Научная статья на тему 'Нил Смелсер'

Нил Смелсер Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
332
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нил Смелсер»

Интервью

VR: Нил Смелсер - несомненно, один из наиболее известных в России социологов. Его хорошо и просто написанный учебник по социологии широко используется поступающими на социологические факультеты и студентами младших курсов. Интересы Смелсера всегда выходили за рамки экономической социологии, тем не менее, его вклад в развитие этой науки трудно переоценить. Еще в студенческие годы (небывалый случай!) он стал соавтором знаменитого Толкотта Парсонса по книге «Хозяйство и общество», которая сегодня считается систематическим изложением так называемой «старой экономической социологии». Многое было сделано им впервые. Он написал первый учебник «Социология хозяйственной жизни» в 1963 г., издал первый ридер по экономической социологии в 1965 г., стал одним из трех основателей Комитета «Хозяйство и общество» в Международной социологической ассоциации (ISA) в 1986 г. Важную роль сыграл Смелсер и в институционализации современной экономической социологии в 1990-е годы. Чего стоит изданная им вместе с Ричардом Сведбергом в 1994 г. «Хрестоматия по экономической социологии»1. По-прежнему это лучший сборник оригинальных работ в данной области, который интегрировал ее достижения более чем за четверть века. Поэтому интервью с патриархом экономической социологии представляет для нас особый интерес.

2

Нил Смелсер [Neil Smelser]. 25 сентября 2001 г.

Беседа состоялась в рабочем кабинете проф. Смелсера в Беркли, куда он вернулся после периода работы в Стенфордском университете. Это было на следующий день после его возвращения из отпуска. К сожалению, запланированная поездка с супругой в экзотическую Норвегию сорвалась из-за трагических событий 11 сентября 2001 г. И семья Смелсеров провела эти дни на западном побережье. Во время разговора Нил с искренним удовольствием вспоминал о своей поездке в Москву и Новосибирск в 1999 г. и просил передать сердечный привет Татьяне Ивановне Заславской.

* * *

- Вы по праву считаетесь одним из отцов-основателей экономической социологии, хотя Ваши нынешние профессиональные интересы гораздо шире. Тем не менее, полагаю, Вы по-прежнему связываете себя с экономической социологией. Помните ли Вы, с чего это началось? Когда Вы впервые осознали себя экономсоциологом?

- Пожалуй, это случилось еще в студенческие годы - случайно, благодаря общению с Толкоттом Парсонсом, который был моим главным учителем и наставником в университете. Я немного знал его еще с младших курсов. Он приехал в Англию, в Кембридж в 1953 г. в качестве профессора им. Маршалла [Marshall Professor]. Так случилось, что я в это время учился в Оксфорде. Меня всегда интересовала экономическая теория. Не то чтобы она мне особенно нравилась, но интерес у меня к ней был. И еще в бакалавриате я прослушал курс экономической теории и экономической социологии. А в Оксфорде я получал тогда второе образование - изучал политическую теорию, философию и экономику. Так что я получил

1 Smelser, Neil J., and Richard Swedberg (eds.) The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press; N.Y.: Russell Sage Foundation, 1994.

2 Перевод М.С. Добряковой.

формальное образование, прежде чем начал называть себя так - мне казалось, что аналитически это самая сильная область социальных наук и ее важно знать.

Парсонс, который преподавал тогда в Кембридже, вновь заинтересовался экономической теорией, и его лекции того времени были посвящены интеграции социологической и экономической теории. Он знал, что я в Оксфорде и что я знаю о современной экономической теории гораздо больше него. Он тогда только начинал обращаться к экономическим вопросам, недавно прочел Кейнса и с традицией экономического анализа в целом был незнаком. Так что после своего курса лекций он связался со мной и предложил высказать критические замечания по их поводу. Я обнаружил в лекциях множество пробелов - поскольку он упустил из виду многие разделы экономической теории. Вдобавок, меня смущал характер самой аргументации. В результате я написал весьма смелый - для молодого человека двадцати трех лет от роду - ответ, в котором прямо приводился длинный перечень всех этих недостатков. Вместо того, чтобы попытаться опровергнуть мою критику, Парсонс очень заинтересовался и пригласил меня на несколько дней в Кембридж - обсудить некоторые моменты более детально. Мы провели несколько плодотворных бесед. Потом мы поехали в Солсбери, где он вел летний семинар, и я там тоже провел неделю. И тогда мы уже не только обсуждали мои критические замечания, но начали активно разрабатывать новые теоретические идеи. Это была чрезвычайно интересная интеллектуальная работа. А затем, когда я вернулся в Гарвард учиться дальше, Парсонс предложил мне быть его соавтором.

