Научная статья на тему 'Номенклатура научных специальностей и новая модель государственной научной аттестации'

Номенклатура научных специальностей и новая модель государственной научной аттестации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1182
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоприменение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ОТРАСЛЬ НАУКИ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / AWARD OF ACADEMIC DEGREES / NOMENCLATURE OF SPECIALTIES / BRANCH OF SCIENCE / SPECIALTY / ACADEMIC DEGREE / LOCAL LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нарутто Светлана Васильевна

Обосновывается невозможность на сегодняшнем этапе применения образовательными и научными организациями, получившими право самостоятельного присуждения ученых степеней, собственных номенклатур научных специальностей. Анализируются не только федеральные нормативные правовые акты, взаимосвязанные с номенклатурой специальностей, по которой присуждаются ученые степени, но и локальные правовые акты организаций, по-разному регулирующие обозначенные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нарутто Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nomenclature of scientific specialties and the new model of award of academic degrees: Russian experience

The subject of the article is legal regulation of award of academic degrees in Russia after the reform that let universities and scientific organization award academic degrees independently, without centralized state control over this process. The main aim of the article is to confirm or disprove the hypothesis that universities that have received the right to self-award academic degrees, should have the ability to determine the list of scientific specialties. The methodology of the study includes analysis, synthesis, description as well as formal-legal method and interpretation of legal acts. The main results and scope of their application. Impossibility of application their own nomenclatures of scientific specialties by educational and scientific organizations that have received the right to independently award academic degrees is justified. Not only federal regulatory legal acts interrelated with the nomenclature of specialties, for which scientific degrees are awarded, but also local legal acts of organizations that regulate the designated issues in different ways were analyzed. The criteria of systematization in the nomenclature of scientific specialties by levels are not set in a single key, which can cause problems in determining the subject and methods of research and expert evaluation of the thesis. Organizations fix procedural issues of examination of dissertations, as well as other issues related to the formation of dissertation councils and their work, the award of academic degrees, the issuance of diplomas, in local regulations that create conditions for the decentralization of legal support for the implementation of state policy in this area. The applicant for an academic degree has the right to prepare a dissertation and pass candidate examinations in a scientific specialty in any organization that meets the established requirements. Then the applicant for an academic degree has the right to apply to the organization, which has the right to self-award of academic degrees. However, if the specialties which are absent in the official state nomenclature were established in this organization, the rights of applicants will be broken, and they will be put in unequal conditions with those applicants who passed candidate examinations in this organization. Conclusions. The universities that have received the right to self-award academic degrees, should have the ability to determine the list of scientific specialties, as this would entail violation of the rights of applicants for academic degrees.

Текст научной работы на тему «Номенклатура научных специальностей и новая модель государственной научной аттестации»

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

THE LAW ENFORCEMENT BY PUBLIC AUTHORITIES

УДК 342

DOI 10.24147/2542-1514.2019.3(1).24-32

НОМЕНКЛАТУРА НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НОВАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

С. В. Нарутто

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Россия

Информация о статье

Дата поступления -

13 января 2019 г.

Дата принятия в печать -

28 февраля 2019 г.

Дата онлайн-размещения -

20 апреля 2019 г.

Ключевые слова

Научная аттестация, номенклатура специальностей, отрасль науки, специальность, ученая степень, локальные правовые акты

Обосновывается невозможность на сегодняшнем этапе применения образовательными и научными организациями, получившими право самостоятельного присуждения ученых степеней, собственных номенклатур научных специальностей. Анализируются не только федеральные нормативные правовые акты, взаимосвязанные с номенклатурой специальностей, по которой присуждаются ученые степени, но и локальные правовые акты организаций, по-разному регулирующие обозначенные вопросы.

