ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭКОНОМИКЕ И БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ
THE ROLE OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECTS IN THE CREATION
OF THE VOCATIONAL TRAINING SYSTEM IN MATHEMATICAL METHODS IN ECONOMICS
AND INFORMATION SCIENCE IN BUSINESS
А. К. Любимов, Ю. А. Кузнецов, А. В. Семенов
В статье анализируется роль международных образовательных проектов в создании в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского инновационной системы профессиональной подготовки в области математических методов в экономике и бизнес-информатике.
Ключевые слова: международные образовательные проекты, качество образования, педагогические технологии, самостоятельная работа.
С2011 г. прием в вузы России происходит уже в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) - стандартами нового поколения. Впрочем, в России уже достаточно длительный период времени происходят процессы модернизации и реформирования системы образования, одной из составных частей которых является переход на многоуровневую структуру высшего профессионального образования. Заметим, что переход к новой модели высшего образования только обострил ряд проблем, существовавших в российском высшем образовании задолго до него, и являющихся для него, в определенном смысле, традиционными [см.: 1].
1. В последние полтора десятилетия в Нижегородском государственном университете (ННГУ) сформировалась и успешно функционирует многоуровневая система подготовки высококвалифицированных кадров в области математических методов в экономике. Эта система (как, впрочем, и вообще российское высшее профессиональное образование) в настоящий момент пока еще включает в себя две различные образовательные подсистемы:
• «традиционную» (или «старую гумбольдтовскую») подсистему, не предполагающую выделения самостоятельно значимых этапов в процессе обучения и нацеленную на подготовку дипломированных специалистов (срок обучения - 5 лет);
• «новую» («болонскую») систему, являющуюся двухуровневой системой «бакалавр - магистр». Первый самостоятельно значимый этап в процессе обучения завершается получением степени «бакалавр» (срок обучения - 4
A. K. Ljubimov, Yu. A. Kuznetsov, A. V. Semenov
The role of the international educational projects in creation at the Lobachevsky State University of Nizh-niy Novgorod of innovative system of vocational training in the field of mathematical methods in economics and computer science for business is analyzed.
Keywords: international educational projects, quality of education, pedagogical technologies, self-organized work.
года). Получение степени «магистр» предполагает шестилетний срок обучения (включая 4 года обучения для получения степени «бакалавр»).
В создании многоуровневой системы подготовки экономистов-математиков огромную роль сыграли Европейские проекты Tempus Tacis1 [подробнее об этом см.: 2-9]. Первым из таких проектов был Инновационный образовательный проект ННГУ «Методологические, учебно-методические и организационные новации для повышения качества подготовки в области социально-экономических дисциплин в Нижегородском регионе» (1999-2003), который финансировался Международным Банком Реконструкции и Развития (Соглашение с Правительством РФ № 4183-RU от 09.10.1997) через Российский Национальный фонд подготовки кадров -НФПК (Договор № E/A. 121/99 от 12.12.1999). Его общая стоимость составила более 1 млн долл., причем около половины этой суммы было предназначено для развития подготовки по специальности 061800 «Математические методы в экономике» на ММФ ННГУ. Подразумевалось создание системы подготовки кадров в соответствии с международными стандартами, включая создание материально-технической, научно-методической и информационной базы такой подготовки, установления связей с отечественными и зарубежными университетами и научными школами. В рамках этого проекта предусматривалось улучшение качества подготовки специалистов, развитие научных исследований в области математического моделирования экономических систем, подготовка программ новых учебных курсов и т. д. Партнерами Нижегородского госуниверситета в данном проекте являлись Уни-
1 Tempus Tacis = TEMPUS TACIS; TEMPUS = Trans-European Mobility Programme for University Studies; TACIS = Technical Assistance for Commonwealth of Independent States.
верситет Роскильде (Roskilde University), Дания, и Университет Калабрии (University of Calabria), Италия. Реализация проекта явилась существенным шагом в направлении сближения образовательных систем России и Западной Европы, адаптации российской системы высшего образования к положениям Бо-лонского процесса.