- В книге «Хозяйство и общество»3.

- И я написал ее вместе с ним, учась на старших курсах университета, что достаточно необычно. Мне это весьма льстило. Работа с Парсонсом послужила толчком, кристаллизующим моментом, она сформировала меня. Поэтому, когда пришло время выбирать специализацию, я выбрал стратификацию и экономическую социологию. Так что я начал заниматься этим еще до получения университетского диплома.

- А в то время было название «экономическая социология»?

- Думаю, да.

- Или говорили скорее о «хозяйстве и обществе»?

- Нет, в Гарварде одна из специализаций называлась именно так - «экономическая социология».

- Интересно.

- Позднее, в своей диссертации, которая была посвящена индустриальным отношениям в Великобритании, я попытался найти применение экономической социологии, рассматривая социальные изменения и их связь с изменениями в индустриальной сфере. Правда, я тогда включил в общую аналитическую схему также изменения в сообществе и семье, все это было завязано вместе.

В целом, это все просто шло вместе с моим развитием. Затем, совершенно случайно, мне предложили написать книгу.

- «Социологию хозяйственной жизни»4.

- Да, это была одна из самых крупных серий издательства «Prentice-Hall», ее редактором являлся Алекс Инкелес [Alex Inkeles]. Основываясь на своих предыдущих работах в области

3 Parsons, Talcott, and Neil J. Smelser. Economy and Society: A Study in the Integration of Economic and Social Theory. L., Boston: Routledge & Kegan Paul, 1984 [Glencoe, Ill.: Free Press, 1956].

4 Smelser, Neil J. The Sociology of Economic Life. 2nd ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1976 [1963].

экономической социологии, я выбрал для книги название «Социология хозяйственной жизни». В общем-то, она могла бы называться и «Экономической социологией». Здесь, как мне кажется, нет принципиальной разницы. И эта книга или учебник (в значительной степени это был учебник) являлась попыткой систематического описания данной области.

Это было достаточно любопытное время в истории экономической социологии. Когда я писал книгу, экономическая социология находилась в несколько замерзшем состоянии. И для меня это открыло возможность придать ей определенную форму. Думаю, это была достаточно важная вещь. Через десять лет вышло второе издание. В те времена эта область развивалась довольно вяло. Но это было достаточно интересно. Так что я занялся этой областью и продолжал писать понемногу. В моих основных работах, написанных позднее, используется экономическая и экономсоциологическая аргументация. И хотя мои интересы всегда были значительно шире, я считал данное поле своим, считая своего рода долгом заботиться об области, которая пока не вызывает массового интереса.

А затем, в 1990-е годы все загорелось с новой силой - вышла наша работа со Сведбергом...

- «Хрестоматия по экономической социологии»5.

- Да.

- Ричард Сведберг и Марк Грановеттер несколько дней назад говорили мне, что через пару лет вы планируете новое издание этой хрестоматии и что в нее будут внесены некоторые изменения и дополнения.

- Мы уже составили план. Наметили главы. Мы присмотрели новых авторов, все они дали согласие. Здесь многое будет иначе. Пожалуй, треть книги составят новые главы - ведь проводятся новые исследования. Вот и авторы будут новыми (не все, конечно, но новые тоже будут). Мы выбрали также новых авторов для старых тем. Мы решили подготовить второе издание - и это главная задача. Работа ведется активно, мы уже заручились поддержкой Фонда Рассел Сейдж и проведем конференцию авторов хрестоматии. Конференция будет примерно через год. К тому времени все главы в черновом варианте уже должны быть готовы, мы будем вносить коррективы - в первый раз мы делали именно так. А затем, месяцев через девять или через год книга должна выйти.

- Интересно, что же будет включено дополнительно? Дело в том, что ваша «Хрестоматия» уже есть в российских библиотеках. Будут ли это самые последние работы или же вы выберете какие-то уже опубликованные, наиболее известные статьи?

- Нет, ни один материал ранее не публиковался.

- Не публиковался? Они написаны специально для этой книги?

