Труды ВНИРО
Информация
2017 Г. Том 165
УДК 639.2.001 .5: 629. 124 .72
НИС «Skagerak» — научно-исследовательское судно нового поколения, спроектированное с учетом Рекомендаций ИКЕС № 209 для Университета Гетеборга (Швеция)
Д. Е. Левашов, Т. В. Тишкова, Н. П. Буланова
Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ФГБНУ «ВНИРО»), г. Москва E-mail: levashov@vniro . ru
В конце 2016 г. в Швеции получено новейшее университетское научно-исследовательское судно НИС нового поколения — «Skagerak», способное выполнять все виды научных и исследовательских задач, включая сейсмические и рыбопромысловые исследования . Судно спроектировано и построено с учетом Рекомендаций ИКЕС № 209 для Университета Гетеборга (Швеция) . Новое шведское судно заменит 45-летнее НИС с одноимённым названием, уже не отвечающее современным требованиям . Строительство судна осуществлялось на польской верфи «Nauta» (Гданьск) . Описаны особенности конструкции судна и его научные качества
Ключевые слова: Skagerak, Рекомендации ИКЕС № 209, рыбопромысловые исследования, НИС .
В ноябре 2013 г. Университет Гетеборга (Швеция) подготовил заказ на постройку нового НИС для исследований и образования (рис . 1) . В этом же месяце был подписан контракт с судоремонтной верфью «Nauta» (Гданьск, Польша) [Skagerak, 2016]. Новое шведское судно идет на замену старому 45-летнему НИС, уже не отвечающему современным требованиям, с одноимённым названием . «Имя «Skagerak» — это уже давно устоявшийся бренд, тесно ассоциирующийся с Университетом Гетеборга, и, таким образом, является традицией, которую следует продолжать и в дальнейшем» — пояснила на закладке киля вице-канцлер Швеции Пэм Фридман .
Максимальная длина НИС — 45,5 м, длина п п — 40,22 м, ширина — 11 м Проектная
осадка — 3,8 м . Крейсерская скорость — 12 уз . , при этом потребление топлива на 40% меньше, чем у старого «Skagerak» . Автономность — 14 суток или 2000 миль . Судно высокоавтоматизированное — экипаж всего 5 человек, которые размещаются в одноместных каютах . Для исследователей и студентов предназначены двухместные каюты — всего на 16 коек . При выходе в однодневный круиз на борт можно взять и больше студентов . Стоимость — более 100 млн швед крон
Спуск корабля на воду планировался в октябре 2016 г , но реализован был 26 декабря 2016 г. (рис . 2) .
Судно конструировалось с учётом выполнения требований ИКЕС № 209 относительно минимизации судовых шумов, излучаемых
Рис. 2. Вид НИС «Skagerak» перед (слева) и после (справа) спуска на воду
в воду, и предполагается, что судно будет соответствовать требованиям DNV на класс «SILENT-R» [Левашов, 2010, 2016] . Предварительно проведены исследования выбранных решений методами математической физики — вычислительной гидродинамики CFD (Computational Fluid Dynamics) . В тестовом бассейне прошла испытания 6-метровая модель судна, получив отличную оценку относительно кавитационных качеств подводной части корпуса (рис . 3) . Испытания также подтвердили, что в действительности потребление топлива должно быть ниже, чем вычислили конструкторы, и это прекрасный показатель с точки зрения охраны окружающей среды .
На НИС «Skagerak» применена одноваль-ная пропульсивная система электродвижения
Электромотор мощностью в 1200 кВт приводит в движение четырёхлопастный гребной винт регулируемого шага диаметром 2,4 м в насадке . Питающая дизель-электрическая часть системы состоит из 4 дизель-генераторов мощностью по 420 кВт. К пропульсивной системе также относится «сверхтихое» носовое подруливающее устройство туннельного типа с упором 4,5 т и мощностью 290 кВт.