THE NOMENCLATURE OF SCIENTIFIC SPECIALTIES AND THE NEW MODEL OF AWARD OF ACADEMIC DEGREES: RUSSIAN EXPERIENCE

Svetlana V. Narutto

Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russia

Article info

Received - 2019 January 13 Accepted - 2019 February 28 Available online - 2019 April 20

Keywords

Award of academic degrees, nomenclature of specialties, branch of science, specialty, academic degree, local legal acts

The subject of the article is legal regulation of award of academic degrees in Russia after the reform that let universities and scientific organization award academic degrees independently, without centralized state control over this process.

The main aim of the article is to confirm or disprove the hypothesis that universities that have received the right to self-award academic degrees, should have the ability to determine the list of scientific specialties.

The methodology of the study includes analysis, synthesis, description as well as formallegal method and interpretation of legal acts.

The main results and scope of their application. Impossibility of application their own nomenclatures of scientific specialties by educational and scientific organizations that have received the right to independently award academic degrees is justified. Not only federal regulatory legal acts interrelated with the nomenclature of specialties, for which scientific degrees are awarded, but also local legal acts of organizations that regulate the designated issues in different ways were analyzed. The criteria of systematization in the nomenclature of scientific specialties by levels are not set in a single key, which can cause problems in determining the subject and methods of research and expert evaluation of the thesis. Organizations fix procedural issues of examination of dissertations, as well as other issues related to the formation of dissertation councils and their work, the award of academic degrees, the issuance of diplomas, in local regulations that create conditions for the decentralization of legal support for the implementation of state policy in this area. The applicant for an academic degree has the right to prepare a dissertation and pass candidate examinations in a scientific specialty in any organization

Правоприменение 2019. Т. 3, № 1. С. 24-32

ISSN 2658-4050 (Online) -

that meets the established requirements. Then the applicant for an academic degree has the right to apply to the organization, which has the right to self-award of academic degrees. However, if the specialties which are absent in the official state nomenclature were established in this organization, the rights of applicants will be broken, and they will be put in unequal conditions with those applicants who passed candidate examinations in this organization.

Conclusions. The universities that have received the right to self-award academic degrees, should have the ability to determine the list of scientific specialties, as this would entail violation of the rights of applicants for academic degrees.

1. Введение

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"» была введена новая модель государственной научной аттестации, в рамках которой Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (далее - МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (далее - СПбГУ) получили право самостоятельного присуждения ученых степеней. В соответствии с законом университеты приобрели возможность: 1) создавать на своей базе советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определять и изменять составы этих советов, устанавливать полномочия этих советов, определять перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, осуществлять контроль за деятельностью этих советов, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов; 2) устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций; 3) утверждать положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи.

Кроме этих двух университетов возможность перехода на новую модель научной аттестации и приобретения полномочия по самостоятельному присуждению ученых степеней предусмотрена также для научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авто-

ритетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе которые реализуют разработанные и утвержденные самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет».

С целью выработки критериев для отбора таких организаций во исполнение положений Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № 553 было утверждено Положение о формировании перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абз. вторым - четвертым п. 3.1 ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 23 августа 2017 г. № 1792-р «Об утверждении перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым - четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ», помимо МГУ и СПбГУ, из заявленных первоначально 30 образовательных и 21 научной к перечню таких организаций были отнесены 4 научные и 19 образовательных организаций высшего образования. В 2018 г. заявления подали 9 образовательных и 3 научные организации. Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2018 г. № 1766-р «О внесении дополнения в Перечень научных организаций и образовательных организаций высшего образования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23 августа 2017 г. № 1792-р», перечень пополнился двумя образовательными организациями. В настоящее время 27 организаций, включая МГУ и СПбГУ, имеют право само- 25

стоятельно создавать диссертационные советы, присуждать ученые степени, выдавать дипломы об ученых степенях, форма которых устанавливается организациями самостоятельно.

2. Нормативное регулирование перечня научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени

Содержание перечня научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, в течение всего времени его существования является объектом пристального внимания ученых и общественности [1-7].