- Да, все пишут специально для нашей книги. Пожалуй, единственное исключение - работа Пьера Бурдье. Он предложил общую аналитическую схему экономической антропологии, нас она заинтересовала, и мы попросили его написать целую главу об этом. Мы переведем ее на английский, и это будет одна из наших новых глав. Но это единственная вещь, которая не будет совершенно новой. Кто-то из авторов работ, вошедших в первый сборник, умер (Джеймс Коулман [James Coleman], например), и мы вносим изменения в структуру подачи материала. Это касается не одного Коулмана, а в целом трактовки рациональности и экономической теории, политической науки и социологии. У нас будет новая глава Виктора Ни [Victor Nee], который пишет.

- Об институционализмах?

5 Smelser, Neil J., and Richard Swedberg (eds.) The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press; N.Y.: Russell Sage Foundation, 1994.

- Да, об институционализмах и истории экономической теории, особенно об экономическом институционализме и социологическом институционализме, этих двух началах вместе. ...У нас будет статья Вивианы Зелизер [Viviana Zelizer] из Принстона.

- О социологии денег?

- Она хочет написать о культуре и потреблении, и статья очень логично встраивается. У нас будет и глава по социологии денег, но не ее. Ее напишет.

- Возможно, Найджел Додд [Nigel Dodd]?

- Нет, мы попросили не его, а американца Брюса Каррутерса [Bruce Carruthers]. (Да, мне кажется, это Каррутерс.) До этого у нас никто не писал о социологии денег. Мы также договорились о социологии банковского дела и кредитования. О них напишут Марк Мизраки [Mark Mizruchi] (как и в первом издании) и Линда Стёрнз [Linda Stearns]. У нас будет очень интересная новая глава, написанная историками экономической мысли. Это будет нечто наподобие «социоэкономических аспектов классической жизни в Греции и Риме». Это просто великолепно - такая замечательная идея. Еще одна новая глава связана с возникновением интереса, которого прежде не было (он и сейчас еще не сложился, но исследователи все чаще обращаются к нему) - я имею в виду роль эмоций в хозяйственном поведении. В формальных организациях значение эмоций отнюдь не малое. И ведутся исследования эмоциональных аспектов экономических решений.

- Эти исследователи пришли из социальной психологии?

- Из психологии и социологии. Также из антропологии. Это еще не сложившаяся область. Но мы договорились с коллегой в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе и поставили задачу примерно так: «Знаете, это новая область, мы пока не знаем точно, куда все это движется, но...»

- А как зовут автора?

- Ее зовут Мейбл, и, насколько я знаю, они со Сведбергом собираются пожениться. Но я оцениваю ее работу независимо от рекомендаций Свердберга, я пригласил ее просто потому, что меня очень интересуют нерациональные стороны хозяйственной жизни.

Другое приложение моих интересов в области экономической социологии - серия теоретических эссе о мотивации хозяйственного поведения. Сюда входит и некоторая критика хозяйственной рациональности, анализ некоторых других подходов. Это другое направление моих интересов в данной области, и будет совершенно новая статья. Видите, эта область так быстро развивается. И второе издание совершенно оправдано. Что же касается первого издания, оно оказалось весьма полезным и помогло кристаллизовать наши достижения, накапливавшиеся примерно с 1970-х годов. Но сейчас вокруг столько всего происходит, появляется столько молодых исследователей. Мне кажется, социология хозяйственной жизни и социология культуры - это наиболее динамично развивающиеся области в нынешней социологии. И меня это радует. Ведь когда появилась наша книга с Парсонсом, этой области не уделялось особенного внимания.

- Еще по поводу нового издания «Хрестоматии»: ведь вы, вероятно, просматривали все основные работы в данной области, по крайней мере, то, что может показаться важным...

- Сведберг здесь знает очень много, у него очень широкие интересы.

- А могли бы Вы назвать самые последние работы в области экономической социологии (книги и статьи), которые заслуживают внимания, чем-то озадачивают, заставляют задуматься, предлагают новые решения? Если брать работы, вышедшие за последние два-три-четыре года?

- Ну, я не уверен, что могу... Я уже упомянул некоторых авторов - Зелизер, Флигстин. Вы говорили с ним?

- Да, конечно. Он подарил мне свою новую книгу, это очень интересная работа.

