medical Publications, 1993. - P. 6-9.

26. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. - 9 Aufl. - Berlin; Heidelberg; N.Y.: Springer. - S. 58-63.

27. Kahlbaum K. Die Sinnesdelirien // Allgemeine Zeitschrift fuer Psychiatrie. - 1866. - Bd 23. - S. 1-86.

28. Levy-Valensi. Precis de Psychiatrie. - Paris: Librairie J.-B. Bailliere et fils, 1926.

29. Scharfetter Ch. Allgemeine Psychopathologie. Eine Einfuehrung. 2. Aufl. - Stuttgart; N.Y.: Thieme, 1985.

30. Schneider K. Klinische Psychopathologie. - 14. Aufl. -Stuttgart; N.Y.: Thieme,1992.

31. Seglas J. Des troubles du langage chez les alienes. - Paris: J. Rueff et C. Edituers, 1892.

32. Wernicke C. Grundriss der Psychiatrie in klinischen Vorlesungen. - Zweite revidierte Aufl. - Leipzig: Verlag von Georg Thieme, 1906.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.