УДК 745.5 Е. С. Ниткук
Сахалинский областной художественный музей Южно-Сахалинск, Россия
НИВХСКОЕ ИСКУССТВО
В ФОНДАХ
САХАЛИНСКОГО
ОБЛАСТНОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
В статье представлен краткий обзор коллекции декоративно-прикладного искусства нивхов, коренного народа Сахалина и Приамурья, из фондов Сахалинского областного художественного музея, основу которой составляют изделия, выполненные при соблюдении многовековых традиций, и современные авторские произведения XX -начала XXI веков.
Ключевые слова: нивхи; Сахалин; декоративно-прикладное искусство; вышивка; кожа рыбы; береста; рукоделие; резьба по дереву.
A.B. Дорофеева. Рукавицы из костюма нивхского, мужского, праздничного. 2018. Мех нерпы, мех лисы, ткань, нитки, ручное шитье, меховая мозаика, шов машинный. 29x15
Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)
На территории Сахалина и Курильских островов испокон веков проживали нивхи, уйльта (ороки), нанайцы, эвенки, айны. За века близкого соседства в культурах народов островного региона сформировались общие черты. Все народы занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, животноводством. Основу религиозных представлений составляли анимистичные верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Несмотря на взаимопроникновение культур, народы сохранили свои характерные черты материальной и духовной культуры [1].
Декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области развито на ос-
нове традиционных народных ремесел Амуро-Сахалинского региона - вышивки, художественной обработки меха, замши, кожи рыбы и бересты, резьбы по дереву. Хранящиеся в музеях Сахалинской области образцы декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XX вв. позволяют судить о высокоразвитом художественном вкусе мастеров, передававших традиции из поколения в поколение. Сдержанность цветовой гаммы и орнаментальных мотивов при гармоничном сочетании красок и выдержанности композиции - главное отличие изделий сахалинских мастеров.
Многовековые традиции сохраняются до настоящего времени. Изделия современных мастеров обладают этнографической и художественной информативно-
стью. При изготовлении одежды, предметов быта мастерицы применяют традиционные материалы: кожу, ровдугу, мех, ткань, бисер, нитки, металлические подвески, а также кожу рыбы, которая и до настоящего времени является отличительным материалом для изготовления предметов быта и одежды мастериц Приамурья и Сахалина. Традиционно нивхские и нанайские мастерицы преимущественно отдают предпочтение вышивке, уйль-тинские и эвенкийские женщины, главным образом, занимаются художественной обработкой меха и замши.
Сохранение и содействие развитию художественного творчества коренных малочисленных народов Севера Сахалина являются одним из основных направлений деятельности Сахалинского областного художественного музея. Комплектование фондов в данном направлении музей ведет с 1986 года. В настоящее время в фондах музея насчитывается более 200 предметов декоративно-прикладного искусства нивхов из 15465 единиц хранения (на 01.01.2021 г.).
В результате многолетней работы сотрудников музея собран богатый фонд, раскрывающий самобытную культуру коренных народов Сахалина. Широко представлены основные техники декорирования произведений декоративно-прикладного искусства: вышивка, резьба по дереву, обработка бересты и кожи рыбы, орнаментальное вырезание, меховая мозаика в разделах «Традиционный костюм», «Орнамент из бумаги», «Берестяные изделия», «Ритуальные и культовые предметы», «Украшения», а также «Современные изделия» в виде ковриков, салфеток, кукол, панно, сумочек [4]. Самыми ранними и единственными по времени изготовления предметами в фондах Сахалинского областного художественного музея являются два нивхских корыта для приготовления национальных блюд, датированные концом XIX - началом XX века, оформленные на ручках орнаментом традиционной двугранной резьбой.