- Да, он пишет очень интересные вещи. Особенно интересны точки соприкосновения между социологией и правом, экономической социологией и правом. Между экономической теорией и правом уже выстроено немало связей. Мне кажется, тот факт, что он занимается. Какую книгу он подарил Вам - «Архитектура рынков»? Или что-то другое?

- Да, свою последнюю книгу - «Архитектура рынков»6.

- Социология рынков - очень интересное направление. Сверберг написал работу об этом. И интерес здесь не только со стороны социологии, но и со стороны экономической теории. Экономисты сами теперь интересуются этой областью гораздо больше, чем раньше. Раньше рынок был для них некой данностью, а теперь они заинтересовались институциональными аспектами рыночного поведения. . И в скобках я бы заметил, что многие важные вещи приходят в экономическую социологию именно из экономической теории.

- Совершенно согласен.

- Они изменились. Например, такая фигура, как Оливер Уильямсон [Oliver Williamson]. Он, кстати, здесь, в Беркли.

- Да, мы встречались, я брал у него интервью.

- У него как раз такой особый подход. При этом он еще в большей степени следует экономической аргументации. Я бы не назвал его экономсоциологом, я назвал бы его экономистом, интересующимся.

- Он бы не согласился. Но его влияние очень велико, идеи Уильямсона активно критикуются экономсоциологами.

- Для первого издания он написал об экономике трансакционных издержек. Эта работа не войдет во второе издание. Вдобавок, [его идеи] так или иначе обсуждаются и в других главах.

Я уже упоминал Зелизер. Ее исследования культурных аспектов денежных отношений весьма и весьма увлекательны. Она провела несколько новых исследований, посвященных культурным аспектам потребительского выбора. Ее особенно интересуют этнические и культурные различия в потребительном поведении, те смыслы, которые придают ему различные категории потребителей. Это очень интересное направление.

Димаджио продолжает работать, хотя его интересы гораздо шире. Он пишет на разные темы, и его работа заслуживает внимания.

Мне кажется, жизнь здесь продолжает бить ключом, потому что ведется много исследований глобализации, международного развития хозяйственных форм.

- Да, я помню, примерно десять лет назад в интервью с Ричардом Сведбергом Вы сказали, что социология международных отношений будет развиваться...

- Да, будет развиваться все более активно. И произошел настоящий взрыв. Правда, литература здесь не особенно хорошего качества. Я имею в виду, что с аналитической точки зрения она не особенно сильна. И само понятие глобализации - идеологически столь нагруженная вещь, что никто толком не знает, что же оно означает. Оно очень размыто, включат буквально все. Поэтому-то литература по глобализации и не помогла пока что решить какие-то проблемы. У нее есть чуть ли не религиозный оттенок, нечто сродни

6 Fligstein, Neil. The Architecture Of Markets: An Economic Sociology Of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton: Princeton University Press, 2001.

социальному движению. Я всегда выступал против такого «тотального» [totalistic] стиля мышления.

Примерно год назад я читал лекцию в Польше, в Кракове. Это была международная конференция, посвященная 600-летию университета. И я выступал на тему глобализации. «Посмотри вперед, начинается XXI век, - говорили они. - Что сможет рассказать социология о меняющемся мире?» Я много внимания уделил тогда этой теме, я говорил, что глобализация - это серьезное дополнение к процессам социальных изменений, которые мы наблюдали до сих пор. Мы понимаем, что многому можем научиться, лучше понять вопросы глобализации, читая литературу о построении институтов, наций и т.д. Глобализацию не следует рассматривать как что-то совершенно новое, скорее это трансформация уже существующего. Это было основной мыслью моего выступления, я приводил много разных примеров (хотя в основном из экономической области).

- Еще один вопрос. Когда я говорил с Ричардом Свердбергом, он отметил, что американская экономическая социология по-прежнему остается наиболее развитой, наиболее влиятельной. Но он предположил, что новые вещи приходят сюда, как правило, из Европы.

- Теоретические?

- Да, теоретические.