Обратим внимание на положение абз. второго п. 3.1 ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», наделяющее соответствующие организации правом самостоятельно «определять перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты». Означает ли это право организаций самостоятельно вводить новые научные специальности, не предусмотренные на официальном уровне, либо иным образом отступать от нормы вышеуказанного закона о том, что «ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности» (абз. третий п. 2.1 ст. 4)? Ответ, безусловно, отрицательный, поскольку законодатель уполномочил Ми-нобрнауки России на составление и утверждение перечня конкретных научных специальностей, в точном соответствии с которым проводятся диссертационные исследования.

В настоящее время перечень научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержден Приказом Минобрнауки России от 23 октября 2017 г. № 1027 (в ред. от 23 марта 2018 г.) «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» [8]. При этом научную специальность можно определить как сферу исследований, которая устойчиво сформировалась и включает определенное количество исследовательских проблем по одной научной дисциплине, в том числе область ее применения [9]. Номенклатура представляет собой классификатор научных специальностей. Она составлена по нескольким уровням систематизации: конкретная специальность (с шифром) ^ группа специальностей ^

отрасль науки. Определяется также отрасль науки, по которой присуждается ученая степень. Однако не все специальности объединяются в группу специальностей. Кроме того, одна и та же специальность, входящая в определенную группу специальностей и принадлежащая согласно номенклатуре к определенной отрасли науки, наряду с этим может относиться и к другим отраслям науки, поскольку по данной специальности допускается присуждение ученых степеней по этим отраслям. Например, специальность «Экология» входит в группу специальностей «Общая биология», а диссертации могут защищаться по четырем отраслям науки - биологическим, химическим, медицинским и техническим. Специальность «Охрана труда» входит в группу специальностей «Безопасность деятельности человека», ученые степени могут присуждаться по следующим отраслям науки: технические, психологические, социологические, медицинские. Наряду с этим в одну специальность могут объединяться разнородные специальности, например специальность «Экономика и управление народным хозяйством» охватывает различные отрасли и сферы деятельности. Таким образом, критерии систематизации в номенклатуре научных специальностей по уровням заданы не в едином ключе, что не может не вызывать проблемы при определении предмета и методов исследования и экспертной оценки диссертационной работы [10].

Разработкой номенклатуры научных специальностей занимаются экспертные советы Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России (далее - ВАК) при активном участии научной общественности [11-15]. В соответствии с пп. «к» п. 3 Приказа Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1393 (в ред. от 10 декабря 2015 г.) «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации» экспертный совет по результатам проведенной экспертизы дает Минобрнауки России и ВАК заключения по номенклатуре специальностей научных работников и соответствию номенклатуре направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Далее ВАК вырабатывает рекомендации в отношении номенклатуры, которые представляются в Министерство науки и высшего образования РФ. ВАК также представляет в Минобрнауки России предложения по совершенствованию номенклатуры (пп. «а» п. 4, пп. «б» п. 6 Положения). Экспертные советы и ВАК определяют научную специальность, по

которой защищается диссертация, посредством соотнесения ее содержания с паспортом данной специальности. Разработку паспортов также осуществляют эксперты ВАК. В содержание паспорта научной специальности входят разделы: 1) отрасли науки, по которым присуждаются ученые степени; 2) формула специальности; 3) области исследований; 4) шифры и наименования смежных специальностей.

Осуществляя экспертизу диссертаций в традиционной модели государственной научной аттестации, специалисты ВАК могут прийти к выводу о несоответствии научной специальности, заявленной в диссертации, паспорту данной специальности. В этом случае для соискателя наступают неблагоприятные юридические последствия - Минобрнауки России отменяет решение диссертационного совета о присуждении ученой степени.

В новой модели научной аттестации вопрос о соответствии диссертации паспорту научной специальности решают эксперты организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней.