Декоративно-прикладное искусство нивхов представлено произведениями знаменитых мастеров: Ольги Анатольевны Няван (1915—
2005), Лидии Демьяновны Кимовой (1939— 2003), Альбины Павловны Мыгун (р. 1962), Альбины Сергеевны Мыгун (р. 1963), Федора Сергеевича Мыгуна (р. 1962), Валерия Яковлевича Ялина (р. 1943), Ефросиньи Николаевны Шкалыгиной (р. 1941), Натальи Владимировны Пулюс (1963-2014), Вадима Викторовича Лев куна (р. 1970) и других. Соблюдая многовековые традиции обработки материалов, оформления изделий, мастера привносят в собственные работы свои оригинальные черты. Традиционные изделия из дерева, ткани, кожи рыбы, бересты дополнены современными произведениями - панно, сумочками, салфетками.
В настоящее время коллекция декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Сахалинского областного художественного музея пополняется за счет даров либо приобретений произведений мастеров коренных малочисленных народов Севера Сахалина в рамках грантовых проектов. Отбор произведений происходит преимущественно на выставках декоративно-прикладного искусства, фестивалях. Мастерами также выполняются специальные заказы для формирования полной коллекции разделов [9].
Комплектование нивхской коллекции было начато научным сотрудником музея Марам-зиной Александрой Михайловной с поступления в фонды музея предметов, выполненных Лидией Демьяновной Кимовой, нивхской мастерицей, педагогом Центра детского творчества п. Ноглики Сахалинской области [2].
Основой коллекции Л.Д. Кимовой является национальный костюм, в этом направлении она была признанным мастером. «В ее работах более всего поражают цветовая гармония, изысканный подбор тканей, продуманность цвета и формы дополнительных деталей» [5, с. 2].
Женские праздничные халаты Лидии Демьяновны отличаются оформлением: ворот одного халата повторяет форму накладного воротника, напоминающего четырехлепест-ковый цветок. Второй халат оформлен богатой орнаментальной вышивкой по горловине
A.M. Вингун. Ковш берестяной, нивхский. 2014. Береста, дерево, нить, тиснение, резьба, вышивка, аппликация. 38x23,2x13
Сахалинский областной художествен» ый музей (Южно-Сахалинск)
Ф.С. Мыгун. Ложка со стоящей перед треногой фигурой медведя на конце ручки. 2000. Дерево, резьба, тонировка. 51,5x4,3x3,7
Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)
А.П. Мыгун. Рубашка и пояс из костюма нивхского детского для мальчика. 2010.
Ткань, тесьма, пуговицы, шитье, вышивка, аппликация.
71,5x132, 200x10
Сахалинский областной художественный музей
(Южно-Сахалинск)
Л.Д. Кимова. Головной убор, летний, нивхский. 1989. Ткань, шитье, вышивка. 13x19
Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)
И »I
и вставкам на рукавах. В дополнение к женскому костюму мастерицей выполнены головной убор с округлой тульей, тканевой пуговицей на вершине, загнутыми вверх полями с вышитым S-образным орнаментом и летняя обувь из облы-сенной шкуры нерпы со спирально-ленточным орнаментом на манжетах и носках.
Предметы мужского и женского костюма, коллекционные куклы, панно Л.Д. Кимовой и в настоящее время являются лучшими образцами декоративно-прикладного искусства нивхов.
С подробным описанием коллекции можно ознакомиться в каталоге произведений из коллекции Сахалинского государственного областного художественного музея «Лидия Демьяновна Кимова. К 70-летию нивхской мастерицы» [6].
Коллекцию нивхского женского искусства дополняют изделия Альбины Сергеевны и Альбины Павловны Мыгун, Анны Владимировны Дорофеевой (р. 1971).
Два женских халата - летний и зимний - сшиты и оформлены А. П. Мыгун в соответствии с традициями нивхских мастериц. Здесь нет броских, ярких красок ни в цвете ткани, ни в цвете ниток, покрой и отделка соблюдены согласно традиционным канонам: халаты с широкой левой полой, черная полоса ткани обрамляет края по горловине и верхнему краю левой полы, рукава оформлены вышивкой. Полоса, проходящая по верхнему краю левой полы, пришита отдельно от горловины (в настоящее время наблюдается тенденция упрощения кроя, когда эта полоса цельнокроена с горловиной).
Полным комплектом нивхской одежды в фондах нашего музея является костюм для мальчика, изготовленный Альбиной Павловной, состоящий из рубашки, пояса, наушников, наголенников. Костюм объединен цветовой гаммой, орнаментальными мотивами.