- Возможно, он прав. Если взглянуть на общее развитие социологии, как оно происходило между Европой и Соединенными Штатами, мы обнаружим, что в Западной Европе в период фашизма и Второй мировой войны социология практически сошла на нет (например, в Германии она вовсе исчезла). Затем, где-то через двадцать лет после войны произошло общее возрождение социологии. Но оно было построено уже по американской модели: больше практических исследований, довольно мало теории - весьма эмпирически ориентированная социология. В последние же двадцать - тридцать лет главные теоретические идеи действительно принадлежат европейцам. Здесь и Луман, и некоторые французские социологи. Вспомним Фуко, Турена, Бурдье - все это гораздо более интересные источники теоретических идей, чем любая американская теория. В США теория в целом стала мельче. Опять же крупные немецкие авторы - Хабермас и Луман, из британцев -Энтони Гидденс, хотя его вклад и не столь значителен, как у этих европейцев. Работы итальянцев - Феррари [Vincenzo Ferrari], Мартинелли [Alberto Martinelli] - опять же имеют теоретическую направленность. А американские социологи реагируют на эти теоретические идеи, активно интересуются ими. Но творческое начало со временем перетекло к европейским исследованиям. Не думаю, что так будет всегда, но.

- Своего рода возвращение к истокам, ведь первоначально все шло из Европы...

- Да, верно. Мне кажется, дело еще и в особом стиле континентального мышления. Европейцы заново утвердили свое господство в нашей области. Может быть, эта мысль и стояла за высказыванием Ричарда. Я не знаю, как трактовать эту тенденцию применительно к экономической социологии, поскольку большинство авторов работают в Соединенных Штатах. Здесь и скандинавы, и французы, и немцы, но они не играют ведущей роли.

- Я хотел бы перейти к последнему вопросу, он касается как раз международных отношений. Много лет назад в рамках Американской социологической ассоциации Вы основали знаменитый ныне исследовательский комитет «Хозяйство и общество». Насколько я знаю, сейчас Вы не очень активно участвуете в организационной деятельности этого комитета, но все-таки, как бы Вы оценили его нынешнее положение и перспективы дальнейшего развития?

- У него очень сильные позиции, очень сильные. Это одна из ведущих исследовательских групп в Американской социологической ассоциации. Что касается истоков, то нас было

тогда трое, мы отвечали за его формирование. С одной стороны, Мартинелли и я начали организовывать нечто, что, как мы полагали, впоследствии могло бы стать частью такого комитета. С другой стороны, Кардозу [Fernando Henrique Cardoso], разрабатывавший свою теорию развития, высказался за создание специального исследовательского комитета в рамках Международной социологической ассоциации [ISA]. Руководство ISA попросило нас все это объединить. И мы объединили, каждый из нас старался помочь другому. С Кардозу прекрасно работать вместе, это очень трезвый исследователь и человек. А с Мартинелли мы и раньше работали вместе, так что у нас получилась хорошая группа. Она сформировалась довольно легко. И если посмотреть на модель рекрутирования в руководство ISA, что мы видим? Два президента - Кардозу и Мартинелли, вице-президент Арнольд Сэйлз [Arnold Sales], он теперь возглавляет исследовательский комитет. Так что те из нас, кто работал тогда наиболее активно в комитете «Хозяйство и общество», наиболее преуспели и в политической карьере в ISA в целом. Не знаю, как это объяснить, но этот комитет всегда был и по сей день остается одним из наиболее энергичных и интеллектуально активных.

- А когда он был основан?

— Думаю, в 1986 г. он был учрежден в качестве исследовательского комитета, но работа началась лет за шесть до того, примерно в 1980 г. И с тех пор он остается сильным и активным. В него входят самые разные люди, из разных стран, Вы ведь тоже входите в него теперь.

- Да, я представляю Россию и принимаю участие в его деятельности, но я знаю, что это довольно непростая задача - побудить ведущих исследователей к участию.

— ...Я буду с Харри Маклером [Harry Makler] в одной из секций, посвященных коррупции. Это в программе по экономической социологии на конгрессе в Брисбане. Вы ведь едете в Брисбан?

- Да, я руковожу одной из секций, так что, несомненно, я еду.