Основные задачи нового НИС — выполнение работ по изучению глобального изменения климата Скандинавии и биопродуктивности окружающих акваторий из-за изменения направления океанических течений и характеристик морской воды Современные лаборатории на борту судна помогут обучению нового поколения молодых учёных и специалистов
НИС «Skagerak» — научно-исследовательское судно нового поколения
Рис. 3. Результаты моделирования проектных решений методами CFD (сверху) и испытаний в опытном
бассейне (внизу)
и откроют новые перспективы для выполнения задач, которые ещё в недавнем прошлом решить было невозможно
На судне имеются три лаборатории: одна большая главная — «мокрая» лаборатория площадью 28 м2, «сухая» лаборатория площадью 14 м2 и метеорологическая лаборатория
(12 м2) . В верхней части мачты находятся приборы для проведения атмосферных измерений . Там же расположена метеорологическая станция, причём измерения температуры воздуха берутся постоянно
Для хранения и работ с подводными аппаратами и СТД-зондом имеется ангар с лацпор-том и отсеком управления общей площадью 30 м2 . Лацпорт ангара расположен по правому борту и позволяет с помощью системы LARS выводить наружу тельфер с лебедкой, используемый для спуска/подъёма тяжёлого подводного оборудования, в том числе СТД-комплек-са с кассетой батометров
В этом же ангаре хранятся планктонные орудия отбора проб В число подводного оборудования входит ТНПА, оборудованный видеокамерой, манипулятором и батометрами для
взятия донных образцов и проб воды, а также гидроакустической системой подводного позиционирования
Открытое рабочее пространство кормовой палубы площадью около 140 м2 позволяет разместить дополнительно контейнерную лабораторию или другое оборудование подобных габаритов Для палубных и забортных работ на судне предусмотрены кормовой заваливающийся на 60° портал с просветом высотой 7 м и грузоподъёмностью до 8 т и рабочий кран грузоподъёмностью 4 т при выносе стрелы до 6 м . На баке имеется кран на 1,5 т с выносом до 5 м
В число лебедок для забортных работ входят две основные многоцелевые на 8 т ёмкостью по 2000 м троса диаметром 16 мм, океанографическая лебёдка (4 т, 2000 м х 12 мм), гидрографическая лебёдка (2 т, 1000 м х 6 мм) и СТД-лебёдка (4 т, 4000 м х 8,3 мм) . Последняя используется в работах с ТНПА, для чего имеется дополнительный барабан с приводом
В днище судна расположены антенны многолучевого эхолота, профилирующего эхолота,
доплеровского измерителя течений и системы гидроакустического динамического позиционирования
ЛиТЕРАТУРА
Левашов Д. Е. 2010 . Современные суда и судовое оборудование для рыбопромысловых исследований .
М . : Изд-во ВНИРО. 400 с . Левашов Д. Е. 2016 . Нормирование характеристик шумового поля рыбохозяйственных НИС с целью минимизации его влияния на поведение рыб при промыслово-акустической съёмке // Труды
ВНИРО. Т. 159. С 157-166 . Skagerak / Nauta. 2016. Доступно через: http: //loven. gu. se/english/ships/New-RV- Skagerak-2017/building-the-new-r-v-skagerak// 20.03.2017.
References
Levashov D. E. 2010. Sovremennye suda i sudovoe oborudovanie dlya rybopromyslovyh issledovanij [Modern research vessels and their equipment for fishery investigations] . M . : Izd-vo VNIRO . 400 s .
Levashov D. E. 2016. Normirovanie kharakteristik shumovogo polya rybokhozyajstvennyh NIS s tsel'yu minimizatsii ego vliyaniya na povedenie ryb pri promyslovo-akusticheskoj s'emke [Characteristics rationing of fishing research vessels' noise field with the aim of minimization of its influence on fish behavior during fishery-acoustic survey] // Trudy VNIRO .
T. 159. S . 157-166.
Поступила в редакцию 22.03.2017 г.
R/V «Skagerak» — research vessel of new generation for Goteborg University (Sweden), designed with taking into account ICES Recommendations № 209
Levashov D. Ye., Tishkova T. V., Bulanova N. P.
Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography (FSBSI «VNIRO»), Moscow E-mail: levashov@vniro . ru
At the end of 2016 Sweden got newbuild research vessel of new generation «Skagerak» . The ship is capable to fulfill all types of scientific and research tasks including seismic and fishing investigations . It was designed and built for Goteborg University (Sweden) with taking into account ICES Recommendations № 209. R/V «Skagerak» will supersede 45-year-old research vessel with the same name, which no longer meets modern requirements . The ship was built on «Nauta» shipyard (Poland, Gdansk) . Design features and scientific qualities of the vessel are described
Key words: «Skagerak», ICES Recommendations № 209, fisheries researches, research vessel (R/V) .