Нивхский костюм для девочки Альбины Сергеевны Мыгун состоит из халата и шапочки. От женского костюма он отличается покроем шапочки в виде капора с навершием-пу-говицей из ткани и вставкой в центре на лицевой стороне в виде сдвоенного спиралевидного орнамента.
Из женских аксессуаров в фондах представлены рукавицы А.П. Мыгун в комплект к халатам, женская сумочка для рукоделия A.C. Мыгун, сумочки из кожи рыбы Л.Д. Кимовой, кисеты E.H. Шкалыгиной.
Обязательным аксессуаром каждой девочки, девушки, женщины был накосник, которым они украшали свои роскошные косы. В настоящее время это украшение забыто. Однако подобный аксессуар, сшитый Альбиной Сергеевной Мыгун, дополняет нивхскую коллекцию женской одежды музея.
Мужская одежда представлена рубашкой (автор Альбина Сергеевна Мыгун) и зимним мужским костюмом мастерицы Анны Владимировны Дорофеевой. Куртку, шапку, ноговицы, рукавицы, а также сумку из меха нерпы Анна Дорофеева украсила меховой орнаментальной инкрустацией. В настоящее время мастерицы редко используют данную технику оформления меховых изделий.
Костюмы из фондов Сахалинского областного художественного музея являются образцовыми в сочетании и подборе цвета, соблюдении традиционного покроя. Лидия Демьяновна, Альбина Павловна и Альбина Сергеевна располагают орнаменты в строгом следовании канонов по их назначению, не перенося орнамент, предназначенный для оформления обуви, на халат. Халаты оформлены по краю горловины, левой полы, подола и рукавов полосами ткани черного цвета, который, по верованиям нивхов, является охранителем от злых духов.
С полным комплектом национального костюма знакомит музейная коллекция национальной куклы. Авторские куклы Л.Д. Кимо-вой, Н.Д. Ворбон, Г.Н. Зевиной, О. Багриной, М.В. Крагиной узнаваемы по покрою нивхской одежды и ее оформлению, имеют свой характер, свои индивидуальные черты. Куклы Н.Д. Ворбон и Г.Н. Зевиной - в летней одежде из ткани, кукла О. Багриной одета в зимнюю одежду из замши и меха, пара кукол М.В. Крагиной - в летней одежде из кожи рыбы. Лидия Демьяновна Кимова воссоздает праздничный и промысловый, детский и взрослый костюм, используя традиционные материалы - рыбью кожу, мех нерпы, бересту и излюбленные дальневосточными мастерами техники - аппликацию, инкрустацию, мозаику и вышивку. В своей коллекции кукол Лидия Демьяновна реализовала свою мечту по созданию серии традиционного нивхского костюма. Продумана и отработана каждая деталь мужской и женской одежды: от завязок на шубе из меха нерпы куклы «Мужчина в нивсхой зимней одежде с тормозом для нарты», шляп с окрашенной аппликацией из тонких слоев бересты «Рыбаков» до богато орнаментированной
спинки халата выскыл из рыбьей кожи «Женщины в нивхском халате» и рукавиц, украшенных вышивкой, «Женщины в нивхской зимней одежде».
Каждый элемент одежды, аксессуаров украшается спирально-ленточным орнаментом. Его богатство зависит от фантазии мастера. Еще в первой половине XX века многие шаблоны передавались по наследству и хранились в берестяных шкатулках. В коллекцию музея входят образцы орнаментов мастериц Охинского района, предназначенных для оформления ритуальной посуды, головных уборов, обуви, женских халатов, мужских рубашек, бытовых предметов, панно. Орнаментальные композиции Федора Сергеевича Мыгуна, мастера из с. Некрасовка Охинского района, являются не просто заготовками для салфеток и кисетов - это уже образцы современного орнаментального искусства нивхов.