— Я хотел бы рассказать Вам еще кое-что, возможно, это покажется интересным. Я знаю, что Вы пытаетесь представить общую картину. Мне кажется, в истории экономической социологии важную роль сыграло марксистское мышление. По вполне очевидным причинам Маркс никогда не пользовался особенной популярностью среди американских социологов. Даже на заре истории американской социологии марксизм и социализм воспринимались весьма враждебно. Отчасти это связано и с проблемой конкуренции: американские основатели социологии были особенно заинтересованы в определенном типе реформ и считали социализм слишком идеалистичным, слишком абстрактным, слишком тоталитарным. А американская реформа была более либеральной. Затем произошел всплеск интереса к Марксу и марксизму, и здесь особенно выделяются несколько авторов, писавших примерно во время Второй мировой войны. Например, Роберт Линд [Lynd] и Ч. Райт Милз [Mills] черпали свои идеи именно в марксизме. И считалось, что оба они работают несколько в стороне от основного направления американской социологии. Затем, в 1960-е годы повсюду началось шевеление. Традиционная экономическая социология - исследования индустриальных отношений, хозяйственных организаций, профсоюзов - попала под атаку левых взглядов. И марксистский подход был чересчур консервативен, чересчур апологетичен и ограничен, чтобы его можно было применить к американской системе. Он будто возвращал социологическое мышление лет на десять - двенадцать назад. Поднялась новая волна критической социологии, в том числе в экономической социологии. Ею начинали активно заниматься молодые исследователи. Влияние Маркса и Вебера на экономическую социологию в это время было наиболее сильным, так как их идеи позволяли увидеть всю систему, увидеть более общий контекст экономического - а не просто индустриальные отношения или прочие более мелкие аспекты. Затем неожиданно, где-то в начале 1980-х годов наряду с марксизмом в социологии начали появляться статьи, сначала в Восточной

Европе, потом в Западной Европе. Они были написаны на основе марксистских идей. В США этот интерес к Марксу утих несколько позднее. Он постепенно шел на убыль.

Когда я читал лекции в 1989 г., мне хотелось как-то обсудить эту тему. Мы разговаривали со студентами много часов, и никто не задал вопроса, о котором можно было бы сказать, что он возник на основе марксовой теории. Никто. Тогда-то я и пошутил, сказав, что сегодня остались два центра марксистской социологии - в Беркли и Колумбийском университете. Это шутка, но это связано с тем фактом, что. Мне кажется, марксизм снова лишился своего влияния в экономической социологии. Есть некоторые авторы. Например, Майкл Буравой [Michael Burawoy], Эрик Райт [Eric Wright], которые по-прежнему работают в русле марксизма, но в целом он уже в прошлом.

- Да, но есть много таких исследователей в Европе.

- Всякие нео- и постмарксисты. Я думаю, здесь имеет место общий кризис левых. Он гораздо шире, чем вся социология. Он связан с американской и британской политикой, вообще с политикой в Европе в эпоху Тэтчер и Рейгана. Левые взгляды становятся все менее популярными. Современная экономическая социология эклектична. И в этом одна из ее проблем. Она надеется, что придет какой-то гениальный европеец - как думает Сведберг - и дело сдвинется в сторону интегрирования. Если сегодня заниматься экономической социологией, то это должна быть теоретическая работа в области экономической социологии, попытка понять множество направлений, в которых она движется.

- Большое спасибо.

Избранная библиография работ Нила Смелсера

Smelser, Neil J. Compiling a new encyclopedia, Daedalus (Winter 2002). Vol. 131, No. 1. P. 151155.

Smelser, Neil J., William Julius Wilson, and Faith Mitchell (eds.) America Becoming: Racial Trends and Their Consequences. Washington, D.C.: National Academy Press, 2001.

Smelser, Neil J., and Paul B. Baltes (eds.) International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. 1st ed. Amsterdam, N.Y.: Elsevier, 2001.

Smelser, Neil J., and Jeffrey C. Alexander (eds.) Diversity and its Discontents: Cultural Conflict and Common Ground in Contemporary American Society. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1999.

Smelser, Neil J.Looking back at 25 years of sociology and the Annual Review of Sociology, Annual Review of Sociology (1999). Vol. 25. P. 1-18.

Smelser, Neil J. The public representation of culture and history, The American Behavioral Scientist (March 1999). Vol. 42, No. 6. P. 913-921.

Smelser, Neil J. The Social Edges of Psychoanalysis. Berkeley, Calif.: University of California Press, 1998.

Smelser, Neil J. Problematics of Sociology: The Georg Simmel Lectures, 1995. Berkeley: University of California Press, 1997.

Smelser, Neil J. Sociology. 5th ed. Englewood Cliffs, N.J. : Prentice Hall, 1995 [1991, 1988, 1973, 1967].