3. Положения локальных актов образовательных организаций о научных специальностях, по которым присуждаются ученые степени

Процедурные вопросы экспертизы диссертаций, равно как и другие вопросы, связанные с формированием диссертационных советов и их работой, присуждением ученых степеней, выдачей дипломов, организации закрепляют в локальных нормативных правовых актах, которые создают условия децентрализации нормативно-правового обеспечения реализации государственной политики в этой сфере.

Анализ локальных актов организаций, самостоятельно присуждающих ученые степени, убеждает, что в большинстве организаций сохраняется единство в правовой регламентации порядка присуждения ученых степеней в соответствии с номенклатурой, утвержденной Минобрнауки России. Диссертационные советы создаются по научным специальностям и отраслям науки в соответствии с номенклатурой так же, как это предусмотрено п. 9 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2017 г. № 1093. При принятии диссертации к предварительному рассмотрению диссертаци-

1 Приказ НИУ ВШЭ в ред. от 16 апреля 2018 г. № 6.18.101/1604-07 «Об утверждении Положения о присуждении

онный совет создает комиссию (или другой схожий орган - экспертный совет, совет по научной специальности), которая подготавливает заключение о соответствии темы и содержания диссертации научной специальности (научным специальностям) и отраслям науки, по которым диссертационный совет принимает диссертации к защите. Как известно, наука -это область человеческой деятельности, которая подразделяется на отрасли. Отраслевое подразделение науки - устоявшаяся схема.

Однако в Положении о присуждении ученых степеней в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»1 используется категория «область науки»: «Комиссия диссертационного совета готовит заключение о соответствии темы и содержания диссертации области науки, по которой диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации» (п. 5.9); «Диссертационный совет вправе отказать соискателю в рассмотрении диссертационной работы. Основанием для отказа являются: ...несоответствие темы и содержания диссертации области науки, по которой диссертационному совету предоставлено право принимать к защите диссертации» (п. 4.8). Используется ли в данном акте категория «область науки» как равноценная категории «отрасль науки»? Если да, то непонятно, зачем было подменять устоявшееся официальное понятие. Если в это понятие вкладывался иной смысл, его следовало прояснить в локальном акте. Кроме того, Положением предусмотрено право ученого совета ВШЭ разрабатывать и утверждать «паспорт области науки» (п. 4.1), хотя паспорта разрабатываются по конкретной научной специальности, и ученые степени присуждаются так же по ним. Организациям, получившим право самостоятельно присуждать ученые степени, государство не делегировало право самостоятельно утверждать паспорта специальностей и интерпретировать номенклатуру. В Положении о присуждении ученых степеней в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» есть еще одно отступление. Хотя в п. 2.3 и записано, что «условием допуска к рассмотрению диссертации выступает наличие сданного в НИУ ВШЭ кандидатского (квалификационного) экзамена по специальности», тем не менее последующие предложения заставляют усомниться в их правомерности: «Экзамен про-

ученых степеней в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». 1^1.: https://www. hse.ru/docs/218589582.html.

водится не по всей соответствующей области науки, а по узкой специальности, соответствующей теме будущей диссертационной работы и определяемой диссертационным советом. При сдаче экзамена по специальности в другой организации решение о возможности перезачета его результата в НИУ ВШЭ принимается диссертационным советом НИУ ВШЭ. Сдача других кандидатских (квалификационных) экзаменов не предусмотрена». Во-первых, в отношении установления кандидатских экзаменов университет полномочий не получил. Во-вторых, экзамен должен проводиться по той специальности, которая предусмотрена номенклатурой. В-третьих, у НИУ ВШЭ нет оснований для неперезачета экзамена по специальности, сданного в другой организации. И, наконец, в-четвертых, помимо экзамена по специальности, в системе государственной аттестации предусмотрена сдача еще двух экзаменов.