У мастериц в запасе были вышитые заготовки для халатов, обуви, шапок. Аналогичные заготовки переданы в фонды нашего музея: заготовки на торбаса выполнены Альбиной Павловной Мыгун, для женского халата вышиты знаменитой нивхской мастерицей Ольгой Анатольевной Няван, заготовки для мужского кисета - нивхской мастерицей Ефросиньей Николаевной Шкалыгиной.
Художественная обработка бересты отражена в коллекциях изделий Александры Михайловны Вингун, Юлии Александровны Ивановой, Зои Михайловны Калистрат, Лидии Демьяновны Кимовой. Туеса, короба, корзины, ковш, ведерко, шкатулка традиционно декорированы аппликацией и вышивкой тальником.
На характере работ нивхских мастериц сказалось интенсивное развитие сувенирного производства во второй половине XX века, когда широкое распространение получили сувенирные куклы, коврики, салфетки, панно и подвески. Часть коллекции декоративно-прикладного искусства нивхов составляют именно изделия сувенирного характера. В свою очередь, они отражают появление новых технических приемов и форм [8].
Э.В. Чхаврун, Амулет с изображением сидящего человека с фигуркой медведя на голове.
2004. Дерево, резьба. 6,8x6,4x5
Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)
Л.Д. Кимова. Кукла«Мужчина в нивхской зимней одежде с тормозом для нарты». 2000.
Мех нерпы, мех норки, кожа рыбья, ткань, нить хлопчатобумажная, шитье ручное. Высота 39 Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)
Уникальны исполнением сумочки из кожи рыбы из коллекции Л.Д. Кимо-вой. Придерживаясь традиционной технологии обработки материала и оформления изделия, мастерица создавала современные произведения, сумев сохранить и передать этническую специфику искусства своего народа. При шитье сумочек Лидия Демьяновна использовала популярные в искусстве народов Дальнего Востока технико-художественные приемы - мозаику и инкрустацию. Одна сумочка сшита из наложенных друг на друга кусочков рыбьей кожи в форме чешуи. Центральная часть лицевой стороны сумочки украшена стилизованным изображением головы медведя, по краям - орнаментальными розетками, вставленными в вырез основного материала [7].
Вторая сумочка, изготовленная из вертикальных полос рыбьей кожи, на лицевой стороне украшена орнаментальной композицией в виде стилизованных изображений рыб. Край сумочки и узенькая ручка в виде кожаной полоски декорированы подвесками из скрученной рыбьей кожи и керамическими бусинами.
Несколько отличаются по технике обработки кожи и оформлению сумочки Ефросиньи Николаевны Шкалыгиной, имеющие больше декоративный характер. Они выполнены из тонкой кожи рыбы, фрагменты сумочки пришиты машинным швом, орнамент в виде повторяющихся Б-образных спиралей выгравирован иглой [3].
Интересны по исполнению и использованию материала - кожи рыбы - панно Л.Д. Кимовой и Н.В. Пулюс. При оформлении коллажей «Кераф - летнее жилище нивхов» и «Юкола сушится» Лидия Демьяновна не только использовала различные оттенки цвета кожи разных пород рыб, но и коптила ее, разрезала на кусочки и фигурные полосы, крошила.
Сюжеты в аппликативных панно Натальи Владимировны Пулюс навеяны нивхскими легендами и преданиями. Панно «Бурундук и медведь» является иллюстрацией к одноименной нивхской сказке. Мастерица использует в аппликациях стилизованные изображения рыб - распространенный для Амуро-Сахалинского региона мотив.
Аналогичный сюжет просматривается в изделии Оксаны Анатольевны Атлон (р. 1967). Салфетка «Рыбки» необычна по оформлению: вся площадь прямоугольного тканевого полотна покрыта вышивкой с использованием различных швов. Из орнаментальных элементов присутствуют только завитки, соединенные кривыми линиями в форму крестообразной розетки.
Основная часть коллекции нивхских мастериц состоит из работ представительниц Сахалина. В фондах музея имеются произведения трех амурских мастериц: праздничный женский воротник из кожи рыбы Ирины Петровны Соколовой (р. 1973), берестяные изделия Александры Михайловны Вингун (р. 1938) и Зои Михайловны Калистрат (р. 1960) - мастериц из Николаевского района Хабаровского края.