Следующим этапом деятельности ММФ ННГУ по развитию технологии подготовки высококвалифицированных специалистов в области математических методов в экономике явилось создание в ННГУ магистерской программы «Математические методы анализа экономики» в рамках направления «Экономика». Разработка и внедрение этой программы были поддержаны Комиссией Европейских сообществ в рамках Проекта Tempus TACIS CD_JEP-23225-2002 «Analytical Master for Improved Economic Expertise». Для его реализации был образован консорциум трех университетов - ННГУ (Россия), Roskilde University (Дания), University of Calabria (Италия). К работе также были привлечены эксперты из Universitat Gottingen (Германия) и Trondheim Business School (Норвегия). Общая стоимость данного проекта составила около 500 тыс. евро [см.: 7, с. 349]. Его успешная реализация предоставляла благоприятную возможность для дальнейшего развития двухуровневой системы высшего образования (бакалавр - магистр) как в ННГУ, так и в высших учебных заведениях Приволжского региона. К числу важнейших задач проекта относились создание учебного плана и учебного комплекса магистерской программы «Математические методы анализа экономики», переподготовка профессорско-преподавательского состава ННГУ, включенное обучение студентов в вузах - партнерах проекта в соответствии с Болон-ским процессом. Была лицензирована магистерская программа «Математические методы анализа экономики» (а вместе с ней - и направление подготовки «Экономика»; до этого момента в ННГУ в области экономических наук осуществлялась подготовка только специалистов). На дневном отделении ММФ открыт прием в магистратуру и начата подготовка студентов по данной программе. Успешная реализация данного инновационного проекта заложила основу для дальнейших шагов по развитию на механико-математическом факультете ННГУ системы подготовки экономистов-математиков. В 2006 г. в ННГУ началась реализация еще одного Проекта программы (Tempus TACIS SCM-T0023B05-2005 "Project-Oriented Methods in Russia Universities"). Целью проекта «Проектно-ориентирован-ные методы в обучении в российских вузах» являлось внедрение и адаптация проектно-ориентированных методов в обучении первоначально в рамках магистерской программы «Математические методы анализа экономики», а затем - в других программах в ННГУ и в других вузах России. Зарубежными партнерами проекта являлись Калабрийский университет (Италия) и Университет Гренобля (Франция). Общая стоимость данного проекта составила около 157 тыс. евро [см.: 7, с. 350]. Проект успешно завершен в 2008 г.
В реализации перечисленных проектов участвовала большая группа преподавателей и специалистов с различных факультетов ННГУ и из других отечественных и зарубежных вузов, которые внесли большой вклад в успех этой большой работы. В этот период были подготовлены и внедрены в образовательный процесс многочисленные курсы лекций и
учебно-методические материалы; был написан ряд учебников и учебных пособий [см., напр.: 8; 10-11], проведена большая работа по организации и проведению международных конференций, семинаров и круглых столов, по изданию материалов конференций и методических материалов, по решению материально-технических вопросов, связанных с реализацией этих проектов, и многое другое. Можно сказать, что в настоящее время в ННГУ имеется уникальный инновационный опыт создания новых программ подготовки кадров и развития университета на базе международных проектов.
2. Одной из давних и традиционных проблем российского высшего образования является проблема обеспечения его качества. Конечно же, на самом деле, эта проблема обеспечения качества образования имеет общеевропейский масштаб и носит столь же традиционный характер. Как известно, еще в «Послании, направленном с Саламанкской встречи представителей высших учебных заведений Европы» (2001) отмечалось, что «качество - основное условие для обеспечения доверия, востребованности, мобильности, совместимости и привлекательности в европейской зоне высшего образования». Еще в Приказе Минобразования России от 29.06.2000 № 1965 была прямо указана обязательность наличия внутривузовской системы управления качеством образования: ее наличие должно было наглядно демонстрировать всем (абитуриентам, студентам, их родителям, работодателям и т. д.), что вуз дает качественное образование. К счастью, в указанном Приказе Минобразования РФ не забыты также и другие факторы, способные влиять на качество образования. К их числу относятся, в частности, организация учебного процесса, структура и содержание реализуемых образовательных программ, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и т. д. Не должны отойти на второй план и вопросы разработки новых и модернизации имеющихся учебных курсов, а также внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, позволяющих обеспечить высокий уровень качества подготовки выпускников.