Пунктом 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ, предусмотрено общее для всех организаций правило: «Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем ученой степени, успешно сдавшим кандидатские экзамены при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) или без освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Кандидатские экзамены сдаются в соответствии с научной специальностью (научными специальностями) и отраслью науки, предусмотренными номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, по которым осуществляется подготовка (подготовлена) диссертация. Порядок сдачи кандидатских экзаменов и их перечень утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации». Как видим, исключений из общего правила для организаций, самостоятельно присуждающих ученые степени, не предусмотрено; слово «экзамены», употребленное во множественном числе по отношению к слову «соискатель», свидетельствует о необходимости сдачи, по крайней мере, не одного экзамена; императивно закреплено полномочие Минобрнауки России утвер-

ждать перечень экзаменов. Согласно п. 2 Приказа Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. № 247 «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня», в перечень кандидатских экзаменов входят: история и философия науки; иностранный язык; специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Кроме того, следует учитывать Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2014 г. № 13-4139 «О подтверждении результатов кандидатских экзаменов»2, в котором разъясняется, что «результаты кандидатских экзаменов, сданные до указанной даты, должны быть подтверждены удостоверением об их сдаче, выданным в установленном порядке организацией, в которой проводились кандидатские экзамены. Выдача таких удостоверений соискателям ученых степеней являлась обязанностью организации, проводившей кандидатские экзамены». Со всей очевидностью такие удостоверения необходимы соискателям для предъявления в любые организации, где действуют соответствующие диссертационные советы. Следовательно, нормы Положения о присуждении ученых степеней в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» следует расценивать как ограничивающие права соискателей.

4. Возможность самостоятельного определения образовательной организацией перечня научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени

Вопрос о самостоятельном подходе организаций к разработке и утверждению «перечней научных отраслей и специальностей», который периодически озвучивается рядом организаций, присуждающих ученые степени в рамках новой модели научной аттестации, не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Основой классификации отраслей науки являются рекомендации ЮНЕСКО, в соответствии с которыми выделяются шесть крупных областей науки: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные, - которые затем детализируются по конкретным отраслям науки (научное направление, в пределах которого осуществляются научные исследования и разработки) и научным специальностям (узкий раздел в рамках от-

2 Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2014 г. № 134139 «О подтверждении результатов кандидатских экзаменов» // Администратор образования. 2014. № 23.

расли науки или группы научных специальностей, в котором определены конкретные предметы, объекты и направления научных исследований). Эта классификация в Российской Федерации установлена номенклатурой научных специальностей.

Соответствие российских научных специальностей группам образовательных программ, отнесенных к уровню образования «Докторантура или ее эквивалент» (69 групп) в соответствии с Международной стандартной классификацией образования, утвержденной Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры 5 сентября 2011 г. № 36 C/19, установлено Общероссийским классификатором специальностей высшей научной квалификации (далее - ОКСВНК) [14]. ОКСВНК был разработан Минобрнауки России во исполнение п. 2.10 Плана мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов (утв. заместителем председателя Правительства РФ 22 декабря 2012 г. № 7125п-П10, согласован с Минфином России, Минэкономразвития России, Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в последующем утвержден и введен в действие Приказом Рос-стандарта от 17 декабря 2013 г. № 2255-ст и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Самостоятельное утверждение «перечней научных отраслей и специальностей» войдет в противоречие с вышеуказанными правовыми актами.

В соответствии с абз. вторым п. 2 ст. 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Таким образом, номенклатура является обязательной для всех ученых степеней, присуждаемых в рамках государственной системы научной аттестации.