Мужское искусство представлено работами сахалинских мастеров Ф.С. Мыгуна, В.Я. Ялина, В.В. Левкуна, A.B. Воксина. Орнамент на изделиях из дерева отличается от орнаментов на тканях и замше. Твердый материал ограничивает фантазию резчика, однако, несмотря на это, орнамент на дереве сохраняет плавность линии, ее непрерывность и витиеватость.
Особенно тщательно украшена ритуальная посуда, сохранившая древнюю форму и орнаментику. Блюда и корыта для обряда
приношения «хозяину моря» в авторском исполнении Валерия Яковлевича Ялина и Федора Сергеевича Мыгуна, корыто для кормления медведя и ложки для медвежьего праздника Федора Сергеевича Мыгуна и Вадима Викторовича Левкуна оформлены плоскорельефным орнаментом с применением традиционной техники двугранной резьбы. Блюда и корыта, предназначенные для жертвоприношения «хозяину моря», сохраняют форму и значение орнамента: посуда вытянутой формы, одна из ручек символизирует голову морского обитателя (тюленя, рыбы), вторая - хвост.
Разнообразием орнаментального оформления, символических значений орнаментов отличаются ложки и ковши, предназначенные для медвежьего праздника. На ложках Ф.С. Мыгуном и В.В. Левкуном вырезаны, помимо цепочечного и ленточного орнамента, зооморфные мотивы: изображения ящериц, медведей. Рельефные изображения головы или тела медведя обязательно присутствуют на всех атрибутах для медвежьего праздника.
Сравнить авторские изделия с традиционными предметами быта в фондах нашего музея возможно на примере современных корыт и двух корыт для приготовления национального блюда мое, датируемых XIX веком. Современные корыта отличаются размером, но также выдолблены из одного ствола. Ручки всех корыт полностью покрыты резным орнаментом.
Несмотря на то, что резьба по дереву считается мужским искусством, вырезанием небольших предметов быта (например, ложки), мелкой пластики занимаются и женщины. В фондах музея хранятся работы Марины Анатольевны Кавозг и Эллы Владимировны Чхав-рун: ложки, амулеты от различных болезней,
некоторые из них сложные, состоящие из нескольких фигур либо из соединенных звеньев.
В фонды музея переданы нивхские игрушки из дерева - уточки, являющиеся авторской работой Александра Владимировича Воксина. Оформлены птицы росписью по дереву, которая в нивхской резьбе реже используется в качестве техники оформления изделий.
В целом коллекция Сахалинского областного художественного музея объединяет произведения женского и мужского искусства конца XX - начала XXI века. Современные мастера продолжают развивать традиции резьбы по дереву, обработки бересты, кожи рыбы, изготовления предметов быта и национального костюма, привнося, в свою очередь, в авторские произведения индивидуальные элементы оформления, черты, благодаря которым узнаваема рука мастера.
Начиная с 1995 года произведения из нивхской коллекции экспонируются на стационарных выставках в Сахалинском областном художественном музее, передвижных выставках в муниципальных музеях Сахалинской области и за пределами региона.
В рамках масштабного выставочного проекта «Остров рыбы в дальнем море» с изделиями нивхских мастеров, экспонировавшимися наряду с графикой сахалинских художников, познакомились посетители Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Каргопольского государственного истори-ко-архитектурного и художественного музея, Великоустюгского государственного истори-ко-архитектурного и художественного музея-заповедника (2013 год).
Выставка «Мир нивхов», посвященная юбилею нивхского писателя и поэта, обще-
В.Л. Ялин.
Корыто. 2000.
Дерево,
долбление,
резьба,
тонировка.
3x49x14
Сахалинский областной художественный музей
(Южно-Сахалинск)
ственного деятеля Владимира Михайловича Санги, объединила произведения нивхских художников, членов Сахалинского отделения Союза художников РФ, народных мастеров из фондов Сахалинского областного художественного музея, Сахалинского областного краеведческого музея, Охинского и Ногликского краеведческого музея, Галереи Гиви Манткавы. После экспонирования в Большом зале Сахалинского областного художественного музея в юбилейный для В. Санги 2015 год выставка при поддержке Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области и компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» была представлена в Строгановском дворце Русского музея.