Smelser, Neil J., and Richard Swedberg (eds.) The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press; N.Y.: Russell Sage Foundation, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Smelser, Neil J. Effective Committee Service. Newbury Park, Calif.: Sage Publications, 1993.

Haferkamp, Hans, and Neil J. Smelser (eds.) Social Change and Modernity. Berkeley: University of California Press, 1992.

Münch, Richard, and Neil J. Smelser (eds.) Theory of Culture. Berkeley: University of California Press, 1992.

Smelser, Neil J. The Marshall Lectures and Economy and Society, Sociological Inquiry (Winter 1991). Vol. 61, No. 1.

Smelser, Neil J. Social Paralysis and Social Change: British Working-Class Education in the Nineteenth Century. Berkeley: University of California Press; N.Y.: Russell Sage Foundation, 1991.

Martinelli, Alberto, and Neil J. Smelser (eds.) Economy and Society: Overviews in Economic Sociology. L., Newbury Park: Sage Publications, 1990.

R. Duncan Luce, Neil J. Smelser, and Dean R. Gerstein (eds.) Leading Edges in Social and Behavioral Science. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1989.

Mecca, Andrew M., Neil J. Smelser, and John Vasconcellos (eds.) The Social Importance of Self-Esteem. Berkeley: University of California Press, 1989.

Smelser, Neil J. (ed.) Handbook of Sociology. Newbury Park, Calif.: Sage Publications, 1988.

Smelser, Neil J. (ed.) Contemporary Classics in the Social and Behavioral Sciences. With a foreword by Robert K. Merton; preface by Eugene Garfield. Philadelphia: ISI Press, 1987.

Parsons, Talcott, and Neil J. Smelser. Economy and Society: A Study in the Integration of Economic and Social Theory. L., Boston: Routledge & Kegan Paul, 1984 [Glencoe, Ill.: Free Press, 1956].

Makler, Harry, Alberto Martinelli, and Neil Smelser (eds.) The New International Economy. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications, 1982.

Smelser, Neil J., and Erik H. Erikson (eds.) Themes of Work and Love in Adulthood. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1980.

Smelser, Neil J., and Robin Content. The Changing Academic Market: General Trends and a Berkeley Case Study. Berkeley : University of California Press, 1980.

Huppes, T. (ed.) Economics and Sociology: Towards an Integration. Contributors Neil J. Smelser et al. Leiden: Martinus Nijhoff Social Sciences Division, 1976.

Smelser, Neil J. Comparative Methods in the Social Sciences. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1976.

Smelser, Neil J., and R. Stephen Warner. Sociological Theory: Historical and Formal. Morristown, N.J.: General Learning Press, 1976.

Smelser, Neil J. The Sociology of Economic Life. 2nd ed. Englewood Cliffs, N.J. : Prentice-Hall, 1976 [1963].

Smelser, Neil J., and Gabriel Almond (eds.) Public Higher Education in California. Berkeley: University of California Press, 1974.

Smeser, Neil J. (ed.) Marx, Karl, 1818-1883. On Society and Social Change. With selections by Friedrich Engels. Chicago: University of Chicago Press, 1973.

Smelser, Neil J. Sociological Theory: A Contemporary View. N.Y.: General Learning Press, 1971.

Smelser, Neil J., and William T. Smelser (eds.) Personality and Social Systems. 2nd ed. N.Y.: Wiley, 1970.

Smelser, Neil J. Essays in Sociological Explanation. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1968.

Smelser, Neil J. (ed.) Sociology, an Introduction. N.Y.: Wiley, 1967.

Smelser, Neil J., and Seymour M. Lipset (eds.) Social Structure and Mobility in Economic Development. Chicago: Aldine Pub. Co.; L.: Routledge & Kegan Paul, 1966.

Smelser, Neil J. (ed.) Readings on Economic Sociology. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1965.

Smelser, Neil J. Theory of Collective Behavior. N.Y.: Free Press of Glencoe, 1963.

Lipset, Seymour M., and Neil J. Smelser (eds.) Sociology, The progress of a Decade; a collection of articles. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1961.

Smelser, Neil J. Social Change in the Industrial Revolution; An Application of Theory to the British Cotton Industry. Chicago: University of Chicago Press, 1959.

Smelser, Neil J. Social Change in the Industrial Revolution; An Application of Theory to the Lancashire Cotton Industry, 1770-1840. L.: Routledge & Kegan Paul, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.