Данная норма является общей как для традиционной модели присуждения ученых степеней, так и для модели самостоятельного присуждения ученых степеней организациями, обладающими правом самостоятельного присуждения ученых степе-

ней. Следовательно, для того чтобы предоставить таким организациям возможность разрабатывать и утверждать перечни научных отраслей и специальностей, необходимо внести изменения в вышеуказанный федеральный закон, а не только в Приказ Минобрнауки от 23 октября 2017 г. № 1027 (в ред. от 23 марта 2018 г.) «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени». Кроме того, потребуется изменение и пп. «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 237 (в ред. от 1 октября 2018 г.) «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации», касающегося полномочия ВАК проводить экспертизу и представлять в Минобрнауки России (в части вопросов, относящихся к ее компетенции) рекомендации в отношении номенклатуры научных специальностей, по которой присуждаются ученые степени. Также изменения потребуются и в Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1393 (в ред. от 10 декабря 2015 г.) «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации», которым к полномочиям экспертных советов ВАК отнесено проведение экспертизы и дача Минобрнауки России и ВАК заключения по номенклатуре научных специальностей (пп. «к» п. 3). Таким образом, предложение предоставить организациям, получившим право самостоятельного присуждения ученых степеней, возможность разрабатывать и утверждать «перечни научных отраслей и специальностей» неизбежно повлечет изменение целого ряда нормативных правовых актов.

К номенклатуре научных специальностей «привязана» номенклатура направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). В соответствии с п. 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства РФ, принят Приказ Минобрна-уки России от 17 октября 2016 г. № 1288 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки

научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1060, и направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061, научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59. При изменении номенклатуры научных специальностей необходимо устанавливать соответствие направлений подготовки в аспирантуре научным специальностям. Устанавливаемый организацией самостоятельно перечень научных отраслей и специальностей может не соответствовать номенклатуре направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и, соответственно, повлечь нарушение прав соискателей.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. № 247 «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня», прикрепление лица для сдачи кандидатских экзаменов осуществляется по направлению подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, соответствующему научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, утверждаемой Министерством образования и науки РФ, по которой подготавливается диссертация, допускается в организацию, имеющую государственную аккредитацию по соответствующей программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (п. 5). Соискатель вправе прикрепиться для сдачи кандидатского экзамена и подготовки диссертации в любую организацию, имеющую государственную аккредитацию по соответствующей программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. № 248 (в ред. от 18 декабря 2017 г.) «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» лицо прикрепляется для подготовки диссертации по научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, утверждаемой Министерством образования и науки РФ (п. 2). В личном заявлении лица, прикрепляемого для подготовки диссертации, указывается наименование научной специальности, по которой прикрепляющееся лицо предполагает осуществлять подготовку диссертации, и ее шифр в соответствии с номенклатурой.

Таким образом, лицо вправе подготовить диссертацию и сдать кандидатские экзамены в любой организации, соответствующей установленным требованиям. Вместе с тем соискатель также вправе реализовать свое право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет (п. 16 Постановления Правительства РФ «О порядке присуждения ученых степеней»). Следовательно, он имеет право обратиться и в организацию, которой предоставлено право самостоятельного присуждения ученых степеней. Однако, если в этой организации будут установлены специальности, отсутствующие в номенклатуре, права соискателей будут нарушены, и они будут поставлены в неравные условия с теми соискателями, для которых этими организациями будут установлены специальные перечни.

5. Выводы

В номенклатуру неоднократно вводились новые научные специальности, что сопровождалось разработкой экспертными советами и ВАК паспортов этих научных специальностей и было обусловлено потребностями страны в кадрах высшей научной квалификации по вводимой научной специальности (с учетом соответствующих запросов заинтересованных органов государственной власти). Новые специальности соотносились с направлениями подготовки в аспирантуре (адъюнктуре) по результатам независимого общественного обсуждения и проведения антикоррупционной экспертизы, сопровождались разработкой программ подготовки в аспирантуре, направленность которой соответствует областям исследований этой научной специальности. Кроме того, учитывалось, что введение в номенклатуру новой научной специальности требовало выделения дополнительных контрольных цифр приема

