НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕЛА В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ*
В то время как Америка и Западная Европа переживали сексуальную революцию, в Советской России люди жили в условиях дефицита и жестких моральных установок в отношении секса, суть которых одной из участниц телемоста 1980-х годов была выражена фразой: «У нас в СССР секса нет».
Действительно, разные политические системы вырабатывают разные политические установки в отношении тела, роли женщины, а также отличаются производимые системами материальные объекты, поскольку вещи являются проводником господствующих в социуме идеологических норм.
Большевики переопределили роль женщины в обществе по сравнению с дореволюционной традиционной ролью. Основные роли женщины в обществе теперь определяли категории «женщина-работница» и «женщина-мать». Поэтому доминирующим типом женственности в советских средствах массовой информации с 1920-х до середины 1930-х годов был «рабочее-крестьянский тип». Женщина с фотографий в женских журналах того времени обычно принадлежала к рабочему классу, она обязательно изображалась за каким-нибудь занятием, делающей что-то полезное для общества. Этот образ женщины может быть охарактеризован как гендерно нейтральный или сексуально неопределенный. Традиционная красота, так же как мода, подвергается самой жесткой критике со стороны новой власти, что объясняет особенности внешности женщины. Типичная женщина имеет широкое неухоженное лицо с крупными грубыми чертами. Крепкая фигура с короткой шеей, широкими плечами и широкими бедрами немного полновата. Женщина-пролетарка изображалась в
* Гурова О. Чулки «повышенной зебристости», нижнее белье и репрезентации тела в советской культуре // Теория моды - Fashion theory. - М., 2007. - Вып. 5. -С. 285-306.
широкой, бесформенной и мешковатой одежде, под которой едва можно было различить грудь и талию. На голове обязательная косынка - наиболее растиражированный символ революционерок. Нижнее белье соответствует одежде: вместо корсета, который в западных странах в гардеробе женщин оставался вплоть до военных лет, - простой бюстгальтер, вместо нижних юбок - трусы, а также простые денные сорочки. Советская женщина изображалась как сильная, готовая работать и воспроизводиться женщина.
Во второй половине 1930-х годов в типах репрезентации происходят существенные изменения, которые были обусловлены поворотом к традиционной женственности. Но желание выглядеть хорошо для женщины из рабочего класса интерпретировалось как свидетельство улучшившихся условий жизни, что отмечал Сталин в 1935 г.
Улучшившиеся условия жизни нуждались в визуализации, вследствие чего к середине 1930-х годов на страницах журналов и газет резко увеличилось число привлекательных и интеллектуальных лиц. Женщины стали изображаться с косметикой и украшениями, хорошей стрижкой и т.д. Одежда на страницах журналов также изменилась - появились более женственные наряды, а в продаже - более женственное нижнее белье. Помимо трудового процесса, в котором уже участвовала женщина, государство начало внедрять новую идеологическую конструкцию, согласно которой женщины должны быть вовлечены в другие формы социальной жизни, такие как потребление.
В этот период возросла роль нижнего белья не только в конструировании гендерной идентичности, но и в формировании женского тела. Бюстгальтер приобрел функцию корректора фигуры, увеличилась номенклатура белья. Однако сексуализация женского тела и нижнего белья была очень редкой и нетипичной для Советского Союза, поскольку не соответствовала существующим стандартам приличия: «Не красками, не золотом на пальцах и, конечно, уж не трусиками может завоевать себе девушка прочное и здоровое внимание мужчины из нашего пролетарского общества»1. При этом визуализация советского образа жизни в 1950-е годы, в период интенсивных культурных контактов между Россией и Западом, стала достаточно актуальной. В это время официальный дискурс о моде и потреблении содержал критику западных моделей потребления,
1 ИльинаМ. В чем красота // Работница. - М., 1927. - № 37. - С. 15-16.
Нижнее белье и репрезентации тела
которые назывались «буржуазными», «мелкобуржуазными», но при этом возникла необходимость легитимировать потребительские ценности как советские ценности. Ценность советской культуры по отношению к вещам, в том числе и к нижнему белью, выражалась в 1950-е годы в таких качествах, как красота, гигиеничность и прочность. При этом красота в советском контексте тесно связывается с пользой. Советское нижнее белье - теплое, суровое и гигиеничное - не предназначено для того, чтобы быть выставленным напоказ. В противовес ценность несоветской вещи заключается прежде всего в ее внешней привлекательности. Потребительская культура характеризуется сексуализацией публичной сферы и репрезентаций тела. В то же время в советском контексте складывалось весьма неоднозначное отношение к телесной экспрессии. Телесная экспрессия регулируется совокупностью норм и правил, касающихся контроля над естественными телесными проявлениями и различающихся от культуры к культуре. Одна из форм телесной экспрессии - появление тела на фотографиях, что в то время в Советском Союзе встречалось крайне редко.
Однако постепенно эстетика советской товарной формы начинает включать чувственность. Качества появившегося в это время синтетического белья были далеки от понятия гигиеничности. Гигиеничность - показатель, скорее относящийся к хлопку, чем к синтетике. Но последняя зато более эмансипирована, чем натуральные материалы, которые, как правило, не вызывают коннотаций с чувственностью, соблазном и сексуальностью.
Сексуальность как дискурсивная концепция расцвела в 1990-е годы, когда Советский Союз прекратил свое существование.
При капитализме обменная ценность предметов потребления преобладает над их полезностью, создавая тем самым «товарную эстетику» и «коросту красоты» на вещах или на теле. В отличие от этого советские вещи соблазняли полезностью, теплотой и скромностью. Оппозиция «советское - несоветское» связывается с дихотомией «чудовищное - красивое», «безразмерное - изящное», «перештопанное - новое». Однако категории с негативным оттенком и попытка дистанцироваться от отечественного нижнего белья говорят о том, что «короста красоты» вовсе не отталкивала, а, наоборот, была предметом желания советского человека.
Т.А. Фетисова