Представляется, что одним из важнейших резервов российской высшей школы в деле повышения качества подготовки специалистов является и пересмотр принципов организации самостоятельной работы студентов. Как известно, в российских государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС) второго поколения, а также в нынешних ФГОС большая роль отводится именно самостоятельной работе. Предполагается, что существенную часть учебной работы студента составляет его самостоятельная работа. В то же время не является большим секретом тот факт, что значительная часть студентов использует время, отводимое учебным планом на самостоятельную учебную работу, на самую разнообразную деятельность, по большей части вовсе не связанную с собственно образовательным процессом. Хорошо известно, что многие студенты получают минимальные сведения по содержанию изучаемых курсов, так сказать, «с голоса» преподавателя на изредка посещаемых лекциях (или даже по ксерокопиям чужих конспектов лекций), а о самостоятельной работе, чтении книг, поиске информации (в Internet и т. д.) даже не помышляют. Внедрение
в образовательный процесс, в частности, в такую его важную составляющую, как самостоятельная работа студентов, современных педагогических технологий, стимулирующих самостоятельную учебную работу, позволяет выйти на принципиально новый, значительно более высокий уровень качества подготовки выпускников.
Одной из таких педагогических технологий, позволяющих повысить эффективность самостоятельной работы студентов и придать ей полноценный характер, являются проектно-ориентированные методы обучения. Весьма успешно данная технология (в различных вариантах) уже достаточно давно применяется в ряде европейских университетов. Например, важной особенностью образовательного процесса в Университете г. Роскильде (Дания) является широкое использование проектного метода обучения [см.: 12-14]. Отметим, что сходные с проблемно-ориентированным методом обучения педагогические технологии весьма давно используются и в ряде американских университетов [см., напр.: 15].
На механико-математическом факультете ННГУ в ходе реализации проекта Tempus TACIS SCM-TO023B05-2005 "Project-Oriented Methods in Russia Universities" накоплен значительный опыт внедрения и адаптации проектно-ориентированной технологии обучения в рамках образовательного процесса по специальности 080116 «Математические методы в экономике» и по направлению 080100 «Экономика» (магистерская программа «Математические методы анализа экономики»). Он позволяет считать весьма перспективным использование про-ектно-ориентированной технологии обучения и в рамках образовательного процесса по направлению подготовки 080500 - «Бизнес-информатика» (профиль подготовки - «Информатика и математика в анализе экономических систем и бизнеса»), пришедшему на смену специальности 080116 «Математические методы в экономике». Сущность проектно-ориентированного метода обучения достаточно полно представлена в работах [8, 16-19]. Заметим, что одним из важнейших итогов данного проекта стала подготовка (на русском языке) пособия для профессорско-преподавательского состава ННГУ по применению данной педагогической технологии в условиях российской высшей школы и с учетом ее специфики [8]. Издание данного методического руководства позволило внедрить данную технологию в учебный процесс сначала в рамках ограниченного набора экономико-математических курсов, а затем провести его широкое внедрение в практику всего механико-математического факультета и других факультетов ННГУ, а также ряда других вузов России.
Резюмируя все сказанное, можно констатировать, что в создании многоуровневой системы подготовки экономистов-математиков в ННГУ огромную роль сыграли европейские проекты Tempus Tacis. Ряд важных особенностей созданной в ННГУ многоуровневой системы подготовки кадров в области математических методов в экономике, специфика структуры магистерской программы по экономике, ряд практических аспектов применения проектно-ориентиро-ванного метода обучения в преподавании информационных технологий и некоторых других экономико-математических дисциплин, а также опыт реализации проектов Темпус подробнее представлены в работах [5-7, 9, 16-19].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузнецов Ю. А. Состояние и тенденции развития системы подготовки специалистов в области математических методов в экономике // Вестн. Нижегор. ун-та. Сер. Инновации в образовании. № 1(4). 2003. С. 146-159.
2. Любимов А. К., Кузнецов Ю. А. Международные образовательные проекты как эффективный способ развития факультета // Вестн. Нижегор. ун-та. Сер. Инновации в образовании. 2006. № 1(7). С. 69-78.
3. Реформа управления учебным процессом подготовки экономистов-математиков на механико-математическом факультете на основе межфакультетского сотрудничества / Н. Н. Буреева, О. А. Груд-зинский, Ю. А. Кузнецов, А. К. Любимов, О. В. Петрова, Р. Г. Стронгин // Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании: материалы 1-й Междунар. конф. М., 3-4 дек. 2002 г. / под ред. Е. А. Князева. Казань: Физтехпресс, 2003. С. 144-147.