по направлению подготовки в аспирантуре, соответствующему вводимой научной специальности, что, в свою очередь, требовало соответствующего финансово-экономического обоснования (в частности, оценки предполагаемой численности контингента аспирантов, обучающихся по соответствующим программам подготовки в аспирантуре, в том числе за счет средств федерального бюджета) и согласования с Минфином России и Минэкономразвития России.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о нецелесообразности предоставления организациям, получившим право самостоятельного присуждения ученых степеней, возможности разрабатывать и утверждать «перечни научных областей и специальностей», поскольку это повлечет нарушение действующего законодательства и нарушение прав соискателей ученых степеней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мацкевич И.М. Новая номенклатура научных специальностей в сфере юриспруденции / И.М. Мацкевич, Н.А. Власенко // Журнал российского права. - 2011. - № 8. - С. 84-93.

2. Иванюк О.А. Модернизация номенклатуры специальностей научных работников в сфере юриспруденции / О.А. Иванюк, Е.Е. Рафалюк // Журнал российского права. - 2011. - № 6. - С. 124-129.

3. Якушев А.Н. Развитие отечественной номенклатуры специальностей научных работников в области юриспруденции: вызовы современности / А.Н. Якушев // Юридическое образование и наука. - 2013. - № 4. -С. 11-16.

4. Муранов А.И. Об изменении номенклатуры специальностей научных работников применительно к адвокатуре: не надо так волноваться / А. И. Муранов // Адвокат. - 2009. - № 8. - С. 11-16.

5. Зайцева Л.А. О советах по защите докторских и кандидатских диссертаций / Л.А. Зайцева // Юридическое образование и наука. - 2009. - № 4. - С. 17-21.

6. Носов С.И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации / С.И. Носов // Юрист. - 2013. - № 14. - С. 37-41.

7. Баранов В.А. Принципы совершенствования законодательства в сфере аттестации научных кадров высшей квалификации / В.А. Баранов, А.И. Райлян // Образование и право. - 2011. - № 3 (19). - С. 36-46.

8. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: моногр. / под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. - М.: ИЗиСП, 2015. - 480 с.

9. Шаршунов В.А. Как подготовить и защитить диссертацию: история, опыт, методика и рекомендации /

B.А. Шаршунов, Н.В. Гулько. - Минск: Технопринт, 2004. - 460 с.

10. Нарутто С.В. Нормативно-правовое закрепление Номенклатуры научных специальностей /

C.В. Нарутто // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 2 (98). - С. 160-168. - DOI: 10.7256/ 1999-2807.2016.2.17695.

11. Грачева Е.Ю. Конкурентное право и Номенклатура специальностей научных работников по юридическим наукам / Е.Ю. Грачева, Н.А. Власенко // Журнал российского права. - 2018. - № 2. - С. 142-148. - DOI: 10.12737/art_2018_2_14.

12. Власенко Н.А. Об итогах работы комиссии по составлению номенклатуры научных специальностей по юриспруденции / Н.А. Власенко // Юридическое образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 7-12.

13. Аврутин Ю.Е. К вопросу о паспорте номенклатуры специальностей научных работников / Ю.Е. Авру-тин // Юридическое образование и наука. - 2015. - № 4. - С. 29-31.

14. Петров С.М. К вопросу о реформировании системы аттестации научных и научно-педагогических кадров / С.М. Петров, Л.Ю. Грудцына // Юридическое образование и наука. - 2013. - № 1. - С. 23-30.

15. Власенко Н.А. Проект паспорта номенклатуры научных специальностей по праву: подведены итоги / Н.А. Власенко, И.М. Мацкевич // Журнал российского права. - 2014. - № 8. - С. 137-144.

REFERENCES

1. Matskevich I.M., Vlasenko N.A. New Nomenclature of Scientific Disciplines in the Field of Jurisprudence. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2011, no. 8, pp. 84-93. (In Russ.).

2. Ivaniuk O.A., Rafaeliuk E.E. Modernization of Nomenclature of Reserch Fellow Specialties in the Field of Jurisprudence. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2011, no. 6, pp. 124-129. (In Russ.).