В течение многих лет, ежегодно участвуя в грантовых программах, музей реализует проекты, направленные на развитие и популяризацию художественных промыслов и ремесел, творческой активности мастеров коренных малочисленных народов Севера Сахалина.
В 2021 году проект «Путешествие в Миф коренных народов Сахалина» (миф - «земля» на нивхском яз.) реализуется при поддержке Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области и международного консорциума «Сахалин-1» в муниципальных музеях Сахалинской области и г. Хабаровска. В рамках творческого проекта будет пополнена коллекция мужского нивхского костюма работами лучших нивхских мастериц. Музей на примере произведений народных мастеров и сахалинских художников познакомит со своеобразием творческого восприятия традиционной культуры и комплексным представлением о культуре и современной жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалина.
Литература
1. Ворожцова, Е.В. Декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Крайнего Севера и Северо-Востока Сибири // Музеи и культурное наследие регионов : сб. статей / М-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей». - Санкт-Петербург, 2009. - С. 62-74.
2. Глушакова, И.А. Об уникальности коллекции ДПИ коренных народов Сахалина в СГОХМ. Проблемы сохранения культуры коренных малочисленных народов Сахалина // Начала искусства : научно-практическая конференция, посвященная 25-летию Сахалинского государственного художественного музея.
- Южно-Сахалинск, 2008. - С. 17-24.
3. Глушакова, И.А. Живое серебро (произведения ДПИ из рыбьей кожи) // Музейные коллекции. Выставки. Опыт просветительной деятельности : сб. статей сотрудников СОХМ. - Южно-Сахалинск, 2010. -№2-3.-С. 139-147.
4. Декоративно-прикладное искусство народов Дальнего Востока в собрании Сахалинского областного художественного музея : каталог / авт.-сост. A.M. Ма-рамзина. - Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 2000. - 36 с.
5. Кимова Лидия Демьяновна : [персональная выставка нивхского народного мастера Кимовой Л.Д. : буклет]. - Южно-Сахалинск, 2001. - 1 л.
6. Лидия Демьяновна Кимова. К 70-летию нивхской мастерицы : каталог произведений из коллекции Сахалинского государственного областного художественного музея. - Южно-Сахалинск, 2009. - 19 с.
7. Марамзина, A.M. Об уникальности некоторых изделий ДПИ из коллекции СОХМ // Сборник статей Сахалинского государственного областного художественного музея. - Южно-Сахалинск, 2005. - С. 65-75.
8. Ниткук, Е.С. Развитие женского искусства коренных народов Сахалина во второй половине XX века на примере произведений декоративно-прикладного искусства из фондов Сахалинского государственного художественного музея // Шестые Гродековские чтения : материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на Дальнем Востоке». - Хабаровск, 2009. - Т. 5. - С. 83-87.
9. Ниткук, Е.С. Декоративно-прикладное искусство коренных народов Сахалина: современное состояние и пути развития // Из века в век...: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию открытия первого музея на Сахалине (12-17 сентября 2016 г.) / ГБУК «Сахалинский областной художественный музей». - Южно-Сахалинск, 2017.-С. 95-98.
Об авторе
Ниткук Елена Сергеевна - заведующая отделом региональных художественных проектов ГБУК «Сахалинский областной художественный музей» (г. Южно-Сахалинск) E-mail: nitkuk@mail.ru
NIVKH ART IN THE FUNDS OF THE SAKHALIN REGIONAL ART MUSEUM
Nitkuk Elena Sergeevna Head of the Department of Regional Art Projects of the Sakhalin Regional Art Museum
Abstract: The article presents a brief overview of the collection of decorative and applied art of the Nivkhs - the indigenous people of Sakhalin and the Amur region, from the funds of the Sakhalin Regional Art Museum, which is based on items made in compliance with centuries-old traditions, and modern author's works of the XX - early XXI centuries.
Keywords: nivkhs, Sakhalin, decorative and applied art, embroidery, fish skin, birch bark, needlework, wood carving.