НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ_
НОКСОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. Н. Симакова
Аннотация. В статье проанализирована структура компетентностной модели специалиста по безопасности жизнедеятельности, дано определение ноксологиче-ской компетентности, рассмотрена ее структура, определены предпосылки введения в образовательную практику ноксологической компетентности.
Ключевые слова: ноксологическая компетентность, опасность, высшее профессиональное образование по безопасности жизнедеятельности.
Summary. The article analyses the structure of the competence model ofa life safety expert, defines noxology competence, examines its structure, and shows the preconditions for introducing noxology competence as an academic discipline.
Keywords: noxology competence, danger, higher vocational education in the field of life safety.
42
В
соответствии с предложенной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и Федеральным законом «Об образовании» новые цели образования стали соотноситься с формированием компетенций и компетентности.
Разработкой общей структуры профессиональных компетенций в области обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖД) занимаются как специалисты, осуществляющие подготовку высших профессиональных кадров в рамках техносфер-ной безопасности (С. В. Белов, В. А. Девисилов, В. П. Дмитренко,
П. П. Кукин, Б. Е. Прусенко и др.), так и работодатели (А. Н. Елохин,
A. Я. Корольченко, А. А. Миляев,
B. И. Серед охов и др.) [1]. Однако подготовка профессиональных кадров в области БЖД, появившаяся в 1991/92 учебном году, все еще является относительно новой для системы высшего профессионального образовании. По мнению В. А. Девиси-лова [2], основной методологической проблемой, сдерживающей дальнейшее развитие образования данной области, является отсутствие теоретического обоснования его содержания, что в масштабах государства отражается в снижении общей
Преподаватель XX
3 / 2010
ф
Актуальные проблемы образования
численности населения страны и высоком уровне смертности населения от внешних причин, значительно превышающем аналогичный показатель европейских стран.
Анализ научно-педагогических источников в области БЖД позволил вычленить укрупненные группы и составить бинарную структуру компетенций выпускника, включающую общекультурные и професси-онально-ориен тированные компетенции (проектно-конструкторские, сервисно-эксплуатационные, организационно-управленческие, экспертные, надзорные и инспекционно-аудиторские, научно-исследо ва тель-ские). При этом в качестве интеграционного показателя про фес си о-наль но-ориентированных компетенций выступает центральная, системообразующая научная и дидактическая единица образования - дефиниция «опасность». А вся дальнейшая профессиональная деятельность выпускников, связанная с предупреждением, идентификацией, анализом, прогнозированием опасностей, выработкой защитных мероприятий от многообразия существующих опасностей реализуется в нок-сосфере (в пространстве, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности) [3]. Появление данного понятия позволило более точно определить границы области профессиональной деятельности специалистов и говорить о необходимости и своевременности введения в образовательную практику подготовки специалистов по БЖД в качестве одного из результатов образования новой базовой про-фес си онально-ориентированной ноксологической компетентности.
Под ноксологической компетентностью мы понимаем интегральную характеристику личности специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, выраженную в знании теоретических основ мира опасностей и принципов обеспечения безопасности, в готовности и опыте реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, в осознании приоритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональной деятельности.
Ноксологическая компетентность, выступая интегральной характеристикой личности, носит межпредметный характер и представляет собой динамическое сочетание качеств, отношений и умений. В проекте TUNING выделяют три составляющие компетентности: знание и понимание; знание как действовать; знание как быть (позиции, ценности). Учитывая вышесказанное, можно говорить о том, что ноксологическая компетентность специалиста в области БЖД будет определяться тремя составляющими:
• ценностной: сформированно-стью мотивационного компонента, побуждающих к реализации принципов обеспечения безопасности человека в техносфере;
• когнитивной: наличием базовых теоретических знаний опасностей и базовых теоретических принципов обеспечения безопасности;
• деятельностной: готовностью и опыта практической деятельности по использованию полученных знаний.
Ценностный (мотивационный) компонент ноксологической компетентности, представляющий собой совокупность мотивов, побуждающих личность к успешной реализации
43
3 / 2010
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
дальнейшей профессиональной деятельности в области БЖД, особенно важен, так как одну и ту же работу человек может выполнять, прилагая разные усилия, старания, настойчивость, направленность, ответственность.
На основании анализа научно-практических работы по теории мотивации можно говорить о том, что потребность личности в безопасности относится к одной из основных потребностей человека. Так, рассматривая теорию мотивации А. Маслоу [4], все потребности личности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Потребность в безопасности, следуя непосредственно за физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого качества - разума. В основе теории мотивации Ф. Герцберга [5] лежит двух-факторная модель, которая показы-44 вает удовлетворенность работой. Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Гигиенические факторы соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Для эффективной профессиональной деятельности специалиста в области обеспечения безопасности жизнедеятельности важно не только
осознание индивидуальной потребности в безопасности, но и значимости коллективной, региональной и глобальной безопасности.
Формирование когнитивной составляющей будет основано на введении в образовательный процесс специальной дополнительной группы знаний теоретических основ мира опасностей и принципов безопасности объектов защиты, включающих в себя знания об этапах становления техносферы как основного источника наивысших уровней опасностей современного мира, знания теоретических основ опасностей среды обитания (сущность, причины и условия возникновения, таксономия, виды, принципы действия, механизмы воздействия, результаты воздействия и др.), знания теоретических принципов обеспечения безопасности (сущность, основные объекты защиты, условия обеспечения безопасности, общая теория защиты и др.).
Наличие указанной группы знаний в образовательной программе полностью соответствует современному состоянию науки о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Однако, анализ образовательных программ 29 вузов России, осуществляющих подготовку специалистов по безопасность жизнедеятельности, показал, что далеко не все из них сегодня выделяют и формируют в образовательном процессе в рамках отдельной дисциплины указанную группу знаний.
По сравнению с квалификационной (знаниевой) моделью обучения составляющими (компонентами) компетентностной модели являются знания, умения, навыки, а также
Преподаватель XX
3 / 2010
ф
Актуальные проблемы образования
опыт деятельности по использованию перечисленных компонентов на практике, то есть формирование способности и готовности личности актуализировать данную компетенцию и ее компоненты в определенных жизненных (бытовых и профессиональных) ситуациях. Деятель-ностная составляющая ноксологиче-ской компетнтности выражается в готовности и опыте идентификации интегральной картины опасностей отдельных видов профессиональной и учебной деятельности, способности самостоятельно творчески решать поставленные задачи, выстраивать оптимальные, рациональные алгоритмы действий.
Введение в образовательную практику вузов, осуществляющих подготовку высших профессиональных кадров по БЖД, в качестве одного из результатов образования ноксологическую компетентность позволит не только отразить в предметной области последние достижения и тенденции науки, но и эффективно формировать заявленные профессионально-ориенти-ро ван ные компетентности.
издательское агентство «Лик», 2003. -504 с.
4. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. - М., 1982. - 110 с.
5. Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - 973 с. ■
45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС ВПО по направлению «Технос-ферная безопасность». Квалификация (степень) «бакалавр» (проект) // Безопасность в техносфере. - 2009. - № 4.
- С. 34-46.
2. Девисилов В. А. Образование в области безопасности жизнедеятельности: состояние, проблемы, задачи // Безопасность в техносфере. - 2009. - № 4.
- С. 4-7.
3. Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / Под редакцией О. Н. Русака. - СПб.: Информационно-
3 / 2010
Преподаватель XXI
Ф