4. Реформа управления учебным процессом подготовки экономистов-математиков на механико-математическом факультете на основе межфакультетского сотрудничества / Н. Н. Буреева, Ю. А. Кузнецов, А. К. Любимов, Р. Г. Стронгин // Вестн. Нижегор. ун-та. Сер. Инновации в образовании. № 1(4). 2003. С. 129-139.
5. Кузнецов Ю. А. Опыт Нижегородского университета по подготовке специалистов в области математических методов в экономике // Вестн. Ни-жегор. ун-та. Сер. Инновации в образовании. 2011. № 3(3). С. 63-72.
6. Кузнецов Ю. А., Семенов А. В. Инновационная модель подготовки экономистов в области математики и экономико-математического моделирования // Вестн. Нижегор. ун-та. Сер. Инновации в образовании. 2012. № 4(1). С. 71-75.
7. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Черты нового / рук. авт. кол. Р. Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. 544 с.
8. Руководство по внедрению проектно-ориентиро-ванных методов в образование (Handbook on the Project-Oriented Methods (POMs) in education): учеб.-метод. материалы / Д. Инфанте, Ю. А. Кузнецов, А. К. Любимов (ред.). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. 124 с.
9. Грудзинский А. О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. 370 с.
10. Магистерская программа «Математические методы анализа экономики»: сб. программ курсов / ред. Р. Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ. 2005. 204 c.
11. Магистерская программа «Математические методы анализа экономики»: сб. программ курсов
/ ред. Р. Г. Стронгин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. 134 с.
12. Olesen H. S., Jensen J. H. Problem-Oriented Project Work. A workbook. Roskilde: Roskilde University Press, 2004. 314 p.
13. Paulsen A Learning through Project at the University of Roskilde // The Passion to Learn. An inquiry into autodidactism / ed. J. Solomon. Chapter 14. London; New-York: Routlege Falmer, 2003. P. 147-157.
14. Olesen H. S, Jensen J. H. (eds.). Project Studies - a late modern university reform? Roskilde: Roskilde University Press, 2005. 305 p.
15. Lucas R. E., Jr. International Trade and Growth // Course Outline and Reading List. University of Chicago. Winter, 2004. 8 p.
16. Кузнецов Ю. А. Проектно-ориентированный метод обучения как инструмент повышения качества самостоятельной работы студентов // Бо-лонский процесс: сотрудничество Российских и Европейских университетов (проект CD_JEP-23225-2002): матер. междунар. науч.-метод. конф. Н. Новгород, ННГУ, 27 октября 2006 г.:
Н. Новгород: Пламя, 2006. С. 35-41.
17. Кузнецов Ю. А., Мичасова О. В. Проектно-ориен-тированный метод обучения и система подготовки экономистов-математиков на механико-математическом факультете ННГУ // Качество образования. Проблемы и перспективы: сб. ст. / под ред. А. В. Петрова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. № 2. С. 37-48.
18. Кузнецов Ю. А., Семенов А. В., Тюхтина А. А. Особенности применения проектно-ориентиро-ванных методов обучения в преподавании экономико-математических дисциплин // Качество образования. Проблемы и перспективы: сб. ст. / под ред. А. В. Петрова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. № 3. С. 52-62.
19. Опыт применения проектно-ориентированных методов в преподавании информационных технологий / Ю. А. Кузнецов, Е. В. Круглов, А. В. Семенов, О. В. Мичасова // Качество образования. Проблемы и перспективы: сб. ст. / под ред. А. В. Петрова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. № 3. С. 72-77.
ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ, В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
TYPES OF INFORMATION TECHNOLOGIES USED IN THE PEDAGOGICAL PROCESS, IN THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) OF THE SECOND GENERATION
П. А. Высоцкая
В статье рассмотрены различные виды информационных технологий, которые получили широкое применение и развитие в условиях внедрения в педагогический процесс Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Ключевые слова: информационная технология, педагогический процесс, образовательный стандарт, система образования.
P. A. Vysotskaya
This article describes the different types of information technologies, which are widely used in the development and implementation of the pedagogical process of Federal State Educational Standards (FSES).
Keywords: information technology, teaching process, the educational standard of the educational system.
Совсем недавно российские школы перешли на новые стандарты в образовании, которые изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373. ФГОС - это совокупность трех систем требований: 1. Требования к результату образования.
2. Требования к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность).
3. Требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Система образования отказывается от традиционно-