- 31

Law Enforcement Review 2019, vol. 3, no. 1, pp. 24-32

Правоприменение 2019. Т. 3, № 1. С. 24-32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ISSN 2542-1514 (Print)

3. Yakushev A.N. Development of Russian nomenclature of professions of scientific workers in the field of jurisprudence: contemporary challenges. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = Juridical Education and Science, 2013, no. 4, pp. 11-16. (In Russ.).

4. Muranov A.I. About change of the nomenclature of specialties of scientific workers in relation to advocacy: it is not necessary to worry. Advokat, 2009, no. 8, pp. 11-16. (In Russ.).

5. Zaitseva L.A. On councils on defense of doctorates and candidate dissertations. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = Juridical Education and Science, 2009, no. 4, pp. 17-21. (In Russ.).

6. Nosov S.I. On some problems of juridical education and assessment of scientific personnel of the higher qualification. Yurist = Jurist, 2013, no. 14, pp. 37-41. (In Russ.).

7. Baranov V.A., Raylyan A.I. Principles of perfection of the legislation in sphere of certification of scientific shots of the top skills. Obrazovanie ipravo, 2011, no. 3 (19), pp. 36-46. (In Russ.).

8. Putilo N.V., Volkova N.S. (ed.). Educational legislation of Russia. A new milestone of development, Monograph. Moscow, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Russian Federation Government Publ., 2015. 480 p. (In Russ.).

9. Sharshunov V.A., Gul'ko N.V. How to prepare and defend a thesis: history, experience, methods and recommendations. Minsk, Tekhnoprint Publ., 2004. 460 p. (In Russ.).

10. Narutto S.V. Legal confirmation of the nomenclature of scientific specialities. Administrativnoe i munitsi-pal'noe pravo = Administrative and municipal law, 2016, no. 2 (98), pp. 160-168. DOI: 10.7256/1999-2807.2016. 2.17695. (In Russ.).

11. Gracheva E.Yu., Vlasenko N.A. Competition Law and Nomenclature of Scientific Workers' Specialties in Law. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 2, pp. 142-148. DOI: 10.12737/art_2018_2_14. (In Russ.).

12. Vlasenko N.A. On the results of work of the commission for preparation of nomenclature of scientific professions in jurisprudence. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = Juridical Education and Science, 2011, no. 2, pp. 712. (In Russ.).

13. Avrutin Yu.E. On the Official Description of the Nomenclature of Specialties of Scientific Workers. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = Juridical Education and Science, 2015, no. 4, pp. 29-31. (In Russ.).

14. Petrov S^., Grudtsina L.Yu. On the issue of reform of the system of assessment of scientific and scientific-pedagogy personnel. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka = Juridical Education and Science, 2013, no. 1, pp. 23-30. (In Russ.).

15. Vlasenko N.A. Matskevich I.M. Draft passport of the nomenclature of scientific specialties in law: summed up. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2014, no. 8, pp. 137-144. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Нарутто Светлана Васильевна - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 127434, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

e-mail: [email protected] SPIN-код: 6384-7799; AuthorlD: 392890

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Svetlana V. Narutto - Doctor of Law, Professor, Department of Constitutional and Municipal Law Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 9, Sadovaya-Kudrinskaya ul., Moscow, 127434, Russia e-mail: [email protected] RSCI SPIN-code: 6384-7799; AuthorlD: 392890

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Нарутто С.В. Номенклатура научных специальностей и новая модель государственной научной аттестации / С.В. Нарутто // Правоприменение. -2019. - Т. 3, № 1. - С. 24-32. - Р01: 10.24147/2542-1514.2019.3(1).24-32.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Narutto S.V. The nomenclature of scientific specialties and the new model of award of academic degrees: Russian experience. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 24-32. DOI: 10.24147/2542-1514.2019.3(1).24-32. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.